- Узбекские сказки
- Сказки на узбекском языке короткие
- Все лучшее детям
- Узбекские народные сказки на русскам языке.Полный список
- Сказки на узбекском языке короткие
- Узбекские сказки
- Алдар Куса и воры
- Алдар Куса и дивы
- Алдар Куса и купец
- Апанди и падишах
- Бадал-богатырь
- Бай и батрак
- Бай и казий
- Бедняк и хан
- Безвестный мечтатель и вероломный шах
- Бей, дубинка!
- Бозбала
- Братья-отгадчики
- В трёх неправдах по сорок небылиц
- В шкуре собаки
- Волк и лиса
- Глупый шах
- Голодный волк
- Догадливый Апанди
- Дочка-умница
- Дочь пастуха
- Жадная собака
- Зияд-батыр
- Ишак-мудрец
- Красавица Тысячу Косичек
- Лисица и петух
- Мешок золы
- Медвежий сын
- Мешки
- Молодцу и семидесяти искусств мало
- Мужественный друг Гайрат
- Мудрец
- Мукбил метатель
- Отец вод
- Плач ширинцев
- Поток красноречия
- Проигранный минарет
- Скорпион и черепаха
- Слон и петух
- Страшнее кошки зверя нет
- Тульганой
- Ум и богатство
- Упрямый зайчонок
- Утонувший верблюд
- Фархад и Ширин
- Халат верховного казия
- Хитрый заяц
- Ходжа Лентяй
- Царь-самодур и его дочь
- Чей сон лучше?
- Эгры и Тугры
- Юноша с золотыми волосами
- Видео
Узбекские сказки
Узбеки (самоназвание), сарты (устаревшее русское название)— тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана. Самая многочисленная нация в Центральной Азии. Говорят на узбекском языке тюркской группы алтайской семьи. Распространены также русский и таджикский языки. Письменность на основе русской графики.
Вероисповедание — преимущественно мусульмане-сунниты.
Более 48 % населения Узбекистана проживает в сельской местности и занято преимущественно земледелием. Узбеки традиционно занимались ремёслами и торговлей. Традиционными занятиями в оазисах было ирригационное земледелие. В земледелии достигшая высокого уровня техника сочетается с примитивными орудиями и архаической ирригацией. Выращивались зерновые культуры (ячмень, пшеница, сорго, рис, кукуруза, просо), бобовые, различные овощи. Было развито бахчеводство, садоводство, производство технических культур.
Однажды шел Ходжа Насреддин по базару и встретил своего земляка. Тот чуть не плакал. Насреддин подошел к нему с вопросом, отчего он так печален. И тогда бедняга рассказал Ходже, что нанялся работать к богатому купцу. Трудился у него честно и усердно, а когда пришла пора расплачиваться за работу, хозяин.
Сказкам-былям счету нет, жили-были много лет, далеко, совсем в глуши, где густые камыши, где водились звери, птицы, сизокрылые синицы, и красавец с крепким клювом, красноперый кыргаул*. Серый волк-бакаул**, ханской кухней ведал он, а лисица-ясаул на посылках бегала; ворона-вещунья, знахарка-колдунья.
Было ли то или не было, но рассказывают, что в стародавние времена ширинские и вабкентские муллы дружили и уважали друг друга. Ширинцы каждодневно ездили в гости в Вабкент и ели плов вабкентцев, а вабкентцы каждодневно ездили в Ширин и ели плов ширинцев. Вабкентские муллы женили своих сыновей на дочерях.
Жил на свете бедный продавец хвороста. Он только и занимался тем, что целыми днями бродил по степи и приречным зарослям и собирал хворост, а к вечеру шел на базар и продавал его за три теньги. На эти деньги бедняк покупал хлеба. И так удавалось ему кормить жену и единственного сына. Вставал продавец.
Как-то ползла черепаха по своим черепашьим делам. В дороге увязался за ней скорпион. Поневоле черепахе пришлось ползти с ним вместе. Что касается черепахи, то она была необыкновенно умна и проницательна, так как в частых путешествиях приобрела большой опыт. И вдруг дорогу путникам пересекла широкая.
Жил один зайчонок, звали его Упрямец. Он никогда никого не слушался, все делал по-своему. И вот что из этого вышло. Упрямец любил кататься верхом, и заяц-отец купил ему смирную ишачиху с маленьким ишачонком. Сел Упрямец на свою ишачиху и отправился в гости к тетке. А для того, чтобы попасть к ней, нужно.
В давние времена жили старик со старухой. Не было у них ни сына, ни дочери, а была только пушистая кошка. Старик и старуха взяли к себе кошку, когда она была, еще слепым котенком. Кошка выросла, шерсть у нее стала пушистой и красивой. Но одно плохо, много вреда она своим воровством причиняла и соседям.
Абрикос, виноград, дыня вместе с зерновыми имели очень большое значение в ежедневном питании населения, употреблялись как в свежем, так и в сушеном, вяленом виде. Курага и изюм традиционно экспортировались в Сибирь и Россию. Значимой товарной культурой был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, которым занимались в основном женщины. Земледельческие работы выполнялись преимущественно мужчинами. Женщины участвовали в сборе фруктов, хлопка, винограда, тутовых ягод, дынь.
