Составление словаря язык очарованного странника + видео обзор

Урок по произведению Лескова Очарованный странник

Урок литературы в 10 классе (2ч.)

Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова (соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в образе Ивана Флягина, главного героя повести «Очарованный странник»).

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Баженовой Инги Николаевны

Цель урока: ученик научится определять и формулировать собственную позицию по отношению к проблематике и художественной идее повести.

Просмотр содержимого документа
«урок по произведению Лескова Очарованный странник »

Урок литературы в 10 классе (2ч.)

Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова (соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в образе Ивана Флягина, главного героя повести «Очарованный странник»).

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Баженовой Инги Николаевны

Цель урока: ученик научится определять и формулировать собственную позицию по отношению к проблематике и художественной идее повести.

Задачи: создать на уроке условия, чтобы ученик смог

высказать собственную точку зрения, опираясь на аргументы;

определить значение названия повести «Очарованный странник» в её образно – художественной системе и сущность понятий грешный и праведный, русский национальный характер по контексту и с помощью словаря;

поучаствовать в работе группы;

приготовить ответ по плану (заданию);

выразить личное отношение к герою и соотнести его с авторским.

Основной подход: практикоориентированный (исследование текста).

УУД: лексическая работа, прослушивание музыкальных записей, выразительное чтение и художественный пересказ эпизодов, чтение эпизодов по ролям, анализ эпического произведения, просмотр и обсуждение эпизода из художественного фильма, составление логико – смысловой модели.

текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»;

худ.фильм (на компакт-диске);

аудиозапись колокольного звона;

Тема нашего урока: «Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова». Всё ли вам понятно в данной формулировке? Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Перед Вами на экране список черт, качеств характера одного человека или нескольких?

Доброта Простодушие Горячность Удальство Откровенность Бесстрашие Бескорыстие Жертвенность Нежность Злость Ненависть

Смирение Честность Любовь к родине Непредсказуемость Предательство

Привязанность к ребёнку Безответственность Противоречивость

Умение видеть красоту

Вера в бога Греховность Праведность Национальное самосознание

Высказывают свою точку зрения: одни предполагают, что это черты 1 человека, другие считают, что в одном не могут быть явно противоположные качества

Учитель: Я думаю, к концу занятий мы сможем прийти к единому мнению, а пока узнаем историю создания произведения, может, эти сведения нам помогут разобраться.

Сообщение ученика об истории создания (индивидуальное задание).

«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе. И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое – каких хороших людей знавали».

Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Это такие произведения, как: «Левша», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и др.

Сегодня мы будем говорить не только о произведении Лескова «Очарованный странник», но и о России, о русском человеке, о русском народе, о русском национальном характере. Мы будем говорить о смысле жизни наших предков и о смысле нашей с вами жизни. И моё большое желание в том, чтобы сегодня хоть ненадолго, каждый из нас почувствовал себя очарованным странником и ощутил боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ.

Подсказка автора – это название произведение. Как вы понимаете смысл заглавия и значение подзаголовка?

Ученики высказывают своё мнение, затем работают с толковыми словарями.

человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, живущий по правде, справедливый.

Учитель: Вся повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» разбивается на микросюжеты.

Я думаю, что автор делает это затем, чтобы лучше показать формирование характера главного героя. Все микросюжеты повести связывает главный герой – Иван Северьянович.

Кто же такой Иван Северьяныч Флягин? Каким вы представляете его себе?

Ученики цитируют текст, авторское описание героя:

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. Так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке…….он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».

Какой путь обычно выбирает богатырь?

С темой Богатырства тесно связана ТЕМА РОДИНЫ. Что отмечено традиционно в облике богатыря? Какая деталь в описании вас удивила? Как вы можете объяснить это?

Всмотритесь в эти монастыри, соборы. Вы услышите колокольные звоны, по которым так тоскует герой (звук колокольного звона).

А вот автор знал, что уготовил для него.

Исследование текста (ученики разбились на группы, получили задание, к которому готовились дома).

1) Как вы можете объяснить выбор автором имени для героя?

Обратите внимание на то, что в повести Лескова Иван Северьянович Флягин сменил несколько имён: Голован, Петр Сердюков, отец Измаил. Почему у героя несколько имён?

2) При каких обстоятельствах читатели знакомятся с главным героем?

3) Герой сообщает, что расскажет историю своей жизни с «самого первоначала». Зачем ему раскрывать душу перед незнакомыми людьми?

4) Расскажите предысторию Ивана Флягина.

4)Наглядное оформление результатов исследования текста.

Перед нами своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, становящегося через череду тяжких жизненных испытаний праведником.

Наш герой предназначен своему крестному пути. Словно колдовская сила влечёт его по жизни, какое-то предначертание; всё, что суждено, должно исполниться, прежде чем человек обретёт покой, познает смысл своей жизни. А суждены ему страшные бездны страдания, такие бездны, погружаясь в которые человек уже перестаёт верить, что происходящее с ним действительно происходит, что это не сон, не наваждение.

