- Ударный вокализм в говорах русского языка
- Ударные гласные между мягкими согласными
- Системы вокализма
- I: I Y: Y
- E: e: e Ø œ
- Лингвистический энциклопедический словарь
- Вокали́зм
- Безударный вокализм в говорах русского языка
- 1. Понятие безударного вокализма
- 2. Безударный вокализм после твёрдого согласного
- 2.1. Оканье
- 2.2. Аканье
- Разновидности диссимилятивного аканья
- 3. Безударный вокализм после мягких согласных
- 3.1. Яканье.
- 3.2. Еканье.
- 3.3. Иканье.
- 3.4. Ёканье.
- 4. Переходные системы от оканья к аканью.
- Видео
Ударный вокализм в говорах русского языка
Вокализм (от лат. vocalis ‘гласный звук’) – система гласных какого-либо языка, диалекта или говора.
Состав и количество фонем в языковой системе определяется применительно к той позиции в слове, в которой противопоставлено максимальное количество звуковых единиц, способных играть смыслоразличительную роль. Такая позиция называется сильной.
Р. И. Аванесов определил сильную позицию гласного в слове как позицию под ударением не между мягкими согласными :
_____________
Значком «t» условно обозначается любой согласный, значком «о» – любой гласный.
В некоторых говорах (а также в литературном языке) консонантное окружение не имеет значения, поэтому в них сильной признается позиция под ударением, однако для большинства русских говоров мы будем придерживаться определения сильной позиции, которое дал Р. И. Аванесов.
В диалектах РЯ система ударных гласных фонем представлена шире, чем в литературном языке. Кроме фонем [и], [у], [е], [о], [а], по говорам в сильной позиции (т. е. под ударением не между мягкими согласными) встречаются закрытые напряженные фонемы верхнесреднего подъёма [ê], [ô], а также фонема [ӓ] нижнего подъёма. Система фонем в русском литературном языке и в говорах русского языка выглядит следующим образом:
Подъём | Литературный язык | Северорусские говоры | Южнорусские и среднерусские говоры |
Верхний | и (ы) у | и ы у | и ы у |
Средневерхний | ê ô | ||
Средний | э о | э о | э о |
Нижний | а | (ӓ) а | а |
Таким образом, система сильных гласных фонем в говорах может совпадать с литературной и состоять из пяти гласных фонем (южнорусские и среднерусские говоры).
Если в говоре встречаются фонемы [ê] и [ô], значит система гласных состоит из семи фонем.
В говоре могут присутствовать [ê] или [ô] (обычно это [ê]). В этом случае речь идет о шестифонемной системе.
Гласные [ê], [ô] – закрытые напряженные, средневерхнего образования.
Фонема [ô] возникла на месте исконного [о] под восходящей интонацией, а обычный [о] из исконного звука под нисходящей интонацией или из древнего Ъ (ер). В говорах фонема [ô] не может быть беглой (как, например, в словах мох – мха ), не может быть после мягких согласных ( н’ёс, л’ёд ); не может быть безударной ( головá ).
Итак, [ô] может находиться
Его можно услышать и в некоторых аффиксальных морфемах.
В ряде говоров закрытый О обнаруживается также в следующих позициях:
а) Р.п. ед.ч. ( молодôго, такôго, шестôго );
б) Д. п. ед.ч. ( молодôму, такôму, шестôму );
в) П.п. ед.ч. ( о молодôм, о такôм, о вторôм );
Обычное, открытое О в современных говорах употребляется в следующих случаях:
Звук [ê] в истории русского языка восходит к звуку, обозначавшемуся буквой ѣ (ять). Это был особый звук, качественно и количественно отличавшийся от звука [э]. Если опираться на данные памятников письменности, современных славянских языков, современных диалектов, можно сделать вывод о том, что это был неустойчивый звук, который на разных территориях в разное время звучал неодинаково. В первом тысячелетии до нашей эры это был гласный переднего ряда средненижнего подъёма и звучал как [e a ]. О таком качестве его звучания свидетельствуют и данные русского языка: после шипящих согласных древний «ять», смягчив предшествующий заднеязычный согласный (исторически все шипящие были мягкими), изменился в звук [a]:
Позднее этот звук изменил качество звучания. В говорах, составивших основу северорусского и южнрусского наречий, он приобрёл характер закрытого [ê] или дифтонга [ие], в котором по диалектам мог с большей силой звучать либо первый, либо второй компонент.
На протяжении истории развития русского языка звук, обозначавшийся буквой ѣ, пережил ряд изменений. Его историю академик Алексей Александрович Шахматов, например, считал одним из самых интересных явлений истории русского языка. В ряде современных русских говоров, в том числе и в тех, которые легли в основу литературного языка, ѣ совпал по звучанию с [е], в других – с [и], а в ряде говоров сохранился как особый напряженный звук [ê].
