Синтетические умения в русском языке + видео обзор

Синтетические умения в русском языке

Синтетические умения в русском языке

Синтетические умения в русском языке

Синтетические умения в русском языке

Синтетические умения в русском языке

Синтетические умения в русском языке

Синтетические умения в русском языке

Синтетические умения в русском языке

ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Целевые установки в современном образовании связаны с понятиями коммуникативности, компетентности и компетенции, предполагающие не только объем приобретенных знаний, но и самые способности как совокупность их к получению различных компонентов образования. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в самостоятельную трудовую жизнь. Социально-трудовая адаптация невозможна без практического овладения ими родным языком. Задача повышения общего уровня развития и культуры речи учащихся решается путем дальнейших поисков эффективных форм и методов обучения.

Требованием и целью основной образовательной программы начального общего образования является, развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к русскому языку и привитие интереса к его познанию.

Не смотря на то, что существует множество исследований, методических разработок по обучению младших школьников синтаксису, мы, наблюдая за современными школьниками, можем увидеть, что дети затрудняются при построении предложений разных типов, определении структуры синтаксических конструкций, не всегда могут логично и грамотно ответить на поставленный вопрос учителя, сформулировать и аргументировать свои мысли.

Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между новыми требованиями к организации процесса обучения, обозначенными в государственных стандартах, и неразработанностью педагогических технологий, непосредственно связанных с развитием аналитических способностей учащихся на уроках русского языка при изучении синтаксиса как его коммуникативной основы.

Исследования, посвященные изучению речи учеников школы, и наблюдения показывают, что учащиеся редко пользуются синтаксическими конструкциями, допуская при их построении ошибки стилистического характера. Ошибки, возникающие при построении простых предложений у школьников, обусловлены не только непониманием ими структуры предложений, но и не разработанностью данного раздела программы в существующей специальной методике русского языка.

Теоретический анализ общепедагогической и психологической литературы дает возможность сделать вывод о том, что нормально развивающиеся дети рано овладевают простыми грамматическими конструкциями. Благодаря языковому чутью у них вырабатываются динамические стереотипы, на основе которых произнесение предложений превращается в автоматизировано протекающий процесс. Употребление разнообразных синтаксических конструкций является одним из показателей речевого и умственного развития школьников. При детальном изучении синтаксического строя письменной речи учащихся экспериментального класса определяется динамика формирования синтаксического строя письменной речи, в плане насыщенности ее простыми и сложными предложениями.

Констатирующий этап нашего исследования проводился на базе третьего класса общеобразовательной школы. В исследовании участвовали 25 учеников. Учитель работает по учебно-методическому комплексу «Школа России».

Для диагностики мы воспользовались следующими критериями и показателями (таб.1)

Критерии и показатели сформированности аналитических умений при освоение синтаксиса простого предложения у учащихся третьего класса (по М.П. Целиковой)

1. Умение определять и выделять главные члены простого предложения.

Источник

Синтаксические умения и навыки, методы их формирования

В курсе синтаксиса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

1) различать сочинительную, подчинительную и бессоюзную связь синтаксических единиц;

2) находить в предложении словосочетания;

3) определять в словосочетании главное и зависимое слово, тип подчинительной связи;

4) разграничивать свободные и фразеологически связанные словосочетания;

5) различать словосочетание и предложение;

6) находить однословно и неоднословно выраженные члены предложения, разбирать предложения по членам;

7) определять главные и второстепенные члены;

8) определять средства выражения членов предложения, тип сказуемого;

9) разграничивать односоставные и двусоставные неполные предложения;

10) определять однородность и неоднородность одноименных членов предложения;

11) разграничивать простые и сложные предложения;

12) определять тип сложного предложения по синтаксической связи его частей: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;

13) указывать средства связи частей сложного предложения, разграничивать союзы и союзные слова;

14) описывать семантические отношения между частями сложносочиненного и бессоюзного предложения;

15) в сложноподчиненном предложении находить главную и зависимую часть, определять тип придаточного предложения;

16) делать синтаксический разбор предложения.

