Страдания под язык липецкой области + видео обзор

Частушечно-инструментальная форма «Страдания с продолжением»

Техники исполнения ОНН

Формы жанровых направлений ОНН

Краткое описание ОНКН

Одним из главных ритмов традиционной культуры, организующих жизнь человека, является чередование будней и праздников. Музыкальное наполнение будней составляют жанры, связанные с хозяйственно-трудовой деятельностью. В праздничную сферу вовлекаются многие жанры и формы местных музыкально-фольклорных традиций: лирические, хороводные, застольные, различные типы частушек и инструментальные наигрыши.
Любимым жанром фольклора на территории Липецкой области являются разные формы частушек и «страданий», исполняемые в сопровождении музыкального инструмента или «под язык». «Страдания» исполняются в более медленном темпе.
Частушечные формы как жанр зарождаются в середине XIX века. По мнению ученого Лазутина С.Г., их появление было вызвано формированием новых принципов художественного отражения жизни, в частности, реализма. Поэтому одним из основных признаков частушки «наряду с краткостью, безграничным тематическим диапазоном и экспромтностью является ее реалистичность».
Исследователь Н.П. Колпакова, анализируя русскую частушку, выделяет четыре ее типа. К третьему типу частушек исследователь относит «страдания» – жанр, «обладающий своей особой суммой тематических и стилевых особенностей, который так же четко выделяется из общей массы частушечного творчества». У термина «страдания» два значения: переживать сильные эмоции и исполнять частушки-«страдания» в паре с подругой или гармонистом. Композиционное строение «страданий» – рифмованные попарно двустишия на типичной частушечной основе четырехстопного хорея. Основное содержание – любовная лирика, наряду с которой также затрагиваются социальные и семейно-бытовые мотивы.
В зависимости от композиции «страдания» бывают короткие, простые – это двухстиховые формы; «страдания» с повтором – те же, но с точным повторением текста; «страдания» с припевками – на основе текста из двустишия и четверостишия. «Страдания» с продолжением – разновидность частушек, исполняющаяся в умеренно быстром темпе с сольным запевом без хорового подхвата, бытующая в настоящее время в селе Золотуха Лев-Толстовского района Липецкой области. Чаще всего «страдания» исполняются на Святки и Масленицу. По композиции это простые страдания, двухстрочные с припевными словами: «а на- тира-на-трина-тина-на-на».

Я на улицу, а мать следом,
Не гуляй, дочка, с соседом.

Куда пашел, кривоногай,
Воротись не той дорогой.

Мил играет на баяне,
Чтобы слышно в Лебедяне.

Как услышу я гармонью,
Обольется сердце кровью.

В регионе принимаются меры по сохранению, развитию и популяризации жанра «страданий».

1. Колпакова Н. П. Типы народной частушки // Русский фольклор. М.; Л., 1966. Вып. 10.

Источник

Частушки Добровского района Липецкой области

Ч астушечные песенно-инструментальные формы занимают центральное место в фольклорной традиции Добровского района, расположенного на северо-востоке Липецкой области. В репертуаре местных народных исполнителей можно выделить как общерусские, так и специфические локальные частушки («Канарейка», «Досада», «Монастырские», «Тягучие» и др.). Всего в селах Добровского района Липецкой области зафиксировано 13 различных частушечных форм. Их выделяют многоплановость бытования, уникальность музыкально-стилевых форм и особая манера исполнения в крайне высоком регистре.

Этнографические сведения позволяют говорить о том, что на этой территории частушки были доминирующим жанром уже в 1930-е годы, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции.

Наибольшее распространение получили частушки в сопровождении гармони. Помимо хроматической гармоники в Липецкой области огромную популярность в народной среде имела елецкая рояльная гармошка, получившая название от известного центра по ее изготовлению – г. Ельца. Особенностью елецкой рояльной гармоники являются клавишные клавиатуры на правой и левой сторонах, причем слева клавиши расположены с обеих сторон грифа. В народной среде особой любовью пользовалась однорядная диатоническая рояльная гармошка, или шестипарка.

