Сказки карачаевские на карачаевском языке + видео обзор

Карачаевские сказки

В этом разделе представлен сборник Карачаевских сказок на Русском языке. Приятного чтения!

Жили в давние времена бедные-пребедные старик со старухой. Никакого хозяйства у них не было. Кормились тем, что милостыню просили. Но был у них единственный сын, который хоть и рос в бедности, а вырос разумным и ловким. А как вырос, стал день и ночь трудиться, избавил отца с матерью от нужды. Очень.

Сказки карачаевские на карачаевском языке

Давно это было. Не вспомнить даже когда. В глухом горном ущелье жил в пещере охотник. А в хозяйстве у него были только свинья да конь. И вот однажды, возвращаясь с охоты домой, он увидел в одном из селений играющих на улице детей. Охотник уронил камчу и попросил, чтобы кто-нибудь из детей подал её.

Очень давно это было. В лесу, недалеко от селения, жил волк по прозвищу «Железный». Был он очень сильный и злой. Много горя причинил он жителям села: таскал овец, коз, нападал на коров, лошадей, а иногда и на людей. Как ни старались сельчане, не могли они избавиться от хищника. Его пытались поймать.

Жил на свете маленький-премаленький мышонок. Был он отчаянный непоседа: минуты не мог усидеть на месте. Мышке-маме очень трудно было уследить за ним. И вот чтобы он не потерялся, она повесила ему на шею крохотный колокольчик. Мышонок бегал, колокольчик звенел, и мышка-мама всегда быстро находила своего.

Эта история идет испокон веков. На одной дороге ущелья Учкулан собрались люди, и, чтобы узнать кто всех сильнее, сводили борцов. Долго боролись. Среди всех собравшихся победил парень из Верхней Теберды по имени Хасан. Высокого роста, сильный, не знающий устали, чернобровый, черноглазый. Потом там среди.

Когда солнце начинает садиться, оно как будто чего-то ждет, не торопясь, и немного погодя каждый вечер медленно садится. Почему это так? С самых малых лет Сатанай была умелой рукодельницей. Она была настолько проворной, что шила в день по одной добротной вещи. Ни одна женщина не могла шить лучше ее. И.

Сын Алаучана Къарашауай жил на вершине горы Эльбрус. На перевале у Эльбруса он выкопал яму и оттуда забили красивые, чистые, прозрачные воды. Это те самые бессмертные воды Эльбруса. Къарашауай разбивал льдины Эльбруса, мелко колол и, не имея другого, ел вместо хлеба куски льда и запивал родниковой водой.

Давным-давно жил в одном селении хан. И было у него три сына. Случилось так, что хан заболел и скоро умер. Сыновья остались и не знали, как дальше им жить. Делать они ничего не умели. Наследство отца быстро прожили. И вскоре совсем обеднели. Тогда старший брат решил пойти на заработки. Он нанялся к.

Давным-давно жил в горном селении старый кузнец. И был у него сын, по имени Сюлемен. Он рос не по дням, а по часам и скоро стал таким сильным, что никто из сверстников не мог одолеть его. Если Сюлемену случалось бороться с ними, он всегда оставался победителем. И пошёл по всему селению слух о Сюлемене.

Давным-давно жил в одном ауле старик со своей женой. Жили они очень бедно. Кормились тем, что баню для сельчан топили. Муж дрова рубил, жена воду грела. Долгие годы не было у них детей, и вот на радость родилась у них красавица дочка,которой они дали имя Алакёз. Как-то утром, когда муж с женой топили.

Жил в одном горном ауле юноша-джигит. Был он метким стрелком и больше всего на свете любил охоту. Пришла пора тому юноше жениться, а он не хочет. Самых красивых невест мать ему выбирала, а он не хочет! Мать у него была уже пожилая, хотелось ей на старости лет помощницу-невестку в доме иметь, хотелось.

Жил на свете добрый учитель. Детей у него не было, жена умерла. Остался учитель один-одинёшенек.

Небывалой, неземной, идущей в сравнение разве что с красотой солнца на небе, была красота княгини Сатанай. Длинные черные брови, блестящие глаза, блестящие на солнце густые волосы, стройная фигура. Сатанай со своей небывалой на всей земле красотой, даже и не зазнавалась, и не беспокоилась о том, что.

