Синтаксис разговорного жестового языка + видео обзор

Понятие синтаксиса в словесных и жестовых языках.

Слова соединяются друг с другом по определенным правилам и образуют словосочетания и

предложения. Как словосочетания, так и предложения различаются по своему строению и значению.

Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и

предложений, называется синтаксисом.

В синтаксисенаиболее отчетливо проявляются специфика субстанции РЖЯ и своеобразие структуры его еди­ниц (высказываний), связанное с особым функциональным на­значением РЖР.

Первые исследователи, анализируя высказывания жестово­го языка, стремились выяснить, какой в них поря­док жестов. При этом жестовые высказывания сопоставлялись с предложениями словесного языка.

Сначала — с литературной (впрочем, так поступают довольно часто и совре­менные специалисты). Вундт (1910), а затем Р.М. Боскис и Н.Г. Морозова (1939) приходят к выводу, что типичная струк­тура жестового высказывания такова:

МУЖЧИНА ЗЛОЙ РЕБЕ­НОК БИТЬ(пример В. Вундта),

МАЛЬЧИК ЯБЛОКО КРАСНЫЙ КУШАТЬ(пример Р.М. Боскис и Н.Г. Морозовой).

Отсюда как будто можно сделать заключение о порядке жестов в высказы­вании:

подлежащее ( или субъект), определение (атрибут), допол­нение ( объект), сказуемое ( предикат). Значит, типичный порядок : субъект — объект — предикат. Запишем «формулу» высказывания — СОП.

Оказывается, такая формула далеко не всегда. В одном из экс­периментов, которые проводила Зайцева Г.Л., глухие испытуемые (и учащиеся школ-интернатов, и взрослые) рассказывали друг другу содержание картинки. На картинке была изображена девочка в красном платье, кормящая цыплят, которых было нарисовано шесть. Среди высказываний испытуемых зафиксировали, например, такие:

а) ДЕВОЧКА МАЛЕНЬКИЙ КРАСНЫЙ ПЛАТЬЕ ЦЫПЛЯ­ТА ШЕСТЬ ЖЕЛТЫЙ КОРМИТЬ;

б) КОРМИТЬ ДЕВОЧКА ЦЫПЛЯТА;

в) ЖЕЛТЫЙ ЦЫПЛЯТА ДЕВОЧКА КОРМИТЬ ШЕСТЬ и др.

Жестовые фразы, порядок предъявления жестов.

Каков порядок жестов в этих высказываниях?

СОП — в выс­казывании (а);

Как видим, субъект, объект и предикат занимают различные позиции в высказыва­ниях РЖЯ.

Рассмотрев эти факты, мы можем сделать два главных вывода.

Во-первых, порядок жестов в высказыва­ниях РЖЯ более свободный, чем в предложениях литературного русского языка.

Во-вторых, анализ синтаксиса РЖЯ в терми­нах субъект — объект — предикат малоэффективен.

Зайцева Г.Л. полагает (и ее мнение разделяют некоторые зарубеж­ные лингвисты, например английский специалист М. Дейчар), что большей объяснительной силой в описании синтаксиса РЖЯ обладает анализ высказываний на основе функциональ­ного подхода и учета специфики субстанции жеста.

Приведем лишь несколько примеров:

1) сочетания жестов

2) порядок_предъявления жестов в высказываниях (предложениях)

Очень важным компонентом грамматики жестового языка является использование пространства или расположение пред­метов и лиц в пространстве.

КОМНАТА (СТЕНЫ) СТУ­ЛЬЯ.

2) «Дедушка ведет малень­кую внучку, девочку лет шести, они идут вдвоем по дороге, девочка держит в руке воздушные шары и при этом подпрыги­вает». –

Порядок предъявления жестов в РЖЯ достаточно гибок и по сравнению с некоторыми другими национальными жестовыми языками более произволен.

В некоторых случаях порядок жес­тов может совпадать с порядком слов в русском языке, в неко­торых случаях он отличен.

Порядок предъявле­ния жестов во многом зависит от того, что является наиболее важным для говорящего, на что он обращает наибольшее вни­мание.

ТОРТ КУПИТЬ ПАПА + указательный жест

ПАПА КУПИТЬ ВСЕ ТОРТ

ПАПА ТОРТ КУПИТЬ ВСЕ

На первое место ставится наиболее важное для говорящего понятие.

Класс простых высказываний в русском жестовом языке.

Начнем рассмотрение простых высказываний, на структу­ру которых решающее влияние оказывает фактор субстанции.

I. В РЖЯ выделяется большой класс высказываний, в кото­рых одновременно (двумя руками) исполняется два жеста.

Например, высказывание: ‘торшер над стулом’.

При этом происходит изменение конфигурации и движения — локализации, направления, качества.

