Синтаксический и семантический аспекты языка + видео обзор

Содержание
  1. § 2. Синтаксический и семантический аспекты осложненного предложения
  2. Семантический аспект изучения синтаксических единиц
  3. 3.3.1. Аспекты синтаксической семантики.
  4. Синтаксический и семантический аспекты языка
  5. Готовые работы на аналогичную тему
  6. История синтаксической семантики
  7. Характеристика модуса как ключевого понятия синтаксической семантики
  8. Реферат: Введение в синтаксис. Аспекты синтаксиса
  9. Глава 1.1. Введение в синтаксис
  10. § 1.1.1. Значения термина «синтаксис»
  11. § 1.1.2. Предмет синтаксиса как науки и задачи учебного курса
  12. § 1.1.3. Аспекты синтаксиса
  13. § 1.1.4. Связь синтаксиса с другими уровнями языка
  14. § 1.1.5. Формальные средства синтаксиса
  15. Глава 1.2. Основные понятия конструктивного синтаксиса
  16. § 1.2.1. Синтаксические отношения. Их типология
  17. § 1.2.2. Координативные и субординативные отношения
  18. § 1.2.3. Координативные и субординативные отношения на разных уровнях абстрактности
  19. § 1.2.4. Предикативные и полупредикативные отношения
  20. § 1.2.5. Синтаксические связи. Понятие синтаксической связи
  21. § 1.2.6. Сочинение и подчинение
  22. § 1.2.7. Присловные и неприсловные связи
  23. § 1.2.8. Виды неприсловных связей
  24. § 1.2.9. Присловные подчинительные связи. Их классификации
  25. Видео

§ 2. Синтаксический и семантический аспекты осложненного предложения

Более глубокому пониманию природы осложненного предложения способствовали не только достижения синтаксиса как раздела грамматики, но и успехи относительно нового направления науки – семантического синтаксиса.

Предложение, анализируемое в аспекте семантического синтаксиса, оценивается в его отношении к пропозиции, которая представляет собой логико-философскую категорию[3]. Предложение рассматривается как один из способов номинации некоторого «события», некоторой «ситуации», имеющей место в действительности или гипотетической. Поскольку номинация события не обязательно имеет форму предикативной единицы, предложение, простое по структуре, может быть семантически сложным, т.е. содержать не одну пропозицию, а две или более; иначе говоря, простое предложение может иметь несколько семантических предикатов. Если с этой точки зрения подойти к предложению, имеющему в своем составе деепричастный оборот, то такое предложение нужно оценить как семантически сложное, или «двухбазовое», уже потому, что деепричастие – это глагол, семантический предикат. То же наблюдаем и в других конструкциях, осложняющих предложение. Рассмотрим с точки зрения семантического содержания предложение с предложным оборотом: Благодаря дождям, семена взошли. Оно содержит номинации двух событий: 1) шли дожди, 2) семена взошли. Этого достаточно, чтобы признать предложение семантически сложным, полипропозитивным.

Данный принцип анализа нельзя считать чисто логическим; он опирается на лексику, на семантические группировки слов, на их валентные свойства, на морфологическую структуру лексических единиц и их связи (поэтому мы говорим о логико-семантическом принципе лингвистического анализа). Однако, способствуя более глубокому пониманию природы осложненного предложения, логико-семантический подход сам по себе не может привести к определению синтаксической сущности осложненного предложения.

Осложненное предложение является, как правило, полипропозитивным, но не это определяет его синтаксическую специфику.

Осложнение предложения с синтаксической точки зрения заключается не в том, что в его содержании отражена более чем одна ситуация, а в наличии определенного типа синтаксических отношений. Эти отношения при всем их разнообразии, сводимы к двум основным типам:

1) дополнительная, предикативность;

2) внутрирядные отношения.

Этими двумя типами отношений охватывается все многообразие осложняющих предложение значений разного порядка – как значения типа сравнения, сопоставления, включения- исключения; причины-следствия, условия-уступки, одновременности-предшествования-следования, так и значения типа пояснения-уточнения, градации, присоединения.

Каждому из двух основных типов отношений, осложняющих предложение – дополнительная предикативность и внутрирядные отношения, – соответствует определенный набор синтаксических структур. Следовательно, можно сделать вывод: осложнение непременно имеет формально-синтаксический характер и представляет собой грамматическое явление.

В современном русском языке существует несколько семантико-синтаксических моделей осложнения

С помощью каждой из них создается определенная структура осложненного предложения. Такие структуры функционируют в качестве высказываний; высказывание может представлять одновременную реализацию разных моделей (см. гл. 11).

Источник

Семантический аспект изучения синтаксических единиц

Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц.

1. Предмет синтаксиса, аспекты изучения синтаксиса как науки.

2. Система синтаксических единиц.

3. Синтаксис и его связи с другими разделами языка (лексикой и морфологией) – учебник Бабайцевой, с. 12 – 15; Ильенко, с. 28, 41.

Синтаксис как наука – это раздел грамматики (наряду с морфологией), изучающий связи слов друг с другом и те единства, которые благодаря этим связям создаются (синтаксические единицы). Т.о., предметом синтаксиса как науки являются 1) синтаксические единицы (изучается их структура и содержание); 2) связи слов (формальные и смысловые) и более сложных единиц в синтаксические единицы, а также возникающие при этом смысловые отношения.

Фундаментальные понятия синтаксиса – понятие синтаксических единиц, синтаксических связей (и средствах связи) и грамматической (синтаксической) семантики.

Аспекты изучения синтаксиса:

1) формальный; 2) семантический; 3) коммуникативный.

Система синтаксических единиц (СЕ)

СЕ – это конструкции, между которыми существуют формальные и смысловые отношения. Состав и количество СЕ до сих пор остается спорным вопросом синтаксиса. Выделяют: 1) простое предложение (ПП); 2) словосочетание (сл/с); 3) сложное предложение (СП); 4) синтаксему/синтаксическую форму слова (СФС); 5) сложное синтаксическое целое (ССЦ).

1. Предложение – единица межличностного общения, обладающая грамматическим значением предикативности, характеризующаяся интонационной цельностью и смысловой завершенностью и выполняющая коммуникативную функцию.

2. Сложное предложение – это коммуникативная полипредикативная единица (>1 ПЦ), служащая для формализованной передачи отношений между входящими в нее ПЕ и имеющая интонацию завершенности.

3. Словосочетание – это непредикативное соединение двух или более знаменательных слов, связанных подчинительной связью, каждое из слов сохраняет свое ЛЗ.

4. Синтаксическая форма слова (синтаксема — термин Г.А. Золотовой) – минимальная, далее неделимая единица синтаксиса, выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и как компонент словосочетания или предложения.

5. *Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – цельная в смысловом плане группа предложений, связанных грамматически, лексически и имеющих, как правило, один модально-временной план. В настоящее время принято считать ССЦ единицей текста, а не синтаксиса.

Вопрос о словосочетании

1. Традиционный подход. В первой половине 19 в. Ф. Ф. Фортунатов называет основной СЕ сл/с: «сл/с – это любая пара слов, связанных синтаксической связью».

А. А. Шахматов впервые разграничил словосочетание и предложение, отметив, что сл.соч. возникает в составе предложения.

А. М. Пешковский: между подлежащим и сказуемым существует особого рода синтаксическая связь, которую нельзя назвать ни сочинительной, ни подчинительной, т.е. ГО – не сл\с.

С этой позиции сл/с определяется как непредикативное сочетание слов, связанных синтаксической связью (Е.С. Скобликова, В.А. Белошапкова).

2. Номинативная теория В.В. Виноградова. Он выделял 2 равноправные единицы — сл.соч. и предложение. Но словосочетание, в отличие от предложения, являющегося единицей общения, понимается как сложное название, служащее, наряду со словом, строительным материалом для предложения. Основные положения (все подвергаются критике в большей или меньшей степени):

1. Предложение строится из сл.соч.

2. Словосочетание выражает «единое, но расчлененное понятие» и выполняет номинативную функцию (см. работу Ю.В. Фоменко «Является ли словосочетание единицей языка?»).

3. Сл/с состоит не менее чем из двух знаменательных слов и организуется по правилам соединения слов, действующим в языке (т. е.: каждое из них сохраняет свое ЛЗ). Следовательно, такие соединения слов, как бить баклуши, точить лясы, кот наплакал (фразеологические сочетания), а также самый умный (превосх. ст. прилагат.), будем учиться (аналитическая форма будущего вр.), пусть придет (аналитическая форма повелит. накл.) не являются сл/с.