Давным-давно это было. В маленьком домике на опушке леса жил с женой и дочерью старый охотник. Когда-то охотился он очень удачно: дня не проходило, чтобы не принёс он в дом еды. Но теперь постарел, глаза уж не такие зоркие стали, да и твёрдости прежней в руках не было. Всё меньше приносил он добычи.

Жил когда-то в старину один парень, и был у него за горами дальний родственник. Отправился парень к нему бурдюк попросить. Сшил этот родственник бурдюк из шкур десяти буйволов, наполнил его вином и отдал парню. А тот взвалил бурдюк на плечо и пошел домой. Когда начал парень на перевал подниматься, нагнал.

Источник

Сказки карачаевские на карачаевском языке

В этой книге объединены сказки двух народов: балкарцев и карачаевцев. У них один язык, одни и те же сказки, песни, пословицы. Поэтому их невозможно отделить друг от друга. Эти два народа – древнейшие жители Кавказа – издавна обитают в самом его центре, у подножия Эльбруса. Ныне балкарцы живут в Кабардино-Балкарской АССР, а карачаевцы – по соседству, в Карачаево-Черкесской автономной области.

Наши крестьяне, как и все крестьяне на свете, не только пахали землю, пасли скот, строили жилища, но и создавали сказки, песни, пословицы, загадки. Они были поэтами. И мы обязаны им за полный ярких красок, неповторимый поэтический мир, который они оставили. Эта устная поэзия, не увядая, не старея, и поныне живёт, радуя и восхищая всё новые и новые поколения. Она полна мудрости, веры в жизнь, как и плод фантазии и ума любого народа. Сказка остаётся нашим национальным сокровищем наравне с родным языком.

Максим Горький назвал народ величайшим поэтом. И это неоспоримая истина. Подтверждением её является и наша народная поэзия.

Человеку всегда было трудно жить и добывать свой хлеб. Ему приходилось воевать, защищать свой дом от врагов. На него обрушивались болезни, неурожай и множество других бедствий. Но всё равно народ должен был жить – и жил. Люди строили жилища, разжигали огонь, растили, кормили своих детей, человеческая фантазия рождала вихревые пляски, удивительные песни, ум их не скудел, надежда не погибала. Люди мечтали о счастье и всегда думали, что оно впереди. И это освещало им трудные пути, помогало жить, преодолевая все злоключения. Народ всегда был оптимистом. Он очищал землю от камней, разводил сады и верил в вечность земли. Он слышал шуршание созревших колосьев, смотрел на звёзды и не сомневался в их бессмертии. Народ был уверен, что солнце всегда будет освещать и согревать мир, дождь – поить поля, пастбища, луга, огороды; он верил, что ребёнок будет играть и смеяться, конь – скакать, мельничные жернова – крутиться.

С этой верой народ и создавал свои сказки. Они были ему поддержкой, поэтически выражая его мечты и надежды. Он вкладывал в них свой ум и талант. И переходили сказки – эти жемчужины народной фантазии – из уст в уста, от поколения к поколению.

Я пытаюсь представить себе, как слагались сказки и легенды.

Крестьянин всегда был занят. У него было много забот и хлопот, постоянно приходилось думать о насущном хлебе, сене, дровах, соли. Но всё же он находил время слагать и рассказывать сказки. Они были необходимы. У него всегда была, есть и будет потребность в творчестве. И горский крестьянин, мне кажется, слагал сказки, вернувшись с поля или с пастбища, сидя у очага, пока жена клала заплаты на его изношенный бешмет. А может быть, он придумывал их ночами у чабанского костра. Могло быть и так, что он ехал ночью по сухой горной дороге среди скал, смотрел на звёздное небо и в тот час творил свои легенды. А возможно, он делал это, глядя на дождь, который поил его поле, а иногда не давал ему работать в поле, косить или убирать сено. Как бы то ни было, этот труженик каменистой горной земли был настоящий поэт. И я, его потомок, ценитель его таланта, ума и воображения, выводя эти строки, снова восхищаюсь им, благодарю его, кланяюсь той земле, которую он пахал, где скакал на коне, плясал на свадьбах, во славу которой слагал свои легенды и в которой нашёл вечный покой.