Записывая высказывания, примем следующие обо­значения:

жест исполняется двумя руками (дв), правой (п), ле­вой (л); видоизменяется конфигурация жеста — вместо двуруч­ного он становится одноручным — (=>);два жеста в синтагме, исполняющиеся одновременно, запишем друг под другом и за­ключим в фигурные скобки.

РЖЯ ДЕРЕВО (л) ЗЕЛЕНЫЙ (п) СНЕГ (п).

В высказывании выделяются две синтагмы:

изме­няется способ исполнения жеста ДЕРЕВО. Этот жест в началь­ной форме выполняется правой рукой, а здесь — левой, т. е. из­меняется локализация.

Жест ЗЕЛЕНЫЙ исполняется в началь­ной форме.

В жесте СНЕГ изменяется и локализация, и направление, и качество движения. Жест исполняется левее нейтрального пространства, «над деревом». Жест выполняется в разных направле­ниях: сверху вниз, справа налево и слева направо (показывая, таким образом, что дерево засыпано со всех сторон).

Изменяется качество движения. Движение в жес­те СНЕГ (в начальной форме), направленное сверху вниз, — по­вторяющееся. Обычно выполняется 2—3 движения с короткой амплитудой. В высказывании (3) характер движения преобра­зуется: увеличивается количество повторений, интенсивность, амплитуда движения. И именно такой способ исполнения по­зволяет передать значение ‘засыпать’.

Высказывание РР «Ткань загорелась из-за перегрева утюга»-

РЖЯ УТЮГ (дв) =УТЮГ (л) ДОЛГО (п) ТКАНЬ (п) ГОРЕТЬ (л).

УТЮГ (дв) УТЮГ (л) ТКАНЬ (п)УТЮГ (л) ДОЛГО (п) ТКАНЬ (п) ГОРЕТЬ (л]

В этом высказывании:

происходит видоизменение конфигурации жеста УТЮГ, Это происходит так: исполняется жест УТЮГ (в начальной форме — двуручный);

затем правая рука убирается (она будет последовательно исполнять жесты ДОЛГО и ТКАНЬ),

а левая рука продолжает оставаться на прежнем месте, по-прежнему обозначая УТЮГ.

Все остальные жесты(кроме жеста ТКАНЬ)изменяют локализацию, перемещаясь в место исполнения жеста УТЮГ.

При помощи высказываний, включающих синтагмы с одновременным исполнением жестов самые выражаются различные отношения:

пространственные (2),

— определительные (3),

— причинно-след­ственные (4).

2. Теперь перейдем к рассмотрению другого большого класса высказываний РЖЯ.

В РЖЯ имеется обширный класс высказываний, строение ко­торых обусловлено главным образом функциональным назначе­нием РЖР.

Приступая к анализу этого класса, начнем с сопос­тавления двух групп высказываний. Высказывания первой группы зафиксированы в процессе экспериментов и на­блюдений за разговорами глухих, беседующих в непринужден­ной, неофициальной обстановке.

В РЖЯ имеется обширный класс высказываний, строение ко­торых обусловлено главным образом функциональным назначе­нием РЖР.

РР — так мы с тобой разговариваем дома, на прогулке с друзьями и т. д.

Высказывание РР «И мне полей мясо соусом»

РР «И МНЕ ПОЛЕЙ»(конситуативное высказывание)

Высказывание РР «Расскажу вам о соревнова­ниях на перемене»

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

научная статья по теме Особенности синтаксиса русского жестового языка Биология

Синтаксис разговорного жестового языка

Цена:

Авторы работы:

КОРОЛЬКОВА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Особенности синтаксиса русского жестового языка»

ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИСА РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

Королькова Ольга Олеговна,

доцент кафедры психологии и педагогики

Института естественных и социально-экономических наук, кандидат филологических наук Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Новосибирская область, Россия ookorol@mail. ru

В статье представлена характеристика особенностей синтаксиса русского жестового языка в сопоставлении с синтаксисом русского звучащего языка: классификация высказываний, существование базового порядка жестов в предложении, принципы сегментации локального дискурса в русском жесто-вом языке, возможность синтаксического анализа предложений в терминах грамматики русского языка. Результаты данного исследования представляют интерес для разработчиков системы двустороннего машинного перевода со звучащего языка на жестовый и с жестового языка на звучащий.

Ключевые слова: русский жестовый язык; русский язык; синтаксис; предложение (высказывание).

SPECIAL SYNTAX OF RUSSIAN SIGN LANGUAGE

Associate Professor of Psychology and Pedagogy Institute

of the natural and socio-economic sciences, PhD in Philology

Novosibisk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia ookorol@mail. ru

The article presents the characteristics of syntax features Russian Sign Language compared to Russian-sounding language syntax: the classification of statements about the existence of a basic sign

language in the proposal, the principles of segmentation, the local discourse in Russian sign language, the ability to parse sentences in terms of Russian grammar. The results of this study are of interest to developers of machine translation with bilateral sounding language to gesture and sign language on the sounding.

