Система занкова русский язык полякова + видео обзор

Об УМК по русскому языку А. В. Поляковой

У вас возникли вопросы?

Пишите, методисты издательства «Просвещение» обязательно ответят вам.

Содержание учебно-методического курса по системе развивающего обучения Л. В. Занкова разработано на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности учащихся, что отвечает главной цели системы – направленности на общее развитие младшего школьника. Отличительная особенность УМК – разноуровневый подход к отбору содержания учебного материала.

Учебно-методический комплекс «Русский язык» автора А. В. Поляковой включает в себя учебники и рабочие тетради с 1 по 4 класс и методические рекомендации (1-2, 3-4 классы).

Издания учебно-методического комплекса «Русский язык» автора А. В. Поляковой содержат систематическое изложение содержания учебного предмета, обеспечивающего реализацию требований ФГОС. Каждый из учебников УМК является органичной частью содержания учебного курса «Русский язык», разработанного в рамках системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

В содержании учебников реализованы принципы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности; опора на учебную самостоятельность ребенка; организация наблюдения. Содержание и методический аппарат УМК разработаны с учетом возрастных потребностей младших школьников. Блоки вопросов и заданий предполагают разнообразную работу (репродуктивного, поискового, исследовательского характера), обеспечивающую применение, обобщение и систематизацию полученных знаний.

Подбор примеров в текстах способствует развитию умения рассуждать, объяснять, высказывать собственную точку зрения, выдвигать предположения. Содержание учебников, система заданий и вопросов способствуют развитию универсальных учебных действий школьников: сравнения, классификации, обобщения, сериации, рассуждения, контроля, оценки и др., что обеспечит успешное формирование универсальных общеучебных умений в основной школе.

Учебный материал дает возможность учителю организовать дифференцированную работу с учащимися, имеющими разную подготовку и мотивацию к обучению.

Все учебники комплекта получили положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования и рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.

Закончила МГУ им. М. В. Ломоносова в 1952 г. по специальности «Психология».

Доктор педагогических наук, профессор НИИ общей педагогики Академии педагогических наук СССР (сейчас РАО).
С 1961 года – сотрудник занковской лаборатории обучения и развития. Под руководством Л. В. Занкова она проводила исследования процесса усвоения знаний и развития школьников 1—4 классов (на материале уроков по русскому языку). Затем занималась разработкой пробных упражнений и проверки их в учебном процессе.

В 1965 г. подготовила учебник по русскому языку для 1-го класса, а затем для 2-го и 3-го (выпущены в издательстве «Просвещение» в 1965—1967 гг.)

«При жизни Л.В. Занкова (до 1977 года), затем до 90-х годов наши учебники больше не издавались. Учителя бережно их собирали, передавали друг другу. В г. Туле делали ротапринтное издание», — писала Антонина Владимировна.

Над вторым и последующими поколениями учебников А. В. Полякова работала в 90-е годы XX века.

Она всю жизнь посвятила разработке идей развивающего обучения. По её учебникам с удовольствием работают не только учителя-занковцы, но и учителя других систем.
Отличительные свойства учебников «Русский язык»: четкость структурирования, проблемные задания, ориентация на детей с разным уровнем подготовки, со вкусом подобранный текстовый материал, который помогает учащимся осваивать особенности русского языка, развивать их художественный вкус.

Над доработкой последнего поколения учебников «Русский язык. 1—4 классы» бережно, с учетом принципов, заложенных А. В. Поляковой трудились:

Источник

Обзор учебника по русскому языку Поляковой

Система занкова русский язык полякова

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учебник Русский язык 3 класс Автор: Антонина Владимировна Полякова 2-ое издание в 2-х частях

Учебник входит в учебно- методический комплекс «Русский язык. 1-4 классы» А.В. Поляковой, разработанный в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Содержание курса нацелено на формирование теоретических представлений о системе русского языка, его фактах, закономерностях, овладение культурой устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову. В 3 классе вводятся понятия имени числительного, склонения имени существительного, второстепенных и однородных членов предложения. Углубляются сведения о словоизменении и словообразовании, составе слова. Учащиеся овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии. Наблюдаемые детьми в 1, 2 классах языковые явления осмысливаются ими в новых условиях проявления.

Система развивающего обучения Л. В Занкова Система развивающего обучения Л.В. Занкова имеет статус государственной. Она основана на новой дидактике, принципы которой разработал Леонид Владимирович Занков. Цель системы — максимальная эффективность обучения для общего развития школьника. Богатое содержание образования и средства педагогической деятельности направлены на целостное развитие личности ребенка, его ума, воли, чувств, а не только на усвоение им знаний, умений, навыков. Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Источник

Рабочая программа по русскому языку (1-4 классы), Полякова А.В.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку (1-4 классы) по учебнику А.В. Поляковой. Календарно-тематическое планирование(4 класс).

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка к курсу

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2011. ), авторской программы А.В.Поляковой, Н.А. Песняевой по курсу «Русский язык», утверждённой Министерством образования Российской Федерации (сборник программ для начальной школы «Система Л.В. Занкова», Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011).

Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели :

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

— развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

— обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

— обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

— воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте. На уроках обучения грамоте учащиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и внешнюю речь (устную и письменную). Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся правильному соединению их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. В период обучения грамоте наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у первоклассников совершенствуется фонематический слух, обогащается и активизируется словарь, развивается интеллектуальная и познавательная активность, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Программа систематического курса русского языка разработана на основе дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

2. Общая характеристика учебного предмета

Линии, общие с курсом литературного чтения:

-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

-приобретение и систематизация знаний о языке;

-овладение орфографией и пунктуацией;

-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

-развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники ( «Русский язык» 1–4 кл).