Скотоводство в оазисах имело только потребительское значение. Держали рабочий и транспортный скот. Но в предгорной и степной зонах скотоводство было основным занятием у полукочевых узбеков. Овцеводство и частично коневодство имели товарное значение. Верблюды использовались для караванов. Выпас скота считался мужским делом, а женским делом было ведение молочного хозяйства, обработка шерсти, шкур, изготовление изделий из них. Изготовлялись кошмы, паласы, ковры, торбы, попоны, переметные сумы, скатерти и многое другое.
В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготовляя полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы (прядение, шитьё одежды, вышивание, ковроткачество и др.).
На формирование особенностей быта узбеков оказали глубокое воздействие общинные традиции — выработанные веками навыки организации коллективных работ, твёрдые правила земле- и водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях сложились квартальные общины и объединения ремесленников по профессиям. Члены общины были связаны между собой не только соседством, но и родственными узами. У полукочевых узбеков, сохранявших родо-племенное деление, община внешне имела форму родовой. Отношения в семье строились на подчинении младших старшим, на авторитете главы семьи (обычно отца) и его жены. Были характерны бесправие и затворничество женщин, особенно среди оседлых узбеков. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла, отдельные женщины (жена, вдова главы семьи или духовного лица, или женщина, выделяющаяся особыми способностями) играли видную роль и пользовались авторитетом.
Господствующей формой современной семьи является малая семья, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать друг другу и родителям, с которыми остаётся обычно младший сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи каждая семья по-прежнему считает своим достоянием и поэтому уделяет большое внимание воспитанию родственных чувств у детей. Сохраняется и традиция жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости от родства [кишлак, в крупных селениях и городах — квартал (махалля)]. Эта традиция превратилась в одну из черт национальной культуры узбеков, их характера и психологии. Поэтому в каждой семье придаётся большое значение общественному мнению.
В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.
Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца XIX — начала XX вв. распространилась верхняя одежда в талию — камзол. Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.
В одежде узбеков ныне можно проследить все стадии развития её форм за последнее столетие — от глубоко традиционной, состоящей из рубахи и халата свободного туникообразного покроя (без шва на плечах) и штанов с широким шагом, до костюма современных европейских модных фасонов. Наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс — стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Давно вышли из употребления паранджа и чачван. Ныне основной головной убор женщин — платок.
Пища узбеков состоит из растительных, молочных и мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной муки в виде лепёшек. Распространены и готовые хлебные изделия. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса и бобовых, приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным перцем и различными травами. Излюбленное блюдо — плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток — чай, чаще зелёный. Национальный колорит сохраняют посуда и застольный этикет.
Семейные обряды сохраняют национальную специфику. Однако многие из них потеряли своё былое магическое значение и совершаются ныне лишь с развлекательной целью или вовсе исчезли и на их месте возникли и закрепились новые (например, ежегодное празднование дня рождения, торжественная регистрация брака и др.). Высокого развития достигли традиционные виды народного искусства (вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отдельных историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает устное народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки). Популярны народные театр и цирк — выступления острословов, кукольников, канатоходцев. Развивается профессиональная культура.
Сказки на узбекском языке короткие
Побратим
(узбекская народная сказка)
В давние времена жил на берегу моря старик-рыбак со своим единственным сыном. Были они очень бедные. Всего добра было у них — старая лодка да невод. Молодой рыбак отцу помогал и целыми днями песни пел.
Мукбил-метатель
(узбекская народная сказка)
В давние времена Бухарой правил один жестокий шах. А у шаха была дочь. Девушку звали Мехри, что значит «отзывчивая», а прозвали ее «Нигяр» – красавица. И в самом деле она была такая красивая, что перед сиянием ее лица тускнел свет луны.
И насколько Мехри-Нигяр была красивая, настолько же была сильная и смелая. Не по душе ей было сидеть в шахских хоромах, одевалась она часто добрым молодцем и скакала верхом на огневом коне на охоту.
Мальчик с горошинку
(узбекская народная сказка)
В древние времена жил-был один бай. У этого бая было много работников и батраков-издольщиков. Батраки-издольщики трудились на байской земле круглый год, три четверти урожая отдавали баю, а четвертую долю оставляли себе на пропитание.
Клыч-батыр
(узбекская народная сказка)
Жил в давние времена необыкновенной силы человек по имени Клыч-батыр.
Однажды узнал он, что живет на свете красавица Ак-Биляк, и отправился искать ее по свету.
Клыч-батыру попался навстречу путник.
— Эй, друг, далеко ли собрался? — спросил путник у Клыч-батыра.
Кахрамон
(узбекская народная сказка)
В незапамятные времена в одном древнем государстве был прекрасный город. Никакие злые враги не осмеливались нападать на него, а если кто-нибудь нападал, то получал такой отпор, что у него навсегда отпадала охота воевать.
В стране царили мир и спокойствие, и поэтому народ дал своей столице название – город Мир.
Завещание отца
(узбекская народная сказка)
У одного человека было трое сыновей. Перед смертью позвал он к себе старшего сына и спросил у него:
— Когда я умру, будешь ли ты три ночи сторожить мою могилу?
— Нет, отец, не буду,- ответил старший сын.
Тогда призвал умирающий к себе среднего сына.
— Когда я умру, будешь ли ты три ночи сторожить мою могилу?
— Нет, отец, не буду,- ответил средний сын.
Тогда он призвал младшего.
Бей, дубинка!
(узбекская народная сказка)
Давно-давно жил один старик-охотник со своей женой-старушкой.
Однажды поставил старик силок и сел караулить. Смотрит — в силок попал большой аист.
