Структура и язык науки + видео обзор

Понятие науки. Субъект, язык и структура науки

теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать.

Объект познания – тот фрагмент действительности, на который направлена познавательная деятельность.

Объекты научного познания:

1. Актуальный объект – то, что уже вовлечено в научно-познавательную деятельность.

2. Потенциальный объект – эта та сфера действительности, которая возможно станет объектом научного познания в будущем.

Предмет познания – это некоторое единство объективного и субъективного; это объект научного познания, воспринятый через средства, используемые данным субъектом научного познания, при этом средства научного познания включают и эмпирические средства, и теоретические.

Средства и методы познания это «инструменты», «орудия» научной деятельности. Для современной научной деятельности традиционные методы исследования, такие, как наблюдение и измерение, дополняются методами моделирования, позволяющими существенно расширить горизонты познания, включив временную составляющую.
Результатом научной деятельностиявляются научные факты, эмпирические обобщения, научные гипотезы и теории.

Язык науки — система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, выражения, обработки, хранения и применения знаний.

Язык науки нужен потому, что используются специфические понятия и концепты и особым образом исследуются связи между ними. Без такого подхода невозможно оформить ни одну науку в виде самостоятельной отрасли знания. В истории любой науки всегда проводились работы по формированию своей особой терминологии и по выражению ее в виде особых слов и символов. В конце концов, оформляется словарь данной отрасли знания и способы его выражения. Это позволяет ученым понимать друг друга, писать и высказываться на одном и том же уровне.

Также, язык науки образует общее понятийное поле для тех, кто ею занимается, у него есть и другая очень важная функция – он организует ту ведущую конструкцию, к которой «приклеиваются», или, через которую «просеиваются» все вновь возникающие в ходе исследований понятия и концепты.

Наконец, у языка той или иной науки имеется еще одна функция. Научные понятия и концепты вначале всегда оформляются в виде слов, но не всегда остаются словами. В наиболее продвинутых науках они получают особое символическое выражение. Так, в математике числа, которые всегда вначале назывались словами, постепенно оформились в виде цифр.

СТРУКТУРА НАУКИ — различные аспекты и подсистемы науки:

1) множество ее фундаментальных аспектов: наука как знание, как познавательная деятельность, как социальный институт, как инновационная деятельность, как социокультурная подсистема;

2) множество единиц, видов и уровней научного знания: факт, научный закон, теория, метатеория, дисциплина, область знания, тип знания, эмпирический и теоретический уровни, исторические и социокультурные таксоны науки и т. п.;

3) множество социально-институциональных и организационных форм осуществления научной деятельности: лаборатория, кафедра, институт, академия, проблемная группа, дисциплинарное научное общество, «невидимый колледж», национальное сообщество, государственный сектор науки, гражданский сектор науки, научный парк, технополис, международное научное сообщество и т. п.;

4) множество научных инноваций: проблема, идея, теория, проект, модель, полезная модель, разработка, прибор, система единиц и стандартов, технология и т. п.;

5) множество социокультурных функций: информационная, мировоззренческая, проективная, прогнозная, оценочная, практическая и др. (См. наука, научная деятельность)

Дата добавления: 2015-04-12 ; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

Источник

Предмет и задачи науки о языке. Структура современной науки о языке. Место языкознания в системе наук

Структура и язык науки Структура и язык науки Структура и язык науки Структура и язык науки

Структура и язык науки

Структура и язык науки

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1

Роль языка в истории человеческой общности велика и значительна, так как язык – это великое средство человеческого зназнания общения. Язык необходим во всех сферах человеческой деятельности.

Интерес к языку люди проявляют с древнейших времен. Итог – формирование науки о языке – языкознания, языковедения, лингвистики.

Родина языкознания – страны Древнего Востока, Мессапотамия, Сирия, Малая Азия, Китай, Индия.

Объект: Язык – очень сложное многогранное явление, он тесно связан с другими явлениями природы и общества. В мире от 2500 до 5000 языков в мире.

Междунароный язык существует на межгосударственном уровне.

Редие языки: В Латвии: ливонский язык(несколько десятков говорящих); Попуа и Новая Гвинея: Оун, Саймат, Лилау(300-400 человек).

Структура науки о языке:

1.Частное языкознание – изучает отдельные языки или группы родственных языков.

· Русистика – научное изучение русского языка, его структуру, истории и связей с лругими языками;

· Славистика – объект знаний – группы славянских языков, их структуры, истории, взаимоотношения;

· Германистика – изучает группы германских языков;

· Индоевропеистика – изучает индоевропейские языки;

· Семитология – изучает семитские языки.

ü В зависимости от метода исследования выделяют: 1. Синхроническое (описательное) языкознание – рассматривает языки в какой-то определенный период его развития; 2. Диахроническое (историческое) языкознание – прослеживает изменения, которые произошли в языках в ходе их развития.

ü Классификация, основанная на методе сравнения: 1. Сравнительно-историческаая лингвистика(компаративистика) – изучает генетическую общнось в их развитии. Конечная цель: восстановление языка-основы(праязыка), из которого развились современные языки, установление законов, по которым шло развитие языков; 2.Ареальная лингвистика – рассматривает вторичное родство языков, языковые союзы, общность языковых явлений независимо от степени их генетической общности. Итог: формирование союзов; Цель: определение в исследуемых языках общих элементов, которые сформировались в результате этих языков, возздействие на эти языки третьего языка; 3. Сопостовительная(сравнительная) типология – изучает сходства и различия между языками независимо от степени их близости.

2.Общее языкознание – обобщает данные, полученные частным языкознанием, при изучении конкретных языков, и, опираясь на них, делает выводы относительно языка вообще, его сущности, происхождения.

3.Прикладное языкознание. Прикладная лингвистика.

Строй всех языков весьма своеобразен и требует специального изучения.

Языкознание – комплекс научных дисциплин, каждая из которых изучает какой-то один аспект языка.

Место языкознания в системе наук.

Языкознание и другие социальные науки(этнография, социология, культурная антропология, история и др.). Языкознание и естественные науки(биология, физиология). Языкознание и физико-математические науки.

Так как язык – важнейшее средство общения тесно связан с мышлением. Языкознание входит в круг гуманитарных или социальных дисциплин.

Источник

Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии

Структура и язык науки Структура и язык науки Структура и язык науки Структура и язык науки

Структура и язык науки

Структура и язык науки

Язык науки — система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая в науке для получения, обработки, хранения и применения знаний. Основой языка конкретных наук является естественный язык, дополненный специальными терминами, знаками и символами.

Язык науки стремится к точности и однозначности выражений. В языке науки стараются избегать недостатков естественного языка: многозначности слов, расплывчатости и неопределенности их содержания, двусмысленности выражений, семантической замкнутости и т. п. Даже слова, заимствованные наукой из повседневного языка, например «сила», «скорость», «тяжесть», «звезда», «стоимость» и т. п., получают более определенное значение. По мере развития науки вводятся новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к вновь обнаруженным объектам и новым областям реальности.

Язык науки оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, слова «электричество», «вирус» были научными терминами прежде чем вошли в повседневный язык.

Язык науки в некотором смысле эзотеричен (см. § 14), он недоступен для восприятия без специальной подготовки. Не понимают языка друг друга даже ученые, работающие в разных отраслях. Поэтому есть необходимость в научно-популярной литературе, которая стремится избегать большого количества специальных терминов, нередко заменяет их образными описаниями, метафорами, аналогиями.

Наличие терминов — сразу заметный признак языка науки.

Термин (лат. terminus = граница, предел, конец) в науке — слово или словосочетание, используемое для обозначения предметов в пределах той или иной науки, научной теории. В этом случае термин отличаются однозначностью. Термины устанавливаются посредством определений.

Определение (лат. definitio) — логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Определение решает две задачи: 1) оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных; 2) оно раскрывает сущность определяемых предметов, указывает их необходимые признаки.

Формы определения разнообразны. Различаются реальные и номинальные определения. Первые представляют собой описание

определяемых предметов и могут быть истинными или ложными. Вторые являются предписаниями (нормами), говорящими о том, какое значение следует придавать вводимому понятию, и не имеют истинностного значения.