Keywords: Russian sign languagе; the Russian language; syntax; sentence (statement).

В настоящее время в России насчитывается не менее 2 миллионов глухих и более 10 миллионов слабослышащих. Люди с ограниченными возможностями слуха используют для общения жестовый язык, которым далеко не всегда владеют их слышащие собеседники. Следовательно, необходимо решать проблему поддержки коммуникации между людьми с ограниченными возможностями слуха и слышащими людьми. Эта ситуация усугубляется нехваткой специалистов-сурдопереводчиков. Для решения обозначенных проблем специалисты Новосибирского государственного технического университета разрабатывают систему двустороннего машинного перевода со звучащего языка на жестовый и с жестового языка на звучащий [1]. При разработке компьютерного сурдопереводчика встал вопрос о необходимости учета особенностей грамматической системы русского жестового языка (РЖЯ) [2], в частности, особенностей синтаксиса РЖЯ.

Существуют ли в РЖЯ единицы, аналогичные словосочетаниям и предложениям, а также правила, регулирующие построение высказываний? Возможен ли синтаксический анализ высказываний, созданных на русском жестовом языке, в терминах грамматики русского звучащего языка? Возможна ли сегментация жестового дискурса, какие принципы будут положены в ее основу?

«В синтаксис входят все явления связей слов и образования единиц, конструируемых на основе этих связей; законы строения простых и сложных предложений, правила их рас-

пространения и функционирования и правила вхождения предложения в текст» [3, с. 8]. Основной единицей синтаксиса русского языка является предложение, эквивалентом предложения в РЖЯ выступает высказывание. Все многообразие высказываний можно представить в виде следующей схемы

Рис. 1. Классификация высказываний РЖЯ

Итак, в РЖЯ выделяют простые и сложные высказывания, аналогичные простым и сложным предложениям русского языка

Простые высказывания можно разбить на два класса:

— высказывания, выражающие пространственные, атрибутивные и причинные отношения и включающие в себя синтагмы с одновременным исполнением двух жестов (ЛАМПА НАД СТОЛОМ);

— конситуативные высказывания, имеющие в своем составе незамещенные позиции, значение которых определяется конси-туацией, т.е. ситуативным контекстом; ситуацией, позволяющей уточнить и понять значение определенных слов в данном предложении (высказывание И МНЕ понятно собеседникам, сидящим за столом; оно было «сказано» после того, как один из собеседников мог добавить в блюдо какую-либо приправу, и другому участнику коммуникации захотелось сделать то же самое). Высказывания данного класса сходны с неполными предложениями.

В РЖЯ существует 4 больших класса сложных высказываний.

Самым большим из них является класс бессоюзных высказываний. В него входят высказывания типа ТАНЯ ПЛАКАТЬ МЯЧ УТОНУТЬ. Данный класс характеризуется следующими особенностями:

— существующие между предикативными частями смысловые отношения заложены в содержании этих частей;

— отсутствие союзов и других морфологических показателей этих отношений;

— значения отношений определяются не только компонентами высказывания, но и конситуацией.

Название класса и его особенности дают возможность сделать вывод об их тождественности бессоюзным предложениям.

зультате чего у наложенных конструкций появляется общий член (МАМА ПОЛИВАТЬ ЦВЕТЫ ХОРОШО РАСТИ). Высказывания данного класса тождественны сложным предложениям с общим второстепенным членом.

Итак, основной единицей синтаксиса РЖЯ является высказывание, в составе которого выделяются синтагмы, т.е. цельные смысловые единицы, представляющие собой сочетание жестов.

Рис. 2. Классификация ЭДЕ

— предикатные ЭДЕ (включают в себя один предикат);

— мультипредикатные ЭДЕ (включают в себя более одного предиката); эти дискурсивные единицы описывают действия, представляющие собой аспекты одного события или связанные отношением последовательности или одновременности;

— именные ЭДЕ (включают именную группу без предиката); служат для первого упоминания топикального (важного для текущего дискурса) референта,

В звучащем дискурсе единицы можно выделить интонационно, в жестовом дискурсе границы ЭДЕ определяются с помощью маркеров и пауз.

Е.В. Прозорова установила [6], что маркерами выделения ЭДЕ являются скоростные характеристики движения рук, остановка рук, моргания, прищуривание глаз, наморщивание носа, движения головы.

