Строение русского языка сообщение + видео обзор

Русский язык

Русский язык — национальный язык русского народа. Он входит в славянскую группу языков, которые близки другу к другу по словарному запасу и грамматике: русский, украинский, белорусский, болгарский, словенский, сербский, польский и другие. Они произошли от общеславянского языка.

Задачи и назначение

Русский язык — родной язык русского народа, является средством общения людей.

Русский язык — государственный язык на территории Российской Федерации. С помощью русского языка решаются вопросы общегосударственного значения, ведётся преподавание в учебных заведениях, издаются текстовые, аудио- и видеоматериалы. Россия — многонациональная страна, русский язык выполняет функцию межнационального общения.

Богатство и многообразие

Русский язык — богатый, многообразный, выразительный и сложный. Он наделен большим количеством слов, выражениями, оборотами, уникальными правилами и особенностями. Большой лексический запас и развитые выразительные средства делают русский язык одним из богатых языков мира. Большое число правил, исключений, особенности орфоэпии делают русский язык одним из сложных языков мира.

Богатство, красота и выразительность русского языка отмечена поэтами, переводчиками, филологами разных стран мира.

Выразительные средства

В русском языке отмечают выразительные средства:

С помощью выразительных средств можно обозначить все необходимые понятия в любой сфере человеческой деятельности.

Литературный язык

Основа русского национального языка — литературный язык. Русский литературный язык является нормированным. Это означает, что произношение слов, выбор слов и употребление грамматических форм, построение предложений подчиняются определённым правилам и нормам. В школах Российской Федерации изучается литературный русский язык.

Литературный язык имеет устную и письменную форму. В устной речи важны произношение звуков, ударение и интонация. В устной речи преобладают простые короткие предложения. В письменной речи играет роль орфография и пунктуация. В письменной речи используются простые и сложные предложения.

Разделы

Современная школьная программа русского языка включает разделы: фонетика, орфоэпия, лексика, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, стилистика.

Популярность

Русский язык — язык культуры и науки. На русском языке написаны всемирно известные произведения русских писателей, изданы труды известных ученых, описаны технологии и методологии известных деятелей русской науки.

Русский язык — общепризнанный мировой язык. Русский язык включен в список обязательных языков на всемирных конгрессах, международных симпозиумах, выставках и совещаниях. Перевод на русский язык есть в брошюрах и аудиогидах известных мировых музеев, выставок.

Русский язык входит в десятку популярных языков мира по данным опросников, статистики программ для изучения иностранных языков.

Источник

Русский язык. Разделы русского языка как науки

Русский язык довольно интересный и имеет длинную историю развития. За счет появления новых слов, заимствованных из других языков, и изменений привычных конструкций, совершенствуется и развивается русский язык. Разделы русского языка как науки делятся на большие блоки, в которые входят более узкие понятия и области.

Грамматика

Разбирая основные разделы русского языка, первое место можно по праву отдать грамматике. Она как наука изучает грамматический строй языка, закономерность построения осмысленных речевых отрезков – предложений, словосочетаний, текстов. Данные закономерности формулируются в виде общепринятых грамматических правил.

Строение русского языка сообщение

Грамматика как наука делится на:

Грамматика как наука о строении родного языка имеет свои подразделы. Сюда относится:

Лексикология

Лексикология – вторая по объему область, которую изучает русский язык. Разделы русского языка довольно обширны и во многом переплетаются друг с другом. Лексикология изучает слово (что встречается в морфологии и словообразовании) и его состав.

Данный раздел рассматривает:

В связи с тем, что лексика – это не просто набор слов, а определенная система взаимосвязанных фактов, то раздел лексикологии – это наука не о единице слова, о целой лексической системе родного языка.

Предметом раздела можно назвать:

Строение русского языка сообщение

Русский язык имеет раздел, который базируется на лексикологии и грамматике. Его назвали стилистикой. Это учение о литературном слоге, о расчлененном использовании звуковых единиц в соответствии с ситуациями общения.

Фонетика

Фонетика является третьим по объему разделом, который изучает русский язык. Разделы русского языка были бы неполными без изучения звуков речи и всего, что с ними связано. Следовательно, предметом фонетики является звук. Многие знают, что сам по себе звук значения не имеет, но он является основой материальной оболочки слова.

Строение русского языка сообщение

В письменном виде звук изображается буквой. Она, в свою очередь, служит условным знаком для обозначения звука на письме.

Фонетика как наука состоит из двух подразделов:

Другие науки о языке

Есть и другие разделы науки о русском языке, не менее важные:

Здесь были рассмотрены основные ветви, на которые опирается русский язык. Разделы русского языка, при глобальном изучении, имеют много подразделов и частных ответвлений, которые требуют отдельного рассмотрения.

Источник

СТРУКТУРА РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОПРОС № 1.

СТРУКТУРА ЯЗЫКА, 1) множество уровней данного языка и связывающие их отношения. 2) Термин, употребляемый некоторыми учёными в значении система языковая. СИСТЕМА ЯЗЫКОВАЯ, 1) множество единиц данного языкового уровня (фонологических, морфологических, синтаксических и т. п) в их единстве и взаимосвязанности; классы единиц и правила их образования, преобразования и комбинирования. В этом смысле говорят о фонологической, морфологической, словообразовательной, синтаксической, лексической, семантической системе данного языка или (более узко) о системах (подсистемах) склонения и спряжения, глагола и имени, вида и времени, рода и падежа и т. п. Определение языка как системы восходит к Ф. де Соссюру, подготовлено трудами В. Гумбольдта и И. А. Бодуэна де Куртенэ.

УРОВНИ ЯЗЫКА, основные «ярусы» языковой системы – фонемы, морфемы, слова (лексемы), словосочетания – как объекты научного исследования языка (фонологии, морфологии, лексикологии, синтаксиса), определяемые свойствами единиц, выделяющихся при последовательном членении языкового потока. Одни учёные стремятся к расширению числа уровней языка, возводя любую из поддающихся выделению сложных единиц в ранг отдельного уровня, другие считают научно значимыми лишь два уровня языка: дифференциальный (на этом уровне язык выступает только как система различительных знаков, к которым относятся, помимо естественных звуков речи, также различительные письменные знаки, способные различать единицы семантического уровня) и семантический [на этом уровне выделяются морфемы, слова и словосочетания как двусторонние единицы, т. е. с учётом как их звуковой стороны, или выражения, так и их внутренней (семантической) стороны, или содержания].
Курс СРЯ состоит из следующих РАЗДЕЛОВ: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса), пунктуации.

Строение русского языка сообщение

СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, связи и зависимости между языковыми элементами (единицами любой сложности), одновременно сосуществующими в линейном ряду (тексте, речи), напр., между соседними звуками (откуда явления сингармонизма, ассимиляции), морфами (откуда явления наложения или усечения смежных морфем) и т.п. Термин введен Ф. де Соссюром. Часто употребляется как эквивалент понятию функций у последовательно соединяемых языковых элементов в процессе речи. С.О. выделяются в языке в противоположность парадигматическим отношениям, или ассоциативным связям, образуя область исследования синтагматики. Рассмотрение языковых явлений только по их С. было характерно для дескриптивной лингвистики и лежало в основе дистрибутивного анализа. Изучение С.О. — важный аспект проблемы сочетаемости языковых элементов, их валентности, закономерностей объединения в речи.

ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, отношения противопоставления нескольких элементов языка, выбора одного из взаимоисключающих элементов; единицы языка объединяются, таким образом, в сознании (в сознании, а не в реальности!) пользующегося языком, несмотря на невозможность реального их объединения в акте речи. Они соответствуют функции «или — или» и противостоят синтагматическим отношениям (отношениям сосуществования элементов языка в момент их реального объединения в акте речи и соответствующим функции «и — и»); П.О. нелинейны и не одновременны. По-видимому, существует зависимость синтагматических характеристик формы от её парадигматических свойств. П.О. впервые описаны Ф. де Соссюром как противопоставленные синтагматические ассоциативные отношения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Русский язык

Русский язык это

Строение русского языка сообщениеСовременный русский язык — это национальный язык великого русского народа, форма русской национальной культуры.

Русский язык относится к группе славянских языков, которые делятся на три подгруппы: восточную — языки русский, украинский, белорусский; южную — языки болгарский, сербский, хорватский, словенский; западную — языки польский, чешский, словацкий, кашубский, лужицкий.