Репертуар исполнителей на хроматической гармони в основном ограничивается общерусскими наигрышами. А репертуар наигрышей на рояльной гармошке более разнообразен, и именно в нем проявляются специфически местные особенности традиции.

В селах Добровского района более всего распространены частушечные формы «Матаня», «Барыня», «Страдания». Уровень именно их исполнения является показателем мастерства гармонистов.

Наигрыш «Матаня» характерен для южнорусской фольклорной традиции, но встречается и в Центральной России. До сегодняшнего времени он непременно входит в репертуар любого добровского гармониста. Под инструментальный наигрыш «Матаня» обязательно поют частушки и пляшут. Его самобытность определяется особой последовательностью гармонических функций – S-T-II-II-D-D-T-T.

В добровских селах сложились две разновидности пляски под «Матаню». Первая из них – это пляска парами: «Матаню» – брались за руку и вдвоем плясали, выходили на середину, проплясали и становятся на место» (с. Крутое). Второй вариант: участницы с приплясыванием передвигаются по кругу, потом останавливаются, и певица, которая оказалась рядом с гармонистом, играет прибáску (то есть частушку), затем исполняет ритмичную дробь ногами, и круг двигается дальше. Дроби женщины могли заменять хлопками, ударяя ладонью о ладонь или по коленям. Мужчины «Матаню» плясали редко, для них излюбленной пляской была «Барыня».

Практически во всех селах Добровского района одной из разновидностей «Матани» была так называемая Елецкая пляска, или «Елецкого», названная так по частушечным текстам, связанным с городом Ельцом:

Не один залетка милый,

Вся семейка нравится.

Главное отличие «Елецкого» от «Матани» проявляется в хореографии: пары становятся друг напротив друга, один запевает, а остальные, приплясывая, подхватывают, после чего пары меняются местами. Сольный запев каждой частушки исполнялся по очереди в каждой паре.

Наигрыш «Барыня», встречающийся повсеместно, в традиции Добровского района также имеет широкое распространение. В одних селах он известен под названием «Русского» (с. Доброе, Большой Хомутец, Крутое и т.д.), в других – «Круговая» или «Чумовая» (с. Каликино), а в некоторых местах – «Бешеного» (с. Крутое, Кривец, Трубетчино). Характерные названия исполнители объясняют либо темпом исполнения, либо особым эмоциональным настроем: «Бешенова» – это очень быстрая «Барыня». «Барыня» и «Русскага» – пляска одно и то же, только «Русскага» пляска играется порезче» (с. Ратчино).

В местной традиции пляска под «Барыню» существует в двух видах: как сольная мужская пляска и как пляска по кругу с участием женщин. Пляска мужчин отличается большей активностью и силой в движениях. Традиционная женская пляска по кругу здесь дополняется парной пляской в кругу, где женщины демонстрируют свое мастерство.

Самой распространенной частушечной формой в традиции Добровского района являются страдания под гармошечный наигрыш, основанный на простой гармонической схеме – S-S-T-T-D-D-T-T.

Страдания исполняются в более медленных темпах, чем плясовые наигрыши. Их поэтические тексты имеют разное строение, что нашло отражение в исполнительской терминологии: «короткие», «простые» – это двухстиховые формы, «страдания с повтором»– такие же, но повторенные дважды, «страдания с припевками» состоят из двустишия и четверостишия. Часто названия страданий связаны с местом их возникновения и бытования. Так, зафиксированы Крутовские, Монастырские, Каликинские, Шовские, Гудовские страдания. Все эти разновидности представляют собой одну частушечную форму.

Названия страданий могут отражать ситуацию их звучания, от которой зависел характер исполнения, – «К ней», «От ней»: «Страданья «К ней» – павеселее, паудобнее, – к ней идешь, а «От ней» – печальные» (c. Путятино), и указывать на темп исполнения, например, «длинные страдания» исполняются в медленном темпе (с. Каликино).