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. (5 часов в неделю, 170 часов в год).

4. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать по слогам ;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

— называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;

– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки конца предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»

являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать тексты ;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

-проверяемые буквы согласных на конце слов;

-буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;

-слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;

— находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать

других и самому быть понятым.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

– вычитывать различные виды текстовой информации;

— пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух ;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне)

– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

— подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

— разбирать по составу доступные слова;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

-производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам;

— выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

– осознавать важность орфографически грамотного письма;

– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но ), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но );

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

5. Содержание учебного предмета « Русский язык »

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте и развитие речи (23 недели, 115 ч)

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами ( котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу ).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне (без введения понятия), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение корня.

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что? ; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью речи местоимений он, она, оно, они ; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком. В ходе чтения текстов даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.

III. Работа с текстом после чтения.

1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

1-й класс. Русский язык и развитие речи

10 недель, 50 ч (5 часов в неделю)

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Слово и предложение (3 часа)

Предложение. Признак предложения: законченность мысли. Главные члены предложения – грамматическая основа предложения (наблюдение).

Звуки и обозначение их буквами (2 часа)

Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

Слоги. Слоговая структура слова (8 часов)

Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Согласные звуки. Правила переноса слов на письме. Правила переноса слов с Й и Ь. Ударение в слове. Безударный гласный.

Имена собственные (3 часа)

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях. Большая буква в кличках животных, названиях улиц, сел, деревень, городов и рек.

Алфавит. Согласные и гласные звуки (9 часов)

Название и порядок букв русского алфавита. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак – показатель мягкости. Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Буквы Е, Ё, Я, Ю. Звуко – буквенный анализ слова. Шипящие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Упражнение в определении звонких и глухих согласных звуков. Парные согласные звуки в конце слова.

Правописание буквосочетаний (6 часов)

Буквосочетания ЖИ, ШИ. Буквосочетания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН. Закрепление правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН. Обучающее изложение.

Части речи (5 часов)

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предлоги. Отличие предлога от приставки (наблюдение). Раздельное написание предлогов со словами.

Виды предложений (3 часа)

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Списывание. Самостоятельное составление предложений. Слова вежливого обращения.

Текст и предложение. Текст. Абзац. План речи (наблюдение). Проверочное списывание. Членение текста не предложения.

Корень слова как общая часть родственных слов (1 час)

Языковые средства выразительности речи (2 часа)

Языковые средства выразительности речи. Междометия.

Обобщение и повторение изученного (4 часа)

Предметные умения, навыки, способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся

К концу первого класса обучающиеся должны:

* о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;

* о грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах-указателях и служебных словах;

* о различии предложений по цели высказывания и по интонации;

* о признаках текста и его оформлении;

— владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

* группировать языковой материал по заданным основаниям;

* подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;

* использовать правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителей и одноклассников; слушать и отвечать на заданный вопрос;

* ориентироваться в учебнике;

* списывать и писать под диктовку небольшой текст;

* признаки предложения; звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;

* гласные и согласные звуки; согласные звуки мягкие и твердые, парные и непарные, глухие и звонкие; алфавит;

* отличать текст от предложения, предложение от слова; находить границы предложения;

* подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;

* различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

* определять место ударения в слове; делить слова на слоги;

* обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, е, ю, я, ь;

* обозначать на письме звук (й);

* применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление предложения;

* списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически.

170 ч (5 часов в неделю)

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов.

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении. Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием). Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.). Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

4. Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова. Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;

2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё,и, ю, я;

3) ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;

4) ь и ъ разделительные;

5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;

6) проверяемые буквы согласных на конце слова.

Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора. Использование орфографического словаря.

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Источник

Видео

Обзор учебников по русскому языку за 1 класс (система Занкова)

Обзор учебников по русскому языку за 1 класс (система Занкова)

«Система Занкова». Передача из цикла «Российское образование. Традиции и судьбы»

«Система Занкова». Передача из цикла «Российское образование. Традиции и судьбы»

Тлатова О.Р. Фрагмент видеоурока по русскому языку, в класс. Система Занкова

Тлатова О.Р. Фрагмент видеоурока по русскому языку, в класс. Система Занкова

Полякова Елизавета Андреевна - репетитор по русскому языку - видеопрезентация для Repetit.ru

Полякова Елизавета Андреевна - репетитор по русскому языку - видеопрезентация для Repetit.ru

Система Занкова. Фестиваль педагогических идей. Лекция НЕЧАЕВОЙ Н.В

Система Занкова. Фестиваль педагогических идей. Лекция НЕЧАЕВОЙ Н.В

Обстрел Кременчуга. Зеленский на саммите НАТО. Аресты в России. Левиев. Смирнов

Обстрел Кременчуга. Зеленский на саммите НАТО. Аресты в России. Левиев. Смирнов

Видеопрезентация репетитора по русскому языку (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)

Видеопрезентация репетитора по русскому языку (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)

03 Урок математики в 4 классе по системе Л.В. Занкова

03 Урок математики в 4 классе по системе Л.В. Занкова

УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА. 1 КЛАСС. Н.А. КОСТИН. ЛУЧШИЙ УЧЕБНИК.ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ.СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ

УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА. 1 КЛАСС. Н.А. КОСТИН. ЛУЧШИЙ УЧЕБНИК.ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ.СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ

Татьяна Полякова. Корпоративное благополучие - элемент устойчивого развития организации

Татьяна Полякова. Корпоративное благополучие - элемент устойчивого развития организации
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.