Свистящие буквы в русском языке + видео обзор

Свистящие с-сь, з-зь и шипящие ш, ж, ч, щ

К работе над свистящими и шипящими согласными звуками отнеситесь очень серьезно. Наибольшее число недостатков речи связано с произношением именно этих звуков, причем значительная часть дефектов носит диалектный характер и поддается исправлению.

230. Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

Произнесите поочередно несколько раз подряд: с-з, с-з. следя за различием в звучании глухого и звонкого звуков. Затем тщательно проработайте все слоговые упражнения, которые приводятся ниже.

Артикуляция звуков с-з требует, чтобы кончик языка касался нижних передних зубов. При неправильной артикуляции кончик языка лежит чуть-чуть выше. Звук а в начале звукосочетаний в словах са и за, ся и зя (как в сочетаниях с твердыми, так и в сочетаниях с мягкими согласными) помогает точнее направить язык к нижним передним зубам, так как при произнесении этого звука язык находится у нижних передних зубов.

После слоговых упражнений со звуками с, з отработайте слова, в которых тренируемый звук повторяется в сочетании с одним и тем же гласным. Произнося слова, внимательно слушайте себя и следите за артикуляцией речевых органов. В первое время рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом. Напоминаем: зубы при произнесении твердых и мягких с, з в сочетании с гласными и, э, а, ы обнажены.

Необходимо уделить внимание двойным согласным с-з, твердым и мягким, на стыке слов и в словах с приставками из-, ис-, рас-, раз-, бес-, без-, вое-: иззябший, иссеченный, бессмертник, безземелье, раззеваться, восседать, вырвать из сердца [иссердца], прыгнуть через забор [череззабор], жить без забот [беззабот], пройти через сад [черессад].

234. 1. Произнесите данные слова и фразы и сопоставьте произношение в словах одинарных звуков с и з с произношением двойных согласных.

(Звук с переходит в з на основании закона уподобления.)

235. 2. Потренируйтесь в произнесении слов, в которых согласные с и з смягчаются в результате действия закона смягчения согласных.

Произнося эти слова, следите, чтобы звуки с и з были мягкими.

Произнося слова вслух, внимательно слушайте себя и следите за артикуляцией согласных и гласных звуков.

Сделайте логический разбор пословиц и стихотворных текстов. Выпишите из пословиц, скороговорок, фрагментов стихотворений слова, в которых звуки с и з смягчаются от стоящего рядом мягкого согласного (ассимиляция по мягкости). Произнесите вслух все выписанные слова, соблюдая изученные вами правила произношения согласных звуков и безударных гласных. Прочтите все тексты вслух.

Не все то золото, что блестит.

Где сосна не стоит, а своему бору шумит.

Сачок зацепился за сучок.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок,

Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Идем по жнивью, не спеша,

С тобою, друг мой скромный,

Как в сельской церкви темной.

И когда я лег вздремнуть,

Ты пришла меня разуть,

Старика в гнездо родимое

Стань зычным, слово!

Стань колоколом, слово!

Через тридцать лет долой

Я вернулся и слепой

Уж застал тебя старушкою,

238. Согласные звуки ш-ж. Э ти звуки переднеязычные, щелевые. Звук ш — глухой, ж — звонкий. Ш и ж всегда твердые, за редким исключением. При артикуляции ш-ж, губы чуть выдвинуты вперед, кончик языка находится за альвеолами верхних зубов и приближается к твердому нёбу. Струя выдыхаемого воздуха проходит в щель, которую образуют язык и твердое нёбо. При произнесении звонкого ж голосовые связки сомкнуты и вибрируют. При произнесении ш, ж нёбная занавеска поднята.

239. Для усвоения различия между звонким и глухим звуками произнесите их несколько раз подряд поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж.

Порою встречается смягченное произношение ш и ж. Чаще всего оно проявляется в словах, в которых после ш и ж пишутся и и е: житель, жизнь, ширма, шесть, шест и др.

Источник

§ 68. Шипящие и свистящие согласные.

Звуки ж, ш, щ, ч напоминают на слух шипение, поэтому они называются шипящими. Звуки з, с, ц называются свистящими.

§ 69. Таблица согласных звуков.

Изложенные выше сведения об образовании согласных звуков можно представить в виде таблицы.

Упражнение 66.Устно ответьте на данные вопросы.

I) На какие группы делятся согласные звуки по работе губ и языка? По способу образования? 2) Какие согласные звуки называются звонкими и какие – глухими? Какие звуки называются сонорными? 3) В чём сходство и в чём различие звуковб – м, д – н,б–п, в– ф, г– х, ш– ш’, м– н?4) Когда звонкие согласные оглушаются? Что происходит со звуками з, с, г, д,когда они оказываются перед шипящими, например:сшиб, сжал, отчистил?Почему школьники делают ошибки в выделенных буквах:низкий, просьба, редкий, молотьба, близко: сделать, сдобный, сгореть, сбросить, сжать?