Паузой в звучащей речи называется временная остановка звучания, разрывающая поток речи. В РЖЯ тоже возможен такой разрыв речевого потока, однако он характеризуется не молчанием, а особыми фазами жеста, особыми жестами или отсутствием жестов. Е.В. Прозорова, опираясь на функциональный критерий, называет паузой в момент планирования говорящим следующей порции дискурса. Он не несет семантической информации, но участвует в ритмическом оформлении речи. На основании названных критериев Е.В. Прозорова выделила в РЖЯ следующие виды пауз [6]:

— удлиненные фазы удара, имеющие вид повторяющегося движения, на которое говорящий тратит времени больше, чем нужно для передачи смысла жеста, тем самым выигрывает время на обдумывание следующей порции дискурса;

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Биология»

ВОЛЫНЦЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ГРИФ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ, КОРОЛЬКОВА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА, ТИМОФЕЕВА МАРИЯ КИРИЛЛОВНА — 2013 г.

Источник

Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих

Синтаксис разговорного жестового языка Синтаксис разговорного жестового языка Синтаксис разговорного жестового языка Синтаксис разговорного жестового языка

Синтаксис разговорного жестового языка

Синтаксис разговорного жестового языка

Глухой человек получает информацию преимущественно с помощью зрения, при этом пути могут быть различны: через письмо, по движению губ, с помощью жестовой речи. Именно последний способ наиболее прост, доступен, не требует затрат времени, сообщение можно передать большой аудитории. Т. о., этот вид речевого кода очень широко используется во всех сферах жизнедеятельности глухих и многих слабослышащих людей. В разных странах функционируют национальные жестовые языки, причем даже при наличии похожих жестов они отличаются своеобразием лексики и грамматики. Язык жестуно – международный язык жестов, его назначение – облегчить общение между глухими при проведении мероприятий, организуемых ВФГ. Он включает около 1500 жестов, сгруппированных по темам: люди, природа и т. п.

Рассмотрим подробнее своеобразие жестовой речи глухих.

Язык жестов – это своеобразная система, имеющая свой сло­варный состав и грамматический строй. Он возникает и развива­ется в связи с потребностями коммуникации (при отсутствии сло­весной речи). В языке жестов выделяют две разновидности: разговорная (русская) жестовая речь и каль­кирующая жестовая речь (Г. Л. Зайцева).

Разговорная жестовая речь усваивается глухим ребенком непо­средственно в процессе общения с глухими. Система обозначений в этой речи отличается от языка слов. Объем словаря жестов зна­чительно уступает и количественно, и качественно языку слов (Р. М. Боскис, С. А. Зыков, Г. Л. Зайцева). Использование в общении средств русского же­стового языка (РЖЯ) основывается на самобытной лингвистической си­стеме, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой. Устная словесная речь при таком высказывании не используется.

По структуре жесты РЖЯ делятся на одноручные и двуручные.

Выделяют 2 основных компонента строения жеста – конфигурацию и движение. Они воплощаются в жесте одновременно. Конфигурация – в одноручных жестах характеризуется положением пальцев и кисти руки (правой), в двуручных – положением пальцев и кисти каждой руки и взаимным расположением рук. Существует 20 основных конфигураций (А, Б, В, 1, 5 и др.). Движение – характеризуется местом исполнения жеста (локализацией), направлением и качеством движения. Каждый жест можно описать с помощью этих компонентов. Например, МАТЬ – В-конфигурация (характерна для дактилемы В), жест исполняется около лица, справа налево, движение плавное, непрерывное.

Особенности лексического состава РЖЯ:

1) Образность жестов. В РЖЯ, как и в ЖЯ других народов, существует целый класс жестов, которые выражают некоторые значения, передавая какие-либо внешние признаки предметов, действий:

— обрисовывают контур обозначаемого предмета (рисующие жесты);

— дают пластическое изображение объекта (пластические жесты);

— передают характерные особенности внешнего вида и поведения (изображение животных);

2) Многозначность жестовых знаков: часто один и тот же жест используется для обозначения разных объектов: действие – орудие действия (утюг = гладить, веник = подметать), действие – деятель – орудие действия (ходить на лыжах = лыжник = лыжи), синонимов (пламя, огонь, пожар); нет отдельных жестов, обозначающих людей по роду их деятельности, поэтому используется два жеста: жест, обозначающий области деятельности (или характерное действие) + жест человек (охотник (охота + человек), писатель (писать + человек)).

Синтаксис разговорного жестового языка

3) В РЖЯ широко применяются указательные жесты (при упоминании частей тела, при описании пространственных отношений, цвета).

4) Расчлененность обозначений. В РЖЯ много жестов, передающих смысл расчленено (т. е. многословно), так часто передаются обобщающие понятия (стул + кровать + разный = мебель, картофель + капуста + огурец + разный = овощи).

5) В РЖЯ есть своеобразные конструкции, которые ученые начинают относить к фразеологии РЖЯ.

6) Словарь РЖЯ меньше, чем языка слов, поэтому глухие пользуются дактилем.

Рассмотрим особенности морфологии РЖЯ. Для передачи различных грамматических категорий используются специальные жесты.

1) Значение «множественность» передается 2 способами: 1 – к жесту, обозначающему объект, добавляется жест много или разный, 2 – повторить несколько раз сам жест.