Путь такого грешника – своеобразное «хождение по мукам».

На доске изображена прямой линией жизнь героя. Но прямой жизнь каждого из нас почти не бывает, поэтому, рассмотрев тот или иной эпизод жизни героя, мы будем делать свои отметки. Поступки, соответствующие нормам жизни русского человека, будем отмечать на линии, не соответствующие… – ниже линии, удивляющие своей праведностью – выше линии.

Оформление микровыводов на модели.

Группа №2 (глава 2, эпизод «Убийство старого послушника»).

1) Каким предстает здесь герой?

2) Как в описании послушника передано отношение самого рассказчика к пострадавшему от него человеку?

3) Почему герою стал в видениях являться монах?

4) Как был наказан герой, понял ли он, что совершил?

5) Сформулируйте выводы о нравственных принципах героя.

Оформление микровыводов на модели.

Сжатый пересказ-анализ эпизода «История с голубями».

Как в языке выражается характер героя?

Как вы оцениваете поведение героя? В чём выражается двойственность характера?

Сравните поступок героя в эпизоде с послушником и истории с голубями.

Сформулируйте вывод о поведении и нравственных принципах героя в этой главе.

Оформление микровыводов на модели.

Группа №4 (глава 5, эпизод «Драка с ремонтером»).

1) Сжато передайте содержание эпизода «Как Иван стал нянькой». важные фрагменты прочитайте по ролям.

2) Расскажите о драке с ремонтёром. Выясните, что было поводом, а что причиной столкновения мужчин. Оцените поведение героя с нравственной точки зрения. Обратите внимание: появляется слово СОВЕСТЬ.

3) Сформулируйте вывод о поведении героя в эпизоде. Как он поступил по отношению к матери ребёнка? Можно ли его уход назвать предательством по отношению к хозяину?

Оформление микровыводов на модели.

Группа №5 (главы 6,7, эпизод «Жизнь Ивана в плену»)

Как Флягин оказался в плену у татар?

Как здесь проявляется его понимание добра и зла?

Что помогло ему перенести все тяготы плена?

За что хочется упрекнуть героя? Что вызывает восхищение?

Оформление микровыводов на модели.

Группа №6 (гл. 13-18, эпизод «Иван и Груша»)

1)Расскажите историю Груши.

2)Что нового узнали о герое, прошедшем испытание любовью?

3) Какую роль в трагической судьбе Груши автор отвёл Ивану Северьяновичу?

Оформление микровыводов на модели.

Группа №7(главы19-20, эпизод «На службе»)

1)Проанализируйте главу 19 «Встреча со стариками».

2)Почему Флягин пошёл служить за Петра Сердюка?

3)Перечитайте эпизод «Переправа».

4)Почему не погиб Флягин?

5)Итоги службы в армии.

Оформление микровыводов на модели.

Просмотр и обсуждение заключительного эпизода из х/ф.

Так кто же наш герой: грешник или праведник? В чём смысл жизни Ивана Флягина? К какому жизненному итогу приходит герой? (цитата из гл. 20 «Мне за народ очень помереть хочется»).

Вспомним, как и почему герой Лескова оказался в монастыре (гл. 20).

Почему Флягин не принимает старший постриг? (там же).

Почему таким «прозаичным» путем привел автор своего героя в монастырь? (мысль о том, что патриотизм – типичное качество русского национального характера).

Оформление микровыводов на модели.

Анализ логико – смысловой модели «Образ Ивана Флягина».

В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Это жизнь не идеального героя, но христианский идеал деятельного добра представлен автором как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.

Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра.

Многих отечественных писателей волновал вопрос: какие черты являются основополагающими для русского человека, в чём смысл жизни. Лесков пришёл к собственным выводам. Каким?

Смелость Привязанность Ответственность Сила духа Спасение чужой Готовность Вера

Сочувствие Любовь к Родине души к самопожертвованию Совесть

Единение с народом

Составление словаря язык очарованного странника

Бездумность Жестокость Предательство Безразличие Греховность

Вывод учеников. Автор считал: «Двойственность в человеке возможна, но глубочайшая «суть» его всё – таки там, где его лучшие симпатии».

Наш герой обрел смысл жизни, предопределенный ему изначально. Влекущая и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя, разрешилась в осознанном чувстве любви к Родин. И чувство это, такое понятное и объяснимое, в то же время непонятно и необъяснимо, власть его над русским человеком так сильна и безраздельна, что кажется это чувство каким-то волшебным, завораживающим, очаровывающим.

6) Отсроченный результат (домашнее задание).

Учитель: Напишите эссе на тему: «Черты характера современного россиянина».

Подведение итогов. Заполнение оценочного листа.

Источник

Технологическая карта по литературе «Очарованный странник» Н.С Лескова+ проверочная работа, 4 урока (10 класс)

Технологическая карта урока №1 по литературе 10 класс

Тема: «Художественный мир Н.С. Лескова. История создания повести «Очарованный странник»

УЧИТЕЛЬ: Балыбердина Н.Н, МАОУ « Гилевская СОШ им. Уткина И.Н»

Цель: воспитание в учащихся активной жизненной позиции, гражданского долга на примере жизни и твор-

Задачи. Образовательные: 1) изучить биографию и художественный мир Н.С.Лескова;

познакомить с историей создания повести «Очарованный странник».

Развивающие: 1) развивать умение анализировать, сопоставлять факты,

2)составлять краткий конспект лекции, сообщения,

3)развивать познавательный интерес использованием дополнительного

Воспитательные: способствовать1) развитию активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и творчества писателя, 2)формированию таких положительных качеств как сопереживание, милосердие, умение прощать.

Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, иллюстрации, Толковый словарь, учебник

Методы: беседа, сообщение, лекция, самостоятельная работа с учебником, словарем.

Методы приема формы

Индив-но:поисковый метод, фронтальная частично-поисковая беседа с использов.иллюстраций

2.Самостоятельная работа с учебником

Приветствие, проверка готовности к уроку, оформление записи числа, темы в тетради.

Эпиграф: Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники – маленькие великие люди».

-Сформулируйте цель урока.

-А теперь подумаем, почему в наше время, когда средства массовой

информации не помогают улучшению нравственности общества и особенно молодого поколения так необходимо изучать произведения Н.С.Лескова о русских праведниках?

2.Повторение о Лескове

3.Изучение жизни и творчества писателя

4.История создания повести «Очарованный странник»

По учебнику стр.360-364 и записям подготовить пересказ биографии и худож.мира писателя, прочитать гл.1-10; индив-но: стр.370-371 о названии

1.Индивидуальное задание у доски (с обр. стороны) карточка№1;

Индивидуальное задание – карточка №2

-Какие произведения Н.С.Лескова изучали ранее?

-Найдите среди записанных на доске названий произведений те, которые принадлежат Лескову: «Мцыри», «Матренин двор», «Человек на часах», «Барышня – крестьянка», «Левша», «Тупейный художник»,

«Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный Ангел».

-Чем запомнился вам Левша?

-Подвиг или преступление совершил солдат из повести «Человек на часах»?

-Какие черты русского национального характера проявились у героев?

-Подведем итог: предстает перед нами автор этих сказов?

Творчество Лескова одно из ярких и самобытных явлений русской литературы 19 века.

Творческая манера Н.С.Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников 19.века.

В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые. Так кто же этот человек, откуда «черпал» материалы для своих произведений? Начальные сведения о писателе и пояснение ключевых слов его произведений дадут ребята, работавшие по карточкам у доски

— Откройте учебники на стр.362 и прочитайте последний абзац и расскажите, как Николай Семенович относился к литературе

—Индивидуально (сильные учащиеся) в это время рассмотрят этот

вопрос в разделе учебника «В мастерской художника» стр.363

-Сделаем вывод: чем творческая манера писателя отличается от других художников слова?

История создания и публикации повести

-Как называлась сначала повесть7

-Какова форма повествования?

-Можно ли жизнь и творчество Н.С. Лескова назвать служением отечеству?

-Было ли комфортно на уроке? Все ли было понятно и интересно?

Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели,мотивации.

Ведет беседу с использованием иллюстраций, подготавливает к восприятию новой темы

Следит за порядком в классе, дополняет выступающих, просматривает записи учащихся

подчеркивать ключевые фразы карандашом

помогает сделать вывод

Проставляет оценки, комментирует, благодарит за урок

Записывают в дневник

Слушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями

С помощью учителя делают вывод

Слушают ребят с индив. Заданием

Слушают, делают краткие записи

Запись краткая о повести

Рефлексия, подают дневники для оценок

Приложение №1. Биографическая справка о Лескове

Учился в Орловской гимназии, но курса не закончил. Служил в Орловской палате уголовного суда, Киевской казенной палате. В26 лет Лесков переходит в частную коммерческую компанию А.Я. Шкота. По делам фирмы «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях».

Служба дает обильный материал для творчества. С 1861г. статьи Лескова появляются в газете «Русская речь», чьим сотрудником он становится. Большая часть ранних работ написана в жанре творческого очерка, популярного в 60-е годы у писателей – разночинцев.

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с Западной Европой. В начале 60-хгодов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса, но после реформ мало что изменилось к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Творчество Лескова в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру. Пробует писать художественные очерки, рассказы, повести, романы, пишет единственную пьесу «Расточитель».

Все произведения проникнуты фольклорными мотивами. В них звучат обрядовые песни, лирические, пословицы, поговорки. Сюжеты многих из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включают народные предания, суеверия.

Яркой особенностью творческой манеры Лескова является документальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле»,- признавался он. Многие герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).

Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

Приложение №2.История создания и жанр повести «Очарованный странник».

Повесть «Очарованный странник» входит в цикл Праведники», во вступлении к которому автор дает диалог с умирающим «большим русским писателем» (Писемским):

Автор: Это у вас болезнь зрения.

П.:Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего кроме мерзости не вижу, а за то сущее мне Господь Бог и поможет теперь от тебя отворотиться к стене и заснуть…, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.

На другой день я проводил его, но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.

Первоначально повесть называлась «Чернозёмный Телемак», что говорит о символическом характере героя. Телемак, сын Одиссея и Пенелопы, странствовал по миру в поисках пропавшего отца. Лесковский герой тоже странствует, что же ищет он? Сам Лесков в письме А. Суворову указывал, что «скитания этого «Черноземного Телемака по России должны создать художественное обобщение, подобное поездке Чичикова за мертвыми душами».

Повесть создавалась в 1872году, летом Лесков ездил по Ладожскому озеру, давшему ему фон рассказа.

Форма повести – рассказ в рассказе, сказовая манера, характерная для писателя. Композиция повести тоже своеобразная, лесковская. Сквозного сюжета нет, а есть одна господствующая тема. Она растекается на ручейки фабул (историй), соединенных только личностью рассказчика. То есть перед нами хроника жизни героя. Лесков судьбу Ивана Флягина называет «житейской драмокомедией».

Короткие главы, на которое разбито произведение, делают чтение захватывающим и подчеркивают значимость каждой истории, а соединившись вместе с другими, создают многомерное пространство жизни героя, страны, их судеб и предназначения.

Карточка №1. Н.С.Лесков

1.Соотнеси годы жизни известных писателей, и ты найдешь годы жизни Лескова:

а)1799 – 1837 И.С. Тургенев

б)1814 – 1841 А.С. Пушкин

в)1818 – 1883 Н.С. Лесков

г)1831 – 1895 М.Ю. Лермонтов

2.Соотнеси правильно родовые гнезда писателей и найдешь место рождения Н.С.Лескова:

а) с. Михайловское Псковской губернии Н.С.Лесков

б) с.Тарханы Пензенской губернии А.С.Пушкин

в) с. Спасское – Лутовиново Орловской губернии И.С.Тургенев

г) с. Горохово Орловской губернии М.Ю.Лермонтов

Карточка №2. Н.С.Лесков.

1.Найди в Толковом словаре и выпиши значение слов «праведник», «странник».

2. В каком значении слово «странник» употреблено в названии повести?

Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». Русский национальный характер.

Цель урока: способствовать формированию понятия «русский национальный характер» на примере жизни Ивана Северьяныча Флягина, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи: 1) образовательные: познакомиться с жизнью и поступками героя, учиться в частных поступках героя находить ту или иную черту характера, делать обобщающие выводы;

2) развивающие: продолжить развитие умения комментировать текст, выделять главную мысль отрывка, развивать навыки сравнения, системного мышления;

3) воспитательные : способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств как доброта, сострадание, вырабатывать активную жизненную позицию, воспитывать патриотизм.

Оборудование: портрет писателя, текст повести, иллюстрации русских нар. сказок, Васнецов «Три богатыря»,к рассказу «Судьба человека», аудио запись мелодии «Одинокий пастух», карточки.

Методы и приемы: эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, частично-поисковый метод, самостоятельная работа с книгой, художественное чтение эпизода.

Источник

автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: «Очарованный странник» Н.С. Лескова

Составление словаря язык очарованного странника

Полный текст автореферата диссертации по теме «»Очарованный странник» Н.С. Лескова»

На правах рукописи

Неустроев Дмитрий Викторович

«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» Н. С. ЛЕСКОВА: ГЕНЕЗИС И ПОЭТИКА

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Диссертация выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

доктор филолошческих наук, профессор

АУЭР Александр Петрович

доктор филологических наук, профессор

ГРАЧЕВА Алла Михайловна

кандидат филологических наук, старший преподаватель ЛЕКСИНА Анна Владимировна

Тамбовский государственный университет им Г Р Державина

Защита состоится 25 мая 2007 г. в 15 час 00 мин на заседании диссертационного совета Д 212 203 23 при ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по адресу 117198, г Москва, ул Миклухо-Маклая, д 6, ауд 436

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов по адресу г Москва, ул Миклухо-Маклая, д 6

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент

Общая характеристика работы История вопроса и актуальность темы исследования. В настоящей диссертации предпринята попытка комплексного изучения «Очарованного странника» Н С Лескова, представляющего собой сложное полижанровое литературное произведение «Очарованный странник» является своеобразным итогом первого десятилетия творчества Лескова Именно в «Очарованном страннике» сложилась поэтика, которая с середины 1870-х гг послужила основой для оформления структуры лесковских произведений

«Очарованному страннику» посвящено много фундаментальных работ, в которых рассмотрены вопросы как генезиса (творческая история, источники), так и поэтики (жанр, сюжет, композиция, язык и стиль) В первую очередь следует указать на то, что многие генетические проблемы уже решены, изучены фольклорные истоки повести, рассмотрена традиция древнерусской и западноевропейской литературы, проведены параллели с произведениями русской литературы XIX в Однако некоторые источники «Очарованного странника» остались вне поля зрения исследователей

Несмотря на достаточно большой корпус научной литературы о творчестве Лескова вообще и «Очарованном страннике» в частности, наблюдения над поэтикой повести носят эпизодический и конспективный характер Не все вопросы получили наиболее полное и обстоятельное рассмотрение Наконец, на сегодняшний день не существует отдельного исследования, посвященного целостному анализу поэтики «Очарованного странника» Это побуждает к подробному рассмотрению текста повести Все вышесказанное обусловливает актуальность настоящего исследования

Объектом исследования в диссертации является повесть «Очарованный странник»

Предметом исследования является творческая история, источники и поэтика «Очарованного странника», а также сказ как художественная доминанта повести

— обобщение, систематизация и анализ источников лесковской повести,

— выявление, характеристика и анализ неизвестных ранее источников «Очарованного странника»,

— характеристика сказа как художественной доминанты повести и рассмотрение его взаимодействия с другими элементами поэтики заглавие и именология, образ главного героя, сюжетно-композиционная структура, синтез жанра и повествования, лирическая тональность, язык и стиль,

— анализ языковых и стилевых особенностей «Очарованного странника» Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного, системного подхода к изучению «Очарованного странника», который основан на интегрирующем анализе, учитывающем теоретико-литературный, структурный и типологический аспекты изучения, что позволяет представить «Очарованный странник» как художественную вершину творчества Лескова Научная новизна также может быть определена следующими направлениями

— систематизация всего имеющегося научного материала по истории изучения «Очарованного странника»,

— выявление неизвестных источников лесковской повести,

— подробный анализ языка и стиля «Очарованного странника» Теоретической и методологической основой исследования являются принципы изучения поэтики и генезиса художественного текста, изложенные в трудах М М Бахтина, В В Виноградова, Д С Лихачёва, Н. К Пиксанова, Б М Эйхенбаума и др Учтены научные результаты изучения лесковского творчества, полученные Г Т Андреевой, Л А Аннинским, А И Белецким, И П Видуэцкой, А Л Волынским, А. А Гореловым, Л П Гроссманом, Б М Друговым, Б С Дыхановой, О В Евдокимовой, Г А Косых, А А Кретовой, Е А Макаровой, Н Г. Михайловой, Г В. Мосалевой, Г. В Сепик, Н Н Старыгиной, И В Столяровой, В Ю Троицким, Е В Тюховой, А И Фаресовым, М П Чередниковой и др

В настоящей диссертации рассматриваются такие теоретические проблемы, как проблема Сказа, теория заглавия, композиционная целостность, творческая история литературного произведения, проблема генезиса литературного текста и др Предлагаемое исследование «Очарованного странника» осуществлено в срезе теоретико-литературного, типочогического и структурного аспектов с привлечением методики компаративного анализа Мы сознательно не ограничивались только анализом лесковского текста, поскольку предполагали вести комплексное исследование поэтики «Очарованного странника», которое учитывало бы различные аспекты изучения

Источниками исследования являются повесть «Очарованный странник», а также оказавшие на нее влияние произведения фольклора, древнерусской и западноевропейской литературы, русской литературы XVIII-XIX вв В настоящей работе впервые введены в научный оборот ранее неизвестные архивные материалы из фондов Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и Орловского государственного литературного музея им И С Тургенева.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть учтены в дальнейшем изучении творчества Лескова, а материалы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы второй половины XIX в, а также в практике школьного преподавания творчества Лескова

Апробация исследования. Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Московского городского педагогического университета Положения и выводы диссертации послужили основой для докладов на международных конференциях «Актуальные вопросы литературоведения и проблемы столичного образования» (Москва, 2003), «Поэтика и компаративистика» (Коломна, 2003-2005), «Международные Виноградовские чтения» (Москва, 2003-2005), «Компаративистика на пороге XXI века» (Санкт-Петербург,

2004), «Проблемы мировоззрения и творчества Н С Лескова» (Орёл, 2005), «Творчество М Е Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы XIX века» (Коломна,

2005), «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2007)

Основные положения работы нашли отражение в семи публикациях, в их числе одна статья в журнале, рецензируемом ВАК

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 295 наименований Общий объём диссертации составляет 180 страниц

Основное содержание диссертационного исследования Во введении представлена история изучения «Очарованного странника», определён предмет исследования и методологические принципы его изучения, обосновывается необходимость комплексного изучения повести, указывается на актуальность и раскрывается научная новизна

В первом параграфе «Творческая история «Очарованного странника»» рассматривается творческая история повести До недавнего времени данная проблема не была предметом специального изучения Между тем, обращение к творческой истории произведения является одной из самых важных задач при анализе литературного текста

«Очарованный странник» был задуман Лесковым после поездки в 1872 г по Ладожскому озеру, впечатления от которой послужили материалом для путевых заметок «Монашеские острова на Ладожском озере» (1873), а также нашли свое отражение в 1-й главе повести Два первоначальных названия «Очарованного странника» звучали как «Русский Телемак» и «Черноземный Телемак» В 1873 г Лесков послал повесть под заглавием «Черноземный Телемак» в журнал «Русский вестник» 8 мая 1873 г Н А Любимов в письме передал Лескову отказ редактора «Русского вестника» М Н Каткова, который не счёл возможным опубликовать ее по той причине, что «вся вещь кажется ему серым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего» Первая публикация была осуществлена в газете «Русский мир» (1873) под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения Рассказ Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». Отрывок 6-й главы отсутствовал как в первой, так и в последующих публикациях По всей видимости, Лесков, боясь за судьбу своего произведения, решил не печатать этот фрагмент, вызвавший неодобрение Н М Каткова В 1874 г вышло первое отдельное издание, на титульном листе которого значилось «Очарованный странник Рассказ Н С Лескова» В 1889 г при

издании собрания сочинений Лесков включил «Очарованный странник» в состав цикла «Праведники»

Второй параграф «Источники «Очарованного странника»» посвящён рассмотрению источников повести Отмечается, что в изучении генезиса «Очарованного странника» накоплен значительный опыт

В первую очередь следует указать на то, что Флягик сопоставляется с былинными героями (Илья Муромец, Василий Буслаев, Святогор), а также с традиционными образами народной сказки (Иван-дурак, Иван-Царевич) Отношения Флягина и Груши изображаются при помощи образных «формул» русских народных сказок Герои уподобляются персонажам сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке В «Очарованном страннике» присутствуют традиционные сказочные сравнения, психологический параллелизм, синонимические повторы, заговор-заклинание В речи Груши используются цитаты из русских народных и цыганских песен

русскими и православными в сложных условиях иноэтнического и иноверного окружения

Не менее прочно «Очарованный странник» связан и с русской литературной традицией О «Мёртвых душах» Н В Гоголя упоминал сам Лесков В эпизодах киргизского плена Флягина и истории любви к цыганке Груше «воскрешаются» темы и образы русской романтической литературы 1820-1830-х гг В истории князя-ремонтёра и Груши воспроизводится сюжетная ситуация «Бэлы» М Ю Лермонтова Эпизод киргизского плена Ивана Северьяныча связан с темой «кавказского пленника» в русской литературе («Кавказский пленник» А С Пушкина, «Герой нашего времени» М Ю Лермонтова, «Кавказский пленник» Л Н Толстого)

В третьем параграфе «Неизвестные источники «Очарованного странника»» доказывается, что одними из важных источников лесковского произведения являются книга С К Р «Нещастные приключения Василья Баранщикова, мещанина Нижнего Новгорода, в трёх частях света в Америке, Азии и Европе с 1780 по 1787 год» (1787) и рассказ М Е Салтыкова-Щедрина «Развеселое житье» (1858) Рассматриваются особенности типологического и контактного взаимодействия между «Очарованным странником» и упомянутыми произведениями

Констатируется, что сопоставление «Очарованного странника» с рассказом М Е Салтыкова-Щедрина «Развеселое житье» и книгой С К Р «Нещастные приключения Василья Баранщикова » доказывает с большей степенью вероятности, что они являются немаловажными источниками лесковской повести, оказавшими суще-

ственное воздействие на ее поэтику и сюжетику Также с достаточной степенью уверенности можно утверждать и то, что материалом для «Очарованного странника» (в истории неудачного самоубийства Флягина) послужила книга П М Ольхина «Последние дни самоубийц» (1863)

Поэтика «Очарованного странника» рассматривается на всех структурных уровнях заглавие и именология, образ главного героя, сюжетно-композиционная структура, синтез жанра и повествования, сказ как художественная доминанта, язык и стиль Также при анализе «Очарованного странника» нам важно было выяснить еще и то, в какой степени эти категории находятся в зависимости от доминанты Особо подчеркивается, что язык у Лескова является не только необходимой формой выражения, но сам и участвует в организации сюжета и фабулы

Первый параграф «Поэтика заглавия и именология» посвящен поэтике заглавия «Очарованного странника» и поэтике имени главного героя Заглавие указывает на основной мотив, тональность и характер произведения, предсказывает текст, дает ключ к его пониманию и выходы на другие тексты Заглавие является своего рода

формой заимствования оно несет в себе следы чужих текстов разных эпох и литературных направлений

ступках и не добивается личного успеха Не менее значимо и то, что подвиг на реке Койсе Флягин совершает на «самый Иванов день»

Таким образом, смена имён Флягина обозначает этапы нравственного становления героя

подёнщик, конэсер у князя-ремонтера, солдат на Кавказе, офицер в отставке и георгиевский кавалер, справщик в адресном столе, артист в балагане, инок в монастыре

В четвёртом параграфе «Сюжетно-композиционная структура» отмечается, что необычная форма «Очарованного странника», прежде всего её многофабульность, была воспринята современниками негативно Н К Михайловский утверждал, что в повести присутствует «целый ряд фабул, нанизанных, как бусы на нитку» Рассказ Флягина представляет собой цепь эпизодов, каждый из которых, составляя эпизод

биографии Флягина, в то же время может составить целую жизнь укрощение коня, убийство монашка и спасение семьи графа К, «изувеченье» кошки и бегство из дома, история с цыганом и нянчество у барина, поединок с Савакиреем, татарский плен, бегство из плена, история с магнетизером, вечер в цыганской избе, история с Грушей и др Лесков акцентирует внимание читателя на важности определённой последовательности эпизодов Все события в рассказе Флягина связаны не только прямой хронологической связью (из этого ряда выпадает лишь рассказ об укрощении коня), но и причинной Эпизоды иллюстрируют основную мысль рассказчика о том, как он «всю жизнь погибал» и «никак не мог погибнуть» Жизнь Флягина — цепь попыток избежать рокового предназначения

Повествование Флягина прерывается репликами и вопросами заинтересованных слушателей, а также просьбами о продолжении рассказа Флягиным даются разъяснения в ответ на реплики, в которых содержится вопрос, что означает то или иное

слово и выражение Новые, сначала непонятные и неясные слушателям, слова и выражения, произнесенные Иваном Северьянычем, переспрашиваются слушателями, а читатели обращают внимание на эти слова и выражения, которые выделены в тексте курсивом Разъяснения Флягиным таких слов и выражений, развернутый их комментарий, дают повод к дальнейшему повествованию Не менее важно подчеркнуть и то, что некоторые вопросы вкупе с репликами, выражающими отношение слушателей к тому или иному моменту рассказа, помогают установить оценку героем собственной жизни и своих деяний

Формулируется вывод о том, что сюжетно-композиционная структура «Очарованного странника» представляет собой сложную художественную систему, которая складывается в результате многофункциональных композиционных приемов

В «Очарованном страннике» выделяются два речевых пласта авторская речь и чужое слово, т е повествование героя В авторской речи преобладают нейтральные, книжно-литературные слова и выражения Речь Флягина изобилует экспрессивно окрашенными элементами В речи Флягина отражаются его пристрастия, характер, мировоззрение и миропонимание, профессиональная и социальная принадлежность Личный тон повествования героя выражается в обилии восклицательных и вопросительных предложений, вводных слов, междометий Описания в насыщены эмоционально-экспрессивной лексикой с субъективно-оценочными суффиксами

К характерным особенностям языка «Очарованного странника» относятся синонимические повторы и повторы-редупликации, постпозиция глагола и эпитета-прилагательного (отнесение в конец словосочетания, фразы, предложения), прилагательные, глаголов и наречий с префиксоидом «пре», употребление иностранных слов и выражений, их переосмысление и невольное или нарочитое искажение В речи Фля-гина в рамках одного высказывания часто соседствуют элементы профессиональной лексики, разговорные, просторечные и диалектные слова и выражения, элементы архаизированного пласта языка, книжной фразеологии, богослужебных формул и церковной лексики

В связи с тем, что повествование строится на хронологической основе, преобладают предложения сложной синтаксической структуры с придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, определениями, дополнениями и обстоятельствами, вводными словами и вставными конструкциями

В заключении обобщаются результаты исследования, делаются выводы о своеобразии повествовательной формы «Очарованного странника», функции героя-рассказчика, особенностях языка и стиля

Поэтика «Очарованного странника» была рассмотрена на всех структурных уровнях заглавие и именология, образ главного героя, символика, сюжетно-композиционная структура, синтез жанра и повествования, сказ как художественная доминанта, лирическая тональность, язык и стиль Было установлено, что сказ в «Очарованном страннике» развивается по своим собственным законам, но в какие-то моменты (особенно это касается сюжетно-композиционной струюуры и языка) эти закономерности начинают распространяться и на другие категории Все это многоуровневое художественное единство возникло благодаря тому, что Лесков в качестве основной формы воплощения замысла выбрал именно сказ Лесковский сказ в «Очарованном страннике» окончательно оформился, получив наиболее яркое развитие и воплощение

«Очарованный странник» представляет собой полижанровое литературное произведение Удалось показать, как тексты-источники входят в поэтику повести Рас-

сказ М Е Салтыкова-Щедрина «Развеселое житье» и книга С. К Р «Негцастные приключения Василья Баранщикова » являются немаловажными источниками «Очарованного странника» Материалом для повести также послужила книга П М Ольхина «Последние дни самоубийц» Все вышеназванные источники органично уживаются с поэтикой «Очарованного странника», и это целиком и полностью относится к выявленным нами источникам, что было доказано с применением метода компаративного анализа

«Очарованный странник», уходящий своими корнями в библейские и античные тексты, устное народное творчество, древнерусскую и западноевропейскую литературу, опирающийся на русскую литературную традицию, является сложным синкретическим образованием, которое характеризуется хроникальной композицией, когерентностью жанра и стиля, лирической тональностью и исповедальностью, полижанровым и полистилистическим синкретизмом, установкой на чужую устную речь

В списке литературы даётся перечень источников, справочных и энциклопедических изданий, исследований, статей и монографий, посвященных «Очарованному страннику» и творчеству Лескова Список литературы содержит также работы, которые определили собой методологический аппарат исследования

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Неустроев Дмитрий Викторович (Россия) «Очарованный странник» Н. С. Лескова: генезис и поэтика

Диссертация посвящена комплексному изучению повести Н С Лескова «Очарованный странник»

В диссертации изучаются творческая история произведения и источники Доказывается, что немаловажными источниками «Очарованного странника» являются рассказ М Е Салтыкова-Щедрина «Развеселое житьё» и книга С К Р «Негцастные приключения Василья Баранщикова, мещанина Нижнего Новгорода, в трех частях света в Америке, Азии и Европе с 1780 по 1787 год» Показано также, что материалом для повести послужила книга П М Ольхина «Последние дни самоубийц» В настоящей диссертации рассматривается поэтика «Очарованного странника» на всех структурных уровнях заглавие и именология, образ главного героя, символика, сюжетно-композиционная структура, синтез жанра и повествования, сказ как художественная доминанта, лирическая тональность, язык и стиль Автор диссертации приходит к выводу, что «Очарованный странник» является многоуровневым художественным единством, которое возникло благодаря тому, что Лесков в качестве основной формы воплощения замысла выбрал именно сказ

Neustroev Dmitrii Vicrtorovich (Russia) Leskov’s «Ocharovanny strannik»: the genesis and poetics

The dissertation is devoted to complex study of the fomous Leskov’s novel «Ocharovanny strannik»

Author consecrated a creative history of novel and it’s reliable sources He proved that very important sources of «Ocharovanny strannik» are story by M E Saltykov-Shchednn «Razveseloye zhit’ye» and the book by S K R «Naschastmye pnkl’uchemya Vasil’ya Baranschikova, meschanma Nizhnego Novgoroda, v trekh chastiakh sveta. v Amenke, Azn 1 Yevrope s 1780 po 1787 god» D V Neustroev illustrated that the material to novel was founded by P M Ol’khin’s book «Posledniye dm samoubiyts» In current dissertation author considered the poetics of «Ocharovanny strannik» on all of structure levels, for example, the title and îmenology, an image of a mam hero, a symbolism, a subject’s and compositional structure, a synthesis of a genre and narration, and ‘skaz’ as a creative dominant, a lyrical key of novel, it’s language and style

Author of this dissertation câme to conclusions that «Ocharovanny strannik» was a multilevel creative unity which was growing up from «skaz», because exactly «skaz» was a choice by Leskov as a main form of realization his creative intentions

Подписано в печать 23 04 2007 г Исполнено 23 04 2007 г Печать трафаретная

Заказ № 430 Тираж 100 экз

Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш, 36 (495) 975-78-56 www autoreferat ru

Источник

Видео

Литература 10 класс (Урок№26 - Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».)

Литература 10 класс (Урок№26 - Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».)

О чем книга "ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК" 📖 Н.С. Лесков

О чем книга "ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК" 📖 Н.С. Лесков

Очарованный странник. Н. Лесков

Очарованный странник. Н. Лесков

Очарованный странник. Николай Лесков

Очарованный странник. Николай Лесков

Анализ повести "Очарованный странник" Лескова

Анализ повести "Очарованный странник" Лескова

Очарованный странник. Краткое содержание

Очарованный странник. Краткое содержание

Очарованный странник. Телеспектакль по повести Николая Лескова (1963)

Очарованный странник. Телеспектакль по повести Николая Лескова (1963)

10 класс. Повесть «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

10 класс. Повесть «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

"Очарованный странник" 3 часть Н. С. Лесков. Аудиокнига

"Очарованный странник" 3 часть Н. С. Лесков. Аудиокнига

Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Видеоурок 33. Литература 10 класс

Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Видеоурок 33. Литература 10 класс
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.