- Спряжение глаголов в арабском языке
- Термины
- Глагол прошедшего времени аль-мади المَاضِي
- Глагол настоящее-будущего времени аль-мудариъ المُضّارع
- Глагол повелительного наклонения فعلُ الأمْرِ
- Настоящее время глагола
- Грамматика
- Арабский текст
- Арабский Язык Для Начинающих И Продвинутых.
- понедельник, 30 марта 2009 г.
- Парадигма:) спряжения арабского глагола… Шаг № 3
- Как Вы думаете почему?
- 4 урок. Виды глагола
- УПРАЖНЕНИЯ
- § 2. Глаголы правильные и неправильные الأَفْعَالُ الصَّحِيحَةُ وَالمُعْتَلَّةُ
- Видео
Спряжение глаголов в арабском языке
تَصْرِيف الأَفْعَالِ
Спряжение глаголов в арабском языке
При спряжении глаголы в арабском языке видоизменяются в зависимости от:
— местоимений,
— времени действия,
— чисел и лиц.
Прежде чем вникнуть в спряжение глаголов необходимо ознакомиться со специальными терминами, тем более что с некоторыми мы уже знакомы по урокам грамматики.
Термины
Спряжение глаголов в арабском языке изучает наука ас-сарф — الصَّرْفُ
Времена глаголов и их термины:
а) Прошедшее время: аль-мади — المَاضِي
б) Настоящее — будущее время: аль-мудариъ — المُضارِع
в) Повелительное наклонение: аль-амр — الأَمْر
Лица и их термины:
а) 1 лицо: аль-мутакаллим — المُتكلم
б) 2 лицо: аль-мухатаб — المخاطب
в) 3 лицо: аль-гаиб — الغائب
Числа и их термины:
а) Единственное число: аль-муфрад — المُفرد
б) Двойственное число: аль-мусанна — المُثنى
г) Множественное число: аль-жамъ — الجمغ
Рода и термины:
а) Мужской род: аль-музаккар — المُذَكَّر
б) Женский род: аль-муаннас — المُؤَنَّث
Что касается раздельных или самостоятельных местоимений, то их мы проходили в 8 уроке раздела Грамматика.
При использовании глаголов, в разговоре или письме, раздельные местоимения не используются вместе с глаголами как в русском языке «я пишу», «ты пишешь», «они пишут» и т.п., (за исключением некоторых случаев, где нужно концентрировать внимание на том, кто именно совершает действие), например أَنَا كَتَبْتُ «Я (это) написал, (а не кто другой)». Лицо, число и род в глаголах, как мы сказали выше, передаются с помощью слитных местоимений или как еще их называют аффиксы, они четко выражены.
Глагол прошедшего времени аль-мади المَاضِي
Глагол прошедшего времени (их еще называют совершенными) образуется с помощью слитных скрытых и явных местоимений, которые указывают на число, лицо и род.
Давайте проспрягаем трех коренной (три основных букв в корне глагола) простой глагол I породы (по классификации грамматистов все глаголы арабского языка подразделяются на XV пород, в данном уроке мы разбираем самую простую I породу) «писать» كَتَبَ.
Есть глаголы четырех буквенные и более или менее в корнях, а также содержащие в себе, как говорят арабские грамматисты больные буквы т.е. три гласных звука, но это уже глаголы других пород. Мы разберем их позже.
كَتَبَ (писать) в прошедшем времени المَاضِي
Сами по себе, в обособленном порядке, слитные местоимения не имеют никакого смысла. Лишь в сочетании с глаголами они вместе выражают смысл.
Таким образом, добавляя к любому трех коренному правильному глаголу эти слитные местоимения можно свободно проспрягать и другие глаголы.
Например: ضَرَبَ (бить) в прошедшем времени المَاضِي
Глагол настоящее-будущего времени аль-мудариъ المُضّارع
Глагол этого времени называют еще несовершенным глаголом. Данная форма образуется путем присоединения слитных местоимений указывающие на число, а также префиксов в начале глагола указывающие на лицо. На род указывают и то и другое. Слитные местоимения присоединяются к последней коренной букве глагола.
Слитных местоимений четыре:
1 — алиф аль-иснайни, ان алиф двойственного числа.
2 — уау аль-джамаъа, ون уау указывающий на множественное число мужского рода.
3 — йа аль-мухатаба, ين йа указывающий на 2 лицо женского рода единственного числа.
4 — нун ан-нисва, نَ нун указывающий на множественное число женского рода 3 и 2 лиц.
Огласовка после второго коренного в глаголе может быть фатха, кясра и дамма.
Если огласовка второго коренного в прошедшем времени будет фатха, гласный а, то в глаголе настоящее-будущего времени будет кясра и, либо дамма у. Например: ضَرَبَ — يَضْرِبُ «бить», كَتَبَ — يَكْتُبُ «писать».