Подбежал старик и стал вытаскивать аиста. Вдруг аист заговорил человечьим голосом:
— Отпусти меня, старик. Я у аистов вожак. Отпусти меня — дам тебе все, что ты ни пожелаешь. Мой дом — вон за теми горами. Кого ни спросишь, где дом аиста — всякий тебе покажет.
Старик отпустил аиста на волю.
Все лучшее детям
Узбекские народные сказки на русскам языке.Полный список
В узбекской сказке отражены подлинно народный юмор и сатира. Ни в одном жанре устного народного творчества нет столь широкого простора для осмеяния пороков и отрицательных нравов, как в сказках «Глупый падишах», «Эшондим деп эшагимдан айрилдим» и др. В сказках позднего времени фигурирует сатирический образ богатого хозяина, которому противопоставляется крестьянин-бедняк, батрак. Богатому хозяину дается реалистическая характеристика. Он скуп, жаден, безжалостен и беспощаден по отношению к своим батракам и слугам («Скупой бай и вор Абдурахман» и др.). Положительные герои – представители трудового народа, не имеющие ни имущества, ни власти, – высмеивают баев, ханов и царей, делают их посмешищем в глазах народа и таким образом укрепляют веру народа в свои силы и разум.
В сказках высмеиваются отрицательные черты характера и дурные привычки человека – лень, косность, глупость и т. д. Сатирические сказки имеют большое воспитательное значение.
Узбекская народная сказка возвеличивает образ женщины.
Отражая в какой-то мере самостоятельность женщины в доисламское время, в то же время эти сказки выражают протест против тяжелого, бесправного положения узбекской женщины до революции.
В таких сказках, как «Хуснобод», «Озадочехра», и в других, героини отличаются большой самостоятельностью, они равноправны с мужчинами, обладают глубоким умом, трудолюбием, храбростью.
В сказках воспевается человеческий труд, возвышаются ремесла. Не богатство красит человека, а уменье и знание – эта идея лежит в основе многих сказок. Каким бы искусством, ремеслом и знанием человек ни владел – все это идет на пользу людям («Бахром и Шерзад»).
Язык узбекских народных сказок мало чем отличается от современного народного разговорного языка. Сказочник стремится древнюю по происхождению сказку рассказать понятным языком.
Сказки сохраняются в памяти слушателей и изменяются, переходя из уст в уста. В них спокойно повествуется о событиях, которые следуют одно за другим. Обычно сказка начинается присказкой «Бор экан, йук экан» – «Было, не было», «В стародавнее время в одной стране», «У одного отца было три сына» и т. д. Характерным для сказочного стиля является повторение – все повторяется по три раза.
Изучение узбекских сказок началось еще до Великой Октябрьской социалистической революции. Однако тогда сбором и записью сказок занимались лишь отдельные этнографы и языковеды, да и то не систематически, от случая к случаю.
После Великой Октябрьской социалистической революции сбором и изучением узбекских народных сказок ученые стали заниматься систематически.
Фольклорист Буюк Каримов издал сборник узбекских народных сказок. Впоследствии он был переведен на русский язык. В дальнейшем выпускаются новые сборники, в той или иной мере являющиеся переизданием сборника Буюка Каримова. В сборники узбекских сказок, изданные в 1953 и 1955 годах, вошли не только ранее издававшиеся сказки, но и вновь записанные.
Сказки на узбекском языке короткие
Афзалов М. и другие.
Узбекские народные сказки. Том 1.
Перевод с узбекского.
Редактор М. Шевердин, составители: М. АФЗАЛОВ, X. РАСУЛОВ, 3. ХУСАИНОВА.
Художники: А. ВЕНЕДИКТОВ, В.ЕРЕМЯН, В. КАЙДАЛОВ, А. ЛЕВИЦКИЙ, А. РОССАЛЬ, Т. ШЕВЯКОВ.
Издревле в песнях, дастанах, сказках и других видах фольклора народ передает из поколения в поколение свои самые заветные мысли и чувства. Широко известно замечательное высказывание великого Ленина о народных сказках. Он говорил: «…на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных» и что «Это доподлинное народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни» (Вл. Бонч-Бруевич. «Ленин о поэзии». «В. И. Ленин о литературе и искусстве». Издательство художественной литературы. Москва, 1957, стр, 610).
В своих сказках народ в художественных образах сохранил и обобщил свою мудрость, свои чаяния, свой жизненный опыт. Огромное внимание уделял народным сказкам М. Горький. Среди его высказываний можно указать на следующие: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного творчества».
«От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории» (М. Горький. О литературе, М., 1953, стр, 703).
И действительно, мы часто находим в сказке глубокую и мудрую оценку многих общеизвестных явлений той или иной эпохи.
Сказка – повествовательное произведение, в котором обычно высказываются поучительные взгляды в занимательной и чаще всего в фантастической форме.
М. Горький указывает, что в основе древней фантазии человека лежало стремление облегчить свой труд. Даже самые смелые взлеты фантазии никогда не носят отвлеченного характера, всегда конкретны и отвечают жизненным потребностям человека, отражая реальную действительность.
«Под каждым взлетом древней фантазии легко открыть ее возбудителя, а этот возбудитель, – говорит М. Горький, – всегда стремление людей облегчить свой труд» (М. Горький. О литературе, 1953. М., стр. 694).
Это высказывание целиком относится и к узбекской сказке.