Человек должен жить, волей и мужеством побеждая все трудности и превратности, которые встречаются на его жизненном пути. Он рождается для того, чтобы трудиться и жить. Человек всегда должен быть добрым, благородным, умным, щедрым, верным в дружбе, в любви, быть преданным своему делу, родной земле, своему очагу. Ему необходимы стойкость, храбрость перед врагами. Вот главное содержание и суть наших сказок, как и всех народных сказок на свете. Но при таком общечеловеческом их содержании в сказках балкарцев и карачаевцев заключены конкретные национальные черты, своеобразие быта, особенности жизни народа. Они порождены нашей родной землёй и похожи на неё, в них мы видим её облик. Многие наши сказки родились в горах. Сказки и горы похожи. У них одна суть. Как прекрасны они – сказки и горы!

У балкарско-карачаевской сказки есть свой запев и особый конец. Начинается она часто словами «давным-давно», а кончается: «Как этого не видели мы своими глазами, пусть так же не узнаем болезней и бед!» Эти слова всегда действовали на меня чарующе, в них есть какая-то необъяснимая добрая сила, мощь поэзии.

С детства я рос в атмосфере народной сказки. Сколько их слышал я в Чегемских горах, как они были прекрасны, увлекательны и мудры! Их мне рассказывали чабаны на пастбище летней ночью, когда одна гора белела, а другая чернела, и были горы похожи на тех великанов, которые в сказках вели жестокую схватку, пытаясь одолеть друг друга. Мне рассказывали сказки старики, которым уже трудно было пасти скот и косить сено. Какими замечательными сказочниками были все эти горцы! Как я благодарен им!

Мальчиком я слушал сказки, когда луна освещала скалы, а звёзды над вершинами горели так, будто вышли из сказки, чтобы насмотреться на великолепие вершин с яркой белизной их вечных снегов. И голос матери до сих пор мне слышится и вспоминается, слившись со сказкой. Вечерами, когда перед нашей саклей, стоявшей у самых скал, белел снег или зеленела трава, мать рассказывала мне, мальчику, сказку, и я, слушая её, засыпал счастливым сном. Такого сна я больше не знал никогда!

В сказке всё крупно и ярко. Она освещена светом народной души, светом её бессмертной веры в жизнь, справедливость, светом его надежды и мечты. В наших сказках часто персонажи не имеют имён. Это, должно быть, потому, что сказочные герои имеют собирательный смысл.

В народной сказке неправых всегда побеждают правые и торжествует справедливость. Я часто думал и думаю о силе оптимизма сказок моего народа, стараясь понять и постичь его жизнелюбие и веру в человека. А ведь наши сказки создавал народ, переживший многие беды, из пепла поднимавший свои жилища. Столько раз вновь разжигал он огонь в застывших очагах. Так было. Народ в сказках выразил свою несгибаемую, неистребимую волю к жизни, стойкость, мужество, мудрость, ясный разум. Потому и не увядают, не умирают народные сказки.

Вот это – главное в сказках. Мне кажется, что ни один человек не должен пройти мимо них, быть равнодушным к ним. В сказках заложена великая художественная сила. Она всегда останется творческой школой и для писателей. Недаром же так любил и ценил народную сказку Пушкин, один из лучших поэтов мира.

И в атомный век сказка будет жить. Мы знаем, что поэзия земли бессмертна, а сказка – мать поэзии. Настоящая поэзия выросла из сказки, как вырастают колосья из земли. Сказка кажется выдумкой. Но так только кажется. На самом же деле в ней – величайшая правда жизни. У меня всегда вызывало восхищение то, что в сказках разговаривают горы, реки, камни, деревья, снег, дождь, животные, трава, а люди понимают их язык. В этом заключена большая поэзия.

Благословенна сказка. Так много радости она всегда приносила людям!

Почитайте книжку, и, я надеюсь, вы убедитесь в справедливости сказанного мной об устном народном творчестве балкарцев и карачаевцев, хотя в это издание вошла только малая часть наших сказок.

В давние времена в одном горном ауле жил старик со своей семьёй. В довольстве и покое жила эта большая дружная семья. Вместе трудились они в поле, вместе садились обедать, вместе делили радости и горести.

Однажды встал старик рано утром. Вышел он во двор – хотел задать корма лошадям. Смотрит: зима пришла, всё вокруг белым-бело, глубокий снег лежит во дворе, а к воротам протоптан свежий след.

Удивился старик: никто у них не гостил, а остальные домочадцы – и сыновья, и невестки, и внуки – все дома. И решил он посмотреть, куда же ведёт этот неведомый след.

