Синтаксис современного русского языка руднев + видео обзор

Руднев А. «Синтаксис современного русского языка» 1968

—>Лот размещен:09/03/2021 09:07:42Предложение действительно до:08/05/2021 09:07:42Лот находится в городе:Москва (Россия)

Доставка:
по городу:Самовывоз.
по стране и миру:Стоимость доставки по стране 190.00 р По миру 1200.00 р
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке.
Лоты доставляются одним отправлением.
бесплатная встреча около метро Профсоюзная, Университет
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, Контакт.
Состояние товара:Б/у.
1
№229585419

издательство: М.: Высшая школа
переплет: твердый; 320 страниц; 1968
формат: стандартный

В ОЧЕНЬ ХОРОШЕМ СОСТОЯНИИ Аннотация В книге раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга рассчитана на логопедов, работающих на школьных логопунктах, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Она может быть полезной учителям начальных классов массовых школ и родителям.

(БЕЗПРОБЛЕМНО РАЗМЕЩАЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ).

Внимательно ознакомьтесь с условиями нашего совместного сотрудничества, т.к. делая ставку, Вы соглашаетесь со всеми условиями сделки, описанными ниже.

Покупатели с рейтингом ниже 3 должны обязательно предварительно запрашивать о возможности покупки в форуме – в противном случае ставка может быть отменена.

По Москве тоже могу отправить товар по почте!

Передача (отправка) лотов.

Покупатель САМОСТОЯТЕЛЬНО выходит на связь по телефону, указанному в email, либо (для других городов) запрашивает реквизиты для оплаты лотов.

Покупатель должен выйти на связь (позвонить или запросить реквизиты для оплаты) в течение 48 часов с момента покупки на Мешке.

Встреча (либо оплата) должна состояться в течение 3-х суток с момента покупки (ставки).

Для лотов по пред-заказу предоплата производится в течение 3-х дней с момента ставки.

В случае Вашего необоснованного отказа от покупки (либо невозможности встречи) я инициирую возврат платы за сделку на Мешке, возможно, с отрицательным отзывом в Ваш адрес.

Также возможно изменение отзыва после оплаты покупателем комиссии продавца в соотношении 1-н к 3-м, в качестве моральной компенсации за упущенную выгоду.

В Москве передача лотов ( бесплатно ) производится в районе метро Новые Черемушки, Профсоюзная ( возможность встречи без выхода за турникеты ), по договоренности около метро Университет ( Вам придется выйти за турникеты ).

Также возможна доставка, в пределах города, и с учетом Вашей просьбы. В этом случае, предусматривается дополнительная плата (от 100-а рублей), в зависимости от конкретной покупки, по взаимной, заранее достигнутой договоренности

Источник

Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009

Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009.

Учебник, ориентированный на активное усвоение материала современным студентом, представляет собой комплексное освещение традиционных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической теории. Описание синтаксических единиц дано в динамике их развития: сопровождается экскурсами в историю становления в русском языке и описанием новых синтаксических явлений. Изложенный материал обобщается в таблицах, поиск необходимой информации обеспечивается терминологическим указателем.

Синтаксис современного русского языка руднев

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Синтаксис сложного предложения. Общие вопросы.
§ 1. Понятие «сложное предложение». Синтаксический статус сложного предложения.
§ 2. Сложное предложение в кругу других синтаксических единиц
§ 3. Средства связи между частями сложного предложения.
§ 4. Сочинительные и подчинительные отношения в сложном
Предложении.
Глава 2. Сложносочиненное предложение.
§ 1. Место сложносочиненного предложения в системе сложных предложений.
§ 2. Классификации сложносочиненных предложений.
Глава 3. Сложноподчиненное предложение.
§ 1. Определение понятия.
§ 2. История изучения и классификации сложноподчиненного предложения.
§ 3. Классификация сложноподчиненного предложения.
Глава 4. Сложное бессоюзное предложение.
§ 1. Понятие «сложное бессоюзное предложение» и объем синтаксических явлений, подводимых под это понятие.
§ 2. История изучения и классификации бессоюзного сложного предложения.
§ 3. Классификация бессоюзных предложений.
Глава 5. Сложные многочленные предложения.
Сложное синтаксическое ЦЕЛОЕ (ССЦ) И ТЕКСТ
§ 1. Реализация предложения в тексте.
§ 2. Определение понятия «сложное синтаксическое целое».
§ 3. Синтаксическое описание текста. Признаки текста.
§ 4. Текстовые категории. Изменения в синтаксическом строе
§ 1. Различное понимание новых синтаксических изменений в литературном языке.
§ 2. Синтаксические типы прозы.
§ 3. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей.
§ 4. Изменения в области предложения.
§ 5. Новейшие изменения в синтаксическом строе предложений современной художественной прозы.
Основные сведения о русской пунктуации
§ 1. Понятие пунктуации. Принципы русской пунктуации.
§ 2. Функции знаков препинания.
Литература.
Терминологический указатель.