Не вызывает никакого сомнения, что узбекские сказки, как и сказки других народов, в своем подавляющем большинстве – древнего происхождения.
По содержанию, художественным образам и особенностям композиции узбекские народные сказки можно разделить на три большие группы – сказки о животных, волшебно-фантастические и бытовые.
Сказки о животных мы считаем одним из наиболее древних видов фольклора.
В изображении животных и их жизни обычно отражены классовые взаимоотношения общества того времени и оценка их с точки зрения трудящихся. Часто здесь высмеиваются и осуждаются не просто различные человеческие пороки и недостатки, а недостатки угнетателя, их несправедливость, жестокость и беспечность. Характерно, что в сказках о животных обычно подчеркивается победа маленьких, трудолюбивых животных над хищными и коварными. Например, это ярко видно в сказках «Сусамбиль» и «Умная коза», где домашние животные борются против хищников – льва, тигра, волка и. т. д.
Уходящие по своему происхождению в глубь веков, в доисторический период, сказки о животных сохраняют в себе элементы древней мифологии. В частности, мы находим пережитки тотемизма, где тотем-животное помогает героям сказок в достижении их целей. В более позднее время мифологический и магический характер сказок утратился. Карл Маркс писал: «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; и, следовательно, исчезает вместе с действительным господством над этими силами природы» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Об искусстве, т, 1, стр. 135, 1957).
В тех сказках о животных, где появляется человек, он всегда побеждает, одолевает больших и сильных зверей, подчиняет их и заставляет служить себе.
Волшебно-фантастические сказки узбекского народа тоже имеют, как правило, древние корни. Их возникновение относится к периоду, когда люди еще не понимали законов природы и не знали путей воздействия на нее. Люди тогда верили в таинственные силы природы, в существование дивов, пэри, аждаров – драконов и других мифических существ, в возможность превращений человека в животное или неодушевленные предметы.
Постепенно люди, приобретая знания, находили средства борьбы с природой и все смелее мечтали о покорении ее могучих и грозных сил.
В сказках это нашло свое художественное воплощение в победе героев над враждебными им силами – драконами, дивами, колдунами.
Герои сказок летают по воздуху на коврах-самолетах, мчатся с невероятной быстротой на тулпарах, взмывают к небесам на чудесной птице Семург.
«Уже в глубокой древности, – говорит М. Горький, – люди мечтали о возможности летать по воздуху. Об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «Ковре-самолете».
Мечтая об ускорении движения по земле – сказка о «Сапогах-скороходах», – освоили лошадь; желание плавать по реке быстрее ее течения привело к изобретению весла и паруса; стремление убивать врага и зверя издали послужило мотивом изобретения пращи, лука и стрел. Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный, ручной станок для ткания и создали сказку о «Василисе премудрой» (М. Горький. О литературе, 1953, М., стр. 693).
В настоящий сборник вошли многие сказки, имеющие волшебно-фантастический сюжет: «Волшебный ковер», сказка «Карасоч-пэри», «Мохистара», «Сирли шамчирок» и многие другие. Они прекрасно иллюстрируют вышеприведенные высказывания Горького.
Народ, полный веры в свои силы, в торжество правды, создал в сказках целый ряд ярких образов героев, являющихся олицетворением лучших сторон жизни. М. Горький справедливо говорил, что «наиболее глубокие и яркие,художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа» (М. Горький. О литературе, 1953 стр. 698).
Эти слова полностью можно отнести и к героям узбекских волшебно-фантастических сказок.
Характерен образ младшего брата, которого в семье все почитают дурачком. Старшие братья себя считают умными и сильными. Младший брат (например, младший брат в сказке « Три богатыря», младший царевич в сказке «Сладкоголосый соловей» и др.) держится просто, скромно, он трудолюбив, честен, бесстрашен, настойчиво преодолевает все трудности, в этом образе народ высказал свои взгляды на добро, уверенность в победе справедливости.