Источник

Карачаевские сказки

Бедняк и ханская дочь

Жили в давние времена бедные-пребедные старик со старухой. Никакого хозяйства у них не было. Кормились тем, что милостыню просили. Но был у них единственный сын, который хоть и рос в …

Белый тур, или отчего вершина Эльбруса раздвоена

Давным-давно, очень давно вершина Эльбруса не была раздвоенной, не сверкали и льдины на ней.

Белый ягнёнок

Жил давным-давно один человек, понимавший язык птиц и зверей. Пошел он однажды в гости к друзьям-пастухам на кош. И когда уже был совсем близко от коша, услышал в ущелье волчий …

Босхасан

Как-то раз хан послал Джанкира наловить рыбы. Вместе с Джанкиром отправилась и его сестра. Сколько ни забрасывал Джанкир сеть в море, поймать ничего не мог. Но вот бросил в последний …

Волшебный конь

Давно это было. Не вспомнить даже когда.

В глухом горном ущелье жил в пещере охотник. А в хозяйстве у него были только свинья да конь.

И вот однажды, возвращаясь с …

Два орла

Давным-давно жил сильный охотник Таулан, не знавший устали. Всем, что у него было, делился он с соседями, уважал старших. И соседи, и все, кто его знал, очень любили его.

Дурачок Ачау-улу

В давние-давние времена жил в одном горном ауле хан, по имени Ханука. Любил хан похвастаться своей силой и храбростью. Похвалялся, что не испугался бы даже самого эмегена.

Железный волк

Очень давно это было. В лесу, недалеко от селения, жил волк по прозвищу «Железный». Был он очень сильный и злой. Много горя причинил он жителям села: таскал овец, коз, нападал …

Кичибатыр

Очень давно это было. Жил в горном селении человек, и было у него сто сыновей. Самого младшего звали Кичи-батыр.

Когда сыновья подросли, отец задумал женить их и отправился искать человека, …

Кокайчик

Давным-давно жил в одном ауле старик. Бедный он был человек. Ни земли, ни коня, ни хорошей одежды никогда не имел. Был у него маленький сын по имени Кокайчик. Пришло время …

Котёл мамалыги

Давным-давно это было. Жил в одном селении человек. У него была жена и три сына. Когда сыновья подросли, жена сказала мужу:

— Отец наших детей! Надо бы нам женить сыновей-то! …

Лошадник Чора

Давным-давно в одном горном ауле жил человек по имени Чбра. Был он человек умный, веселый, приветливый. Все его в ауле любили и ходили к нему за советом.

Медведь, волк и лиса

Младший брат Абоковых

Могила святого

Жил некогда в одном горном ауле мулла. Однажды сдох у него любимый осел. Хитрый мулла закопал осла возле своей сакли. Могилу он убрал, как обычно убирают могилы на кладбищах, и …

Намыс

Проснулся он однажды рано поутру и увидел: за ночь выпал глубокий снег. …

Источник

Сказки карачаевские на карачаевском языке

В этой книге объединены сказки двух народов: балкарцев и карачаевцев. У них один язык, одни и те же сказки, песни, пословицы. Поэтому их невозможно отделить друг от друга. Эти два народа – древнейшие жители Кавказа – издавна обитают в самом его центре, у подножия Эльбруса. Ныне балкарцы живут в Кабардино-Балкарской АССР, а карачаевцы – по соседству, в Карачаево-Черкесской автономной области.

Наши крестьяне, как и все крестьяне на свете, не только пахали землю, пасли скот, строили жилища, но и создавали сказки, песни, пословицы, загадки. Они были поэтами. И мы обязаны им за полный ярких красок, неповторимый поэтический мир, который они оставили. Эта устная поэзия, не увядая, не старея, и поныне живёт, радуя и восхищая всё новые и новые поколения. Она полна мудрости, веры в жизнь, как и плод фантазии и ума любого народа. Сказка остаётся нашим национальным сокровищем наравне с родным языком.

Максим Горький назвал народ величайшим поэтом. И это неоспоримая истина. Подтверждением её является и наша народная поэзия.