Внимание! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если необходимо выяснить, какого происхождения гласный Е в слове, то нужно подобрать такие словоформы, в которых этот гласный находится под ударением перед твердым согласным. Исключений из этого правила немного: звёзды, гнёзда, вёдра, похлёбка и некоторые другие, где Ё восходит к ѣ ( sвѣзда, гнѣздо, вѣдро, хлѣбъ ). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исконный гласный Е под ударением перед твердым согласным изменяется в [‘o], а в безударной позиции не выпадает: Типы ударного вокализма в говорах различаются от количества гласных фонем, употребляемых в говорах под ударением (пяти-, шести- и семифонемный вокализм). Ударные гласные между мягкими согласными В большинстве пятифонемных вокалических систем в позиции между мягкими согласными различаются пять гласных: [и], [е], [a], [о], [у]. Однако в некоторых северорусских говорах (например вологодско-вятских, архангельских) в позиции между мягкими согласными [а] изменилось в [е] или в [ê]: пять: [п’ет’], [п’êт’], но перед твердыми согласными этот звук не изменяется, так как находится в фонетически сильной ударной позиции: [п’ятый]. Получается, что в вологодских и архангельских говорах под ударением между мягкими согласными [а] полностью отсутствует. В настоящее время такое чередование уже не является регулярным: в результате некоторых эволюционных процессов, в частности под влиянием литературного языка [а] становится возможным и в позиции перед твёрдым, и в позиции перед мягким согласным: конями, гуляли (между мягкими) как домами, гадали (перед твёрдым). Но в реконструируемой системе, сложившейся на базе строго действовавших фонетических закономерностей, в этой позиции противопоставляется не более четырех фонем (И, Е, О, У), противопоставленных по двум степеням подъема. Вслед за Р. И. Аванесовым эти фонемы принято называть слабыми.
Разновидности диссимилятивного аканьяДиссимилятивное аканье имеет три разновидности, которые выделяются в зависимости от того, какой гласный ([а] или [ъ]) выступает в первом предударном слоге, если под ударением находятся напряженные гласные верхнесреднего подъема /ȏ/ и /ê/ или гласные среднего подъема [о] и [э]. Первый тип – жиздринский, или белорусский – характеризуется произношением [а] перед всеми гласными верхнесреднего и среднего подъема: [в травê], [травȏй], [ламтéй], [платóк]. Второй тип – обоянский, или архаический – характеризуется произношением [а] перед гласными верхнесреднего подъема /ȏ/ и /ê/ ([в травê], [травȏй]) и произношением [ъ] перед гласными среднего подъема /о/ и /э/ ([лъмтéй], [плътóк]). Третий тип – прохоровский, или донской – характеризуется произношением [ъ] перед всеми гласными верхнесреднего и среднего подъема: [в тръвê], [тръвȏй], [лъмтéй], [плътóк]. Чтобы определить тип аканья, можно воспользоваться следующей таблицей: | недиссимилятивное (сильное) | диссимилятивное | ассимилятивно-диссимилятивное (редко) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
жиздринский | обоянский | донской | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
гласный первого предударного слога | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[и], [ы], [у] | [а] | [а] | [а] | [а] | [а] | |||||||||||||||||||||||||||||||
[ê], [ȏ] | [а] | [а] | [а] | [ъ] | [а] | |||||||||||||||||||||||||||||||
[э], [о] | [а] | [а] | [ъ] | [ъ] | [ъ] | |||||||||||||||||||||||||||||||
[а] | [а] | [ъ] | [ъ] | [ъ] | [а] |
***
Во втором предударном и в заударном слоге на месте гласных неверхнего подъёма в акающих говорах, как правило, звучит [ъ].
3. Безударный вокализм после мягких согласных
Безударный вокализм после мягких согласных характеризуется той же основной закономерностью, что и безударный вокализм после твёрдых согласных: различение или неразличение гласных неверхнего подъёма.
Диалектные различия в первом предударном слоге после мягких согласных связаны с реализацией гласных О, Э, А, (ѣ) – на месте звука [’э и ] в литературном языке (I позиция).
3.1. Яканье.
Я́канье – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягких согласных совпадают в гласном [‘а]: [н’асý, н’аслá, н‘ас’ú].
Такой тип безударного вокализма характерен для южнорусского наречия.
Различают несколько типов яканья. Наиболее распространенными являются сильное, умеренное и диссимилятивное. В меньшей степени распространены ассимилятивное, ассимилятивно-диссимилятивное, ассимилятивно-умеренное, диссимилятивно-умеренное, умеренно-диссимилятивное.
При сильном яканье независимо от характера ударного гласного и качества последующего согласного в первом предударном слоге на месте литературного [’э и ] выступает звук [‘a]: [р’акá], [р’акы́], [р’ак’э́], [р’акóй], [н’ас’и́], [н’асу́] и т.д.
Сильное яканье характерно для говоров северо-запада (Псковская область), а также для говоров Московской, Рязанской, Тульской, Орловской областей.