Если огласовка второго коренного будет кясра, гласный и, то в глаголе настоящее-будущего времени будет фатха а, в редких случаях и. Например: مَرِضَ — يَمْرَضُ «болеть», حَزِنَ — يَحْزَنُ «быть печальным».
Если огласовкой будет дамма у, то настоящее-будущем времени всегда будет дамма у. Например: حَسُنَ — يَحْسُنُ «быть хорошим».
Что бы знать какая огласовка следует в настоящее-будущем времени в словарях в скобках дается подсказка таким образом: (и) ضَرَبَ — «бить».
Еще один пример спряжения. Глагол ضَرَبَ в настоящее-будущем времени.
Глагол повелительного наклонения فعلُ الأمْرِ
от يَكْتُبُ образуется أُكْتُبْ
от يَذْهَبُ образуется إِذْهَبْ
от يَجْلِسُ образуется إِجْلِسْ
Род | Ед. число | Дв. число | Мн. число | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мухаммад читал эту книгу | .قَرَأَ محمدٌ هذا الكتابَ |
Мухаммад читает эту книгу | .يَقْرَأُ محمدٌ هذا الكتابَ |
Читай эту книгу, эй Мухаммад | .اِقْرَأْ هذا الكتابَ، يا محمدُ |
А теперь, прочтите эти предложения:
. نَمْ مُبَكِّرًا، يا أحمدُ | . يَنامُ أحمدُ مُبَكِّرًا | . نامَ أحمدُ مُبَكِّرًا |
Ложись спать рано, эй Ахмад | Ахмад рано засыпает | Ахмад уснул рано |
. كُلْ قليلًا، يا محمودُ | .محمودٌ يَأْكُلُ قليلًا | .محمودٌ أَكَلَ قليلًا |
Ешь мало, эй Махмуд | Махмуд ест мало | Махмуд ел мало |
. اُدْرُسِ القاعدةَ، يا إبراهيمُ | . يَدْرُسُ إبراهيمُ القاعدةَ | . دَرَسَ إبراهيمُ القاعدةَ |
Учи правило, эй Ибрахим | Ибрахим учит правило | Ибрахим учил правило |
Список глаголов. Выпишите их в тетрадь и заучите:
نَظَر / يَنْظُرُ / اُنْظُرْ | بَدَأَ / يَبْدَأُ / اِبْدَأْ |
«смотреть» | «начинать» |
اِنْتَظَرَ / يَنْتَظِرُ / اِنْتَظِرْ | بَاعَ / يَبِيعُ / بِـعْ |
«ждать» | «продавать» |
اِشْتَرَى / يَشْتَرِي / اِشْتَرِ | حَفِظَ / يَحْفَظُ / اِحْفَظْ |
«покупать» | «учить, хранить» |
أَحَبَّ / يُحِبُّ / أَحِبّ | نَزَلَ / يَنْزِلُ / اِنْزِلْ |
«любить» | «спускаться, сходить» |
أَعْطَى / يُعْطِي / أَعْطِ | سَكَنَ / يَسْكُنُ / اُسْكُنْ |
«давать» | «жить (где либо)» |
صَلَّى / يُصَلِّي / صَلِّ | سَافَرَ / يُسَافِرُ / سَافِرْ |
«совершать намаз» | «путешествовать» |
فَهِمَ / يَفْهَمُ / اِفْهَمْ | اِسْتَيْقَظَ / يَسْتَيْقِظُ / اِسْتَيْقِظْ |
«понимать» | «просыпаться» |
УПРАЖНЕНИЯ
1. В пустые места вставьте подходящие глаголы настоящее — будущего времени из предыдущего списка:
2. В пустые места вставьте подходящие глаголы прошедшего времени:
.أبي إلى مكةَ للعُمْرةِ ……
.المَطَرُ مِن السَّماءِ ……
.أخي درَّاجتَه القَدِيمَةَ، و ………. درَّاجةً جَدِيدَةً ……
.الطفلُ بعضَ سُوَرِ القرآنِ الكريمِ ……
3. Прочтите диалог, выпишите в таблицу глаголы и укажите их вид:
هَلْ تَدْرُسُ اللُّغَةَ الْعَرَبِيَّةَ؟ —
.نَعَم —
هَلْ تُحِبُّ اللُّغَةَ الْعَرَبِيَّةَ؟ —
.نَعَم —
اِقْرَأْ كَثِيرًا، واسْتَمِعْ كثيرًا، وحَاوِلْ أنْ تتَكَلَّمَ بالفُصْحَى —
.وسَوْفَ تَكُونُ مُمْتازًا في اللُّغَةِ العَرَبيَّةِ
§ 2. Глаголы правильные и неправильные الأَفْعَالُ الصَّحِيحَةُ وَالمُعْتَلَّةُ
Трёхбуквенные глаголы бывают правильными и неправильными.
Правильными называют те глаголы, которые не имеют в составе своего корня так называемых «слабых» букв ا «алиф», و «уау» и ى «йэ». Например:
سَأَلَ (а) спрашивать
فَكَّ (у) развязывать
Правильные глаголы бывают трёх видов:
مَلَأَ (а) наполнять
2) удвоенные ( مُضَعَّفٌ ) – это глаголы с одинаковыми второй и третьей коренными буквами, слившимися в одну удвоенную. Например:
دَلَّ (у) указывать (в основе: دَلَلَ )
ضَلَّ (и) заблудиться (в основе: ضَلَلَ )
مَلَّ (а) скучать, испытывать скуку (в основе: مَلِلَ )
3) целые ( سَالِمٌ ) – это глаголы, не имеющие в корне слабых букв и не являющиеся хамзовыми или удвоенными. Например:
شَرَحَ (а) объяснять
Неправильные глаголы бывают пяти видов:
1) подобноправильные ( مِثَالٌ ) – это глаголы, первая коренная буква которых является слабой. Например:
يَسُرَ (у) быть легким
يَفَعَ (а) становиться взрослым
2) пустые ( أَجْوَفُ ) – это глаголы, вторая коренная буква которых является слабой. Например:
نَالَ (а) заполучить
3) недостаточные ( نَاقِصٌ ) – это глаголы, третья коренная буква которых является слабой. Например:
رَضِيَ (а) быть довольным
4) вдвойне неправильные с первой и третьей слабыми коренными ( لَفِيف مَفْرُوقٌ ).
وَعَى (и) осмыслить, разуметь
5) вдвойне неправильные со второй и третьей слабыми коренными ( لَفِيفٌ مَقْرُونٌ ) Например:
رَوَي (и) рассказывать, сообщать
Упражнения для закрепления
1) Пользуясь словарем, найдите значения следующих трех- и четырехбуквенных глаголов:
رَبَطَ __________________________ زَحْزَحَ __________________________
زَلْزَلَ __________________________ رَكَعَ ___________________________
سَجَدَ __________________________ زَغْرَطَ _________________________
2) Выучите следующие глаголы и определите, какие из них являются правильными, какие – неправильными:
عَبَرَ (у) переходить ___________________правильный глагол__
عَادَ (у) возвращаться ______________неправильный пустой глагол_
قَبِلَ (а) принимать _________________________________________
بَكَى (и) плакать __________________________________________
سَتَرَ (у) скрывать __________________________________________
ضَلَّ (и) заблудиться _______________________________________
وَعَى (и) понимать, разуметь __________________________________
سَالَ (и) течь __________________________________________
أسَرَ (и) пленять __________________________________________
قَلَى (и) возненавидеть _______________________________________
زَعِلَ (а) обижаться __________________________________________
يَقِظَ (а) бодрствовать __________________________________________
سَقَطَ (у) падать __________________________________________
وَهَنَ (и) ослабевать, терять силы _______________________________
سَكَنَ (у) жить, населять ____________________________________
نَالَ (а) получать, достигать __________________________________
قَطَعَ (а) резать __________________________________________
سَأَلَ (а) спрашивать __________________________________________
نَأَى (а) удаляться __________________________________________
رَدُؤَ (у) быть плохим __________________________________________
غَوَى (и) впасть в заблуждение _________________________________
3) Переведите предложения. Найдите в них неправильные глаголы и назовите их вид.
كَانَ فِي الْمَدِينَةِ فَتًى اسْمُهُ إِبْرَاهِيمُ
رَمَى زَيْدٌ حَجَرًا
وَعَدَ اللهُ الْمُتَّقِينَ الْجَنَّةَ
عَادَ الْمُسَافِرُونَ إِلَى وَطَنِهِمْ
وَعَى هَذَا الْقَوْلَ مَنْ سَمِعَهُ
نَوَى مُسْلِمٌ الْحَجَّ
4) Переведите предложения. Найдите в них правильные глаголы и назовите их вид.
Видео
Арабский язык с носителем - 13(1) - ГЛАГОЛЫ в арабском языке - спряжение глаголов НАСТОЯЩЕГО времени
ГЛАГОЛЫ! ЛЁГКИЙ СПОСОБ ВЫУЧИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
Урок 12. Арабский язык. Спряжение глаголов прошедшего времени
Глагол настоящего времени (Arabic)
2. Прошедшее время глагола
Пустые глаголы арабского языка
№ 23. Спряжение трехбуквенного правильного глагола в прошедшем времени
Спряжение (тасриф) арабских глаголов онлайн на Qutrub
№ 24. Спряжение трехбуквенного правильного глагола в настоящем времени
1. Главный арабский глагол «делать». Я делаю, ты делаешь, мы делаем Настоящее время глагола Часть 1