Человеку всегда было трудно жить и добывать свой хлеб. Ему приходилось воевать, защищать свой дом от врагов. На него обрушивались болезни, неурожай и множество других бедствий. Но всё равно народ должен был жить – и жил. Люди строили жилища, разжигали огонь, растили, кормили своих детей, человеческая фантазия рождала вихревые пляски, удивительные песни, ум их не скудел, надежда не погибала. Люди мечтали о счастье и всегда думали, что оно впереди. И это освещало им трудные пути, помогало жить, преодолевая все злоключения. Народ всегда был оптимистом. Он очищал землю от камней, разводил сады и верил в вечность земли. Он слышал шуршание созревших колосьев, смотрел на звёзды и не сомневался в их бессмертии. Народ был уверен, что солнце всегда будет освещать и согревать мир, дождь – поить поля, пастбища, луга, огороды; он верил, что ребёнок будет играть и смеяться, конь – скакать, мельничные жернова – крутиться.

С этой верой народ и создавал свои сказки. Они были ему поддержкой, поэтически выражая его мечты и надежды. Он вкладывал в них свой ум и талант. И переходили сказки – эти жемчужины народной фантазии – из уст в уста, от поколения к поколению.

Я пытаюсь представить себе, как слагались сказки и легенды.

Крестьянин всегда был занят. У него было много забот и хлопот, постоянно приходилось думать о насущном хлебе, сене, дровах, соли. Но всё же он находил время слагать и рассказывать сказки. Они были необходимы. У него всегда была, есть и будет потребность в творчестве. И горский крестьянин, мне кажется, слагал сказки, вернувшись с поля или с пастбища, сидя у очага, пока жена клала заплаты на его изношенный бешмет. А может быть, он придумывал их ночами у чабанского костра. Могло быть и так, что он ехал ночью по сухой горной дороге среди скал, смотрел на звёздное небо и в тот час творил свои легенды. А возможно, он делал это, глядя на дождь, который поил его поле, а иногда не давал ему работать в поле, косить или убирать сено. Как бы то ни было, этот труженик каменистой горной земли был настоящий поэт. И я, его потомок, ценитель его таланта, ума и воображения, выводя эти строки, снова восхищаюсь им, благодарю его, кланяюсь той земле, которую он пахал, где скакал на коне, плясал на свадьбах, во славу которой слагал свои легенды и в которой нашёл вечный покой.

Человек должен жить, волей и мужеством побеждая все трудности и превратности, которые встречаются на его жизненном пути. Он рождается для того, чтобы трудиться и жить. Человек всегда должен быть добрым, благородным, умным, щедрым, верным в дружбе, в любви, быть преданным своему делу, родной земле, своему очагу. Ему необходимы стойкость, храбрость перед врагами. Вот главное содержание и суть наших сказок, как и всех народных сказок на свете. Но при таком общечеловеческом их содержании в сказках балкарцев и карачаевцев заключены конкретные национальные черты, своеобразие быта, особенности жизни народа. Они порождены нашей родной землёй и похожи на неё, в них мы видим её облик. Многие наши сказки родились в горах. Сказки и горы похожи. У них одна суть. Как прекрасны они – сказки и горы!

У балкарско-карачаевской сказки есть свой запев и особый конец. Начинается она часто словами «давным-давно», а кончается: «Как этого не видели мы своими глазами, пусть так же не узнаем болезней и бед!» Эти слова всегда действовали на меня чарующе, в них есть какая-то необъяснимая добрая сила, мощь поэзии.

С детства я рос в атмосфере народной сказки. Сколько их слышал я в Чегемских горах, как они были прекрасны, увлекательны и мудры! Их мне рассказывали чабаны на пастбище летней ночью, когда одна гора белела, а другая чернела, и были горы похожи на тех великанов, которые в сказках вели жестокую схватку, пытаясь одолеть друг друга. Мне рассказывали сказки старики, которым уже трудно было пасти скот и косить сено. Какими замечательными сказочниками были все эти горцы! Как я благодарен им!

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Балкарские и карачаевские сказки

НАСТРОЙКИ.

Сказки карачаевские на карачаевском языке

Сказки карачаевские на карачаевском языке

Сказки карачаевские на карачаевском языке

Сказки карачаевские на карачаевском языке

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Сказки карачаевские на карачаевском языке

В этой книге объединены сказки двух народов: балкарцев и карачаевцев. У них один язык, одни и те же сказки, песни, пословицы. Поэтому их невозможно отделить друг от друга. Эти два народа – древнейшие жители Кавказа – издавна обитают в самом его центре, у подножия Эльбруса. Ныне балкарцы живут в Кабардино-Балкарской АССР, а карачаевцы – по соседству, в Карачаево-Черкесской автономной области.

