Символ в русском языке примеры + видео обзор

Содержание
  1. Значение слова «символ»
  2. си́мвол
  3. СИМВОЛ
  4. Смотреть что такое «СИМВОЛ» в других словарях:
  5. Презентация по русскому языку «Слова-символы в русском языке»
  6. Оставьте свой комментарий
  7. Подарочные сертификаты
  8. Символ в художественном тексте
  9. Значение слова символ
  10. Словарь Ушакова
  11. Этимологический Словарь Русского Языка
  12. Начала Современного Естествознания. Тезаурус
  13. Культурология. Словарь-справочник
  14. Словарь лингвистических терминов
  15. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  16. Термины Киносемиотики
  17. Грамматологический словарь
  18. Философский словарь (Конт-Спонвиль)
  19. Дизайн. Словарь терминов
  20. Толковый переводоведческий словарь
  21. Вестминстерский словарь теологических терминов
  22. Тезаурус русской деловой лексики
  23. Энциклопедический словарь
  24. Словарь Ожегова
  25. Словарь Ефремовой
  26. Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
  27. Большая Советская Энциклопедия
  28. Видео

Значение слова «символ»

Символ в русском языке примеры

1. Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи. Белый голубь — символ мира.Великая русская река! Она — символ нашей вольности, нашего раздолья и нашего богатства. Новиков-Прибой, Волга. На подзеркальнике стояли полукругом семь слонов — традиционный символ счастья. С. Никитин, Семь слонов.

2. Лит. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание. [Символисты] стали жертвовать внешней правдой и даже правдоподобностью ради выявления в символе избранной ими идеи. Брюсов, Смысл современной поэзии.

3. Спец. Условное обозначение какой-л. величины, принятое той или иной наукой. Символы химических элементов. Кристаллографические символы.

[От греч. σύμβολον — условный знак, примета]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение.

СИ’МВОЛ, (симво́л устар.), а, м. [греч. symbolon — знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой-н. организации, тайного общества]. Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, — но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. е. продуктом нашего ума. Ленин. Круг — с. вечности. Пальмовая ветвь — с. мира. || Художественный образ, в к-ром условно выражены идеи и переживания, преимущ. мистические (лит., искус.). ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

си́мвол

1. то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи ◆ Сокровенные знания называются так не потому, что их скрывают, но потому, что они сами скрыты в символах. В. Я. Брюсов, «Огненный ангел», 1908 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У древних осёл — символ мира, а конь — войны, поэтому пророк должен был въехать в Иерусалим на белом осле. Михаил Шишкин, «Венерин волос», 2004 г. // «Знамя» (цитата из НКРЯ)

2. филол. художественный образ, условно передающий какую-либо мысль, переживание ◆ Аллегория, олицетворение и художественный символ очень рано получили широкое развитие в христианском искусстве народов западных. Ф. И. Буслаев, «Повесть о горе и злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин», 1856 г. (цитата из НКРЯ)

3. условное обозначение какой-либо единицы, величины, принятое в науке ◆ Вверху, справа от символа стояла цифра 108. Значит ― 108-й элемент по порядку. А под символом ― цифра 400, взятая в квадратные скобки: так обозначают массовое число наиболее устойчивого изотопа. К. Севастьянова, «Элемент «Копыловий»», 1967 г. // «Химия и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ Так как концентрация водородных ионов в растворе — величина очень малая, то для удобства пользуются не действительным значением её, а десятичным логарифмом этого числа, взятым с обратным знаком. Этот водородный показатель, по предложению датского химика Серенсена, принято обозначать символом рН (рН — первые буквы от латинских слов pundus Hydrogenium, т. е. вес водорода). И. Вольпер, «Кислота в нашей пище», 1966 г. // «Химия и жизнь» (цитата из НКРЯ)

4. отдельный графический знак в письменности, например буква, цифра или знак препинания ◆ Текст открывал своё пространство по мере осознания смысла каждого символа, каждой буквы в строке. Андрей Балдин, «Московские праздные дни», 1997 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В современном китайском письме (байхуа), кроме традиционных символов, широко используются европейские знаки пунктуации. «Китайское письмо» (цитата из Википедии)

