Склонение падежей на татарском языке + видео обзор

Содержание
  1. Исходный, притяжательный и винительный падежи татарского языка
  2. Исемнең иялек, чыгыш һәм төшем килешләре белән төрләнүе (Склонение имен существительных с исходном, притяжательном и винительном падежах)
  3. 1. ЧЫГЫШ КИЛЕШЕ
  4. 2. ИЯЛЕК КИЛЕШЕ
  5. Изучаем татарский язык
  6. Site Navigation[Skip]
  7. Sidebar[Skip]
  8. Мы в соц.сетях
  9. Рекомендуйте нас
  10. Татарские книги
  11. Реклама
  12. §3: Существительное. Самоучитель.
  13. Таблица падежей по татарскому языку. методическая разработка (5 класс) на тему
  14. Скачать:
  15. Предварительный просмотр:
  16. Предварительный просмотр:
  17. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  18. Исходный, притяжательный и винительный падежи татарского языка
  19. Исемнең иялек, чыгыш һәм төшем килешләре белән төрләнүе (Склонение имен существительных с исходном, притяжательном и винительном падежах)
  20. 1. ЧЫГЫШ КИЛЕШЕ
  21. 2. ИЯЛЕК КИЛЕШЕ
  22. Лекция №24 Падежи в татарском языке
  23. Видео

Исходный, притяжательный и винительный падежи татарского языка

Склонение падежей на татарском языке

Сегодня мы продолжаем изучать падежи существительных в татарском. Очередь исходного, притяжательного и винительного падежей! Максимально просто, доступным языком, с понятными примерами! Удачного изучения 🙂

Исемнең иялек, чыгыш һәм төшем килешләре белән төрләнүе
(Склонение имен существительных с исходном, притяжательном и винительном падежах)

В одном из прошлых занятий мы начали знакомиться с категорией падежа у имен существительных. Это были юнәлеш и урын-вакыт килеше. Вспомнили?

Ну так вот, чтобы комплект был полным, и использование падежей было корректным, необходимо выучить ещё три падежа, чем мы на этом уроке и займемся.

1. ЧЫГЫШ КИЛЕШЕ

Чыгыш килеше (исходный падеж) легче всего связать с предыдущими падежами, так как все они как-то связаны с «место»м. С него мы сегодня и начнем.

Итак, если юнәлеш килеше обозначает место куда мы направляемся, а урын-вакыт килеше – место, где происходит действие, то чыгыш килеше обозначает исходную позицию действия, отвечая на вопрос кайдан? (откуда?)

Мәсәлән: шәһәрдән кайттым (вернулась из города), авыздан алдым (взял изо рта), киштәдән төште (упало с полки), аштан чыкты (вышло из супа), ишектән керде (зашел из двери).

Но! есть дополнение: слова, которые заканчиваются на носовые согласные (м, н, ң – про них мы упоминали, когда говорили про множественное число) присоединяют к себе окончания –нан/нән: урам-нан, идән-нән, таң-нан.

Күнегү (упражнение):

Давайте проверим насколько вы усвоили правило присоединения окончаний. Расположите окончания в следующем порядке:

Кто разобрался с күнегү, тот молодец! Думаем, шпаргалка всё же не помешает:

Склонение падежей на татарском языке

2. ИЯЛЕК КИЛЕШЕ

Идём дальше. Следующий в очереди иялек килеше (притяжательный падеж), он сильно напоминает родительный падеж в русском языке, так как выражает принадлежность одного предмета другому, отвечает на вопросы: кемнең? (кого?) нәрсәнең? (чего?).

Кстати, если обратимся к значению корня «иялек», то слово «ия» означает «хозяин, владелец, обладатель», то есть кто-то или что-то обладает, является хозяином чего-то или кого-то. Мәсәлән: өйнең тәрәзәсе (окна дома; здесь дом – хозяин окон), әнинең сәгате (часы мамы), елганың суы (вода реки), күршенең балалары (дети соседа).

Без шпаргалки никуда!

Склонение падежей на татарском языке

Обратите внимание! После существительного в притяжательном падеже всегда идёт другое имя существительное, которое зависит от первого:
1. өйнең 2. тәрәзәсе. – өйнең тәрәзәсе

Потренируемся на тесте. Выберите правильное окончание:

Источник

Изучаем татарский язык

TUGAN-TEL.COM методические материалы, учебники, словари, переводчики и разговорники. Всё для изучения татарского языка!

Мы в соц.сетях

Рекомендуйте нас

Татарские книги

Реклама

§3: Существительное. Самоучитель.