Наши крестьяне, как и все крестьяне на свете, не только пахали землю, пасли скот, строили жилища, но и создавали сказки, песни, пословицы, загадки. Они были поэтами. И мы обязаны им за полный ярких красок, неповторимый поэтический мир, который они оставили. Эта устная поэзия, не увядая, не старея, и поныне живёт, радуя и восхищая всё новые и новые поколения. Она полна мудрости, веры в жизнь, как и плод фантазии и ума любого народа. Сказка остаётся нашим национальным сокровищем наравне с родным языком.

Максим Горький назвал народ величайшим поэтом. И это неоспоримая истина. Подтверждением её является и наша народная поэзия.

Человеку всегда было трудно жить и добывать свой хлеб. Ему приходилось воевать, защищать свой дом от врагов. На него обрушивались болезни, неурожай и множество других бедствий. Но всё равно народ должен был жить – и жил. Люди строили жилища, разжигали огонь, растили, кормили своих детей, человеческая фантазия рождала вихревые пляски, удивительные песни, ум их не скудел, надежда не погибала. Люди мечтали о счастье и всегда думали, что оно впереди. И это освещало им трудные пути, помогало жить, преодолевая все злоключения. Народ всегда был оптимистом. Он очищал землю от камней, разводил сады и верил в вечность земли. Он слышал шуршание созревших колосьев, смотрел на звёзды и не сомневался в их бессмертии. Народ был уверен, что солнце всегда будет освещать и согревать мир, дождь – поить поля, пастбища, луга, огороды; он верил, что ребёнок будет играть и смеяться, конь – скакать, мельничные жернова – крутиться.

С этой верой народ и создавал свои сказки. Они были ему поддержкой, поэтически выражая его мечты и надежды. Он вкладывал в них свой ум и талант. И переходили сказки – эти жемчужины народной фантазии – из уст в уста, от поколения к поколению.

Я пытаюсь представить себе, как слагались сказки и легенды.

Крестьянин всегда был занят. У него было много забот и хлопот, постоянно приходилось думать о насущном хлебе, сене, дровах, соли. Но всё же он находил время слагать и рассказывать сказки. Они были необходимы. У него всегда была, есть и будет потребность в творчестве. И горский крестьянин, мне кажется, слагал сказки, вернувшись с поля или с пастбища, сидя у очага, пока жена клала заплаты на его изношенный бешмет. А может быть, он придумывал их ночами у чабанского костра. Могло быть и так, что он ехал ночью по сухой горной дороге среди скал, смотрел на звёздное небо и в тот час творил свои легенды. А возможно, он делал это, глядя на дождь, который поил его поле, а иногда не давал ему работать в поле, косить или убирать сено. Как бы то ни было, этот труженик каменистой горной земли был настоящий поэт. И я, его потомок, ценитель его таланта, ума и воображения, выводя эти строки, снова восхищаюсь им, благодарю его, кланяюсь той земле, которую он пахал, где скакал на коне, плясал на свадьбах, во славу которой слагал свои легенды и в которой нашёл вечный покой.

Человек должен жить, волей и мужеством побеждая все трудности и превратности, которые встречаются на его жизненном пути. Он рождается для того, чтобы трудиться и жить. Человек всегда должен быть добрым, благородным, умным, щедрым, верным в дружбе, в любви, быть преданным своему делу, родной земле, своему очагу. Ему необходимы стойкость, храбрость перед врагами. Вот главное содержание и суть наших сказок, как и всех народных сказок на свете. Но при таком общечеловеческом их содержании в сказках балкарцев и карачаевцев заключены конкретные национальные черты, своеобразие быта, особенности жизни народа. Они порождены нашей родной землёй и похожи на неё, в них мы видим её облик. Многие наши сказки родились в горах. Сказки и горы похожи. У них одна суть. Как прекрасны они – сказки и горы!

У балкарско-карачаевской сказки есть свой запев и особый конец. Начинается она часто словами «давным-давно», а кончается: «Как этого не видели мы своими глазами, пусть так же не узнаем болезней и бед!» Эти слова всегда действовали на меня чарующе, в них есть какая-то необъяснимая добрая сила, мощь поэзии.

С детства я рос в атмосфере народной сказки. Сколько их слышал я в Чегемских горах, как они были прекрасны, увлекательны и мудры! Их мне рассказывали чабаны на пастбище летней ночью, когда одна гора белела, а другая чернела, и были горы похожи на тех великанов, которые в сказках вели жестокую схватку, пытаясь одолеть друг друга. Мне рассказывали сказки старики, которым уже трудно было пасти скот и косить сено. Какими замечательными сказочниками были все эти горцы! Как я благодарен им!