5. информ. значение из некого конечного множества (набора, словаря, алфавита), которое можно использовать как одиночный элемент строки; чаще всего — обобщение понятия [4], включающее не только печатные знаки, но и специальные управляющие символы, не имеющие графического представления ◆ Все большее распространение, в частности, в Internet получает кодировка UTF-8, которая позволяет обходиться 8 битами для кодирования символов ASCII и 16 битами для кодирования символов большинства алфавитных письменностей, в частности, русской. В. В. Лидовский, «Современная компьютерная кириллица и структура Unicode», 2004 г. // «Информационные технологии» (цитата из НКРЯ) ◆ Машина Тьюринга представляет собой устройство, состоящее из бесконечной ленты, разбитой на отдельные ячейки, в каждую из которых с помощью специальной подвижной головки может быть записан символ из конечного словаря машины (вполне достаточно нуля и единицы). О. В. Аронсон, «Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия.», Ч. I, 2007 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

СИМВОЛ

Смотреть что такое «СИМВОЛ» в других словарях:

СИМВОЛ — (от греч. symbolon знак, опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого… … Философская энциклопедия

СИМВОЛ — (от греч. знак, примета) 1) в искусственных формализованных языках понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством содержат,… … Энциклопедия культурологии

Символ — Символ ♦ Symbol Иногда синоним знака, даже (в результате англо американского влияния, в частности после работ Пирса) условного знака. Например, математическими символами мы называем именно условные знаки. Но язык сопротивляется этому… … Философский словарь Спонвиля

СИМВОЛ — муж., греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм,… … Толковый словарь Даля

символ — и устарелое символ. В литературном языке XIX века преобладало ударение символ. Оно зафиксировано у А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, В. Бенедиктова, Н. Добролюбова, А. Майкова, А. Полежаева, А. К. Толстого, А. Фета, В. Жуковского, А.… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СИМВОЛ — СИМВОЛ, (символ устар.), символа, муж. (греч. symbolon знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой нибудь организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего нибудь, выражающее, означающее какое… … Толковый словарь Ушакова

Символ — в переводческой скорописи условное обозначение или знак, используемые для обозначения группы предметов, явлений. По способу обозначения символы системы записи подразделяются на буквенные, ассоциативные, произвольные. См. также: Символы Системы… … Финансовый словарь

символ — См … Словарь синонимов

символ — (от греч. symbolon условный знак) образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию «знак», однако их следует различать. Для знака (особенно в формально логических… … Большая психологическая энциклопедия

СИМВОЛ — СИМВОЛ, а, муж. 1. То, что служит условным знаком какого н. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой н. единицы, величины. • Символ веры 1) краткое… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Презентация по русскому языку «Слова-символы в русском языке»

Символ в русском языке примеры

Описание презентации по отдельным слайдам:

Слова –символы в русском языке Работу выполнила Авсеенкова Г. В. МБОУ «Средняя школа №1 Г. Рудня»

Примеры товарных знаков Символ достаточно часто путают со знаком, но различия между символом и знаком весьма существенные. Если рассматривать, что такое символ и знак, то следует отметить, что символ характеризует определенное явление, а знак является отличительным признаком чего-то. Например, товарный знак обозначает, что конкретный продукт произведен определенной торговой маркой или брендом.

Символы в литературе В стихотворном творчестве поэты использовали много образов-символов. Например, в стихах Есенина, очень часто упоминается слово «окно», которое является образом-символом. В некоторых стихах окно разделяет внешний и внутренний мир поэта, а в некоторых выступает образом-символом, разделяющим два периода жизни поэта – его детство и молодые годы с последними годами его жизни. Подобных примеров в творчестве поэтов можно найти достаточно много.

Причем, у каждого автора имеется свой собственный образ-символ, который используется им не в одном произведении, а, по меньшей мере, в нескольких. На стыке 19 и 20-го веков в литературе образовалось течение, названное «Символизм». Но на самом деле, литературные символы использовались намного раньше. У каждого из нас персонаж Волка из сказки «Красная шапочка» символизируется со злом, а главные герои былин – Добрыня Никитич или Илья Муромец символизируют силу.

Все литературные символы заключают в себе переносное значение, поэтому, необходимо различать, что такое символ в литературе и что такое метафора. Символ является более сложным по своей структуре и смыслу. Метафора – прямо описанное уподобление одного явления или предмета другому. Не всегда читателю удается раскрыть до конца образ-символ, потому что автор заключает в нем свое видение предмета или явления.