Предисловие
.
Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной науке на рубеже XX-XXI вв., требует глубокого осмысления. Современный студент-филолог, изучающий различные научные концепции, должен быть хорошо теоретически подготовлен.

При создании данного пособия авторы исходили из следующего: во-первых, для эффективного преподавания синтаксиса в современной ВУЗовской аудитории требуется учебник, позволяющий студентам активно усвоить лекционный материал и извлечь дополнительную информацию; во-вторых, в учебнике необходимо отразить традиционное описание синтаксических единиц и дискуссионные вопросы (теория словосочетания, типология простого и сложного предложения, синтаксис текста), которые во многих учебных пособиях даны односторонне (например, только структурный или семантический аспекты), что позволит студенту выработать навыки многостороннего анализа синтаксических единиц.

Данный учебник ориентирован, во-первых, на комплексный подход к освещению дискуссионных вопросов синтаксической теории; во-вторых, на включение экскурсов в историю становления единиц синтаксиса в связи с появлением новых работ по истории русского языка, для того чтобы преодолеть разрыв в преподавании истории языка и современного русского языка; в-третьих, на перспективы развития синтаксиса, что определяет включение раздела, посвященного новым синтаксическим явлениям (автор проф. Г.Н.Акимова).

Информация, изложенная в разделах учебника «Введение», «Словосочетание», «Предложение», «Сложное синтаксическое целое и текст», «Изменения в синтаксическом строе», «Основные сведения о русской пунктуации», обобщена в таблицах, «Терминологический указатель» облегчает поиск необходимой информации.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Синтаксис современного русского языка. Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А.

Синтаксис современного русского языка руднев

Учебное пособие содержит изложение теоретических вопросов современного синтаксиса, ориентированных главным образом на выполнение студентами языкового анализа. Кроме того, к наиболее сложным случаям прилагаются опережающий комментарий и подробные образцы разбора синтаксических единиц разного уровня. В конце каждого раздела содержатся контрольные вопросы, упражнения и лабораторные работы, которые могут служить материалом для проведения практических и семинарских работ, а также использоваться студентами в качестве подготовки к зачету или экзамену. Для студентов филологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Может быть также рекомендовано аспирантам и преподавателям высших учебных заведений гуманитарного профиля.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
1. Определение словосочетания. Сочетания словоформ, не являющиеся словосочетанием 5
2. Словосочетания синтаксически делимые — синтаксически неделимые 6
3. Словосочетания простые и сложные 9
4. Типы словосочетаний по главному слову, схемы, парадигма, начальная форма словосочетаний 10
5. Подчинительная связь слов. Виды подчинительной связи слов 20
6. Семантико-формальная структура словосочетаний и смысловые отношения между компонентами. Синтаксические функции зависимых компонентов в предложении 29
7. План разбора простых синтаксически делимых словосочетаний. Образцы разбора 45
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
8. Определение предложения 54
9. Предикативность и парадигма предложения 54
10. Структурный аспект предложения 56
11. Функциональный аспект предложения. Классификация предложений по цели высказывания 57
12. Эмоциональная окрашенность предложения. Восклицательные предложения 59
13. Актуальное членение предложения 60
14. Типы простых предложений 61
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 63
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 63
15. Подлежащее 63
16. Сказуемое. Типы сказуемого и способы его выражения 66
17. Простое глагольное сказуемое 67
18. Составное глагольное сказуемое 69
19. Составное именное сказуемое 72
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 76
20. Определение 77
21. Приложение 78
22. Дополнение 80
23. Обстоятельство 81
24. Детерминанты 82
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 87
25. Определенно-личные предложения 88
26. Неопределенно-личные предложения 89
27. Обобщенно-личные предложения 90
28. Безличные предложения 90
29. Инфинитивные предложения 92
30. Безлично-инфинитивные предложения 93
31. Номинативные предложения 94
32. Генитивные предложения 95
33. Вокативные предложения 95
НЕЧЛЕНИМЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 100
34. Нечленимые предложения 100
35. Полные, неполные и эллиптические предложения 101
ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 105
36. Виды осложняющих элементов и конструкций 105
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 105
37. Понятие об однородных членах предложения 105
38. Типы отношений между однородными членами и способы их выражения 107
39. Обобщающие слова при однородных членах 109
40. Однородные и неоднородные определения 110
41. Вопрос об однородных сказуемых 111
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ 114
ПОЛУПРЕДИКАТИВНЫЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 114
42. Понятие полупредикативности 114
43. Обособление согласованных определений 116
44. Обособление приложений 117
45. Обособление несогласованных определений 118
46. Обособление обстоятельств, выраженных предложными группами и наречиями 119
47. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов 119
48. Сравнительный оборот. Конструкции с союзом как 120
ПОЯСНЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ, ПРИСОЕДИНЕНИЕ 127
49. Конструкции с пояснительными отношениями 127
50. Предложные конструкции со значением включения, исключения, замещения, различия 131
51. Присоединительные конструкции 132
ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. ОБРАЩЕНИЕ 135
52. Вводные конструкции 135
53. Вставные конструкции 137
54. Обращение 138
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
55. Общая характеристика сложного предложения. Средства связи предикативных частей в сложном предложении 166
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 172
56. Общая характеристика сложноподчиненного предложения 172
57. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры 173
58. Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-атрибутивным придаточным 174
59. Сложноподчиненные предложения с изъяснительно-объектным придаточным 182
60. Сложноподчиненные предложения с придаточным местоименно-соотносительным 190
61. Сложноподчиненные предложения с придаточным местоименно-союзным соотносительным 195
62. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры 203
63. Сложноподчиненные предложения с придаточным времени 204
64. Сложноподчиненные предложения с придаточным цели 209
65. Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнительным 213
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 219
66. Общая характеристика сложносочиненного предложения 219
67. ССП с соединительными союзами 222
68. ССП с противительными союзами 225
69. ССП с разделительными союзами 227
70. План разбора ССП. Образцы разбора 228
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 231
71. Общая характеристика бессоюзных сложных предложений 231
72. БСП однородного состава 233
73. БСП неоднородного состава 234
74. План разбора БСП. Образец разбора 236
Список сокращений 251