4. Сл/с образуется путем распространения слова формой слова (то есть компоненты сл.с. могут быть связаны только подчинительной связью).

3. Учение о словосочетании как речевой реализации валентных свойств слова (Ю.В. Фоменко). Единица языка – слово, а словосочетание – единица речи, а не языка, поскольку лишь в речи реализуются валентные свойства того или иного слова: бежать (куда – в лес; как – быстро; от кого – от волка. ): «Знаменательные слова, соединяясь друг с другом, образуют в предложении линейную цепочку. Сочетаемость слов устанавливается на основе валентности слова. Все словосочетания образуются в речи, а не в языке».

Итак, вопрос о сл/с как единице синтаксиса до сих пор еще однозначно не решен. Разногласия ученых, как правило, касаются следующих аспектов: 1) выполняет ли сл/с номинативную функцию; 2) сл/с является единицей речи или языка; 3) можно ли назвать сл/с-ем соединения слов на основе сочинительной связи (В.А. Белошапкова).

Семантический аспект изучения синтаксических единиц

1. Смысловые отношения между словами (СО) (Бабайцева, §17).

СО при предикативной связи:

1. Определительные: «предмет и его признак» (мамина шаль, красивое здание, умный человек и шляпа с пером, шаль мамы, желание петь). В предложении зависимый компонент является определением (согласованным или несогласованным).

2. Объектные: «действие и объект, на который оно направлено или объект, с помощью которого осуществляется действие» (ловить рыбу; читать книгу, вязать крючком, мечтать о лете). В предложении зависимый компонент является дополнением.

3. Субъектные: «опредмеченное действие и субъект этого действия (деятель)» (лай собак = собаки лают; карканье ворон = вороны каркают. В предложении зависимый компонент чаще всего является дополнением.

4. Обстоятельственные: «действие или признак и его характеристика (признак) по месту, времени, условию и т.д.» (жить в лесу; очень крепкий; долго гулять). В предложении зависимый компонент является обстоятельством.

5. Комплетивные (восполняющие): 1) «предметы и их количество;» (море цветов, четыре танкиста, мало подруг). В предложении такое сл/с является одним членом предложения, т.к. главное слово является информативно недостаточным. Такое нечленимое сл/с может выполнять роль подлежащего, дополнения; 2) «действие и его модальная/фазовая оценка» (хотел пить, начал играть). В предложении является СГС; 3) др. типы см. Бабайцева, Цельные словосочетания.

Синкретичные СО – сложные, не дифференцированные отношения, когда на один тип отношений накладывается другой. Причинами синкретизма являются:

а) сложная семантика распространяемого слова: мысль о сыне

б) семантика распространяющего компонента: домик в лесу, лестница на чердак

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 838 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

3.3.1. Аспекты синтаксической семантики.

Назначение, социальная сущность языка — служить средством общения. Этой задаче в конечном итоге служат и структура, и семантика языка. На протяжении многовековой истории языкознания в центре внимания оказывались преимущественно структурные особенности языков.

В предыдущем разделе основное внимание сосредотачивалось на форме применительно к предложению, к его конструкции.

Интерес к содержательной стороне предложения не был чужд традиционному языкознанию, однако этот интерес был скорее логико-, чем собственно семантически-ориентированным. Установление соотносительной связи между частями суждения и элементами предложения, оценка с позиции и в терминах логики структурных особенностей предложения были подчинены задаче установить отношение между структурой предложения и логической структурой мысли. Давней и, вероятно, уже никогда не устранимой данью логической ориентированности ранних грамматических описаний являются используемые сегодня синтаксические термины «subject», «predicate», «copula».

Прогресс лингвистической семантики, возникновение и развитие взгляда на предложение как знак открыли новые перспективы в изучении содержательного аспекта предложения. Они связаны, в частности, с изучением семантики предложения в отношении к обозначаемой предложением ситуации. Оказалось, что язык не только служит формой существования мысли (с чем связаны определённые коррелятивные отношения между структурой мысли и структурой предложения), но и моделирует в присущих ему схемах ситуации объективной действительности, сводя их к конечному набору элементарных ситуаций. При таком подходе предложение как семантическая единица предстает как составная номинация ситуации. Таким образом, если слова служат средством номинации прежде всего предметов и явлений, то предложения — событий. События могут номинироваться и словами (battle, election и т. п.), но лишь в предложении событие отражается в структурированном языком виде, как взаимодействие и взаимоотношение предметов и явлений. Соответствующие семантические схемы представления событий задаются языком. Способы структурирования являются результатом длительной познавательной деятельности людей.

Семантика предложения и отражение языковыми средствами ситуации — лишь один из аспектов синтаксической семантики. Её объект множествен и разнороден. Семантика членов предложения и предложения в целом, ролевые значения компонентов

Синтаксический и семантический аспекты языка1 Поли. собр. соч., т. 29, с. 129.

предложения, явления референции, пресуппозиции, секвенции — изучение этих и многих других семантических явлений входит в задачи семантического синтаксиса.

Источник

Синтаксический и семантический аспекты языка

Синтаксическая семантика – это раздел семантики, который занимается изучением наполнения синтаксических единиц отвлеченным значением.

В данном лингвистическом направлении семантика рассматривается в качественно ином виде, нежели лексическая семантика.

Основным объектом, который подвергается изучению синтаксической семантикой, является высказывание (сообщение). А предметом синтаксической семантики можно назвать отношение, которое выражает это высказывание к своему содержанию, а также пути формирования этого содержания.

С точки зрения значения, которое содержит высказывание, выделяют означающее, которым считается лексико-синтаксическая структура предложения, и означаемое, которым считается описываемая этим высказыванием некий фрагмент действительности в определенных координатах пространства и времени.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с первоначальными функциями синтаксические единицы (члены предложения) взаимодействуют друг с другом следующим образом: подлежащие обозначает субъект действия, сказуемое называет действие субъекта, дополнение обозначает объекты действий, определение обозначает признаки субъектов и объектов, обстоятельство – признаки действий.

Однако в результате языковой асимметрии подобная конструкция может нарушаться и, как следствие, перепутываются члены предложения и выражаемые ими фрагменты ситуации. В связи с этим синтаксическая семантика выделяет синтаксические актанты (члены предложения) и семантические актанты (типовые функции элементов ситуации).

Таким образом, высказывание изучается на двух уровнях:

Языковая асимметрия может затрагивать как отдельные члены предложения, так и всё предложение в целом.

В случае асимметрии отдельного члена предложения он может представлять различные семантические актанты и фрагменты ситуации. Например, синтаксическое подлежащие кроме активного деятеля («Он переставил стол») и воспринимающего лица («Он увидел знак») может обозначать объект действия («Кровать была собрана Иваном»), адресат («Олег получил письмо»), локализатор («Петербург славится своими достопримечательностями»), причину («Температура заставила его остаться дома»), инструмент («Лампочка перегорела»).

Если асимметрии подвергается предложение целиком, то при сохранении синтаксической структуры изменяется описываемая ситуация. Например, предложения «Мужчина идёт» и «Работа идёт» имеют одно синтаксическое строение, но описывают различные ситуации.

История синтаксической семантики

Начало развития синтаксической семантики, как и многих языковедческих дисциплин, связан с обращением человека к языку, то есть антропологическим поворотом в лингвистике. Основы этого поворота были заложены в трудах немецкого филолога В. фон Гумбольдта, который утверждал зависимость языка от человека. В последующем его работы были развиты и дополнены исследованиями Н. Хомского, А. Вежбицкой и Э. Бенвениста.

Крутой поворот языкознания к семантике (а затем к когниции и психологическому аспекту в языке) был вызван утратой доминирующего положения структурализма из-за появления «генеративной грамматики» и теории глубинных структур Н. Хомского. Таким образом, семантика приобрела огромное значение в лингвистической науке и распространилась на многие её разделы (фонетику, морфологию, синтаксис и др.).

Исследования в области синтаксической семантики базировались на положениях:

В настоящее время развитие синтаксической семантики преимущественно осуществлялось такими синтаксисистами, как Ш. Балли, Г.П. Немца, Э. Бенвениста, Е.В. Падучевой, Т.Н. Шмелевой, Г.А. Золотовой, И.А. Нагорного и др.

Характеристика модуса как ключевого понятия синтаксической семантики

Одной из основных категорий синтаксической семантики является «модус». Классическое определение этого понятия было дано синтаксисистом Ш. Балли ещё в середине прошлого века, что вызвало интерес к данной категории со стороны лингвистов.