К тому же, в языке Паскаля используются специфические символы и цифры. В информатике используется и ряд графических символов, которые необходимы для составления схем-блоков. Символы, которые используются для математики, хорошо известны нам со школьной скамьи. К ним относятся арифметические знаки, латинские буквы и знаки, обозначающие «множество», «бесконечность» и прочее. Символы в информатике и математике В информатике большинство действий представляют собой символы. Что такое символ в информатике? Ответить на этот вопрос поможет язык Pascal, который известен, как пользователям, работающим с компьютером, так и программистам. Язык Pascal состоит из основных и вспомогательных символов. Основными символами являются 26 латинских прописных букв и столько же строчных букв.

Существует множество определения понятия «символ». В античности слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое или политическое соглашение, условный знак, показывающий принадлежность к религиозной или профессиональной организации. Символами назывались проекты постановлений, составлявшихся на общих собраниях. Кроме того, символами называли пропуска на зрелищные мероприятия, документы на получение льготного хлеба из хранилищ и римские тессары – навощенные дощечки, на которых писали военные приказы.

Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Символ – знак, опознавательная примета, предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу.

Символ в русском языке примеры

Символ в русском языке примеры

Символ в русском языке примеры

Символ в русском языке примеры

Символ в русском языке примеры

Символ в русском языке примеры

С символами мы встречаемся в жизни постоянно.

Символ – знак, опознавательная примета, предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Данная презентация предназначена для работы на уроках русского языка и литературы. Она познакомит учащихся с понятием слова «символ».

Можно использовать для любого умк.

Номер материала: ДБ-1559187

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Символ в художественном тексте

Символы как таковые существуют тысячелетия). В них отголоски древних представлений о мире, они и родились как результат познания человеком окружающего мира. И восходят они к мифам, обрядам, древним верованиям

Возникнув в древности, символы существовали во все времена, и спустя тысячелетия они способны заворожить своим смыслом.

Бывают символы религиозные, исторические, художественные. Мы будем говорить о символе художественном, поэтическом.

Символ и аллегория

Если вы попадете в незнакомый город и на одном из его зданий увидите это изображение, вы догадаетесь, что это за здание? Почему?

Символ в русском языке примеры

Ваши ответы опираются на знание мифологических мотивов.

— Какие животные традиционно являются героями басен?

— Какой персонаж олицетворяет трусость? Упрямство?

— А за таким персонажем, как лиса, какое свойство закреплено?

Мы это знаем. Такова традиция.

2. Прочитайте, пожалуйста, строки Пушкина из его юношеского стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» (приложение 2, текст 1).

Прекрасный царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад:

— Можете ли вы сказать, в каком значении употреблены Пушкиным слова лев и орел?

Символ в русском языке примеры

— А если не знать про гербы, можно понять, что имел в виду Пушкин?

— Аллегория однозначна или многозначна? Нужно ли для ее понимания думать, «включать» воображение? Или достаточно фактических знаний?

Аллегория всегда однозначна.

3. Вернемся к богине правосудия. Итак, в незнакомом городе на фасаде здания вы увидели изображение Фемиды. Но, к вашему изумлению, она: подглядывает из-под повязки.

Символ в русском языке примеры

Прочитайте определение символа (на слайде).

То есть образ-символ подразумевает неоднозначный, потаенный смысл, который надо разгадывать. Символ предполагает наличие внутренней тайны.

— Кстати, атрибутами Фемиды являются меч, весы. Это, по-вашему, символы или аллегория?

Символ в русском языке примеры

Приложение 1, слайд 7

Символ в поэтическом тексте

1. Чтение стихотворения Б.Окуджавы (приложение 2, текст 2).

В детстве мне встретился как-то кузнечик
в дебрях колечек трав и осок.
Прямо с колючек, словно с крылечек,
спрыгивал он, как танцор, на носок.

Годы прошли, да похвастаться нечем.
Те же дожди, те же зимы да зной.
Прожита жизнь, но все тот же кузнечик
Пляшет и кружится передо мной.

Пример взят из кн.: Служевская Т.Л.. Уроки русской словесности. СПб.,1996

— Почему слова «Печка» и «Луг» написаны с большой буквы? Какие ассоциации они вызывают?

— Можно ли точно сказать, кто такие «кузнечик» и «сверчок» в контексте стихотворения? А приблизительно, ассоциативно?

