Сквернословие в русском языке сочинение + видео обзор

Проблема сквернословия по тексту С. Виноградова (ЕГЭ по русскому)

С. Виноградов, кандидат филологических наук, в предложенном тексте поднимает проблему сквернословия.

Рассуждая об этом, автор анализирует современную языковую ситуацию. Он говорит, что брань стала обыденной речью, её можно услышать везде: в коридорах престижных вузов, на сцене, на страницах журналов.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

У истоков такого явления стоит семья: если ребенок ежедневно слышит от родителей бранные слова, то он воспринимает это как должное, что так разрешается говорить. С одной стороны, люди, активно пользующиеся матом, имеют низкий уровень образования, небольшой словарный запас; они бросают вызов общепринятым нормам приличия, т. е. таким примитивным способом хотят выделиться, самоутвердиться. Но с другой стороны, эти люди забывают, что они оскорбляют население, категорически не воспринимающее мат, считающее его низким, бескультурным и аморальным.

Филолог считает, что избавиться от ненормативной лексики возможно только при значительном повышении культуры человека, общества. Автор призывает отказаться от сквернословия, наложить на него запрет, не подлежащий обсуждению.

Я частично согласна с позицией С. Виноградова. Язык — это не просто средство общения и набор определенного количества слов. Это живое существо, обладающее своей энергией. Если в языке преобладают слова, заряженные негативно, направленные на разрушение (ненормативная лексика), то такой язык может погубить окружающий мир, оставить только пыль. Однако не следует забывать о том, что маты снимают психологическое напряжение и все-таки являются элементом культуры. Поэтому матерные слова могут использоваться в речи (не на заборах!), но в строго ограниченном объеме и исключительно по необходимости. Чтобы наглядно показать пользу и вред ненормативной лексики, предлагаю рассмотреть несколько примеров.

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» есть эпизод, когда Соколов Андрей вспоминает о жизни в немецком лагере. Комендант Мюллер, плотный человек невысокого роста, каждый день тяжело избивал пленных, и, чтобы настроиться на рукоприкладство, он в течение десяти минут ругался перед строем. Но именно это спасало дух русских солдат: матерные слова напоминали о Родине, доставляя удовольствие.

А о разрушительной силе мата свидетельствует следующий эксперимент: ученые налили в два стакана родниковую воду. Над одним из сосудов долго произносили брань. Вода, которой были адресована грубые слова, стала «мертвой», утратила свою первоначальную структуру.

Конечно, сквернословить или нет — личный выбор человека, но нужно четко понимать, когда эта лексика приемлема, а когда ее следует воздержаться.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id62407

Источник

Вариант 8

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинейджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине.

Сквернословие в русском языке сочинение
Сквернословие в русском языке сочинение

В интернете, на телевидении, радио и даже в печатных изданиях и книгах все чаще можно найти следы сквернословия.

В данном тексте С.И. Виноградов заставляет нас задуматься над вопросом: «Нужно ли считать сквернословие культурной катастрофой?».

Анализируя проблему, автор рассуждает над тем, почему в современном обществе «матершина свободно и горделиво льется» повсеместно и отовсюду. Писатель приводит в пример различные виды сквернословия и анализирует его ипостаси, показывая тем самым, насколько глубоко устоялся этот бич общества. Писатель говорит и о том, что, в отличие от прошлых лет, в настоящем времени матом не брезгуют уже и дамы, и высокие, образованные слои общества. Поэтому главной причиной распространения сквернословия автор называет семью и воспитание, ведь из «матерноговорящей» среды априори не может выйти человек, не имеющий в своем лексиконе матерных слов.

Автор считает, что мат – главный признак бескультурья, ведущий к культурной катастрофе. Он деструктирует общество изнутри, разлагает менталитет народа, его язык и моральный облик. Мир человека, который чистой и правильной речи предпочитает мат, примитивен и удручающ, и это не может не наводить на грусть. И, заботясь о нашем будущем, мы не должны быть терпимы к мату, а обязаны наложить на него полный запрет.

Я полностью согласна с мнением С.И. Виноградова и тоже считаю, что мат нужно искоренить из современного общества, потому что речь человека – это отражение его сознания и интеллекта, нравственности и духовности, а сквернословие – признак примитивного сознания человека.

В романе Д. И. Фонвизина «Недоросль» автор через реплики героев передает нам их суть и глубину их духовного мира. Так, передавая образ одной из главных героинь, госпожи Простаковой, он использует в её репликах бранные и сквернословные выражения, что характеризует её как женщину грубую и недалекую, невежественную и наглую. Позже мы узнаем, что и вся семья Простаковых общается друг с другом на таком же языке. В этой ячейке общества царит грубость и невежество, Простакова с ужасным самодурством общается со своими крепостными, что свидетельствует о полной её бездуховности. Не удивительно, что апогеем всей этого ситуации стал Митрофанушка – достойный сын своей матери, бездуховный, невежественный и грубый предатель.

Подобным образом характеризует персонажей и А.Н. Островский в драме «Гроза». Два персонажа, Кабаниха и Дикой, используют в своей речи множество скверных, бранных слов, автор показывает их как людей невежественных, умом не наделенных и пустых. Своей речью, своим поведением, вечными попреками и бранью они донимают своих близких и не дают им нормально существовать. Кабаниха – властный, своенравный самодур, стремящийся к вечному унижению близких, а Дикой – образец безнравственного и грубого сквернослова, и оба они составляют в произведении «Темное царство», которое уверенно заполоняло и продолжает заполонять общественность.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие матерных слов в лексиконе является признаком бескультурья человека, его нравственной и духовной нищеты. Сквернословие поистине бич современного общества, ведущий к культурной катастрофе.

