Словообразование в украинском языке + видео обзор

Словообразование в украинском языке

Основные способы словообразования

Новые слова в русском языке образуются несколькими способами.

Созидание слов с помощью суффиксов, которые прилагаются к образующих основ, называется суфіксальним способом словообразования.

Среди слов, образованных приставочным способом, больше всего глаголов:

при-брать види-пере брать-брать-брать оби-братья и т.д.

Созидание слов с помощью префиксов и суффиксов, которые присоединяются к образующей основы одновременно, называется приставочной-суфіксальним способом словообразования.

Безсуфіксальний способ словообразования заключается в том, что от глагола или прилагательного, части которых выступают созидательными основами, отбрасываются суффиксы и окончания, остается так называемая усеченная основа.

Например, существительное подпись образовался безсуфіксальним способом от глагола подписать, существительное синь образовался этим же способом от прилагательного синий.

Таким образом создаются существительные, которые еще называют существительными с нулевым суффиксом, а безсуфіксальний способ создания называют нулевой суфіксацією.

Слова могут образовываться способом сложения основ или слов или способом сложения частей слов.

Некоторые слова творятся способом сборки в сочетании с суфіксальним способом.

дальневосточный Дальний Восток

а не сборка из суфіксацією.

Близкое к составлению созидания складноскорочених слов, при котором сочетаются части слов.

Сложносокращенные слова могут образовываться:

1) из части первого и целого второго слова:

стройотряд строительный отряд

турпоход туристический поход;

2) с двух и большего количества слов или частей:

фотовыставка фото, выставка

спецкор специальный корреспондент

горисполком городской исполнительный комитет;

3) с инициальных букв:

АТС автоматическая телефонная станция

НБУ Национальный банк Украины;

ООН Организация Объединенных Наций

загс запись актов гражданского состояния

ЛАЗ Львовский автобусный завод;

5) с частей слов и первых звуков или букв других слов:

КамАЗ Камский автомобильный завод;

6) с начальных букв или звуков и цифр:

ЗАЗ-968 (“Запорожец») Запорожский автомобильный завод, модель 968.

Новые слова могут твориться путем перехода слов из одной части речи в другую. Явление перехода слов проявляется в постепенном изменении значения и синтаксической роли отдельных слов, вследствие чего изменяются и морфологические признаки, хотя внешняя форма остается старой. Сравним:

дежурные ученики и очередные убрали кабинет

будущее командировки и наше будущее

военный самолет и молодой военный

Источник

Словообразование в украинском языке

Предметом изучения словообразования является рассмотрение способов создания слов, классификация производных слов с учетом их словообразовательной структуры и словообразовательного значения, определения производительности способов сло овотворенн.

В задачи словообразования принадлежит также изучение всех словообразовательных средств языка.

§ 5 словообразовательных СТРУКТУРА СЛОВАА

Основным источником обогащения лексики украинского языка является словообразование. Новые слова образуются на базе уже имеющихся в языке исходных словв.

Слово, от которого напрямую образовано производное, называется образующим словом основном образующая слово входит в структуру производного не полностью. Так, слово калина является образующим для словаа калиновый непосредственно образовалось от него. Слова, образующихся от образующих, называются производными, или мотивированными производящих и производных слова составляют словообразовательную пару: ученик-ученица, учить-учительль.

Производное слово всегда двухкомпонентное (бинарное), поскольку оно состоит из общей для образующей и производного слова части и той части, с помощью которых оно образовалось и которой отличается от тв вирног.

1) образующие слова относятся к одной части речи;

2) слова образованы при помощи общего словообразовательного средства или даже способа словообразования;

3) имеют общее словообразовательное значение.

Совокупность слов, объединенных отношениями производности и общим корнем, называется словообразовательным гнездом. Комплексной единицей словообразовательного гнезда является словообразовательный цепочка, объединяющая слова последовательно й производности. Каждое предыдущее слово является образующим для следующего, например:: делить-* разделить-* распределить-* порозподиляты.

Словообразовательные цепочки могут состоять из производных одной части речи (пример приведен выше) и разных: белый-* белок-* белковый-* белковины.