— Можно ли сказать, что за этими образами угадывается определенный тип человека? Какой?

— А бывает ли, что в одной личности уживаются оба этих начала?

— Как вы поняли заключительные строки стихотворения?

— Достаточно ли просто конкретного знания, чтобы понять символ?

Символ многозначен, мы постигаем его интуитивно, в то время как для понимания аллегории нужны конкретные знания.

Символы не говорят, а намекают. Так уж повелось с древних времен, что намекают они на тайну, которую способны открыть посвященные.

— Как вы думаете, символы нас окружают повсюду? Приведите примеры символов, окружающих нас.

1) Под окнами нашей школы как-то сразу, внезапно зацветает слива: Символом чего вы можете назвать расцветшее дерево?

2) Символом чего может быть дорога?

Мы сложные, абстрактные понятия передали через символ, подтвердив способность символа делать это.

2. Чтение стихотворения И.Бунина «Петух на церковном кресте» (приложение 2, текст 3).

— Может ли нас удовлетворить то понимание символа петуха, о котором говорилось выше? Каким смыслом наполняется образ в стихотворении?

Образ петуха причастен не только к жизни и свету!

— Осталось ли у вас после чтения стихотворения гнетущее, мрачное чувство? (Несмотря на зловещее предсказание, стихотворение все-таки не «гнетущее». И может быть, это тоже связано с последней строкой: ведь «вечен божий храм».)

— Божий храм: Можно ли понять этот символ как божий мир?

К тому же написано стихотворение прекрасным, «летящим» языком и читается легко и свободно (возможно, благодаря не только размеру, но и внутренней рифме).

— А для чего, собственно, существует символ?

Символ призван выражать нечто принципиально невыразимое. И при этом сам является ярким, впечатляющим образом, который действует на подсознание.

Насладимся же красотой стихотворения К.Бальмонта, которое можно назвать гимном символизму.

3. Читаю стихотворение К. Бальмонта (приложение 2, текст 4).

Звучит соната 17 Бетховена (Storm).

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Какой образ-символ является центральным образом стихотворения?

— Что символизирует упоминаемая в Библии таинственная лестница? (связь человека с Божественным. К этой связи человек всегда стремился, но она всегда оставалась недостижимой).

— Что же символизирует башня Бальмонта?

Может быть, это восхождение к свободе? Только там, наверху, в одиночестве может герой почувствовать свободу?

Мы можем продолжать разгадывать символы, при этом разгаданное, на наш взгляд, значение символа повлечет за собой другую тайну, другой образ, который, в свою очередь, тоже потребует разгадки. Ведь символ неисчерпаем, к его пониманию можно только приблизиться, приблизиться на уровне чувств и ассоциаций. Но в нашу задачу разгадывание и не входит. Ведь каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда, если это подлинное искусство, само выступает как символ. Символ прекрасного, красоты, гармонии.

В начале урока я говорила, что символы не исчезают в течение десятилетий, напротив, появляются все новые символы. Чем же это объяснить?

— Скажите, в мире все познаваемо? Все ли мы можем объяснить (с помощью науки, например)?

Мир полон тайн! Может быть, символ как раз и помогает человеку удовлетворить свое неуемное стремление к познанию, помогает выразить необъяснимое. Если невозможно объяснить, понять, так хотя бы приблизиться к тайне на уровне интуиции.

Закончить мне бы хотелось философскими строками В. Соловьева (приложение 1, слайд 10):

На дом ученикам предлагается найти два-три символа в окружающем нас мире.

Источник

Значение слова символ

Словарь Ушакова

| Художественный образ, в котором условно выражены идеи и переживания, преим. мистические (лит., иск.).

Этимологический Словарь Русского Языка

Греческое – «символ, знак, примета».

Русское слово «символ» известно с начала XVIII в. Заимствовано непосредственно из греческого.

Первоначально слово имело значение – «то же, что примета, метка». Позже развилось другое значение: «вещественное, краткое отображение чего-либо отвлеченного при помощи одного знака».

Наиболее часто слово «символ» употребляется в искусстве как «характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи».

Производные: символичный, символический, символика, символизировать.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от греч. symbolon ) — условный знак какого-нибудь понятия, какой-либо величины, принятых в той или иной науке; убеждение, взгляды, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому придается особый смысл, понятный иногда только посвященным.