Данное пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов-филологов, будущих преподавателей русского языка, а также для тех, кто изучает русский язык как учебный предмет, в том числе для иностранцев. Этим определяются особенности его структуры и содержания. В отличие от традиционных учебников по синтаксису, включающих либо только теоретические сведения, либо теоретические сведения и упражнения, данное пособие содержит весь комплекс материалов, необходимых для первоначального знакомства с основными синтаксическими единицами и для усвоения их основных особенностей: сведения по теории и систему практических и контрольных заданий разных типов. Пособие может быть также использовано как предваряющее или дополняющее работу с другими учебниками и учебно-научными изданиями.
Пособие включает описание трех основных синтаксических единиц и состоит, соответственно, из трех разделов, традиционных для отечественной синтаксической науки: синтаксис словосочетания, синтаксис простого предложения и синтаксис сложного предложения.
Для каждой синтаксической единицы в соответствии со структурно-семантическим подходом дается анализ ее структуры (грамматической формы) и содержания (грамматического значения).
В «Простом предложении» — два основных раздела, в которых излагаются сведения об элементарных простых предложения и об осложненных простых предложениях.
В «Сложном предложении» первым следует раздел о сложноподчиненных предложениях, затем о сложносочиненных и бессоюзных.
Такой порядок подачи материала (который принят также в «Русской грамматике» 1980 г., см. § 2753 — 3156) имеет как научное, так и методическое обоснование: сложноподчиненное предложение является наиболее типичной единицей в системе сложного предложения, отличается наибольшим разнообразием частных типов и признаков, поэтому именно на материале сложноподчиненного предложения методически целесообразно отрабатывать навыки анализа сложного предложения.
В пособии принят единый порядок подачи материала.
Каждый раздел пособия включает краткие сведения по теории, необходимые для понимания основных свойств синтаксической единицы и позволяющие в дальнейшем расширить круг сведений об этой единице и более подробно и глубоко рассмотреть соответствующий языковой материал. Теоретические сведения дополняются образцами разбора синтаксических единиц.
После сведений по теории предлагается система упражнений, построенных по принципу «от простого — к сложному», что позволяет студенту осмыслить основные понятия и двигаться в их освоении от элементарного и необходимого к более трудному и зачастую требующему помощи со стороны преподавателя.
После теории и упражнений помещен материал по контролю за усвоением изученного. В качестве такого материала пособие предлагает проверочные, лабораторные и контрольные работы. Проверочные работы предназначены для первичного контроля усвоения отдельных признаков и свойств синтаксических единиц. Наряду с проверочными в пособии имеются лабораторные работы, поскольку они включены в учебные планы гуманитарных вузов и для них выделяются специальные часы как в курсе простого предложения, так и в курсе сложного предложения.
Лабораторные работы предполагают углубленную проработку наиболее сложных для усвоения тем (типы сказуемых, односоставные предложения, разграничение союзов и союзных слов, в том числе омонимичных, в разных типах придаточных предложений и т. п.). Лабораторные работы вместе с проверочными призваны обеспечить более качественную подготовку к выполнению контрольных работ. Наконец, контрольные работы предполагают комплексную проверку усвоения всей совокупности признаков синтаксической единицы.
Полученные в результате самостоятельной работы сведения далее могут закрепляться и углубляться в системе лекций и практических занятий с преподавателем.

Источник

Синтаксис современного русского языка. Акимова Г.Н., Вяткина С.В. и др.

