- Славянизмы в русском языке упражнения
- Урок русского языка в 10-м классе «Старославянизмы»
- Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка
- Просмотр содержимого документа «Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка»
- Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке» методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Фонетические старославянизмы в русском языке»
- Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: «Фонетические старославянизмы в русском языке» УМК «Школа 2100»
- 📸 Видео 🔍
Славянизмы в русском языке упражнения
Упражнение 104.
Укажите фонетические признаки старославянизмов, приведите к ним русские соответствия, если это возможно.
Хлад, младой, юродствовать, юдоль, естество, власяница, есень (осень), вран, нищий, хождение, единый, умиление, брадобрей, азы, юный, повреждение, сестры, братия, рождать, досаждать, честный, крест, зеркало, безнадежный, благо, влага, будущий, незабвенный, сборище, ждать, презрение, злачный, охранять, истощать, разверзать, вежды, длань.
Упражнение 105.
Найдите в стихотворениях фонетические старославянизмы.
Не говори, что нет спасенья, Как насаждения Петрова
Что ты в печалях изнемог: В Екатерининской долине
Чем глубже ночь, тем ближе Бог. Так насаждаемое ныне
(А.Майков) Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.
В синем небе плывут над полями Я задремал, главу понуря,
Облака с золотыми краями; И прежних сил не узнаю;
Чуть заметен над лесом туман, Дохни, Господь, живящей бурей
Тёплый вечер прозрачно-румян. На душу сонную мою!
Вот уж веет прохладой ночною; Как глас упрёка, надо мною
Грезит колос над узкой межою. Свой гром призывный прокати,
Месяц огненным шаром встаёт, И выжги ржавчину покоя,
Красным заревом лес обдаёт. И прах бездействия смети!
Кротко звезд золотое сиянье, Да вспряну я, Тобой поятый,
В чистом поле покой и молчанье; И, вняв карающим словам,
Точно в храме стою я в тиши Как камень от удара млата,
И в восторге молюсь от души. Огонь таившийся издам.
Упражнение 106.
Выделите в словах словообразовательные элементы старославянского происхождения.
Безответный, безнравственный, возыметь, восхитить, исход, нисходить, предначертать, разлад, россыпи, соучастие, упредить, чрезвычайный, звонарь, соглядатай, ведомый, богатырь, боязнь, игрище, кровопийца, битва, естество, нашествие, сообщество, зиждитель, всемогущий, предержащий, оправдание, власяница, нежность, терпенье, кормчий, благородный, богоданный, всеведущий, добродетель, долгожданный, единородный, злопамятный, животворный, малоимущий, сердцевед, суетный, тайнопись, треножник, единоверие, взаимодействие, жизнелюбие, славословить, свободомыслие, благотворить.
● Приведите 5-7 собственных примеров словообразовательных старославянизмов.
Упражнение 107.
Найдите в тексте стихотворения слова, содержащие элементы церковнославянского происхождения.
На холме
● Подберите 1-2 стихотворения поэтов ХХ века, в которых содержатся старославянизмы.
Упражнение 108.
Найдите в предложениях грамматические старославянизмы.
1.Во мраке холодном, под сенью душистыя липы (А.Майков). 2. И пошли они, солнцем палимы (Н.Некрасов). 3.Среди других играющих детей она напоминает лягушонка (Н.Заболоцкий). 4. Как слёзы первыя любви (А.Блок). 5. Тебе, твоим туманам И овцам на полях, несу, как сноп овсяный, Я солнце на руках (С.Есенин). 6. Норд-остом жгут пылающие зори. Острей горит Вечерняя звезда (И.Бунин). 7.Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимира до нынешнего Игоря (Слово о полку Игореве). 8. Не поймать на лету ветра буйнаго, Тень от облака летучаго не прибить гвоздём ко сырой земле! (А.Толстой)
● Охарактеризуйте грамматическую специфику каждого из них.
Упражнение 109.
Разграничьте старославянизмы по признакам на фонетические, словообразовательные, грамматические, семантические.