Узбекские сказки
Интересными и поучительными с неповторимой национальной окраской, особое место в фольклорном наследии занимают узбекские народные сказки. Бесстрашные герои в волшебном мире сквозь череду неурядиц и сомнений остаются верными правде и доброте, благодаря чему, и, конечно же, друзьям, остаются победителями, чем несомненно радуют читателя, оставляя приятное настроение и неоценимый жизненный опыт, накопленный в течение многих-многих веков…
Алдар Куса и воры
Однажды Алдар Куса возвращался домой из далекого путешествия. — Когда Алдар Куса был уже близко от родного кишлака, одной пулей он застрелил четырех зайцев и сварил себе похлебку. Плотно поужинав, он лег на спину и стал смотреть на небо. Вдруг послышался конский топот и человеческие голоса. Алдар Куса притаился. Семь воров остановились у подножия холма. Алдар … Читать далее
Алдар Куса и дивы
Рассказывают, что в старые времена злые духи-дивы часто прилетали из пустыни в бухарские селения, поедали скот, похищали людей. Не стало у людей больше сил терпеть. Пошли они к Алдару Кусе и сказали ему: — Эй, друг! Всем известна твоя храбрость. Освободи нас от ига дивов! Нет нам жизни от них. — Хорошо, я накажу дивов, — с важностью … Читать далее
Алдар Куса и купец
Ехал один купец с караваном и хвастался своим спутникам: — Конечно, Алдар Куса может всех обмануть, но только не меня. Алдар Куса умеет обманывать только глупцов. Вдруг смотрит, а навстречу идет по дороге Алдар Куса. — Здравствуйте, — говорит Алдар Куса, — доброго пути вам желаю. А купец еще больше расхвастался: — Эй, Алдар Куса! — кричит. — Если ты обманщик, обмани … Читать далее
Апанди и падишах
В далекие времена, когда визирем был когтистый тигр, а ясаулом зубастый волк, однажды в суровую зиму на улицах Бухары затрубили трубы, забили барабаны. Глашатаи кричали: — Имеющие уши да не говорят, что не слышали. Великий падишах объявляет: кто из подданных голый проведет на крыше дворца сегодняшнюю ночь, того падишах сделает своим зятем и отдаст ему половину … Читать далее
Бадал-богатырь
Едва у дедушкиной кобылицы Лали появлялся на свет жеребенок, как в ту же ночь он исчезал. Так пропали жеребята «Золотой конь» и «Серебряный конь». Когда должен был появиться жеребенок «Вороной конь, дедушка позвал своего внука Бадала и сказал ему: — Иди в конюшню и карауль всю ночь. Чтобы не заснуть, Бадал порезал палец и посыпал ранку … Читать далее
Бай и батрак
В давние времена жила бедная вдова. Была она уже преклонных лет, а три сына ее — Яр-мат, Шарип и Алдар — только подросли и еще никакому ремеслу не обучились. Трудно приходилось старушке. Порой дома даже и куска хлеба нельзя было найти, хотя она от восхода и до захода солнца пряла пряжу и продавала ее в … Читать далее
Бай и казий
Было ли то не было, только недалеко от Заамина жил один бай. Работал у него молодой батрак. Однажды бай из-за пустяка изругал батрака. Тот обиделся и ушел от хозяина. Бай не отдал батраку заработанных денег. Тогда он пошел к казию. — Ты что? С жалобой? — спросил казий. — Жалоба-то у меня есть, казий, только скажу ее вам … Читать далее
Бедняк и хан
В давние времена жил-был бедняк по имени Мурад Бобо. Пашет он как-то свое поле, идет, погоняет круторогих волов. Вдруг соха что-то в земле задела. Смотрит, в борозде лежит глиняный кувшин, полный золотых монет. Обрадовался Мурад Бобо: «Вот заживу безбедно». Только видит Бобо по дороге едет верхом ханский стражник. Затрясся от страха Мурад Бобо, думает: «Ой-ой, … Читать далее
Безвестный мечтатель и вероломный шах
Было то или не было, но говорят старики, что немало сотен лет назад правил Самаркандом царь не царь, эмир не эмир, шах не шах, хан не хан, а злой и страшный правитель по имени хан Абдуллахан. Жаден он и завистлив был неимоверно. Завидущими глазами поглядывал он на соседа своего бухарского хана Халлилхана, столь же злого … Читать далее
Бей, дубинка!
Давно-давно жил один старик-охотник со своей женой-старушкой. Однажды поставил старик силок и сел караулить. Смотрит — в силок попал большой аист-Подбежал старик и стал вытаскивать аиста! Вдруг аист заговорил человечьим голосом: — Отпусти меня, старик. Я у аистов вожак. Отпусти меня — дам тебе всё, что ты ни пожелаешь. Мой дом — вон за теми горами. … Читать далее
Бозбала
Было ли, не было, сыто ли, голодно, когда волк был визирем, лис — караульщиком, ворон — знахарем, а воробей — ябедником, жил уважаемый всеми человек. Не было у него сына. День и ночь горевал он: плохо пил, плохо ел, еще хуже спал. Много лет прошло и, наконец, жена родила ему сына, да такого красавчика, что … Читать далее
Братья-отгадчики
Жил в некотором государстве мудрый старик. А у старика было три сына-Когда пришло время старику умирать, призвал он к себе сыновей и говорит: — Дети мои, настал мой смертный час. Нет у меня ни стад, ни золота, ни самоцветных каменьев, но я вам дал самое драгоценное из всех богатств на земле-научил вас уму-разуму, и могу умереть … Читать далее
В трёх неправдах по сорок небылиц
Было ли то не было, сытно ли голодно, волк был бакаулом, лиса — ясаулом, гусь — горнистом, утка — флейтистом, ворон — знахарем, воробей — сплетником. В древние времена жил падишах. У него была дочь на выданье. Из многих стран приезжали сыновья шахов и ханов сватать ее, но царевна была очень разборчивая и не соглашалась … Читать далее