Культурология. Словарь-справочник

(греч. symbolon – знак, примета) – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставления предметного образа и глубинного смысла.

1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи;

2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею;

3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы.

— в искусственных формализованных языках — понятие, тождественное Знаку;

— в эстетике и философии искусства — универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством — содержат. элемент худож. произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении; 3) в социокультурных науках — материальный или идеациональный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение к-рого является конвенциональным аналогом значения иного объекта.

Сложный, дихотомичный характер понятия С. в культуре раскрывается в его отношении к знаку. Принципиальное отличие С. от знака заключается в том, что смысл С. не подразумевает прямого указания на денотат (означаемый объект). Знак становится символом тогда, когда его употребление предполагает общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект (экстенсиональное или интенсиональное значение этого знака), а на отвлеченное значение (или чаще целый спектр значений), конвенционально в той или иной степени связываемых с этим объектом.

Но при этом предметная, знаковая форма С. может иметь и даже стремиться к сохранению внешнего подобия с символизируемым объектом (вплоть до максимальной приближенности), или быть намеренно стилизованной под него, или иметь в качестве денотата специфическую черту, свойство, примету этого объекта. Т. о., применительно к С. можно говорить об опр. стремлении и приближении к тождеству означаемого и означающего, но это есть объектное (знаковое) тождество, за к-рым стоит смысловая отвлеченность. Само это приближение (особенно заметное в искусстве) может говорить о смысловой отвлеченности, свидетельствовать о стремлении сохранить, удержать указание на объект хотя бы на формальном уровне, или же, наоборот, осознанно разделить формальное сходство и содержат. отвлеченность, глубину, к-рую следует за этим сходством увидеть.

Причина этих сложных, кажущихся пародоксальными, отношений — в характере семантич. деятельности в самой культуре. Многообразие генерируемых культурой смыслов никогда не бывает адекватным конечному числу существующих общепринятых знаковых форм. Это несоответствие, с одной стороны, приводит к искажению, метафоризации смысла при означении (см. Означение), а с др. стороны, — к возрастающей по мере существования в пространственно-временном измерении многозначности (полисемантизму) языка. Накапливающийся у знака объем доп. отвлеченных смыслов (коннотаций) в силу их большей актуальности для конкр. коммуникации вытесняет его исходное (парадигмальное) значение и становится общественно разделяемым; знак превращается в С.; при этом он может продолжать функционировать и как знак (системный или единичный) в коммуникативных ситуациях иного типа. На стадиях развития культуры, предполагающих наличие отвлеченных, абстрактных смыслов, символизация культурного объекта осуществляется значительно быстрее, зачастую он уже создается как символ.

Сам характер символизации предполагает, с одной стороны, многозначность С. (С. может иметь информ., эмоц., экспрессионную смысловую нагрузку) и сложный характер его восприятия (рац. познание, интуитивное понимание, ассоциативное сопряжение, эстетич. вчувствование, традиц. соотнесение) — в этом отличие С. от аллегории или метафоры (см. Метафора); с др., — динамич. характер существования С.: его существование целиком зависит от коммуникативной актуальности того или иного смысла.

Важное (но не необходимое) свойство С. — его репрезентативность, эстетич. привлекательность, к-рая подчеркивает важность и общезначимость С., но вместе с тем часто сочетается с формальной простотой, актуальной для употребления С. в коммуникативной ситуации. Нередко следствием коммуникативной актуальности С. оказывается формирование его повседневного аналога, выраженного языковыми средствами, наиболее употребительными в обыденной коммуникации (вербальными, жестовыми).

С. может функционировать как общекультурный, в рамках субкультуры (этнич., языковой, проф. и т.д.), быть специфичным для того или иного уровня или формы культуры. С. значительно чаще, чем знак, является несистемным; это вытекает из самой природы его смысла — существование системы символов (символич. языка), как правило, связано с опр. типами коммуникативных ситуаций (Ритуал, специфич. деятельность институциональных форм культуры и т.д.).

Филос. осмысление понятия С. восходит к античности; именно с античной культурой нередко принято связывать само появление отвлеченных смыслов, абстр. мышления. Платон дал целостную трактовку С. как интуитивно постигаемого указания на высшую идеальную форму объекта. Эта идеалистич., интуитивистская трактовка С. (отделяемого от рассудочных форм познания), развитая неоплатониками, стала основой христ. символизма, в к-ром все сущее мыслилось как С. высшей непознаваемой сущности — Бога. Мистич., интуитивистское, сверхъестеств. понимание С., перенесенное в сферу эстетического, характерно для романтизма и лит. Символизма (С. как указание на невыразимое, мистич., потустороннее содержание). Однако уже у Гёте можно найти зерно иного понимания С. — как универсальной формы человеч. творчества. Этот подход получил развитие в философии Гегеля, в к-рой С. — прежде всего средство человеч. коммуникации, условный знак. Рационалистич. подход к С. был развит в позитивистской научной традиции (Д. С. Милль, Спенсер) на материале эволюционной человеч. цивилизации. В «философии жизни» (Дильтей, Ницше, отчасти Зиммель) символизация выступает как гл. средство культуры и, одновременно, как инструмент ее критики, средство нормирования, искажения проявлений жизни, ограничения человеч. воли. Кассирер делает С. универсальной категорией: все формы культуры рассматриваются им как иерархия «символич. форм», адекватная духовному миру человека (к-рый определяется как «символич. животное»). Для Шпенглера символизация — осн. критерий выделения локальных культур (теория «прасимволов»). Психоанализ рассматривал С. как порождение индивидуального (Фрейд) или коллективного (Юнг) бессознательного, как «архетипич. образ», возникающий вследствие опосредствования человеч. сознанием глубинных императивов родового прошлого. У Лосева, опиравшегося на анализ античной и раннеср-век. эстетики, получили развитие вопросы внешнего подобия означающего и означаемого в С. в связи с проблемой реализма в искусстве. Специфич. черты символич. деятельности человека исследуются также Лангер, Тодоровым, Рикёром, Гадамером.

Социально-коммуникативный подход к С. получил научное развитие в символич. интеракционизме (см. Символический интеракционизм) (Кули, Томас, Д. Г. Ленд), этнометодологии (см. Этнометодология) (Гарфинкель), культурной антропологии (Боас, Крёбер, амер. этнология), работах представителей структурно-функционалистского направления (Малиновский, Радклифф-Браун, Мёртон). Однако в своей коммуникативной функции С. в работах представителей этих направлений нередко смешивался или отождествлялся со знаком.

Структурализм поставил вопрос о культуре как совокупности символич. систем и культурных текстов, позволил выявить базовые механизмы и структурные основания символич. деятельности применительно к локальным группам культурных текстов. Этот подход к С. Постструктурализм реализовал не в структурном, а в контекстуальном анализе. На сегодняшний день проблематика С. разрабатывается в эстетике и теории искусства — как проблематика выразит. средств худож. образа; в социокультурной антропологии — применительно к локальным аспектам коммуникации и массовой культуры (см. Массовая культура).

Лит.: Свасьян К.А. Проблема символа в совр. философии. Ер., 1980; Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982; Он же. Философия имени М., 1990; Он же. Проблема символа и реалистич. искусство. М., 1995; Символ в системе культуры. Тарту, 1987; Эмблемы и символы. М., 1995; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1995; Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996; Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Bollnow O.F. Die Lebensphilosophie. В.; Gott., 1958; Burke К. Language and Symbolic Action. Berk.; L. Ang., 1966; Blumer H. Symbolic Interactionism. Englewood. N.Y., 1969; Cassirer E. Philosophic der symbolischen Formen. Bd. 1-3. Darm., 1980-1985.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы;

2) предмет, действие, служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи;

3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Словарь лингвистических терминов

(др.-греч. σιμβολον знак, примета). Вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-л. понятия.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от греч. symbolon — условный знак) — образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею, суть какого-либо события или явления. Смысл символа многозначен и неотделим от его образной структуры.

Рб: художественный образ

Эст: условность в искусстве

Пример: Образ бури как символ революции в «Песне о Буревестнике» М. Горького

* «Наряду с общепринятой символикой (буря — революция, меч — символ войны и т.д.) литература богата индивидуальными символами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и литературного направления, к которому он принадлежит. Так, индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, символ Прекрасной Дамы у Блока» (С. Небольсин).