Жажда, презрение, нужда, пещера, истина, молитва, разум, знание, смелый, раб, юноша, прах, творящий, злоречивый, мрак, вещий, мерзость, зиждется, вострубить, чрево, бразды, низвести, священник, преданность, величие, таинство, венчание, незлобие, искупление, молящий, отчизна, блаженство, грех, бездна, едва, младенец, добродетель, преисподняя, гордыня, сведущий, поприще, соблазн, мгновение, порицать, алкать.
● В каких случаях разграничение невозможно? Почему?
Упражнение 110.
Найдите в текстах старославянизмы и определите, какую стилистическую функцию они выполняют.
● Проиллюстрируйте на примерах известные Вам случаи использования в литературе старославянизмов в стилистических целях.
Упражнение 111.
Разграничьте генетические и стилистические старославянизмы.
Младой, гражданин, страж, возбранять, ветр, пламя, чреда, время, полнощный, нрав, плен, древо, глава, глас, хранить, храм, здравствуй.
● Дополните каждую из указанных групп своими примерами.
Урок русского языка в 10-м классе «Старославянизмы»
Цели урока:
Ход урока
(Работа со схемой презентация, слайды 3-4)
2. Сообщение «Славянская азбука» (слайды 6-9 и приложение 1)
3. Практическая работа:
4. На основе текста составьте таблицу (самостоятельная работа).
Фонетические приметы старославянских по происхождению слов
Фонетические приметы исконно русских по происхождению слов
Результат работы.
Фонетические приметы старославянских по происхождению слов
Фонетические приметы исконно русских по происхождению слов
Начальные сочетания ра-, ла-
Начальные сочетания ро-, до-
Начальные буквы а,е,ю
Начальные буквы я, о, у
Проверка результатов выполненного задания (слайды)
5. Продолжение составления таблицы: работа с текстом (приложение3)
Проверка результатов выполненного задания.
6. Словообразовательные приметы старославянизмов. Слово учителя (слайды)
7. Практическая часть:
№ 65. Найдите старославянизмы, укажите на их приметы.
Нощь и поле, и крик петухов.
С златной тучки глядит Саваоф.
(Есенин)
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес.
Колокольчик среброзвонный,
Ты поешь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
(Есенин)
Промчались навсегда те
времена златые,
Когда под скипетром великия
жены
Венчалась славою счастливая
Россия,
Цветя под кровом тишины.
(Пушкин)
Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они,
Лиют без слов язык богов.
(Лермонтов)
…И где являются порой
Умы и хладные и твердые как
камень?
Но мощь их давится
безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра
спокойный пламень.
(Лермонтов)
Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг.
(Пушкин)
8. Подведение итога урока.Рефлексия
9. Домашнее задание: Найдите в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» старославянизмы; подберите, где это возможно, соответствующие исконно русские слова. Как соотносятся их значения? Охарактеризуйте эти слова с точки зрения их стилистической принадлежности.
Литература.
Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка
Задания даны с избыточностью для одного урока.
Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка»
1. Прочитайте известные строки из стихотворения Ф.И. Тютчева.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут, и блещут, и гласят …
2. Как можно назвать выделенные слова и какое фонетическое явление в них отражено? К какому лексическому разряду они относятся: словам исконно русским или заимствованным?
И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
Старославянский язык – это язык первых славянских переводов богослужебных книг, сделанных с греческого языка великими просветителями славян Кириллом и Мефодием, а также их учениками в IX – XI веках.
На Руси старославянский язык вначале (после крещения Руси в 988году) использовался только как язык церкви.
Прочитайте текст и на его основе составьте схему или опорную запись «Роль старославянизмов в формировании русского литературного языка»
По мнению учёных, старославянский язык оказал существенное влияние на формирование русского литературного языка, так как обогатил его словами, имеющими отвлечённое значение, заложил основы научной терминологии, увеличил количество приставок и суффиксов, способствовал образованию стилистической системы.
Старославянские слова составили основу высокого стиля русского литературного языка, существование которого, наряду со стилями средним и низким, является одной из особенностей русской языковой культуры.
Прочитайте слова, пришедшие из старославянского языка, и распределите их в таблицу по тематическим группам.
Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.
Религиозные термины, слова церковной сферы
Наименования частей тела
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1. Выделите среди старославянизмов слова, обозначающие морально-нравственные качества, и запишите их толкование.
Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.
Наличие неполногласных сочетаний (на фоне полногласия в исконно русских словах)
ст ра на – ст оро на
Начальные РА, ЛА на месте русских РО, ЛО
Буквы ЖД и Щ вместо русских Ж и Ч
неве жд а – неве ж а
бродя щ ий – бродя ч ий
могу щ ий – могу ч ий
Начальное Е на месте О; начальное А на месте Я
Приставки ПРЕ-, ПРЕД- и ЧРЕЗ- с неполногласными сочетаниями
пре дать – пере дать
пре ступить (закон) – пере ступить
пре док – тот, кто был перед нами
Приставки ВОЗ-/ВОС-, НИЗ-/НИС-, ИЗ-/ИС-
воз звание, вос стание
низ вергнуть, нис падать
из бавить, ис поведь
гор ящ ий – гор яч ий
тек ущ ий – тек уч ий
Сложные слова с первыми компонентами БЛАГО-, БОГО-, ДОБРО-, ЗЛО-
Заимствования из греческого языка
Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русские слова.
РазлАтый – раздавшийся в ширину, расширяющийся. (прост.)
Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русские слова.
4. Уж звёзды светлые взошли / И тяготеющий над нами / Небесный свод приподняли / Своими влажными главами. (Ф. Тютчев)
5. И даль раскрылась и блеснула, /В простор безбрежный уходя. (С. Соловьёв)
Прочитайте текст и на его основе составьте схему или опорную запись «Функции старославянизмов в современных текстах»
Старославянизмы и созданные по их моделям «славяно-русские слова» составляют значительную часть лексики современного русского литературного языка и используются в самых разных текстах научного, публицистического, делового и художественного стилей. При этом они могут выполнять не только номинативную функцию (называть какие-либо предметы или явления), но и функцию экспрессивную (служить средством выражения торжественности, создания высокого стиля речи). Такие славянизмы могут передавать колорит ушедших эпох, создавать речевые характеристики героев художественных текстов, выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому.
Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия…
Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах…
Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…
Прочитайте фрагмент стихотворения И.С. Никитина «Степная дорога». О чём оно? Какое настроение передаёт автор?
Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне;
Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает;
И над душистой травой, Палящим солнцем разрежённый, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной.
А.И. Куинджи. Степь. 1875
Опираясь на текст, докажите правильность утверждений: а) в русском литературном языке органически сочетаются слова исконно русские и старославянские; б) использование старославянизмов придаёт речи торжественность, создаёт исторический фон.
Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне;
Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает;
И над душистой травой, Палящим солнцем разрежённый, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1. Выделите среди старославянизмов слова, обозначающие морально-нравственные качества, и запишите их толкование.
Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2. Орфографический и пунктуационный практикум.
… Высокий слог жив до сих пор. Язык публиц..стики и науки пользует(?)ся им повс..дневно. Даже адм..н..стр..тивный язык буквально пр..низан высоким слогом… Без высокого слога (не)было(бы) совреме(н,нн)ого литературного языка потому что р..вняясь именно на высокий стиль постепе(н,нн)о ф..рмировалась в речи об..зат..льная для всех норма.
Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»
методическая разработка
Видео:СлавянизмыСкачать
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия
Факультативное занятие по русскому языку
(раздел «Историческая грамматика») с презентацией
по теме « Употребление старославянизмов в современном русском языке»
Мотивом для работы на очередном занятии послужил вопрос: « Какое влияние оказал старославянский язык на развитие современного русского языка?».
Задачи : используя наглядные материалы и тексты художественной литературы, определить лексические, фонетические и словообразовательные признаки слов старославянского происхождения; выяснить значения и сферу употребления старославянизмов в современной лексике.
Цель : формировать у учащихся языковую и лингвистическую компетенции, культуроведческую и коммуникативную компетенции; развивать навыки выразительного чтения, умения образно мыслить, творчески работать, воспитывать уважение к родному языку, желание знать историю его развития.
Форма работы: парная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Наглядный материал : тематическая газета, слайды ИКТ, художественная литература.
Творческая работа « Благие помыслы».