В настоящее время модус понимается как субъектное содержание предложения. Понятие «модус» следует отличать от понятия «субъективная модальность», которое определяется как отношение говорящего к сообщаемому, передающееся через наличие или отсутствие совокупности оценочных и экспрессивных окрасок.

Модус рассматривается через комплекс следующих категорий:

Таким образом, представленные выше категории позволяют говорить о том, что понятие модуса включает в себя большое количество синтаксических модальных значений, а значит увеличивается число средств выражения субъективных смыслов в сообщении.

Источник

Реферат: Введение в синтаксис. Аспекты синтаксиса

Введение в синтаксис. Аспекты синтаксиса

Глава 1.1. Введение в синтаксис. 2

§ 1.1.1. Значения термина «синтаксис». 2

§ 1.1.2. Предмет синтаксиса как науки и задачи учебного курса. 2

§ 1.1.3. Аспекты синтаксиса. 3

§ 1.1.4. Связь синтаксиса с другими уровнями языка. 4

§ 1.1.5. Формальные средства синтаксиса. 7

Глава 1.2. Основные понятия конструктивного синтаксиса. 13

§ 1.2.1. Синтаксические отношения. Их типология. 13

§ 1.2.2. Координативные и субординативные отношения. 14

§ 1.2.3. Координативные и субординативные отношения на разных уровнях абстрактности. 15

§ 1.2.4. Предикативные и полупредикативные отношения. 16

§ 1.2.5. Синтаксические связи. Понятие синтаксической связи. 17

§ 1.2.6. Сочинение и подчинение. 17

§ 1.2.7. Присловные и неприсловные связи. 18

§ 1.2.8. Виды неприсловных связей. 19

§ 1.2.9. Присловные подчинительные связи. Их классификации. 20

§ 1.2.10. Синтаксическая конструкция. Структурная схема. 23

Глава 1.3. Основные понятия семантического синтаксиса. 24

§ 1.3.1. Синтаксис и семантика. 24

§ 1.3.2. Пропозиция. Структура пропозиции. 25

§ 1.3.3. Синтаксические воплощения пропозиции. Связь пропозиций 26

§ 1.3.4. Виды актантов. 26

§ 1.3.5. Типы предикатов по валентностям. 27

§ 1.3.6. Семантические типы предикатов. 28

§ 1.3.7. Диктум и модус. 28

§ 1.3.8. Актуализационные категории модуса. 29

§ 1.3.9. Квалификативные категории модуса. 30

§ 1.3.10. Социальные категории модуса. 31

Глава 1.4. Основные понятия коммуникативного синтаксиса. 31

§ 1.4.1. Два основных значения термина «коммуникативный». 31

§ 1.4.2. Типология высказываний. 32

§ 1.4.3. Структура высказывания. Актуальное членение высказывания 33

§ 1.4.4. Средства выражения актуального членения. 34

§ 1.4.5. Соотношение коммуникативной и формально-синтаксической структуры высказывания – предложения. 35

Глава 1.1. Введение в синтаксис

§ 1.1.1. Значения термина «синтаксис»

Термин «синтаксис» имеет два основных значения.

Первое значение : синтаксис – высший уровень языковой системы, на котором устанавливаются «правила» речеобразования, характерные для данного языка. Это объективно существующая языковая реальность. Синтаксис является высшим уровнем языка, потому что именно на этом уровне осуществляется главная функция языка – коммуникативная. Все другие уровни подчинены синтаксису – прямо или опосредованно. В синтаксисе происходит организация всех средств языка, подчинение их коммуникативной функции.

Этимология термина: syntaxis (греч.) – военный строй, построение, порядок.

Второе значение : раздел лингвистики, изучающий правила, закономерности построения связной речи.

Эти два значения важно различать. В языке существуют правила, создающиеся самим языком, т.е. объективно, независимо от человеческого фактора (это синтаксис в первом значении). Что касается синтаксиса как науки (второе значение) – она, как всякая наука, субъективна. Приведем пример. В современном русском языке среди сложных предложений существуют так называемые бессоюзные предложения. В синтаксической науке эти бессоюзные образования трактуются по-разному: одни ученые относят их к сложносочиненным или к сложноподчиненным предложениям (в зависимости от смысловых отношений); другие рассматривают их как особый тип сложных предложений, а третьи вообще не считают их предложениями, а относят бессоюзные образования к явлениям текста. При этом каждая точка зрения имеет свое обоснование, т.е. нельзя сказать, что одна концепция верна, а другая – нет.

Таким образом, мы определили основные значения термина «синтаксис». Но этот термин используется и в других, более узких, специальных значениях (конечно, в пределах лингвистики).

а) Синтаксисом называют синтаксические свойства отдельных единиц (т.е. синтаксические характеристики, синтаксические возможности различных единиц): синтаксис словосочетания, синтаксис простого предложения, синтаксис сложного предложения, а также – синтаксис текста.

б) Синтаксисом называют синтаксические особенности функциональных стилей современного русского литературного языка: синтаксис научного стиля, синтаксис официально-делового стиля и др.).

в) Наконец, синтаксис существует как индивидуальное явление – синтаксис языка писателя, синтаксические особенности, характерные для произведений того или иного писателя, например: синтаксис Гоголя, синтаксис Достоевского и т.д. Важно отметить, что стиль писателя в значительной мере определяется именно синтаксисом, поэтому изучить так называемый «стиль» писателя, стилистические особенности отдельного произведения невозможно без понимания и изучения его синтаксиса. Существуют многочисленные исследования, посвященные языку и стилю писателя и, в частности, его синтаксису (труды акад. В.В. Виноградова, например, «Стиль «Пиковой дамы», большая работа Е.А. Иванчиковой «Синтаксис художественной прозы Достоевского», труды Г.О. Винокура, Б. Эйхенбаума, Ю.М. Лотмана и других ученых).

§ 1.1.2. Предмет синтаксиса как науки и задачи учебного курса

1. Предмет синтаксиса.

Определить предмет синтаксиса в самом общем виде можно таким образом: синтаксис изучает правила речеобразования в данном языке.

1) В русском языке есть слова, обозначающие явления природы, состояние: дождь, жара, тишина, мороз и под. Значения таких слов обеспечивают им возможность стать предложением: Тишина. – это не только номинация состояния, но и сообщение о нем (’Тишина есть‘). Таким образом, особенность лексического значения слова становится предметом синтаксиса.

2) Словоформа тоже является предметом синтаксиса, когда она проявляет свое значение в синтаксическом употреблении. Яркий пример – падежные формы. Одна и та же падежная форма может иметь разные синтаксические значения. Например, дательный падеж. Какие синтаксические возможности он имеет? Значение объекта – адресата (Мальчику подарили новую игрушку ). Значение субъекта – носителя состояния (Мальчику стало страшно ).

2. Задачи учебного курса.

1) Овладение основными синтаксическими понятиями и соответствующей терминологией.

2) Изучение и усвоение синтаксических единиц в разных синтаксических аспектах, их системных отношений, их типологии.

3) Умение ориентироваться в разных синтаксических концепциях, видеть их соотношение, сильные и слабые стороны.

4) Выработка навыков анализа синтаксических единиц в разных аспектах.

§ 1.1.3. Аспекты синтаксиса

Синтаксические образования (в первую очередь предложения) изучаются с разных сторон, поскольку они имеют сложную, многогранную организацию. В современной науке различают три аспекта синтаксиса: грамматический (формально-синтаксический, конструктивный), семантический и коммуникативный. Причем, существуют они не автономно друг от друга, а в тесном взаимодействии.

Грамматический аспект. В научном изучении – это традиционный аспект. Именно в таком плане изучаются синтаксические единицы в школьном курсе. И в синтаксической науке долгое время господствовал этот аспект. Пожалуй, идеальное воплощение грамматический подход нашел в знаменитой книге Александра Матвеевича Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении».

В этом аспекте синтаксические единицы представляют собой построения, конструкции, которые находятся в определенной системе. Изучается система этих конструкций. Например, существует такая модель предложения: N1 – Vf. Под эту модель подходят очень разные с точки зрения смысла предложения. Например: Мальчик читает, Идет дождь, Собаки кусаются, Его охватило беспокойство, Я помню чудное мгновенье… и т.д. В представлении грамматической модели предложения мы совершенно отвлекаемся от его содержания. Можно привести противоположные примеры, когда близкие по содержанию предложения (или даже идентичные) имеют разную формальную организацию: Идет дождь, Дождь, Дождливо. Любые синтаксические единицы могут быть представлены как система моделей, система конструкций. Основные средства синтаксиса в грамматическом аспекте – словоформы, а также служебные слова.