Синтаксис современного русского языка руднев

Учебник, ориентированный на активное усвоение материала современным студентом, представляет собой комплексное освещение традиционных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической теории. Описание синтаксических единиц дано в динамике их развития: сопровождается экскурсами в историю становления в русском языке и описанием новых синтаксических явлений. Изложенный материал обобщается в таблицах, поиск необходимой информации обеспечивается терминологическим указателем.

Для студентов и аспирантов филологических факультетов университетов.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение 5
§ 1. Синтаксис как наука (история и современность) 5
§ 2. Место синтаксиса в системе языка 8
§ 3. Общая сравнительная характеристика единиц синтаксиса 12
§ 4. Синтаксис — система связей и отношений 18
§ 5. Аспекты изучения синтаксиса 29
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
§ 1. Понятие словосочетания 33
§ 2. Аспекты характеристики словосочетания 36
§ 3. Синтаксические отношения в словосочетании 42
§ 4. Синтаксические связи в словосочетании 47
§ 5. Синтаксические связи в предложении сравнительно со связями в словосочетании 60
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Предложение: основные понятия 67
§ 1. Определение понятия «предложение» 67
§ 2. Понятие «предикативность» 70
§ 3. Традиционные аспекты классификации простого предложения 76
Глава 2. Описание структуры простого предложения в русском синтаксисе XIX—XX вв 83
1. Двусоставные предложения 83
§ 1. Понятия «член предложения» и «членимость предложения» 83
§ 2. Главные члены предложения 88
§ 3. Второстепенные члены предложения 97
2. Односоставные предложения 105
§ 1. Спрягаемо-глагольные предложения 106
§ 2. Безличные предложения 114
§ 3. Инфинитивные предложения 119
§ 4. Именные односоставные предложения 122
§ 5. Различные точки зрения на односоставные предложения 127
3. Неполные и эллиптические предложения 135
§ 1. Понятие «неполное предложение» 135
§ 2. Из истории изучения неполных предложений 136
§ 3. Эллиптические предложения 138
§ 4. Неполные предложения в синтаксической концепции Н.Ю.Шведовой 139
§ 5. Неполные предложения в синтаксической концепции Г. А. Золотовой 140
4. Осложнение простого предложения 144
§ 1. Понятие «осложненное предложение» 144
§ 2. Синтагматически связанные виды осложнения простого предложения 149
§ 3. Синтагматически не связанные виды осложнения простого предложения 166
5. Структура простого предложения в концепции Н.Ю.Шведовой («Русская грамматика») 174
§ 1. Понятие «структурная схема предложения». Компоненты структурной схемы 174
§ 2. Парадигма предложения как система его форм 176
§ 3. Регулярные реализации простого предложения 178
§ 4. Распространение предложения 179
Глава 3. Семантическая организация простого предложения 180
§ 1. Синтаксическая семантика предложения в «Русской грамматике» 1980 г 181
§ 2. Описание семантики предложения с опорой на понятие пропозиции 183
§ 3. Логико-синтаксические типы предложения в концепции Н.Д.Арутюновой 185
§ 4. Синтаксическая семантика в концепции Г. А. Золотовой 186
§ 5. Теория функционального синтаксиса А. Мустайоки 188
Глава 4. Коммуникативная организация простого предложения 190
§ 1. Актуальное членение предложения 190
§ 2. Средства выражения актуального членения предложения 195
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Синтаксис сложного предложения. Общие вопросы 199
§ 1. Понятие «сложное предложение». Синтаксический статус сложного предложения 199
§ 2. Сложное предложение в кругу других синтаксических единиц 200
§ 3. Средства связи между частями сложного предложения 202
§ 4. Сочинительные и подчинительные отношения в сложном предложении 205
Глава 2. Сложносочиненное предложение 211
§ 1. Место сложносочиненного предложения в системе сложных предложений 211
§ 2. Классификации сложносочиненных предложений 214
Глава 3. Сложноподчиненное предложение 223
§ 1. Определение понятия 223
§ 2. История изучения и классификации сложноподчиненного предложения 224
§ 3. Классификация сложноподчиненного предложения 231
Глава 4. Сложное бессоюзное предложение 253
§ 1. Понятие «сложное бессоюзное предложение» и объем синтаксических явлений, подводимых под это понятие 253
§ 2. История изучения и классификации бессоюзного сложного предложения 255
§ 3. Классификация бессоюзных предложений 259
Глава 5. Сложные многочленные предложения 268
СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (ССЦ) И ТЕКСТ
§ 1. Реализация предложения в тексте 273
§ 2. Определение понятия «сложное синтаксическое целое» 275
§ 3. Синтаксическое описание текста. Признаки текста 280
§ 4. Текстовые категории 283
ИЗМЕНЕНИЯ В СИНТАКСИЧЕСКОМ СТРОЕ
§ 1. Различное понимание новых синтаксических изменений в литературном языке 287
§ 2. Синтаксические типы прозы 289
§ 3. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей 295
§ 4. Изменения в области предложения 304
§ 5. Новейшие изменения в синтаксическом строе предложений современной художественной прозы 318
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
§ 1. Понятие пунктуации. Принципы русской пунктуации 323
§ 2. Функции знаков препинания 324
Литература 331
Терминологический указатель 341

Источник

Синтаксис современного русского языка

Выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц как одно из наиболее важных достижений современного синтаксиса. Общая характеристика основных видов синтаксической связи: сочинение, подчинение. Знакомство с признаками словосочетания.