-Кого называли «солунскими братьями» и почему? ( Кирилл и Мефодий, г. Солуня)
— С какой целью они приезжают в 9 в. в славянское княжество Великая Моравия (современная Чехия)? ( перевод богослужебных книг на славянский язык, создание славянской азбуки, распространение христианства среди славян, создание собственных религиозных произведений)
-какой язык принято считать старославянским? ( язык славян в 9
— признаки каких славянских языков находим в старославянском языке? ( болгарского, чешского, польского, русского, белорусского, украинского).
— какие слова принято считать « старославянизмами»? ( заимствования из старославянского «мёртвого» языка в живую разговорную речь славян).
Слайд 6: Фонетические особенности старославянизмов:
Работа у доски : выделить фонетические приметы старославянизмов и соотнести их с исконно русскими словами:
Индивидуальное задание : составить синквейн к слову «Врата»
Какие? царские святые церковные
Что делают? открываются вселяют надежду
Фраза Открываются счастья врата
Синонимы дверь калитка
Слайд 7: Словообразовательные признаки старославянизмов:
Индивидуальное задание : составить синквейн к слову «Жизнь»
Слайд 8: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи» (Н.В. Гоголь).
Слайд 9: Лексические (смысловые) примеры старославянизмов:
« Стоит красная девица: алые уста, румяные ланиты, синие очи, белая выя, как у лебёдушки. Тонкими персями заплетает она длинные власы свои в косу».
Провозгласить, влечение, ограда, браслет, среда (браслет).
Слайд 10: «Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа». (Б.Г.Котляревский).
1 гр. « Слово о полку Игореве» слайд 11.
2 гр. Оды Державина и Ломоносова слайд 12.
4гр. Стих. Пушкина «Пророк» слайд 14
5 гр. Поэзия Фета и Тютчева. слайд 15.
Стих. И.Бунина « Слово».
Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Наш дар бессмертный – речь.
Среди старославянизмов есть такие, которые не ушли в историю, а обрели жизнь в современном русском языке. Это такие слова, которые способствуют нравственному воспитанию человека, его духовному возрождению, доброму началу.
Схема: прочитать слова с корнем «благо…»
Скажите, какую сферу употребления этих слов вы можете выделить?
( благотворительные концерты, благотворительная помощь, благодарственные письма, особенности речи ряда телеведущих, телекомментаторов – всех вам благ, благодарим за внимание, берегите себя, всего вам доброго.)
Составить синквейны к словам: « благоразумие», « милосердие»
Сочинение – эссе «Благие помыслы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ежегодно 23 февраля, в России, празднуется день защитника Отечества. Это настоящий мужской праздник – суровый как сама история страны. В разные годы праздник имел разные названия. Современное название.
Методическая разработка 5-ти уроков по физической культуре по разделу: Баскетбол.
Данная презентация послужит хорошим помощником в проведении уроков русского языка в 10 классе для школ и для 1 (2) курсов для СПО.
Содержит технологическую поэтапную карту урока и критерии оценки защиты проектных работ.К критериям оценки относятся следующие пункты:1. Средний балл успеваемости за семестр2. Своевременная сдач.
Цели и задачи:познакомить студентов с жизнью и творчеством нашего земляка В.Я. Ерошенко;пробудить интерес к творчеству писателя;способствовать воспитанию интереса к истории нашего края, чувства патрио.
Тема : «Великая Отечественная война». Цели: Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;Развитие навыков коллективной работы учащихся и умений критически.
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Фонетические старославянизмы в русском языке»
При обучении современному русскому языку необходимо привлекать только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития языка, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь лексических, грамматических и орфографических явлений. При этом в центре внимания учителя должен быть один из важнейших принципов дидактики – доступность, учет возрастных особенностей и уровня развития учащихся данного класса.
При подготовке к занятию учителю необходимо продумать следующие вопросы:
1) Какие исторические явления в развитии русского языка связаны с темой данного урока и как увязывается материал школьного учебника с историческими сведениями?
2) Какие конкретные исторические экскурсы можно и нужно включить в урок с учетом возрастных особенностей и уровня развития учащихся данного класса?
