Синтаксические выразительные средства языка + видео обзор

Синтаксические средства художественной выразительности речи

Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические построения — так называемые стилистические (или риторические) фигуры.

Стилистическая фигура — оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания (анафора, антитеза, инверсия, эпифора, эллипсис, риторический вопрос и др.).

Анафора синтаксическая — повторение однотипных синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда

2. Эпифора — повторение слов или выражений в конце смежных предложений или отрывков

Мне б хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)

3. Параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или отрезков речи

Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов)

Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой твоей. (М. Светлов)

4. Эллипсис — стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский)

5. Парцелляция — деление предложения на отдельные сегменты (слова)

И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антокольский)

6. Градация — стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже — уменьшающееся) значение

Приехав домой, Лаевский и Александра Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)

7. Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке (нарушающем так называемый прямой порядок) с целью усилить выразительность речи

С ужасом думала я, к чему всё это приведёт! И с отчаяньем признавала власть его над моей душою. (А. Пушкин)

8. Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю / слушателю самому догадаться о невысказанном

Нет, я хотел. быть может, вы. я думал, что уж барину время умереть. (А. Пушкин)

9. Риторическое обращение — стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому- или к чему-либо

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (А. Пушкин)

10. Риторический вопрос —

стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а с целью привлечь внимание читателя / слушателя к тому или иному явлению

Знаете ли вы украинскую

Иль нам с Европой спорить

Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин)

11. Многосоюзие — намеренное использование повторяющихся союзов с целью усиления выразительности речи

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Н. Гоголь)

12. Бессоюзие — стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов с целью придания динамичности, выразительности описываемому

Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон.

В данных примерах определите синтаксические средства выразительности речи.

1) Брожу ли я вдоль улиц шумных, // Вхожу ли в многолюдный храм, // Сижу ль меж юношей безумных, // Я предаюсь моим мечтам. (А. Пушкин) 2) Милый друг, и в этом тихом доме // Лихорадка бьёт меня. // Не найти мне места в тихом доме // Возле мирного огня! (А. Блок) 3) Но ты проходишь — и не взглянешь, встречаешься — и не узнаешь. (А. Блок) 4) Вы — в каюты! Вы — в кладовые! (В. Маяковский) 5) Флёров — всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М. Горький) 6) Пришёл, увидел, победил. (Юлий Цезарь) 7) Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (Б. Неверов) 8) Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А. Пушкин) 9) Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В. Маяковский) 10) На кого не действует новизна? (А. Чехов) 11) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и

гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко) 12) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри. (А. Пушкин)

Разослала однажды Юрата всех слуг известить всех богинь знаменитых, что пожаловать к пиру их просит она и совет учинить о значительном деле — о великой неправде одной. (К. Бальмонт)

Вы сегодня так красивы, что вы видели во сне? Берег, ивы при луне. А ещё? К ночному склону не приходят не любя. Дездемону и себя. Вы глядите так несмело: Кто там был за купой ив? Был Отелло, он красив. Был ли он вас двух достоин? Был ли он как лунный свет? Да, он воин и поэт. О какой же пел он нынче неоткрытой красоте? О пустыне и мечте. И вы слушали влюблённо, нежной грусти не тая? Дездемона, но не я.

Напишите сочинение по прочитанному тексту по заданной композиционной схеме (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументированное мнение относительно актуальности проблемы и согласие/несогласие с позицией автора).

На эту кафедру. я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням и даже тысячам их — неуступным, обрывистым, обмёрзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие — может быть с большим даром, сильнее меня — погибли. Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипелаге ГУЛАГ. Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны, — но сколько неузнанных, ни разу публично не названных! И почти-почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребённая не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая, с биркой на пальце ноги.

И мне сегодня, сопровождённому тенями павших и со склонённой головой пропуская вперёд себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня — как угадать и выразить, что хотели сказать они?