Методом формирования знаний и умений являются упражнения, схемы и разборы. При работе над синтаксисом используются такие типы синтаксических упражнений, как:

1) определить структуру словосочетания: найти главное слово, зависимое, определить вид подчинительной связи;

2) выписать из предложения словосочетания, отграничив их от однородных членов и грамматической основы предложения;

3) найти и выделить определенные члены предложения, указать, чем они выражены;

4) определить роль порядка слов и логического ударения в приведенных предложениях;

5) сгруппировать единицы по общности синтаксических признаков (например, предложения с разными типами сказуемого);

6) видоизменить синтаксические единицы (например, заменить согласованные определения несогласованными);

7) составить схематическое изображение изучаемого явления для предложений упражнения (например, схему расположения обобщающего слова и однородных членов в каждом из приведенных предложений);

8) составить словосочетания или предложения заданной структуры;

9) внести в предложение элементы с заданными характеристиками (например, имеющие уточняющее или поясняющее значение или распространяющие второстепенные члены);

10) исправить ошибки в предложениях с однородными, обособленными членами (например, в предложениях с деепричастным оборотом);

11) заменить неосновные средства связи частей сложноподчиненного предложения на основные;

12) заменить члены предложения придаточными частями и наоборот;

13) составить схему простого и сложного предложения.

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 57 | Нарушение авторских прав

Источник

Содержание обучения по морфологии: знания (понятия, определения, языковые факты, способы действия) и учебно-языковые умения.

Синтетические умения в русском языке Синтетические умения в русском языке Синтетические умения в русском языке Синтетические умения в русском языке

Синтетические умения в русском языке

Синтетические умения в русском языке

Лекция «Методика морфологии» (базовый уровень)

1. Цели освоения учащимися раздела морфология:

• изучение основных особенностей единиц языка;

• ознакомление с их функционированием в речи;

• формирование учебно-языковых умений.

Школьники должны усвоить и знать:

• единицы языка, их функции и значения;

• определения лингвистических понятий;

• существенные признаки языковых явлений;

• классификационные разряды языковых явлений;

• способы изменения слов;

• особенности употребления языковых явлений в речи;

• разборы явлений языка по определенным критериям.

Типичные ошибки школьников в усвоении знаний:

• неполное знание существенных признаков;

• незнание разрядов языковых явлений.

Развивающий потенциал уроков морфологии состоит в развитии логического мышления (отвлечение от частного и конкретного – обобщение явлений языка; анализ, сравнение языковых фактов); развитии лингвистического мышления и чувства языка.

Воспитательное значение морфологиив том, что занятия по морфологии обогащают речь учащихся, помогают оценить свойства русского языка, формируют мировоззрение.

ВЫВОД: На уроках морфологии формируется языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенции.

Содержание обучения по морфологии: знания (понятия, определения, языковые факты, способы действия) и учебно-языковые умения.

Лингвистическое понятие это понятие науки о языке, закреп­ленное в слове или словосочетании (в термине).

Лингвистическое понятие приобретает статус учебной единицы в контексте обучения.

Школьная программа по морфологии содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему лингвистических понятий:

— понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, форма слова, начальная форма слова; части речи самостоятельные и служебные; части речи – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражательные слова;

— понятия, характеризующие постоянные и непостоянные признаки частей речи: например, разряды прилагательных по значению (качественные, относительные и притяжательные); краткие и полные прилагательные, степени сравнения прилагательных – сравнительная и превосходная (простая и составная), падеж, число, род.

Лингвистические понятия представлены терминами и раскрываются в определениях.Отдельные понятия даются описательно (например, существительные, употребляющиеся только в единственном числе и только во множественном числе).

Лингвистические факты как учебные единицы отражают такие языковые явления, которые носят специфический характер:

• разноспрягаемые глаголы и др.

Способы действия – образцы рассуждения (пример – краткие прилагательные опознают по окончаниям) и алгоритмы (пример – определение спряжения глагола).

Учебно-языковые умения по характеру действий делятся:

• на опознавательные — узнавать языковые факты;

классификационные — группировать языковые факты по какому-либо основанию;

аналитические (синтетические) — делать различные разборы по плану.

Место морфологии в курсе русского языка и этапы изучения:

Вводный курс –начальная школа.

Основной курс – среднее звено (5-7 кл.).

Пример: В учебникахЛадыженскойБаранова-Тростенцовой – ступенчатый принцип изучения морфологии:

5 кл. – сущ., прил., глаг.

6 кл. – сущ., прил., числ., мест., глаг.

7 кл. – прич., дееприч., нар., категория состояния; предлог, союз, част., междом.

Повторение и углубление сведений – 8-9 кл. (в связи с изучением синтаксиса).

Систематизация знаний – 10-11 кл.