Кроме общераспространенных, значительное место в музыкальной традиционной культуре занимают локальные страдания: Канарейка, Досада, Монастырские страдания, Покосные.

Из всех сел Добровского района наиболее уникальной частушечной традицией выделяется село Каликино, где было известно 12 разновидностей страданий. В экспедициях 20082009 годов здесь зафиксированы следующие: Канарейка, Досада, Монастырские страдания, Тягучие страдания, Покосная, Балалаечка, страдания с припевом.

Страдания «Канарейка» можно отнести к группе мелодизированных частушечных напевов с синкопированным ритмом. Название «Канарейка» связано с обязательным исполнением первого поэтического четверостишия с зачином «Канарейку распевала» или «Канарейку надо ладить».

Страдания «Досада» исполняются на тот же напев и под тот же наигрыш, что и «Канарейка», а другое название возникло в связи с зачином поэтического текста «Ой, досада, ты досада».

«Тягучие» страдания характеризуются особой исполнительской манерой – специальным растягиванием пропеваемых слогов – и особой усложненной гармонической последовательностью в гармошечном наигрыше. Еще одна особенность «Тягучих» страданий состоит в том, что они могли исполняться как в сопровождении гармони, так и без такового. Вариант без сопровождения называется «Покосные» страдания.

«Монастырские» страдания исполнялись многоголосно без сопровождения. В этих страданиях с внутрислоговыми распевами обнаруживаются музыкально-стилистические связи с лирическими протяжными песнями. Название «Монастырские», вероятно, связано с тем, что село Каликино находилось во владении московского Новоспасского монастыря.

Звучание местных частушек имеет свою специфику. Поскольку часто они исполняются преимущественно женщинами на улице, то поются в средней и высокой вокальной тесситуре, громко и напряженно, выкрикиваются. При этом слова выговариваются нечетко, как бы смазываются: ведь в большинстве случаев слушатели их хорошо знают, поэтому важнее создать настроение и праздничную атмосферу.

Яркой особенностью местной частушечной традиции также является сочетание контрастных певческих регистров при исполнении. Следует заметить, что использование крайне высокого певческого регистра наиболее характерно именно для локальных частушечных форм – «Канарейки», «Тягучих», «Монастырских».

Значительно реже частушки исполняли мужчины. Обычно это были сами гармонисты. Наиболее распространенная форма мужских частушек – страдания «К ней», «От ней».

В настоящее время Добровский район славится мастерством исполнения частушек. Во многих селах есть бытовые ансамбли, исполняющие несколько разновидностей частушек, мастера игры на гармони, чаще всего гармони-хромке. Самобытная традиция исполнительства на рояльной гармонике постепенно утрачивается, виртуозную игру на этом инструменте можно услышать в основном от гармонистов старшего поколения. Лучшие исполнители самобытных локальных частушечных форм – это также представители поколения 1930–1940-х годов рождения. Более молодые исполнители воспроизводят в основном частушки, имеющие общерусское распространение.

Во многих селах района народных исполнителей – знатоков частушечных форм и инструменталистов – привлекают к участию в клубной самодеятельности, благодаря чему этот жанр, хотя и в упрощенном виде, продолжает сохраняться в народной музыкальной культуре.

Источник

Страдания под балалайку Липецкая область

II 05 Липецкие страдания подъязык

Липецкие страдания русская народная песня под баян Народное творчество России Russian Songs

Липецкие страдания Канарейка в Удельном парке

дядя Коля Канарейка Матаня Страдания Вальс Липецкий рынок

Липецкие протяжные страдания Частушки под гусли Марина Светомирова

Липецкие страдания Лазоревый цвет соло

Страдания ансамбль Улица рук Иващенко К Л г Липецк

Студёновские страдания Липецкие Липецкая область

Горбунова София Липецкие страдания

Липецкие страдания Играет на гармони Якунин В П уроженец Липецкой обл

Липецкие страдания Корольков А И рояльная гармонь

дядя Миша и деда Коля Страдания и матаня Липецкий рынок

СОФЬЯ ФЕДОСЕЕВА ЛИПЕЦКИЕ СТРАДАНИЯ ПОД ЯЗЫК

Горбунова София Липецкие страдания

Езопова Мария Липецкие страдания

Канарейка страдания Липецкой области

Липецкие страдания под язык Юлия Малинова

175493 Винтенкова Вероника посёлок имени Тельмана Липецкие страдания

Играй гармонь Андрей Ивлиев г Липецк Страдания

Липецкие протяжные страдания

Голоса России 2011 Ольга Ларионова Липецкие страдания

Разливные страдания Передача Завалинка с Воробьевка Хлевенского р на

Страдания с переплясом

Липецкие страдания Канарейка Исполняет Анастасия Иванова

Цибиногина Надежда Борисова Елена Липецкие страдания Стежки дорожки ТИХАЯ МОЯ РОДИНА

Ансамбль Воскресение г Липецк Студеновские страдания

KRAPIVA Липецкие страдания

Валерия Шапортова Страдания липецкие

970 Юровская Катарина г Москва Липецкие страдания подъязык

Воскресение г Липецк Шовские страдания частушки

Липецкие страдания Погонина Л Лунёв В

Липецкие страдания под язык Холуева Маргарита г Пенза

дядя Слава Матаня и Страдания Липецкий рынок

Сабина Микаилова г Липецк Монастырские страдания

Cофия Лобза Пливуть пливуть лебедики Липецкие страдания подъязык

Протяжные страдания Липецкой области Дамьян Луиза

Золотые купола Мария Повшедная Липецкие страдания

Страдания на гармони Пичугина Б Г исп Андрей Ивлиев г Липецк

Липецкие страдания под язык A Cappella Юлия Малинова сольное народное пение

2016 1 сентября Липецкие страдания

Страдания Липецкой области Исполняет Пупышева Алена 14 лет

Липецкие страдания Солистка ансамбля Вечерки Анжела Маграквелидзе

Шарабан длинные страдания

Липецкие страдания Карнаушенко Яна 2015 г

Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Липецкие Страдания в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Страдания под балалайку Липецкая область длительностью 4 мин и 3 сек, размер файла 5.33 MB.

Источник

Елецкие страдания.

Техники исполнения ОНН

Формы жанровых направлений ОНН

Краткое описание ОНКН

Милка моя, выйди, выйди,
Я пришел тебя увидеть,
Ох, я- я, я-я, ох,
или
На заре кричали гуси,
А я вышел от Маруси,
А, я-я, я-я.

Проведенный автором статьи «Принципы и приемы варьирования в инструментальной традиции Липецкой области (на примере наигрыша «Елецкие страдания») Е.М. Петровой анализ акцентно-ритмической организации и композиционной структуры наигрыша под воздействием функции выявил их отличительные детали. «Елецкие страдания от ней» исполняются в особой «игровой позиции». Это так называемая игра «на нижних» в более сдержанном темпе с намеренной задержкой на отдельных тонах. При сопоставлении различных записей наигрыша (более 30 образцов) выявляются возможности и закономерности развития инструментальной игры в зависимости от мастерства исполнителя: от воспроизведения универсальной модели традиционного наигрыша к усложненным и различающимся в стилевом отношении вариантам и, наконец, к индивидуальной исполнительской импровизации, отличающейся свободой и виртуозностью. В основе собственно инструментальной формы «Елецких страданий» лежит многократный вариативный повтор ритмо-гармонического периода, состоящего из одиннадцати счетных единиц музыкального времени [3].
Модель ритмо-гармонического периода: S-T-D-T|S-T-II-T-D|T-T

В целом в звучании наигрыша проявляется тяготение к чередованию устойчивого и неустойчивого созвучий в определенном ритме. При этом наиболее стабильной частью инструментального периода выступает начало и каденционный оборот, которые обеспечивают узнаваемость наигрыша в ситуации значительной переработки аккордово-гармонической фактуры. Чем выше исполнительский уровень гармониста, тем богаче палитра используемых им средств. Выбор различных приемов определяется не только личным опытом, но и традицией, становясь, таким образом, показательным признаком локального стиля. В среде народных музыкантов владение наигрышем «Елецкие страдания» является показателем высокого уровня исполнительского мастерства, опыта и статуса гармониста.

По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в 2015 г. был снят документально-образовательный фильм «Елецкие с традания ».

Литература:
1. Бессонова (Петрова) Е. М. Этнографический аспект бытования Елецкой рояльной гармоники на территории Липецкой области // Этнография Центрального Черноземья России. Сб. науч. тр. Воронеж: Истоки, 2007. Вып. 6. С. 54–60.,
2. Бессонова (Петрова) Е. М. Елецкая рояльная гармоника. Особенности бытования и исполнительства // Материалы международной науч.-практич. конф., проводимой в рамках IV московского Международного фестиваля «Гармоника – душа России». Современные проблемы сохранения и развития традиций игры на гармонике, баяне и аккордеоне в России и в Мире. М., 2006. C. 15–19.,
3. Новосельский А. А. Очерк по истории русских народных инструментов. М.: Гос. муз. изд-во, 1931. 47 с.
4. Петрова Е. М. Принципы и приёмы варьирования в инструментальной традиции Липецкой области (на примере наигрыша «Елецкие страдания») // Отечественная этномузыкология: Материалы Международной науч. конф., 30 сентября – 3 октября 2010 г. / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Редкол.: Лобкова Г. В. (науч. ред.), Мехнецова К. А., Подрезова С. В. (отв. ред.) и др. СПб., 2011. Т. 2. С. 274–295.,
4. Петрова Е. М. Исполнительский стиль гармонистов-рояльщиков в Усманском районе Липецкой области // Фольклор: историческая традиция и современные полевые исследования. Материалы Четвертой международной научной конференции памяти А. В. Рудневой / Ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Е. В. Битерякова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. (Науч. труды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 75). С. 92–109.

Видеозаписи

Источник

Как говорить по-липецки

Наш родной язык безумно богат и «могуч» на различные «региональные» слова и выражения. Какие-то из них понятны каждому: и жителям, и гостям. А какие-то, наоборот, вызывают смутные сомнения. Наша газета продолжает постоянную рубрику о «Черноземном диалекте», где в каждом выпуске специальный корреспондент еженедельника знакомит наших читателей с региональной разговорной речью черноземных областных центров. На очереди липецкий диалект: читайте и запоминайте – вдруг пригодится при общении!​

Страдания под язык липецкой области

«Хварья из старья»

Диалекты и говоры придают речи их носителей неизменное очарование. Само их существование указывает на пластичность языка как средства коммуникации. Своеобразность, даже необычность звучания многих диалектизмов дает повод во многих случаях спутать их с просторечными выражениями. Липецкую область наряду с Воронежской, Рязанской и Тамбовской, следует отнести к восточной группе говоров, так как речь жителей этих регионов во многом идентична. В Липецкой области часто с помощью диалектов можно дать характеристику интеллектуальным способностям человека: абабурный обозначает «дурачка, несущего совершенную чушь», заболкотный – «неумолкаемый болтун»; прокудыка – «хитрый, ко всякой бочке затычка». Про неуклюжего человека говорят, что он «неструшный», а хварьей здесь назовут неповоротливую женщину, которая постоянно высказывает бесконечные нарекания от того, что у нее все валится из рук. Даже бытует присказка: ты, мол, хварья из старья. Упрямого индивида именуют «насопырным», а сильно гневного человека – «шибальным».

«Колбать да не намулындывать»

«МК-словарик» для приезжего в Липецкую область

быстро бегать – «жгать»;

народная пляска – «матаня»;

спинка кровати – «грядушка»;

В русско-липецком разговорнике интересное применение нашла знакомая всем лампочка Ильича. Дело в том, что в 30-е годы прошлого столетия в деревнях электрическую лампочку называли «колбой», отсюда образовался глагол «колба́ть» (штопать на электрической лампочке). Многие женщины мигом приспособили ее для «ремонта» одежды: лампочка помещалась, например, внутрь носка, облегчая процесс шитья, и одновременно защищала пальцы от неизбежных уколов швейной иглой. Вот такой получался «деревенский лайфхак» XX века, не иначе! Главное, чтобы эта работа не была «намулындыванием», то есть круглосуточной и за ничтожную плату. Лучше все это хорошенько «замантетюлить» (ухитриться ловко что-либо сделать).

«Поехать на сад»

Когда местный житель собирается отправиться на свой земельный участок, расположенный в садоводческом товариществе, он говорит, что поехал. на сад! Да-да именно с таким предлогом, и никак иначе. Выделенный участок для земледелия в здешних краях так и называется – сад. Причем, этот самый сад вполне может выглядеть как самый настоящий огород. Даже автобусная остановка есть с таким названием – «Сады». В местном диалекте при объяснении направления или места чаще употребляется предлог «на», чем «в». Поэтому липчане, к примеру, проживают на пятом микрорайоне, а не в нем.

«Поймать ласкаря»

У местных рыбаков, не поверите, тоже существует свой «профессиональный сленг». Так, например, мелкий лещ, подлещик среди липецких рыболовов зовется «ласкарем» или «фанерой». Забавно, что при этом существует рыба ласкирь или морской карась. Вероятнее всего, рыбаки липецкого края когда-то заметили сходство двух водных обитателей, заменили одну гласную на другую, получив новое название для местной рыбешки. Креативненько, однако, вышло!

«Липецкие молчаливые сюрплясы»

Как мы уже отмечали, в каждом черноземном уголке России свой говор. Если вы что-то хотите, то липчане обязательно поинтересуются: «хотишь?». И именно ударение на второй слог можно встретить где угодно – от уличного двора до вузовской аудитории.

Липецкий регион, как впрочем, и все Черноземье – сельскохозяйственный, однако при этом такой овощ, как свеклу, именуют никак не иначе, как «бурак», а иногда и более ласково – «бурачок». Многие домашние продукты называют «свойскими», а сладкие фрукты – «меденными». Интересно, что если собеседнику очень интересен ваш рассказ и он жаждет продолжения повествования, то эмоционально скажет вам: «молчи-молчи»!

В момент сильного удивления коренной житель липецких краев восклицает: «Какая страсть!» Это означает все на свете: и хорошее, и плохое, и удивительное – «урожай в этом сезоне – просто страсть!». Кстати, про урожай: клубнику в местных деревеньках так просто и называют – ягода. Оказывается, что еще со времен крепостного права эту вкусную ягоду в некоторых регионах нашей необъятной страны величали «викторией». В Липецкой области ягодному раздолью даже посвящен целый фестиваль – клубничный. Он ежегодно проходит на территории Задонского района в середине июня, когда поспевает волшебная ягода.

Источник

Видео

Страдания под язык Липецкой областиСкачать

Страдания под язык  Липецкой области

II 05 Липецкие страдания «подъязык»Скачать

II 05 Липецкие страдания «подъязык»

Страдания под балалайку. Липецкая область.Скачать

Страдания под балалайку. Липецкая область.

Катарина Юровская . Липецкие страдания под языкСкачать

Катарина Юровская . Липецкие страдания под язык

Катарина Юровская. Липецкие страдания под языкСкачать

Катарина Юровская. Липецкие страдания под язык

«Липецкие страдания под язык» Юлия МалиноваСкачать

«Липецкие страдания под язык» Юлия Малинова

Студёновские страданияСкачать

Студёновские страдания

Анастасия Данковцева Страдания "под язык"Скачать

Анастасия Данковцева Страдания "под язык"

Студёновские страдания (Липецкие, Липецкая область)Скачать

Студёновские страдания (Липецкие, Липецкая область)

"Разливные под язык". Ковтуновская Н.И., с.Воробьевка Хлевенского р-на.Скачать

"Разливные под язык". Ковтуновская Н.И., с.Воробьевка Хлевенского р-на.
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.