Основным приемом определения понятия является определение через ближайший род и видовое отличие. Используют также генетическое определение (указывается способ происхождения предмета).

Различают определение явное и неявное.

Явное определение — определение, имеющее форму равенства двух понятий. Напр.: «Стол — это вид мебели». В явном определении отождествляются, приравниваются друг к другу два понятия. Одно из них — определяемое, другое — определяющее понятие.

Неявное определение — определение, не имеющее формы равенства двух понятий. К неявным определениям относятся контекстуальное, остенсивное, и др. О контекстуальном определении говорят, когда значение термина понятно по контексту. Определение остенсивное (лат. ostentus = показывание, выставление напоказ) — неявное определение, раскрывающее содержание понятия путем непосредственного показа, ознакомления обучаемого с предметами, действиями и ситуациями, обозначаемыми данным понятием.

Источник

Структура и язык науки

ЯЗЫК НАУКИ

Структура и язык науки

ЯЗЫК НАУКИ – сложное, внутренне дифференцированное многослойное образование, строение и функционирование которого определяется задачами формирования, трансляции и развития научного знания. Язык науки – не просто форма, в которой выражается некоторое внешнее по отношению к ней содержание научного знания, а именно способ возникновения и бытия научного знания как определенной реальности. Возникновение и совершенствование науки как особого типа познания мира находит свое воплощение в генезисе и развитии языка науки.

Формирование науки и рационально-теоретического сознания связано с процессами семиозиса, в результате которых претерпевает глубокие изменения исходная семантика донаучного языка. Последняя характеризуется синкретическим единством фиксации некоего «смыслового ядра» с функцией его применения в конкретных ситуациях. Рационально-теоретическое сознание реализует установку на расщепление этого синкретического единства, на выделение в актах рефлексии над стихийным «естественным» языковым поведением этого «смыслового ядра» в явном, артикулируемом и сознательно контролируемом виде, что позволяет также рефлексивно контролировать функцию применения этого «смыслового ядра» (см. Экспликация). Если в обыденном словоупотреблении мы специально не контролируем смысл употребляемых слов, то научный подход связан именно с требованием рефлексивного контроля над таким употреблением. Как отмечал Эйнштейн, «вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – Собр. научных трудов, т. 4. М., 1967, с. 200). Такое усовершенствование можно интерпретировать прежде всего как специализированную деятельность по разработке смыслов применяемых терминов, в результате которой возникают специфические «конструкты» языка науки.

Деятельность по разработке смыслов применяемых в языке науки терминов определяет процесс теоретизации науки, возникновения все более сложных и внутренне дифференцированных концептуальных структур науки и в конечном счете научных теорий (см. Теория). Формирующийся теоретический язык науки включает как многочисленные специфически научные термины, не имеющие прямого аналога в донаучном языке, так и термины, заимствованные из обыденного языка, но получившие самостоятельный научный смысл. В обоих случаях семантика теоретических «конструктов» языка науки определяется их связями в контексте соответствующей концептуально-теоретической системы. Для того, чтобы быть выражением реального знания о данном в опыте мире, теоретический уровень должен иметь эмпирическую интерпретацию, т.е. должен быть связан с такими слоями языка науки, которые описывают непосредственно данные в опыте реалии. Т.о., язык науки как целое представляет собой иерархизированную многослойную структуру, уровни которой дифференцированы по вертикали, определяющей движение от эмпирии к абстрактным положениям теории. Между различными подсистемами языка науки, расположенными на различных слоях этой вертикали, осуществляется взаимодействие, своего рода диалог, возникают проблемы согласования и взаимопонимания, которые, однако, не могут быть решены путем однозначного перевода, «погружения» семантики одной подсистемы языка науки в другую (см. Оправдание теории, Фундаментализм в философии науки).

Специфическое содержание языка науки может быть выражено и знаковыми средствами обыденного естественного языка, и своей особой семиотикой, разрабатываемой уже только в рамках языка науки (язык науки в узком смысле слова). Эти выработанные в языке науки знаковые средства могут включать элемент наглядности, визуальной образности (различные геометрические модели, схемы, графики и т.д.). Наглядность (образность) не противопоказана языку науки, однако в данном случае имеется в виду специфическая образность наглядной модели, фиксирующей особое научное содержание. Существенную роль в языке науки играют различного рода математические языки (включая и язык математической логики), обеспечивающие возможность не только точного выражения научной мысли, но и логического анализа и обработки содержащейся в научном знании информации. См. также ст. Наука и лит. к этой статье.