2) Существуют специальные жесты для обозначения грамматических значений: значения принадлежности и предназначения передаются с помощью специальных жестов, время передается с помощью специальных жестов БЫЛО, ЕСТЬ, БУДЕТ; завершенность и незавершенность действия, передающаяся в русском языке видовыми различиями глаголов, передаются с помощью жестов ЗАКОНЧЕНО, ГОТОВО; желательность действия – включается условный жест, образованный слиянием дактилем Б и ы (Бы); значение условность передает жест ЕСЛИ.

3) В РЖЯ существуют особые способы выражения различных отношений между предметами и явлениями. Пространственные отношения выражаются путем изменения характеристик локализации жеста.

Синтаксис РЖЯ.

Калькирующая жестовая речь складывается и развивается под влиянием языка слов и подчиняется тем же грамматическим зако­номерностям. Чрезвычайно важным при этом является то, что именно язык слов становится орудием мышления глухого ребенка. В процессе обучения глухих детей язык жестов обогащается и развивается. Глухие в жестовой речи стремятся выразить то, что ими приобретено в языке слов. Калькирующая же­стовая речь – это вторичная знаковая система, которая усваивает­ся на базе и в процессе изучения глухими детьми словесной речи. Жесты становятся эквивалентами слов, а порядок их следования – такой же, как в предложении, т. е. этот вид речи калькирует линг­вистическую структуру словесного языка. Жесты сопровождают уст­ную речь говорящего.

Структура КЖР представлена двумя классами жестов: 1 – жесты, заимствованные из РЖЯ (книга, школа), 2 – жесты, принадлежащие только КЖР. Сюда входит 3 подкласса: 1) собственно жесты (дискриминация, интеграл), 2) дактильные слова (кибернетика, имена собственные), 3) слово + несколько дактилем (что + б-ы = чтобы, з + сухо = засуха). Это объясняется тем, что КЖР используется в официальной обстановке, часто возникает потребность в обозначении терминов, а средств РЖЯ для этого недостаточно.

Обучение языку слов не­возможно осуществить путем перевода жестовой речи. Более того, жестовая речь осложняет формирование значений слов и препят­ствует овладению синтаксической структурой языка слов. В ходе обучения на основе словесной речи происходит сложная перестройка в развитии глухого. При этом, чем длиннее было вос­питание глухого вне овладения языком слов, тем труднее обучить его словесной речи и переключить с конкретно-образного мышле­ния на базе языка жестов на словесно-логическое мышление на базе языка слов.

Источник

Синтаксис разговорного жестового языка

В синтаксисе, пожалуй, наиболее отчетливо проявляются специфика субстанции РЖЯ и своеобразие структуры его единиц (высказываний), связанное с особым функциональным назначением РЖР.

Первые исследователи, анализируя высказывания жестового языка, стремились прежде всего выяснить, какой в них порядок жестов. При этом жестовые высказывания сопоставлялись с предложениями словесного языка. А с какой разновидностью словесного языка — литературной или разговорной? Сначала — с литературной (впрочем, так поступают довольно часто и современные специалисты). Вундт (1910), а затем P.M. Боскис и Н.Г. Морозова (1939) приходят к выводу, что типичная структура жестового высказывания такова: мужчина злой ребёнок бить (пример В. Вундта), мальчик яблоко красный кушать (пример P.M. Боскис и Н.Г. Морозовой). Отсюда как будто можно сделать заключение о порядке жестов в высказывании: подлежащее, или субъект, определение (атрибут), дополнение, или объект, сказуемое, или предикат. Значит, типичный порядок таков (исключим пока атрибут, входящий в группу субъекта или объекта): субъект — объект — предикат. Запишем «формулу» высказывания — СОП. Так ли это и всегда ли это так? Оказывается, далеко не всегда. В одном из наших экспериментов глухие испытуемые (и учащиеся школ-интернатов, и взрослые) рассказывали друг другу содержание картинки. На картинке была изображена девочка в красном платье, кормящая цыплят, которых было нарисовано шесть. Среди высказываний испытуемых мы зафиксировали, например, такие:

а) девочка маленький красный платье цыплята шесть жёлтый кормить;

б) кормить девочка цыплята;

в) жёлтый цыплята девочка кормить шесть и др.

Каков порядок жестов в этих высказываниях? СОП — в высказывании (а); ПСО — (б); ОСП — (в). Как видим, субъект, объект и предикат занимают различные позиции в высказываниях РЖЯ. Что касается атрибута, то он тоже «своевольничает»: даже в одном высказывании (а) располагается то после определяемого слова (девочка маленький . цыплята шесть жёлтый), то впереди (жёлтый цыплята), а то вообще отстоит от определяемого слова, пропустив вперед субъект и предикат в высказывании (в): цыплята девочка кормить шесть. Рассмотрев эти факты, мы можем сделать два главных вывода. Во-первых, порядок жестов в высказываниях РЖЯ более свободный, чем в предложениях литературного русского языка. Во-вторых, анализ синтаксиса РЖЯ в терминах субъект — объект — предикат малоэффективен: нам так и не удалось выяснить: «желтый цыпленок» или «цыпленок желтый»? А установить, скажем, где субъект, где объект в высказывании, значение которого ‘торшер над стулом’ (2), вообще невозможно. Так, может быть, это не так важно для синтаксиса РЖЯ и надо искать какой-то другой путь анализа?