РубрикаИностранные языки и языкознание
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления18.01.2015
Размер файла2,3 M

Синтаксис современного русского языка руднев

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Работа посвящена теме синтаксиса современного русского языка. Структура работы отражена в содержании. Основная часть состоит из пяти разделов, последовательно раскрывающих аспекты изучения, историю, предмет и задачи синтаксиса. В соответствующих разделах рассматриваются синтаксические единицы: словосочетание и предложение, а также принципы современной русской пунктуации.

Поскольку в отечественном языкознании существуют разные точки зрения на некоторые проблемы, вызывающие полемику в научном мире, эти разногласия освещены согласно формату работы.

Целью работы не ставилось детально передать всю имеющуюся информацию по данной теме. Приведенный в конце работы список использованной литературы отражает масштабность изучения вопроса российскими языковедами, компетентно и полно изложившими в своих трудах все аспекты и нюансы, касающиеся синтаксиса как науки.

Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной науке на рубеже XX-XXI вв., требует глубокого осмысления. Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса специально принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и соотносят сообщаемое с реальной действительностью, включая как внешнюю, так и внутреннюю, интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни.

2) Синтаксисом называют синтаксические особенности функциональных стилей современного русского литературного языка: синтаксис научного стиля, синтаксис официально-делового стиля и др.).

Одним из достижений современного синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц. В современной науке различают три аспекта синтаксиса: грамматический (формально-синтаксический, конструктивный), семантический и коммуникативный. Причем существуют они не автономно друг от друга, а в тесном взаимодействии.

Язык как система представляет собой целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; не может быть явлений, выпадающих из системы языка, явлений вне системы. Отсюда наиболее важной и существенной чертой современного синтаксиса является многоаспектный подход к его изучению. На рис. 1 приложения представлена схема связи синтаксиса с другими уровнями языка.

Определить предмет синтаксиса в самом общем виде можно таким образом: синтаксис изучает правила речеобразования в языке.

Предметом синтаксиса являются подсистемы: 1) синтаксис слова; 2) синтаксис словосочетания; 3) синтаксис простого предложения; 4) синтаксис сложного предложения и элементарных бессоюзных фрагментов текста; 5) синтаксис формы слова (словоформы).

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Можно определить предмет синтаксиса иначе, не называя конкретные синтаксические единицы: это языковые образования, большие, чем слово (или словоформа). Однако и слово, и словоформа тоже могут быть предметом синтаксиса.

Таким образом, можно сделать вывод, что предмет синтаксиса очень широкий: все, что выходит за пределы слова как лексемы, словарной единицы и словоформы как единицы морфологии. В первую очередь это образования, большие, чем слово; но к синтаксису имеют непосредственное отношение и слово, и словоформа.

синтаксический словосочетание подчинение

В словосочетании проявляются три основных типа синтаксических отношений между главным и зависимым компонентом: атрибутивные (определительные), объектные, обстоятельственные. Способ подчинения (выбора зависимой формы) называют видом связи: это согласование, управление, примыкание. Более детально классификация словосочетаний представлена в приложении (рис. 2-3).

Словосочетания не употребляются в речи сами по себе, а только в составе предложения. Академик А. А. Шахматов так писал об этом в своем «Синтаксисе русского языка»: «условием для перехода отдельного слова и словосочетания в предложение является законченность мысли и законченность соответствующего словесного выражения; законченность мысли предполагает наличность в таком словосочетании сочетавшихся предикативно субъекта и предиката, а законченность словесного выражения требует особой объединяющей члены словосочетания в одно целое интонации»

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки предложения:

— предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;

— интонация, имеющая завершенное строение;

— свободное лексическое наполнение.

Различное строение предложения, его предикативной основы отражено в классификациях. Главными структурными типами в русском языке являются простое предложение (одна предикативная основа) и сложное предложение. Сложное предложение имеет две (или более) предикативные основы, то же число частей, аналогичных по строению простым предложениям. Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н. С. Поспелова.

Разнообразие форм и типов предложения побуждало некоторых зарубежных языковедов вообще отказываться от их грамматической характеристики. Так, известный датский лингвист О. Есперсен утверждал, что «предложение является целиком понятийной категорией (a purely notional category): от слова или группы слов не требуется никакой специальной грамматической формы для того, чтобы их можно было назвать предложением». А структуралист Л. Ельмслев в своей общей, или универсальной, грамматике вообще обходится без категории предложения и считает это преимуществом своей «теории».

