Социальные предпосылки возникновения языка + видео обзор

Предпосылки образования языка.

Социальные предпосылки возникновения языка Социальные предпосылки возникновения языка Социальные предпосылки возникновения языка Социальные предпосылки возникновения языка

Социальные предпосылки возникновения языка

Социальные предпосылки возникновения языка

Происхождение языка не случайное явление в истории человека, не следствие подражания звукам природы, не предмет договора между людьми, а необходимый, единый, охватывающий человечество объективный поступательный процесс его развития.

Образование языка было детерминировано совокупностью многих внешних и внутренних факторов. К предпосылкам образования языка относятся:

1) природные условия. Земные и космические условия сделали возможной не только жизнь на Земле, но одновременно и возможность языка, который мог возникнуть только при наличии околоземной воздушной оболочки, необхо­димой как для дыхания, так и для образования звука.

2) биологические, или антропологические предпосылки. Такими предпосылками являются вертикальное положение человека, которое обусловило принципиально иные, по сравнению с животным миром, усложненные, расширенные образ поведения, действия и вообще деятельность человека, поскольку верхние конечности человека оказались свободны для такой деятельности. Вертикальное положение предполагает совершенно иную группировку всех органов человека; особенно это касается органов, участвующих в выражении и восприятии речи. Как утверждают антропологи, только при таком условии стало возможным образование членораздельных звуков. Вертикальное положение обеспечивает широкий кругозор человека, существенно влияет на восприятие и отражение окружающего мира, дает возможность свободного распространения звуковых волн на сравнительно большое расстояние. Вертикальное положение человека не только обеспечило ему трудовую, предметную деятельность, но и позволило использовать совокупность определенных органов в образовании языка, то есть в их вторичной, чисто человеческой, языкообразующей функции.

3) наличие общества и отношений между людьми. Образование языка
возможно только в обществе. О том, что естественные, биологические задатки
могут реализоваться только в человеческом обществе, свидетельствуют
известные науке экстремальные случаи. Так, ребенок, родившийся в отсталом,
первобытном племени, попав с рождения в цивилизованное европейское общество, в последующее время не обнаруживал каких-либо умственных,
биологических отклонений по сравнению с окружающими его людьми. В то же
время современный ребенок, лишившись в раннем детском возрасте
человеческого общества, так называемые дети-маугли, при всех своих
биологических задатках, не может стать человеком в полном смысле этого
слова.

4) достаточно высокая степень развития доязыкового человеческого мышления,
готового к своему преобразованию под воздействием знакового выражения
мысли. Такая степень развития мышления была подготовлена длительным
использованием неязыковых знаков. Преобразование мышления выразилось в
создании абстракций, в дифференциации психологических процессов, в
расчленении мыслительного потока и образовании дискретных его форм.

5) Одной из важных предпосылок образования языка является общность
психологических законов довербального и вербального мышления
человека.
Как считают ученые, мышление человека, только начинающего говорить, делающего первые шаги в создании языка, в принципе то же, что и у человека, владеющего языком. Но, конечно, с участием языка мышление и психологические законы получили мощный толчок в своем развитии. Это выражается в их дифференцированности и определенности, разработанности и утонченности. Они приобретают новое качественное развитие, поскольку обрели знаковое выражение и закрепление.

6) наличие невербальных знаков. Многие ученые считают, что формирующееся человеческое общество долгое время использовало в качестве средства общения неязыковые знаки: жесты, мимику, выразительные движения, дейст­вия, предметы. Также длительное время параллельно с невербальными знаками применялся и звук как знак мысли. Доязыковой и языковой знаки сходны по структуре.

7) возможность образования членораздельного звука. Только с помощью членораздельного звука стало возможным отчуждение и вычленение из мышления дискретной, членораздельной мысли. Мысль стала выражаться в знаке, наиболее соответствующем ее природе.

Источник

Лекция №5. Тема лекции: «Происхождение языка»

Тема лекции: «Происхождение языка»

Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании, ибо он тесно связан с происхождением самого человека. Языки, существую­щие сегодня на земле (даже самых примитивных по своей куль­туре народов), находятся уже на достаточно высоком уровне развития. Тогда как происхождение языка относится к эпохе с архаичными формами взаимоотношения людей.

В существующих теориях происхождения языка условно мож­но выделить два подхода к решению этой проблемы: 1) язык по­явился естественным путем; 2) язык был создан искусственно не­коей активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей, расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, ктосоздал язык и из какогоматериала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по при­роде вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установле­нию, то кто его установил (Бог, человек или общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека?

Наибольшее число гипотез породил первый вопрос — кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызывал: это звуки, рождаемые природой или людьми. В переходе от них к членораздельной речи участвовали жест и мимика.

На ранних этапах развития цивилизации существовала логосическаятеория ( 1

Идея Слова как творящего начала, первичности всего духов­ного в мире характерна и для библейской традиции: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», — говорится в Евангелии от Иоанна, т.е. и в библейской традиции но­сителем слова был Бог (каждый день творение мира освящалось словом Бога). 1 Гируцшй А.А. Общее языкознание. Минск, 2001, с. 14.

Эту божественную теорию происхождения языка разделяли такие крупнейшие мыслители, как Платон (IV в. до н.э.), немецкие просветители XVIII в. И. Гердер, Г. Лессинг и др. Слово, согласно этой теории, имело, однако, не только боже­ственное, но и человеческое происхождение, поскольку человек, созданный по образу и подобию Божию, получил от Бога и дар слова. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым»,— говорится в Библии (Ветхий завет, ст. 3,6). Но доверия к человеку и его разуму все же не было. Сло­во, созданное им, было несовершенно, поэтому оно должно было пройти через «суд старейшин». Более того, слово человека гос­подствовало над ним, подрывало силу его духа и разума.

Развитие науки (и прежде всего астрономии, физики, биоло­гии) способствовало утверждению новых знаний о земле, ее био­логических, физических и социальных законах. «Творящая функ­ция» божественного слова — Логоса — не соответствовала новым воззрениям на человека. С точки зрения этики новой философии человек как существо мыслящее сам творил и преобразовывал мир. Язык в этом контексте рассматривался как продукт его деятель­ности. Ярче всего эти взгляды выразились в доктрине обществен­ного договора.Эта доктрина объединяла разные теории, по-свое­му объясняющие происхождение языка, — звукоподражательную, междометную, теорию трудовых команд. В соответствии со зву­коподражательнойтеорией (которую отстаивали, в частности, древ­негреческий философ-материалист Демокрит, немецкий философ и ученый Г. Лейбниц, американский лингвист У. Уитни и др.) пер­вые слова языка были подражанием звукам природы и крикам животных. Конечно, в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов (например, ку-ку, гав-гав) и производ­ные от них (ср. куковать, гавкать), но этих слов очень немного, и с помощью их невозможно объяснить появление «безгласных» на­званий предметов (ср. река, даль, берег).

Социальные предпосылки возникновения языка

Междометнаятеория (которую развивали немецкие ученые Я. Гримм, Г. Штейнталь, французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо и др.) объясняла появление первых слов из непроизвольных выкриков (междометий), провоцируемых чувствен­ным восприятием мира. Первоисточником слов были чувства, внутренние ощущения, которые побудили человека использо­вать свои языковые способности, т.е. сторонники этой теории главную причину возникновения слов видели в чувственном восприятии мира, одинаковом у всех людей, что само по себе является дискуссионным. Конечно, междометия и их производ­ные входят в словарный состав любого языка, но этих слов очень немного, а как быть со словами, лишенными экспрессивно-эмо­циональной окраски? Кроме того, ни один ребенок не загово­рит до тех пор, пока не окажется в среде говорящих людей.

Вариантом междометной теории была теория трудовых ко­манди трудовых выкриков (ее выдвинули немецкие ученые — историки Л. Нуаре и К. Бюхер). Согласно этой теории, междо­метный выкрик стимулировался не чувствами, а мускульными усилиями человека и совместной трудовой деятельностью.

Все три теории, таким образом, исходили из представлений о единстве человеческой психики, разума и рационального зна­ния, что влекло за собой предположение о возникновении од­ной и той же первоначальной звуковой формы у всех членов об­щества в одинаковой ситуации. Поэтому первыми, наиболее простыми с точки зрения информативности были звукоподра­жательные слова, междометия и трудовые выкрики.

Позднее, по общественному договоруэти первые звуки-слова были закрепле­ны за предметами и явлениями, которые не воспринимались слухом.

Прогрессивная роль доктрины общественного договора со­стояла в том, что она провозглашала материальный, человечес­кий источник происхождения языка, разрушая построения логосической теории. Однако в целом эта теория не объясняла происхождения языка, поскольку для того, чтобы звукоподражать, надо в совершенстве управлять речевым аппаратом, а у первобытного человека гортань была практически не развита. Кроме того, междометная теория не могла объяснить и появле­ние слов, лишенных экспрессивности, являвшихся нейтральны­ми обозначениями предметов и явлений внешнего мира. Нако­нец, эта теория не объясняла и факта договоренности о языке при отсутствии самого языка. Она предполагала наличие созна­тельности у первобытного человека до становления этой созна­тельности, развивающейся вместе с языком.

Критическое отношение к доктрине общественного договора вызвало к жизни новые теории, среди которых наиболее заметной была эволюционнаятеория происхождения языка. Представители этой теории (немецкие ученые В. Гумбольдт, А. Шлейхер, В. Вундт) зарождение языка связывали с развитием мышления первобытного человека, с потребностью конкретизации выра­жения его мысли: благодаря мышлению человек начал говорить, благодаря языку он научился мыслить. Появление языка, таким образом, произошло в результате развития чувств и разума человека. Наиболее яркое выражение эта точка зрения нашла в тру­дах В. Гумбольдта. Согласно его теории, рождение языка было обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык не только средство общения людей, он заложен в самой их природе и необходим для духовного развития человека. «Народ создает свой язык как орудие человеческой деятельности,— пишет В. Гумбольдт, — поэтому язык следует рассматривать не как мерт­вый продукт, а как созидающий процесс, как беспрерывную де­ятельность духа». 1 Происхождение и развитие языка, по Гум­больдту, предопределяется, таким образом, необходимостью развития общественных отношений и духовного потенциала че­ловека. Рассматривая язык как нечто непосредственно заложен­ное в человеке, как своеобразный дар человечеству от его внут­ренней природы, эта теория, однако, не отвечала на вопрос о внутренних механизмах перехода от доязыкового к языковому состоянию людей, хотя некоторые ее положения получили раз­витие в социальной или трудовой теории происхождения языка.

Концепция социальнойтеории происхождения языка была изложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Воз­никновение языка Энгельс связывал с развитием общества. Язык входит в социальный опыт человечества. Он возникает и разви­вается только в человеческом обществе и усваивается каждым отдельным человеком благодаря его общению с другими людь­ми. 1 Гумбольдт фон В. О различии строения человеческих языков, с. 69.

Главная идея его теории — неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного челове­ческого коллектива, развитием сознания формирующегося че­ловека и развитием форм и способов общения. Он разработал следующую теоретическую модель соотношения языка и обще­ства: 1) общественное производство, базирующееся на разделе­нии труда; 2) воспроизводство этноса как основы общественно­го производства; 3)становление членораздельной речи из нечленораздельных сигналов; 4) возникновение общественного сознания на базе индивидуального мышления; 5) формирование культуры как отбора и передачи из поколения в поколение важ­ных для жизнедеятельности общества умений, навыков, мате­риальных предметов. Говоря о происхождении языка, Энгельс пишет: «. подобно сознанию, язык возникает лишь из потреб­ности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них по­явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медлен­но, но неуклонно преобразовывалась путем модуляций, а орга­ны рта постепенно научились произносить один членораздель­ный звук за другим». 1 Появлению языка, таким образом, предшествовал этап длительной эволюции, сначала биологичес­кой, а затем биологическо-социальной. Основными биологичес­кими предпосылками были следующие: освобождение передних конечностей для труда, выпрямление походки, появление пер­вых звуковых сигналов. Биологическая эволюция затрагивала, прежде всего, легкие и гортань. Она требовала выпрямления тела, хождения на двух конечностях, высвобождения рук для выпол­нения трудовых функций. В процессе трудовой деятельности происходило дальнейшее развитие человеческого мозга и орга­нов артикуляции: непосредственный образ предмета замещался его звуковым символом (словом). «Сначала труд, — пишет Эн­гельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 20, с. 489.

Разви­тие мозга и подчиненных ему чувств все более и более проясня­ющегося сознания, способность к абстракции и умозаключению оказывали обратное действие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию». 1 Возникнове­ние языка, по Энгельсу, было, таким образом, связано и с про­цессом познания внешнего мира, и с процессом развития сознания под влиянием трудовой деятельности человека. Потребность в разумном общении (в котором осуществлялась коммуникатив­ная и когнитивная функции языка, без которых язык не может быть языком) и вызвала его появление.

Современная антропологическая теория развивает биосоци­альную концепцию происхождения человека и его языка, выде­ляя в качестве отдельных этапов прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий производ­ства», развитие речи и мышления, сложных форм трудовой дея­тельности и социальность. Появление языка она связывает с эво­люционными анатомическими изменениями человека, с формированием у него голосового аппарата и изменениями коры головного мозга. Так, в частности, археологические данные гово­рят о том, что речевой аппарат неандертальца (жившего около 230 тыс.—30 тыс. лет назад) отличался от речевого аппарата современного человека, поскольку гортань у него была расположена выше, чем у современного человека, что делало его язык гораздо менее подвижным, а следовательно, он говорил менее членораздельно, чем современные люди (интересно, что и у младенцев гортань расположена выше, чем у взрослых людей, и только потом она постепенно опускается до того положения, в котором находится у взрослого человека). Объем мозга «человека прямоходящего» (от 800—1200 см 3 ) также отличался от мозга современного человека, объем которого колеблется от 1200—1600 см 3 ). 2 Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000, с. 31.

В этом эволюционном процессе, занявшем более 500 тыс. лет, важную роль играла и групповая форма жизнедеятельности пер­вобытного человека, потребность в координации совместных действий (например, загонной охоты, строительства хижин и ям для хранения еды, защиты от врагов и т.п.), которая вызывала потребность в речи.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 20, с. 490. В слове стал фиксироваться опыт человека, который усваивался последующими поколениями, передаваясь им по наследству. Имеющиеся научные данные (в частности, случаи воспитания детей животными) говорят о том, что пред­посылки формирования речи наследуются человеком: если на определенном этапе развития ребенка он не имел человеческого общения, то в последующем у него уже невозможно развить пол­ноценную речь.

Язык, таким образом, стал одной из самых существенных ха­рактеристик, отличающих человека от других живых существ. Интересно, что попытки ученых из Университета Джорджии обучить приматов языку, в частности, шимпанзе, не привели к положительным результатам, так как шимпанзе так и не смогли достичь уровня, которым обладает двухлетний ребенок, а дикие, необученные приматы спонтанно не проявляют языковых на­выков даже двухлетнего ребенка.

Первый человеческий язык еще не был языком в полном смысле этого слова: общение, по-видимому, больше проходило на уровне жестов и нечленораздельных выкриков с целью регу­лирования совместной трудовой деятельности (в основном это был призыв к действию и указание на орудие или продукт тру­да). И лишь со временем труд, общение и сознание, формирова­ние новых, более сложных общественных отношений способ­ствовали становлению языка. В своем развитии он претерпел многочисленные перестройки, важнейшими среди которых были следующие: 1) человек усвоил линейный принцип речи: он на­учился располагать слова одно за другим и понимать их во взаи­мосвязи; 2) овладев принципом последовательного расположе­ния слов, человек распространил его и на организацию звуков в слове: слово стало «собираться» из отдельных звуков и слогов, речь стала членораздельной; 3) усложнилась фонетика; 4) рас­ширился лексический запас; 5) из последовательности слов воз­никли сначала простейшие, а затем и более сложные синтакси­ческие конструкции. 1 Атлас языков мира. М., 1998, с. 10.

Кроме коммуникативной и когнитивной, у языка возникла новая функция — магическая, связанная со способностью слова воздействовать на человека, явления природы или общества (эта функция сохраняется и сегодня в некоторых архаических обще­ствах Австралии и Новой Зеландии, где человек, обладающий необыкновенной физической выносливостью, узнав, что он околдован, погибает через сутки).

Контрольные вопросы

1. Почему вопрос о происхождении языка является одним из наибо­лее сложных и до конца не решенных в языкознании?

2. Какие теории происхождения языка вы знаете?

3. В чем сущность логосической теории происхождения языка?

4. Что такое доктрина общественного договора и в чем несостоятель­ность этой доктрины?

5. В чем сущность эволюционной теории происхождения языка?

6. Изложите основные положения социальной (или трудовой) тео­рии происхождения языка.

Рекомендуемая литература

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.,1983, гл. 12.

2. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новоси­бирск, 1984.

3. Леонтьев А.А. Происхождение языка//Энциклопедия «Русский язык». М., 1997.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967, гл. VII.

6. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975, гл. 1.

7. Энгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обе­зьяны в человека. Соч. К. Маркс, Ф. Энгельс, 2-е изд., т. 20.

8. Якушкин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

§ 93. Биологические, общественные и другие предпосылки образования языка

Как говорилось выше, многие ученые, занимавшиеся проблемой происхождения языка, преимущественно обращали внимание на об­разование членораздельных звуков, истоки фонетической системы языка.

Общеизвестно, что язык представляет собой строго организован­ную систему, развивающуюся по присущим ей законам, не терпящим

субъективного вмешательства в их ход; особенно это касается внутрен­ней, глубинной структуры языка, непроницаемой для внешних соци­альных и индивидуальных воздействий. При всей многочисленности языков мира каждый из них представляет собой индивидуальное образование, отличается особенностями на всех уровнях своей систе­мы: своими элементами, их организацией на каждом уровне, законами функционирования и развития. Все это, на наш взгляд, должно свидетельствовать, что происхождение языка не случайное явление в истории человека, не следствие подражания звукам живой или неживой природы, не предмет договора между людьми и пр., а необходимый, единый, охватывающий человечество объективный поступательный процесс его развития.

Образование языка было детерминировано совокупностью многих общих внешних и внутренних факторов: природными (в том числе и космическими) условиями, биологическими (антропологическими) предпосылками, наличием общества и характером отношений между людьми, трудовой, предметной деятельностью, использованием пред­шествовавших языку неязыковых знаковых средств, обладавших тем не менее тождественной со словом знаковой структурой (семиозисом) и др. Кратко охарактеризуем необходимые условия и предпосылки образования языка.

Для человека и его далеких предков земные и космические условия существовали практически всегда, для его жизни они представляли собой нечто постоянное. Внешние условия (природные — земные и космические) сделали возможной не только жизнь на Земле, но одновременно и возможность языка, который мог возникнуть только при наличии, в частности, околоземной воздушной оболочки, необхо­димой как для дыхания всего живого, так и для образования звука. Следовательно, эти природные условия таили в себе в качестве необ­ходимой объективной предпосылки возникновения языка возмож­ность образования его существенного элемента — звука.

Другим необходимым условием происхождения языка являются биологические (антропологические) предпосылки, без учета которых нельзя вообще ставить вопрос об образовании человеческого языка. Такими предпосылками являются прежде всего вертикальное положе­ние человека, которое само по себе уже свидетельствует о принципи­ально иных, по сравнению с животным миром, усложненных, расширенных образе поведения, действиях и вообще деятельности человека, поскольку верхние конечности человека свободны для такой деятельности. Вертикальное положение предполагает совершенно иную группировку всех органов человека, по сравнению с высшими животными; особенно это касается органов, участвующих в выражении и восприятии речи. Как утверждают антропологи, только при таком условии стало возможным образование членораздельных звуков. Вер­тикальное положение обеспечивает широкий кругозор человека, суще-334

ственно влияет на восприятие и отражение окружающего мира, дает возможность свободного распространения звуковых волн на сравни­тельно большое расстояние и др. Вертикальное положение человека не только обеспечило ему трудовую, предметную деятельность, но и позволило использовать совокупность определенных органов в обра­зовании языка, т. е. в их вторичной, чисто человеческой, языкообразующей функции. Если первичные функции орга­нов речи одинаковы у всех народов, соотносительны с функциями соответствующих органов животных, то вторичные функции органов речи используются в каждом языке особенно. Языки мира представ­ляют собой поразительное разнообразие в организации фонетических систем языков, что, надо думать, вызвано многими и весьма трудно определимыми причинами: особенностями образа жизни сообществ, окружающими условиями, влияющими на образ жизни, психологией людей, своеобразием выражения мысли и др.

Указанные биологические (антропологические) предпосылки мог­ли реализоваться только в человеческом обществе. Образование языка возможно только в обществе. Следовательно, и биологические пред­посылки, и общественные условия представляют собой необходимое диалектическое единство, обеспечивающее развитие человека, и в частности его мышления и языка. Об этой диалектической связи А.Н. Леонтьев писал: «В развитии человека имеется своеобразная диалектика естественного и общественного: человеческая деятельность немыслима без социальной среды, но человеческое общество не могло бы существовать без индивидов, обладающих такими задатками, как задатки к речи, которые требуют определенного строения мозга» (11, с. 12-13).

О том, что эти естественные, биологические задатки весьма значи­тельны и существенны (и не только в строении мозга) и что их реализация возможна только в человеческом обществе, свидетельству­ют известные науке экстремальные случаи. Так, ребенок, родившийся в отсталом племени, близком по своему состоянию и образу жизни к первобытному, попав с рождения в цивилизованное европейское об­щество, в последующее время, по мере своего роста и развития не обнаруживал каких-либо умственных, биологических отклонений по сравнению с окружающими его людьми. В то же время современный ребенок, лишившись в раннем детском возрасте человеческого обще­ства (маугли), при всех своих биологических задатках человеческого развития, не может стать человеком в полном смысле этого слова.

Эти исключительные случаи позволяют утверждать, что Homo sapiens обладает общими естественными биологическими задатками; но реализация этих врожденных естественных предпосылок Человека разумного возможна только в свойственных человеку общественных условиях. Следовательно, становление, происхождение языка предпо­лагает единство необходимых биологических и общественных

условий. При этом человеческий индивид обладает огромными биоло­гическими ресурсами приспособления к общественным условиям и связанными с ними возможностями умственного развития. Потебня отмечал, что до некоторых грамматических абстракций народ доходит в течение тысячелетий; в то же время ребенок, научаясь родному языку, играючи овладевает такими абстракциями.

Предпосылкой первостепенной важности происхождения языка явилась достаточно высокая степень развития доязыкового человече­ского мышления, готового к существенному своему преобразованию под воздействием знакового звукового воплощения и выражения мыс­ли. Такая степень развития мышления была подготовлена определен­ными биологическими, социальными факторами и условиями, длительным использованием неязыковых знаков (см. ниже). Преобра­зование мышления выразилось в создании абстракций, в дифферен­циации психологических процессов, в расчленении мыслительного потока и образовании дискретных его форм, выступающих в органи­ческом единстве с соответствующими дискретными звуками, их ком­плексами, и др. Формирование абстракций, осуществление всех этих мыслительных процессов невозможно без участия языка, т. е. звуковой знаковой системы. Предъязыковая мысль человека должна была быть готовой к образованию с помощью формирующегося слова основных по содержанию форм мысли — образа и понятия.

Одной из важных предпосылок образования языка является отме­чаемая В. Гумбольдтом и Потебней общность психологических законов довербального и вербального мышления человека. Как считают эти ученые, нет оснований отрывать мышление человека, только начина­ющего говорить, делающего первые шаги в создании языка, от чело­века, владеющего языком, в том числе и современного. Деятельность этих законов Потебня считает ключом в познании происхождения языка. Эти законы свойственны всем народам, во все времена, в том числе и первобытным народам. Психологические законы — величина постоянная, в то время как их результаты — величина переменная. Отсюда Потебня делает важное заключение: «Если поэтому будем в состоянии определить законы прогресса языка, узнать, как он изме­няется в течение веков под влиянием действующей в нем мысли, как постепенно растет переменный агент в прогрессе языка, то есть найдем постоянные отношения, в какие становится уже сформированная масса языка к новым актам творчества, то и в этих последних, взятых в том виде, в каком их застаем в нас самих, сможем найти черты, общие нам с первыми говорившими людьми. Таким образом, в истории языка, в психологических наблюдениях современных нам процессов речи — ключ к тому, как совершались эти процессы в начале жизни челове­чества» (12, с. 70).

С участием языка психологические законы получили мощный толчок в своем развитии. Последнее выразилось в их дифференциро-

ванности и определенности, разработанности и утонченности. Они приобрели новое качественное развитие, поскольку обрели оператив­ное знаковое выражение и закрепление. Но генетическая и — в изве­стной степени — функциональная природа этих законов осталась тождественной в своем языковом и неязыковом воплощении, не разъединяющей тем самым вербальное и невербальное мышление.

Утверждая тождество психологических законов вербального и до­вербального мышления, В. Гумбольдт не отрицал категорически воз­можность ни Божественного участия в создании языка, ни собственно человеческого его образования. Это еще одна антиномия языка В. Гум­больдта (см. ниже).

Многие ученые считают, что формирующееся человеческое обще­ство весьма долгое время использовало в качестве средства общения неязыковые знаки: жесты, мимику, выразительные движения, дейст­вия, предметы. Также длительное время, первоначально не выделяясь, параллельно с невербальными знаками применялся и звук как знак мысли (см. ниже). Здесь следует подчеркнуть, что доязыковой и языковой знак объединяет не только общность психологических зако­нов, но и общность структуры доязыкового (и вообще неязыкового) и языкового знака, т. е. общность элементов, образующих знак, и их отношений (знаковая ситуация, или семиозис). Структура индексаль-ного, иконического и языкового (символического) знака тождественна.

Важнейшим условием формирования языка стала возможность образования членораздельного звука. Его образование — одно из самых таинственных и сложных явлений в процессе возникновения языка. Только с помощью членораздельного звука стало возможным отчуж­дение и вычленение из мыслительного континуума человека дискрет­ной, членораздельной мысли. Мысль стала выражаться в знаке, наиболее соответствующем ее природе. В этом, собственно говоря, и заключается создание языка. Образование дискретной мысли было обусловлено потребностью отражения тех или других явлений дейст­вительности, вошедших в человеческий опыт. Свое единство (в конеч­ном счете и свою дискретность) мысль заимствовала у отражаемой действительности, разумеется, под углом зрения потребностей челове­ка, его интереса к этой действительности. В свою очередь, качества членораздельного звука как существенной материальной стороны язы­ка обусловлены свойствами мысли. Требования выражения мысли диктуют определенные качества и видоизменения членораздельного звука. О членораздельном звуке Потебня писал: «. В природе он встречается только в человеческой речи, служит только для изображе­ния мысли, а потому только от свойств мысли заимствует все свои признаки» (12, с. 104).

Человеческое происхождение языка объясняется самим характером роли языка как постоянно возобновляющейся и созидающейся дея­тельности. Только в истоках языка эта деятельность была в зародыше

и, следовательно, не занимала в жизни человеческого сообщества такого места, какое она стала занимать в обществе в последующее время. Она не была самостоятельной, функционально дифференциро­ванной, развитой и т. д. Речевая деятельность была непосредственно вплетена в предметную деятельность человека, не выделяясь из нее, и выступала как не обособившийся элемент в единстве с другими простейшими средствами общения, выражения и обозначения мысли­тельной деятельности человека (см. ниже). Взявшая начало в весьма скромных, не выделявшихся по своей знаковой роли истоках эта языкообразующая и системообразующая деятельность благодаря не­прерывности языка продолжается до настоящего времени.

Речевую деятельность роднит с трудовой деятельностью тот факт, что как труд и его результаты начинаются с поразительно простейших источников — каменного ножа, топора или скребка, так и язык начи­нается с полувыкриков, которые мы условно называем «словом-пред­ложением», но в которых мы видим дифференцированное воплощение мысли в знаке (кстати сказать, как и в самых примитивных орудиях труда). Но важнейший, знаменательнейший шаг человеком был сделан, и последующая история человечества показала, чем оно обязано этому шагу.

Как уже говорилось выше, образование языка сыграло исключи­тельную роль в становлении и развитии человека, его мышления, в познании человеком действительности. Создание языка — событие вселенского масштаба, и поэтому последствия этого события трудно переоценить. Отметим только те последствия, которые прямым обра­зом связаны с развитием человеческого мышления и познания дейст­вительности.

С возникновением языка становится возможным образование вы­сших форм человеческого мышления — образа, понятия, суждения (как необходимого средства образования понятия), умозаключения. До возникновения языка человеческое мышление, надо полагать, не могло оперировать понятиями в строгом смысле этого термина. Однако вполне возможны были представления, которые также несли в себе элементы обобщения, а следовательно, анализа и синтеза. Но отсутст­вие языка как естественной знаковой системы исключало образование собственно понятия — сущностной, классификационной категории, мыслительного единства характерных или существенных признаков, отчужденных с помощью знаков и познанных в человеческой деятель­ности как элементы этого единства. Понятие позволяет человеку более или менее адекватно познавать окружающий мир, приближаться в своем познании к действительному положению вещей. Благодаря понятию как мысли об открытом классе предметов или явлений, связанной с языковым знаком, человек приобрел способность опери­ровать в «снятом» виде такими классами предметов и явлений, а также и отчужденными в знаке их качествами и свойствами, связями и

отношениями. Отсюда исключительная гносеологическая роль языка. По словам Гегеля, человек в понятии встречается с бесконечностью.

Выше мы говорили, что выраженная вовне, закрепленная в языко­вом знаке мысль становится объектом как для своего создателя, так и в принципе для всех других членов общества. В ее совершенствовании и развитии, таким образом, могут участвовать все члены общества, а не только ее автор. В этом залог прогресса мышления и языка, их поступательного развития. Язык делает возможной капитализацию мысли; роль этой стороны языка неизмеримо возрастает с изобрете­нием письма, а в современном мире — с возможностями машинного преобразования и хранения информации, первоначально выраженной языковыми средствами.

Наша попытка воссоздать, по возможности, условия и процессы образования языка обнаруживает необходимую цепь зависимостей, причин и следствий. Потребность сообщества в своей жизни и дея­тельности использовать наиболее оптимальное в этих условиях и одновременно отвечающее природе человека средство общения и выражения мысли в конечном итоге должна была привести к образо­ванию языка. Эволюция человеческого общества исчисляется многими сотнями тысяч лет, и практика использования в жизни и деятельности людей знаковых средств, разных по сложности и пригодности в окружающих условиях, не могли не привести к утверждению именно такого средства общения, которое более всего отвечало существующим условиям и одновременно было внушено самой природой человека. Расхожее утверждение, что природа стремится к совершенству, находит подтверждение в эволюции человеческих знаков. Человеческое обще­ство в своей истории необходимо, но одновременно — объективно и бессознательно — сделало в своей практике общения «выбор» в пользу языка, воспользовавшись, надо думать, единственно воз­можным сочетанием (а точнее — синтезом) внутренних био­логических предпосылок человека и внешних факторов и условий. Эволюция человеческого общества в существующих условиях не могла пройти мимо этого «выбора» и синтеза. Возникновение языка на определенном этапе развития общества не могло быть случайным; оно было подготовлено и детерминировано биологическим, психологиче­ским и общественным развитием человека и природными, земными условиями его существования.

Источник

Видео

Предпосылки возникновения языкознанияСкачать

Предпосылки возникновения языкознания

Образование Древнерусского государства. Видеоурок по истории России 6 классСкачать

Образование Древнерусского государства. Видеоурок по истории России 6 класс

Языкознание. Урок 2. Проблемы происхождения языкаСкачать

Языкознание. Урок 2. Проблемы происхождения языка

Происхождение языка: что такое язык и как он появился?Скачать

Происхождение языка: что такое язык и как он появился?

Языкознание. Урок 5. Генеалогическая классификация языковСкачать

Языкознание. Урок 5. Генеалогическая классификация языков

Русофобия: исторические предпосылки возникновенияСкачать

Русофобия: исторические предпосылки возникновения

Предпосылки появления древнерусской государственности в VII - IX вв. / лектор - Борис Кипнис / №3Скачать

Предпосылки появления древнерусской государственности в VII - IX вв. / лектор - Борис Кипнис / №3

Подлинная История Русской Революции. Все серии с 1 по 4. Сериал 2017. Документальная ДрамаСкачать

Подлинная История Русской Революции. Все серии с 1 по 4. Сериал 2017. Документальная Драма

Тема 1. Философия, ее проблематика, основные направления и этапы развития // Орлов В.В.Скачать

Тема 1. Философия, ее проблематика, основные направления и этапы развития // Орлов В.В.

2.4 Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель - Философия для бакалавровСкачать

2.4 Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель - Философия для бакалавров
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.