Сущность понятия «этап» при изучении морфологии:

1 – вводятся обобщённые морфологические понятия, формируются умения подводить языковой материал под понятие «часть речи», обнаружения морфологических признаков путём сопоставления форм слова (завершается к середине 6 класса);

Синтетические умения в русском языке

2 – умеют применять обобщённые понятия при изучении частей речи (к моменту изучения темы «Деепричастие»);

3 – могут самостоятельно справляться с анализом новых частей речи – переносить знания и умения на неизученный материал – продолжается ускорение темпа работы).

Принципы методики морфологии. Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке:

* лексико-грамматический— сопоставление лексического зна­чения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи;

* парадигматический — сопоставление косвенных форм и ис­ходной формы;

* морфолого-синтаксический — сопоставление члена предло­жения и части речи.

4. Морфологические упражнения:

• опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

• подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда
части речи;

• постановка слова в указанной форме;

• составление парадигмы слова;

• разграничение омонимичных слов, относящихся к разным час­тям речи;

• группировка слов по частям речи, по разрядам;

• составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными
примерами;

• полный или частичный морфологический разбор слова.

Источник

Стендовый доклад «Формирование синтаксических умений на уроках русского языка»

Выбранный для просмотра документ Стендовый доклад Формирование синтаксических умений на уроках русского языка (1).pptx

Синтетические умения в русском языке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формирование синтаксических умений на уроках русского языка

Обязательный минимум содержания темы «Синтаксис и пунктуация»

Направления работы над предложением

Материалы, методы и инструменты

Укажи главные члены предложения. Загадочные тайны хранят полярные льды. 1)загадочные тайны 2)тайны хранят 3)полярные льды 4)льды хранят Задание №264470

В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения. Продавцы положили лакомство в вафельный рожок. Задание №0FBC2E

Определи правильный порядок разбора предложения Из-за тучи выглянуло солнце. Повествовательное, простое, распространенное, невосклицательное; Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое; Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное; Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно законченный текст А. Они смастерили для черепахи домик, в который положили солому. Б. Весной около дороги ребята нашли черепаху. В. Солнце разбудило её от спячки. Г. Черепаха жила в домике до тех пор, пока не наступило лето. 1. Б, В, А, Г 2. Г, В, А, Б 3. В, Г, А, Б 4. Б, А, В, Г

Библиография: 1) Сайт НИКО 185.12.29.196 2)https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/

Выбранный для просмотра документ Формирование синтаксических умений на уроках русского языка.docx

«Формирование синтаксических умений на уроках русского языка» в начальной школе.

Введение: Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из задач уроков русского языка в начальных классах школы. Проанализировав данные мониторинга, мы увидели, что наши учащиеся допускают много ошибок при работе над предложением. А работа над предложением занимает в обучении языку центральное место. Это отнюдь не случайно. На синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Поэтому мы выбрали тему стендового доклада «Формирование синтаксических умений на уроках русского языка»

Цель стендового доклада: способствовать развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, освоение коммуникативной функции языка, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Обязательный минимум содержания «Синтаксис и пунктуация» в начальной школе содержит основные темы: Словосочетание. Предложение. Текст.

В работе над предложением условно выделяются 5 направлений:

1.Иизучение существенных признаков предложения.

2.Рработа над пониманием сущности связи слов в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, над предложениями распространенными и нераспространенными.

3. Овладением правильным интонированием предложения.

4.Умение точно употреблять слова в предложении.

5.Умение оформлять предложение в письменной речи.

При достаточно высоком уровне сформированности перечисленных предметных учебных действий обучающиеся начальных классов смогут достаточно успешно достичь планируемых предметных результатов освоения синтаксиса.

Методы: для формирования прочных основных единиц Синтаксиса мы предлагаем вашему вниманию методы технологии Критического мышления.

Материалы для отработки навыков работы над предложением вы можете найти на образовательном портале НИКО Национальные Исследования Качества Образования. Ссылка вынесена в библиографию 185.12.29.196

Результаты: в результате проведенной работы учащиеся научатся сравнивать предложение, словосочетание, слово, называя их сходства и различия;

устанавливать связь между словами в предложениях и словосочетаниях;

находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;

классифицировать предложения по цели высказывания;

определять границы предложений, а также выбирать знак конца предложения;

объяснять способы нахождения главных членов предложения

Источник

1.1 Классификационные умения как один из видов учебно-языковых умений

Примерная программа по русскому языку (ФГОС ООО) как одну из целей обучения определяет «развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты» [17, c.5-11].