При умеренном яканье независимо от характера ударного гласного и качества последующего согласного в первом предударном слоге на месте литературного [’э и ] выступает звук [’и] или [’э]: [р’икá] и [р’экá], [р’ик’э́] и [р’экэ́], [н’ис’и́] и [н’эс’и́] и т.д.
Умеренное яканье характерно для южнорусских говоров Тульской, а также для среднерусских акающих говоров Московской и Тверской областей.
тип диссимилятивного яканья | гласный под ударением | рапространение | |||||||
и, ы, у | а | э | ê | о | ȏ | ‘о | |||
предударный гласный | |||||||||
архаический | обоянский |
3.2. Еканье.
Éканье (= эканье) – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягкого согласного совпадают в звуке [‘э]: [с’эстрá, в’эснá, н’эсý].
Еканье / эканье является разновидностью аканья, а также наряду с иканьем является орфоэпической нормой русского литературного языка.
Еканье характерно для многих среднерусских и ряда севернорусских говоров. В XIX веке еканье было основной произносительной нормой русского литературного языка, но с конца века стало постепенно вытесняться иканьем. Отметим, что еканье до сих пор считается орфоэпической нормой русского литературного языка, иканье распространено значительно шире. Еканье считается одной из черт старого петербургского произношения, однако оно постепенно исчезает из речи петербуржцев.
3.3. Иканье.
Иканье является разновидностью среднерусского аканья. Наряду с еканьем является допустимым вариантом произношения в литературном языке.
3.4. Ёканье.
Ёканье – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягкого согласного совпадают в звуке [‘о]: [с’острá, в’оснá, н’осý]. Ёканье возможно также в заударных слогах и в абсолютном конце слова: [торгу́jот], [торójо].
Ёканье можно обнаружить в севернорусских и среднерусских окающих говорах. В некоторых говорах (в основном севернорусских) ёканье охватывает только именные формы, не затрагивая глагольных, в некоторых – охватывает все части речи.
4. Переходные системы от оканья к аканью.
В настоящее время встречается немало переходных от оканья к аканью говоров, причем различение или неразличение в первом предударном слоге гласных неверхнего подъема может зависеть от качества предшествующего согласного и/или от типа ударного гласного.
Оканье с ассимилятивным аканьем – различение гласных неверхнего подъема после твердых и мягких согласных перед мягкими перед всеми ударными гласными, кроме [á]. Если в ударном слоге находится [á], то на месте всех гласных неверхнего подъема также произносится [а] (межслоговая ассимиляция): [с’астрá], [савá], [ул’ат’áт] – [сов’э́], [ул’эт’э́л], [трав’и́нка].
Аканье с ассимилятивным оканьем – неразличение гласных неверхнего подъема и совпадение их в звуке [а] перед всеми ударными гласными, кроме [ó]. Если в ударном слоге находится [ó], то в первом предударном слоге гласные неверхнего подъема различаются: [с’астрá], [ул’ат’э́л], [сав’э́], [травы́] – [травóй], [с’эстрóй] / [с’острóй], [совóй].
Полнóвское оканье – неразличение гласных неверхнего подъема после мягких и твердых согласных и совпадение их в звуке [а] перед ударными гласными верхнего подъема и различение перед остальными ударными гласными: [савы́], [саву́], [с’алу́], [с’астры́] – [совóй], [совá], [трав’э́], [в-с’эл’э́].
Гдовское оканье – неразличение гласных неверхнего подъема и совпадение их в звуке [а] перед ударными гласными верхнего и нижнего подъема и различение перед гласными среднего подъема: [савы́], [саву́], [травы́], [траву́], [савá], [травá] – [совóй], [б’элóк], [кн’аз’эй]; [с’олóм].
Вопросы для самокорнтроля (отчет о выполнении необходимо прислать до 11.04 включительно) — 2 балла |
1. Назовите условия, влияющие на характер безударного гласного. 2. Чем полное оканье отличается от неполного? 3. Чем недиссимилятивное (сильное) аканье отличается от диссимилятивного? 4. От чего зависит качество гласного в первом предударном слоге при диссимилятивном аканье? 1. Опираясь на данные карты, приведенной выше, определите тип безударного вокализма после твердого согласного в говорах близ Великого Устюга, Владимира, Ельни, Костромы, Курска, Рязани, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Смоленска, Твери, Торжка, Тулы. 2. Как следующие слова будут звучать в говорах а) с полным оканьем, б) с неполным оканьем, в) с недиссимилятивным аканьем, г) с диссимилятивным аканьем (жиздринским, обоянским, донским)? ВидеоСистема вокализма русского языкаСкачать Исенова А.Р. Видеоурок по спецдисциплине Русская диалектология: Система вокализма диалектного языкаСкачать Безударные гласные в русских говорах — Игорь ИсаевСкачать Исаев - Русский диалектный консонантизмСкачать Русский язык. Урок 8. Фонология. Чередование звуков. Корреляция. Состав фонем русского языкаСкачать Диалекты русского языка (рассказывает филолог Игорь Исаев)Скачать |