Источник

ЯЗЫК НАУКИ

Смотреть что такое «ЯЗЫК НАУКИ» в других словарях:

язык науки — ЯЗЫК НАУКИ особые языковые системы, посредством которых исследователи организуют производимые ими знания и транслируют получаемую информацию в профессиональной среде. При этом языковые средства, используемые специалистами, не являются… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЯЗЫК НАУКИ — ЯЗЫК НАУКИ. Язык научного изложения в условиях естественного применения в научной сфере общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Язык науки — – система языковых средств для предоставления и получения профессиональной научной информации и общения на научные темы. Язык науки как стиль европейских языков (большинства из них) во многом представляет собой конгломерат лексики нескольких… … Языковые контакты: краткий словарь

ЯЗЫК НАУКИ — это специфическая знаковая система, служащая материальным выражением полученных результатов научной познавательной деятельности, в качестве которой может выступать как естественный язык (язык непосредственного общения), так и искусственный… … Философия науки и техники: тематический словарь

ЯЗЫК НАУКИ — – специализированный язык, способный выражать, фиксировать и передавать знания, трудно передаваемые посредством естественного языка [89, c. 33] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

язык науки — система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент… … Словарь терминов логики

ЯЗЫК — средство коммуникации, передачи мыслей или чувств. Различают язык как пользование речью от языка (французский язык, немецкий язык) как системы знаков: второе объективное основание первого. Когда мы говорим о языке животных (К. Фриш в 1923 г.… … Философский словарь

ЯЗЫК — любая знаковая система (напр., естественный язык, язык науки, язык жестов, язык кино и т. д.), служащая материальным носителем информации. Любой язык включает в себя алфавит (система исходных знаков), правила образования из исходных знаков более… … Философия науки: Словарь основных терминов

ЯЗЫК СИМВОЛОВ — древний метаязык культур, выражение внутр. красоты и смысла космич. целого. Происхождение многих символов коренится в глубине тысячелетий, в архаичных культурах и древних цивилизациях, органичным элементом к рых они являлись. Символы… … Энциклопедия культурологии

Язык химии — (химический язык) – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, символы химических элементов, номенклатура неорганических и органических веществ (их названия, в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения,… … Википедия

Источник

Видео

Константин Михайлов: "Научное мышление и язык науки"Скачать

Константин Михайлов: "Научное мышление и язык науки"

А 1.2 Что такое наука? - Философия науки для аспирантовСкачать

А 1.2 Что такое наука? - Философия науки для аспирантов

Наука и ислам: Язык науки (Джим Аль-Халили) | Часть 1 из 3Скачать

Наука и ислам: Язык науки (Джим Аль-Халили) | Часть 1 из 3

Открытая лекция «Язык и структура сознания» Болдырева Николая НиколаевичаСкачать

Открытая лекция «Язык и структура сознания» Болдырева Николая Николаевича

А 1.7 Концепции Т. Куна и М. Полани - Философия науки для аспирантовСкачать

А 1.7 Концепции Т. Куна и М. Полани - Философия науки для аспирантов

Устройство и работа мозга — курс Вячеслава Дубынина на ПостНаукеСкачать

Устройство и работа мозга — курс Вячеслава Дубынина на ПостНауке

Дмитрий Казаков: "Как устроен мир. От атомов к ядрам и элементарным частицам."Скачать

Дмитрий Казаков: "Как устроен мир. От атомов к ядрам и элементарным частицам."

Видео 2 4 Структура научного знания эмпирический и теоретический уровни научного исследованияСкачать

Видео 2 4 Структура научного знания   эмпирический и теоретический уровни научного исследования

Язык и сознание. Татьяна ЧерниговскаяСкачать

Язык и сознание. Татьяна Черниговская

Наука как предмет философии науки (Часть I)Скачать

Наука как предмет философии науки (Часть I)
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.