Можно полагать (и такое мнение разделяют некоторые зарубежные лингвисты, например, английский специалист М. Дейчар), что большей объяснительной силой в описании синтаксиса РЖЯ обладает анализ высказываний на основе функционального подхода и учета специфики субстанции жеста.

Начнём рассмотрение простых высказываний, на структуру которых решающее влияние оказывает фактор субстанции.

В РЖЯ выделяется большой класс высказываний, в которых одновременно (двумя руками) исполняется два жеста. Пример такого высказывания (2) мы уже приводили.

При помощи высказывания ‘торшер над стулом’ выражаются пространственные отношения. Высказывания этого класса используют возможности изменения способа исполнения жеста, обусловленные его субстанцией: изменение конфигурации и движения — локализации, направления, качества. Они могут иметь довольно сложную структуру, включать несколько объединений жестов (синтагм).

Рассмотрим два примера.

Записывая высказывания (3) и (4), примем следующие обозначения: жест исполняется двумя руками (дв), правой (п), левой (л); видоизменяется конфигурация жеста — вместо двуручного он становится одноручным — (=>); два жеста в синтагме, исполняющиеся одновременно, запишем друг под другом и заключим в фигурные скобки. Значение высказывания (3) — ‘зелёное дерево, засыпанное снегом’:

(3) ДЕРЕВО (л) ЗЕЛЁНЫЙ (п) СНЕГ (п).

В высказывании (3) выделяются две синтагмы:

Анализируя высказывание (3), отметим прежде всего изменение способа исполнения жеста дерево. Этот жест в начальной форме выполняется правой рукой, а здесь — левой, т. е. изменяется локализация. Жест зелёный исполняется в начальной форме, а вот в жесте снег изменяется и локализация, и направление, и качество движения. Жест исполняется левее нейтрального пространства, «над деревом», в разных направлениях: сверху вниз, справа налево и слева направо (показывая, таким образом, что дерево засыпано со всех сторон).

А что происходит с качеством движения? Движение в жесте снег (в начальной форме), направленное сверху вниз, — повторяющееся. Обычно выполняется 2—3 движения с короткой амплитудой. В высказывании (3) характер движения преобразуется: увеличивается количество повторений, интенсивность, амплитуда движения. И именно такой способ исполнения позволяет передать значение ‘засыпать’.

Второй пример — высказывание (4), обозначающее ‘ткань загорелась из-за перегрева утюга’.

(4) УТЮГ (дв) => УТЮГ (л) ДОЛГО (п) ТКАНЬ (п) ГОРЕТЬ (л).

В этом высказывании важно подчеркнуть видоизменение конфигурации жеста утюг. Это происходит так: исполняется жест утюг (в начальной форме — двуручный); затем правая рука убирается (она будет последовательно исполнять жесты долго и ткань), а левая продолжает оставаться на прежнем месте, по-прежнему обозначая утюг. Все остальные жесты (кроме жеста ткань) изменяют локализацию, перемещаясь в место исполнения жеста утюг.

Какие отношения выражаются при помощи высказываний, включающих синтагмы с одновременным исполнением жестов? Как видим из примеров, самые различные: пространственные (2), атрибутивные, или определительные (3), причинно-следственные (4). Подчеркнём, что высказывания с такой структурой широко распространены в русском жестовом языке.

Теперь перейдём к рассмотрению другого большого класса высказываний РЖЯ.

В РЖЯ имеется обширный класс высказываний, строение которых обусловлено главным образом функциональным назначением РЖР. Приступая к анализу этого класса, начнём с сопоставления двух групп высказываний. Высказывания первой группы зафиксированы в процессе наших экспериментов и наблюдений за разговорами глухих, беседующих в непринужденной, неофициальной обстановке. Вторая группа — это высказывания, записанные при помощи магнитофона исследователями русской разговорной речи (далее РР). Так мы разговариваем дома, на прогулке с друзьями и т. д.