Источник

Сочинение на тему сквернословие рассуждение

8 вариантов

Сочинение-миниатюра
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
на тему «Мое мнение о проблеме сквернословия»
Выполнила студентка гр.В-205
Знайденова Дарья
Сквернословие – это употребление в речи бранных слов, неприличных выражений, мата. На мой взгляд, данная проблема является очень актуальной в наше время. Ведь многие из нас, хоть раз, да прибегали к использованию «скверных» слов в своей речи. И было ли это стремлением сделать речь более эмоциональной, или сказано для оскорбления, унижения человека, или же просто демонстрацией раскованности – в любом случае, бранные слова крепко засели в лексиконе современного человека, особенно, молодежи. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики поднялась особенно остро, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости.
Конечно, не у каждого из нас речь засорена подобными словами, ведь их использование отражает бедность словарного запаса говорящего и неумение выразить свои мысли.
С этой проблемой, безусловно, необходимо бороться. Это проблема всех людей, всего общества. И чтобы хоть немного решить ее, наверное, каждый должен начать с себя. А что самое страшное в этой ситуации – то, что люди уже перестали обращать на это внимание.

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинейджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине.
Полный текст:
Сочинение
В интернете, на телевидении, радио и даже в печатных изданиях и книгах все чаще можно найти следы сквернословия.
В данном тексте С.И. Виноградов заставляет нас задуматься над вопросом: «Нужно ли считать сквернословие культурной катастрофой?».
Анализируя проблему, автор рассуждает над тем, почему в современном обществе «матершина свободно и горделиво льется» повсеместно и отовсюду. Писатель приводит в пример различные виды сквернословия и анализирует его ипостаси, показывая тем самым, насколько глубоко устоялся этот бич общества. Писатель говорит и о том, что, в отличие от прошлых лет, в настоящем времени матом не брезгуют уже и дамы, и высокие, образованные слои общества. Поэтому главной причиной распространения сквернословия автор называет семью и воспитание, ведь из «матерноговорящей» среды априори не может выйти человек, не имеющий в своем лексиконе матерных слов.
Автор считает, что мат – главный признак бескультурья, ведущий к культурной катастрофе. Он деструктирует общество изнутри, разлагает менталитет народа, его язык и моральный облик. Мир человека, который чистой и правильной речи предпочитает мат, примитивен и удручающ, и это не может не наводить на грусть. И, заботясь о нашем будущем, мы не должны быть терпимы к мату, а обязаны наложить на него полный запрет.
Я полностью согласна с мнением С.И. Виноградова и тоже считаю, что мат нужно искоренить из современного общества, потому что речь человека – это отражение его сознания и интеллекта, нравственности и духовности, а сквернословие – признак примитивного сознания человека.
В романе Д. И. Фонвизина «Недоросль» автор через реплики героев передает нам их суть и глубину их духовного мира. Так, передавая образ одной из главных героинь, госпожи Простаковой, он использует в её репликах бранные и сквернословные выражения, что характеризует её как женщину грубую и недалекую, невежественную и наглую. Позже мы узнаем, что и вся семья Простаковых общается друг с другом на таком же языке. В этой ячейке общества царит грубость и невежество, Простакова с ужасным самодурством общается со своими крепостными, что свидетельствует о полной её бездуховности. Не удивительно, что апогеем всей этого ситуации стал Митрофанушка – достойный сын своей матери, бездуховный, невежественный и грубый предатель.
Подобным образом характеризует персонажей и А.Н. Островский в драме «Гроза». Два персонажа, Кабаниха и Дикой, используют в своей речи множество скверных, бранных слов, автор показывает их как людей невежественных, умом не наделенных и пустых. Своей речью, своим поведением, вечными попреками и бранью они донимают своих близких и не дают им нормально существовать. Кабаниха – властный, своенравный самодур, стремящийся к вечному унижению близких, а Дикой – образец безнравственного и грубого сквернослова, и оба они составляют в произведении «Темное царство», которое уверенно заполоняло и продолжает заполонять общественность.
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие матерных слов в лексиконе является признаком бескультурья человека, его нравственной и духовной нищеты. Сквернословие поистине бич современного общества, ведущий к культурной катастрофе.

Сочинение ЕГЭ 2015 на тему о сквернословии
Я с интересом прочитал текст С. Виноградова, в котором он размышляет над проблемой сквернословия.
Размышляя над повальным сквернословием, которое широко распространено в обществе и является проявлением бескультурья, автор считает, что мат – это вечный спутник кризисных времен, и приводит в пример такое историческое событие, как Смута, которая случилась на Руси в семнадцатом веке. С Виноградов уверен, что «нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия», единственный путь – « повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека».
Авторскую позицию определить не сложно: мы не должны быть терпимы к мату, а обязаны наложить на него полный запрет.
Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что нецензурная брань – это разрушительное для общества явление, которое показывает низкий культурный уровень и общества, и отдельно взятого человека. У русского народа существует множество пословиц, которые показывают насколько ужасно сквернословие, ведь оно убивает душу человека, его сердце. “От гнилого сердца и гнилые слова”- лучше и не скажешь!
Протоиерей Александр Новопашин в статье «Гнилые слова» пишет, что «печальная примета нашего времени — не только праздные, пустые, никчемные, но и гнилые «матерные» слова». Они настолько прочно вошли в наш лексикон, что сегодня «матом уже не ругаются, матом — говорят, общаются между собой». Священник, обращаясь к молодежи, дает полезные советы, как избавиться от этой пагубной привычки.
В Интернете, на сайте «Для молодых», познакомился с интересной информацией о работе ученых, доказавших, что человек, который употребляет ненормативную лексику, раньше стареет и ухудшает свой генофонд. Меня поразил тот факт, что, оказывается, мат губительно влияет на все живое, в том числе и воду: замерзшая вода при воздействии на неё мата приобретает затхлый вкус… А ведь человеческий организм в большей части состоит из воды…
Я благодарен автору текста за то, что он еще раз заставил меня задуматься над вопросом пагубного использования ненормативной лексики.