3) Какие положения и выводы будут сообщены учащимся и что целесообразно рекомендовать для запоминания?
4) Какую воспитательную роль могут играть сообщенные учащимся исторические факты?
Так, вполне доступна для учащихся 5-го класса история появления беглых Е и О. Именно это языковое явление часто обусловливает изменение звуко- буквенного состава многих корней родственных слов (ср. сон-сна, шел- шла), суффиксов (ср. бережок – бережка, паренек – паренька, замочек – замочка). Только уяснив природу беглых Е и О, учащиеся поймут внутреннюю логику правила о написании суффиксов -ек и -ик (цветочек – цветочка, но ключик – ключика): ведь есть беглые Е и О, но нет беглого И в уменьшительных суффиксах существительных.
Краткий экскурс в историю русских гласных позволит учащимся понять природу таких чередований, как я(ня) – им(ним) – ем (ем) (типа поднять – поднимать – подъем), я(а) – ин (типа замять – заминать, начать – начинать), я -ен (типа время – времени), я – у (типа трясти – трус) и т.д.
Исторические справки могут явиться ценным средством создания на уроках проблемной ситуации.
Исторические экскурсы помогают уяснению современных явлений и в произношении. Так, известно, что в современной орфографии буквой е может обозначаться как звук [е ], так и звук [о] после мягкого согласного (его можно было бы обозначить буквой ё), например ле и нёс [ н’ ос]. Звук [о] вместо [е] произносится теперь в определенных словах и формах, но в современном языке нет законов, которые помогли бы установить, когда надо произносить [о], а когда [е]. Однако в прошлом действовал закон, согласно которому звук [е] определенного происхождения изменялся в [о] перед твердыми согласными. Этот закон в современном языке уже не действует, а произношение под ударением [е] или [о] диктуется традицией.
История языка помогает объяснить некоторые явления в современном правописании. Например, известно, что шипящие [ш] и [ж] в древнерусском языке были мягкими согласными. Эта их особенность и сейчас еще отражается в нашей орфографии: мы пишем жизнь, шило, рожь, несешь, хотя про износим [ш] и [ ж] твердо. Подобные написания называются историческими или традиционными; иными словами, мы продолжаем писать так, как писали в эпоху мягкости шипящих.
Как известно, при изучении истории русского языка часто ссылаются на язык старославянский. Для того чтобы понять такие ссылки, надо знать, что старославянский язык – это самостоятельный книжный письменный язык, созданный на живой основе одного из южнославянских говоров. На старо славянском языке ни один народ никогда не говорил, так как этот язык обслуживал только нужды церковного богослужения, но он был понятен всем древним славянам. Письменные памятники на этом языке принадлежали известным славянским просветителям Кириллу и Мефодию (IX век), которые при помощи старославянского языка распространяли христианство, создавая различные богослужебные книги.
Урок на тему «Фонетические старославянизмы в русском языке» – это один из уроков в системе изучения истории русского языка. В результате учащиеся должны: знать о фонетических приметах старославянских слов. Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке.
Уметь правильно писать слова с полногласием и неполногласием, находить исторические параллели таких слов.
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: «Фонетические старославянизмы в русском языке» УМК «Школа 2100»
Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.
Оборудование урока: доска, тетради, словари, тексты.
Методические приемы: беседа с обобщением, чтение текста по ролям, аналитическая беседа, самостоятельная работа, объяснительный диктант, игра, рассказ учителя, вырази тельное чтение стихотворения учителем.
I. Слово учителя и игра
– Ребята, как называется атмосферное явление с громом, молнией? (Гроза)
– Какой статус у Давыдове, Орехово-Зуево? (Деревня, город)
– Куда надевается шапка? (Голова)
– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)
– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)
– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)
– Кто каркает, мешает спать? (Ворона)
– Что не нужно делать? (Врать)
(На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).
Гроза Город ро-оро
Глава Голова ла-оло
Здравствуй Здоровье ра-оро
Врать Ворона ра-оро
II. Учитель
– Я расположила эти слова в колонки.
– Что общее у этих слов?
– Итак, ро-оро, ла-оло, ра-оро общие сочетания?