б) РЖР РАССКАЗАТЬ ПЕРЕМЕНА

О чём идёт речь? Чтобы понять такие высказывания, нужно знать конситуацию. Поэтому будем называть их конситуативными (термин и пример 5а Е.Н. Ширяева). Значение высказывания (5а) — и ‘и мне полей мясо соусом’, высказывания (56) — ‘расскажу вам о соревнованиях на перемене’. Отличительные признаки конситуативных высказываний следующие: 1) не весь смысл (‘мясо соусом’, ‘о соревнованиях’), передача которого является целью говорящего, выражен эксплицитно; 2) высказывания не имеют единиц, которым этот смысл можно было бы приписать; 3) компоненты высказываний (слова или жесты) своими свойствами задают позиции для смысла, не выраженного имплицитно, так называемые незамещенные позиции: глагол «полить» — что? чем?, жест рассказать — кому? о чём?; 4) конкретное значение незамещенных позиций определяется конситуацией: в (5а) — за столом, где едят несколько человек, один из них поливает мясо соусом; в (56) — ученик, вошедший в класс, вернулся с международных соревнований по лыжам среди глухих спортсменов.

Конситуативные высказывания используются в условиях, когда собеседники имеют возможность непосредственно наблюдать определенные предметы, действия, обонять различные запахи и т. д. Такие высказывания типичны и для партнёров, которые обладают некоторыми общими и постоянными знаниями о лицах, событиях, предметах, об их естественных, в понимании собеседников, связях. То, что известно из конситуации, может не выражаться эксплицитно словами или жестами. Еще несколько примеров.

(6) РР а) А. (примеряет очки). Ничего? — В. Попроси светлее.

б) А. (обычно в семье, возвращаясь с работы, А. покупает хлеб). В. к А. (перед уходом на работу). Купишь? — А. Ну да.

РЖР в) А. составляет фигуры по образцу, который находится у В., задаёт ему вопросы о структуре фигуры. (В наборе круги и треугольники одного размера, квадраты большие и маленькие.) А. к Б. — все? (Высказывания, содержащие вопрос, обычно сопровождаются соответствующей мимикой.)

Б. — большие без (‘для составления фигуры нужно взять не все фигуры, большие квадраты не нужны’).

г) А. (видит в комнате Б. новый телевизор). – цветной? — Б. хоккей хорошо (‘по цветному телевизору хорошо смотреть соревнования по хоккею’).

д) (Известно, что А. по средам остаётся с внучкой, так как её дочь в этот день занимается в вечернем институте.) Б. к А. в гости завтра радость (‘приходи завтра ко мне в гости, я буду рада’). — А. (отрицательно покачивает головой, выражение лица удивленное) среда (‘ты забыла, что завтра среда и я остаюсь с внучкой’).

Теперь поговорим о сложных высказываниях в РЖЯ.

Среди сложных высказываний РЖЯ, состоящих из двух и более, предикативных частей, можно выделить несколько классов. Один из самых больших — бессоюзные сложные высказывания (широко распространенные также в РР). В таких сложных высказываниях, смысловые отношения между предикативными частями заложены в их содержании. Отсутствуют союзы, проявляющие эти отношения, и другие морфологические показатели. Наряду со смыслом, заключенным в компонентах высказывания, значение отношений определяется конситуацией. Приведём несколько примеров (двумя косыми линейками отделены части сложного высказывания):

(7) МАЛЬЧИК ПЛАКАТЬ // ШАР УЛЕТЕТЬ;

(8) ПЕЧЬ ДРОВА МАЛЕНЬКИЙ ПАДАТЬ // ПОЖАР;

(9) МАМА ДЕВОЧКА МЫТЬ ПОЛ МЫТЬ ОКНО // НУЖНО ЧИСТО.

Какие значения выражаются в бессоюзных высказываниях? Самые различные: причинно-следственные (7), (8), целевые (9) и др.

Два следующих синтаксических класса РЖЯ очень схожи по структуре с конструкциями РР, которые получили название «высказывания со связями свободного соединения» и «высказывания с интерференцией». Сходство строения тех и других обусловлено общностью функций РР и КЖР — использованием в непринужденной, неофициальной обстановке.

Высказывания со связями свободного соединения отличаются тем, что в их состав входит «свободная конструкция», составляющая единое целое с основной частью и способная занимать различные места в сложном высказывании. Приведём примеры (свободная конструкция выделена).

(10) РР а) ГДЕ-ТО Я ПАЛЕЦ РАСПОРОЛ КРОВЬ ТЕЧЕТ = ГДЕ-ТО Я КРОВЬ ТЕЧЕТ ПАЛЕЦ РАСПОРОЛ = ГДЕ-ТО Я ПАЛЕЦ КРОВЬ ТЕЧЕТ РАСПОРОЛ и др.;

РЖЯ б) МАЛЬЧИК ШАРИК УЛЕТЕТЬ ЖАЛКО ПЛАКАТЬ = МАЛЬЧИК ЖАЛКО ШАРИК УЛЕТЕТЬ ПЛАКАТЬ и т. д.;

в) МАМА ОКНО МЫТЬ НУЖНО ЧИСТО ТРЯПКА = МАМА ОКНО НУЖНО ЧИСТО МЫТЬ ТРЯПКА = МАМА ОКНО МЫТЬ ТРЯПКА НУЖНО ЧИСТО. (‘мама моет окно тряпкой, нужно, чтобы было чисто’).