Семантический аспект. Этот аспект предложения (шире – синтаксических единиц) начал изучаться значительно позже, чем грамматический. В 19 в. и в первой половине 20 в. он изучался фрагментарно. Активное изучение семантического аспекта началось во второй половине 20 в. В семантическом плане предложение рассматривается как обозначение какой-то ситуации, фрагмента действительности. Приведенные выше три предложения грамматически разные, но обозначают одну и ту же ситуацию ’дождь‘. Этот фрагмент действительности может содержаться не только в предикативной основе предложения, но и на его периферии, во второстепенном члене: Из-за дождя мы не пошли купаться. В значении второстепенного члена предложения, обстоятельства, отражена та же самая ситуация. Отражение в синтаксической единице ситуации, фрагмента действительности называется пропозицией. Пропозиция – это инвариантное значение синтаксических образований. Приведем другой пример. Двусоставные предложения Мальчик читает книгу, Собаки кусаются, Идет снег имеют одинаковую грамматическую структуру, но различаются семантически: они обозначают разные типы ситуаций: активное действие субъекта, свойство субъекта, существование явления. Основное средство выражения семантики синтаксической единицы (пропозиции) – лексика, тип лексического значения: предикатная (признаковое значение) и предметная лексика.

Коммуникативный аспект. Синтаксические единицы – не только конструкции и пропозиции. Они создаются в речи, в речевой ситуации для передачи актуальной информации, с конкретной целью. В качестве примера используем одно из приведенных выше предложений: Дождь идет (в грамматическом аспекте N1 – Vf, в семантическом аспекте ’дождь‘). Это предложение можно произносить по-разному для выражения разных целей.

1) Д`ождь идет. – констатация ситуации.

2) Дождь ид′ет. – сообщение о продолжении ситуации (как реакция на вопрос – подтверждение данного факта).

3) Дождь идет? – ожидание ответа.

Таким образом, одна и та же структура и одна и та же пропозиция здесь представлены как три разных высказывания. Основные средства образования разных высказываний – это интонация и порядок слов. Различия в интонации мы наблюдали в предыдущих примерах. Различия в высказываниях, выраженные порядком слов: Иванов / поедет на соревнования. На соревнования поедет / Иванов. В первом высказывании – сообщение о действии известного лица, во втором – о самом лице, выбранном для осуществления известного действия.

§ 1.1.4. Связь синтаксиса с другими уровнями языка

Рассмотрим эту связь исходя из иерархии языковых уровней: фонетика, словообразование, лексика, морфология.

Синтаксис и словообразование. Во-первых, синтаксис и словообразование имеют определенное общее сходство. Во-вторых, связь между этими уровнями проявляется в конкретных способах словообразования.

Общее сходство заключается в том, что и синтаксис, и словообразование – процессы или результаты образования вторичных языковых знаков из исходных, первичных: слова – из морфем; словосочетания, предложения – из слов, словоформ. С этой точки зрения и словообразование, и синтаксис относятся к явлениям деривации (деривация – отведение, образование).

Конкретное проявление связи словообразования и синтаксиса наблюдается в определенных способах словообразования. Слова могут образоваться на синтаксической основе:

б) Лексико-синтаксический способ – лексикализация словосочетания, сращение, т.е. превращение синтаксической единицы в одну лексему: сумасшедший, простофиля, быстрорастворимый, малоподвижный, ярко-красный и под.).

Синтаксис и лексика. Лексические значения слов существуют в словаре, в лексической системе языка. Но в то же время многие особенности ЛЗ слов, их семантика проявляются в синтаксисе. Лексика влияет на синтаксические свойства слов: а) на их синтаксические функции, б) на их синтаксическую сочетаемость. Существует зависимость (в определенных случаях, не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ.

а) Есть имена существительные, которые легко, естественно образуют предложения. Это слова с событийной семантикой: Ночь. Тишина. Пожар! Им противопоставлены слова с предметной семантикой, которые таким свойством не обладают: книга, береза, девочка.

б) Приведем примеры влияния семантических особенностей слов на их синтаксическую сочетаемость:

Слова с модальной семантикой (обозначающие возможность, необходимость, желательность действия) сочетаются с инфинитивом (обозначающим действие – возможное, необходимое, желательное): надо сделать, можно отдохнуть, могу помочь, хочу уехать, должен рассказать. Как видим, здесь важно именно лексическое значение слова, а не его принадлежность к той или иной части речи.

Синтаксис и морфология. Между этими уровнями языковой системы существует самая непосредственная взаимосвязь и взаимодействие.

1) Взаимосвязь синтаксиса и морфологии заключается в том, что они относятся к одному общему уровню – грамматике. Что такое грамматика? Это формальная организация языка, система абстрактных категорий, которые представляют собою единства отвлеченных грамматических значений и их формальных выражений. Приведем примеры. Слова трава, правда, бабушка имеют одну и ту же морфологическую форму, т.е. морфологически, грамматически не различаются. Эту словоформу можно представить как Sfs1 (S – существительное, f – женский род, s – единственное число, 1 – именительный падеж). Предложения Вечереет. Мне не спится. Из окна сильно дует. имеют одну и ту же синтаксическую, грамматическую форму Vf 3s (спрягаемая форма глагола в третьем лице единственного числа).

2) Взаимодействие морфологии и синтаксиса проявляется следующим образом: с одной стороны, морфология служит синтаксису, с другой стороны – морфология определяет синтаксический строй языка.

В чем заключается служебная роль морфологии по отношению к синтаксису?

Словоформа употребляется в составе синтаксических образований, она представляет собой компонент синтаксической единицы. Понятно, что у разных словоформ разные синтаксические возможности. Падеж имени существительного выражает связь словоформы с каким-либо словом или компонентом предложения. А падеж прилагательного (равно как и число и род) показывает зависимость его от имени существительного, уподобляясь словоформе существительного. Иные синтаксические возможности у глагольных словоформ. Vf (verbumfinitum) – всегда сказуемое как форма предикативная (наклонение, время, лицо). Инфинитив, как форма, отвлеченно обозначающая действие, (неопределенная форма глагола в отличие от определенных, финитных форм), может употребляться в очень разных синтаксических ролях: подлежащее, сказуемое, главный член односоставного предложения, второстепенный член предложения. Например: Ловить рыбу – его страсть (инфинитив – подлежащее), Вы должны уйти (инфинитив – компонент составного сказуемого), Я вас прошу не уходить (инфинитив – дополнение).

Теперь обратимся к другой стороне взаимодействия морфологии и синтаксиса: морфология определяет синтаксический строй. Как это проявляется в русском языке? Русский язык, как известно, имеет флективный (синтетический) строй: основное средство образования морфологических форм – флексия. Это определяет особенности синтаксических связей, синтаксических конструкций. Основные способы подчинительных связей слов с другими словами – согласование, управление и примыкание. Различие между ними определяется морфологическими особенностями зависимых слов (уподобление, выражение зависимости падежом, неизменяемость).

Но в русской морфологии есть и элементы аналитизма, аналитического строя: выражение форм сослагательного наклонения (пришел бы ) и некоторых форм повелительного наклонения (пусть придет ), аналитические формы компаратива (более старательный ). В синтаксисе также наблюдаются проявления аналитизма: составное сказуемое, синтаксически нечленимые сочетания, когда два или несколько слов образуют один член предложения (Она запела низким, красивым голосом ).

§ 1.1.5. Формальные средства синтаксиса

1) Морфологические формы слова. О роли словоформ в синтаксических построениях мы уже говорили (см. Синтаксис и морфология ). Ограничимся примером. Существительное в форме именительного падежа в морфологии проявляется как исходная форма. В синтаксисе эта словоформа приобретает разные синтаксические функции. Прежде всего, она является главным средством выражения подлежащего, но имеет и другие функции: главный член номинативного (назывного) предложения (Зима. Метель. Ночь. ), обращение (Таня, включи свет ) и нек. др.

2) Простые непроизводные предлоги функционируют подобно флексиям, они привязаны к падежной форме слова и вместе с ней создают синтаксическую форму слова. Ср.: идти лесом, в лес, из лесу, через лес, по лесу. Предлог вместе с падежной формой выражает отношение существительного к какому-либо слову или к предложению. Есть предлоги чисто формальные, входящие в лексическое значение господствующего слова. В.В. Виноградов считал возможным называть их послелогами (имея в виду их функцию; настоящих послелогов, как в языках с аналитическим строем, в русском языке нет). Например: уповать (надеяться ) на чудо, разочароваться в профессии, привыкнуть к лишениям и под.