Восходя к одному и тому же источнику — общеславянскому языку, все славянские языки близки друг другу, о чем свидетельствует сходство ряда слов, а также явлений фонетической системы и грамматического строя.

Пример схожести русского языка со славянскими: русское племя, болгарское племе, сербское плёме, польское plemie, чешское pléте ; русское глина, болгарское глина, чешское hlina, польское glina; русское лето, болгарское лято, чешское léto, польское lato; русское красный, сербское красан, чешское krásny; русское молоко, болгарское мляко, сербское млеко, польское mleko, чешское mléko и т. д.

Русский национальный язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также социальные жаргоны.

Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык.

На разных исторических этапах развития общенародного языка от языка народности к национальному языку в связи с изменением и расширением общественных функций литературного языка изменялось содержание понятия «литературный язык».

Современный русский литературный язык

Это язык нормированный, обслуживающий культурные потребности русского народа, это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы.

«Деление языка на литературный и народный,—писал А. М. Горький,— значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».

Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем регламентирован, значение и употребление слов, произношение, правописание и образование грамматических форм слов подчиняются общепринятому образцу.

Понятие нормы, однако, не исключает в отдельных случаях вариантов, отражающих изменения, которые постоянно происходят в языке как средстве человеческого общения. Например, литературными считаются варианты ударения: далеко — далёко, высоко — высоко, иначеиначе.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия — слуховое и зрительное.

Письменный литературный язык отличается от устного прежде всего большей сложностью синтаксиса и наличием большего количества абстрактной лексики, а также лексики терминологической, в частности интернациональной.

Письменный литературный язык имеет стилевые разновидности: стили научный, официально-деловой, общественно-публицистический и т. д.

Литературный язык как нормированный

Обработанный общенародный язык противополагается местным диалектам и жаргонам. Русские диалекты объединяются в две основные группы: севернорусское наречие и южнорусское наречие. Каждая из групп имеет свои отличительные черты в произношении, в словаре и в грамматических формах.

Кроме того, имеются среднерусские говоры, в которых отражены особенности как того, так и другого наречия.

Хотя в каждой республике и автономной области имеется собственный национальный язык, на котором ведется обучение, печатаются книги ит, д., современный русский литературный язык является языком межнационального общения народов.

Известны многочисленные высказывания основоположников марксизма-ленинизма и великих русских писателей и общественных деятелей, а также многих прогрессивных зарубежных писателей о силе, богатстве и художественной выразительности русского языка. Восторженно отзывались о русском языке Державин и Карамзин, Пушкин и Гоголь, Белинский и Чернышевский, Тургенев и Толстой.

Фридрих Энгельс писал, что русский язык «один из самых сильных и самых богатых из живых языков».

Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса).

Лексика и лексикология

Это совокупность слов языка и его словарный запас. А раздел языкознания,изучающий лексику называется лексикологией.

Различают историческая и описательная лексикология. Первая изучает формирование словарного состава в его развитии, а вторая занимается вопросами значения слова (семантика), объемом и структурой словарного состава, стилистической характеристикой слов в русском языке.

Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический состав русского языка и закономерности его развития.

Фонетика

Это наука звуках речи, которые являются элементами звуковой системы русского языка.

Без произнесения и восприятия звуков, которая составляет звуковую оболочку слова, речевого общения невозможно. Для речевого общения очень важно различие произносимого слова среди других, сходных по звучанию слов. В фонетической системе русского языка необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи — слов, их форм, словосочетаний и предложений

Фонетика описывает звуковой состав современного русского литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке, предметом фонологии являются фонемы — кратчайшие звуковые единицы, независимые по своему качеству и служащие для различения звуковых оболочек слов и их форм.

Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения.

Графика знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками, а орфография — с основным принципом русского написания — морфологическим, а также написаниями фонетическими и традиционными. Орфография это совокупность правил, определяющих написание слов.

Словообразование изучает морфологический состав слова и основные типы образования новых слов: словообразование морфологическое, морфолого-синтаксическое, лексико-семантическое и лексико-синтаксическое.

Морфология является учением о грамматических категориях и грамматических формах слова. Она изучает лексико-грам-матические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамматических значений в русском языке.

Синтаксис

Это учение о предложении и сочетании слов. Синтаксис изучает основные синтаксические единицы — словосочетание и предложение, виды синтаксической связи, типы предложений и их структуру.

На основе синтаксиса строится пунктуация — совокупность правил расстановки знаков препинания.

Источник

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке

Содержание:

Предмет:Русский язык
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:15.08.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.

Приставочный: распахать пахать, отвезти везти, небольшой большой, бесчестный честный, подкомиссия комиссия.

Суффиксальный: работник работать, сельский село.

Приставочно-суффиксальный: безрукавка рукав, настенный стена, оздоровить здоровый, сначала (нареч.) начало.

Бессуффиксальный (бессуффиксный): вылет вылететь, синь синий.

Сложение:

Слияние слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый), тотчас (тот час).

Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий (сущ.) рабочий (прилаг.) инструмент.

Усечение основы производящего слова: маг магнитофон, зам заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.

При морфемном и словообразовательном разборе иногда необходимо учитывать фонетические особенности данного слова.

План словообразовательного разбора

Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.

Образец словообразовательного разбора

Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ).

Типы образования слов в русском языке

Лексико-семантическое словообразование Лексико-семантическое словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

Лексико-синтаксическое словообразование

Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыреста), наконец (на конец), сейчас (сей час).

Морфолого-синтаксическое словообразование

Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные запятая, булочная, лесничий, слабительное перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д.

Морфологическое словообразование

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

Постфиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса. Термин постфикс имеет два значения:

При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.

Способы образования слов в русском языке

Словообразовательными суффиксами качественных и относительных имен прилагательных в современном русском языке являются следующие:

К суффиксам малопродуктивным и непродуктивным относятся, например:

Особо следует рассмотреть прилагательные, образованные при помощи суффиксов субъективной оценки, т.е. таких суффиксов, при помощи которых словам придается определенная эмоционально-экспрессивная окраска.

Здесь могут быть выделены следующие продуктивные суффиксы:

Префиксальный способ образования менее продуктивен. Употребляются следующие продуктивные приставки:

Префиксальный способ используется при образовании прилагательных от прилагательных же. При образовании прилагательных от существительных и глаголов чаще всего употребляются суффиксы или приставки и суффиксы.

Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных в современном русском языке приобретает все более широкое распространение.

Выделяются следующие группы продуктивных приставок и суффиксов, при помощи которых образуются прилагательные:

При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и суффиксально-префиксальный.

Строение русского языка сообщение

Все продуктивные словообразовательные суффиксы делятся на несколько групп:

Суффиксы и приставки, служащие для образования названий предметов

Среди суффиксов этой группы выделяется ряд продуктивных суффиксов, например:

Суффиксы, служащие для образования имен существительных со значением лица. Способы образования существительных этой группы очень разнообразны.

Для образования существительных мужского рода, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий (иногда с указанием на преобладающий признак в деятельности), используются следующие продуктивные суффиксы (частично иноязычные, как и основы):

Для образования существительных женского рода (большей частью такие существительные являются производными, соотносительными с существительными мужского рода) употребляются следующие суффиксы:

Суффиксы, служащие для образования имен существительных с абстрактным значением. В современном русском литературном языке наиболее продуктивными суффиксами этой группы являются следующие:

Суффиксы субъективной оценки. От большей части слов с конкретным значением с помощью особых суффиксов субъективной оценки образуются существительные (от имен существительных же) с различными дополнительными (к основному предметному значению) эмоциональными оттенками значений уменьшительности, ласкательности, пренебрежения, увеличения и т.п.

Наиболее продуктивными суффиксами субъективной оценки являются следующие:

Некоторые из подобных слов, расширяя сферу своего употребления через посредство СМИ, закрепляются в литературном языке (позитив, примитив, интим).

Заключение

Звуки составляют слова. Каждое слово имеет состав. В нем не намешаны корни с окончаниями так, как им или нам хочется. Состав слова подчиняется жестким законам: каждая часть слова находится только на том месте, на котором может находиться. Составом слова занимается морфемика, а разбор слова по составу называется морфемным.

Слово рождается в языке и получает состав. Но уже имеющиеся слова могут образовывать новые. Раздел науки о языке, который изучает способы образования слов, называется словообразованием.

Например, если слово рыб-ак образовалось от слова рыб-а при помощи суффикса. Такой способ образования называется cуффиксальным.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в Строение русского языка сообщениеwhatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.