Символический язык гравюры аллегория сатира + видео обзор

Знак, символ, аллегория

ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о роли символов и символизма в религии и духовной жизни продолжают будоражить умы и порождают обильную литературу самого разного характера: философскую, религиозную, а также принадлежащую сфере эзотерики. Однако, сами понятия, о которых идет речь, остаются для многих читателей несколько туманными. Символ плохо поддается простому словесному определению, и его трудно понять изолированно, вне связи с близкими категориями. В этом очерке символ объясняется через сопоставление со знаком и аллегорией. Символ обладает в определенном смысле промежуточными свойствами между этими двумя понятиями. Это помогает уяснить его особые характеристики, обеспечивающие символу видное место в нашей культуре.

Однако, разговор о различиях между категориями имеет смысл на основе какой-то зафиксированной общности. Поэтому, прежде чем говорить об отличиях между нашими тремя понятиями, выясним, к какому общему классу они все принадлежат.

СЕМАНТИКА И СООТНОШЕНИЕ «ВЫРАЖЕНИЯ»
Выяснение различий между понятиями имеет смысл, если эти понятия относятся к одному классу и обладают сопоставимыми атрибутами. К примеру, представим себя планетологами и сравним Юпитер с Сатурном. Обе планеты имеют общие атрибуты: период оборота вокруг Солнца, период собственного вращения, состав атмосферы, спутники и т.п. Сопоставляя Юпитер с Сатурном, можно сравнивать эти общие параметры.

Знак, символ и аллегорию можно осмысленно сравнивать, так как они принадлежат к одному классу семантических соотношений, который называют «соотношениями выражения». Предполагается наличие «А» и «Б», связанных несимметричным соотношением вида: «А» выражает «Б». Глагол «выражает» можно, как правило, заменить на «обозначает», «указывает на», «символизирует», «ассоциируется с», «напоминает о», «заставляет вспомнить». Короче говоря: восприятие «А» наводит на мысль о «Б». Например: «Буква Ж обозначает звук ‘ж’ как в слове ‘жук’»; «Крест выражает идею жертвы»; «Флаг ассоциируется с государством», «георгиевская ленточка символизирует воинскую славу», «могильный камень напоминает об усопшем». Мы намеренно не акцентируем внимания на нюансах различий между перечисленными выше глаголами-связками, так как суть нашего рассказа не в этом.

Будем представлять себе наши 3 базовых типа семантических соотношений (знак, символ, аллегория) как элементарные, единичные соотношения, поддающиеся в принципе процедуре агрегации, т.е. объединению в структурированные группы. Например, буквы могут соединиться в слово, а нотные знаки – в мелодию. Элементарные соотношения обладают свойством неделимости, в то время как коллективные состоят из явно выделяемых элементов. Коллективные соотношения наследуют свойства составляющих их элементов, но их главная функция состоит в выражении смыслов и образов более высокого уровня. Здесь мы ограничимся только элементарными соотношениями. О коллективности пойдет речь в следующем очерке.

ЗНАК
Знак – это минимальная единица смысла. Знак есть нечто, чему приписано определенное элементарное значение/смысл, который и выражается знаком. Два типичных примера знаков: буквы алфавита, выражающие звуки соответствующего языка, и нотные знаки. Этих простых примеров достаточно, чтобы увидеть основные характеристические черты знака:

1.Знак определен по соглашению и тем самым условен
2.Знак в принципе произволен
3.Знак сам по себе не имеет эстетической ценности
4.Знак не имеет иных функций, помимо выражения конкретного определенного смысла
5.Знак сам по себе не привлекает внимания и не возбуждает эмоций
6.Предпочтения, вкусы и симпатии-антипатии как правило не относятся к знаку
7.Знак есть только лишь то, что он обозначает
8.Восприятие знака сводится к распознаванию
9.Знак «прозрачен» для ума: узнав знак, ум мгновенно переходит к смыслу
10.Значение/смысл в знаке доминируют над изображением

Произвольность – важное свойство знака. Всем известно, какими разными могут быть буквы разных алфавитов, обозначающие одни и те же звуки. Знак умножения в математике, как известно, может быть косым крестом, точкой или даже отсутствовать. Знак должен быть узнаваем – это всё, что от него требуется. Почерк может быть ужасен – лишь бы одна буква отличалась от другой. Знак сам по себе – ничто: наша мысль работает над знаком лишь в плане его распознавания. Наше сознание тут же отбрасывает опознанный знак и сосредоточивается на обозначаемом содержании.

