- Текст для сочинения ЕГЭ по рассказу В.Б. Ардова «Суконный язык»
- Урок-исследование в 6-м классе по теме «Изобразительно-выразительная роль причастий»
- Ход урока
- I. Слово учителя.
- II. Работа с прозаическим текстом.
- III. Работа с поэтическим текстом
- IV. Употребление причастий в речи.
- V. Анализ текста В. Ардова «Суконный язык».
- VI. Фразеологизмы, в состав которых входят причастия.
- VII. Работа с картиной А. Герасимова.
- VIII. Подведение итогов.
- IX. Составление синквейна.
- X. Рефлексивно-оценочный этап.
- XI. Домашнее задание:
- Литературный практикум по рассказу «Суконный язык»
- Литературный практикум по рассказу «Суконный язык»
- Суконный язык ардов смысл
- Видео
Текст для сочинения ЕГЭ по рассказу В.Б. Ардова «Суконный язык»
Проблема отношения к языку, речи (Как влияет на речь чрезмерное использование канцелярских конструкций?)
Автор высмеивает чрезмерное употребление канцелярских слов и оборотов, которое приводит к «порче языка»
С товарищем Сугубовым С.К. впервые я встретился, когда поступил на работу в союз потребительских обществ. Сугубов С.К., сладострастно кряхтя, что-то писал в течение четырех часов кряду.
После обеденного перерыва Сугубов поправил на носу пенсне и высокомерно обратился к машинистке:
— Сейчас я вам подиктую. Так. Пишите прописными и в разрядку. «Докладная записка». Так. Теперь с абзаца идет текст.
Голос Сугубова обрел какие-то умиленные нотки, и на лице его вновь появилось давешнее сладострастие. Он диктовал — также кряхтя:
— «Согласно имеющимся распоряжениям запятая указывающим точные нормы запятая долженствующие быть задерживаемыми запятая а также регулирующими взаимоотношения с вышестоящими организациями запятая ставящими себе целью происходящую ныне дезориентацию запятая дезориентирующую дисциплинирующие факторы. »
— Товарищ Сугубов, — робко сказала машинистка, — а когда же будет точка?
— Точки не будет. Пишите. Точка будет завтра, когда я допишу вторую половину этой докладной записки. Пишите: «озабочивающие нас встречающиеся противоборствующие течения запятая представляющие собой. » — Написали? — «. собою устаревающие формы запятая воплощающиеся. »
. Через некоторое время после моего ухода со службы я встретил на бульваре Сугубова:
— Ну, как у вас в потребительском союзе? Все по-прежнему?
— Понятия не имею, — небрежно ответил Сугубов. — Я уже давно там не работаю.
— Неинтересно. Простору нет в работе. Отклика не чувствуешь. Я написал одну докладную записку, другую. Прочитали их разные председатели да заведующие и — под сукно.
На лице Сугубова появилось самолюбивое выражение, умеряемое, впрочем, скромностью артиста. Он сказал:
— Нет, брат. Уж если писать, так писать — для масс. Вот не угодно ли: мое творчество.
И, обернувшись к газону, Сугубов щелкнул пальцами по жестяной доске, прибитой к дереву. На доске черными буквами по зеленому фону было написано:
О ПОВЕДЕНИИ НА БУЛЬВАРАХ И В СКВЕРАХ.
Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся гражданами, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, вводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
Сугубов вслед за мною шепотом читал все объявление, и знакомое мне кряхтение сопровождало его шепот.
Следующая — правда, заочная — моя встреча с Сугубовым произошла через много лет. Я читал специальную газету, посвященную вопросам искусства. На видном месте в газете этой была помещена статья, которая начиналась так:
«Художник, остро чувствующий, осмысливающий и выражающий громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую современность только зажигающими, обобщающими, запоминающимися и волнующими образами, опаляющими, подымающими, украшающими его замысел, облекающий в подкупающие, охватывающие, всепроникающие формы, то остро чувствующееся, осмысливающее и выражающее громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую. »
До точки нельзя было прорваться никак.
— Сугубов! — вскричал я. — Вот кто теперь пишет об искусстве.
И точно: под статьею значилось: «С.К. Сугубов».
Недавно я опять встретил Сугубова. Он шел, неся в руках свернутый трубкою картон. Мы остановились и пожали друг другу руки.
— Где вы теперь? — спросил я.