Сквернословие – позор или национальная гордость?
Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющих определенную власть.
Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни… Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев – гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.
Откуда же сквернословие свалилось на наши головы? Говорят, что это чистая славянская традиция. Ничего подобного. На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга “Юности Честное Зеркало”, где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Таким образом еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие.
В данном тексте автор выдвигает проблему сквернословия.
Эта проблема, конечно, имеет важное значение, она всегда актуальна, потому что сквернословие вошло в речь очень многих людей разного возраста. Можно услышать матерщину даже из уст детей, подростков. Виноградов считает, что это – одна из примет культурной катастрофы. Он говорит, что сквернословие существует в разных вариантах. Во-первых, свойственно людям с невысоким уровнем культуры, для которых мат привычен в любых ситуациях, даже в семье. Во-вторых, является эмоциональной реакцией человека. Это так называемое аффективное сквернословие. В-третьих, мат употребляется как вызов обществу, эпатаж, чтобы намеренно нарушить правила приличия. Виноградов подчёркивает, что «мат – это, увы, объективная суровая реальность», что он не только оскорбляет других людей, но и разрушает самого человека.
Позиция автора такова: он призывает: «Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет». Я поддерживаю этот призыв, потому что речь – это признак нашей культуры, отношения к людям, к окружающему миру.
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» речевая характеристика героев играет большую роль. Мать Митрофанушки, помещица Простакова, бранными словами осыпает не только слуг (портного Тришку, няньку Еремеевну, учителей сына), но и собственного мужа. Она груба, необразованна. Писатель подчёркивает, что её речь говорит о низком культурном и человеческом уровне. Фонвизин призывает читателя задуматься не только о проблемах, поставленных в произведении, но и своём отношении к слову, к русскому языку.
Нельзя не вспомнить стихотворение в прозе великого русского писателя И.С. Тургенева «Русский язык». В этом произведении автор называл наш язык «великим и могучим, правдивым и свободным». Говорил, что такой язык может быть дан только великому народу, подчёркивал его неисчерпаемое богатство. Ведь нет такого предмета, явления, которое нельзя было бы выразить русским словом. Сегодня же происходит неоправданное засорение языка скверными словами. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», — писал Тургенев. Давайте последуем этому совету.
Интернет стал частью нашей жизни. И даже на различных сайтах и в блогах его нашло себе место сквернословие. Это тоже говорит о культурном уровне некоторых его пользователей. Но я думаю, что далеко не всем приятно читать материалы, в которых употребляется мат. Даже среди моих друзей есть люди, которые не приемлют матерщины. Значит, не всё ещё потеряно.
В заключение хотелось бы вернуться к призыву автора текста быть нетерпимыми к сквернословию, беречь наш богатый и красивый русский язык и дорожить им.
Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
Перейти к списку: Сочинение ЕГЭ 2020

Источник

Проблема сквернословия по С. Виноградову (Гиа по русскому)

Рассуждая о сквернословии как об объективной суровой реальности наших дней, С. Виноградов задаётся вопросом: какой вред оказывает сквернословие на отдельного человека и общество в целом?

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

С возмущением и негодованием говорит публицист о том, что мат стал нормой речи и дам, и родителей в семье, которые «ласкают» друг друга забористым словом» при детях. Главной причиной засилья сквернословием речи автор считает «абсолютное и законченное проявление бескультурья», которое «не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека»,

Позиция автора по заявленной проблеме однозначна: необходимо всем быть нетерпимыми к сквернословию и наложить на него полный запрет, так как матерщина культурно обедняет человека и приносит катастрофический духовный вред всему обществу.

Я полностью разделяю нетерпимость С. Виноградова к сквернословию и тоже считаю матерщину одним из проявлений культурной катастрофы в нашем обществе. Важнейшей способностью человека, делающей человека личностью, возвышающей его над животным миром, является способность обладать словом. И чем совершеннее его язык, тем выше уровень культуры и развития. Речь наиболее ярко обнаруживает нас, позволяет окружающим увидеть наше истинное лицо, что подтверждает изречение Сократа: «Заговори, чтобы я увидел тебя».

А что же происходит в наши дни? Хорошо, что «ушли» вычурные словечки с радио и телевидения, но в художественной литературе встречаются. Конечно, художники слова речевой характеристикой персонажа дают нам представление о нём, но служит ли это оправданием?

Например, читать повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», изобилующую ругательствами бабушки, не просто. Испытываешь эмоциональное потрясение от потока её грубых слов, обзывательств, проклятий в адрес мужа, дочери и внука. Никакой неизбывной любовью к внуку нельзя оправдать бабушкино сквернословие. Гнилые слова стали частью её обыденной речи, что говорит о полной духовной деградации героини и примитивности её мышления.