Знак представляет собой такую связку-пару изображения/смысла, в которой смысл полностью доминирует. На нашей иллюстративной схеме, представляющей разные пропорции изображения и смысла в соотношениях выражения, знак оказывается на левом краю. Видно, что в знаке слой изображения тонок и прозрачен для взирающего ока.

АЛЛЕГОРИЯ
В интересующем нас смысле, аллегория обладает свойствами, противоположными знаку. Она представляет собой полноценную вещь, как правило красивую или, во всяком случае, привлекающую внимание. Эта вещь как бы играет роль чего-то, что является её значением/смыслом. Ниже следует список её основных свойств.

1.Аллегория имеет эстетическую ценность и, как правило, является произведением искусства
2.Аллегория обращает на себя внимание; она красива или, по крайней мере, занимательна
3.Выбор аллегории условен и часто следует артистическому вдохновению
4.Аллегория может нравиться или нет; если нет, она отвергается
5.Аллегория может вызвать эмоциональный отклик и оценку
6.Аллегория часто кажется искусственной и может вызвать иронию
7.Смысл аллегории не очевиден и нуждается в расшифровке
8.Восприятие аллегории требует усилия мысли
9.Аллегория может побуждать к размышлению и исправлению, но чаще развлекает
10.В аллегории изображение доминирует над смыслом

Аллегория работает путем привлечения к себе внимания, причем её привлекательность и вообще внешность никак прямо не связаны с её смыслом. Она привлекла бы внимание, даже если бы никакого смысла не было. Если в ней и есть смысл, не он является причиной, по которой зритель останавливает на ней взгляд. Аллегория впечатляет сама по себе, и этим привлекает внимание того, кто знает её смысл, к своему содержанию. Она рассчитана на тех, кто этим знанием обладает, но всегда найдутся невежды, которые её не поймут, и их взгляд остановится лишь на внешнем.

Типичный пример – аллегорические фигуры добродетелей: справедливости, веры, надежды и т.п. Это – скульптурные или живописные изображения красивых молодых женщин в изящных позах. Они распознаются по атрибутам (например, Справедливость держит весы). Они привлекают взгляд каждого; тому, кто понимает их знаки, они напомнят о самих добродетелях. Они не воспринимаются как эквивалент или обозначение добродетели, но скорее как плохо замаскированное поучение. Вся эта условность вызывает улыбку и кажется несколько странной и искусственной: различие между меланхолическими юными дамами и самими добродетелями слишком очевидно. Кажется, их нарядили, чтоб они играли роль в нравоучительном спектакле.

Другой всем известный пример – басни, в которых животные изображают людей, их пороки или достоинства. Стрекоза и муравей не похожи на людей, но на картинке их изобразят в человеческих позах. Очевидный сюрреализм басни занятен и вызывает добрую улыбку. Несмотря на общеизвестность басни, её реальное дидактическое воздействие вряд ли значительно – она очаровательна, но прямолинейна и искусственна. Для аллегории вообще характерно известное «напряжение» между компонентами «А» и «Б», как будто они «притянуты за уши», и между ними действуют силы отталкивания.

Аллегория представляет собой такую связку-пару изображения со смыслом, в которой изображение, внешность доминирует в восприятии. Таким образом, на нашей иллюстративной схеме она располагается на правом краю. Слой смысла тонок и его извлечение из-под толстого слоя изображения требует усилий ума.

СИМВОЛ
На нашей иллюстрации место символа – посредине. В символе мы имеем такое соединение изображения и смысла, в которой обе разно-природные компоненты присутствуют в соразмеримой пропорции и врастают друг в друга, образуя тесное и неразрывное единство. Это единение разнородных компонент, «слияние неслиянного», придает символу новое качество, благодаря которому он приобретает оттенок таинственности, или даже мистики. Ниже следует список свойств символа.

1.В символе важна сама связанность изображения и значения/смысла
2.Эта связанность не условна и не произвольна, а органична
3.Она внутренне присуща двум связанным явлениям
4.Она может возникать и развиваться в рамках «вечной» традиции
5.Она может быть таинственной или даже мистической или сакральной
6.Символы воспринимаются всерьез и вызывают сильные и глубокие эмоции
7.В символе доминирует не одна из компонент, а факт их тесной связи.

Символы выражают такую степень взаимной связанности компонент, при которой сознанию так же трудно отделить их друг от друга, как христианство от креста. Пример символов – национальные флаги. Их почитают почти на одном уровне со священными изображениями. Они вызывают любовь и ненависть: одни их целуют и прикрепляют на себе, другие – сжигают или попирают ногами. В них нет мистики или тайны, но их власть над умами все же загадочна. Стремление сменяющих друг друга властей уничтожать символы отринутой идеологии (скульптуры, названия улиц и городов) свидетельствует о глубоком влиянии даже таких, относительно тривиальных символов на наше сознание.

На почве религиозного мировидения, символ расцветает и обретает жизненную силу. Религиозный символ формально можно считать разновидностью соотношений выражения, о которых шла речь в первой главе, но, в верующем сознании, он вырастает в нечто более значимое, становясь точкой контакта земного с небесным. Сжимая в руках свой нательный крестик, мы думаем не о крестике, а о спасении и вечной жизни. Испытывая постоянное раздвоение своего бытия на материальный и духовный аспекты [2], человек ищет точки скрепления между ними и цепляется за них как утопающий за спасательный круг.

Религиозный символ реализует связь земного и небесного предначертанным свыше образом. Ибо «то, что свяжете на земле, связано будет и на небе» (Мф. 18:18). Совершенный в церкви брак будет запечатан и на небесах, а канонически правильное крещение приобщит к сонму верных. Верно и обратное: неземной свет горнего мира отражается в земных предметах, превращая их в возвышенные символы божественного: церковный престол становится образом Гроба Господня, а Благодатный Огонь – символом Воскресения [3].

В христианстве символизм изначально получил распространение в силу необходимости понимать и интерпретировать по-новому Ветхий Завет. События Ветхого Завета стали рассматриваться как предвещающие события Нового и с ними связанные. Двенадцать колен изралевых символически соответствовали двенадцати апостолам, Неопалимая Купина и процветший жезл Аарона были символами Богоматери, а жертвоприношение Исаака и кровь Пасхального агнца предвещали спасительную жертву Христа. Источником этих и им подобных символических связей была прямая воля Провидения – основной движитель всего происходящего: Бог создал видимый и невидимый миры вместе со всем богатством их взаимосвязей. В религиозном мировидении, символические связи реальны и принадлежат мирозданию с той же степенью прочности, с какой мыслятся в нашу эпоху физические законы [4].

Символическая связь органична. Она не является ни условной, как в знаке, ни искусственной, как в аллегории. Однако, символ все же в определенном смысле произволен, так как соединяет явления, не связанные причинно-следственной связью. Голландский философ Хейзинга называл символы «умственным коротким замыканием»[5] и считал их устаревшей формой мышления, призванной уступить место логике. Однако в ХХ столетии символ обрел новую жизнь на почве подсознания. Согласно принципам юнгианского психоанализа, корни символизма уходят в инстинктивно ведомую человеку глубинную суть его бытия [6]. Порожденный подсознанием символизм стал источником вдохновения для художественного творчества. Изобразительное искусство вознесло художника на пьедестал открывателя символов. Художник эпохи модернизма не копировал видимую действительность, а пытался найти и передать в символическом образе невыразимую словесно истинную природу вещей.

Символы не удалось ни отменить за ненадобностью, ни затолкать с глаз долой вглубь внутреннего мира, ни отдать в монопольное пользование религии [7]. Символ всевластен и повсеместен в искусстве, включая и самый обычный реализм[8]. Искусство, выражающее идеи в художественных образах, нуждается в символе как в средстве связи образного с идейным. Вспомним одинокий парус Лермонтова, пушкинского медного всадника, революционного буревестника Горького и оживший дуб Андрея Болконского. Символы необходимы искусству для того, чтобы художественный образ смог реализовать свой смысловой потенциал.

Очевидна выдающаяся роль символов в массовом сознании. Вспомним хотя бы всем известный серп и молот, символ Советского Союза и коммунизма. Вспомним противостоящую ему свастику и всю драму их борьбы. Эти примеры помогают оценить смысловую мощь символа, его вдохновляющую, объединяющую и даже преобразующую силу [9]. Символ такого масштаба представляется точкой втягивания и свертки[10] потока живого человеческого опыта, связанного с символизируемым явлением. Субстанция жизни, бесформенная, но энергичная теплом человеческого бытия, притягивается к символу и облепляет его смысловыми ассоциациями, наполненными жизненным содержанием.

Символ фактически образует что-то вроде понятия, только выраженного не словом, а живым предметом или образом. В этом и заключается секрет его смысловой силы. Слово абстрактно и оторвано от живого. Оно переносит нас в сферу сухих теорий и вечных, но неживых идей. Символ же принадлежит самой действительности, и не отделяет нас от её жизненной основы. В символе действительность суммирует и обобщает саму себя, не отрываясь от своей почвы. Если слово остается этикеткой явления, то символ врастает в него и становится его аспектом и атрибутом.

Быть может, на высшем уровне убедительности, слово уступает место символу? В самом деле, не утратило ли слово свой авторитет в нашу эпоху постмодернизма? Ведь сказать и доказать можно все, что угодно. Не перестало ли оно быть руководителем нашей воли на интимном уровне? Кажется, мы верим чувствам и интуиции больше, чем словам. Мы предпочитаем невербальные способы ориентации в мире, для которых наше сознание ищет осязаемые формы выражения. Символ как раз и является такой формой. Он более многогранен, чем слово и может больше выразить. Вместе с тем он надежен и тверд как камень. Он не поддается тем казуистическим манипуляциям, из-за которых мы утратили доверие к слову. Символ есть то, что он есть, и он не предаст.

МЕТАФОРА
Хотя метафора не является нашим основным предметом, она заслуживает упоминания в силу своей близости тому классу соотношений выражения, о которых идет речь в данном очерке. Метафора, однако, радикально отличается от всех трех рассмотренных выше категорий. И знак и символ и аллегория что-то обозначают, т.е. в них «А» и «Б» в определенном смысле отожествляются. В метафоре этого отождествления нет. В ней «Б» фигурирует как дополнительное качество или аспект «А». В известной метафоре Горького «море смеялось» [11], море остается морем, не теряя ни одного из своих нормальных качеств, но кроме того ему еще приписана способность смеяться, очевидно, не в прямом смысле.

В визуальной метафоре, изображение полностью доминирует, еще сильнее чем в аллегории. Поэтому на нашей иллюстративной схеме метафора расположена отдельно, в крайне правой позиции. Смысл здесь вообще не принадлежит изображению, а как бы привлекается со стороны. К сфере метафорического относятся многие художественные фотографии, например работы Андре Кертеша [12]. На фотографиях изображены куски повседневной реальности, несущие некий дополнительный смысл, отыскивать который предоставляется зрителю.

Источник

Аллегория: суть, отличительные черты, история в искусстве

Символический язык гравюры аллегория сатира

Аллегория используется в живописи, скульптуре, графике, архитектуре, литературе, фотоискусстве. В изобразительном искусстве аллегорические образы часто присутствуют в произведениях различных жанров:

Чем аллегория отличается от символа

Аллегорию многие люди путают с символом, но между этими понятиями существуют принципиальные отличия. Символ — это иносказательный образ, который может иметь несколько скрытых значений, а посредством аллегории художник передает точную однозначную идею. Очень часто аллегория складывается из нескольких символов.

Символический язык гравюры аллегория сатира

Проще всего это можно объяснить на следующем примере. Большинству людей хорошо известен аллегорический образ правосудия — фигура женщины с завязанными глазами, весами в одной руке и мечом — в другой. Он образован из нескольких символов:

Здесь каждый символ в отдельности можно трактовать по-разному, но в целом аллегорический образ угадывается однозначно — «правосудие».

Символический язык гравюры аллегория сатира

Краткая история аллегории в искусстве

Аллегория как художественный прием появилась в искусстве еще в Древнем Риме, но пик ее популярности пришелся на конец эпохи Ренессанса. Иносказательными образами нередко наполнены картины, написанные в стилях:

Символический язык гравюры аллегория сатира

Многие выдающиеся художники использовали аллегорические образы в своих произведениях. В музеях мира и частных коллекциях находятся сотни картин с названиями «Аллегория», написанные в разных стилях и жанрах. Среди них есть шедевры:

В конце XIX века интерес к аллегории возобновился благодаря появлению нового течения в искусстве — символизма. Позднее этот художественный прием начали использовать представители различных авангардных направлений ХХ века.

Символический язык гравюры аллегория сатира

На портале Very Important Lot ценители искусства могут принять участие в аукционах и приобрести шедевры антиквариата. Наш сайт также предоставляет посетителям возможность напрямую купить картины у современных художников.

Источник

Как художники прошлого рассказывали о высших материях: Справедливость, тщеславие, бег времени и не только в аллегоричных образах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Символический язык гравюры аллегория сатира

Аллегории – почему и как они возникают

Символический язык гравюры аллегория сатира

Символический язык гравюры аллегория сатира

Однако же иногда мастерам приходится выполнять другие запросы – от заказчиков ли, а может, и от себя самих – написать нечто абстрактное, создать художественный образ какой-либо идеи, философского понятия, того, что существует, но по своей природе нематериально. Постмодернисты решили эту задачу, отпустив на волю и фантазию, и художественные средства самовыражения, объявляя художника полностью свободным в его деятельности. А вот мастера прошлых эпох в искусстве оставались верны и себе, и существовавшим в их времена традициям.

Символический язык гравюры аллегория сатира

Символический язык гравюры аллегория сатира

Благодаря Аристотелю появился термин «троп» и вообще философское описание переноса значения одного предмета на другой; это стало основой в том числе и дальнейшего развития изобразительного искусства.

Голубь, собака и другие примеры аллегорий

Если итальянский Ренессанс лишь прокладывал дорогу аллегориям в живописи, то в эпоху барокко без этого художественного приема уже практически не обходилось: главным поставщиком образов для картин становились античные и христианские мифы, а порой – и их смешение. Свою роль сыграло и то, что аллегории, метафоры, иносказания в изобразительном искусстве любили многие из меценатов и заказчиков, да и сами художники охотно использовали возможности такого подхода для отражения собственных философских и жизненных воззрений, материализации своих страхов, надежд и устремлений.

Символический язык гравюры аллегория сатира

Любой жанр живописи способен вместить аллегорическое послание мастера – в том числе и натюрморт, и портрет, и пейзаж. Часто можно встретить традиционные, привычные образы, в которых художники зашифровывали абстрактные понятия: например, собака символизировала верность, голубь воплощал образ Святого Духа, женщина с весами и с повязкой на глазах – справедливость или правосудие, корабль, идущий по морю – чей-либо жизненный путь.

Символический язык гравюры аллегория сатира

«Аллегория живописи» Яна Вермеера стала любимейшей картиной художника: с ней он не расставался до самой смерти, несмотря на проблемы с деньгами. Это произведение украшало мастерскую и отражало то, что Вермеер считал сущностью своего рода деятельности. Книжный том символизирует теоретические знания об искусстве, маска, возможно, намекает на подражание великим учителям, а модель, чью фигуру скрывают античные драпировки, олицетворяет собой славу художника.

Аллегории на картинах других великих художников

Символический язык гравюры аллегория сатира

К аллегориям можно относить не только полотна, напрямую сообщающие зрителю о своей сущности – как «Аллегория добродетелей» и «Аллегория пороков» Корреджо. Когда в 1622 году французская королева Мария Медичи, мать Людовика XIII, заказала Рубенсу цикл больших картин, который рассказывал бы о главных эпизодах ее жизни, именно к аллегорическим образам и прибегнул великий нидерландский живописец. Королева предстает перед зрителем в образе античной богини, окруженная персонажами из греческой мифологии, в руке у нее символ правосудия, у ног – поверженные пороки. Каждое из полотен этой серии несет определенное настроение и смысл, передаваемое с помощью аллегорических приемов.

Символический язык гравюры аллегория сатира

Сандро Боттичелли выразил идею силы в образе девушки, черты лица которой напоминают его же ранних мадонн – но в этом случае ее облик отличается большей жесткостью и упрямством.

Символический язык гравюры аллегория сатира

Мастером аллегории был Питер Брейгель Старший, в числе его работ – цикл гравюр, которые иллюстрируют семь смертных грехов. Лень показана через изображения улиток, спящих людей, медленно ползающих животных, игральные кости, которыми заняты те, кто просиживает в таверне – и еще множество символов, далеко не все из которых имеют общепризнанное толкование.

Символический язык гравюры аллегория сатира

Как правило, аллегоричность образа и натуралистичность исключают друг друга, при использовании метафор в живописи художник часто прибегает к идеализации в ущерб портретному сходству. Но вот автопортрет Никола Пуссена, в котором аллегорически показана способность живописца проникать в суть вещей – ее символизирует изображенное слева лицо женщины – музы – в профиль, как бы демонстрируя «третий глаз». Руки, протянутые к женщине в стремлении обнять, символизируют любовь художника к искусству, а все вместе передает то, как ощущал себя Пуссен в деле своей жизни.

Символический язык гравюры аллегория сатира

А вот «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена сочетает образы предметов, которые вместе являются аллегорией пяти человеческих чувств. Ноты и музыкальные инструменты символизируют слух, зеркало – зрение, шахматная доска, карты, кошелек – осязание, цветы – обоняние, хлеб и вино – вкус.

О ребусах на картинах Рене Магритта: здесь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Видео

Мои гравюры

Мои гравюры

Неожиданная находка♥ Fixprice♥ Рисунок гравюра♥

Неожиданная находка♥ Fixprice♥ Рисунок гравюра♥

Загадка старинных гравюр

Загадка старинных гравюр

Техника традиционной японской гравюры укиё-э

Техника традиционной японской гравюры укиё-э

Осел в школе. Питер Брейгель Старший. Рисунки, гравюра.

Осел в школе. Питер Брейгель Старший. Рисунки, гравюра.

Мои гравюры ARTFOIL и из Фикспрайса

Мои гравюры ARTFOIL и из Фикспрайса

Гравюры Г. Доре

Гравюры  Г. Доре

Дарья рисует гравюры

Дарья рисует гравюры

Ксилография и гравюра

Ксилография и гравюра

НЕВЕРОЯТНЫЕ ГРАВЮРЫ 16 ВЕКА. 887 ШТУК.

НЕВЕРОЯТНЫЕ ГРАВЮРЫ 16 ВЕКА. 887 ШТУК.
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.