- Сложносочиненное предложение – что это такое понятным языком, как отличить его от простого и сложного и как правильно построить его схему
- Отличительные признаки сложносочиненных предложений
- Как отличить сложносочиненное от сложноподчиненного
- Как отличить сложносочиненную конструкцию от бессоюзной
- Как составить схему сложносочиненного предложения
- Полезные материалы по теме
- ССК КАК ОСОБАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
- Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них (задание В – 9)
- Сложное предложение
- Что такое сложное предложение?
- Виды сложных предложений
- Сложносочиненные предложения
- Примеры сложносочиненных предложений
- Сложноподчиненное предложение
- Бессоюзные предложения
- Сложные предложения с разными видами связи
- Как определить сложное предложение?
- Образец рассуждения
- Видеоурок «Простое и сложное предложение»
- Видео
Сложносочиненное предложение – что это такое понятным языком, как отличить его от простого и сложного и как правильно построить его схему
Предложение с несколькими грамматическими основами, которые связаны друг с другом союзами.
Сложносочиненное предложение – это, прежде всего, сложное предложение. То есть грамматических основ в нем две или более. «Сочиненное» – значит части у него соединяются «сочинительными» союзами. Части сложносочиненных предложений всегда равноправны, то есть от одной части нельзя задать вопрос к другой.
Отличительные признаки сложносочиненных предложений
Сначала научимся отличать эти грамматические конструкции от простых предложений с однородными членами.
Поясню разницу сразу на трех примерах:
Как отличить сложносочиненное от сложноподчиненного
Две стратегии. Первая – по союзам. Есть союзы сочинительные (и, а, но, однако, ни – ни, то ли – то ли), есть подчинительные (что, когда, потому что).
У меня выходила статья про союзы, где я приводил вот эту классификацию и давал советы по запоминанию – прочитайте.
Мне лично запоминать союзы не нравится. Более простой способ – попробовать задать вопрос от одной части к другой. Если он задается – то предложение сложноподчиненное, а если нет – сложносочиненное. Сравните:
Вот так. И если у вас предложение сложносочиненное, то и союз в нем однозначно сочинительный. А если сложноподчиненное – то подчинительный.
Как отличить сложносочиненную конструкцию от бессоюзной
В бессоюзной нет союза. Части связываются просто с помощью интонации. Сравните три примера:
А как быть, если у вас в предложении три части и первая со второй связана бессоюзно, а вторая с третьей – союзно? Например: «Шел снег, дул ветер и море набрасывалось на черные скалы»?
В этом случае надо сказать, что перед нами «сложная синтаксическая конструкция», или, сокращенно, ССК. ССК – это как раз когда в предложении разные типы связи. То есть и бессоюзность, и союзность.
Вот еще один пример: «Начиналась буря, ветер крепчал, и море словно наполнялось злобой, которая готова была выплеснуться на наш корабль». Тут у нас:
Это тоже ССК. По другому и не скажешь, потому что тут все три возможных типа связи.
Как составить схему сложносочиненного предложения
Запомните, что если оно сложносочиненное, то скобки всегда квадратные. Круглые скобки бывают только в сложноподчиненном предложении.
Пример: «В аквариуме плавали рыбки, а кот зорко следил за ними». Схема будет такая:
Обратите внимание, знаки ставятся между скобками, союз тоже отмечается на схеме. В конце предложения ставится точка.
Еще момент. Как быть, если какое-то предложение у вас осложнено? Например: «Я сидел дома, учил уроки, а мои друзья веселились на улице».
Смотрите. По правилам русского языка осложнение простых предложений мы на схеме не отмечаем. Схема нужна для того, чтобы понять структуру сложного предложения. Поэтому схема этого предложения будет точно такая же, как и предыдущего:
Но. Иногда учителя велят показывать осложнения на схемах. Мол, чтобы дети лучше их запоминали. Тогда придется это делать:
Подробнее об этом читайте в моей статье про осложненное предложение. Я рассказываю там про все пять осложнителей и учу отмечать их на схемах.
Полезные материалы по теме
Прочитайте другие мои статьи по синтаксису. Я стараюсь там все разжевывать и объяснять на примерах, чтобы вам было понятно:
Подпишитесь на мою рассылку. Я буду писать статьи по русскому языку еще примерно полгода, рассылка позволит мне присылать вам свежие материалы.
Посмотрите подборки курсов для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Большая часть курсов проводится в групповом формате, преподают лучшие учителя России. Готовиться можно из дома, не надо тратить время на дорогу до репетитора. Цены приемлемые.
Еще там есть бесплатные справочники для скачивания. Они очень классные, я сам подбирал.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите, что вам нравится и что не нравится. Мне важнее знать, что НЕ нравится. Критикуйте смело, чтобы я мог сделать этот текст лучше.
ССК КАК ОСОБАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
I.Структурный аспект. Определение понятия.
1. Строевым элементом ССК всегда являются бинарные сложные предложения.
2. В ССК обязательно есть разные виды синтаксической связи. И поэтому принято выделять ведущий (основной) вид синтаксической связи в ССК. Существует два принципа выделения ведущего вида связи в ССК. Эти два принципа абсолютно разные, результат тоже может получиться разным. Мы можем выбрать любой, логичный.
а) По преобладанию – первый принцип выделения ведущего вида связи (выделили бинарные конструкции, смотрим какие преобладают). В данной ССК преобладают СПП, ведущий вид связи подчинительный.
б) По виду связи, который соединяет смысловые части – это второй принцип. В данном случае это сочинительная связь.
*В учебно-методическом пособии используется второй принцип (Т.А.Гридиной он нравится больше).
3. Возможность предикативного расширения и усложнения ССК. Есть формула построения ССК: 5 +/- 2. Если будет частей больше, то воспринять можно, но это будет сделать уже сложнее. ССК можно анализировать по единицам, расположенным по горизонтали (предложения, связанные сочинительной и бессоюзной связью) и по вертикали (предложения, связанные подчинительной связью). ССК может расширяться либо по горизонтали, либо по вертикали. В построении ССК есть закономерность (Чеснокова): «Чем длиннее цепи подчинительной связи, тем меньше предикативных единиц связаны сочинительной связью, и наоборот».
4. ССК обладает специфическими чертами в использовании средств связи:
а) Разный диапазон действия союзов и союзных слов.
б) Блокировка придаточных.
в) Структурно-излишние компоненты.
г) Стечение и пропуски союзов и т.д.
5. Возможны разные виды усложненной подчинительной связи в ССК.
II. Семантический аспект:
В ССК возможно выделение смысловых частей. Их выделение достаточно субъективно. Но при выделении смысловых частей есть закономерность, которую нужно соблюдать: если в ССК также, как и в МСП, одна синтаксически независимая предикативная единица, то выделение смысловых частей нецелесообразно, если этих синтаксически независимых предикативных единиц несколько, то смысловые части выделяются, но их количество может совпасть с синтаксически независимыми предикативными единицами или не совпасть.
Пример, в котором нецелесообразно выделение смысловых частей (из текста Казакевича «Звезда»): 1 Боец, дежуривший у телефона, не дожидаясь вопроса, сказал, 2 чторазведчики вместе с минёром Павлиновым (даже заполнил фамилию) вышли на дело уже полчаса назад, 3 как только(союз составной) начало смеркаться (безличное предл.), и 2 сейчас, наверное, уже миновали проволочные заграждения и подбираются к вражеским траншеям, и 1 добавил, 4 чтовсеидет как надо: 5 немцымолчат и ничего пока не подозревают, 6 так чтотревожиться не следует (безличное предл.). 1-2, 2-3, 1-4, 5-6 – это СПП; 4-5 – это БСП. Т.е. это ССК. Здесь есть одна синтаксически независимая ПЕ (1), поэтому мы здесь не можем выделить смысловые части.
Пример с несколькими смысловыми частями: 1 Всякий раз, 2 когда случайно встречались наши глаза, 1мне казалось (безличное предл.), 3 что во взгляде моем выражается слишком явная неприязнь, и 4 яспешил принять выражение равнодушия (СИС), но 5 тогда мне казалось, 6 чтоон понимает мое притворство: 7 якраснел и вовсе отворачивался. В этом предложении есть три синтаксически независимых ПЕ. Хотя скорее всего можно выделить две смысловые части, т.к. союз но сильнее, чем союз и. Но в принципе можно выделить и три части, опираясь на количество синтаксически независимых ПЕ. Выделение частей субъективно. Т.В.Гоголиной нравится выделение в данной конструкции 2-х смысловых частей.
III.Функциональный аспект. В данном пункте имеется в виду характер функционирования языковой единицы. Цель использования ССК – анализ и выяснение сущности явлений, их причины возникновения или последствий, к которым они приводят. Т.е. все усложнения в ССК используются, чтобы подробно и последовательно развить одну цельную мысль, конкретизировать и детализировать ее.
IV. Стилистический аспект. ССК используются преимущественно в художественном и научном стилях речи, несколько реже – в официально-деловом и публицистическом стилях речи. Практически не используется ССК в разговорном стиле речи.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них (задание В – 9)
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них (задание В – 9)
Цель: закрепить пунктуационные умения и навыки постановки и объяснения знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, составлять схему; расширить знания учащихся о строении СП, с помощью которых передаются сложные мыслительные операции; продолжить работу над устранением речевых недочетов в тексте.
I. Фронтальная беседа по теме «Сложные синтаксические конструкции».
ССК выражают сложные мысли, использование их в художественной литературе зависит от индивидуального стиля автора. Сложный синтаксис – одна из отличительных черт прозы талантливых писателей-прозаиков В. Набокова, Л. Толстого, В. Астафьева, А. Чехова, М.
1. Дать определение понятия «ССК» (ССК – это сложное предложение, части которого соединены разными видами синтаксической связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; другое название – многочленные сложные предложения или полипредикативные сложные предложения в современном русском языке, ПСП).
2. В зависимости от комбинирования типов синтаксической связи, какие ССК выделяются? (1. сочинительной и подчинительной; 2. подчинительной и бессоюзной; 3. сочинительной и бессоюзной; 4. сочинительной, подчинительной и бессоюзной).
3. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять смысл такого предложения? (Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть на структурно-смысловое членение СП. Знаки препинания ставятся на общем основании, в зависимости от типа связи и смысловых отношений между соответствующими частями СП. В таких ССК могут оказаться рядом сочинительные и подчинительные союзы).
4. Сравните запись на доске и сделайте вывод о том, когда ставится (и не ставится) запятая между подчинительными или сочинительным и подчинительным союзами. (В СП запятая между подчинительными, сочинительным и подчинительным союзами ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но, и наоборот).
Запись на доске:и хотя…, но (то) (так) и, хотя…,
и когда…, но (то) (так) и, когда…,
что если…, то (так) (но) что, если…
Оформляет предложение на доске ученик
Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась распухшей. [ ], и, (когда…), [ ]
II. Слово учителя. В зависимости от своей организации сложная конструкция может распадаться на два и более равноправных блока, которые могут быть сложными предложениями в сочетании с простыми. При оформлении сложных конструкций учитывается иерархическая значимость знаков, их системная зависимость друг от друга. Это и создаёт определённые сочетания знаков, диктуемые контекстом. Вот почему, расставляя знаки препинания в ССК, надо учитывать строение всей конструкции и при выборе знаков учитывать не только смыслы частей конструкции, но и иерархическую значимость самих знаков.
III. Тренировочные упражнения. На столах учащихся лежат учебно-тренировочные материалы по заданию В – 9.
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить точно.
1.Коллективная работа. Все учащиеся списывают с доски предложение, расставляют знаки препинания, дают общую характеристику ССК и каждой части СП как простого предложения, выделяют грамматические основы, составляют графическую схему предложения. (Один учащийся работает у доски).
Запись на доске: Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они даже одинаковы, так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас. (В. Астафьев)
Повеств.; невоскл.; сложное, с сочин. и подчин. связью, придаточные части присоединяются при помощи союзов что, пусть; 1-я и 3-я части соединются противительным союзом а.
(1) главная часть: односост., определ.-личное., распростр., полное;
(2) прид. изъясн.: двусост., распростр., полное, неослож.;
(3) главная часть: двусост., нерапростр., полное;
(4) прид. изъясн.:двусост., распростр., полное, осложн. однород. подлежащими и сравнител оборотом.
(5) придат. уступит.: двусост., нераспростр., полное, неосложненное.
Записываем предложение под диктовку. Объяснить постановку знаков препинания.
Я вас люблю, хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный, и в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь.
2.Работа в группах. Определить строение сложного предложения, выделить смысловые части, объяснить постановку знаков препинания, составить графическую схему предложения, указав виды придаточных, вид подчинения.
1 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной и подчинительной связью (С+П).
1. Всё, что осталось от прошлых времён, мы соберём, и наше богатство будет выше всех богатств, какие знали люди. (К. Паустовский)
2. То, что говорил дежурный генерал, было ещё дельнее и умнее, но очевидно, что Кутузов презирал знание и ум и знал что-то другое, что должно было решать дело…(Л. Толстой)
2 группа. Сложные синтаксические конструкции с подчинительной и бессоюзной связью (П+Б).
3. Все теперь отлично понимали, что это был влюблённый и счастливый человек; его улыбка, глаза и каждое движение выражали томительное счастье. (А. Чехов)
4. Она была уже в двух шагах, когда увидела его; она увидела его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. (Л. Толстой)
3 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной и бессоюзной связью (С+Б).
5. Заря исчезла; наступила ночь, а воздух даже потеплел. (И. Тургенев)
6. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею. (М. Лермонтов)
4 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью (С+П+Б).
7. Немножко жутко, а взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачко, ни пятна, и поймёшь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жаль потерять хоть одно мгновение жизни. (А. Чехов)
8. Сначала никто не обратил внимания, каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора, но, когда народ спустился к реке, все ахнули: лодку тащила упряжка собак, бегущая берегом. (П. Павленко)
5 группа. Работа с учебником (упр. 245), выборочно выписать предложения ССК с разными видами связи. (1, 3, 8).
6 группа. Работа с учебником (упр. 248), выборочно выписать предложения ССК разными видами связи. (1, 3, 4), объяснить и расставить знаки препинания, составить схему.
7 группа. Работа с учебником (упр. 246), объяснить постановку знаков препинания 1, 2, 3 предложений.
Вывод делает консультанты группы: Таким образом, на высшем уровне членения (уровне компонентов-блоков; логико-синтаксических частей) используется точка с запятой как наиболее сильно разделяющий знак, близкий к точке. Знаки, передающие подчинительные отношения, на этом уровне не употребляются, поскольку подчинительная связь обнаруживается внутри блоков, на уровне СПП. Двоеточие и реже тире тоже могут выдвигаться на высший уровень членения, но при одном условии, если в этой конструкции не будет точек с запятыми, которые переведут их в ранг внутреннего членения. Расставляя знаки препинания, нужно учитывать смысл частей и иерархическую значимость самих знаков.
IV. Индивидуальное задание (сообщение ученицы о ПСП). «Это интересно. Для любознательных».
Спорные вопросы возникают при квалификации полипредикативных предложений переходного типа, расстановке в них знаков препинания, составления схем. Попробую объяснить. Вашему вниманию представлено предложение (на доске оно записано заранее)
Кушер сказал, что он заночевал где-нибудь из-за тумана и беспокоиться нечего – всё равно пароход простоит в Чернобыле несколько часов. (К. Паустовский) (ПБСП)
3 –я предикативная часть односоставная – безличная, по смыслу соотносится со 2-ой. Поэтому союз что для 2и 3 предикативных частей общий, запятая отсутствует. То, о чём говорится во 2 части предложения, и то, о чем говорится в 3 части, принадлежит герою рассказа Кушеру. Предложение как синтаксическая единица – ПБСП, так как на основном уровне членения – бессоюзная связь. Интересно то, что общее содержание предложения, грамматическая и смысловая самостоятельность третьей части допускают постановку запятой после 2ой части, что обусловлено изменением целеустановки автора.
Теперь то, о чём сообщается в 3-ей части, уже исходит от автора рассказа, а не от героя. Поэтому изменяется модель предложения, его типовая принадлежность. На основном уровне структурного и смыслового членения между второй и третьей предикативными частями – связь сочинительная, и предложение уже является ПССП.
Переходные структуры можно посмотреть в «Справочнике по орфографии и пунктуации» Д. Розенталя.
И ещё один яркий пример, в котором допустимы два варианта постановки знаков препинания. (На доске)
Хаджи Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин, и вода лилась из него. (Л. Толстой)
При наличии запятой между 3 и 4 предикативными частями (так в авторском тесте) предложение строится как ПССП. А при отсутствии запятой между 3 и 4 предикативными единицами предложение «превращается» в СПП с последовательным и однородным подчинением.
[ 1 ], (2 что ), (3 как ) и ( 4 )
Таким образом, варьирование семантико-синтаксических отношений, пунктуационных знаков в одном и том же предложении обусловлено лексико-грамматическими свойствами частей, контекстом, ситуацией речи, определёнными коммуникативными задачами автора.
V. Р/Р. Конструирование предложения: из простых предложений составьте ССК с разными видами связи.
1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно.
Тучи, которые с самого утра кружились над городом, совсем заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно.
VI. Р/Р. Редактирование текста: исправить ошибки, связанные с неумелым употреблением сложных конструкций.
Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристском походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники были хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.
( Нагромождение придаточных предложений в одной синтаксической конструкции. Надо разбить все предложения на ряд самостоятельных отдельных предложений).
Во второй половине июня, когда закончились все экзамены в гимназии, состоялся наш туристский поход. Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в этом походе, мы провели его с успехом. Все участники похода были достаточно подготовлены к тому, чтобы не смущаться при неизбежных в походе лишениях.
VII. Обобщение материала. Классифицировать ССК. Укажите номера предложений, которым соответствует следующая синтаксическая характеристика (на доске таблица)
1. Створки окна, выходившего на улицу, были неплотно притворены, и я вдруг, услышал, как кто-то их стал раскрывать.
2. Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовой лист.
3. Гонец бежал под палящим солнцем в Афины, чтобы сообщать горожанам радостную весть: возле деревни Марафон греческие фаланги разгромили персов.
4. Физкультура – это ключ к здоровью, но иногда увлечение спортом приобретает отнюдь не здоровые формы: речь идет о перегрузках, которым некоторые люди подвергают себя вопреки здравому смыслу.
5. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
6. В сплошном, плотном тумане нас кидало, качало, бросало, швыряло, трясло, не знаю, какие ещё найти глаголы, но я была почти в беспамятстве.
Дополнительные задания: укажите количество грамматических основ в предложениях.
1 (3); 2 (4); 3 (3); 4 (4 ); 5 (3 ); 6 (4 ).
VIII. Р/Р. Докажите правомерность слов К. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Учащиеся читают 2-3 написанных предложения с использованием ССК.
Д/З. Написать сочинение на лингвистическую тему. Докажите правомерность слов К. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Назначаются эксперты, которые на следующем уроке будут оценивать прочитанные учащимися сочинения-рассуждения (2-3) согласно критериям оценивания.
Сложное предложение
Сложное предложение — это синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно с помощью сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Узнаем, что такое сложное предложение в русском языке, какие виды сложных предложений существуют в зависимости от синтаксической связи между их частями.
Что такое сложное предложение?
Основной единицей речи является предложение. Уточним, что называется предложением в русском языке.
Отдельные слова говорящий объединяет в одно высказывание, чтобы выразить какую-то мысль, передать её другим. С помощью предложения можно сообщить информацию, оформить вопрос или пожелание, просьбу, приказ.
В предложении слова самостоятельных частей речи приобретают такую грамматическую форму, которая позволяет выразить законченную мысль с помощью определенной интонации.
Позвони мне сегодня вечером, пожалуйста!
Это простые предложения, которые имеют одну грамматическую основу, — подлежащее и сказуемое или только один главный член предложения.
Простые предложения могут объединяться в более сложные синтаксические конструкции, которые насчитывают в своем составе несколько простых предложений. Тогда по отношению к ним следует употребить термин «сложное предложение».
Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, то есть соответственно из нескольких грамматических основ.
Простые предложения в составе сложного связываются между собой с помощью различных союзов или только интонацией.
В зависимости от вида связи между частями сложные предложения подразделяются на
С этой точки зрения рассмотрим виды сложных предложений.
Виды сложных предложений
В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией.
Союзные предложения разделяются на два основных вида:
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненные предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными. Между ними существует сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:
Примеры сложносочиненных предложений
Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе.
В поле свежий ветер румянит щёки, в лесу тоже легко дышится среди сосен.
Либо она скоро сама придёт, либо только позвонит.
Не то послышался писк какой-то птицы, не то скрипнула дверь.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых предложений, но связь между ними неравноправная. Одно предложение является главным, а второе зависимым от него, то есть придаточным.
Я помню, (что?) как в детстве мы бегали босые у реки.
Придаточных предложений может быть не одно, а несколько.
В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы:
От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения.
Легкие волны качали жёлтые кувшинки, (какие?) которые были похожи на маленькое солнышко, упавшее в воду (придаточное определительное предложение).
Бессоюзные предложения
Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно. Между простыми предложениями нет союзов или союзных слов, а существует только смысловая и интонационная связь.
В зависимости от смысловых отношений между простыми предложениями ставится либо запятая, либо тире, либо двоеточие.
Из-за леса встало золотое солнце, запели птицы, ожили города и посёлки.
Существует мнение: Петербург похож на Венецию.
Сложные предложения с разными видами связи
В художественных текстах часто употребляются сложные предложения, в которых между простыми предложениями сочетаются все виды синтаксической связи:
Такие конструкции называются сложными предложениями с разными видами связи.
Как определить сложное предложение?
Можно понять, что предложение является сложным, если выявить в нем грамматическую основу. Если основа не одна, а их две и более, то предложение сложное.
Тип сложного предложения выясним по сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Итак, действуем по алгоритму:
Образец рассуждения
В этом предложении две грамматические основы:
Между двумя простыми предложениями существует подчинительная связь, которая выражена союзом «как». «Маша увидела» — это главное предложение. От слова «увидела» к придаточному предложению зададим вопрос что?
Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Видеоурок «Простое и сложное предложение»
Видео
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях| Русский языкСкачать
рн#8. на/в Украине. Предлог, ударение, происхождение словаСкачать
WACC - Средневзвешенная стоимость капитала (+CAPM)Скачать
Знаки препинания в бессоюзных и сложных предложениях с разными видами связи| Русский языкСкачать