4) Союзы – одно из важнейших синтаксических средств. Союз обозначает синтаксическую связь и выражает то или иное синтаксическое отношение. Союзы, несомненно, имеют сходство с предлогами – с точки зрения функции, но в русском языке союз от предлога резко отличается синтагматическим свойством: если предлог всегда привязан к падежной форме, то союз формально автономен и может связывать разные словоформы и разные компоненты (диван или кровать, белый или синий, смеяться или плакать ). Такое четкое различие существует в русском языке благодаря флективному характеру языкового строя – в отличие от многих европейских языков с аналитическим строем, где наблюдается сближение предлогов и союзов. Итак, предлог связывает словоформу (падежную) со словом или более крупным компонентом, а союз связывает два (или более) компонента, представленные словами, словосочетаниями, предложениями.

Союзы имеют три важных синтаксических противопоставления: а) по типу оформляемой связи, б) по выражению синтаксических отношений, в) по количеству и расположению компонентов, составляющих данный союз.

а) По первому признаку союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Вопрос о различии сочинительных и подчинительных союзов будет рассмотрен в § 1.2.6 и в § 3.1.7.

Союзы прежде всего относятся к аспекту грамматическому: оформляют синтаксические конструкции. Но они играют важную роль и в других аспектах – в семантическом и коммуникативном (это будет показано в соответствующих главах, посвященных семантическому и коммуникативному аспектам).

Вместе с тем частицам свойственны и синтаксические функции. Прежде всего, это функции коммуникативные:

а) Частицы могут оформлять тип высказывания по коммуникативной цели (вопросительные, побудительные), сохраняя при этом свою основную коммуникативно-прагматическую функцию. Например: Увидимся ли мы еще? – вопрос с оттенком сомнения. Разве вы знакомы? – вопрос, вызванный удивлением говорящего, располагающего другой, противоположной информацией.

Грамматические, конструктивные функции частиц:

а) Многие частицы употребляются как аналоги союзов, т. е. служат для связи компонентов в простом и в сложном предложении: даже, только, лишь, ведь, хотя бы и др. Например: Одета она необычно, даже экстравагантно. Я приду, только не сегодня. Учите дочку музыке, ведь у нее прекрасный слух.

б) Частицам свойственна также функция конкретизатора – употребление при союзах для уточнения смысловых отношений в простом и в сложном предложении: но только, но все-таки, а ведь, и даже и др. Например: Он был очень занят, но все-таки помог мне. Ты сделала по-своему, а ведь я предупреждал тебя.

Понятие «служебные слова» расширяется за счет включения в него других, не служебных в основной функции слов, имеющих и служебные употребления: местоименных слов, вводно-модальных слов и знаменательных лексем. При этом основная, не служебная функция слова сохраняется.

6) Местоимения в служебной функции. Служебная роль характерна для местоимений (в широком значении термина) вопросительно-относительных и указательных.

Вопросительно-относительные местоимения иначе называются К-словами: кто, что, который, какой, чей, когда, где и т.д. (этимологический корень этих местоимений начинается со звука [к], звук [ч]– результат первой палатализации, звук [г] – результат ассимиляции согласного после падения редуцированных). К-слова хорошо известны в роли союзных слов в сложном предложении, когда они совмещают две функции: связующую, союзную и функцию члена предложения. Например: Я вернулся в город, в котором жил в детстве. Союзное слово «который» не выражает отношения между главным и придаточным, употребляется как асемантический союз. При этом словоформа «в котором» находится в формальной связи с одним из слов предложения (жил в котором = в городе) и выполняет роль обстоятельства места. Эти же местоимения (уже как вопросительные) участвуют в построении вопросительных высказываний (коммуникативный план): Который час? Где вы живете?

Указательные местоимения – иначе Т-слова: тот, такой, так, столько, туда и под. Они употребляются как соотносительные слова в сложном предложении. Например: Что посеешь, то и пожнешь. Или в бессоюзных сложных предложениях: Весь город там такой : мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет (Н. Гоголь).Кроме того, указательные местоимения являются одним из важных средств связи высказываний в тексте (анафорическая функция).

7) Вводно-модальные слова. К ним относится очень широкий круг слов и фразеологизмов, являющихся представителями одного из лексико-грамматических классов слов (модальные слова, по В.В. Виноградову). Основная функция этих слов – субъективно-модальная: они выражают отношение говорящего к высказыванию и к тексту. Функционально они сближаются с союзами, употребляясь как средства связи и обозначения отношений в предложении и в тексте. Таким образом, они могут выполнять конструктивно-синтаксическую функцию (Приходи в любой день, например завтра, Школьники увлекаются спортом, в частности борьбой ) или функцию связи в тексте (итак, следовательно, кстати, впрочем, более того, наоборот и многие другие).

8) Знаменательные слова в служебной функции. Знаменательная лексика активно вовлекается в служебные средства языка. Выделим несколько характерных служебных употреблений знаменательных слов:

а) Синсемантичные слова – информативно недостаточные, требующие обязательного распространения. К ним относятся в первую очередь глаголы речемыслительной семантики, волеизъявления, восприятия и нек. др. Служебная роль таких слов проявляется в сложном предложении. Например: Я почувствовал, что кто-то за мной крадется. Глагол «почувствовал» требует объектного распространителя, роль которого выполняет придаточное предложение. Таким образом, именно это слово является организующим в построении данного построения.

в) Фразеосхемы (термин Д.Н. Шмелева) – синтаксические модели, в состав которых в качестве обязательного элемента входит знаменательное слово: стоит – как, не успел – как, достаточно – чтобы и др. Например: Достаточно пристального взгляда, чтобы привести ее в смущение.

Например: Летом все студенты второго курса уедут в экспедицию. Расположение словоформ в этом предложении соответствует прямому порядку слов во всех случаях. Возможен и другой порядок слов: В экспедицию летом уедут все студенты второго курса. Здесь мы наблюдаем изменение прямого порядка слов в двух случаях: подлежащее располагается после сказуемого, обстоятельство «в экспедицию», относящееся к глаголу «уедут», – в начале предложения. Но и при таких изменениях порядок слов остается правильным, мы просто несколько изменили информацию, сосредоточив внимание не на действии, а на участниках этого действия.

Однако свобода порядка слов не безгранична. Например, невозможно расположить слова таким образом: *Курса студенты второго уедут в экспедицию все.

Таким образом, тот или иной порядок слов должен быть чем-то мотивирован, иметь какое-то определенное назначение.

Функции порядка слов в русском языке – синтаксические и несинтаксические. Начнем с синтаксических функций, которые имеют два проявления:

«Правила», регулирующие порядок слов в высказывании, очень важны для построения связного текста. Человек, субъект речи, интеллектуально и лингвистически развитый, имеющий определенный опыт в создании письменных текстов, строит текст, располагает слова, почти не задумываясь. Но эти правила важно знать тому, кто учит русскому языку (русскоязычных школьников или иностранцев), а также тем, кто работает с текстом (редакторам, переводчикам) – иными словами, всем профессиональным филологам.

Конструктивно-синтаксические функции – роль порядка слов в организации синтаксического построения. Порядок слов является показателем синтаксической связи и синтаксической функции. Например:

Успокоенная сестра ушла. – Сестра ушла успокоенная. Разный порядок слов выражает разное актуальное членение, как и в предыдущих примерах. Но роль порядка слов в данном случае не ограничивается коммуникативной функцией. Конструктивное, грамматическое различие заключается в связях и функциях словоформы «успокоенная». В первом предложении данная словоформа связана только с существительным «сестра» и выполняет роль определения. Во втором предложении словоформа «успокоенная» связана не только с существительным-подлежащим, но и с глаголом-сказуемым («Ушла в каком состоянии?») и выполняет роль компонента сказуемого. Следовательно, здесь представлены разные построения. Другой пример – роль порядка слов при омонимии словоформ: Бытие определяет сознание. – Сознание определяет бытие. Местоположение подлежащего и дополнения строго закреплено: при изменении порядка слов подлежащее и дополнение выражаются другими словами.

Теперь обратимся к несинтаксическим функциям порядка слов.