В настоящее время главная задача синтаксиса русского языка в области изучения предложения до некоторой степени предопределена историей развития нашей отечественной грамматики. Эта задача состоит в том, чтобы изучить все конкретно-языковые формы или структурные особенности основных разновидностей двусоставных (или двучленных) и односоставных (или одночленных) предложений в современном русском языке и выяснить последовательность, пути и закономерности их исторического развития.

Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается грамматическими значениями (рис. 5 приложения). Среди них обязательными являются значения синтаксического наклонения времени, лица; они выражаются разными способами. Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются утверждение и отрицание.

Подлежащее обозначает предмет, признак которого выражается сказуемым. Подлежащим может быть любая часть речи, способная субстантивироваться или употребляться в значении имени существительного (рис. 6 приложения).

Существуют и особые, контекстуально обусловленные способы выражения подлежащего. Они необычны в том смысле, что обозначают действующее лицо или предмет через его признаки или приметы, например: На его зов в переднюю выбежал маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу (М. Булгаков).

Как структурно-семантический компонент предложения типичное подлежащее имеет следующие дифференциальные признаки: 1) входит в структурную схему предложения (является главным членом предложения); 2) выражается существительным, местоимением в форме именительного падежа; 3) является структурно независимым словом; 4) занимает позицию перед сказуемым; 5) обозначает предмет речи (субъект мысли); 6) имеет категориальное значение деятеля и носителя признака; 7) выражается идентифицирующими словами; 8) обозначает «данное» (тему). Эти свойства и составляют совокупность дифференциальных признаков понятия типичного подлежащего.

Сказуемое, как структурно-семантический компонент предложения, имеет следующие свойства: 1) входит в структурную схему предложения (является главным членом предложения); 2) выражается спрягаемой формой глагола и именами существительными, прилагательными и др.; 3) структурно подчиняется подлежащему; 4) занимает позицию после подлежащего; 5) соответствует логическому предикату; 6) обозначает предикативный (модально-временной) признак предмета речи (субъекта мысли); 7) выражается предикатными словами; 8) обозначает «новое» (рему). Эти свойства сказуемого составляют комплекс дифференциальных признаков понятия типичного сказуемого и включаются в его определение в различных комбинациях.

Сказуемое обозначает признак того предмета, который выражается подлежащим. Сказуемое состоит из двух компонентов: 1) из вещественного компонента, обозначающего действие, состояние, свойство какого-то предмета, названного подлежащим; 2) из грамматического компонента, указывающего на вид, наклонение, время и лицо.

В истории русской грамматики вопрос о второстепенных членах предложения имеет разные решения. В качестве основных направлений выделяются два: рассмотрение второстепенных членов, во-первых, по значению и, во-вторых, по виду синтаксической связи с другими словами. И в том и в другом случае выделяются в качестве второстепенных членов определения, дополнения и обстоятельства, но основания для такого выделения принимаются разные, и потому один и тот же член предложения при разных подходах к классификации определяется по-разному.

Начало логического направления в учении о второстепенных членах предложения положено в трудах А. X. Востокова и Н. И. Греча. У них и появляются термины «дополнение» и «определение». Члены предложения, которые в современной грамматике определяются как обстоятельства, включались ими в разряд определений.

Ф. И. Буслаев вводит понятие обстоятельства и говорит о двух принципах классификации второстепенных членов предложения: по типу подчинения и по значению.

Д. Н. Овсянико-Куликовский объединил логическую классификацию с формальной и ввел понятия «фиктивное определение» (дом сестры) и «фиктивное обстоятельство» (гулял в лесу).

А. М. Пешковский в последующих изданиях «Русского синтаксиса в научном освещении» ввел следующие определения членов предложения: «управляемые», «согласуемые» и «примыкающие».

В практике современной средней и высшей школы получила распространение классификация, учитывающая и грамматические, и лексические значения слов, а также синтаксические связи этих слов с подчиняющими словами и их значение. При такой классификации второстепенные члены предложения рассматриваются как логико-грамматические разряды. Второстепенные члены предложения зависят от главных и грамматически подчинены им (рис. 8 приложения).

Термин «односоставные предложения» впервые введен в научный обиход академиком А. А. Шахматовым, который обосновал сущность этих синтаксических единиц как отдельного типа простых предложений. Дальнейшее изучение односоставных предложений или их отдельных типов продолжили Е. М. Галкина-Федорук, В. В. Виноградов, К. А. Тимофеев, Б. А. Ардентов, В. В. Бабайцева, В. А. Белошапкова, Н. С. Валгина, П. А. Лекант и другие. Благодаря их исследованиям четко определены статус односоставных предложений и особенности их различных типов: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное и безличное (рис. 9 приложения).