Мальчиком я слушал сказки, когда луна освещала скалы, а звёзды над вершинами горели так, будто вышли из сказки, чтобы насмотреться на великолепие вершин с яркой белизной их вечных снегов. И голос матери до сих пор мне слышится и вспоминается, слившись со сказкой. Вечерами, когда перед нашей саклей, стоявшей у самых скал, белел снег или зеленела трава, мать рассказывала мне, мальчику, сказку, и я, слушая её, засыпал счастливым сном. Такого сна я больше не знал никогда!

В сказке всё крупно и ярко. Она освещена светом народной души, светом её бессмертной веры в жизнь, справедливость, светом его надежды и мечты. В наших сказках часто персонажи не имеют имён. Это, должно быть, потому, что сказочные герои имеют собирательный смысл.

В народной сказке неправых всегда побеждают правые и торжествует справедливость. Я часто думал и думаю о силе оптимизма сказок моего народа, стараясь понять и постичь его жизнелюбие и веру в человека. А ведь наши сказки создавал народ, переживший многие беды, из пепла поднимавший свои жилища. Столько раз вновь разжигал он огонь в застывших очагах. Так было. Народ в сказках выразил свою несгибаемую, неистребимую волю к жизни, стойкость, мужество, мудрость, ясный разум. Потому и не увядают, не умирают народные сказки.

Вот это – главное в сказках. Мне кажется, что ни один человек не должен пройти мимо них, быть равнодушным к ним. В сказках заложена великая художественная сила. Она всегда останется творческой школой и для писателей. Недаром же так любил и ценил народную сказку Пушкин, один из лучших поэтов мира.

И в атомный век сказка будет жить. Мы знаем, что поэзия земли бессмертна, а сказка – мать поэзии. Настоящая поэзия выросла из сказки, как вырастают колосья из земли. Сказка кажется выдумкой. Но так только кажется. На самом же деле в ней – величайшая правда жизни. У меня всегда вызывало восхищение то, что в сказках разговаривают горы, реки, камни, деревья, снег, дождь, животные, трава, а люди понимают их язык. В этом заключена большая поэзия.

Благословенна сказка. Так много радости она всегда приносила людям!

Почитайте книжку, и, я надеюсь, вы убедитесь в справедливости сказанного мной об устном народном творчестве балкарцев и карачаевцев, хотя в это издание вошла только малая часть наших сказок.

В давние времена в одном горном ауле жил старик со своей семьёй. В довольстве и покое жила эта большая дружная семья. Вместе трудились они в поле, вместе садились обедать, вместе делили радости и горести.

Однажды встал старик рано утром. Вышел он во двор – хотел задать корма лошадям. Смотрит: зима

Источник

Видео

Волк и теленок на карачаевском.

Волк и теленок на карачаевском.

Спирит къарачай тилде\ Мультик на карачаевском языке/cartoons in Karachay language

Спирит къарачай тилде\\ Мультик на карачаевском языке/cartoons in Karachay language

Винни Пух на Карачаевском къонакъгъа барады

Винни Пух на Карачаевском къонакъгъа барады

Лунтик на карачаево-балкарском языке -Жууургъан(Джууургъан) серия 1

Лунтик на карачаево-балкарском языке -Жууургъан(Джууургъан) серия 1

"Морозко" (на карачаевском языке)

"Морозко" (на карачаевском языке)

СКАЗКИ БАБУШКИ БАЙДЫМАТ ТАМБИЕВОЙ: "КАША В КАЗАНКЕ". ТАУРУХ "ЧОЮН КАК". АНА ТИЛ. КЪАРАЧАЙ-МАЛКЪАР

СКАЗКИ  БАБУШКИ БАЙДЫМАТ ТАМБИЕВОЙ: "КАША В КАЗАНКЕ". ТАУРУХ "ЧОЮН КАК". АНА ТИЛ. КЪАРАЧАЙ-МАЛКЪАР

Онэки ай (12 месяцев) на карачаевском языке

Онэки ай (12 месяцев) на карачаевском языке

Шуточная подборка песен на Карачаевском

Шуточная подборка песен на Карачаевском

Джырчы Къоян

Джырчы Къоян

Насраддин Ходжа

Насраддин Ходжа
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.