«Мифологические имена, персонажи и предметы, развернутые в аллегорические картины и символы, подчеркивают структуру стиля и жанра» (М.Я. Поляков). *

Термины Киносемиотики

(от греч. symbolon — условный знак) — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию «знак», однако. Их следует различать. Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность — явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. С., напротив, чем более многозначен, тем более содержателен. С. — одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии (Словарь «Психология»).

Грамматологический словарь

(от греч. σύμβολόν «знак, примета», буквально «бросать вместе») – упрощенный рисунок или комбинация а

Стрижка волос детей индейцев осэдж и омаха в соответствии с кланом

1. Голова и хвост оленя. 2. Голова и рога бизона. 2а. Рога бизона. 3. Профиль хребта бизона. 4b. Голова медведя. 4с. Голова, хвост и туловище маленьких птиц. 4d. Панцирь черепахи с головой, лапами и хвостом. 4е. Голова, крыло, хвост орла. 5. Стороны света. 6. Мохнатый бок волка. 7. Рога и хвост бизона. 8. Голова и хвост оленя. 9. Голова, хвост, растущие рога молодого бизона. 10. Зубы рептилии.

абстрактно нарисованных предметов (в более широком смысле этого слова символом может считаться, так же как и знак, любое воздействие на органы чувства) слово, цвет, звук или действие, подразумевающие многосложный, условный или тайный смысл. Например, красный цвет – символ революции, рукопожатие – символ приветствия, полумесяц – символ ислама. Изучением и интерпретацией символов и символических фигур занимается симбология.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Иногда синоним знака, даже (в результате англо-американского влияния, в частности после работ Пирса) условного знака. Например, математическими символами мы называем именно условные знаки.

Но язык сопротивляется этому влиянию. Красный свет – не символ, и слово – не символ. А вот голубка – действительно символ мира, как весы – символ справедливости. Что касается математических знаков, то здесь все зависит от конкретного знака. Скажем, знаки + или – символами не являются, тогда как знаки суть символы, хотя это бедные и частичные символы.

Так что же такое символ? Это не произвольный и не исключительно условный знак, в котором обозначающее (например, образ голубки или весов) и обозначаемое (например, идея мира или справедливости) связаны отношением сходства или аналогии. Ястреб никак не годится на роль символа мира, зато может символизировать нечто совсем иное. Почему? Потому что в том, как выглядит голубка и как она себя ведет, действительно присутствует что-то очень мирное (вернее, это нам так кажется). То же с весами – они должны быть правильными, верными, то есть их чаши должны быть уравновешены либо приведены к определенной пропорции. Символы довольно часто вызывают у нас определенные мысли и чувства. Это происходит потому, что они объединяют чувственное и умственное начала, будят воображение и мысль. Поэтому в философии лучше обходиться без символов. Никакой, даже самый лучший символ не способен заменить собой аргумент.

Дизайн. Словарь терминов

СИМВОЛ (пришел в латинский из древнегреческого sumbolon, который, в свою очередь, восходит к более древней форме sumballein, буквально переводимой как «бросать вместе») – первоначально это слово обозначало часть предмета, например разломленное пополам кольцо, две половинки которого при встрече могли идентифицировать соединение целого. В настоящеее время слово «символ» имеет два значения: первое – это изображение, которое как бы выступает от имени какого-то предмета, который может иметь совершенно иную форму (к примеру, треугольник может быть символом предмета, который не имеет ничего треугольного), или же абстрактное понятие (например, изображение совы является символом мудрости). Вторым значением слова «символ» является письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс.

Толковый переводоведческий словарь

1. В последовательном переводе: (1) экономное и наглядное обозначение группы объединенных по признакам понятий. Символ отвечает своему назначению, если он характеризует экономичность, наглядность и универсальность.

Символы являются носителями лексического значения независимо от языка-источника. Для передачи некоторой необходимой грамматической информации в записях предусматриваются закрепленный порядок слов или условные знаки; (2) для символов используются знакомые знаки, буквы или сокращения, которые подразделяются по способу обозначения понятий на буквенные, ассоциативные и производные символы; (3) по своему главному назначению символы подразделяются на предикативные символы, символы времени, модальные символы, символы качества; все остальные символы составляют обширную группу предметных символов общего назначения.

2. Условное обозначение, знак, используемые в переводческой скорописи для обозначения группы предметов, явлений.