В шкуре собаки
У Насреддина Афанди издохла любимая собака. Он так дорожил ею, что после трехдневного оплакивания решил хоронить ее как следует. Завернув труп собаки в саван и пригласив имама, он тайно закопал труп на кладбище. Об этом стало известно жителям города, и они потащили Афанди к казию. — Волею Аллаха, — заявил Афанди, — моя собака перед … Читать далее
Волк и лиса
Волк и Лиса подружились. Волк и говорит Лисе: — Я голоден, у меня совсем брюхо подвело. Накорми меня досыта, порадуй душенька-Лиса! — Ладно, — отвечает Лиса. — Пошли! Лиса впереди, следом за ней Волк — так они вдвоем и шли. Повстречали они женщин, шедших на свадьбу. На головах они несли, по обычаю, узлы с угощением. — Готовимся! — говорит Лиса. Перекувыркнулась … Читать далее
Глупый шах
Когда-то, в давние времена, у одного бедного человека развалился его ветхий домишко, и он решил построить себе новый. Дом был уже закончен, осталось сделать только крышу, но у бедняка не хватило денег. Сказал он мастеру настелить сверху камышовые цыновки, засыпать их наполовину землей и отпустил его. — Крышу, — сказал он, — я сделаю сам., когда смогу. Поселился … Читать далее
Голодный волк
Голодный волк долго рыскал в поисках добычи, совсем измучился и решил: «Съем всякого, кто мне встретится!» И вдруг, откуда ни возьмись, перед ним появился молоденький барашек. «Ах, какой хороший барашек!» — подумал Волк, а у самого слюнки потекли. Преградил Волк дорогу барашку и говорит: — Барашек, а я тебя съем! Испугался барашек! — Вай, неужто, ты меня так … Читать далее
Рассказывают, что в далекие времена страной герат-ской и самаркандской правил шах Хусейн Байкара, а первым визирем его был Алишер Навои — поэт и мудрец. Рассказывают также, что шаха и визиря с юных лет связывали узы товарищества и дружбы. Хусейн не мог и дня прожить, не повидав и не поговорив с Алишером. Ни одно государственное дело … Читать далее
Догадливый Апанди
Слава о мудрости и учености Апанди широко разнеслась по свету. Вышло тогда падишахское повеление — жить Насреддину Апанди при дворе. Падишах не отпускал Апанди от себя ни на шаг. Однажды падишах устроил большую охоту. Придворные вельможи поспешили разобрать в дворцовой конюшне всех быстроногих коней. Когда уже охотничий поезд выехал со двора, падишах вдруг увидел, что … Читать далее
Дочка-умница
Жил в старые времена один старик с дочкой лет двенадцати. А всего добра у старика было: один верблюд, одна лошадь и один ишак. Старик рубил в горах дрова и возил продавать в город, а дочка занималась хозяйством. Вот как-то навьючил своего верблюда старик дровами и приехал на базар. Подошел к нему толстый бай и спросил: … Читать далее
Дочь пастуха
Сказкам-былям счету нет, жили-были много лет, далеко, совсем в глуши, где густые камыши, где водились звери, птицы, сизокрылые синицы, и красавец с крепким клювом, красноперый кыргаул. Серый волк-бакаул, ханской кухней ведал он, а лисица-ясаул на посылках бегала; ворона-вещунья, знахарка-колдунья, воробей-советник, ябедник и сплетник… Это только присказка, шутка-прибаутка, хочешь слушать — подожди, сказка будет впереди. Жил-был … Читать далее
Жадная собака
Жила жадная собака. Как-то раз увидела она, что другие псы грызутся между собой из-за большущей кости, подкралась, схватила кость — и бежать. Добежала собака до арыка, видит: с берега на берег, вместо мостика бревно перекинуто. Зажала собака кость в зубах покрепче, идет по бревну. А из-под мостика на нее другая собака смотрит и тоже с … Читать далее
Зияд-батыр
В давние времена жил шах по имени Султан. Была у него дочь красоты несравненной, скромная, умная, ученая. Звали ее Камархон. Никто не умел так ловко, как шахская дочь, из лука стрелять, копье метать, мечом разить-Шах Султан свою дочь даже больше, чем сына, любил. А сколько было женихов у Камархон, и не перечесть! Из разных стран … Читать далее
Ишак-мудрец
Однажды ишак зашел в сад. Смотрит: на деревьях яблоки висят, а рядом на бахче на тонких плетях тыквы зреют. Ишак еще раз взглянул сначала на яблоки, затем на тыквы и с досады даже ушами повел: — Как, — говорит он, — все на белом свете неразумно устроено! На дереве сидел воробей. Он спросил: — А скажите, почтенный, какой же … Читать далее
Красавица Тысячу Косичек
Давным-давно, никто не знает когда, жил-был в Маргелане шах. У него было три сына и одна дочь. Ни у кого не было таких пышных и густых волос, как у царевны. Заплетала она их во много-много косичек, вот почему и прозвали ее ласково Хазор-гейсу — царевна Тысяча косичек. Шах очень любил свою дочь, а на сыновей … Читать далее
Лисица и петух
Подружились лисица и петух. Такими стали друзьями, что все только диву давались. Всегда вместе, всегда друг другу ласковые слова говорят. Дружба дружбой, а лиса думает про себя: «Пока я сыта — петух будет другом дорогим, а голодно станет — не плохое из моего дружка жаркое получится». А петух тоже себе на уме: «Чем иметь глупого … Читать далее
Мешок золы
Было ли не было, но только в старые-престарые времена в городе Чиназе жили семеро братьев лентяев. Взяли они к себе из милости родственника-сироту на побегушки. Только и слышно целый день: «Братец, подмети», «Братец, унеси», «Братец, постели», «Братец, позови». Работать заставляли много, а кормить не кормили. Уехали как-то семеро братьев в гости, а сироте наказали собрать … Читать далее
Медвежий сын
Некогда Ташкентом правил хан по имени Ирон. Долго не было у него детей, что весьма печалило его и, наконец, родился сын Джековой. Хан очень полюбил его и возил его повсюду с собой. Однажды хан Ирон поехал в Чиназ на охоту. По обыкновению малолетний сын его был с ним. Вдруг из камышей выскочила огромная медведица, схватила … Читать далее
Мешки
Когда Насреддин Афанди служил казием в Багдаде, к нему явились два араба, Селим и Касем, и начали жаловаться друг на друга. Оказывается, они купили где-то на юге финики и каждый сложил свою покупку в свои ковровые дорогие мешки. Возвращаясь в Багдад, они питались этими финиками. Но вместо того чтобы есть свои. Селим по ночам таскал … Читать далее
Молодцу и семидесяти искусств мало
В стародавние времена жил старик. Было у него триста золотых монет. Однажды позвал он сына, усадил возле себя и говорит: — Алиджан ты стал уже большой, а я состарился. Хочу при жизни обучить тебя торговому делу. Завтра поедешь с караваном купцов. Вот тебе сто золотых. Будешь в другом городе, не трать без толку денег, закупи на … Читать далее
Мужественный друг Гайрат
Было ли то или не было, кто знает? Но, говорят, в старые времена городом Бустонабад правил хан Кагар. Отправился однажды хан Кагар охотиться. Подъехал юн к берегу реки Сыр-Дарьи попоить коня и вдруг видит на склонившейся над водой камышинке из изумрудов сидкт подобная серебристому полумесяцу красавица и полощет длинные, похожие на сияние солнечных лучей волосы. … Читать далее
Мудрец
В старые времена жил старик. И было у него много сыновей. Однажды старик собрал у себя сыновей и, дав одному из них стрелу, сказал: — Переломи ее пополам и передай брату. Сын исполнил волю отца, переломил стрелу и вручил обломки брату. Тот сложил обломки и, переломив их, передал четыре части третьему брату. Третий брат переломил обломки … Читать далее
Мукбил метатель
В давние времена Бухарой правил один жестокий шах. А у шаха была дочь. Девушку звали Мехри, что значит «отзывчивая», а прозвали ее «Нигяр»‘- красавица. И в самом деле она была такая красивая, что перед сиянием ее лица тускнел свет луны. И насколько Мехри-Нигяр была красивая, настолько же была она сильная и смелая. Не по душе … Читать далее
Отец вод
У подножья Нуратинских гор, в городе, название которого не сохранилось в памяти потомства, в квартале кузнецов жил давным-давно мастер-кузнец. Много времени прошло с той поры, память у людей коротка, как волос на бритой голове, и дырява, как халат на плечах бухарского нищего, и сейчас невозможно даже припомнить, как звали того бедного, но весьма достойного человека. … Читать далее
Плач ширинцев
Алдар Куса поселился в кишлаке Ширин и стал там сапожничать. Сидит как-то он в тенистом месте и прибивает подметку. Смотрит все ширинские баи на арбах куда-то едут. — Эй, почтенные баи, куда собрались? — окликнул их Алдар Куса. — Едем в паломничество к священным местам в Богоуддин, — говорят баи, — там сегодня праздник в честь святого, поедем с нами, … Читать далее
Поток красноречия
Было это или не было — жил когда-то в Хорезме знаменитый рассказчик Сейфутдин, по прозвищу Красноречивый. Слава о нём, подобно многоводной реке, текла из одной страны в другую, и многие люди приезжали в Хорезм издалека, чтобы насладиться мёдом его беседы и напиться из источника его красноречия. И вот об этом рассказчике услыхал один богатый бухарский … Читать далее
Проигранный минарет
Было ли то или не было, но рассказывают, что в стародавние времена ширинские и вабкентские муллы дружили и уважали друг друга. Ширинцы каждодневно ездили в гости в Вабкент и ели плов вабкентцев, а вабкентцы каждодневно ездили в Ширин и ели плов ширин-цев. Вабкентские муллы женили своих сыновей на дочерях ширинских мулл, а ширинцы женили своих … Читать далее
Скорпион и черепаха
Как-то ползла черепаха по своим черепашьим делам. В дороге увязался за ней скорпион. Поневоле черепахе пришлось ползти с ним вместе. Что касается черепахи, то она была необыкновенно умна и проницательна, так как в частых путешествиях приобрела большой опыт. И вдруг дорогу путникам пересекла широкая река. Тогда черепаха устремилась к цели своих желаний и стремлений и, … Читать далее
Слон и петух
Однажды большущий Петух пришел к Слону и громко закричал: — Ку-ка-ре-ку! Слон удивился: — С чего это ты раскукарекался. А Петух разгребает лапами сор, клюет зерна и нет-нет да снова закричит. — Кука-ре-ку! Смотрел, смотрел Слон на Петуха и спрашивает: — Кто больше ест, ты или я? — Я съем больше! — храбро ответил Петух. Начали они спорить. Спорили, спорили и … Читать далее
Страшнее кошки зверя нет
Кошка решила уйти жить в лес. По дороге ей повстречалась лиса. «Что это за зверь? — подумала кошка. — Как бы он не съел меня!» И кошка взъерошила свою шерсть, А лиса подумала: «Кто же это может быть? В жизни не видела такое свирепое животное! Похоже, что оно сильное. Ой-ой, как у него горят глаза!». Вслух она … Читать далее
Тульганой
В старые времена решил уратюбинский бек поселить людей на границе, чтобы они охраняли его бекство. «Коканд хочет идти на нас войной, нужно оградить страну, — объявил бек народу. — От каждого из сорока домов пусть пойдет один здоровый воин с семьей». Стали седобородые старейшины селения Ахтунан советоваться: — Не дать людей — нельзя. Он — бек, сделает с … Читать далее
Ум и богатство
Давным-давно жил старик и было у него четыре сына. Однажды зовет он сыновей и говорит: — Стар я становлюсь. Пора кому-нибудь из вас стать главой семьи. А будет мне наследовать тот из вас, кто обладает умом и богатством. Пусть каждый из вас покажет мне то и другое. Старший сын протянул руку с прекрасным золотым кольцом с … Читать далее
Упрямый зайчонок
Жил один зайчонок, звали его Упрямец. Он никогда никого не слушался, все делал по-своему. И вот что из этого вышло. Упрямец любил кататься верхом, и заяц-отец купил ему смирную ишачиху с маленьким ишачонком. Сел Упрямец на свою ишачиху и отправился в гости к тетке. А для того, чтобы попасть к ней, нужно было проезжать через … Читать далее
Утонувший верблюд
Когда Афанди был казием в Вобкенте, к нему явились два караванщика и обратились с просьбой разобрать их спорное дело. — Мы купили верблюда. Я заплатил десять золотых, а мой товарищ — тридцать. Много лет мы возили поклажу разных нанимателей. Я получал четвертую часть платы, а он — три четверти. И все было хорошо. Да вот при … Читать далее
Фархад и Ширин
Было или не было, но давным-давно, когда звери и птицы умели разговаривать, а розы были заколдованными девушками, жил в далекой стране бедняк. Был у бедняка сын Фархад. Стал бедняк стар, почувствовал он приближение смерти, позвал сына и говорит: — Нет у нас ни золота, ни серебра, ничего не оставляю тебе в наследство, сын мой, кроме этого … Читать далее
Халат верховного казия
Возвращаясь поздно ночью от больного, Насреддин Апанди увидел на улице лежащего без движения человека. Подошел Апанди, посветил фонарем и видит: лежит в пыли и грязи верховный казий Бухары, совершенно пьяный. «О, — сказал себе Апанди, — за одну пиалу вина ты, господин верховный казий, приговариваешь несчастного к наказанию по сорок палок. Интересно, сколько ты выпил пиал, если … Читать далее
Хитрый заяц
В давние времена жили старик со старухой. Не было у них ни сына, ни дочери, а была только пушистая кошка. Старик и старуха взяли к себе кошку, когда она была, еще слепым котенком. Кошка выросла, шерсть у нее стала пушистой и красивой. Но одно плохо, много вреда она своим воровством причиняла и соседям, и старику … Читать далее
Ходжа Лентяй
Жил когда-то Ходжа по прозвищу Лентяй. Ходжа-Лентяй был так ленив, что даже и шага никогда не делал во двор из своей комнаты. Если муха садилась ему на нос, он и рукой не хотел шевельнуть, чтобы согнать ее. Очень Ходжа-Лентяй огорчался, когда наступало утро, потому что надо было вставать, умываться. Дальше-больше Ходжа-Лентяй перестал умываться. Наконец, он … Читать далее
Царь-самодур и его дочь
Жил-был царь-самодур, а у него росла единственная дочь — красавица. Долго думал царь, за кого бы выдать ему дочку замуж и придумал хитрую загадку. Раскормил он блоху до того, что стала она ростом с верблюда. Приказал царь зарезать блоху, снять с нее шкуру и послал во все стороны глашатаев. Глашатаи кричали: — У кого есть уши, … Читать далее
Чей сон лучше?
Пошел однажды Алдар Куса на охоту. Ходил он, ходил, бродил он, бродил, обошел и степь, и тугаи, и камыши, устал, умаялся, но ничего так подстрелить и не смог. Только хотел он пойти домой, вдруг смотрит — летят гуси. Не стал мешкать Алдар Куса, прицелился из лука и пустил стрелу. Меткий был стрелок Алдар и большой … Читать далее
Эгры и Тугры
В старые времена жил в одном кишлаке юноша. Звали его Тугры. Кроме лошади, у него ничего не было. Поискал он работу в одном, в другом кишлаке, не нашел. Тогда сел он на лошадь и поехал в дальнюю сторону- искать счастья. Ехал Тугры, ехал, встретил пешего путника. Разговорились. Тугры спросил путника, кто он, откуда и куда … Читать далее
Юноша с золотыми волосами
В старые времена жил один виноградарь. Он был сильно опечален тем, что у него не было детей. А на горе жила Алмауз-кампыр, старая-престарая колдунья. Голова у нее была с большую киргизскую юрту, рот-величиной с дверь. Служили колдунье сорок дивов, и никто не мог их одолеть. На обед Алмауз-кампыр съедала целого верблюда, на ужин семь баранов. … Читать далее
Видео
Добрый Мультфильм "Три сестры". Татарская Сказка.
ЗОЛОТОЙ ХЛЕБ | The Golden Bread Story | сказки на ночь | русский сказки
Узбекские сказки.
Эгры и Тугры (Узбекские Народные Сказки аудиокнига mp3)
Бахрам и Шерзод (Узбекская народная сказка на русском языке)
Зумрад и Киммат (узбекфильм на русском языке) #UydaQoling
«Камыр-батыр» по мотивам татарских народных сказок. Очень смешной мультфильм
Русские народные сказки - Лиса и Журавль Мультики для детей
Чтобы выйти замуж за короля, 60-летняя женщина заклеила свои морщины, притворившись молодой девушкой
ОДНОГЛАЗКА ДВУГЛАЗКА И ТРЁХГЛАЗКА | One Eye Two Eyes and Three Eyes Story in Russian