3.1. В татарском языке имя существительное имеет по сравнению с русским языком две особенности. Во-первых, в нем отсутствует категория рода, и во-вторых, имеется категория принадлежности. Понятно, что последней категории Вы должны уделить больше внимания.

У татарского существительного есть падежная система из шести падежей. Но она построена несколько иначе, чем в русском. Во-первых, татарские падежи не совпадают с русскими падежами, за исключением именительного и винительного падежей, и, во-вторых, падежные аффиксы татарского языка практически однозначны. Отсюда совет: заучить падежные окончания до автоматизма.

1) Основной падеж (Баш килеш) – кто? что? (кем? нәрсә?) имеет нулевые окончания. Его практически можно считать равным именительному падежу русского языка.

2) Притяжательный падеж (Иялек килеше) кого? чего? чей? (кемнең? нәрсәнең?). Этот падеж наиболее трудно усваивается учащимися. При усвоении данного падежа следует опираться на понятие принадлежности – принадлежащий кому? чему? чей? Как видим, в русском языке ему соответствует одно из значений родительного падежа.

Этот падеж есть в английском языке, – он там единственен – the boy’s books (книги мальчика); Thomas’ car (машина Томаса); mother’s room (мамина комната, комната мамы).

3) Направительный падеж (Юнәлеш килеше) – кому? чему? куда? (кемгә? нәрсәгә?). Этот падеж несет пространственное значение и его удобнее представить на схеме.

Склонение падежей на татарском языке

Отличие его от дательного падежа состоит в том, что направительный падеж часто выплняет функции и русского винительного падежа.

Без өйгә кердек. Мы зашли в дом.

Автобус Казанга бара. Автобус едет в Казань.

4) Винительный падеж (Төшем килеше) кого? что? (кемне? нәрсәне?). Для перевода этого падежа лучше всего вспомнить школьное правило: «(вижу, люблю) кого? что?» и подставлять эти слова. Что касается винительного падежа, то здесь же хотим обратить внимание на категорию одушевленности-неодушевленности в татарском языке. Если граница между «кто» и «что» в русском языке проходит по линии, отделяющей животных от растений, то в татарском языке эта граница лежит где-то между человеком и животными. Такая же ситуация в английском языке. Вопрос кем? (кто?) может применяться к людям, а также по отношению к близким любимым животным, как бы приравнивая их к человеку.

5) Исходный падеж (Чыгыш килеше) – откуда? от кого? от чего? (кемнән? нәрсәдән?). Это падеж противоположен направительному и также хорошо отражается на схеме.

Склонение падежей на татарском языке

6) Местно-временной падеж (Урын-вакыт килеше) –где? когда? (кемдә? нәрсәдә? кайда? кайчан?). Этот падеж, как правило, не представляет большой трудности для обучающихся. Главное, до автоматизма запомнить аффиксы и их значения.

Аффиксы падежей остаются неизменными, если не считать фонетических вариантов.

Просклоняйте слова и переведите:

китап – китабның (у книги), китапка (в книгу, к книге), китапны (книгу), китаптан (из книги), китапта (в книге); сан, шәһәр (город), машина, хәреф, ишек, такта.

3.2. Наиболее сложными при изучении татарского существительного являются категория принадлежности и порядок присоединения различных аффиксов к неизменяемой основе слова.

Для того, чтобы понять категорию принадлежности, не нужно огромных усилий, а для того, чтобы научиться пользоваться ей, нужно постоянно склонять новые слова по принадлежности:

Склонение падежей на татарском языке

Необходимо обратить внимание на то, что фонетические изменения передаются на письме. Будьте готовы при словоизменении к чередованиям в конце основы по звонкости-глухости: к/г, б/п. Передаются также на письме фонетические изменения, касающиеся закона звукового сингармонизма. Каждый твердый аффикс имеет свою мягкую пару:

Минем китабым – минем сүзем;

Безнең тактабыз – безнең сүзебез.

Кроме того, изменения в аффиксах происходят, если основа заканчивается на согласный. В этом случае вставляется соединительная гласная ы/е. А в третьем лице к последней гласной основ присоединяются окончания – сы/се:

минем тактам – минем сүзем;

безнең тактабыз – безнең сүзебез;

аның тактасы – аның сүзе;

аларның тактасы – аларның сүзе.

б) в татарском языке большинство слов, обозначающих парные значения (ворота, брюки и т.п.), и употребляющихся в русском языке только во множественном числе, имеют единственное и множественное число:

күзлек – күзлекләр – очки;

капка – капкалар – ворота.