Среди простых предложений выделяется группа предложений, состоящих из одного слова или неразложимого сочетания частиц. Такие предложения обозначают простое утверждение или отрицание, выражают согласие или несогласие, дают эмоциональную оценку предшествующему высказыванию или содержат побуждение к действию. Слова-предложения представляют собой особый структурный тип и не могут быть отнесены ни к двусоставным предложениям, ни к односоставным. Они не имеют отдельных вычленяемых членов предложения и не служат номинации, так как ничего не называют. Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному стилю (рис. 10 приложения).

При осложнении структуры простого предложения осложняется его семантика, в ней появляется дополнительный смысл. В русском языке имеются разные способы осложнения простого предложения. Ученые выделяют собственно осложненные явления и различного рода редукции предложения, его перестройки, стилистические варианты, т.е. трансформированные синтаксические структуры. К собственно осложненным явлениям относятся однородные члены предложения, явление обособления, парантеза (вставка), обращение и вводные компоненты. Известно, что в списке основных синтаксических единиц сложное предложение начало фигурировать в «Русской грамматике» 1980 г., став предметом многочисленных споров.

В синтаксисе сложного предложения, особенно в теоретических исследованиях, обычно рассматриваются типовые конструкции с минимальным числом частей. Это вполне закономерно и объясняется тем, что именно эти конструкции дают материал для характеристики принципиальных явлений структуры и грамматических значений сложного предложения, то есть именно в этих конструкциях проявляется грамматическая природа сложного предложения как особой структурно-семантической единицы в языке.

Однако в речевой действительности значительно шире, чем «минимальные» конструкции, распространены сложные предложения комбинированные. При этом комбинации частей имеют свои семантико-структурные закономерности. Эти синтаксические единицы определяются как многочленные, как предложения усложненного типа, как сложные синтаксические конструкции, сложные предложения смешанной конструкции, сложные предложения с сочинением и подчинением, сложные предложения с разными видами связи: однородное плюс параллельное; однородное плюс последовательное; последовательное плюс параллельное и т. д. Например: Николаю очень нравилось учить меня, и он пользовался каждым удобным случаем, чтобы втиснуть в мой мозг что-нибудь необходимое, без чего я не мог жить (М. Горький).

4.2.1 Сложносочиненное предложение

Все существующие мнения можно свести к трем основным точкам зрения: 1) части сложносочиненных предложений равноправны, независимы друг от друга в смысловом отношении; 2) вторая часть в смысловом отношении зависит от первой, первая часть строится свободно; 3) части сложносочиненного предложения взаимосвязаны как в структурном, так и в смысловом отношении.

Основные признаки сложносочиненного предложения: равнозначность и независимость составляющих его частей; сочинительная связь между ними. Эти признаки находят выражение в сочинительных союзах. Сочинительный союз стоит между соединяемыми частями и не входит ни в одну из них; он представляет грамматическую форму всего сложносочиненного предложения.

4.2.2 Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненными называют предложения, в которых одно из предложений (придаточное) по смыслу подчинено другому (главному) и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Вопрос о сложноподчиненном предложении в его истории практически сводился к классификации придаточных частей, или, как они условно назывались, «придаточных предложений», что тесно связано прежде всего с самим понятием придаточного предложения как структурной части сложноподчиненного предложения.

Дальнейшее свое развитие учение о придаточных предложениях получило у Ф. И. Буслаева. Буслаевская классификация включает придаточные предложения подлежащные, дополнительные, определительные и обстоятельственные места, времени, образа действия, меры и счета, причины, основания, повода, цели, условные, уступительные, сравнительные. Созданная Ф. И. Буслаевым система типов придаточных предложений в основном ее виде просуществовала очень долго и стала традиционной (она подвергалась лишь уточнениям и дополнениям).

Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений получает все более широкое распространение. Такой подход к описанию сложноподчиненных предложений свойствен не только научным исследованиям, он находит отражение и в учебной литературе Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. М., 1987; Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык. М., 1987; Современный русский язык / под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1984; Современный русский язык / под ред. В. А. Белошапковой. М., 1997..

Как показывает изложенная выше краткая история вопроса, разработка теории сложноподчиненных предложений и, в частности, придаточных, не может быть построена на каком-либо одном принципе их классификации. Нельзя ограничиться традиционным делением придаточных на отдельные их виды по соотношению с членами простого предложения, так как во многих случаях смысловые отношения, выражаемые придаточными частями, значительно разнообразнее и сложнее отношений, выражаемых членами предложения.

Нельзя также считать удачной классификацию придаточных, построенную на анализе значений союзов и союзных слов, служащих для связи придаточных частей с главными, так как при этом учитывается только то, с помощью чего присоединяется придаточная часть к главной, но не учитывается, к чему (главной части в целом, знаменательному или местоименному соотносительному слову в ней) присоединяется придаточная часть. При изучении структуры сложноподчиненного предложения прежде всего следует исходить из того, что оно представляет собой единое целое с взаимосвязанностью входящих в его состав частей.

Таким образом, структура сложноподчиненного предложения определяется как синтаксическими средствами связи, так и отчасти лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.

4.2.3 Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзные сложные предложения имеют, как и союзные, равнозначные или неравнозначные части. Этим они аналогичны сложносочиненным или сложноподчиненным. Однако в бессоюзных формально не выражена ни независимость, ни зависимость частей. Предложения равнозначного типа могут выражать два вида отношений: перечисление и сопоставление. В предложениях неравнозначного типа выражается логическая связь событий, положений.

В бессоюзных сложных предложениях связь частей и синтаксическая цельность всего сложного единства выражается ритмомелодическими средствами и соотносительностью строения их основных конструктивных единиц. Бессоюзные сложные предложения могут быть синонимичны союзным, например: Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь (А. Пушкин). Но круг отношений, выражаемых бессоюзными сложными предложениями, не совпадает с соответствующими функциями сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Отличаются они от других типов сложных предложений своей компактностью и широкими возможностями сцепления и объединения простых предложений. Например: Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс; Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт (А. Пушкин).

5. Принципы современной русской пунктуации

Оригинальное решение вопросов русской пунктуации приведено в трудах А. М. Пешковского и Л. В. Щербы. Основой пунктуации для Пешковского является ритмомелодическая сторона речи, он считает, что пунктуация отражает не грамматическое, а «декламационно-психологическое расчленение речи». Щерба также усматривает во «фразовой интонации» основу для расстановки знаков препинания. Однако он углубил взгляд Пешковского на пунктуацию и старался определить существо ритмомелодии, которая выражает «членение потока нашей мысли» и «некоторые смысловые оттенки». Практически же, анализируя употребление знаков препинания, Щерба пришел к выводу, что некоторые из них ставятся на чисто формальном основании и подчас даже вопреки смыслу.

В дальнейшем разработка вопросов теории пунктуации (с учетом ее истории) пошла по пути выявления не одного какого-либо принципа в ущерб другим, а комплекса принципов, действующих в практике печати. Это формально-грамматический, смысловой и интонационный принципы. Причем наибольший процент объективности заложен в первых двух принципах. Они и признаются как ведущие, что позволяет объединить их и терминологически в единый структурно-семантический принцип.

Современную пунктуацию отличает не столько качественное изменение знаков препинания, нормы их употребления, сколько новые общие тенденции пунктуационного оформления печатного текста, прямо отражающие синтаксические преобразования современного языка, которые проявляются, в частности, в активизации экспрессивных конструкций, в динамической ритмизации письменной речи в целом.

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.

Стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи).

Изучение синтаксических единиц и их стилистических свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка, сознательного их использования в разных речевых контекстах. Выбор синтаксических единиц, соответствующих конкретным целям речевого общения, всегда связан с поиском оптимального варианта, который должен удовлетворять требованиям не только нужного смысла, но и нужного эмоционального звучания. И эта чисто эмоциональная сторона высказывания очень часто создается средствами синтаксиса. В частности, конструкции экспрессивного синтаксиса обладают не только информационной функцией, но и функцией воздействия. Отсюда следует, какое огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка. Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.

Список использованной литературы

6. Есперсон, О. Философия грамматики. [Электронный ресурс] : М. : Иностранная литература, 1958 // Информационно-образовательный портал для лингвистов. URL: www.helpforlinguist.narod.ru/JespersenO/JespersenO.pdf (дата обращения: 15.04.2014).

11. Самарин, Д. А. Грамматические концепции В. Матезиуса и Л. В. Щербы (сравнительный аспект) // Вестник ИГЛУ. 2012. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/grammaticheskie-kontseptsii-v-mateziusa-i-l-v-scherby-sravnitelnyy-aspekt (дата обращения: 17.03.2014).

Источник

Видео

Урок 1. Синтаксис как раздел науки о языке. Основные единицы синтаксисаСкачать

Урок 1. Синтаксис как раздел науки о языке. Основные единицы синтаксиса

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 1. Семантика предложения как новый аспект синтаксисаСкачать

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 1. Семантика предложения как новый аспект синтаксиса

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 2. Синтактикоцентрический подходСкачать

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 2. Синтактикоцентрический подход

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Синтаксис русского и узбекского языковСкачать

Синтаксис русского и узбекского языков

Предложение как единица синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения| Русский языкСкачать

Предложение как единица синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения| Русский язык

7 класс - Русский язык - Синтаксис. Синтаксический разборСкачать

7 класс - Русский язык - Синтаксис. Синтаксический разбор

Дисциплина: Синтаксис простого предложения современного русского языка (бакалавриат)Скачать

Дисциплина: Синтаксис простого предложения современного русского языка (бакалавриат)

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 3. Концептоцентрический подходСкачать

Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 3. Концептоцентрический подход

СИНТАКСИС ЗА 45 МИНУТ | РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ | 99 БАЛЛОВСкачать

СИНТАКСИС ЗА 45 МИНУТ | РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ | 99 БАЛЛОВ
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.