Другой класс сложных высказываний РЖЯ, очень схожих по строению с конструкциями РР, — высказывания с интерференцией.

Синтаксическая интерференция — особого рода слияние в одно целое двух предикативных конструкций. Эти конструкции оказываются наложенными друг на друга таким образом, что у них появляется общий член, например (общие члены подчеркнуты):

(11) РР а) Я ПОДОЖДУ ТЕБЯ ОКОЛО МЕТРО ВСТРЕТИМСЯ; ОНА ЖИЛА ГДЕ-ТО ПОД МОСКВОЙ БЫЛА ЕЕ ДЕРЕВНЯ;

РЖЯ б) ДЕВОЧКА МАЛЕНЬКИЙ КОРМИТЬ ЦЫПЛЯТА ЖЕЛТЫЙ ШЕСТЬ КЛЕВАТЬ; в) МАЛЬЧИК БРОСАТЬ СИЛЬНО КАМЕНЬ БОЛЬШОЙ УПАСТЬ ДАЛЕКО и т. д.

Синтаксическая интерференция вызывается неподготовленностью речи в условиях непринужденного общения. Высказывание тут развертывается линейно, от одного члена к другому, и говорящий использует последний член первой части высказывания, чтобы начать новую конструкцию, не прерывая при этом речи.

При помощи высказываний со связями свободного соединения и с интерференцией оказывается возможным в РЖЯ выражать широкий круг значений (причинно-следственных, целевых и т. д.). Союзы, как правило, в РЖР не используются.

В РЖЯ есть сложные высказывания, структура которых непосредственно зависит от особенностей субстанции жеста, в их состав входят синтагмы с одновременно исполняемыми жестами.

Принцип построения таких конструкций подробно описан выше. Приведём пример сложного высказывания, включающего синтагму с одновременно исполняемыми жестами. Описывается ситуация: на шкафу стоят цветы; левая (от говорящего) дверца шкафа открыта, на ней висит зеркало. Высказывание:

(12) ШКАФ (дв) => ШКАФ (п) ЦВЕТЫ (л) ОТКРЫТАЯ ДВЕРЦА (л) ЗЕРКАЛО (п).

Сложные высказывания, включающие синтагмы с одновременно исполняемыми жестами, широко распространены в РЖЯ.

Итак, мы рассмотрели основные синтаксические конструкции русского жестового языка. Есть ли в синтаксисе РЖЯ классы высказываний, которые остались за пределами нашего анализа? Скорее всего есть. Их выявление и изучение — дело будущих исследований. Но уже сегодня мы можем заключить, что синтаксис РЖЯ сложен и своеобразен. Специфика строения высказываний обусловлена особенностями субстанции РЖЯ и функциональным назначением русской жестовой речи. Эти факторы влияют на структуру и простых, и сложных высказываний.

Подытожим сказанное. В классе простых высказываний наиболее распространенными являются конструкции, включающие синтагмы с одновременным исполнением двух жестов (сказывается специфика субстанции), и конситуативные высказывания. Состав простых высказываний и порядок следования жестов (более свободный, чем в КЖР и русском литературном языке) тесно связаны с ситуацией общения.

В класс сложных высказываний входят: бессоюзные высказывания, конструкции со связями свободного соединения, высказывания с интерференцией. Эти высказывания и аналогичные синтаксические единицы русской разговорной речи сходны по структуре, что объясняется общностью их коммуникативных функций.

РЖЯ располагает разнообразными и специфическими средствами для выражения синтаксических отношений.

Источник

Видео

Лекция «Разнообразие русского жестового языка: кейс Музея “Гараж”»

Лекция «Разнообразие русского жестового языка: кейс Музея “Гараж”»

МГЛУ Лингвистика | Теория и практика перевода жестового языка межкультурной коммуникации

МГЛУ Лингвистика | Теория и практика перевода жестового языка межкультурной коммуникации

Видеословарь русского жестового языка-2.flv

Видеословарь русского жестового языка-2.flv

Курс жестового языка, Урок 31

Курс жестового языка, Урок 31

Синтаксис и конструкции языка - Занятие 1 - Java практика

Синтаксис и конструкции языка - Занятие 1 - Java практика

Видеословарь русского жестового языка-3.flv

Видеословарь русского жестового языка-3.flv

Уроки русского жестового языка

Уроки русского жестового языка

ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК. СЛОВАРЬ. Смотреть

ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК. СЛОВАРЬ. Смотреть

Словарь РЖЯ: общеупотребительные слова. Часть 1

Словарь РЖЯ: общеупотребительные слова. Часть 1

Курс жестового языка, Урок 22

Курс жестового языка, Урок 22
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.