Смысловая функция. Конечно, эту роль порядка слов мы наблюдали во всех выше приведенных примерах. Эта функция в той или иной мере сопровождает порядок слов всегда. Но есть такие языковые факты, когда порядок слов имеет только смысловую функцию. Например, выражение точного и приблизительного количества может обозначаться именно порядком слов: Приеду черед два дня. – Приеду дня через два. Конструктивного изменения здесь не происходит, меняется только смысл.

Стилистические функции. Наиболее ярко эта функция проявляется в художественной речи, в особенности – в речи поэтической, где порядок слов, в частности инверсия, является ритмообразующим средством. Например: …И долго под овином / Мы взором пристальным следим / За летом журавлиным (А. Блок); Есть упоение в бою, / И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане… (А. Пушкин). В последнем примере обратим внимание на вторую строчку, где расположение слов инверсировано (ср. прямой порядок слов: на краю мрачной бездны).

Характерные особенности имеет порядок слов в разговорной речи, здесь он отличается большей свободой по сравнению с речью письменной, с кодифицированным литературным языком. Свобода словорасположения объясняется неподготовленностью, спонтанностью разговорной речи. Ср.: Часы он новые купил. «Необычность» порядка слов в разговорной речи компенсируется интонацией.

10) Интонация. Напомним, что интонация – это система ритмико-мелодических средств, включающая мелодику (повышение и понижение тона), длительность, интенсивность, темп, тембр. Вместе с ударением интонация составляет просодическую систему языка.

Рассмотрим синтаксические функции интонации.

1) Интонация оформляет высказывание как единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы, синтагмы.

2) Оформляет коммуникативные типы высказываний: повествовательные, вопросительные, побудительные и др. Например: Я забыл, какой сегодня день. (ИК-1), Какой сегодня день? (ИК-3), Какой сегодня день! (ИК-5).

3) Различает части высказывания по смысловой значимости, выражает актуальное членение: В октябре (ИК-3 тема) он уезжает в командировку (ИК-1 рема). В октябре (ИК-2 рема) он уезжает в командировку? (ИК-3 тема).

Кроме названных коммуникативно-синтаксических функций, интонация выполняет функции речевые, коммуникативно-прагматические – выражает отношения к ситуации, к адресату и др. Например: Сдал зачет? – Сдал! (радость), или: Сда-ал… (неудовольствие, самоирония).

Интонация сопровождает любую конструкцию в ее конкретной реализации. Но есть такие конструкции, для которых интонация играет важнейшую роль. Например, есть предложения, структура которых выражает наличие большого количества. Это значение создается формой родительного падежа и ИК-6: Народу! Цветов!

Особую роль приобретает интонация в бессоюзных построениях простого и сложного предложения (однородные члены предложения без союзов, обособленные члены предложения, бессоюзные сложные предложения). Приведем примеры:

Успокоенная сестра ушла. – Успокоенная, сестра ушла. Чем эти предложения различаются? Отсутствием или наличием обособления, интонационного выделения компонента «успокоенная». Что это значит? При обособлении, интонационном выделении, меняются синтаксические связи и синтаксическая роль словоформы «успокоенная»: она приобретает двойную связь (с существительным-подлежащим и глаголом-сказуемым) и выполняет функцию полупредикативного члена предложения. Синтаксические различия выражаются интонацией: в первом предложении ИК-1 (одна синтагма), во втором предложении ИК-3, ИК-1 (две синтагмы).

Сдам экзамены, поеду отдыхать (ИК-1, ИК-1). Сдам экзамены – поеду отдыхать (ИК-3, ИК-1). Различия в интонации связаны с различием синтаксических значений: в первом случае – перечисление ситуаций, во втором – условно-следственные отношения (Если сдам экзамены, поеду отдыхать).

Одна и та же ИК может соответствовать разным конструкциям, разным типам высказывания. Например, ИК-1 – повествовательное высказывание, часть простого, часть сложного предложения. ИК-3 – вопросительное высказывание, часть простого предложения (обособление), часть сложного предложения и др.

Мы рассмотрели формальные показатели различных типов. Теперь сопоставим их с существующими классификациями.

1) Морфолого-синтаксические показатели связаны с формами слов – это сами словоформы (синтаксически релевантные) и простые непроизводные предлоги. Собственно синтаксические показатели – все, что выходит за пределы словоформы, т.е. служебные слова – в первую очередь союзы и их различные аналоги, а также порядок слов и интонация.

2) Сегментные и супрасегментные показатели. К первым относятся показатели вербально выраженные (словоформы и служебные слова), ко вторым – порядок слов и интонация.

Глава 1.2. Основные понятия конструктивного синтаксиса

К основным понятиям конструктивного синтаксиса относятся следующие: синтаксические отношения, синтаксические связи, синтаксическая конструкция и структурная схема. Что значит «основные»? Это сквозные понятия, пронизывающие весь конструктивный (формальный) синтаксис, важнейшие для синтаксических единиц в данном аспекте.

§ 1.2.1. Синтаксические отношения. Их типология

Понятие синтаксического отношения. Синтаксическое отношение и синтаксическая связь.

Таким образом, всегда существует соотношение между синтаксическим отношением и синтаксической связью, но эти понятия надо строго различать как содержание и форму.

Синтаксические отношения имеют много общих и частных проявлений, они довольно разнообразны. Но при этом выделяются определенные общие типы: координативные и субординативные отношения; предикативные отношения, полупредикативные отношения, аппозитивные отношения. Начнем с главной оппозиции синтаксических отношений.

§ 1.2.2. Координативные и субординативные отношения

Координативные отношения можно в целом определить таким образом: два (или более) предмета, признака, ситуации существуют независимо друг от друга и в то же время соотнесены: Мороз и солнце. Тень и тишина. Маленькая, но уютная комната. Пример координативных отношений в сложном предложении: Только в исключительных случаях люди стремятся умереть, и никто в мире не желает состариться (И. Мечников). Здесь выражена аналогичность двух ситуаций, их сосуществование.

Координативные отношения выражаются сочинительными союзами, аналогами союзов или без союзных средств, только интонацией (Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно бодро, осмысленно, красиво – А. Чехов). Координатиные отношения наблюдаются в сложном предложении и в простом предложении (однородные члены).

Субординативные отношения можно определить так: содержания двух компонентов находятся в отношении зависимости, содержание одного подчинено другому: предмет и признак; действие и предмет, на который это действие направлено; две ситуации, одна из которых подчинена другой. Субординативные отношения наблюдаются во всех синтаксических единицах:

— в словосочетании: новый дом, поехать за город, глубоко сочувствовать;

— в простом предложении: Исчезли юные забавы, / Как сон, как утренний туман (А. Пушкин). Содержание сравнительного оборота подчинено содержанию сказуемого и подлежащего;

Средства выражения субординативных отношений – словоформы, предлоги, подчинительные союзы и их аналоги, К-слова (союзные слова), а также различные конкретизаторы при сочинительных союзах, которые выражают отношения причины, следствия, уступки и др.: и потому, и поэтому, и все-таки, а ведь и др.

§ 1.2.3. Координативные и субординативные отношения на разных уровнях абстрактности

Начнем с отношений субординативных. На первом уровне абстрактности они делятся на 4 вида: определительные (атрибутивные), объектные, обстоятельственные, восполняющие (комплетивные).

Определительные отношения – это отношения признака к предмету, действию или качеству. Например: предмет и признак (в словосочетании или сложном предложении) – долгожданный день, Наступил день, которого долго ждали ; действие и признак – весело смеяться, сердито посмотреть ; качество и степень его проявления: очень смешной, чрезвычайно интересный.

Объектные отношения: признак (действие) и предмет, на который этот признак распространяется: изучать языки, любоваться закатом, полезный для здоровья. В сложном предложении: Я понимаю, что вы хотите сказать (ср.: Я понимаю ваши намеки ).

Обстоятельственные отношения: признак (действие) и внешнее обстоятельство его проявления. Обстоятельство не конкретизирует действие, как это наблюдается при определительных отношениях, а находится вне его. Это отношения места, времени, причины, цели, условия, уступки. Например: приехать ночью, жить в деревне, обидеться из-за пустяка, бледный от страха. В сложном предложении: Я приехал, когда меня уже не ждали (чтобы поступить в университет, потому что очень соскучился, хотя меня никто не ждал ).

Восполняющие (комплетивные) отношения – это восполнение информативной недостаточности слова (при таких отношениях нельзя поставить смысловой вопрос). В восполнении нуждаются слова с количественным значением, многие глаголы и другие слова. Например: пятеро мальчишек, кто-то из вас, масса вопросов, метить в начальники, взяться за дело, состоять в чем-то (Задача состоит в следующем ).

