Сск в русском языке примеры + видео обзор

Содержание
  1. Сложносочиненное предложение – что это такое понятным языком, как отличить его от простого и сложного и как правильно построить его схему
  2. Отличительные признаки сложносочиненных предложений
  3. Как отличить сложносочиненное от сложноподчиненного
  4. Как отличить сложносочиненную конструкцию от бессоюзной
  5. Как составить схему сложносочиненного предложения
  6. Полезные материалы по теме
  7. ССК КАК ОСОБАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
  8. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них (задание В – 9)
  9. Сложное предложение
  10. Что такое сложное предложение?
  11. Виды сложных предложений
  12. Сложносочиненные предложения
  13. Примеры сложносочиненных предложений
  14. Сложноподчиненное предложение
  15. Бессоюзные предложения
  16. Сложные предложения с разными видами связи
  17. Как определить сложное предложение?
  18. Образец рассуждения
  19. Видеоурок «Простое и сложное предложение»
  20. Видео

Сложносочиненное предложение – что это такое понятным языком, как отличить его от простого и сложного и как правильно построить его схему

Предложение с несколькими грамматическими основами, которые связаны друг с другом союзами.

Сск в русском языке примеры

Сложносочиненное предложение – это, прежде всего, сложное предложение. То есть грамматических основ в нем две или более. «Сочиненное» – значит части у него соединяются «сочинительными» союзами. Части сложносочиненных предложений всегда равноправны, то есть от одной части нельзя задать вопрос к другой.

Отличительные признаки сложносочиненных предложений

Сначала научимся отличать эти грамматические конструкции от простых предложений с однородными членами.

Поясню разницу сразу на трех примерах:

Как отличить сложносочиненное от сложноподчиненного

Две стратегии. Первая – по союзам. Есть союзы сочинительные (и, а, но, однако, ни – ни, то ли – то ли), есть подчинительные (что, когда, потому что).

У меня выходила статья про союзы, где я приводил вот эту классификацию и давал советы по запоминанию – прочитайте.

Мне лично запоминать союзы не нравится. Более простой способ – попробовать задать вопрос от одной части к другой. Если он задается – то предложение сложноподчиненное, а если нет – сложносочиненное. Сравните:

Вот так. И если у вас предложение сложносочиненное, то и союз в нем однозначно сочинительный. А если сложноподчиненное – то подчинительный.

Как отличить сложносочиненную конструкцию от бессоюзной

В бессоюзной нет союза. Части связываются просто с помощью интонации. Сравните три примера:

А как быть, если у вас в предложении три части и первая со второй связана бессоюзно, а вторая с третьей – союзно? Например: «Шел снег, дул ветер и море набрасывалось на черные скалы»?

В этом случае надо сказать, что перед нами «сложная синтаксическая конструкция», или, сокращенно, ССК. ССК – это как раз когда в предложении разные типы связи. То есть и бессоюзность, и союзность.

Вот еще один пример: «Начиналась буря, ветер крепчал, и море словно наполнялось злобой, которая готова была выплеснуться на наш корабль». Тут у нас:

Это тоже ССК. По другому и не скажешь, потому что тут все три возможных типа связи.

Как составить схему сложносочиненного предложения

Запомните, что если оно сложносочиненное, то скобки всегда квадратные. Круглые скобки бывают только в сложноподчиненном предложении.

Пример: «В аквариуме плавали рыбки, а кот зорко следил за ними». Схема будет такая:

Сск в русском языке примеры

Обратите внимание, знаки ставятся между скобками, союз тоже отмечается на схеме. В конце предложения ставится точка.

Еще момент. Как быть, если какое-то предложение у вас осложнено? Например: «Я сидел дома, учил уроки, а мои друзья веселились на улице».

Смотрите. По правилам русского языка осложнение простых предложений мы на схеме не отмечаем. Схема нужна для того, чтобы понять структуру сложного предложения. Поэтому схема этого предложения будет точно такая же, как и предыдущего:

Сск в русском языке примеры

Но. Иногда учителя велят показывать осложнения на схемах. Мол, чтобы дети лучше их запоминали. Тогда придется это делать:

Сск в русском языке примеры

Подробнее об этом читайте в моей статье про осложненное предложение. Я рассказываю там про все пять осложнителей и учу отмечать их на схемах.

Полезные материалы по теме

Прочитайте другие мои статьи по синтаксису. Я стараюсь там все разжевывать и объяснять на примерах, чтобы вам было понятно:

Подпишитесь на мою рассылку. Я буду писать статьи по русскому языку еще примерно полгода, рассылка позволит мне присылать вам свежие материалы.

Посмотрите подборки курсов для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Большая часть курсов проводится в групповом формате, преподают лучшие учителя России. Готовиться можно из дома, не надо тратить время на дорогу до репетитора. Цены приемлемые.

Еще там есть бесплатные справочники для скачивания. Они очень классные, я сам подбирал.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите, что вам нравится и что не нравится. Мне важнее знать, что НЕ нравится. Критикуйте смело, чтобы я мог сделать этот текст лучше.

Источник

ССК КАК ОСОБАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

I.Структурный аспект. Определение понятия.

1. Строевым элементом ССК всегда являются бинарные сложные предложения.

2. В ССК обязательно есть разные виды синтаксической связи. И поэтому принято выделять ведущий (основной) вид синтаксической связи в ССК. Существует два принципа выделения ведущего вида связи в ССК. Эти два принципа абсолютно разные, результат тоже может получиться разным. Мы можем выбрать любой, логичный.

а) По преобладанию – первый принцип выделения ведущего вида связи (выделили бинарные конструкции, смотрим какие преобладают). В данной ССК преобладают СПП, ведущий вид связи подчинительный.

б) По виду связи, который соединяет смысловые части – это второй принцип. В данном случае это сочинительная связь.

*В учебно-методическом пособии используется второй принцип (Т.А.Гридиной он нравится больше).

3. Возможность предикативного расширения и усложнения ССК. Есть формула построения ССК: 5 +/- 2. Если будет частей больше, то воспринять можно, но это будет сделать уже сложнее. ССК можно анализировать по единицам, расположенным по горизонтали (предложения, связанные сочинительной и бессоюзной связью) и по вертикали (предложения, связанные подчинительной связью). ССК может расширяться либо по горизонтали, либо по вертикали. В построении ССК есть закономерность (Чеснокова): «Чем длиннее цепи подчинительной связи, тем меньше предикативных единиц связаны сочинительной связью, и наоборот».

4. ССК обладает специфическими чертами в использовании средств связи:

а) Разный диапазон действия союзов и союзных слов.

б) Блокировка придаточных.

в) Структурно-излишние компоненты.

г) Стечение и пропуски союзов и т.д.

5. Возможны разные виды усложненной подчинительной связи в ССК.

II. Семантический аспект:

В ССК возможно выделение смысловых частей. Их выделение достаточно субъективно. Но при выделении смысловых частей есть закономерность, которую нужно соблюдать: если в ССК также, как и в МСП, одна синтаксически независимая предикативная единица, то выделение смысловых частей нецелесообразно, если этих синтаксически независимых предикативных единиц несколько, то смысловые части выделяются, но их количество может совпасть с синтаксически независимыми предикативными единицами или не совпасть.

Пример, в котором нецелесообразно выделение смысловых частей (из текста Казакевича «Звезда»): 1 Боец, дежуривший у телефона, не дожидаясь вопроса, сказал, 2 чторазведчики вместе с минёром Павлиновым (даже заполнил фамилию) вышли на дело уже полчаса назад, 3 как только(союз составной) начало смеркаться (безличное предл.), и 2 сейчас, наверное, уже миновали проволочные заграждения и подбираются к вражеским траншеям, и 1 добавил, 4 чтовсеидет как надо: 5 немцымолчат и ничего пока не подозревают, 6 так чтотревожиться не следует (безличное предл.). 1-2, 2-3, 1-4, 5-6 – это СПП; 4-5 – это БСП. Т.е. это ССК. Здесь есть одна синтаксически независимая ПЕ (1), поэтому мы здесь не можем выделить смысловые части.

Пример с несколькими смысловыми частями: 1 Всякий раз, 2 когда случайно встречались наши глаза, 1мне казалось (безличное предл.), 3 что во взгляде моем выражается слишком явная неприязнь, и 4 яспешил принять выражение равнодушия (СИС), но 5 тогда мне казалось, 6 чтоон понимает мое притворство: 7 якраснел и вовсе отворачивался. В этом предложении есть три синтаксически независимых ПЕ. Хотя скорее всего можно выделить две смысловые части, т.к. союз но сильнее, чем союз и. Но в принципе можно выделить и три части, опираясь на количество синтаксически независимых ПЕ. Выделение частей субъективно. Т.В.Гоголиной нравится выделение в данной конструкции 2-х смысловых частей.

III.Функциональный аспект. В данном пункте имеется в виду характер функционирования языковой единицы. Цель использования ССК – анализ и выяснение сущности явлений, их причины возникновения или последствий, к которым они приводят. Т.е. все усложнения в ССК используются, чтобы подробно и последовательно развить одну цельную мысль, конкретизировать и детализировать ее.

IV. Стилистический аспект. ССК используются преимущественно в художественном и научном стилях речи, несколько реже – в официально-деловом и публицистическом стилях речи. Практически не используется ССК в разговорном стиле речи.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них (задание В – 9)

Сск в русском языке примеры

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них (задание В – 9)

Цель: закрепить пунктуационные умения и навыки постановки и объяснения знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, составлять схему; расширить знания учащихся о строении СП, с помощью которых передаются сложные мыслительные операции; продолжить работу над устранением речевых недочетов в тексте.

I. Фронтальная беседа по теме «Сложные синтаксические конструкции».

ССК выражают сложные мысли, использование их в художественной литературе зависит от индивидуального стиля автора. Сложный синтаксис – одна из отличительных черт прозы талантливых писателей-прозаиков В. Набокова, Л. Толстого, В. Астафьева, А. Чехова, М.

1. Дать определение понятия «ССК» (ССК – это сложное предложение, части которого соединены разными видами синтаксической связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; другое название – многочленные сложные предложения или полипредикативные сложные предложения в современном русском языке, ПСП).

2. В зависимости от комбинирования типов синтаксической связи, какие ССК выделяются? (1. сочинительной и подчинительной; 2. подчинительной и бессоюзной; 3. сочинительной и бессоюзной; 4. сочинительной, подчинительной и бессоюзной).

3. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять смысл такого предложения? (Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть на структурно-смысловое членение СП. Знаки препинания ставятся на общем основании, в зависимости от типа связи и смысловых отношений между соответствующими частями СП. В таких ССК могут оказаться рядом сочинительные и подчинительные союзы).

4. Сравните запись на доске и сделайте вывод о том, когда ставится (и не ставится) запятая между подчинительными или сочинительным и подчинительным союзами. (В СП запятая между подчинительными, сочинительным и подчинительным союзами ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но, и наоборот).

Запись на доске:и хотя…, но (то) (так) и, хотя…,

и когда…, но (то) (так) и, когда…,

что если…, то (так) (но) что, если…

Оформляет предложение на доске ученик

Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась распухшей. [ ], и, (когда…), [ ]

II. Слово учителя. В зависимости от своей организации сложная конструкция может распадаться на два и более равноправных блока, которые могут быть сложными предложениями в сочетании с простыми. При оформлении сложных конструкций учитывается иерархическая значимость знаков, их системная зависимость друг от друга. Это и создаёт определённые сочетания знаков, диктуемые контекстом. Вот почему, расставляя знаки препинания в ССК, надо учитывать строение всей конструкции и при выборе знаков учитывать не только смыслы частей конструкции, но и иерархическую значимость самих знаков.

III. Тренировочные упражнения. На столах учащихся лежат учебно-тренировочные материалы по заданию В – 9.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить точно.

1.Коллективная работа. Все учащиеся списывают с доски предложение, расставляют знаки препинания, дают общую характеристику ССК и каждой части СП как простого предложения, выделяют грамматические основы, составляют графическую схему предложения. (Один учащийся работает у доски).

Запись на доске: Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они даже одинаковы, так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас. (В. Астафьев)

Повеств.; невоскл.; сложное, с сочин. и подчин. связью, придаточные части присоединяются при помощи союзов что, пусть; 1-я и 3-я части соединются противительным союзом а.

(1) главная часть: односост., определ.-личное., распростр., полное;

(2) прид. изъясн.: двусост., распростр., полное, неослож.;

(3) главная часть: двусост., нерапростр., полное;

(4) прид. изъясн.:двусост., распростр., полное, осложн. однород. подлежащими и сравнител оборотом.

(5) придат. уступит.: двусост., нераспростр., полное, неосложненное.

Записываем предложение под диктовку. Объяснить постановку знаков препинания.

Я вас люблю, хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный, и в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь.

2.Работа в группах. Определить строение сложного предложения, выделить смысловые части, объяснить постановку знаков препинания, составить графическую схему предложения, указав виды придаточных, вид подчинения.

1 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной и подчинительной связью (С+П).

1. Всё, что осталось от прошлых времён, мы соберём, и наше богатство будет выше всех богатств, какие знали люди. (К. Паустовский)

2. То, что говорил дежурный генерал, было ещё дельнее и умнее, но очевидно, что Кутузов презирал знание и ум и знал что-то другое, что должно было решать дело…(Л. Толстой)

2 группа. Сложные синтаксические конструкции с подчинительной и бессоюзной связью (П+Б).

3. Все теперь отлично понимали, что это был влюблённый и счастливый человек; его улыбка, глаза и каждое движение выражали томительное счастье. (А. Чехов)

4. Она была уже в двух шагах, когда увидела его; она увидела его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. (Л. Толстой)

3 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной и бессоюзной связью (С+Б).

5. Заря исчезла; наступила ночь, а воздух даже потеплел. (И. Тургенев)

6. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею. (М. Лермонтов)

4 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью (С+П+Б).

7. Немножко жутко, а взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачко, ни пятна, и поймёшь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жаль потерять хоть одно мгновение жизни. (А. Чехов)

8. Сначала никто не обратил внимания, каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора, но, когда народ спустился к реке, все ахнули: лодку тащила упряжка собак, бегущая берегом. (П. Павленко)

5 группа. Работа с учебником (упр. 245), выборочно выписать предложения ССК с разными видами связи. (1, 3, 8).

6 группа. Работа с учебником (упр. 248), выборочно выписать предложения ССК разными видами связи. (1, 3, 4), объяснить и расставить знаки препинания, составить схему.

7 группа. Работа с учебником (упр. 246), объяснить постановку знаков препинания 1, 2, 3 предложений.

Вывод делает консультанты группы: Таким образом, на высшем уровне членения (уровне компонентов-блоков; логико-синтаксических частей) используется точка с запятой как наиболее сильно разделяющий знак, близкий к точке. Знаки, передающие подчинительные отношения, на этом уровне не употребляются, поскольку подчинительная связь обнаруживается внутри блоков, на уровне СПП. Двоеточие и реже тире тоже могут выдвигаться на высший уровень членения, но при одном условии, если в этой конструкции не будет точек с запятыми, которые переведут их в ранг внутреннего членения. Расставляя знаки препинания, нужно учитывать смысл частей и иерархическую значимость самих знаков.

IV. Индивидуальное задание (сообщение ученицы о ПСП). «Это интересно. Для любознательных».

Спорные вопросы возникают при квалификации полипредикативных предложений переходного типа, расстановке в них знаков препинания, составления схем. Попробую объяснить. Вашему вниманию представлено предложение (на доске оно записано заранее)

Кушер сказал, что он заночевал где-нибудь из-за тумана и беспокоиться нечего – всё равно пароход простоит в Чернобыле несколько часов. (К. Паустовский) (ПБСП)

3 –я предикативная часть односоставная – безличная, по смыслу соотносится со 2-ой. Поэтому союз что для 2и 3 предикативных частей общий, запятая отсутствует. То, о чём говорится во 2 части предложения, и то, о чем говорится в 3 части, принадлежит герою рассказа Кушеру. Предложение как синтаксическая единица – ПБСП, так как на основном уровне членения – бессоюзная связь. Интересно то, что общее содержание предложения, грамматическая и смысловая самостоятельность третьей части допускают постановку запятой после 2ой части, что обусловлено изменением целеустановки автора.

Теперь то, о чём сообщается в 3-ей части, уже исходит от автора рассказа, а не от героя. Поэтому изменяется модель предложения, его типовая принадлежность. На основном уровне структурного и смыслового членения между второй и третьей предикативными частями – связь сочинительная, и предложение уже является ПССП.

Переходные структуры можно посмотреть в «Справочнике по орфографии и пунктуации» Д. Розенталя.

И ещё один яркий пример, в котором допустимы два варианта постановки знаков препинания. (На доске)

Хаджи Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин, и вода лилась из него. (Л. Толстой)

При наличии запятой между 3 и 4 предикативными частями (так в авторском тесте) предложение строится как ПССП. А при отсутствии запятой между 3 и 4 предикативными единицами предложение «превращается» в СПП с последовательным и однородным подчинением.

[ 1 ], (2 что ), (3 как ) и ( 4 )

Таким образом, варьирование семантико-синтаксических отношений, пунктуационных знаков в одном и том же предложении обусловлено лексико-грамматическими свойствами частей, контекстом, ситуацией речи, определёнными коммуникативными задачами автора.

V. Р/Р. Конструирование предложения: из простых предложений составьте ССК с разными видами связи.

1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно.

Тучи, которые с самого утра кружились над городом, совсем заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно.

VI. Р/Р. Редактирование текста: исправить ошибки, связанные с неумелым употреблением сложных конструкций.

Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристском походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники были хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.

( Нагромождение придаточных предложений в одной синтаксической конструкции. Надо разбить все предложения на ряд самостоятельных отдельных предложений).

Во второй половине июня, когда закончились все экзамены в гимназии, состоялся наш туристский поход. Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в этом походе, мы провели его с успехом. Все участники похода были достаточно подготовлены к тому, чтобы не смущаться при неизбежных в походе лишениях.

VII. Обобщение материала. Классифицировать ССК. Укажите номера предложений, которым соответствует следующая синтаксическая характеристика (на доске таблица)

1. Створки окна, выходившего на улицу, были неплотно притворены, и я вдруг, услышал, как кто-то их стал раскрывать.

2. Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовой лист.

3. Гонец бежал под палящим солнцем в Афины, чтобы сообщать горожанам радостную весть: возле деревни Марафон греческие фаланги разгромили персов.

4. Физкультура – это ключ к здоровью, но иногда увлечение спортом приобретает отнюдь не здоровые формы: речь идет о перегрузках, которым некоторые люди подвергают себя вопреки здравому смыслу.

5. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

6. В сплошном, плотном тумане нас кидало, качало, бросало, швыряло, трясло, не знаю, какие ещё найти глаголы, но я была почти в беспамятстве.

Дополнительные задания: укажите количество грамматических основ в предложениях.

1 (3); 2 (4); 3 (3); 4 (4 ); 5 (3 ); 6 (4 ).

VIII. Р/Р. Докажите правомерность слов К. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Учащиеся читают 2-3 написанных предложения с использованием ССК.

Д/З. Написать сочинение на лингвистическую тему. Докажите правомерность слов К. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Назначаются эксперты, которые на следующем уроке будут оценивать прочитанные учащимися сочинения-рассуждения (2-3) согласно критериям оценивания.

Источник

Сложное предложение

Сложное пред­ло­же­ние — это син­так­си­че­ская кон­струк­ция, состо­я­щая из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, свя­зан­ных по смыс­лу и инто­на­ци­он­но с помо­щью сочи­ни­тель­ной, под­чи­ни­тель­ной или бес­со­юз­ной связи.

Узнаем, что такое слож­ное пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке, какие виды слож­ных пред­ло­же­ний суще­ству­ют в зави­си­мо­сти от син­так­си­че­ской свя­зи меж­ду их частями.

Что такое сложное предложение?

Основной еди­ни­цей речи явля­ет­ся пред­ло­же­ние. Уточним, что назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем в рус­ском языке.

Отдельные сло­ва гово­ря­щий объ­еди­ня­ет в одно выска­зы­ва­ние, что­бы выра­зить какую-то мысль, пере­дать её дру­гим. С помо­щью пред­ло­же­ния мож­но сооб­щить инфор­ма­цию, офор­мить вопрос или поже­ла­ние, прось­бу, приказ.

В пред­ло­же­нии сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи при­об­ре­та­ют такую грам­ма­ти­че­скую фор­му, кото­рая поз­во­ля­ет выра­зить закон­чен­ную мысль с помо­щью опре­де­лен­ной интонации.

Позвони мне сего­дня вече­ром, пожалуйста!

Это про­стые пред­ло­же­ния, кото­рые име­ют одну грам­ма­ти­че­скую осно­ву, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или толь­ко один глав­ный член предложения.

Простые пред­ло­же­ния могут объ­еди­нять­ся в более слож­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, кото­рые насчи­ты­ва­ют в сво­ем соста­ве несколь­ко про­стых пред­ло­же­ний. Тогда по отно­ше­нию к ним сле­ду­ет упо­тре­бить тер­мин «слож­ное предложение».

Сск в русском языке примеры

Сложное пред­ло­же­ние состо­ит из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, то есть соот­вет­ствен­но из несколь­ких грам­ма­ти­че­ских основ.

Простые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го свя­зы­ва­ют­ся меж­ду собой с помо­щью раз­лич­ных сою­зов или толь­ко интонацией.

В зави­си­мо­сти от вида свя­зи меж­ду частя­ми слож­ные пред­ло­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на

С этой точ­ки зре­ния рас­смот­рим виды слож­ных предложений.

Виды сложных предложений

В союз­ных пред­ло­же­ни­ях их части свя­за­ны с помо­щью сою­зов или союз­ных слов, а в бес­со­юз­ных — толь­ко интонацией.

Союзные пред­ло­же­ния раз­де­ля­ют­ся на два основ­ных вида:

Сск в русском языке примеры

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют про­стые пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся меж­ду собой син­так­си­че­ски рав­но­прав­ны­ми. Между ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рая выра­жа­ет­ся с помо­щью союзов:

Примеры сложносочиненных предложений

Налетел ветер, и летят с дере­вьев раз­но­цвет­ные листья, кру­жась в осен­нем хороводе.

В поле све­жий ветер румя­нит щёки, в лесу тоже лег­ко дышит­ся сре­ди сосен.

Либо она ско­ро сама при­дёт, либо толь­ко позвонит.

Не то послы­шал­ся писк какой-то пти­цы, не то скрип­ну­ла дверь.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное пред­ло­же­ние так­же состо­ит из несколь­ких про­стых пред­ло­же­ний, но связь меж­ду ними нерав­но­прав­ная. Одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое зави­си­мым от него, то есть придаточным.

Я пом­ню, (что?) как в дет­стве мы бега­ли босые у реки.

Придаточных пред­ло­же­ний может быть не одно, а несколько.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии нерав­но­прав­ная связь меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми выра­жа­ет­ся с помо­щью союз­ных слов или под­чи­ни­тель­ных сою­зов, кото­рые по зна­че­нию делят­ся на группы:

От глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём к зави­си­мо­му пред­ло­же­нию мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос, и по смыс­лу опре­де­лить вид при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния.

Легкие вол­ны кача­ли жёл­тые кув­шин­ки, (какие?) кото­рые были похо­жи на малень­кое сол­ныш­ко, упав­шее в воду (при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное предложение).

Бессоюзные предложения

Бессоюзное слож­ное пред­ло­же­ние стро­ит­ся по смыс­лу из про­стых пред­ло­же­ний и оформ­ля­ет­ся инто­на­ци­он­но. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми нет сою­зов или союз­ных слов, а суще­ству­ет толь­ко смыс­ло­вая и инто­на­ци­он­ная связь.

В зави­си­мо­сти от смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ста­вит­ся либо запя­тая, либо тире, либо двоеточие.

Из-за леса вста­ло золо­тое солн­це, запе­ли пти­цы, ожи­ли горо­да и посёлки.

Существует мне­ние: Петербург похож на Венецию.

Сложные предложения с разными видами связи

В худо­же­ствен­ных текстах часто упо­треб­ля­ют­ся слож­ные пред­ло­же­ния, в кото­рых меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми соче­та­ют­ся все виды син­так­си­че­ской связи:

Такие кон­струк­ции назы­ва­ют­ся слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с раз­ны­ми вида­ми связи.

Как определить сложное предложение?

Можно понять, что пред­ло­же­ние явля­ет­ся слож­ным, если выявить в нем грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Если осно­ва не одна, а их две и более, то пред­ло­же­ние сложное.

Сск в русском языке примеры

Тип слож­но­го пред­ло­же­ния выяс­ним по сочи­ни­тель­ной, под­чи­ни­тель­ной или бес­со­юз­ной связи.

Итак, дей­ству­ем по алгоритму:

Образец рассуждения

В этом пред­ло­же­нии две грам­ма­ти­че­ские основы:

Между дву­мя про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь, кото­рая выра­же­на сою­зом «как». «Маша уви­де­ла» — это глав­ное пред­ло­же­ние. От сло­ва «уви­де­ла» к при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию зада­дим вопрос что?

Это слож­но­под­чи­нён­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным изъяснительным.

Видеоурок «Простое и сложное предложение»

Источник

Видео

ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложенийСкачать

ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложений

Сложные синтаксические конструкцииСкачать

Сложные синтаксические конструкции

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях| Русский языкСкачать

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях| Русский язык

рн#8. на/в Украине. Предлог, ударение, происхождение словаСкачать

рн#8. на/в Украине. Предлог, ударение, происхождение слова

WACC - Средневзвешенная стоимость капитала (+CAPM)Скачать

WACC - Средневзвешенная стоимость капитала (+CAPM)

Знаки препинания в бессоюзных и сложных предложениях с разными видами связи| Русский языкСкачать

Знаки препинания в бессоюзных и сложных предложениях с разными видами связи| Русский язык

АССК.pro 2021.Запись вебинара. От создания ССК до 1 места в рейтинге.Скачать

АССК.pro 2021.Запись вебинара. От создания ССК до 1 места в рейтинге.

ШКОЛЬНЫЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ВАС СПАСУТ! || Веселые лайфхаки с канцтоварами от 123 GO Like!Скачать

ШКОЛЬНЫЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ВАС СПАСУТ! || Веселые лайфхаки с канцтоварами от 123 GO Like!

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях (9 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях (9 класс, видеоурок-презентация)

Что ШКОЛЬНИК СКРЫВАЕТ в LIKEE? Аминка и Папа УЗНАЛИ Всю ПРАВДУ?Скачать

Что ШКОЛЬНИК СКРЫВАЕТ в LIKEE? Аминка и Папа УЗНАЛИ Всю ПРАВДУ?
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.