. В томительных лагерных перебродах, в колонне заключённых, во мгле вечерних морозов с просвечивающими цепочками фонарей — не раз подступало нам в горло, что хотелось бы выкрикнуть на целый мир, если б мир мог услышать кого-нибудь из нас. Тогда казалось это очень ясно: что скажет наш удачливый посланец — и как сразу отзывно откликнется мир.

И поразительно для нас оказался «весь мир» совсем не таким, как мы ожидали, как мы надеялись: «не тем» живущий, «не туда» идущий, на болотную топь восклицающий: «Что за очаровательная лужайка!» — на бетонные шейные колодки: «Какое утончённое ожерелье!» — а где катятся у одних неотирные слёзы, там другие приплясывают беспечному мьюзикалу.

Как же это случилось? Отчего же зинула эта пропасть? Бесчувственны были мы? Бесчувствен ли мир? Или это — от разницы языков? Отчего не всякую речь люди способны расслышать друг от друга? Слова отзвучиваются и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа.

По мере того, как я это понимал, менялся и менялся с годами состав, смысл и тон моей возможной речи. Моей сегодняшней речи.

(Из Нобелевской лекции лауреата Нобелевской премии А. И. Солженицына)

Источник

Что такое синтаксическое средство выразительности? Лексические и синтаксические средства выразительности

Сделать речь эмоционально насыщенной, красивой и экспрессивной поможет синтаксическое средство выразительности. Сюда же относятся фонетические и лексические. С их помощью передают информацию и собственные мысли, воздействуют на слушателя или читателя.

Средства выразительности: разновидности

Синтаксические выразительные средства языка

Синтаксис представляет собой раздел лингвистики, который указывает на связь между словами в предложении и словосочетании. Изучает интонацию, состав предложений, обращение, однородные члены. Все это выполняет несколько функций.

Синтаксические выразительные средства языка Вам будет интересно: «Праздный»: значение слова, происхождение и применение

Выделяют несколько видов стилистических фигур:

Как сделать текст выразительным?

Синтаксические выразительные средства языка

Для создания художественного образа понадобятся такие средства выразительности, как анафора, эпитет, параллелизм, градация. С их помощью создают многоплановую картину. Как правило используют не одно синтаксическое средство выразительности, а сразу несколько.

Современные виды

Синтаксические выразительные средства языка

Лексические и синтаксические средства выразительности многочисленны и разнообразны. Четкой классификации нет, но условно их разделяют на три группы: фоника, лексика и фигуры. К первой относятся звуковые особенности, необходимые для придания тексту выразительности. Чаще всего используют звуковой повтор в виде ассонанса, аллитерации, звукоподражания.

В лексике присутствуют слова как нейтральные, которые обозначают понятия без оценивания со стороны рассказчика, так и те, которые передают непосредственное авторское отношение. Ресурсы делятся на две группы: основные и специальные. В первые входят синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, жаргонизмы, архаизмы. Все чаще можно встретить неологизмы – слова, которые еще не стали привычными. Их количество увеличивается благодаря развитию информационных технологий для передачи предметов и понятий.

Среди специальных синтаксических средств выразительности находятся такие, которые придают тексту смысл, убедительность, особую яркость. К ним относятся эпитеты, сравнения, аллегория, метафора, метонимия, символ, анафора, риторический опрос.

Лексические средства выразительности

Синтаксические выразительные средства языка Вам будет интересно: Тунис: описание страны, ее особенности

Синтаксические выразительные средства языка

Основой изобразительной выразительности речи считают слово. Лексическую единицу используют не только в прямом, но и в переносном значении. О человеке говорят, применяя характеристику животного. Например, используют трусливость зайца, неуклюжесть медведя.

Часто помогает полисемия, при которой слова употребляются в разных значениях. Среди лексических и синтаксических средств выразительности есть несколько разновидностей групп:

Что представляют собой тропы?