Вместо ответа Сугубов с треском развернул картон. Это был рекламный плакат с изображением повара, который на плакате был обложен следующим текстом:
«Гражданам, желающим иметь восхищающий и питающий суп, рекомендующийся специально изучающими этот вопрос учеными, считающими, что наш суп № 718/Щ 44, являющийся укрепляющим и облегчающим. » и т.д.
— Рекламу пишете? — спросил я Сугубова.
Он утвердительно кивнул головой и стал рассказывать о своих успехах.
Вскоре мы расстались, но я долго еще думал о том, как много места занимают у нас Сугубов и его сотоварищи по ордену суконного языка и как была бы облегчена жизнь в стране, если вышел бы закон, запрещающий Сугубовым пользоваться своим дарованием где бы то ни было, кроме их частной переписки. Закон, запрещающий, карающий и строго разделяющий.
Урок-исследование в 6-м классе по теме «Изобразительно-выразительная роль причастий»
Обучающая цель:
Развивающая цель:
Воспитательная цель:
Оборудование урока: Карточки с заданиями, словари, художественные тексты К.Г. Паустовского, В. Ардова, И. Соколова-Микитова.
Используемые технические средства: Персональный компьютер; мультимедийный проектор.
План урока:
Ход урока
I. Слово учителя.
– Мы подошли к концу изучения темы « Причастие» и сегодня должны проследить, какую роль играют причастия и причастные обороты в нашей речи.Этот урок особенный, так как вы сегодня не просто ученики, вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте.
Вспомните, изобразительно-выразительные свойства каких частей речи они совмещают?
II. Работа с прозаическим текстом.
Класс разделен на три группы по уровню подготовки.
Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.
Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у оголённых корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие жёлтые листья. Идёшь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.
Задания
2 группа: Выпишите причастные обороты. Какой ритм они создают? Объясните знаки препинания.
3 группа: Замените предложения с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Ответьте на вопрос: как причастия меняют текст?
III. Работа с поэтическим текстом
Меж р..деющих верхуш..к
Пок..залась синева.
Зашумела у опуш..к
(Ярко) ж..лтая л..ства.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся суч..к,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыж..к.
Стала ель в лесу заметней
Береж..т густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.
Задания
1 группа: Озаглавьте текст. Спишите, вставив пропущенные буквы. Подчеркните причастия.
2 группа: Определите стиль и тип речи. Спишите, вставив пропущенные буквы, подчеркните причастия.
3 группа: Спишите, вставив пропущенные буквы, подчеркните причастия. Докажите, что использование в тексте причастий придает ему динамику и образность.
IV. Употребление причастий в речи.
– Внимательно прочитайте высказывание М.В. Ломоносова.
«Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов»
– О чем говорится в высказывании?
Всегда ли уместно употребление причастий?
V. Анализ текста В. Ардова «Суконный язык».
– Прочитайте фрагмент из фельетона Ардова «Суконный язык»
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а так же толкающиеся, пристывающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
– Что значит слово «суконный»?
Определите значение слова по Толковому словарю.
– Суконный язык – это невыразительная, бедная, неграмотная речь.
– При помощи чего создаётся сатирический эффект?
VI. Фразеологизмы, в состав которых входят причастия.
– Для какого стиля речи характерно употребление фразеологизмов?
Обоснуйте свою точку зрения.
Задания
1 группа: Назовите фразеологизм по его толкованию:
2 группа: К данным фразеологизмам подберите фразеологизм-синоним.
3 группа: С данными фразеологическими оборотами придумайте и запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.
Как заведённая машина, как в воду опущенный, как вкопанный, как ужаленный, как выжатый лимон
VII. Работа с картиной А. Герасимова.
– Рассмотрите репродукцию картины А.Герасимова « После дождя».
– Что изображено на картине?
Задания
1 группа: Составьте и запишите словосочетания по картине А. Герасимова, используя причастия. (например: блестящую от дождя, упавшие лепестки, покрыт блеском)
2 группа: Составьте и запишите 5-6 предложений с причастными оборотами по картине А. Герасимова «После дождя»
3 группа: Напишите сочинение-миниатюру по картине А. Герасимова.
VIII. Подведение итогов.
Учитель: В результате исследований мы пришли к выводу, что употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики. Мы выяснили, что причастия изменяют текст, вносят в него дополнительные сообщения, придают динамику и образность, яркость описания. Причастные обороты создают мелодичность и особый ритм.
Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками не только художественного, но и научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, чётко и точно.
IX. Составление синквейна.
Причастие
Образное, красочное
Описывает, выражает, воздействует
Делает художественный текст образным
Выразительность
X. Рефлексивно-оценочный этап.
XI. Домашнее задание:
1 группа: Рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать словосочетания, используя причастия. Выполнить разбор словосочетаний.
2 группа: Рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать 7-8 предложений с причастными оборотами.
3 группа: Написать искусствоведческое эссе по картине В.М. Васнецова «Алёнушка», используя причастия.
Литературный практикум по рассказу «Суконный язык»
Виктор Ефимович Ардов (1900-1976) Русский советский писатель-сатирик, драматург, сценарист, карикатурист. Родился в 1900 году в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам.
Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец», писал комедии, монологи для эстрадных артистов. С 1927 года заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в армейской печати, награждён орденом Красной звезды. Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам, теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам». Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме №17 на. Большой Ордынке.
В их числе И А. Бродский, АМ. Солженицын, М. М. Зощенко, БЛ.
Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г.
Раневская и другие. Особенно близка с семьёй Ардовых была А. А. Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934-1966 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой. Умер в Москве в 1976 году.
Текст 2 С товарищем Сугубовым С. К. впервые я встретился, когда поступил на работу в союз потребительских обществ.
Сугубов С. К., сладострастно кряхтя, что-то писал в течение четырех часов кряду. После обеденного перерыва Сугубов поправил на носу пенсне и высокомерно обратился к машинистке: — Сейчас я вам подиктую. Так. Пишите прописными и в разряд Ку.
«Докладная записка». Так. Теперь с абзаца идет текст.
Голос Сугубова обрел какие-то умиленные нотки, и на лице его вновь появилось давешнее сладострастие. Он диктовал — также кряхтя: — «Согласно имеющимся распоряжениям запятая указывающим точные нормы запятая долженствующие быть задерживаемыми запятая а также регулирующими взаимоотношения с вышестоящими организациями запятая ставящими себе целью происходящую ныне дезориентацию запятая дезориентирующую дисциплинирующие факторы. » — Товарищ Сугубов, — робко сказала машинистка, — а когда же будет точка? — Точки не будет.
— Понятия не имею, — небрежно ответил Сугубов. — Я уже давно там не работаю. — Что так?
— Неинтересно. Простору нет в работе.
Отклика не чувствуешь. Я написал одну докладную записку, другую. Прочитали их разные председатели да заведующие и — под сукно.
На лице Сугубова появилось самолюбивое выражение, умеряемое, впрочем, скромностью артиста. Он сказал: — Нет, брат. Уж если писать, так писать — для масс. Вот не угод Но ли: мое творчество. И, обернувшись к газону, Сугубов щелкнул пальцами по жестяной доске, прибитой к дереву. На доске черными буквами по зеленому фону было написано: О ПОВЕДЕНИИ НА БУЛЬВАРАХ И В СКВЕРАХ.
Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся гражданами, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, вводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. Сугубов вслед за мною шепотом читал все объявление, и знакомое мне кряхтение сопровождало его шепот.
Следующая — правда, заочная — моя встреча с Сугубовым произошла через много лет. Я читал специальную газету, посвященную вопросам искусства. На видном месте в газете этой была помещена статья, которая начиналась так: «Художник, остро чувствующий, осмысливающий и выражающий громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую современность только зажигающими, обобщающими, запоминающимися и волнующими образами, опаляющими, подымающими, украшающими его замысел, облекающий в подкупающие, охватывающие, всепроникающие формы, то остро чувствующееся, осмысливающее и выражающее громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую. » До точки нельзя было прорваться никак.
— Сугубов! — вскричал я. — Вот кто теперь пишет об искусстве. И точно: под статьею значилось: «К.
С. Сугубов». Недавно я опять встретил Сугубова. Он шел, неся в руках свернутый трубкою картон. Мы остановились и пожали друг другу руки. — Где вы теперь?
— спросил я. Вместо ответа Сугубов с треском развернул картон. Это был рекламный плакат с изображением повара, который на плакате был обложен следующим текстом: «Гражданам, желающим иметь восхищающий и питающий суп, рекомендующийся специально изучающими этот вопрос учеными, считающими, что наш суп № 718/Щ 44, являющийся укрепляющим и облегчающим. » и т. д.
— Рекламу пишете? — спросил я Сугубова.
Он утвердительно кивнул головой и стал рассказывать о своих успехах. Вскоре мы расстались, но я долго еще думал о том, как много места занимают у нас Сугубов и его сотоварищи по ордену суконного языка и как была бы облегчена жизнь в стране, если вышел бы закон, запрещающий Сугубовым пользоваться своим дарованием где бы то ни было, кроме их частной переписки. Закон, запрещающий, карающий и строго разделяющий. Тьфу, черт.
(По рассказу «Суконный язык») 1936 1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте, 2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем. 3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем.
4. Запишите названия произведений (и имена их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для подтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.
Литературный практикум по рассказу «Суконный язык»
Виктор Ефимович Ардов
Русский советский писатель-сатирик, драматург, сценарист, карикатурист.
Родился в 1900 году в Воронеже в семье инженера-железнодорожника, В 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве. Работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова. С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец», писал комедии, монологи для эстрадных артистов. С 1927 года заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в армейской печати, награждён орденом Красной звезды.
Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам, теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам».
Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме №17 на. Большой Ордынке. В их числе И А. Бродский, АМ. Солженицын, М. М. Зощенко, БЛ. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г.Раневская и другие. Особенно близка с семьёй Ардовых была А. А. Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934-1966 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой.
Умер в Москве в 1976 году.
С товарищем Сугубовым С. К. впервые я встретился, когда поступил на работу в союз потребительских обществ. Сугубов С. К., сладострастно кряхтя, что-то писал в течение четырех часов кряду.
После обеденного перерыва Сугубов поправил на носу пенсне и высокомерно обратился к машинистке:
— Сейчас я вам подиктую. Так. Пишите прописными и в разряд
Ку. «Докладная записка». Так. Теперь с абзаца идет текст.
Голос Сугубова обрел какие-то умиленные нотки, и на лице его вновь появилось давешнее сладострастие. Он диктовал — также кряхтя:
— «Согласно имеющимся распоряжениям запятая указывающим точные нормы запятая долженствующие быть задерживаемыми запятая а также регулирующими взаимоотношения с вышестоящими организациями запятая ставящими себе целью происходящую ныне дезориентацию запятая дезориентирующую дисциплинирующие факторы. »
— Товарищ Сугубов, — робко сказала машинистка, — а когда же будет точка?
— Точки не будет. Пишите. Точка будет завтра, когда я допишу вторую половину этой докладной записки. Пишите: «озабочивающие нас встречающиеся противоборствующие течения запятая представляющие собой. » — Написали? — «. собою устаревающие формы запятая воплощающиеся. »
. Через некоторое время после моего ухода со службы я встретил на бульваре Сугубова:
— Ну, как у вас в потребительском союзе? Все по-прежнему?
— Понятия не имею, — небрежно ответил Сугубов. — Я уже давно там не работаю.
— Неинтересно. Простору нет в работе. Отклика не чувствуешь. Я написал одну докладную записку, другую. Прочитали их разные председатели да заведующие и — под сукно.
На лице Сугубова появилось самолюбивое выражение, умеряемое, впрочем, скромностью артиста. Он сказал:
— Нет, брат. Уж если писать, так писать — для масс. Вот не угод
Но ли: мое творчество.
И, обернувшись к газону, Сугубов щелкнул пальцами по жестяной доске, прибитой к дереву. На доске черными буквами по зеленому фону было написано:
О ПОВЕДЕНИИ НА БУЛЬВАРАХ И В СКВЕРАХ.
Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся гражданами, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, вводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. Сугубов вслед за мною шепотом читал все объявление, и знакомое мне кряхтение сопровождало его шепот.
Следующая — правда, заочная — моя встреча с Сугубовым произошла через много лет. Я читал специальную газету, посвященную вопросам искусства. На видном месте в газете этой была помещена статья, которая начиналась так:
«Художник, остро чувствующий, осмысливающий и выражающий громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую современность только зажигающими, обобщающими, запоминающимися и волнующими образами, опаляющими, подымающими, украшающими его замысел, облекающий в подкупающие, охватывающие, всепроникающие формы, то остро чувствующееся, осмысливающее и выражающее громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую. »
До точки нельзя было прорваться никак.
— Сугубов! — вскричал я. — Вот кто теперь пишет об искусстве.
И точно: под статьею значилось: «К. С. Сугубов».
Недавно я опять встретил Сугубова. Он шел, неся в руках свернутый трубкою картон. Мы остановились и пожали друг другу руки.
— Где вы теперь? — спросил я.