– Это случайное совпадение или закономерность? (На доске)
– Сегодня мы продолжим изучение истории русского языка. Вы назвали слова, в которых есть сочетания ро-оро, ла-оло, ра-оро. Это один из фонетических признаков старославянизмов. Тема нашего урока: «Фонетические старославянизмы в русском языке». Записываем тему урока.
III. Запись темы урока
IV. Слово учителя и беседа
– В современном русском языке очень много слов, заимствованных из других языков.
– Откуда они пришли? (Из финского языка пихта, тундра; из греческого – школа, тетрадь, кукла; из французского языка балет, жюри).
– Но особенно много слов заимствовано из старославянского языка. Сегодня мы будем учиться «видеть» старославянские слова. У этих слов есть свои приметы, свои особенности. Найти эти приметы нам помогут профессор Иван Калинович, книжонок Прохор и Почемучка.
V. Чтение текста по ролям
Профессор Иван Калинович. Я слышал, вы сегодня говорили о том, что в нашей лексике, кроме исконно русских слов, есть еще и заимствованные. Среди них особое место занимают старославянизмы.
Почемучка. Посему «особое»? Ведь, наверное, старославянизмы – это просто «старые славянские слова».
Книжонок Прохор. Heт. Старославянизмы – это слова, которые заимствованы русским языком из старославянского, который хотя и приходится близким родственником восточнославянским языкам, но относится к южнославянской группе. Старославянский язык-это письменная форма одного из южнославянских языков. В XI веке на этот язык были переведены греческие религиозные книги, с помощью которых среди славян распространилось христианство. Эти переводы были сделаны Кириллом и Мефодием. Сначала старославянский язык распространялся среди западных и южных славян. В Х–ХI веках книги на старославянском языке получили широкое распространение и в Древней Руси, и вместе с ними в русский язык стали проникать старославянские слова- старославянизмы.
Почемучка. Все это было так давно. А можно ли в наше время отличить старославянские слова от русских?
Профессор Иван Калинович. Можно. Сравним: враг и ворог. Старославянские слова враг, вражда остались в нашем языке, а исконно русское ворог вышло из активно употребления. Однако от этого слова остались производные слова: ворожея, ворожить. Ворожить – «гадать», «заговаривать». Но заговаривать на зло, наводить порчу, а не просто предсказывать будущее. Современный человек, знающий происхождение этого слова, не захочет иметь дело с ворожбой. У старославянских по происхождению слов есть и другие приметы:
1) В нашем языке много «парных слов». Многие из них вам знакомы. Например: страж сторож, здравие – здоровье, пред – перед, Млечный – молочный. В корнях этих слов чередуются неполногласные (ра, ре, ла, ле) и полногласные (оро, ере, оло) сочетания. Наличие неполногласия – примета старославянских слов. Например: город – град, золото – злато, берег – брег.
2) Начальные сочетания ра – ла перед согласными противопоставляются исконно русским ро, ло: ровный – равный, лодка – ладья.
3) В начале слова старославянские и русские слова противопоставляются по трем буквам. В старославянском языке слова начинались с буквы А, исконно русские начинаются с Я (агаец – ягненок).
4) В старославянских словах в конце корня звуки жд, щ, а в русских словах звуки ж, ч (невежда – невежа, освещение – свеча).
5) В старославянских словах под ударением Е, а в русских словах в том же положении О(Ё): небо – нёба, перст – напёрсток.
Книжонок Прохор. Да, интересно изучать историю языка. Ребята, мы предлагаем вам следующее задание: на основе текста составьте таблицу. В первый столбик выпишите приметы старославянских слов, во второй – приметы исконно русских слов.
VI. Самостоятельная работа
Соотнесите приметы старославянских слов и приметы исконно русских слов.
VII. Проверка
VIII. Слово учителя и аналитическая беседа
– Хорошо, ребята. Справились с этим заданием. Мы продолжим работу дальше. Отправимся в гости к Александру Сергеевичу Пушкину. Прочитаем отрывки из произведений поэта и найдем в них слова с фонетическими старославянскими приметами.
1. Пирует с дружиной вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
2. И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
3. Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
– По каким признакам вы обнаружили старославянские слова? Подберите к ним однокоренные слова с полногласием. Запишите слова парами. Графически обозначьте орфограмму.