Синтаксические выразительные средства языка

Слова, которые употребляются в переносном значении, делают произведения ярким, передают основные признаки образа. Синтаксические средства выразительности речи необходимы в произведениях, чтобы глубже показать происходящее событие или рассказать о человеке.

В баснях употребляют аллегорию. Чтобы преувеличить признаки или совершаемое действие, понадобится гипербола. В 19 веке писатели сатирически описывали пороки общества с помощью гротеска. Когда скрывают истинный смысл передаваемой информации, ее маскируют под ироническими высказываниями. Чтобы неживым существам придать свойства живого, понадобится олицетворение.

Употребление в художественной литературе

В процессе чтения рассказов, романов, поэм читатели обращают внимание, что каждый писатель придерживается своих правил написания. Для раскрытия темы используют различные техники:

Синтаксические выразительные средства языка

Представленные в таблице синтаксические средства выразительности помогут понять, что хотел сказать автор, какие характеристики присущи человеку или предмету. С помощью слов и выражений складывается полная картина о передаваемых образах.

Жанры рекламы как средство выразительности

В понятие «жанр» входит отображение действительности с рядом устойчивых признаков. Сюда входит взаимодействие автора с картиной бытия, языковое и композиционное оформление. Реклама – это тонкий слог. Она может быть печатной, на радио и телевидении, в интернете.

Выше в таблице синтаксические средства выразительности, которые помогают донести нужную информацию. Реклама может быть в виде листовок, буклетов, журналов. С помощью афиши уведомляют о времени и месте проведения мероприятия.

Чтобы психологически вовлечь читателя, используют «житейские истории». Этот вид напоминает такой литературный жанр, как рассказ. Буклет – это рекламный жанр, в котором совмещается фольклор и бытовая тематика. Фольклорным жанром считают краткое призывное сообщение, которое состоит из одного-двух предложений.

Среди примеров синтаксического средства выразительности телевизионное объявление. Оно может быть в форме видеоклипа, видеофильма, передачи.

Средства выразительности: примеры

Синтаксические выразительные средства языка

Чтобы понять, как используются средства речи, нужно обратить внимание на авторские высказывания:

Чтобы сделать речь убедительной, используют различные выразительные средства. Красочные обороты выручают во время выступления перед публикой, на митингах, в предвыборных компаниях. Нужно помнить, что в официально-деловой речи их не употребляют. Понадобятся точные и убедительные речи.

Источник

Обогащаем язык изобразительно-выразительными средствами

Изобразительно-выразительные средства языка позволяют не только донести информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным. Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей. Сделать презентацию себя, товара, фирмы невозможно без использования особых средств языка.

Лексические средства выразительности

Слово – основа изобразительной выразительности речи. Многие слова часто используют не только в прямом лексическом значении. Характеристики животных переносят на описание внешности или поведения человека – неуклюж как медведь, труслив как заяц. Полисемия (многозначность) – употребление слова в различных значениях.

Омонимы – группа слов в русском языке, которые имеют одинаковое звучание, но при этом несут разную смысловую нагрузку, служат для создания в речи звуковой игры.

Каламбуры – применяют для придания речи юмористического, сатирического значения, хорошо предают сарказм. Они основаны на звуковом сходстве слов или их многозначности.

Синонимы – описывают одно и то же понятие с различных сторон, имеют различную смысловую нагрузку и стилистическую окраску. Без синонимов невозможно построить яркую и образную фразу, речь будет перенасыщена тавтологией.

Антонимы – слова имеют противоположное лексическое значение, относятся к одной части речи. Позволяют создавать яркие и экспрессивные фразы.

Тропы

Синтаксические выразительные средства языка

Тропы – слова в русском языке, которые употребляют в переносном смысле. Они придают речи и произведениям образность, выразительность, призваны передавать эмоции, ярко воссоздавать картину.

Определение тропов

ТропыОпределение
АллегорияИносказательные слова и выражения, которые передают суть и основные признаки конкретного образа. Часто используют в баснях.
ГиперболаХудожественное преувеличение. Позволяет ярко описывать свойства, события, признаки.
ГротескПрием используют для сатирического описания пороков общества.
ИронияТропы, которые призваны скрыть истинный смысл выражения путем легкой насмешки.
ЛитотаПротивоположность гиперболе – свойства и качества предмета заведомо преуменьшены.
ОлицетворениеПрием, при котором неодушевленным предметам приписывают качества живых существ.
ОксюморонСоединение в одном предложении несоединимых понятий (мертвые души).
ПерифразаОписание предмета. Человека, события без точного указания названия.
СинекдохаОписание целого через часть. Образ человека воссоздают путем описания одежды, внешности.
СравнениеОтличие от метафоры – присутствует и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. В сравнении часто присутствуют союзы – как, будто.
ЭпитетНаиболее частое образное определение. Не всегда для эпитетов используют прилагательные.

Метафора – скрытое сравнение, употребление существительных и глаголов в переносном значении. В ней всегда отсутствует предмет сравнения, но присутствует то, с чем сравнивают. Бывают краткие и развернутые метафоры. Метафора направлена на внешнее сравнение предметов или явлений.

Метонимия – скрытое сравнение предметов по внутреннему сходству. Это отличает этот троп от метафоры.

Синтаксические средства выразительности

Синтаксические выразительные средства языка

Стилистические (риторические) – фигуры речи призваны усиливать выразительность речи и художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Название синтаксического построенияОписание
АнафораИспользование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение.
ЭпифораПрименение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации.
ПараллелизмПостроение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
ЭллипсисЗаведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.
ГрадацияКаждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего.
ИнверсияРасстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание.
УмолчаниеСознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли.
Риторическое обращениеПодчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам.
Риторический вопросВопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя.
Риторическое восклицаниеОсобые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или слушателя.
МногосоюзиеМногократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи.
БессоюзиеНамеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность.
АнтитезаРезкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию.

Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.

Источник

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 26. Языковые средства выразительности.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 26. Языковые средства выразительности.

Синтаксические выразительные средства языка

Задание № 26. Языковые средства выразительности.

Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.

Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.

Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.

Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.

Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.

ТЕОРИЯ.

Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.

Помните главное: это слова в переносном смысле, то есть в жизни мы это «увидеть» не сможем, нам кажется, что это так происходит, это наше вИдение мира.

Аллегория.

Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

Примеры.

Фемида( женщина с весами) – правосудие.

Гипербола

Пример.

В сто сорок солнц закат пылал.(В. Маяковский)

Ирония

От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.

Пример.

Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне И.Крылова).

Литота

Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

Пример.

Талии не тоньше бутылочной шейки (Н.В. Гоголь)

Метафора

Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

Пример.

Метонимия

Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

1.между предметом и материалом

2.между содержимом и содержащим.

3.между действием и орудием действия.

4.между автором и его произведением.

5.Между местом и людьми, там находящимися.

Примеры.

1.Не то на серебре- на золоте едал ( А.Грибоедов).

2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

3.Перо его дышит местью.

4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

5. На субботник вышла вся школа.

Олицетворение.

Пример.

Синекдоха

Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

Когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера).

Примеры:

Пуще всего береги копейку

И вы, мундиры голубые. (М.Ю. Лермонтов о жандармах).

Сравнение.

Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.

Пример.

Эпитет

Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

Примеры.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С.Есенин)..

Кругом трава так весело цвела.

…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом

Шаг 2.

Если необходимо найти лексические средства, то среди слов предложенного списка нужно искать следующие термины.

Типы слов по смыслу

Контекстные синонимы это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

Контекстные антонимы это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение ( великий- величественный, эффектный- эффективный).

Типы слов по сфере употребления

Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).

Термины названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)

Типы слов по происхождению

Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать )

Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).

Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. ( Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).

Типы слов по сферам употребления

( хвастунишка, читалка, задира.)