— субъектно-определительные отношения (признак и его носитель): шум ветра, ясность ума, звон колокола ;

— отношения принадлежности (предмет и лицо, которому он принадлежит): комната сына, поэма Пушкина ;

— отношения части и целого: рукав пальто, крыша дома ;

— определение по назначению: неделя письма, дом книги. Возможны и некоторые другие частные отношения.

Виды координативных отношений.

На первом уровне абстрактности координативные отношения различаются в соответствии со значением сочинительного союза или его аналога: соединительные (И, ДА), противительные (А, НО, ДА, аналоги союзов ЗАТО, ОДНАКО), разделительные, иначе отношения выбора, взаимоисключения или чередования (ИЛИ, ЛИБО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО), градационные (НЕ ТОЛЬКО…НО И, НЕ СТОЛЬКО…СКОЛЬКО, НЕ ТО ЧТОБЫ…А).

На втором уровне абстрактности эти отношения могут видоизменяться, конкретизироваться, что связано с лексическим наполнением компонентов. Например, отношения при союзе И в общем проявлении – это отношения сосуществования: Шел мелкий дождь, и было холодно. Более конкретные разновидности:

— очередность ситуаций: Мы поговорили минут десять и разошлись,

— результативность (вторая ситуация – результат первой): Открыли дверь, и в кухню паром Вкатился воздух со двора (Б. Пастернак),

— совмещение несовместимых ситуаций: В молодости я хотел сделаться литератором – и не сделался (А. Чехов) и другие.

§ 1.2.4. Предикативные и полупредикативные отношения

Предикативное отношение. Это отношение не входит в оппозицию «координативные – субординативные», не является их разновидностью. Вместе с тем предикативные отношения соотносятся с атрибутивными (определительными), что было замечено еще акад. А.А. Шахматовым. Например, словосочетание Зеленая трава содержит атрибутивное отношение: предмет и признак, причем признак существует в единстве с его носителем, предметом, неотделим от него. Предложение Трава еще зеленая содержит предикативное отношение: признак отделен от предмета, он приписывается предмету как реально существующий в определенном времени: настоящем, прошедшем, будущем (Летом трава была заленая ).

Предикативное отношение имеет конкретные проявления, например:

— субъект и его активное действие: Птица летит, Станок работает, Я пишу письмо.

— субъект и его состояние: Цветы завяли, Я скучаю по дому, Сегодня она грустна,

— субъект и его качественная характеристика: Телеведущая очень хороша собой, но слегка картавит. Возможны и другие проявления предикативных отношений.

Полупредикативные отношения. Акад. А.А. Шахматов называл эти отношения предикативно-атрибутивными. Трава, еще недавно зеленая, теперь пожелтела. Компонент «еще недавно зеленая» находится в полупредикативном отношении к подлежащему «трава». Это отношение имеет сходство с предикативным: признак существует не в единстве со своим носителем, а отделен от него, приписывается ему. Отличие от предикативного отношения заключается в том, что полупредикативное отношение не выражается финитной (предикативной) формой глагола и потому не может формировать самостоятельное высказывание. Оно существует на фоне предикативного отношения. Формально такое отношение выражается особыми формами слов – прилагательных, причастий, а также порядком слов и интонацией. Возможны лексические показатели времени (еще недавно – теперь).

Аппозитивные отношения. Слово appositio (лат.) означает «прикладывание». Аппозитивные отношения – это отношения между двумя существительными, одно из которых является приложением. Например: студент Петров, инженер-строитель, птица-тройка. Эти отношения напоминают субординативные определительные, но таковыми не являются, потому что это не соотношение предмета и признака, а двойное обозначение одного предмета, один денотат и два его обозначения (ср.: хороший студент, неуспевающий студент ). Но если одно из существительных обозначает качественную характеристику другого, то отношения приближаются к определительным: утес-великан, птица-тройка.

§ 1.2.5. Синтаксические связи. Понятие синтаксической связи

Синтаксические связи в русском языке очень разнообразны: они существуют на всех синтаксических уровнях и имеют особенности в зависимости от средств выражения.

Существуют разные классификации синтаксических связей, построенные на разных основаниях. Начнем с наиболее традиционной классификации, давно разработанной, но остающейся одной из основных в современной синтаксической науке.

§ 1.2.6. Сочинение и подчинение

Сочинительные и подчинительные связи существуют в различных синтаксических единицах – в простом и в сложном предложениях, а также в словосочетании. Например: брат и сестра – сочинительная связь, брат с сестрой – подчинительная связь.

Сочинение и подчинение различаются на основании двух критериев – смысловом и формальном. Смысловой критерий заключается в том, что сочинительной связи соответствуют координативные отношения, а подчинительной связи – субординативные отношения. Действительно, во многих случаях такое соответствие можно проследить. Например: Дул сильный ветер, и шел дождь. Синтаксическое отношение здесь – координативное: сосуществование двух ситуаций («И-отношение»), связь оформлена сочинительным союзом «и». Другой пример: Когда подул ветер, дождь перестал. Отношение субординативное: ситуации не просто сосуществуют, но находятся в отношении зависимости: ситуация «дождь перестал» представлена как основная, а ситуация «подул ветер» является ее временным ориентиром. Отношение оформляется подчинительным союзом «когда».

Позиционный критерий А.М. Пешковского получил дальнейшее развитие в работах современного лингвиста Е.Н. Ширяева, который предложил для различения сочинительных и подчинительных союзов прием синтагматического развертывания. Этот прием основан на возможности наложения сочинительной связи на подчинительную и невозможности наложения сочинительной связи на сочинительную и заключается в следующем: подчинительные компоненты могут количественно увеличиваться, образуя сочинительный ряд, а сочинительные компоненты не могут количественно увеличиваться. Например: Он сказал, что идет дождь и что поэтому мы останемся дома. Подобное увеличение невозможно при сочинительных союзах: Светит солнце, но все-таки холодно *и но не хочется идти гулять. Таким образом, сочинение и подчинение должны различаться именно по формальному критерию как соответствующему природе синтаксических связей.

§ 1.2.7. Присловные и неприсловные связи

Другая, современная классификация синтаксических связей отражена в двух грамматиках (Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970 и Русская грамматика, М., 1980, т.2), и основана она на противопоставлении: присловность-неприсловность.

Присловная связь – это связь слова с другим компонентом, представленным словоформой или предикативной единицей. Такая связь возникает на основе свойств слова – грамматических и семантических. Например: имя существительное «привычка» может образовать такие словосочетания «вредная привычка», «привычка опаздывать». Первое словосочетание образовано на основе грамматической, категориальной характеристики слова как имени существительного (любое существительное сочетается с прилагательным, а также с придаточным определительным: У него была привычка, от которой он никак не мог избавиться ). Второе словосочетание объясняется несколько иначе – не грамматической природой слова (далеко не всякое существительное сочетается с инфинитивом), а его семантикой: слово «привычка» обозначает отношение к действию (ср.: умение работать, желание понять ).

Неприсловные связи возникают в предложении и не могут быть объяснены свойствами слова как такового. Например: Раньше я не видел ее растерянной и тем более плачущей. В этом предложении есть четыре связи, имеющие неприсловный характер: связь сказуемого с подлежащим, сочинительная связь (и тем более), связь словоформы «растерянной», зависящей от двух компонентов – «видел растерянной» и «ее растерянной», и связь слова «раньше», которое относится не к одному слову, а ко всему предложению. Рассмотрим виды неприсловных связей и присловных связей подробно.

§ 1.2.8. Виды неприсловных связей

К неприсловным связям относятся: предикативная связь, двунаправленные связи, связь детерминанта, связь творительного падежа со значением субъекта, сочинительная связь, пояснительная связь, присоединительная связь и параллелизм.

5) Сочинительная связь. Эта связь уже была охарактеризована выше (с. 24).

6) Пояснительная связь близка к сочинительной: пояснительный союз (то есть, а именно, или, как-то и др.), как и сочинительный, находится между связываемыми компонентами, т.е. в интерпозиции. Ср.: Приходите во вторник, то есть завтра. Специфика этой связи заключается в неравноправии компонентов, в подчиненности поясняющего компонента, что выражается порядком слов (сначала поясняемый компонент, потом поясняющий) и интонационным выделением.