В пьесе М.Горького «На дне» речь персонажей тоже изобилует бранными словами, но это и понятно, ведь они опустившиеся люди, потерявшие в себе человека, поэтому каждое утро начинают с ругани да перебранки. О каком такте в общении между ними или культуре этих персонажей может идти разговор?

В заключение хочется напомнить всем, кто оскверняет свою речь словоблудием, что язык не прощает вольного обращения, речевое бескультурье ведёт к деградации личности, к примитивности мышления, к одичанию, что убедительно доказывает академик Д.С. Лихачёв, подчёркивая, что сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком, эти «слова» подобны сигналам, которыми пользуются животные.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id25042

Источник

Эссе на лингвистическую тему. Сквернословие.

Проблема, которую он ставит, очевидна: что делать со сквернословием? Как его искоренить? Как вернуть свежесть, духовность, чистоту и прозрачность потоку нашей меткой, звучной, родной русской речи?

Как истинный исследователь предмета разговора, В. Виноградов старается разобраться в этом вопросе досконально, поэтому приводит классификацию обсценной лексики с точки зрения языковых ситуаций, в которых она проявляется. Он выделяет привычное и аффективное, то есть эмоциональное сквернословие. Причиной этого явления исследователь считает низкий уровень культуры («культурный вакуум, царящий в семье»). Действие мата на личность указывается как разрушающее, губительное: «мат как бы становится частью менталитета человека».

Точка зрения В. Виноградова выражена однозначно и очень эмоционально: лингвист предлагает наложить на брань полный и не подлежащий обсуждению запрет.

Я согласна с непримиримой позицией автора, потому что слово, которое произносит человек, чрезвычайно важно: оно формирует мышление, характер, душу и всю жизнь. Важно, чтобы речь была чистой, не содержащей никаких ругательств.

О разрушительном действии, оказываемом скверным словом, хорошо говорит протоиерей Александр Новопашин в статье «Гнилые слова». Он рассматривает этот проблемный социальный вопрос с теологической точки зрения и еще раз подчеркивает, что употребление в своей речи дурных слов – это грех, сравнимый разве что с прелюбодеянием. Наказанием для человека с таким поведением может стать, например, такая болезнь души и тела как рак языка. Проповедь священника несет в себе как бы и просьбу к каждому думающему о Царствии Небесном обратить внимание на свою речь и наложить печать на матерные слова.

Аналогичный духовно-лингвистический аспект видит в сквернословии собиратель живого великорусского слова Владимир Иванович Даль. Всю свою жизнь он по крупицам собирал говоры и оставил для нас, потомков, лексико-фразеологический тезаурус, отражающий не столько бытовую жизнь, сколько дух русского народа. Лексикограф был уверен в прямой взаимосвязи слова, тела и духа человека: добрая речь притягивает ангелов, а злая и скверная – сами понимаете, что. Отсюда следует, какое именно невидимый мир окружает того, кто сквернословит.

В современном мире так сложно сдержать себя от искушения подражать другим в искусстве владения крепким словцом. Да, всех перевоспитать невозможно, но начать с себя сегодня очень важно: стоит запретить себе употреблять даже мысленно скверные слова.

Эссе на тему «жизнерадостность»

Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Евангелие от Матфея

Многие великие люди прошли через тяжелую, тернистую жизнь, наполненную одиночеством, людским неприятием и горем. Именно к этой теме в данном отрывке текста обращается К. Паустовский. Автор прямо формулирует философскую проблему: как преодолевать трудности и нести свой крест?

Материалом для рассуждений становятся факты из жизни небезызвестного сказочника Г.Х. Андерсена: общество всегда указывало на его низкое происхождение, «его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались». С самого начала текста противопоставляется добродушие писателя, его внутреннее богатство и гордость вышестоящих жителей Копенгагена. Далее К.Паустовский приводит автобиографическую цитату Андерсена о том, что он «медленно и тяжело» завоевывал свое место в литературе. В конце текста дается третья точка зрения – поэта Игемана, который подчеркивает удивительную способность сказочника видеть красоту мира. Такое построение текста не случайно. Нам, читателям, сазу представляются на обозрение три точки зрения на жизнь и личность Г. Х. Андерсена.

Из плюрализма этих мнений рождается позиция автора предложенного для анализа текста: жизненные трудности преодолеваются через веру в добро, любовь ко всему миру, открытость и чистоту души.

С мнением К. Паустовского трудно не согласиться. Меня искренне восхищают люди, которые весь свой крестный путь проходят с улыбкой на лице, благословляя врагов и завистников. Справедливость этой позиции подтверждается концепцией главной христианской книги – Библии. Вспомним, например, Евангельский текст об Иисусе Христе. Ни у кого нет сомнений в том, что это эта жизнь – пример максимального человеческого страдания: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию… насмехались над Ним… и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Евангелие от Матфеея, 27), а далее было распятие на кресте. Спаситель до самого последнего вздоха терпел все с верой в Бога и любовью ко всему человечеству.

Именно Библия стала основой все классической русской литературы, поэтому мотив добра и любви ко всему человечеству в произведениях классиков встречается довольно часто. Вспомним, к примеру, замечательного писателя ХХ века Александра Грина, чье творчество, несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, полно персонажей с открытым и чистым сердцем. Главная героиня феерии «Алые паруса» Ассоль подвергается гонениям со стороны жителей Каперны: «Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили». Однако девочка не оскорблялась, была добра и верна своей мечте, много работала и находила друзей в мире природы. Наградой за терпение и доброту для нее стало исполнение заветного желания.

Из вышесказанного следует, что одним из самых лучших способов преодоления жизненных трудностей является вера в Бога, любовь к людям, даже презирающим и клянущим тебя, работа и творчество. Нужно во что бы то ни стало сохранить в себе способность радоваться и удивляться красоте окружающего мира!

Эссе на тему «мужество»

Фрагмент текста, написанный советской писательницей Ф.А. Вигдоровой, показывает, что тема мужества актуальна и в наши дни. Автором поднимается философская проблема: в чем проявляется мужество?

Раскрытие сути этого вопроса происходит посредством представления читателю нескольких точек зрения. Во-первых, приводится высказывание Т.Г. Габбе о том, что в обычной жизни большинство людей подвержены страху и лишены мужества. Во-вторых, дается ссылка на высказывание поэта-декабриста Рылеева о том, что люди боятся говорить правду «в пользу справедливости».

Далее Ф.А. Вигдорова приводит примеры из жизни, когда в очевидно простых ситуациях люди вместо мужества проявляли трусость: коллега не заступается за невинно увольняемого сотрудника, мальчик не признается в том, что разбил стекло. Обращение к устному народному творчеству с приведением выразительной русской пословицы «Моя хата с краю» показывает нам, читателям, что проблема проявления мужества уходит своими корнями в глубокую древность. Автор использует такое средство художественной изобразительности как риторический вопрос («Что это за страх?», «Почему же он боится?») на протяжении всего текста, чтобы вовлечь читающего в диалог, заставить размышлять на заданную тему.

Авторская позиция выражена в финале текста вполне определенно: проявлять мужество человеку необходимо ежедневно, преодолевая свои страхи. Это необходимо, чтобы быть настоящим человеком.

Нельзя не согласиться с данным тезисом. Я также считаю, что постоянное проявление мужества должно стать максимой личности, которая позволит полноценно развиваться характеру и проживать жизнь, за которую не будет мучительно стыдно.

Все эти мысли далеко не новы и встречаются в текстах классической литературы. Замечательно проблема проявления мужества в быту показана в феерии А. Грина «Алые паруса». В эпизоде, когда Грей спрашивает у Меннерса, кто такая Ассоль, лавочник отвечает, что эта девушка не в себе, сумасшедшая. Вся Каперна ее ненавидит, кроме угольщика, который не побоялся вступиться за девушку в трактире и сказал правду: «Ты врешь… Можете быть спокойны, что она так же здорова, как и мы с вами». Сложно сказать, как бы могла сложиться судьба Ассоль, если бы угольщик промолчал, испугавшись того, что общество Каперны так же отвернется от него.

Мне особенно нравится пример из народной культуры, подтверждающий мысль о необходимости проявления мужества в повседневной жизни – сказка «Аленький цветочек» в версии С.Т. Аксакова. Этот бродячий сюжет имеет множество интерпретаций, но сохраняет обязательно акцент на том, что дочь купца проявила мужество, предложив страшному чудовищу свою жизнь, чтобы спасти отца: «Я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него».

Подобных примеров много, ведь победив свои страхи и проявив мужество, выигрывает, не тот, кого защищают, а тот, кто защищает. Духовный рост возможен только через подвиг. Каждый должен находить в себе силы заступаться за правду.

Эссе на тему «война»

Перед нами фрагмент художественного текста Б. Васильева, в котором говорится о фундаментальных общечеловеческих ценностях: самом человеке, о семье и о доме.

Автор обращает внимание читателя на проблему разрушения этих ценностей войной как противоестественного явления.

Обращаясь к истории из жизни Лукошкиной Марии Викторовны, повествователь сравнивает два явления: снос дома строителями, т.е. цивилизацией, и «снос» в переносном значении жизни матери войной, на которой погибают ее дети. Героями этого текста становятся фронтовики, «экипаж машины боевой»: Владимир, Юрий, Николай и Олег. Для женщины они являются центром ее мира, что подчеркивается особым сравнением с христианскими великомучениками («святые мученики великорусские»).

Автор лишь в последнем абзаце иносказательно выражает свою точку зрения. Он считает, что о героях войны должны помнить не только их семьи, но и общество в целом. Память о человеке не должна быть разрушена и «снесена бульдозером».

С авторской позицией трудно не согласиться. На мой взгляд, уважение к подвигу, совершенному в годы Великой Отечественной войны, должно быть выражено, кроме всего прочего, в создании музеев, оформлении должным образом (памятниками, обелисками) исторических мест.

Справедливость вышесказанного подтверждает русская литература XX века. Вспомним, например, повесть Василия Быкова «Обелиск». Жизнь учителя и детей разрушена войной, но память о героях минувших событий навсегда сохранится в виде мемориала: «…обелиск за каких-нибудь десять лет … несколько раз менял свою окраску… Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику».

Также к этой проблеме обращается А.Т. Твардовский в стихотворении «Перед войной, как будто в знак беды…». В этом тексте война сравнивается со страшными морозами, уничтожающими деревья (деревья в данном случае олицетворяют людей). Проходят годы, природа восстанавливает свои силы, но мать никогда не забудет своего ребенка, всегда будет помнить о нем и любить: «…прошла война. А ты все плачешь, мать…».

В заключение хочется подчеркнуть, что не только предложенный для анализа фрагмент, но и вся проза В. Быкова заставляет задуматься читателя не только о разрушающем, демоническом действии войны на общество, но и на проблему преодоления этой силы посредством сохранения памяти о героях. Очень хочется верить, что солдатские фронтовые подвиги не будут забыты поколениями.

Эссе на тему «цинизм»

Цинизм – одно из проявлений зла и духовной нищеты. Он многолик и, наверное, существовал всегда. Именно к этой актуальной теме обращается Инна Павловна Руденко в своей статье.

Философскую проблему можно обозначить следующим вопросом: в каких формах и обличьях проявляется цинизм в современности?

Автор комментирует проблему на примере использования в рекламе высоких образов из Великой Отечественной войны с целью продажи повседневных товаров и услуг. Так, например, знаменитый призыв «Родина-мать зовет!» несет в себе не традиционную интенцию защиты своего государства и народа, а провоцирует зрителя на покупку билета в «ночной клуб, ресторан, русские бани». Подобное использование «всуе», обесценивание высоких культурных образов и есть цинизм, «кощунство», «исторический нигилизм». Текст И.П. Руденко очень эмоционален, полон протеста, что выражается в использовании автором большого количества средств художественной изобразительности: риторических вопросов («…как еще назвать, подскажите?»), риторических восклицаний («реклама дома отдыха!»), эпитетов («всемирное хихиканье»).

Позиция автора выражена вполне определенно и однозначно: нужно ценить и уважать память о героях Великой Отечественной войне и использовать их образы только в патриотических целях.

Я полностью поддерживаю авторскую точку зрения! Культурная жизнь будущих поколений должна быть основана на уважении к истории России, знании своих героев, чествовании, павших на полях сражений. Обесценивание всего этого просто недопустимо!

Эта проблема, наверное, вечная, потому что находит свой отклик в произведениях разных эпох: от Библии до современной литературы.

В Ветхом Завете, например, Бог спрашивает Каина: «Где Авель, брат твой?», а братоубийца отвечает: «Не знаю, разве я сторож брату моему?». Трагическая циничность ответа, пропитанного кровью родного брата и обесцениванию семейно-родовых отношений, поражает нас, читателей, до сих пор.

Мне особенно нравится рассказ американского современного писателя Р. Брэдбери «Улыбка», потому что он посвящен проблеме цинизма в искусстве. На главной площади футуристического города необычное собрание: люди пришли уничтожить самое загадочное и совершенное произведение художественного искусства – картину Леонардо Да Винчи «Мона Лиза». Автор показывает общество циников, которые унижают и уничтожают прекрасное, плюют на него: «…рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, точно пьяные».

Итак, цинизм как зло был и есть, как ни печально подводить такой итог, но в наших силах уменьшить его влияние, бороться с ним, прежде всего, транслируя окружающим любовь и уважение к культуре, истории, литературе.

Эссе на тему «талант»

Россия всегда была невероятно богата на таланты, которые стали знамениты не только своими выдающимися способностями, но и стали отражением нашей культуры, духовности, философии и особого менталитета. Именно к теме выдающихся людей, особых дарований обращается в своей статье Михаил Пришвин. Его внимание приковано к знаменитому оперному певцу – Федору Шаляпину.

Автора интересует философский вопрос: какими чертами характера должен обладать русский гений? Какой он должен быть?

Анализируя этот необычный портрет, Пришвин приходит к заключению о том, что внутри таких людей живет тайна, их поведение сложно объяснить, они загадочны и этим притягивают к себе окружающих: «такого не выдумаешь». При этом всем русский гений обладает широтой души, сравнимой разве только с широтой наших природных просторов, целостность и естественность его образа поражает: «бога видел, нашего какого-то, может быть, полевого или лесного, но подлинного русского бога видел».

Авторская точка зрения выражена в тексте вполне определенно: публицист считает, человек уже рождается талантливым, важно лишь его увидеть и развить, как сделал это Шаляпин и сам Пришвин.

Я согласна с этим подходом и думаю, что способности человека к той или иной деятельности даются свыше, важно их вовремя распознать и развивать.

Про русского гения от природы, старательно развивавшего свое мастерство, бесконечно любившего Россию пишет Н.С. Лесков в повести «Левша». Он относит главного героя к праведникам – символам Родины, гордости отечества, превзойти искусство которого не смогли иностранные специалисты.

Тема русского художника-иконописца, занимающегося своим ремеслом по божественному проведению, невероятно красочно и точно описана в повести Ивана Сергеевича Шмелева «Неупиваемая чаша». Христианский художник Илья расписывает восстановленную церковь, пишет чудотворную икону, к которой идут люди, прося защиты и спасения.

Истинный талант – это присутствие Бога в душе человека. Его нужно развивать, совершенствовать и приносить в дар людям, употребить во благо не себе, а Родине, человечеству.

Эссе на тему «природа»

Анимизм – это философское учение, вера в одушевленность всей природы. Этого воззрения придерживались первобытные люди, коренные жители современных стран, приверженцы традиционных религий. Почему же такая простая истина была и до сих пор остается понятной людям, не имеющим специальных познаний и соответствующего образования, а нам, высокообразованным представителям общества, сложно понять, каким должно быть отношение человека к природе. На этот философский и нравственный вопрос в своих текстах ищет ответ русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родине Константин Георгиевич Паустовский.

Авторская позиция выражена определенно: взаимоотношения человека и природы носят двустороннюю связь, поэтому они должны быть выстроены через созерцание, философское осмысление, глубокое понимание.

Я согласна с точкой зрения автора и считаю, что мы должны поклоняться природе, потому что она дает нам все основные ресурсы для жизни: воду, воздух, тепло и энергию, место для комфортной жизни.

Аналогичной точки зрения придерживается Виктор Петрович Астафьев в своем романе «Царь-рыба», а именно в одноименной главе. Показывая картину недолжного отношения к природе, он говорит читателю о том, что недопустимо быть браконьером, варварски относиться к рыбе и рекам, потому что окружающий мир возвращает эти действия обратно людям. Писатель призывает отказаться от рыбной ловли методами взрыва рек динамитом, научиться чувствовать природу через общение с ней, прогулки по лесу, изучение особенностей родного края.

Федор Иванович Тютчев, русский поэт, автор множества текстов о природе, также придерживался концепции анимизма и в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» призывает читателя разобраться в своих отношениях с миром. Если мы понимаем, что перед нами «не бездушный лик», а свободная, деятельная стихия, любящая человека, разговаривающая с ним на своем языке, то и наше отношение к природе будет трепетным, осознанным, философским, у нас появится истинно дружеское взаимодействие, направленное на созидание.

Любые отношения выстраиваются по принципу зеркала: совершенные действия доходят до какой-то точки вселенной и возвращаются к нам же с утроенной силой. Именно поэтому отношение к природе должно быть таким, какое бы мы желали себе: наполненное искренней бережности, материнской заботы, бескорыстной любви

Пишем рассказ

Работа над рассказом может быть для ребенка не эмоциональным порывом, но достаточно увлекательной игрой, способной развить мышление. Родителям очень важно понять, что увлечение писательством имеет прикладное значение для комплексного, всестороннего развития личности.

Лучше всего строить работу над рассказом с создания идеи: что мы хотим сказать своему читателю, какую мысль донести, на какую проблему дать ответ? Естественно, тема и проблема должны волновать самого ребенка. По текстам, которые пишет человек, многое можно сказать: какие внутренние проблемы были у автора, что его волновало, какие проблемы с окружением существовали. Несмотря на различия биографического автора и автора в тексте, первый также находится всего лишь по касательной к своему произведению, как писал об этом, наверное, лучший литературовед всех времен Михаил Михайлович Бахтин, хотя автобиографические отголоски слышны в любом тексте. Поэтому самостоятельно написанные тексты также будут и для Вас подсказкой, читая их, Вы будете больше и глубже узнавать своего ребенка.

После создания идеи создаем персонажей: придумываем им имена, характер, внешний вид, особенности поведения. Далее – описываем подробно конфликт, происходящий между ними (столкновение), кульминацию конфликта (точку кипения) и его развязку. Это так называемый скелет рассказа, на который нужно теперь «нарастить» мышцы: добавить описания природы, интерьера, в которых происходят события, лирические отступления (авторские размышления на заданную тему).

Разберем структурно рассказ Рея Бредбери «Пешеход». Автор пытается донести своему читателю проблему человека и цивилизации: в мире будущего думающий, чувствующий человек стал никому не нужен, мир его боится, настоящую личность изолируют в психиатрическую больницу. Главный герой – Леонард Милд. Конфликт начинается в момент, когда его, просто гуляющего по городу, замечает полиция. Кульминация – Леонарда сажают в полицейскую машину. Развязка конфликта – Милда привозят в психиатрическую больницу, и он смиряется со своим положением (именно герой смиряется, но не автор и не читатель). Описания улицы – фон происходящих действий.

Чтобы подчеркнуть конфликт можно разделить персонажи на две группы. Конфликт – это столкновение интересов, точек зрения на один предмет (объект), следовательно, в рассказе должны быть две группы героев (за одну точку зрения и за другую), противопоставленных друг другу.

Возьмем рассказ Рея Бредбери «Улыбка» и проанализируем его с этой точки зрения. Он написан на тему искусства. Проблема, которую ставит автор, можно сформулировать следующим образом: как сохранить искусство? Как сделать так, чтобы люди любили искусство?

Группа персонажей, точка зренияГруппа персонажей, точка зрения
Мальчик Том, любит искусство, чувствует его своей душой, предпринимает попытку по спасению фрагмента картины «Мона Лиза»Григсби Толпа Ненавидят искусство, уничтожают его, обвиняют искусство в своих бедах, не понимают и не чувствуют красоту

Все, что окружает этих персонажей, их внешний вид, поведение, язык также разделяются на так называемые «семантические поля». Если Вам, действительно, интересно познакомиться с этой теорией в полном виде, то рекомендую прочитать книгу Леонида Фуксона «Чтение», которая показывает нестандартную форму анализа текста и, обратно, составления его.

Композиция – это архитектура рассказа, то, как он построен. Композиция рассказа может быть зеркальной как в рассказе Александра Грина «Зеленая лампа»: в первой части Стильтон играет с Джоном Ивом, делает из него игрушку за деньги, во второй части – со Стильтоном играет сама судьба и наказывает его за подобную жизнь. То есть две части, как зеркало, отражают друг друга по характеру событий в них происходящих.

Кольцевая композиция – это метод обрамления, рамка, когда рассказ заканчивается точно такими же событиями, с которых начинался. Например, произведение Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи». Все начинается и заканчивается описанием грязной дороги, изрытой колеями, по которой едет главный герой.

Обратная композиция – это метод построения событий от настоящего к прошлому. Вспомним повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Вешние воды»: главный герой берет в руки гранатовый крестик и вспоминает печальную историю любви, которая случилась с ним в молодости.

Прием ретроспекции используется тогда, когда необходимо раскрыть причину поступков героя, показать события прошлого. Этот метод можно и нужно применять к своим героям, которые имеют сложный характер. Неоднозначность их поведения, естественно, должна иметь причины в классическом повествовании, источники, которые наполнили озеро личности темными или светлыми водами.

Автобиография/биография

Для написания автобиографии/биографии очень важно выделить именно эти структурные компоненты – жемчужины Вашей жизни. Подарите свой, уникальный и ценный опыт, другим, щедрость, в том числе эмоциональная, очень нужна и важна.

Мне сильно понравилась биография Стива Джобса, написанная Уолтером Айзексоном за свою откровенность и честность: в ней показаны не только сильные и лучшие стороны знаменитой личности, но и негативные черты характера (употребление наркотиков в молодости, пренебрежение собственным ребенком, отсутствие чистоплотности, агрессивность по отношению к сотрудникам и другие). Быть честным в текстах с читателем и самим собой – задача непростая, но выполнимая. Открытость и правдивость – вот, наверное, лучшее украшение для данного вида текста.

Образность языка

Характерным признаком публицистического или художественного текста является его образность, то есть способность рисовать картины в воображении читателя. Умелое применение в своем произведении средств художественной выразительности (изобразительности) и придает языку эту наглядность.

Сравнение двух объектов. Сравните два выражения: «спасибо, Вы так добры» и «спасибо, Вы добры как ангел». В каком случае выражение наглядно и образно, красиво? Риторический вопрос. Сравнение состоит из трех компонентов: что или кого сравнивают, с кем сравнивают, признак сравнения. В данном примере человека сравнивают с ангелом на основе признака доброты характера.

Метафора – использование слов в переносном значении, скрытое сравнение. Она также визуализирует, показывает наглядно предмет нашей речи. Для того чтобы построить метафору, нам необходимо подумать, на что похоже явление или предмет, который мы описываем? Метафора не только добавляет образность, но и творит новую действительность, потому что объект сравнения обязательно обладает какими-то своими собственными качествами и свойствами, которые лягут и на предмет сравнения. Кстати, термин метафора ввел в оборот Аристотель.

Например: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав. Предмет сравнения – книга, объект сравнения – продукты, основание сходства – голод (книжный голод и продуктовый голод для автора метафоры похожи).

Примеры из сочинений:

Поиск смысла жизни подобен открытию шкатулок с секретом – самой жизни. Заглядывая в них, человек обращает внимание на содержимое только тогда, когда внутренность этой вещи понравится искателю – в этот момент он понимает смысл жизни. (Екатерина Смолянинова, 11 класс)

Поиск смысла жизни можно сравнить с прохождением пути через тернии к звездам. (Даниил Лысков, 11 класс)

Поиск смысла жизни можно сравнить с природным явлением, когда солнце изо всех сил пытается прорваться сквозь облака или тучи, чтобы обогреть своим теплом землю. (Дарья Колобова, 11 класс)

Упражнение для нарабатывания образности языка.

Придумайте предложения, в которых бы данные слова использовались не в прямом значении: хрустальный, дикий, золотой, медовый, ледяной, льняной, серебряный, пурпурный.

Цельность текста

Цельность текста – это подчиненность единой цели. Каждая фраза должна нести в себе отпечаток общей идеи и общая идея должна отображаться в любом фрагменте текста. Представьте себе, что Вы заказали в ресторане, например, вегетарианскую пиццу. Каждый ее кусок будет нести на себе отпечаток общей идеи: тесто, овощи, соус, сыр. Совершенно недопустимо, если вдруг попадется кусочек с колбасой или рыбой, потому что это будет противоречить общей идее заказанного блюда.

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» показывает пороки помещиков и общества в целом: каждая отдельная глава освещает тот или иной грех и недостаток (от праздности Манилова до жадности Плюшкина и его жизни только материальными ценностями, отсутствия духовности у Чичикова, который, по сути дела, и есть самая «мертвая душа», потому что душа умирает, когда не живет духовной жизнью). Все они расположены в порядке «смертности» для души (градация), даже лирические отступления посвящены этому.

Недаром слово «текст» происходит от латинского слова textum, что обозначает «ткань». Любое речевое произведение должно стать качественным и дорогим шелковым полотном, с вышитыми золотом на нем цветами – образными выражениями. Даже если сейчас получается шить лишь лоскутное одеяло, нужно над ним работать, потому что труд по «копанию слов» рано или поздно творит чудеса с текстом.

Источник

Видео

Как правильно определить проблему и не потерять 9 первичных баллов? | Русский язык ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать

Как правильно определить проблему и не потерять 9 первичных баллов? | Русский язык ЕГЭ 2022 | Умскул

Сочинение ЕГЭ 2022: структура, критерии оценивания, типичные ошибки. Вводный вебинар.Скачать

Сочинение ЕГЭ 2022: структура, критерии оценивания, типичные ошибки. Вводный вебинар.

Влияние мата на здоровье человека. Вы этого точно не знали. Матерные слова (мат), это имена демоновСкачать

Влияние мата на здоровье человека. Вы этого точно не знали. Матерные слова (мат), это имена демонов

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без водыСкачать

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без воды

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 15 минут. Структура+клише. Чётко и без водыСкачать

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2022 за 15 минут. Структура+клише. Чётко и без воды

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ ПО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ ТЕКСТУСкачать

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ ПО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ ТЕКСТУ

ВАНЯ УСОВИЧ ПРО РУССКИЙ ЯЗЫКСкачать

ВАНЯ УСОВИЧ ПРО РУССКИЙ ЯЗЫК

Сочинение ЕГЭ: как найти проблему в тексте?Скачать

Сочинение ЕГЭ: как найти проблему в тексте?

Большой теоретический урок по сочинению | Русский язык ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать

Большой теоретический урок по сочинению | Русский язык ЕГЭ 2022 | Умскул

Фильм о сквернословииСкачать

Фильм о сквернословии
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.