– Какой глагол во втором примере звучит непривычно?
IX. Учитель.
– Заслуживает внимания история повелительного наклонения глагола видеть. При правильной форме види в древнерусском языке у этого глагола была еще форма вижь (старославянское виждь), возникшая под влиянием нетематических глаголов типа дажь (старославянское даждь) отдати. Старославянскую форму этого глагола вы сейчас и отметили Е стихотворении А.С.Пушкина «Пророк»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли». После утраты редуцированных и оглушения конечной согласной форма вижь изменилась в вишь превратившуюся в частицу. В поэме Н.В.Гоголя «Мертвая души» читаем: «Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо!»
X. Учитель
– Вот видите, ребята, как много интересного можно узнать, изучая историю языка. У каждого слова своя история развития.
XI. Объяснительный диктант
Подбери соответствующие русские слова к данным старославянизмам.
Бразда, древо, млечный, чреда, единый, вращать. (Борозда, дерево, молочный, очередь, один, ворочать).
Выдели орфограммы в исконно русских словах.
XII. Игра «Кто больше»
Найдите во фразеологическом словаре примеры фразеологизмов, в состав которых входят старославянизмы. Запишите. Объясните значение найденных вами фразеологизмов.
ХIII. Проверка
XIV. Слово учителя
Мы не раз говорили с вами о главной книге. Сейчас я познакомлю вас с фразеологизмами из Евангелия.
Собственно старославянским является выражение «Глас вопиющего в пустыне» (Безответный, напрасный призыв к кому-либо), которое уже в Евангелии дается как цитата и: Ветхого Завета: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ЕМУ».
Выражение «Порождение ехидны (злой, коварный человек) возникло в русском языке как переработка старославянского сл/с из обращения Иоанна Крестителя к фарисеям идущим к нему креститься: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущей гнева?» Буквально – змееныши, затем – «злые и коварные люди».
К евангельскому тексту восходит, хотя не является абсолютно точной цитатой, оборот «не хлебом единым жив человек». Значение: настоящий человек тот, кто заботиться не только о своих материальных потребностях, но и о своей духовности.
Класть во главу угла (считать основными, особенно важными) – цитата из остроумных и дипломатических ответов И. Христа.
XV. Учитель
А сейчас, ребята, вам предстоит поработать самостоятельно. Задание у вас на карточках, проверяем по ключу. Ключ на доске.
XVI. Самостоятельная работа
Прочитай слова. Подбери однокоренные старославянизмы к исконно русским словам. Голосить, горожанин, огородить, сторона, холод, ворота, норов, чужой, перекресток. (Гласить, гражданин, оградить, страна, хлад, врата, нрав, чуждый, крест). Запиши слова парами. Подчеркни полногласие и неполногласие. Выдели орфограмму. Какой вывод ты можешь сделать?
XVII. Итоги урока
– Что нового узнали?
– Что запомнилось?
– Итак, ребята, как мы ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока?
– Запишите ключевые слова урока (Заимствованные слова. Исконно русские слова. Старо славянизмы).
XVIII. Заключительное слово учителя
Молодцы. Вы все работали хорошо. Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С. Крыжановского.
Отчего, обжигая горло, Разбирая часами
подряд Сочетания «оло» и «оро» – «Вран»
и «ворон», «молод» и «млад»? Человек
некий ими два сына. Я прислушиваюсь
к словам. Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян. Сто-ро-на.
Го-ло-са. До-ро-га. Я усвоил твёрдо азы:
С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык.
XIX. Домашнее задание
1) 3адание на карточках для сильных учащихся.
Подумайте, какие из приведенных ниже слов с сочетанием ра, ла, ре, ле не являются ста рославянскими по происхождению.
Трава, плен, среда, кран, сладкий, слава, правда, брат, страна, план, след, шлем, мрак, власть, глава.
2) 3адание на карточках для слабых учащихся. Найди и выпиши старославянизмы.
1) Мать и сын идут ко граду, Лишь ступили за ограду, Оглушительный трезвон Поднялся со всех сторон. А.С. Пушкин.
2) В унынье, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые.