- Старославянизмы в русском языке упражнения
- Старославянизмы. Условия их появления в русском языке. Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами. план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка
- Просмотр содержимого документа «Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка»
- Урок русского языка в 10-м классе «Старославянизмы»
- Урок-практикум: «Возникновение славянской письменности. Старославянизмы в современном русском языке»
- Видео
Старославянизмы в русском языке упражнения
Упражнение 104.
Укажите фонетические признаки старославянизмов, приведите к ним русские соответствия, если это возможно.
Хлад, младой, юродствовать, юдоль, естество, власяница, есень (осень), вран, нищий, хождение, единый, умиление, брадобрей, азы, юный, повреждение, сестры, братия, рождать, досаждать, честный, крест, зеркало, безнадежный, благо, влага, будущий, незабвенный, сборище, ждать, презрение, злачный, охранять, истощать, разверзать, вежды, длань.
Упражнение 105.
Найдите в стихотворениях фонетические старославянизмы.
Не говори, что нет спасенья, Как насаждения Петрова
Что ты в печалях изнемог: В Екатерининской долине
Чем глубже ночь, тем ближе Бог. Так насаждаемое ныне
(А.Майков) Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.
В синем небе плывут над полями Я задремал, главу понуря,
Облака с золотыми краями; И прежних сил не узнаю;
Чуть заметен над лесом туман, Дохни, Господь, живящей бурей
Тёплый вечер прозрачно-румян. На душу сонную мою!
Вот уж веет прохладой ночною; Как глас упрёка, надо мною
Грезит колос над узкой межою. Свой гром призывный прокати,
Месяц огненным шаром встаёт, И выжги ржавчину покоя,
Красным заревом лес обдаёт. И прах бездействия смети!
Кротко звезд золотое сиянье, Да вспряну я, Тобой поятый,
В чистом поле покой и молчанье; И, вняв карающим словам,
Точно в храме стою я в тиши Как камень от удара млата,
И в восторге молюсь от души. Огонь таившийся издам.
Упражнение 106.
Выделите в словах словообразовательные элементы старославянского происхождения.
Безответный, безнравственный, возыметь, восхитить, исход, нисходить, предначертать, разлад, россыпи, соучастие, упредить, чрезвычайный, звонарь, соглядатай, ведомый, богатырь, боязнь, игрище, кровопийца, битва, естество, нашествие, сообщество, зиждитель, всемогущий, предержащий, оправдание, власяница, нежность, терпенье, кормчий, благородный, богоданный, всеведущий, добродетель, долгожданный, единородный, злопамятный, животворный, малоимущий, сердцевед, суетный, тайнопись, треножник, единоверие, взаимодействие, жизнелюбие, славословить, свободомыслие, благотворить.
● Приведите 5-7 собственных примеров словообразовательных старославянизмов.
Упражнение 107.
Найдите в тексте стихотворения слова, содержащие элементы церковнославянского происхождения.
На холме
● Подберите 1-2 стихотворения поэтов ХХ века, в которых содержатся старославянизмы.
Упражнение 108.
Найдите в предложениях грамматические старославянизмы.
1.Во мраке холодном, под сенью душистыя липы (А.Майков). 2. И пошли они, солнцем палимы (Н.Некрасов). 3.Среди других играющих детей она напоминает лягушонка (Н.Заболоцкий). 4. Как слёзы первыя любви (А.Блок). 5. Тебе, твоим туманам И овцам на полях, несу, как сноп овсяный, Я солнце на руках (С.Есенин). 6. Норд-остом жгут пылающие зори. Острей горит Вечерняя звезда (И.Бунин). 7.Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимира до нынешнего Игоря (Слово о полку Игореве). 8. Не поймать на лету ветра буйнаго, Тень от облака летучаго не прибить гвоздём ко сырой земле! (А.Толстой)
● Охарактеризуйте грамматическую специфику каждого из них.
Упражнение 109.
Разграничьте старославянизмы по признакам на фонетические, словообразовательные, грамматические, семантические.
Жажда, презрение, нужда, пещера, истина, молитва, разум, знание, смелый, раб, юноша, прах, творящий, злоречивый, мрак, вещий, мерзость, зиждется, вострубить, чрево, бразды, низвести, священник, преданность, величие, таинство, венчание, незлобие, искупление, молящий, отчизна, блаженство, грех, бездна, едва, младенец, добродетель, преисподняя, гордыня, сведущий, поприще, соблазн, мгновение, порицать, алкать.
● В каких случаях разграничение невозможно? Почему?
Упражнение 110.
Найдите в текстах старославянизмы и определите, какую стилистическую функцию они выполняют.
● Проиллюстрируйте на примерах известные Вам случаи использования в литературе старославянизмов в стилистических целях.
Упражнение 111.
Разграничьте генетические и стилистические старославянизмы.
Младой, гражданин, страж, возбранять, ветр, пламя, чреда, время, полнощный, нрав, плен, древо, глава, глас, хранить, храм, здравствуй.
● Дополните каждую из указанных групп своими примерами.
Старославянизмы. Условия их появления в русском языке. Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.
Задачи:
Оборудование урока: доска, тетради, словари, тексты.
Методические приемы: беседа с обобщением, чтение текста по ролям, аналитическая беседа, самостоятельная работа, объяснительный диктант, игра, рассказ учителя, вырази тельное чтение стихотворения учителем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе 16.05.2012г.
Тема. Старославянизмы. Условия их появления в русском языке. Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами.
Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.
Задачи:
познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;
научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;
отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;
вызвать интерес к истории развития русского языка.
Оборудование урока: доска, тетради, словари, тексты.
Методические приемы: беседа с обобщением, чтение текста по ролям, аналитическая беседа, самостоятельная работа, объяснительный диктант, игра, рассказ учителя, вырази тельное чтение стихотворения учителем.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя и игра
– Ребята, как называется атмосферное явление с громом, молнией? (Гроза)
– Какой статус у Давыдове, Орехово-Зуево? (Деревня, город)
– Куда надевается шапка? (Голова)
– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)
– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)
– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)
– Кто каркает, мешает спать? (Ворона)
– Что не нужно делать? (Врать)
(На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).
Гроза Город ро-оро
Глава Голова ла-оло
Здравствуй Здоровье ра-оро
Врать Ворона ра-оро
*g ol va ––> г ла ва;
*b er g ––> б р гъ;
*g or d ––> г ра дъ.
Такие сочетания ла, ра, ре называются неполногласными.
В восточнославянских языках возникало полногласие – сочетания оло (ело), оро, ере между согласными в корнях слов.
*g ol va ––> г оло ва;
*b er g ––> б ере гъ;
*g or d ––> г оро дъ.
Старославянский язык оказал большое влияние на русский язык, многие неполногласные слова вошли в наш язык.
VI. Самостоятельная работа
Соотнесите приметы старославянских слов и приметы исконно русских слов.
VII. Проверка
VIII. Слово учителя и аналитическая беседа
А теперь проверьте себя.
3. Слова глас и голос – братья, потому что.
Давайте теперь потренируемся узнавать эти слова и писать их правильно.
I. Выпишите однокоренные слова-братья. Выделите чередующиеся сочетания звуков. Например, в оро та – в ра тарь.
Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее.
II. Предлагаем вам еще несколько слов, а вы:
а) подберите к ним слова с неполногласными сочетаниями:
сторож, молодой, короткий, золото, берег, оборона, дерево;
б) теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам:
прохлада, небрежный, жребий, глава, кладезь, храм, здравие.
– Хорошо, ребята. Справились с этим заданием. Мы продолжим работу дальше. Отправимся в гости к Александру Сергеевичу Пушкину. Прочитаем отрывки из произведений поэта и найдем в них слова с фонетическими старославянскими приметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым.
Конспект урока русского языка «Системные отношения в лексике», 10 класс.
В последние годы много говорится о сложностях периода обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 1.
Рассуждения автора по преемственности обучения русскому языку.
Выступление на МО учителей начальных классов и учителей русского язка и литературы.
Квест был создан для участия в конкурсе IT-Activity на платформе Google. Результат : диплом лауреата.Сам квест можно посмотреть по ссылке.
Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка
Задания даны с избыточностью для одного урока.
Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка»
1. Прочитайте известные строки из стихотворения Ф.И. Тютчева.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут, и блещут, и гласят …
2. Как можно назвать выделенные слова и какое фонетическое явление в них отражено? К какому лексическому разряду они относятся: словам исконно русским или заимствованным?
И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
Старославянский язык – это язык первых славянских переводов богослужебных книг, сделанных с греческого языка великими просветителями славян Кириллом и Мефодием, а также их учениками в IX – XI веках.
На Руси старославянский язык вначале (после крещения Руси в 988году) использовался только как язык церкви.
Прочитайте текст и на его основе составьте схему или опорную запись «Роль старославянизмов в формировании русского литературного языка»
По мнению учёных, старославянский язык оказал существенное влияние на формирование русского литературного языка, так как обогатил его словами, имеющими отвлечённое значение, заложил основы научной терминологии, увеличил количество приставок и суффиксов, способствовал образованию стилистической системы.
Старославянские слова составили основу высокого стиля русского литературного языка, существование которого, наряду со стилями средним и низким, является одной из особенностей русской языковой культуры.
Прочитайте слова, пришедшие из старославянского языка, и распределите их в таблицу по тематическим группам.
Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.
Религиозные термины, слова церковной сферы
Наименования частей тела
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1. Выделите среди старославянизмов слова, обозначающие морально-нравственные качества, и запишите их толкование.
Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.
Наличие неполногласных сочетаний (на фоне полногласия в исконно русских словах)
ст ра на – ст оро на
Начальные РА, ЛА на месте русских РО, ЛО
Буквы ЖД и Щ вместо русских Ж и Ч
неве жд а – неве ж а
бродя щ ий – бродя ч ий
могу щ ий – могу ч ий
Начальное Е на месте О; начальное А на месте Я
Приставки ПРЕ-, ПРЕД- и ЧРЕЗ- с неполногласными сочетаниями
пре дать – пере дать
пре ступить (закон) – пере ступить
пре док – тот, кто был перед нами
Приставки ВОЗ-/ВОС-, НИЗ-/НИС-, ИЗ-/ИС-
воз звание, вос стание
низ вергнуть, нис падать
из бавить, ис поведь
гор ящ ий – гор яч ий
тек ущ ий – тек уч ий
Сложные слова с первыми компонентами БЛАГО-, БОГО-, ДОБРО-, ЗЛО-
Заимствования из греческого языка
Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русские слова.
РазлАтый – раздавшийся в ширину, расширяющийся. (прост.)
Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русские слова.
4. Уж звёзды светлые взошли / И тяготеющий над нами / Небесный свод приподняли / Своими влажными главами. (Ф. Тютчев)
5. И даль раскрылась и блеснула, /В простор безбрежный уходя. (С. Соловьёв)
Прочитайте текст и на его основе составьте схему или опорную запись «Функции старославянизмов в современных текстах»
Старославянизмы и созданные по их моделям «славяно-русские слова» составляют значительную часть лексики современного русского литературного языка и используются в самых разных текстах научного, публицистического, делового и художественного стилей. При этом они могут выполнять не только номинативную функцию (называть какие-либо предметы или явления), но и функцию экспрессивную (служить средством выражения торжественности, создания высокого стиля речи). Такие славянизмы могут передавать колорит ушедших эпох, создавать речевые характеристики героев художественных текстов, выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому.
Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия…
Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах…
Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…
Прочитайте фрагмент стихотворения И.С. Никитина «Степная дорога». О чём оно? Какое настроение передаёт автор?
Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне;
Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает;
И над душистой травой, Палящим солнцем разрежённый, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной.
А.И. Куинджи. Степь. 1875
Опираясь на текст, докажите правильность утверждений: а) в русском литературном языке органически сочетаются слова исконно русские и старославянские; б) использование старославянизмов придаёт речи торжественность, создаёт исторический фон.
Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне;
Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает;
И над душистой травой, Палящим солнцем разрежённый, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1. Выделите среди старославянизмов слова, обозначающие морально-нравственные качества, и запишите их толкование.
Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2. Орфографический и пунктуационный практикум.
… Высокий слог жив до сих пор. Язык публиц..стики и науки пользует(?)ся им повс..дневно. Даже адм..н..стр..тивный язык буквально пр..низан высоким слогом… Без высокого слога (не)было(бы) совреме(н,нн)ого литературного языка потому что р..вняясь именно на высокий стиль постепе(н,нн)о ф..рмировалась в речи об..зат..льная для всех норма.
Урок русского языка в 10-м классе «Старославянизмы»
Цели урока:
Ход урока
(Работа со схемой презентация, слайды 3-4)
2. Сообщение «Славянская азбука» (слайды 6-9 и приложение 1)
3. Практическая работа:
4. На основе текста составьте таблицу (самостоятельная работа).
Фонетические приметы старославянских по происхождению слов
Фонетические приметы исконно русских по происхождению слов
Результат работы.
Фонетические приметы старославянских по происхождению слов
Фонетические приметы исконно русских по происхождению слов
Начальные сочетания ра-, ла-
Начальные сочетания ро-, до-
Начальные буквы а,е,ю
Начальные буквы я, о, у
Проверка результатов выполненного задания (слайды)
5. Продолжение составления таблицы: работа с текстом (приложение3)
Проверка результатов выполненного задания.
6. Словообразовательные приметы старославянизмов. Слово учителя (слайды)
7. Практическая часть:
№ 65. Найдите старославянизмы, укажите на их приметы.
Нощь и поле, и крик петухов.
С златной тучки глядит Саваоф.
(Есенин)
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес.
Колокольчик среброзвонный,
Ты поешь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
(Есенин)
Промчались навсегда те
времена златые,
Когда под скипетром великия
жены
Венчалась славою счастливая
Россия,
Цветя под кровом тишины.
(Пушкин)
Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они,
Лиют без слов язык богов.
(Лермонтов)
…И где являются порой
Умы и хладные и твердые как
камень?
Но мощь их давится
безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра
спокойный пламень.
(Лермонтов)
Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг.
(Пушкин)
8. Подведение итога урока.Рефлексия
9. Домашнее задание: Найдите в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» старославянизмы; подберите, где это возможно, соответствующие исконно русские слова. Как соотносятся их значения? Охарактеризуйте эти слова с точки зрения их стилистической принадлежности.
Литература.
Урок-практикум: «Возникновение славянской письменности. Старославянизмы в современном русском языке»
Выбранный для просмотра документ славянская письменность.docx
Урок-практикум: «Возникновение славянской письменности. Старославянизмы в современном русском языке»
Подготовила учитель русского языка и литературы Новосадюк Е.В.
1. Познакомить с историей возникновения славянского письма, подвигом Кирилла и Мефодия, с историей возрождения Дня славянской письменности и культуры на Кольской земле.
2. Способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.
3. Развивать познавательный интерес к русскому языку.
4. Способствовать формированию у учащихся монологической речи, работы с научно-популярной литературой.
Оборудование урока: иллюстративный материал:
-портреты Кирилла и Мефодия,
-фотография памятника в Мурманске,
-буквы славянской азбуки,
-эмблемы Дня славянской письменности (календарики),
-таблицы с названием страниц устного журнала,
I . Учитель: Всем нам хорошо знакома пословица «Слово – не воробей, вылетит – не пой маешь». А можно ли поймать, остановить слово и передать его другим? Да, если его записать.
Все мы, конечно, умеем писать и настолько привыкли к этому, что и не подумаешь о том, что было время, когда люди не умели писать. Вот послушайте, как рассуждает один грамотный ученик.
Сценка: Есть у меня сосед, первоклассник Никита. Приходит он однажды из школы грустный, расстроенный. Спрашиваю его:
-Никита, что случилось?
-Учительница у нас злая. Ни за что тройку поставила. Вот посмотрите. ( показывает и пролистывает тетрадь.)
-Ты не прав. Посмотри, как ты написал. Буквы неровные, кривые, смотрят в разные стороны.
-Подумаешь, буквы! Ни одной ошибки нет и тройка.
— А знаете, что было время, когда люди не умели писать. Много времени и сил потребовалось человечеству, чтобы создать буквы.
-А может, и лучше, если бы, не было их. И зачем их только придумали!
-Зачем! Это произошло не сразу. Сегодня ты узнаешь, как человек учился писать.
Учитель: Сегодня мы действительно узнаем, как появилась письменность, и кто помог обрести свою азбуку русскому и всем братским славянским народам.
— А как вы думаете, ребята, как же появилась письменность?
Учитель: Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в 9 веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита.
II . Диктант с творческим заданием.
( Продолжить предложения, подчеркнуть слова, связывающие их)
III . Учитель: Знаете ли вы, чем отличается азбука от алфавита?
Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А(аз) и Б(буки), а слово «алфавит» происходит от названий двух первых букв греческого алфавита: АЛБФА+ ВИТА. Алфавит гораздо старше азбуки.
IV . Славянская азбука и ее создатели (презентация)
1.О Кирилле и Мефодие.
2.Создание славянской азбуки.
3.Судьба солунских братьев и их книг.
Глашатай читает «древнюю рукопись»:
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев- Константина и Мефодия и «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие».
Из этих источников мы узнаём, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Солоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, сто мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайное умственное дарование. Обучаясь в солунской школе и ещё не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви- Григория Богослова (4 век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого учёного Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике, математике, астрономии и музыке.
Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувстом и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединённой молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжёлыми лишениями и очень напряжённой работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив своё мирское имя Константин на Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, последний раз прочёл сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела- распространения славянской письменности.
Сразу же по кончине Кирилла была написана его икона. Погребён Кирилл в Риме в церкви святого Климента.
Учитель: Посмотрите на изображение древней славянской азбуки – кириллицы. Древние русичи, создавая свои первые книги, пользовались ей.
V . Старославянизмы в современном русском языке (слайды презентации).
Видео
Старославянская лексика. СтарославянизмыСкачать
Признаки старославянизмов. История русского языка.Скачать