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :

-нарушающие языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

— нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

— вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

— книжные : яблоко раздора, звёздный час

— просторечные: вкручивать мозги, дурья башка.

Шаг 3.

Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.

Примечание: некоторые фигуры речи могут быть одновременно и синтаксическими средствами (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).

Фигуры речи

приёмы).

Определения.

Примеры.

Анафора

Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

Пример.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Эпифора

Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

Пример.

Правда твоя – это наша правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава. Родина!

Антитеза

Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

Кто был никем, тот станет всем.

Градация

Пример.

Пришёл, увидел, победил!

Не жалею, не зову, не плачу.

Инверсия

Жили-были дед да баба.

Пришёл я однажды в школу.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

Оксюморон

Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

Примеры.

Горькая радость. Звонкая тишина.

Синтаксический параллелизм

Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

Пример.

Молодым везде у нас дорога,

Старика везде у нас почёт.

Перифраз.

От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

Примеры.

Автор Войны и мира»

Пишущий эти строки (я).

Туманный Альбион ( Англия.)

Умолчание

Приём, при котором автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам.

Я сама… Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

Парцелляция.

Пример.

Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон

Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

Пример.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

Многосоюзие или полисиндетон

Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.

Пример.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

Риторические восклицания.

Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

Пример.

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Риторические вопросы.

Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.

Пример.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Шаг 4.

Наконец, если необходим найти синтаксические средства, то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.

Средства

Определения

Примеры

Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

Пример.

Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

Ряды однородных членов

Вводные слова.

Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное

Пример.

Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.

Вопросно-ответная форма изложения.

Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.

Пример.

Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.

Риторические обращения

Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.

Пример.

Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

Обособленные члены.

Пример.

В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.

Восклицательные предложения.

Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.

Примеры.

Надо воспитывать милосердие в детства!

Цитирование

Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.

Пример.

Пользуйтесь подсказками.

Рассмотрим пример.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8—9; 17—18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие — нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

Список терминов:

1) сравнительный оборот

5) просторечная лексика

6) ряды однородных членов

7) вопросно-ответная форма изложения

8) общественно-политическая лексика

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

ПОЯСНЕНИЕ.

А) Приём-7 ( вопрос-ответ).

(8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).

Б) Ответ-6, ряды однородных членов.

(17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.

(13) Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные.

В) Антонимы-3.

(20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Ответ: 7638.

Алгоритм выполнения задания № 26.

В пример выше читаем: «в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.».

Как видим, нет чёткого указания, что надо искать, но даны слова в скобках, кроме того, слово «использована» стоит в ж. роде. Поэтому здесь подходит «политическая лексика».

Таков алгоритм выполнения задания № 26.

Источник

Видео

Синтаксические средства выразительности | Русский язык 10 класс | Умскул

Синтаксические средства выразительности | Русский язык 10 класс | Умскул

Синтаксические средства и приемы выразительности (часть 1)

Синтаксические средства и приемы выразительности (часть 1)

РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.

РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.

Синтаксическая норма| Русский язык

Синтаксическая норма| Русский язык

ЗАДАНИЕ 26 (3) | Средства выразительности; синтаксические средства (теория) | Русский язык ЕГЭ 2021

ЗАДАНИЕ 26 (3) | Средства выразительности; синтаксические средства (теория) | Русский язык ЕГЭ 2021

Русский язык 6 класс (Урок№15 - Изобразительно-выразительные средства языка.)

Русский язык 6 класс (Урок№15 - Изобразительно-выразительные средства языка.)

Синтаксические средства выразительности - из ЕГЭ по русскому языку

Синтаксические средства выразительности - из ЕГЭ по русскому языку

ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТ

ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТ

Синтаксические средства и приемы выразительности (часть 2)

Синтаксические средства и приемы выразительности (часть 2)

ЕГЭ Русский Язык 2022 | Задание 26 | Синтаксические средства выразительности

ЕГЭ Русский Язык 2022 | Задание 26 | Синтаксические средства выразительности
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.