Вместо ответа Сугубов с треском развернул картон. Это был рекламный плакат с изображением повара, который на плакате был обложен следующим текстом:
«Гражданам, желающим иметь восхищающий и питающий суп, рекомендующийся специально изучающими этот вопрос учеными, считающими, что наш суп № 718/Щ 44, являющийся укрепляющим и облегчающим. » и т. д.
— Рекламу пишете? — спросил я Сугубова.
Он утвердительно кивнул головой и стал рассказывать о своих успехах.
Вскоре мы расстались, но я долго еще думал о том, как много места занимают у нас Сугубов и его сотоварищи по ордену суконного языка и как была бы облегчена жизнь в стране, если вышел бы закон, запрещающий Сугубовым пользоваться своим дарованием где бы то ни было, кроме их частной переписки. Закон, запрещающий, карающий и строго разделяющий.
(По рассказу «Суконный язык»)
1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте,
2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем.
3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем.
4. Запишите названия произведений (и имена их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для подтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.
Суконный язык ардов смысл
ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО
Эта книга расскажет много интересного о «великом и могучем» русском языке и поможет вам, мои юные читатели, повысить свою речевую культуру и грамотность.
Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?
Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.
Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь — это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме — нормам орфографии и пунктуации.
Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?
Напрасно пытаться ответить на этот вопрос однозначно, дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не «прижившийся» образец употребления), норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Сравните сочетания слов много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая, в которых формы на -у/-ю свойственны прежнему употреблению, а формы на -а/-я — современному. Другой пример: произношение суффикса -ся в возвратных формах глагола: с твёрдым [с] — прежняя форма, с мягким [с’] — теперешняя. В обоих случаях старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор. (В этом случае перед нами хронологические варианты нормы, т.е. нормы в их временной последовательности.)
Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции, от конкретных условий его использования (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива) возникают особые разновидности — стили. Каждый стиль характеризуется своими признаками: преимущественным использованием определённых лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.д. Среди стилей выделяются две большие группы:
1) книжные стили (чаще в письменной форме);
2) разговорный стиль (чаще в устной форме).
Каждая группа стилей обычно располагает своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа догово́ры — договора́, сле́сари — слесаря́, из которых одни (с окончанием -ы/-и) являются книжными, а другие (с окончанием -а́/-я́) — разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием -е) — книжные, а формы в отпуску́, в цеху́ (с окончанием -у́) — разговорные.
Таким образом, наряду со старыми и новыми вариантами нормы сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей — книжные и разговорные. И надо заметить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые — с разговорными.
Наличие вариантов нормы, т.е. двояких форм для выражения одного и того же языкового явления, обогащает язык, позволяет нам более точно передать мысль, оформить высказывание. Но при этом выбор варианта в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Охарактеризуем десять основных признаков хорошей, точной речи и напомним, что говорили о необходимости уметь точно и лаконично передать мысль русские писатели.
Правильность речи — это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. Писарев).
Точность речи — это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла» (К. Федин).
Ясность речи — это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).
Логичность речи — это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Чернышевский).
Простота речи — это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).
Богатство речи — это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).
Сжатость речи — это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чём говорит» (М. Горький).
Чистота речи — это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский).
Живость речи — это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н. Толстой).
Благозвучие речи — это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А. Чехов).
К сожалению, нередко в письменной и особенно устной речи людей любого возраста встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Пролистаем письменные работы старшеклассников и абитуриентов, т.е. лиц, поступающих в вузы. Наверняка многие цитаты из сочинений вызовут у вас улыбку.
«Салтыков-Щедрин изобразил тяжёлое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров — молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин — лучшие представители „тёмного царства“». (Авторы приведённых курьёзов не точно знают значения слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.)
«Сатин первый раскусывает Луку»; «Манилов умеет только трепать языком». (Ошибочно употреблены просторечные слова.)
Видео
Михаил Задорнов Тайны славянских языковСкачать
ПРОРОЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ИНЫХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ. Александр и Ольга Мунтеану.Скачать
Вишнёвый сезон 36 серияСкачать
Сакральный смысл хороводов Руси☀️ОЧЕНЬ ДУШЕВНЫЙ ФИЛЬМ 🎬 ПОЛНАЯ ВЕРСИЯСкачать
ЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ ПРОИЗОШЛИ ОТ РУССКОГО. ГРЕЧЕСКИЙ И САНСКРИТ ЭТО СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК. ЛИНГВИСТЫ В ШОКЕ.Скачать
Рвань сумОсшедшая! Русский царь говорит на украинском языке - Приколы ДО СЛЕЗ Лига Смеха ЛУЧШЕЕСкачать