7) Присоединительная связь также близка к сочинительной, присоединительное средство связи (да и, да еще, и то, и притом и др.) также находится в интерпозиции. Особенность связи заключается в значении союзного средства (добавление) и выражается порядком компонентов и интонацией.

8) Параллелизм. Этот термин принадлежит В.В. Виноградову и используется для обозначения связи двух однопадежных существительных: инженер-строитель, студент Иванов, утес-великан (сочетания с аппозитивными отношениями – см. с.22). Связь напоминает согласование (инженера-строителя, инженеру-строителю и т.д.), но таковым не является, поскольку каждое существительное имеет самостоятельную форму падежа (а не зависимую, как прилагательное), и установить зависимость одной из форм от другой невозможно.

§ 1.2.9. Присловные подчинительные связи. Их классификации

Присловные связи существуют на основе категориальных свойств слова и проявляются при любой форме главного слова (читать книгу, читаю книгу, читал книгу, читающий книгу и т.д.). Существует две классификации присловных связей: формальная классификация и классификация, строящаяся с учетом синтаксических отношений между главным и зависимым словом.

1) Формальная классификация – это традиционная классификация, которая наиболее полно и обоснованно разработана А.М. Пешковским («Русский синтаксис в научном освещении»). Основой этой классификации является способ выражения зависимости, который определяется морфологическими возможностями зависимого компонента : его изменяемостью или неизменяемостью, а также особенностями словоизменения. При таком подходе различается три (и только три!) вида связи: согласование – уподобление формы зависимого компонента форме главного компонента (зависимый компонент – прилагательное в широком смысле слова: собственно прилагательное, местоименное прилагательное, порядковое прилагательное); управление – выражение зависимости падежной или предложно-падежной формой (зависимый компонент – существительное в широком смысле слова: собственно существительное, местоимение-существительное и субстантивированные слова); примыкание – выражение зависимости неизменяемой формой (зависимый компонент – неизменяемое слово или словоформа: наречие, компаратив, инфинитив, деепричастие, неизменяемое прилагательное). В данной классификации роль главного компонента не учитывается, одна и та же связь возможна при различных частях речи. Например: в словосочетаниях увидеть друга, дом друга, его дом – одна и та же связь – управление. В словосочетании назначенный час – связь согласование, а в словосочетании час пик – примыкание.

2) Классификация подчинительных присловных связей с учетом главного слова. Такая классификация с определенными различиями представлена в «Русской грамматике» (автор – Н.Ю. Шведова) и в Синтаксисе В.А. Белошапковой.

В «Русской грамматике» при классификации подчинительных связей учитывается роль главного слова и характер синтаксических отношений. Прежде всего все связи делятся на сильные и слабые. Сильные связи предопределены главным словом, его определенными категориальными свойствами, а именно:

— частными грамматическими свойствами, например, переходностью глагола (купить дом, любить человека ), формой компаратива(быстрее ветра, сильнее смерти );

— семантикой, принадлежностью к семантической группе. Например, глаголы со значением опасения требуют родительного падежа (бояться темноты, остерегаться, опасаться чего-то );

— морфемным составом, а именно наличием определенных приставок, требующих постановки зависимого слова в определенной предложно-падежной форме. Например приставка «при-» предопределяет зависимую форму К дат. п. (приклеить, прибить, прикрепить к чему-то ); приставка «с-» требует зависимой формы С род. п. (спуститься, сбежать, спрыгнуть с чего-то );

— индивидуальным лексическим значением слова. Например: превосходство над кем-то, преимущество перед кем-то, характерный для кого-то, свойственный кому-то.

Сильным связям соответствуют определенные синтаксические отношения: объектные (писать письмо, метиться в цель ), восполняющие (три сестры, кто-то из вас ), а также объектно-восполняющие (почувствовать усталость, чуждый нам ) и обстоятельственно-восполняющие (спуститься с горы, находиться в командировке ).

Слабые связи определяются только частеречной принадлежностью главного слова, его способностью сочетаться с теми или иными словоформами. Например: сочетание существительного и прилагательного, существительного и предложной или предложно-падежной формы (квартира из двух комнат, дом у дороги, столик для компьютера ), глагола и наречия, глагола и падежной или предложно-падежной формы (идти лесом, читать при свечке, поссориться из-за пустяка ). Слабым связям соответствуют отношения определительные (синее небо, сын учителя, громко разговаривать ) и обстоятельственные (разговаривать в кабинете, бледный от страха, встретиться вечером ), а также определительно-объектные (писать карандашом, учиться у мастера ) и обстоятельственно-объектные (постучать в дверь ).

2) Классификация подчинительных связей в «Русской грамматике»-1980 (Н.Ю. Шведова).

В классификации Н.Ю. Шведовой выдвигается три критерия: выражение формальной зависимости, характер синтаксического отношения, фактор силы или слабости связи. С учетом этих признаков различается четыре вида связи: согласование, управление, падежное примыкание и собственно примыкание.

Согласование характеризуется как уподобление зависимой формы главному компоненту в формах рода, числа и падежа, числа и падежа или только падежа. Например: с одной стороны, с разных сторон, с трех сторон. Отношения при согласовании собственно определительные. Это связь принципиально слабая: всегда возможная, но необязательная. Исключение составляет согласование при существительных, информативно недостаточных: большое количество, высший сорт, непостижимые вещи.

Управление – это выражение зависимости формой косвенного падежа. Синтаксические отношения при этом объектные или восполняющие, а также контаминированные объектно-восполняющие и объектно-определительные (‑обстоятельственные). Связь управление может быть сильной и слабой. При сильном управлении отношения восполняющие или объектные (объектно-восполняющие): поссориться с другом, обработка информации, пребывать в неведении, три товарища. При слабом управлении отношения объектно-определительные или обстоятельственно-определительные: рубить топором, учиться у мастера.

Падежное примыкание по формальному признаку совпадает с управлением (зависимая форма косвенного падежа). Но в отличие от управления отношения при падежном примыкании носят конкретный характер, создаются самой падежной (предложно-падежной) формой. Это семантические падежи, по Е. Куриловичу. Например: предложно-падежная форма у дороги имеет пространственное значение, которое проявляется при присоединении этой словоформы к любому слову: остановиться у дороги, дом у дороги ; предложно-падежная форма от ожога имеет значение причинное, которое проявляется в сочетании этой словоформы с разными словами: страдать от ожога, боль от ожога. Синтаксические отношения при падежном примыкании определительные или обстоятельственные, а также контаминированные определительно-обстоятельственные и обстоятельственно-восполняющие. Связь в большинстве случаев слабая (см. приведенные выше примеры), но возможно и сильное падежное примыкание при обстоятельственно-восполняющих отношениях: очутиться на окраине, находиться в командировке. Собственно примыкание формально выражается неизменяемым зависимым словом (наречие) или неизменяемой зависимой словоформой (инфинитив, компаратив, деепричастие, неизменяемое прилагательное). Синтаксические отношения при примыкании – определительные, обстоятельственные, восполняющие, объектные. Собственно примыкание может быть слабой связью (например, связь наречия с глаголом: ярко блестеть, поздно прийти ) или сильной (например, связь инфинитива с модальным глаголом: хотеть понять, уметь работать ).

Данную классификацию можно представить в таблице:

Источник

Видео

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 1. Семантика предложения как новый аспект синтаксисаСкачать

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 1. Семантика предложения как новый аспект синтаксиса

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Создаем свой ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Лексер, Парсер, Абстрактное синтаксическое дерево (AST)Скачать

Создаем свой ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Лексер, Парсер, Абстрактное синтаксическое дерево (AST)

Синтаксические модели - Екатерина ЛютиковаСкачать

Синтаксические модели - Екатерина Лютикова

Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать

Синтаксические отношения и виды синтаксической связи слов

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 8. Синтаксис: предложениеСкачать

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 8. Синтаксис: предложение

Cинтаксический анализ. Нисходящий синтаксический анализСкачать

Cинтаксический анализ. Нисходящий синтаксический анализ

Микросинтаксис русского языка — Леонид ИомдинСкачать

Микросинтаксис русского языка — Леонид Иомдин

Русский язык. 9 класс. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного п.Скачать

Русский язык. 9 класс. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного п.

Дедукция 7. Синтаксис и семантикаСкачать

Дедукция 7. Синтаксис и семантика
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

Название: Введение в синтаксис. Аспекты синтаксиса
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: реферат Добавлен 08:01:09 01 декабря 2007 Похожие работы
Просмотров: 1997 Комментариев: 12 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать