- Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста учебно-методический материал (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Приемы сжатия текста с примерами
- Стоп-слова и синонимы
- Вводные конструкции
- Расшаркивания, «кстати»
- Усилители и оценка
- Паразиты времени и штампы
- Общие советы
- Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
- Типы восприятия
- Этапы работы над изложением
- Критерии оценивания
- Как готовиться
- Способы сжатия текста
- Видео
Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста
учебно-методический материал (9 класс) по теме
Опорный конспект, который поможет быстро повторить все приёмы сжатия текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
1. Исключение
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Было : Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
2. Обобщение или объединение
— парцеллированных предложений;
— ряда предложений, связанных одной мыслью;
— частей предложений;
— конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Было : Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
При упрощении необходимо
— Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
-Сформулировать получившееся предложение.
Сочетание нескольких приёмов сжатия текста
Стало : Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. ( 20 слов)
Было : Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. ( 61 слово)
Что нельзя удалять из текста?
— основные детали, помогающие понять авторскую идею;
— аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
— Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
— Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
— Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте
особенности этого типа речи при написании изложения.
— Запомните последовательность событий, рассуждений.
— Определите количество абзацев, ключевые слова.
— Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
— Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения:
— Разделите текст на смысловые части.
— Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
— Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
— Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
— Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Приемы сжатия текста с примерами
Неважно, пишет текст ученик в классе на уроке русского языка или работает над статьей маркетолог — советы полезны для каждого человека, желающего писать красиво.
Стоп-слова и синонимы
Стоп-слова. Они чаще всего удаляются без потери смысла. Иногда их нужно использовать, но обычно они оказываются не к месту. Определить стоп-слово просто — нужно убрать его и посмотреть, изменился ли смысл написанного или нет.
До исправлений: «В настоящее время россияне крайне озабочены проблемой обвала курса рубля».
После исправлений: «Россияне боятся обвала рубля».
Текст стал читабельней, при этом смысл предложения сохранился. Нужно смело избавляться от стоп-слов, они вводят в заблуждение и мешают сосредоточиться на изучении материала. Их исключение — важный способ сжатия текста.
Синонимы. В тексте авторы злоупотребляют синонимами. Пример: «При виде дочери у него появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка». Все три синонима обозначают одно и то же. Нужно научиться выбирать то слово, которое больше подходит по смыслу к конкретному тексту: «При виде дочери у него появлялась радостная улыбка».
Вводные конструкции
Вводные конструкции в тексте зачастую излишни. Они не несут смысловой нагрузки. Делятся конструкции на несколько типов:
Пример нумерации: «Во-первых, рассмотрим. Во-вторых, уточним. Наконец, нельзя не затронуть». Слова, указанные до запятой, характерны для устной речи. В ней они необходимы, чтобы слушатель проще воспринимал информацию. На письме проще разделять каждую мысль на абзацы. В крайнем случае, сократить перечисление до цифр — ставить «1, 2» вместо «во-первых», «во-вторых» и т. д.
Общеизвестное, правдивое, уточненное. Примеры: «Как известно, компания Samsung выпустила новый смартфон»; «Ни для кого не секрет, что для похудения нужно меньше есть и больше заниматься спортом».
Когда автор уберет вводные слова, текст не потеряет смысла. Не надо писать «как известно» или «ни для кого не секрет» — незачем делать акцент на факте, который, по мнению автора, и так всем известен.
Фраза «честно говоря» (и ей подобные) негативно влияет на восприятие, особенно когда она пишется в продающих статьях или блоге. Читатель задумывается: «Если сейчас автор говорит честно, то до этого был обман?» Какого бы вида ни был текст, в нем нет места фразе «честно говоря».
Как не нужно писать: «Если честно, конференция прошла плохо».
Как следует писать: «Об этой конференции в других городах есть хорошие отзывы, но мне не понравился стиль общения спикера». Информативнее, и без «притянутой за уши» честности.
Уточнение: «вернее», «точнее», «другими словами» — выражения, которые не имеют смысла.
Пример: «У меня появился телефон. Точнее, его подарили родители».
Принцип упрощения в действии: «Родители подарили мне телефон».
В изложении на ОГЭ часто нужно писать свое мнение. В таком случае, фразы «по-моему», «я считаю» и подобные будут востребованы.
Когда человек пишет статью от своего имени, то и так понятно, что имеется в виду его мнение. Нет смысла писать «по-моему» — это очевидный факт, не требующий уточнений.
«К счастью», «слава богу» и похожие выражения — это замаскированное мнение автора, которого лучше избегать в тексте. Фраза «к счастью» дает понять, что писавший человек с одобрением относится к случившейся ситуации.
Частые фразы, выражающие мнение:
Использование мнения в тексте бывает оправдано. Главное — проанализировать, несет ли оно смысл в конкретном случае, или без него текст ничего не теряет.
Расшаркивания, «кстати»
Расшаркивания — неофициальный термин. Им обозначают фразы подобного типа:
Никакого смысла выражения «так вот», «признаться» и «в сущности» не несут. В устной речи они помогают привлечь внимание. Во время чтения человек полностью сосредоточен на тексте, поэтому лишние слова не нужны.
Некоторые люди считают, что без подобных выражений текст становится пустым и безжизненным. На самом деле они лишь имитируют жизнь, но ничего полезного не привносят. Лучше обращать внимание читателя на интересные подробности и факты, связанные с темой, а не придумывать словесные конструкции.
Слово «кстати». Когда в тексте появляется «кстати», то читатель чувствует фальшь. Разве предыдущая информация была некстати? Тогда зачем она написана? Вся информация должна быть «кстати», иметь полезный посыл. Этого слова всегда нужно избегать.
Усилители и оценка
Усилители. Редкий текст обходится без их использования. Ниже представлен неправильный, а затем правильный вариант:
Эти и другие усилители ничего не дают тексту. Изначально их использовали маркетологи, чтобы воздействовать на покупателей. Теперь эти выражения применяют люди, которые не имеют к рекламе никакого отношения.
Если хочется усилить текст, то, как ни парадоксально, усилители не помогут. В них чувствуется фальшь. Словосочетания «нереальные скидки» или «максимально выгодные тарифы» не дают читателю информации. Их можно легко превратить из пустышек в полезный текст: «Скидки 80% на коллекцию 2017 года». «Безлимитный интернет: 9 Мбит за 350 рублей в месяц».
Слова-усилители портят текст, который без них бы выглядел сильнее. Похоже на парадокс, но вот несколько примеров:
Я тебя люблю — я тебя очень сильно люблю. Первый вариант звучит искренне, второй — словно влюбленный пытается убедить вторую половинку в том, во что сам не очень верит.
«КПД — 100%» — «Это действительно работает!». Первый вариант — факт, понятная информация. Второй — пустые слова, ничем не подкрепленные.
Оценка. В это понятие входят слова, которые обозначают субъективную характеристику:
Подобных оценок — десятки, а то и сотни. Для их определения нужно задуматься: действительно ли все люди так считают? Если нет, то не нужно писать субъективное мнение. Вряд ли возможно, чтобы человечество хоть на один вопрос имело единодушный ответ.
Если фразу о быстром заработке (как вариант) необходимо вписать, то нужно ее представить в полезном формате. Например: «10 000 рублей за 40 часов работы».
Субъективная оценка похожа на метод обобщения: «все женщины», «каждый человек», «истинный герой» и т. п. Обобщения нужно смело удалять.
Паразиты времени и штампы
Паразиты времени. Эти слова призваны подчеркнуть современность или актуальность написанного в тексте. Они могут показаться придающими значимость, но на самом деле зря загромождают текст и часто указывают на незнание разбираемой темы.
Примеры:
Текст по умолчанию воспринимается как относящийся к настоящему времени, если не сказано обратного. Когда автор пишет, что: «В будущем корабли будут бороздить просторы галактики» или «Неделю назад произошла авария», читатель понимает, в каком времени происходит описываемое событие. Все фразы, указывающие на настоящее время, бессмысленны.
Единственный вариант, когда они уместны — противопоставление. Например: «В советское время выпускников вузов отправляли работать по распределению. Сейчас такого нет».
Паразиты времени указывают на плохое владение темой у автора. Пример: «В последнее время специалисты все чаще отмечают агрессивное поведение на дороге». В последнее время — это когда? Неделя, месяц, год? Не имея фактов, человек пишет общие фразы, надеясь, что читателя устроит и такой текст. Правильно будет, если автор скажет: «Росстат посчитал, что 4 из 10 дорожных происшествий заканчиваются драками». Цифры и указание источника делают заявление авторитетным.
Штамп — устойчивое популярное выражение. Значение штампа редко удается понять полностью. Автор, возможно, хотел сказать что-то другое, но читатель воспринял это иначе.
Примеры:
Нужно писать ясно. Вместо «от мала до велика» употребить «все». Заменить фразу «в нужном русле» на слово «правильно». Никакой двусмысленности, текст воспринимается легко.
Большинство правил не относятся к литературным произведениям. При создании книги бывают уместны штампы, вводные конструкции, оценивание и другие приемы, которые недопустимы для хорошего изложения или статьи.
Общие советы
Научиться упрощенности при создании текста получится с помощью таблицы. Слева пишется текст «до», справа — «после», с исправлениями и сокращениями. Упражнение научит быстро отделять основной пласт информации от второстепенного, помогая более точно выразить мысли.
Создание памятки поможет при подготовке к ОГЭ. Главный критерий для написания чистого текста — постоянные тренировки. Рекомендуется использовать художественные произведения. Нужно взять любую книгу и сокращать все, что кажется лишним. Онлайн-программы позволяют проходить тесты для закрепления знаний, изучать приемы сжатия текста с примерами от опытных учителей.
Изучив виды сокращения текста и выработав алгоритм редактирования, получится грамотно сжать любой текст и угодить самому взыскательному читателю.
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал.
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение.
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.
2. Перерыв между чтениями.
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение.
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.
Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.
5. Сжатие текста: сократите написанное.
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк.
На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отсранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
Микротемы. Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Содержание изложения | Баллы |
---|---|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. | 0 |
Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
Сжатие текста. Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».
3. Слияние нескольких предложений в одно.
«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Что нужно сохранить при сжатии текста:
Что можно исключить при сжатии текста:
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Сжатие исходного текста | Баллы |
---|---|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. | 2 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. | 1 |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. | 0 |
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
Разделение абзацев. В каждом абзаце должна быть законченная мысль.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Баллы |
---|---|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, — в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
Микротемы | Ключевые слова | |
---|---|---|
1 | Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться. | Вопрос — ответы, добрый, душевная красота. |
2 | Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни. | Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра. |
3 | Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека. | Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу. |
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Способы сжатия текста
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Известны следующие способы сжатия текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Замена (упрощение)
Исключение
однородных членов предложения;
риторических вопросов и восклицаний;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия
после сжатия
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
Обобщение
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕР:
до сжатия
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Замена (упрощение)
однородных членов обобщающим словом;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
части предложения местоимением и т.д.
При ЗАМЕНЕ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную;
найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
после сжатия
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
до сжатия
после сжатия
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.