§ 6 способов словообразованияЯ

Морфологические способы словообразования делятся на аффиксальных, безафиксальни (осново-и словосложение, аббревиация).

зависимости от того, какие аффиксы используются для образования производных слов, среди аффиксальных словообразования выделяют следующие его разновидности: суффиксальный, приставочных, суффиксально-приставочных, пос стфиксальний, безафиксны.

самым суффиксальный способ проявляется при создания существительных, что обусловлено наибольшим количеством именных суффиксов в украинском языке, среди которых различают:

3) суффиксы для образования сборных названий:-ств-(-ЦТВ-) (студенчество, казачество, садоводство)-в-(мишева, мушва)-НЯК (вишняк, березняк)-ИНН-(квасолиння, гарбузиння)-ин-(озимые,

4) суффиксы на указанных измельчавшей и положительной оценки:«ик-(котик, столик, братик)-ок-(дубок, жучок, сынок)-оньк,-еньк-(головка, ручка)-АЧК-(здоровье ячко);чко);

Прилагательные, как и существительные, возникают суффиксальным способом. Среди суффиксов выделяют::

1) суффиксы качественных прилагательных:-н-(сонный, умный, крепкий, авторитетный)-См.-(ленивый, правдивый);-am-(зубастый, умный, губастый)-ав-(-яв-) (кудрявый, дырявый)-ист-(-ист-) (тщеславный, плечистый, ухабистая)-Уват-(-юват- (гениальный, решающий)

2) суффиксы относительных прилагательных:-н-(ржаной, рыбный, народный)-ан-(-ян-) (гречневая, пшенная, соломенной»пьяный)-ов,-ев- (-Е6-) (березовый, вишневый, жизненный)-Днепропетровск-(-зьк,-цьк-) (ученический,. Запорожский,. Кременчугский)-ичн-(-ичн-) (педагогический, исторический)-Арн-(-ярн рчий)-шн,-жн-(завтрашний, настоящий)

3) суффиксы притяжательных прилагательных:-ов-(-ев-) (братьев, кузнецов,. Сергиев)-ин-(-ин-) (сестры,. Надиин, матери, соловьи»шей);ший).

суффиксальным способом возникают и глаголы. К существительному, прилагательных и наречных основ добавляются непосредственно такие глагольные суффиксы:-ува-(-ЮВА-) (учительствовать, презирать, зимовать, жалко. Уват)-и-,-Й-, (хвалить, мирить, клеить, веселить, радоваться, молодеть)-а-(-я-) (слушать, добришаты, расширяться, ужинать)-Аува-(- ).

От основ междометий, местоимений и звукоподражательные слов глагола возникают при помощи суффиксов-ка,-а: тыкать, ахать, кишкаты, кукарекать, эх а ты.

приставочных называется такой способ, при котором производное слово образуется при помощи префикса.

префиксация чаще всего применяется для создания глаголов, реже существительных, прилагательных, наречий.

Глаголы возникают и при помощи заимствованных префиксов: где-(дез-) (демобилизовать, дезинфицировать, дезориентировать) дис-(дисквалифицировать, дисасоциюваты) ре-(реорганизовать, ретранслировать).

префиксация в словообразовании существительных является способом малопродуктивным, поскольку ограниченное количество именных префиксов. Часть существительных образуется при помощи праславянских префиксов, потеряли св ной семантическую выразительность, и их можно выделить только путем этимологического анализа: па-употребляется со значением»подобный»(холм, пакил, паволока) пра-со значением»первобытный»(праязык, праистори я) и значением»далека родство»(прадед, правнук, прародитель) су-со значением неполноты проявления чего-то (супесь, сумрак) и сближения (сосед, созвездия), в-(уз-) со значением крайней части ь (возвышенности я, опушкистини чогось (узгір я, узлісся).

В современном именных словообразовании продуктивными являются префиксы иноязычного происхождения: анти-(антивирус, антициклон, антитезис); архи-(архидиакон, архиепископ), где-(дез-) (денационализация) вице-(виц это-президент, вице-консул) дис-(дисгармония, диспропорция) экс-(экс-журналист, экс-чемпион) экстра-(экстракласс, екстрамо-да) суб-(субинспектор, субконтинент) прото ер) ре-(ревакцинация, репреватизация) супер-(супертип, суперкультуру) ультра-(ультраскло, ультрафильтр, ультрамода.

приставочных словообразования прилагательных представляется подобными приставками, употреблявшиеся для образования существительных. Это собственно украинского приставки су-(смирный, противный) пра-(древний, праслов я. Славянский) над-(сверхмощный, сверхъестественный), по-(великоват, длинный). К собственно прилагательных принадлежит префиксс пре- со значением высокой степени проявления признака (премного, большому, прекрасный, мудрый).

Общими для существительному и прилагательного словообразования есть заимствованные префиксы: а-(аморальный, аритмичный, аполитичный) архи-(Архиген-альной, архисерйозний, архисложный) гипер-(гиперзвуковой)) ультра-(ультрамодный, ультрасовременный) супер-(суперсовременный, суперэластичный.

время активизируется словообразования прилагательных при помощи пре-фиксоидив: все-(всеобщий, всенародный) обще-(общеизвестный) полу-(натвлегальний) макро-(макроэкономический) микро-(микроп пористый) псевдо-(псевдонародные) пост-(постпозицийний.

Наречия в украинском языке образуются при помощи префиксов предложного происхождения: за-(много, заблизько), от-(отныне, сколы, отныне) к-(пока, до сих пор, до недавнего времени), на-(напрасно, в дальнейшем, навсегда) вне-(позавчера, в позапрошлом году) пред- ра) по-(постоянно, повседневно.

Префиксальной-суффиксальным называется такой способ словообразования, когда к образующей основы одновременно присоединяются префикс и суффикс: без-границ н-ый, при-ру и-ти.

Префиксальной-суффиксальное образования существительных имеет две разновидности:

1) собственно приставочно-суффиксальные образования;

2) приставочно-суффиксальные образования на базе предложно-именных соединений.

пере—ок (перешеек, перелесок, перегородок);к);

со-,-ник (собеседник, сотрудник););

Большинство приставочно-суффиксальных существительных образуются от предложно-именных форм:

без—ств-о (бездумство *-без мысли, непосредственно ятство *-без памяти);і);

между,-и-й-а (Межгорье я *-между горой, мижбрив ‘я *-между бровями);.

над—и-а,-ник,-ок (надбровья *-над бровями, надгортанник *-над гортанью, надколенник *-над коленом);м);

Наречия могут образовываться также:

Основа-и словосложение аббревиатурыя

Сочетание нескольких слов в единую лексическую единицу называется словосложение словосложение образуются такие группы слов::

1) синонимические единства (стежки-дорожки);

2) семантические единства (отец-мать, хлеб-соль, деды-прадеды);

3) приложения сообщения (город-герой, девушка-красавица);

Среди аббревиатур различают частичные, инициальные и комбинированные (смешанные).

Частичные аббревиатуры образуются:

Неморфологични способы словообразования

К неморфологичних способов словообразования относятся: морфолого-с и нтаксичний, лексико-синтаксический и лексико-семантический.

Морфолого-синтаксическим называется такой способ, при котором слово приобретает новое значение в результате перехода его из одной части речи в другую. Например, в предложениях. Очередные ученики встречали гостей и . Очередные встречали гостей однозвучные слова очередные различаются лексическим значением и морфологическими признаками.

В первом предложении слово очередные называет признак лиц (ученики) по роду деятельности (это его лексическое значение), выступает определению (это его синтаксическая функция), выраженное прилагательным во втором предложении ни очередные уже называет лиц, в предложении выполняет синтаксическую роль подлежащего, который выражен существительным. Итак, слово очередные приобрело нового лексического значения вследствие изменения синтаксической функции и морфологические их признаков (прилагательное-чменник), оно производно словом: прилагательное перешел в именномик.

Лексико-синтаксическим называется такой способ словообразования, при котором производное слово, образуется в результате слить (сращения) в одно слово синтаксического словосочетания: натощак, втридорога, впивголо оса, запанибрата, перекати,. Горицвет. Словосочетание теряет синтаксические признаки, застывает в своей форме и сливается в одно слово (пройди мир-^ проходимец, перебей нос-^. Перебийте).

Итак, образующие слова объединяются в одно сложное непосредственно, не зазанаючы каких-либо изменений.

Источник

Словообразование в украинском языке

Словообразование как отдельная дисциплина прошел несколько этапов становления. Сначала его рассматривали как набор комбинаций морфем и включали в состав морфологии. Потом эту теорию заступил структурно-семантический подход, в котором акцент был сделано на словотвірній похідності, определении «производной основы», обращено внимание на создание структуры и семантики каждого слова.

На современном этапе в лингвистике предлагаются три направления в исследовании словообразования:

2.Ономасіологічний, основан исследованиями чешского языковеда М.Докуліла.

Новое словотвірне значение возникает на основе перераспределения и дополнения элементов информации и при сворачивании языковой формы.

3. Функционально-семантический (формально-семантический), который синтезирует достижения предыдущих двух подходов. Этот подход в словотворі является традиционным.

Как правило, понятие «словообразование» трактуют в двух значениях:

1. Раздел науки о язык, изучает создания новых слов на основе имеющихся в словарном составе, которые мотивируют производные образования; это учение о строении производных слов, о средствах и способы их создания.

2. Процесс (или результат) создание новых слов на основе однокоренных слов или словосочетаний за определенными моделями и закономерностями, которые существуют в языке. Согласно тому, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова.

Именно процесс создания новых слов резко отличает от понятия словообразование «словозміна», где в основе лежит создание грамматических форм. В словотворі отношение между словами формально-семантические (легко заметные изменения «формы», так и изменения словарного индивидуального значения). Этим словообразование отличается от лексики, где отношения между словами прежде всего семантические (физические формы слов обычно не останавливают на себе внимание говорящего) и от морфологии, в которой преобладают формальные отношения (семантика грамматических категорий людьми обычно не контролируется).

В школьной практике «Строение слова» в соответствии изучается в 5 классе, а «Словообразование» в 6 классе наряду с изучением орфографии. Во время обработки разделов задача учителя состоит в том, чтобы:

□ сформировать у учащихся устойчивые умение различать формы слова и однокоренные слова;

□ обеспечить знания особенностей, в том числе и стилистических, значимых частей слова;

□ научить учащихся осуществлять морфемний (по строению) и словообразовательный анализ слова;

□ выработать навыки пользование морфемним и словообразовательному словарями;

□ активизировать морфемний канал восприятия слов учащимися;

□ осмыслить способы и средства создания слов.

Понимание взаимодействия морфем в структуре слова и способов создания слов позволит полнее и основательнее воспринять создания морфологических форм.

С большинством этих понятий и терминов учащиеся ознакомлены еще в начальных классах. В 5 классе задача заключается в том, чтобы не только закреплять, но и углублять приобретенные учащимися знания, поэтому, во-первых, не следует ограничиваться анализом структуры существительных и прилагательных, как это в основном делалось на начальном этапе обучения, во-вторых, следует чаще использовать слова, в составных частях которых произошли определенные звуковые изменения.

Учитель сможет помочь учащимся преодолевать трудности во время осознания строения слова и словообразования, если будет опираться на обще-дидактические, собственно методические, а также на специфические принципы изучения строения слова и словообразования, в частности: 1) дифференцирование понятий «словозміна» и «словообразование»; 2) установления связей между словотворенням и фонетикой; 3) углубление знаний о лексическое и грамматическое значение во время изучение строения слова и словообразования; 4) сопоставление словотвірного разбора с морфемним; 5) использование знаний о строении слова и словообразования для совершенствования орфографических навыков.

Во время выполнения разбора слова по строению главным требованием является понимание значение анализируемого слова. Это важно для правильного определения характера основы, а также семантики морфем.

Этот вид разбора используется не только во время изучения строения слова. Разбор по строению имеет большое практическое значение при изучении морфологии, поскольку помогает раскрыть внутреннее строение слова, организацию значимых частей в нем, а также облегчает усвоение правописания каждой части речи. Разбор по строением целесообразно применять при изучении падежных окончаний существительных, прилагательных, местоимений, числительных, личных глаголов, при выяснении вопроса о создании причастных и дієприслівникових форм, при изучении наречия.

В методике определились основные принципы обучения строения слова и словообразования:

□ учета структуры, семантики и значения значимых частей слова;

□ установка связи с фонетикой, лексикологией, грамматикой и орфографией;

□ осуществление связи с работой над развитием связной речи.

С целью трансформации знаний учащихся в умения и навыки целесообразно использовать систему тренировочных упражнений и задач, как:

■ выпишите из текста или подберите самостоятельно к предложенному формы слова или однокоренные слова;

■ подберите слова, что состоят из определенного количества морфем;

■ определите звуки, на которые оканчивается основа слова;

■ определите корни, в которых происходят звуковые изменения (чередования);

■ перемещение по родством слова с омонимичными корнями;

■ подберите антонимы, что отличаются от представленных слов лишь префиксами;

■ подберите слова с тем же префиксом или суффиксом;

■ подберите слова с определенным значением (например, названия жителей городов), сгруппируйте их по суффиксам;

■ распределите слова за частями с начертанием их структурных схем или заполнением таблицы;

■ объясните роль тех или иных аффиксов, например, суффиксов ласковости или огрубленности и т.д.

Согласно содержанию обучаемому материала упражнения делятся на: Морфемні упражнения, которые развивают у учащихся умение определять структуру слова. Прежде всего это такие упражнения:

■ найдите (выпишите, подчеркните) слова, имеющие префиксы, суффиксы (или определенную структуру);

■ обозначьте графически части слова:

■ подберите слова с определенными суффиксами и т.д. (или с определенной структурой);

■ выполните графический диктант (запись схемы, а не слова, например: вместо хатка;

■ сгруппируйте слова по наличием в них различных префиксов (суффиксов, окончаний и т.п.);

■ разберите слова по строением;

■ определите, в каком со слов префикс (суффикс и т.д.) не выделяется

Словотвірні упражнения, которые развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические, связи и определять способ создания слова, например:

■ определите от какого слова и с помощью каких средств образовано слово;

■ составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их создания);

■ определите способ созидание слова;

■ подберите однокоренные слова к предложенному слову.

Основа может быть мягкой, что обозначается мягким знаком. В этом случае мягкий знак относится к основанию: день. В слове день окончания нет (нулевое окончания).

Корень слова выделяется путем сопоставления со словом, от которого образовалось анализируемое слово.

Морфемний и словообразовательный анализ слова. Эти виды языкового анализа являются важнейшими методами теоретико-практического обработка материала и поэтому находят широкое применение на уроках. Каждому учителю-словеснику необходимо овладеть наиболее рациональными приемами их проведения.

Самым главным умением, необходимым для осуществления анализа слова по строению, является умение подбирать и сопоставлять однокоренные слова, изменять форму слова.

Анализ слова по строению лучше всего начинать с отделения окончания (если оно есть) и постепенного вычленения префиксов и суффиксов путем сопоставления с родственными словам, отличных от анализируемого одним каким-то элементом.

Словообразовательный анализ тесно связан с морфемним, он базируется па умении подбирать однокоренные слова, строить словотвірні цепочки. Для выяснения способа создания слова надо сопоставить его с ближайшим предшественником.

Подаем образец морфемного анализа и словотвірного анализа слова.

Одним из эффективных приемов, что поможет глубоко усвоить строение слова и выработать навыки определить ее, является, безусловно, разбор по строению. Для правильного членение слова по строению учащиеся учатся сопоставлять слова (например, сопоставляются производные слова с однокоренными, а также разные формы одного слова), познают систему суффиксов и префиксов в русском языке.

1) заключение и его значения;

суффикса, если доступно);

значение, если доступно).

Основа может быть мягкой, что обозначается мягким знаком. В этом случае мягкий знак относится к основанию: день. В слове день окончания нет (нулевое окончания).

Корень слова выделяется путем сопоставления со словом, от которого образовалось анализируемое слово.

При выделении суффикса важно уметь подбирать примеры слов с тем же суффиксом: читатель, слушатель, сборщик и т. д. Если анализируется сложное слово, то выделяется соединительный гласный.

Префикс также вичленовується путем подбора однокоренных слов.

Однако при выделении префикса необходимо внимательно подумать, он не этимологический, как в словах поезд, поездка; показ, показатель и т.д.

Образец устного разбора:

Всадник приближался все ближе и ближе (В. Уткин).

Образец письменного разбора:

Ой, скажи, дай совет, как прожить без судьбы?! Как одрізана ветка валяется судьбы

Словообразовательный разбор тесно связан с морфемним, ведь оба эти анализы предусматривают выделение составных частей слова и характеристику. От правильного осознание морфемного и словотвірного анализов нередко зависит сознательное усвоения правописания слов.

1) к какой части и речи относится анализируемое слово, выяснить его лексическое значение;

2) сравнить состав слова из однокореневим или ближайшим родственным и выявить

образующую основу и ту часть слова, с помощью которого оно образовано;

3) определить, от чего образована основа.

Основа состоит только из корня (не имеет ни суффиксов, ни префиксов), является непохідною: лес,рук-а, сил-а, нос-ить.

Основа, образованная от другой основы с помощью суффиксов и префиксов, называется производной: лісн-ый, ручн-ый, силенн-ый.

После этого называется средство, с помощью которого образовано слово (слово читатель образовано с помощью суффикса-ач ).

Наконец, определяется способ создания слова читатель. Оно образовано суфіксальним способом. Образец устного разбора:

Бродит ночь по улицам зимних, в переулках ветром завива (В.Сосюра).

Образец письменного разбора:

Эти упражнения имеют большое значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков учащихся.

Во время изучения строения слова и словообразования используются такие средства обучение как схемы, таблицы, опорные конспекты, ТСО (кодоскоп, графопроектор. компьютер).

Следовательно, задачей изучение строения слова и словообразования являются: 1) усвоение системе и понятий: окончание и основа слова, корень слова, приставка и суффикс, образующая основа, морфологические и морфологические способы создания слов; 2) обучение учащихся не только членить слова по их морфемним составом, но и определять, от какого слова или от какой основы и как образовалось то или иное слово, какой смысловой оттенок вносят в его содержание суффикс, префикс. Все это имеет большое значение как для развития логического мышления, так и для усвоения многих орфографических правил.

Изучение строения слова и словообразования направляется на то, чтобы учащиеся осознали разницу между словозміною и словотворенням, научились различать морфологические и не морфологические способы создания слов, углубили знания о связи словообразования с лексикой и морфологией. Необходимо добиваться понимания учениками того, что в результате словообразования появляется слово с новым лексическим значением, что каждое новое слово оформляется как та или иная часть речи, что в системе каждой части речи есть свои особенности словообразования.

Источник

Видео

Все способы словообразования

Все способы словообразования

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Украинский язык для чиновников | Дизель Шоу

Украинский язык для чиновников | Дизель Шоу

Анатолий Вассерман - Как создавали украинский язык

Анатолий Вассерман - Как создавали украинский язык

Ответ русского ученого филолога Михаилу Задорнову

Ответ русского ученого филолога Михаилу Задорнову

Словообразование | Русский язык

Словообразование | Русский язык

Михаил Задорнов Тайны славянских языков

Михаил Задорнов   Тайны славянских языков

Украинский язык? Сейчас объясню!

Украинский язык? Сейчас объясню!

Украинский язык для русскоговорящих. Склонение имен существительных (Урок 5)

Украинский язык для русскоговорящих. Склонение имен существительных (Урок 5)

Как выучить украинский язык? Ржака в Сложности восприятия западного диалекта Приколы Дизель шоу

Как выучить украинский язык? Ржака в Сложности восприятия западного диалекта Приколы Дизель шоу
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.