Это явление связано уже с историей грамматики русского языка: слова, обозначающие парные предметы, – остатки двойственного числа старославянского языка.

3.4. В татарском языке к неизменяющимся основам аффиксы присоединяются в строгой последовательности.

К существительным порядок присоединения аффиксов следующий:

корень + аффикс числа + аффикс принадлежности + аффикс падежа

китап + лар + ым + да, әби + ләр + ем + не

китапларымда – в моих книгах;

әбиләремне – моих бабушек.

В некоторых падежах происходит фонетическое слияние аффиксов принадлежности и падежных окончаний, что отражается на письме. Но порядок остается неизменным:

китап + лар + ым + (г)а

китапларыма – в мои книги, к моим книгам.

1. Присоедините нужные окончания и переведите (обращайте внимание на фонетические изменения):

такта (доска) – тактада (на доске); сыйныф (класс); тәрәзә (окно); идән (пол).

Казан – Казанга (в Казань); урам (улица); мәктәп (школа); ишек (дверь); өстәл (стол).

Чаллы – Чаллыдан (из Челнов); урам; мәктәп; ишек; өстәл; Әлмәт.

әни (мама) – әнинең (мамин(а), мамы, принадлежащий маме); әти (папа); абый (брат); сыйныф; өстәл; тәрәзә; такта.

әни – әнием (моя мама); өстәл; әти; Казан; сүз (слово); китап.

китап – китабыбыз (наша книга); дәфтәр (тетрадь); кунак (гость); әти; әни.

2. Правильно присоедините аффиксы и переведите:

Образец: китап + да + лар + ым – китапларымда (в моих книгах).

такта + да + м; сыйныф + дан + лар; мәктәб + ем + дә; авыл + ның + ыбыз (деревня); телевизор + да + ым + лар; кунаг + ны + ым; бакча + лар + да + ым.

Эти упражнения послужат Вам лишь образцами для приобретения навыков. Мы Вам советуем на начальном этапе постоянно изменять все новые слова по данным схемам. Это поможет Вам быстро включить новое слово в активный словарь.

Источник

Таблица падежей по татарскому языку.
методическая разработка (5 класс) на тему

Склонение падежей на татарском языке

Таблица падежей по татарскому языку важен как справочный материал

Скачать:

Предварительный просмотр:

Баш килеш (Именител.падеж)

1зат (мин) бар а м (без) бар а быз

2зат (син) бар а сың (сез) бар а сыз

3зат (ул ) бар а (алар) бар а лар

Иялек килеше (притяжат. падеж)

Кемнең?Нәрсәнең? Чей? У кого? Чего?

Юнәлеш килеше (направ.падеж)

Үткән заман (Определ.прошедшее время)

1зат ( мин ) бар ды м ( без ) бар ды к

2зат ( син ) бар ды ң ( сез ) бар ды гыз

3зат ( ул ) бар ды ( алар ) бар ды лар

Төшем килеше (винител.падеж)

Үткән заман ( Неопредел.прошедшее время )

1зат ( мин ) бар ган мын ( без ) бар ган быз

2зат ( син ) бар ган сың ( сез ) бар ган сыз

3зат ( ул ) бар ган ( алар ) бар ган нар

Чыгыш килеше (исходный падеж)

Кемнән? Нәрсәдән? От кого? Отчего? Кайдан? Откуда?

Урын-вакыт килеше (мест-времен. падеж)

Киләчәк заман (Определ. будущее время)

(- ачак/-әчәк, Гл. Окон. –ячак/-ячәк)

1зат ( мин ) бар ачак мын ( без ) бар ача кбыз

2зат ( син ) бар ачак сың ( сез ) бар ачак сыз

3зат ( ул ) бар ачак ( алар ) бар ачак лар

Калын сузыклар ( твёрдые гл )

Тартык авазлар- согласные звуки

Киләчәк заман (Неопредел.будущее время)

1зат ( мин ) бар ыр мын ( без ) бар ыр быз

2зат ( син ) бар ыр сың ( сез ) бар ыр сыз

3зат ( ул ) бар ыр ( алар ) бар ыр лар

Яңгырау тартыклар (звонкие)

Б,в г, гъ, д, ж,җ,з,й,л,м,н, ң, р

Саңгырау тартыклар (глухие)

к, къ,п, с, т, ф, х, Һ, ц, ч,ш, щ,

Аа Әә Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Җҗ Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя

Предварительный просмотр:

Баш килеш (Именител.падеж)

1зат (мин) бар а м (без) бар а быз

2зат (син) бар а сың (сез) бар а сыз

3зат (ул ) бар а (алар) бар а лар

Иялек килеше (притяжат. падеж)

Кемнең?Нәрсәнең? Чей? У кого? Чего?

Юнәлеш килеше (направ.падеж)

Үткән заман (Определ.прошедшее время)

1зат ( мин ) бар ды м ( без ) бар ды к

2зат ( син ) бар ды ң ( сез ) бар ды гыз

3зат ( ул ) бар ды ( алар ) бар ды лар

Төшем килеше (винител.падеж)

Үткән заман ( Неопредел.прошедшее время )

1зат ( мин ) бар ган мын ( без ) бар ган быз

2зат ( син ) бар ган сың ( сез ) бар ган сыз

3зат ( ул ) бар ган ( алар ) бар ган нар

Чыгыш килеше (исходный падеж)

Кемнән? Нәрсәдән? От кого? Отчего? Кайдан? Откуда?

Урын-вакыт килеше (мест-времен. падеж)

Киләчәк заман (Определ. будущее время)

(- ачак/-әчәк, Гл. Окон. –ячак/-ячәк)

1зат ( мин ) бар ачак мын ( без ) бар ача кбыз

2зат ( син ) бар ачак сың ( сез ) бар ачак сыз

3зат ( ул ) бар ачак ( алар ) бар ачак лар

Калын сузыклар ( твёрдые гл )

Тартык авазлар- согласные звуки

Киләчәк заман (Неопредел.будущее время)

1зат ( мин ) бар ыр мын ( без ) бар ыр быз

2зат ( син ) бар ыр сың ( сез ) бар ыр сыз

3зат ( ул ) бар ыр ( алар ) бар ыр лар

Яңгырау тартыклар (звонкие)

Б,в г, гъ, д, ж,җ,з,й,л,м,н, ң, р

Саңгырау тартыклар (глухие)

к, къ,п, с, т, ф, х, Һ, ц, ч,ш, щ,

Аа Әә Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Җҗ Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал познакомит с особенностями существительных 1 склонения ед. числа.

Данный материал позволит раскрыть понятие «падежи имен существительных 1 склонения».

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа.

CASES В английском языке существует два падежа: общий падеж (The Common Case) и притяжательный падеж (The Possessive Case). I. Common Case.

Здесь представлен грамматический тест по немецкому языку «Предлоги,управляющие дательным падежом и винительным падежом» 8 класс.

Источник

Исходный, притяжательный и винительный падежи татарского языка

Склонение падежей на татарском языке

Сегодня мы продолжаем изучать падежи существительных в татарском. Очередь исходного, притяжательного и винительного падежей! Максимально просто, доступным языком, с понятными примерами! Удачного изучения 🙂

Исемнең иялек, чыгыш һәм төшем килешләре белән төрләнүе
(Склонение имен существительных с исходном, притяжательном и винительном падежах)

В одном из прошлых занятий мы начали знакомиться с категорией падежа у имен существительных. Это были юнәлеш и урын-вакыт килеше. Вспомнили?

Ну так вот, чтобы комплект был полным, и использование падежей было корректным, необходимо выучить ещё три падежа, чем мы на этом уроке и займемся.

1. ЧЫГЫШ КИЛЕШЕ

Чыгыш килеше (исходный падеж) легче всего связать с предыдущими падежами, так как все они как-то связаны с «место»м. С него мы сегодня и начнем.

Итак, если юнәлеш килеше обозначает место куда мы направляемся, а урын-вакыт килеше – место, где происходит действие, то чыгыш килеше обозначает исходную позицию действия, отвечая на вопрос кайдан? (откуда?)

Мәсәлән: шәһәрдән кайттым (вернулась из города), авыздан алдым (взял изо рта), киштәдән төште (упало с полки), аштан чыкты (вышло из супа), ишектән керде (зашел из двери).

Но! есть дополнение: слова, которые заканчиваются на носовые согласные (м, н, ң – про них мы упоминали, когда говорили про множественное число) присоединяют к себе окончания –нан/нән: урам-нан, идән-нән, таң-нан.

Күнегү (упражнение):

Давайте проверим насколько вы усвоили правило присоединения окончаний. Расположите окончания в следующем порядке:

Кто разобрался с күнегү, тот молодец! Думаем, шпаргалка всё же не помешает:

Склонение падежей на татарском языке

2. ИЯЛЕК КИЛЕШЕ

Идём дальше. Следующий в очереди иялек килеше (притяжательный падеж), он сильно напоминает родительный падеж в русском языке, так как выражает принадлежность одного предмета другому, отвечает на вопросы: кемнең? (кого?) нәрсәнең? (чего?).

Кстати, если обратимся к значению корня «иялек», то слово «ия» означает «хозяин, владелец, обладатель», то есть кто-то или что-то обладает, является хозяином чего-то или кого-то. Мәсәлән: өйнең тәрәзәсе (окна дома; здесь дом – хозяин окон), әнинең сәгате (часы мамы), елганың суы (вода реки), күршенең балалары (дети соседа).

Без шпаргалки никуда!

Склонение падежей на татарском языке

Обратите внимание! После существительного в притяжательном падеже всегда идёт другое имя существительное, которое зависит от первого:
1. өйнең 2. тәрәзәсе. – өйнең тәрәзәсе

Потренируемся на тесте. Выберите правильное окончание:

Источник

Лекция №24 Падежи в татарском языке

Склонение личных местоимений по падежам.

1 л. ед.ч. Минем күлмәгем яфрагым

2 л. ед.ч. Синең күлмәгең яфрагың

3 л. ед.ч. Аның күлмәге яфраге

1 л. мн.ч. Безнең күлмәгебез яфрагебез

2 л. мн.ч. Сезнең күлмәгегез яфрагегез

3 л. мн.ч. Аларның күлмәге яфраге

В татарском языке — шесть падежей. Но татарские падежи не совпадают с русскими падежами, за исключением именительного и винительного падежей.

Падеж (килеш) ед.ч. мн.ч.

Баш килеш мин – я без – мы

Чыгым килеш миннән – от меня бездән – от нас

(Местно-временной падеж) миндә – у меня бездә – у нас

1) Основной падеж (Баш килеш) – кто? что? (кем? нәрсә?) имеет нулевые окончания. Его практически можно считать равным именительному падежу русского языка.

2) Притяжательный падеж (Иялек килеше) кого? чего? чей? (кемнең? нәрсәнең?). При усвоении данного падежа следует опираться на понятие принадлежности – принадлежащий кому? чему? чей?

Китапның – принадлежащий книге Китапның битләре – страницы книги

3) Направительный падеж (Юнәлеш килеше) – кому? чему? куда? (кемгә? нәрсәгә?). Этот падеж несет пространственное значение.

Без өйгә кердек. – Мы зашли в дом. Автобус Казанга бара. – Автобус едет в Казань.

4) Винительный падеж (Төшем килеше) кого? что? (кемне? нәрсәне?). Для перевода этого падежа лучше всего вспомнить школьное правило: «(вижу, люблю) кого? что?» и подставлять эти слова.

Мин бу китапны яратам. – Я люблю эту книгу Балыкчы балыкчыны ерактан таный. – Рыбак рыбака узнает издалека.

5) Исходный падеж (Чыгыш килеше) – откуда? от кого? от чего? (кемнән? нәрсәдән?). Это падеж противоположен направительному.

Сыйныфтан чыга. – Выходит из класса. Тәрәзәдән карыйм. – Смотрит из окна.

6) Местно-временной падеж (Урын-вакыт килеше) – где? когда? (кемдә? нәрсәдә? кайда? кайчан?). Аффиксы падежей остаются неизменными, если не считать фонетических вариантов.

Склонение падежей на татарском языке

Последовательность аффиксов в татарском языке.

˽ (основа слова) + число + принадлежность + □(падежное окончание)

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Видео

Татарские ПАДЕЖИ / подробно

Татарские ПАДЕЖИ / подробно

Окончания и падежи в татарском

Окончания и падежи в татарском

Грамматика татарского за 2 минуты: падежи

Грамматика татарского за 2 минуты: падежи

ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК / ЛЕКЦИЯ № 2 / 5 времён русского, 12 времён татарского, звуки Ә Ү, винительный падеж

ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК / ЛЕКЦИЯ № 2 / 5 времён русского, 12 времён татарского, звуки Ә Ү,  винительный падеж

Уроки татарского языка Урок 6 Падежи

Уроки татарского языка  Урок 6  Падежи

Изменение по падежам. Что такое падежи? Как определить склонение имен существительных?

Изменение по падежам. Что такое падежи? Как определить склонение имен существительных?

Падеж и склонение имён существительных (6 класс, видеоурок-презентация)

Падеж и склонение имён существительных (6 класс, видеоурок-презентация)

Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.

Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.

Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежей

Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежей

ПЛОХИЕ ПЕСНИ (учим татарский язык)/Шастун/Гараев/плохиепесни

ПЛОХИЕ ПЕСНИ (учим татарский язык)/Шастун/Гараев/плохиепесни
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.