В процессе изучения разделов науки о языке формируются учебно-языковые умения, которые заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях. Впервые их выделил М.Т. Баранов [11, с.134-135]. По характеру действий эти умения делятся на опознавательные, классификационные и синтетические (Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева) [10, с.100-101] или аналитические (М.Т. Баранов) [11, с.134-135].

Опознавательные учебно-языковые умения направлены на узнавание отдельных явлений языка или речи, например ударных гласных, глухих согласных, описания в тексте, суффикса в слове, распознавание частей речи, членов предложения, выделение словосочетаний из предложений, определение видов придаточных предложений, стиля текста и т.д. Классификационные учебно-языковые умения предназначены для обучения школьников группировке языковых и речевых явлений на определенной основе, например, подбирать однокоренные слова, группировать словосочетания по главному слову и т.д. Синтетические (аналитические) учебно-языковые умения заключаются в полном разборе по определенному плану языковых или речевых явлений, то есть производить фонетический, словообразовательный и т.д. разбор слова, синтаксический разбор предложения, стилистический разбор текста.

В дальнейшей жизни овладение перечисленными умениями понадобится лишь немногим учащимся, которые изберут лингвистику своей профессией. Для большинства учащихся данные умения являются чисто учебными, необходимыми для овладения правописными и коммуникативными умениями.

Остановимся подробно на классификационных умениях. Данное умение является не только учебно-языковым, но и надпредметным логическим. В качестве предмета усвоения выступает умение учащихся самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных общих признаков.

В связи с внедрением в образование стандартов второго поколения широко употребительным становится такое понятие, как «универсальные учебные действия» (совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс). Выделяются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Классификационные умения позволяют формировать у обучающихся такие познавательные УУД, как структурирование знаний и сравнение, классификация объектов по определённым признакам [18, с.7-8].

При формировании классификационных умений надо помнить о следующих правилах, которые сформулировала А.Д. Гетманова:

2) члены классификации должны взаимно исключать друг друга;

3) объем членов классификации должен равняться объему классифицируемых объектов, то есть все предметы, которые даны, после проведенной классификации должны быть отнесены к какому-либо классу;

4) подразделение на классы в проводимой классификации должно быть непрерывным, то есть необходимо брать ближайший подкласс и ни в коем случае не перескакивать в более отдаленный подкласс, иначе не все классифицируемые объекты станут членами такой классификации. Следовательно, оно будет проведено неверно [7, с.77].

Логическое действие классификации по своей структуре является сложным действием и включает ряд отдельных операций:

1) выделение основания классификации;

2) деление объектов на классы по заданному основанию;

3) отнесение объекта к классу;

4) словесная характеристика каждого класса;

5) контроль результатов проведенной классификации [7, с.78].

Трудность этих операций неодинакова. Школьники, как отмечает Ю.И. Чернец, лучше выполняют упражнения и усваивают материал, если последовательность операций при проведении классификации несколько изменена:

1) словесная характеристика класса;

2) деление на классы по заданному основанию;

3) отнесение объекта к классу;

4) контроль или проверка результатов проведенной классификации;

5) выделение основания классификации [30].

Опыт работы показывает, что для успешного деления на классы по заданному основанию, необходимо сначала сформировать умение давать словесную характеристику класса. Учебники русского языка, включённые в федеральный перечень учебников, позволяют многократно отрабатывать данное умение при изучении лексического или грамматического материала.

Источник

Видео

Введение в языкознание. Морфологическая типология языковСкачать

Введение в языкознание.  Морфологическая типология языков

Активные методы обучения на уроках русского языка 26 10 2016Скачать

Активные методы обучения на уроках русского языка 26 10 2016

Критика чистого разума в доступном изложенииСкачать

Критика чистого разума в доступном изложении

Стратегии преподавания русского языкаСкачать

Стратегии преподавания русского языка

Английский язык. Лингвистические наблюдения – Роман ТарасовСкачать

Английский язык. Лингвистические наблюдения – Роман Тарасов

Начистоту. О витаминахСкачать

Начистоту. О витаминах

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

МЕФЕДРОН 20 фактовСкачать

МЕФЕДРОН 20 фактов

Правила жизни. Эфир от 01.10.19 / Телеканал КультураСкачать

Правила жизни. Эфир от 01.10.19 / Телеканал Культура

Одежда народов России. Синтетические тканиСкачать

Одежда народов России. Синтетические ткани
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.