3. Знак, связь которого с данным референтом является мотивированной. Как правило, символ обозначает признак, общий для группы понятий. Кроме наглядности символ характеризуется экономичностью и универсальностью. Наглядность символов выражается не только в том, что он проще для зрительного восприятия, чем буквенное выражение слова, но и в том, что выбранный для символа признак способен вызывать ассоциации, связанные с обозначаемыми понятиями.

4. Условное обозначение информации, используемое в записях при последовательном переводе; по способу обозначения символы подразделяются в переводе на ассоциативные, буквенные и производные.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG symbol)

то, что представляет или замещает что-то другое. Считается, что С. выражает символизируемую им реальность, однако не является ее буквальным эквивалентом. Термин относится также к символам веры как представлениям христианской веры.

Тезаурус русской деловой лексики

1. Syn: обозначение, изображение, отображение (в электронной почте), (условный графический) символ, пиктограмма, эмблема

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

СИМВОЛ, а, м.

1. То, что служит условным знаком какогон. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности.

2. Принятое в науке условное обозначение какойн. единицы, величины.

Символы государства государственный герб, флаг, гимн.

| прил. символический, ая, ое и символьный, ая, ое (ко 2 знач.; спец.). Символическое изображение. Символьная информация.

Словарь Ефремовой

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне.

Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.

Большая Советская Энциклопедия

(от греч. sýmbolon ≈ знак, опознавательная примета),

Смысловая структура С. многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Так, в символике дантовского «Рая» можно сделать акцент на мотиве преодоления человеческой разобщённости в личностно-надличном единстве (составленные из душ Орёл и Роза) и можно перенести этот акцент на идею миропорядка с его нерушимой закономерностью, подвижным равновесием и многообразным единством (любовь, движущая «Солнце и другие светила»). Причём эти смыслы не только в равной мере присутствуют во внутренней структуре произведения, но и переливаются один в другой; так, в образе космического равновесия можно, в свою очередь, увидеть только знак для нравственно-социальной, человеческой гармонии, но возможно поменять значащее и означаемое местами, так что мысль будет идти от человеческого ко вселенскому согласию. Смысл С. объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий. Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть С. чистой женственности, а Гора Чистилища есть С. духовного восхождения, то это будет справедливо; однако оставшиеся в итоге «чистая женственность» и «духовное восхождение» ≈ это снова С., хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим постоянно приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и научной интерпретации.

Лит.: Губер А., Структура поэтического символа, в кн.: Труды ГАХН. филос. отд., в. 1, М., 1927; Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927; его же, Философия имени, М., 1927; Bachelard G., La poétique de l’espace, P., 1957; Burke К., Language as symbolic action, Berk. ≈ Los. Ang., 1966; Cassirer Е., Philosophic der symbolischen Formen, Bd 1≈3, В., 1923≈31; Frenzel E., Stoff-, Motiv- und Symbolforschung, 2 Aufl., Stuttg., 1966; Levin H., Symbolism and fiction, Charlottesville, 1956; «Symbolon». Jahrbuch für Symbolforschung, hrsg. von J. Schwabe, Bd 1≈4, Basel ≈ Stuttg., 1960≈64.

Источник

Видео

Что такое символ в литературе? Примеры с Достоевским по книге А.Ф. Лосева.Лекция №1 в курсе "Символ"

Что такое символ в литературе? Примеры с Достоевским по книге А.Ф. Лосева.Лекция №1 в курсе "Символ"

Русский символ круга и современные логотипы

Русский символ круга и современные логотипы

Математические символы

Математические символы

Самые влиятельные символы в истории человечества | Часть 1

Самые влиятельные символы в истории человечества | Часть 1

Мужчину заперли в комнате, где каждая кнопка за что-то отвечает | Краткий пересказ фильма Символ

Мужчину заперли в комнате, где каждая кнопка за что-то отвечает | Краткий пересказ фильма Символ

Сакральные животные у славян. Почему именно медведь символ нашей страны

Сакральные животные у славян. Почему именно медведь символ нашей страны

ES6 #12 Символы (Symbols)

ES6 #12 Символы (Symbols)

Молитва Символ Веры 3 раза с текстом

Молитва Символ Веры 3 раза с текстом

Значение символа "Сокол" у русского народа

Значение символа "Сокол" у русского народа

Символ веры христианской на русском языке с субтитрами + текст

Символ веры христианской на русском языке с субтитрами + текст
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.