67.Прочтите; укажите согласные звуки и охарактеризуйте их (по работе губ или языка; по способу образования; по участию голоса, по участию носовой полости).

Мы идём, идём – Да послушаем,

Остановимся, Как шумят, бегут

На леса, луга Воды вешние,

Полюбуемся. Как поёт-звенит

68.Из перечисленных ниже слов и форм слов составьте пары, которые различались бы согласными, соотносительными по звонкости-глухости или твёрдости-мягкости.

Удар, дом, злой, жить, ударь, дело, забор, горка, шить, том, пить, слой, корка, запор, бить, тело.

Свистящие буквы в русском языке

69.Прочтите; укажите, в каких словах есть звук j,как он изображен на письме.

1) Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях.

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье тёмном, и пахло гнилью.

И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я. к ранам груди и. захлебнулся б моей он кровью! О, счастье битвы!» (М. Г.)

2) Руслан подъемлет смутный взор и видит: прямо над главою с подъятой, страшной булавою летает карла Черномор. (П.)

70.Прочтите; укажите долгие согласные и расскажите, как они изображены на письме.

1) Солнце жжёт немилосердно. 2) Жук жужжал. 3) Синицы и щеглы усыпали кусты можжевельника. 4) Ямщик привстал, натянул вожжи, свистнул, и лошади понеслись к лесу. 5) Рожь уже сжата. 6) Беззвучно пролетела над нами ночная птица. 7) Товарищ быстро разжёг костёр. 8) Наступили длинные осенние сумерки.

71.Измените данные слова так, чтобы звуки, обозначенные выделенными буквами, оглушились или озвончились.

§ 70. Обозначение мягкости согласных на письме.

Мягкость согласных (кроме всегда мягких ч, щ) на письме обозначается по-разному, а в некоторых случаях совсем не обозначается.

Примечание. После шипящих, стоящих на конце слова, буква ь ставится не для обозначения мягкости, а для обозначения той или иной формы, например

3) стричь [ ч ] – глагол в неопределенной форме.

2. Мягкость согласного, стоящего внутри слова перед согласным, на письме обозначается по-разному, а иногда и совсем не обозначается.

Примечание. Для обозначения формы слова ь ставится и между двумя мягкими согласными; например, в глаголах повелительного наклонения (приготовьте, сядьте) и при склонении некоторых существительных и числительных (детьми, людьми, четырьмя, восьми).

3) Буква ьобязательно ставится после мягкого согласного, за которым следует твёрдый согласный, например:письмо, молотьба, борьба, возьму.Если при изменении слова этот твёрдый согласный смягчается, то букваьвсё-таки остаётся, например:в письме, в молотьбе, в борьбе, возьми.Это можно выразить следующим правилом: между мягкими согласными буква ь пишется в том случае, если при изменении слова второй согласный звук становится твёрдым, а первый остаётся мягким(возьми – возьму, Кузьмич – Кузьма).

Примечание. После шипящих, стоящих в середине слова, буква ь ставится или для обозначения формы, или в качестве разделительного знака, например: 1) назначьте, ешьте (глаголы повелит, накл.); умываешься (глагол 2-го л. ед. ч.); остричься (глагол неопред, формы); 2) ночью (в качестве разделительного знака). В остальных случаях после шипящих в середине слова буква ь не ставится, например: почта, вычту, учти, ночка, печной.

4. В письменной речи сочетания твёрдых и мягких шипящих и ц с гласными изображаются не так, как сочетания других согласных с гласными.

1) После ж, ш, ч, щникогда не пишутся буквы ы, я, ю,а пишутся буквы и, а, у.

2) После цбукваыпишется в следующих случаях:

а) в окончаниях существительных, например: прилетели птицы, нет курицы;

б) в окончаниях прилагательных, например: куцый, бледнолицый;

2) После шипящих под ударением, когда слышится о,пишется то о,то ё (е),например:шов – шёлк, саранчой – влечёт.Правила об употреблении букв ои ё(е)после шипящих будут даны в даль-шейшем в различных разделах курса.

Примечания. 1. Правописание некоторых иноязычных слов отступает от правил, данных в этом параграфе, например: брошюра, парашют, жюри.

2. Так как звук ц всегда твёрдый, то, естественно, после буквы ц не бывает букв ю и я, за исключением немногих иноязычных слов, в том числе иностранных собственных имён: Цюрих, Цявловский и под.

3. Употребление буквы и после ж, ш объясняется тем, что раньше звуки ж, ш были мягкими.

Источник

Свистящие и шипящие звуки: постановка и автоматизация
презентация по логопедии

Свистящие буквы в русском языке

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков, приёмы их постановки. Автоматизация этих звуков на примере альбомов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Свистящие и шипящие звуки: постановка и автоматизация

Этапы работы над любым звуком подготовительный этап постановка звука его автоматизация в слогах, словах, фразах, предложениях и рассказе дифференциация с заменяемым или смешиваемым звуком

Подготовительный этап Развитие фонематического слуха введение эмоционального образа звука материализация его в виде картинки разбор артикуляционных характеристик звука разбор фонетических характеристик звука Формирование правильного уклада артикуляционных органов с помощью комплекса артикуляционной гимнастики для нижнего уклада : удержание кончика языка за нижними зубками сопротивление кончика языка расслабление спинки языка поднимание и опускание спинки языка выработку длительной, плавной воздушной струи

Способы постановки звуков подражание механическая помощь (используются специальные логопедические зонды) смешанный (подражание + механическая помощь) обходной (с опорой на сохранные или уже исправленные звуки)

Комплекс упражнений для шипящих звуков «Накажем непослушный язычок» «Блинчик» «Остудим блинчик» «Вкусное варенье» Воображаемое варенье слизывается язычком с верхней губы вертикально ориентированными движениями. То есть язык двигается сверху вниз и в рот, а не вдоль губы. Рот при этом приоткрыт, губы сомкнуты вокруг языка. «Чашечка» Исходное положение – «блинчик», рот округло приоткрыт (челюсть опущена, губы образуют букву О). Язычок следует оторвать от нижнего неба, приподнять его боковые края и удерживать в таком положении 10 секунд. Можно представить, что язычок – это сосуд с водой, которую нельзя расплескать. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Комплекс упражнений для шипящих звуков «Качели» Рот открыт, губы в полуулыбке, зубы видны. Язычок расслаблен, лежит на нижнем небе, упираясь кончиком в тыльную сторону нижних зубов. Каждые пять секунд язык меняет положение, упираясь кончиком в верхние зубы и обратно. Челюсть и губы остаются при этом полностью неподвижными. «Почистим верхние зубки» Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней (внешней) стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. «Ириска» Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Постановка свистящих звуков Механический способ 1. При межзубном сигматизме ребенку предлагается широкий кончик языка опустить за нижние зубы и «пустить» длинный легкий ветерок. Если звук [ с ] произноситься недостаточно четко, то специальным зондом или кончиком шпателя нажать на кончик языка, несколько опустив его за нижние резцы. 2. При губно-зубном сигматизме произносить звук [ с ] при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов. Если ребенок не может воспроизвести это положение органов артикуляции сам, то логопед придерживает нижнюю губу ребенка, обнажая резцы. 3. При боковом сигматизме добиваются правильно звучания [ с ] при межзубном положении языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы.

Постановка шипящих звуков Механический способ Ребенок произносит несколько раз звук [ с ] и логопед вводит под язык шпатель (зонд). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего звука [ ш ]. 1. При межзубном сигматизме ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. 2. При губно-зубном сигматизме ставят [ ш ] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с]. 3. При боковом сигматизме используется механическая помощь (зонд, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад – к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).

Постановка шипящих звуков Механический способ 6. При устранении носового сигматизма вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ ш ] при носовом и ротовом произношении, сначала отрабатывается звук [с], затем механическим путем ставится [ ш ]. 7. Щечное и нижнее произношения устраняются механическим и смешанным путем. Для произнесения звука [ ж ] логопед предлагает ребенку во время произнесения звука [ ш ] включить голос. Нужно помнить. Ставя любой звук, не следует называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Источник

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ [С, 3, Ц] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ

Произношениезвука [с]:Губы вытянуты в улыбку, зубы сближе­ны в форме нормального прикуса. Боковые края языка прижаты к ко­ренным зубам. По средней линии языка образуется желобок, по кото­рому, как в свисток, идет воздушная струя. Кончик языка может упи­раться как в нижние, так и в верхние резцы. Струя воздуха четко подается в самые зубы (рис. 12, 13). Звук [с]должен звучать тонким свистом, если к свисту прибавляется некий более грубый шум, значит, звук произносится неправильно.

Звук [з] произноситсятак же, только добавляется звук голоса.

Звук [ц]<рис. 14, 15) образуется в результате быстрого последова­тельного произнесения звуков [т]и [с] ([тс]).

Свистящие буквы в русском языке

Свистящие буквы в русском языке

3. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько
слева или справа, воздух обтекает преграду с одного из боков.
Слышится ровный, но грубый, с шипящим оттенком свист. Губы
могут быть в асимметричной улыбке. Способы постановки — III,
VII.

Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, под­ставив ко рту ребенка ладонь, на ней вы почувствуете, из какого угла рта выходит воздух.

• Свистящие звуки могут заменяться на правильные или дефект­
ные шипящие: [с]— на [ш](иногда несколько смягченный [ш]),
([з]
и [ц]— на [ж]и [тш].Способы постановки — I, И, III, IV, VII.

• Звук [с] может заменяться полноценным или искаженным (напо­
минающим [щ]) мягким звуком [с’] ([з] — [з’], [ц] — [т’с’]). Спосо­
бы постановки — I, II, III, IV, VII.

• Произношение мягких звуков [с’] и [з’] может нарушаться таким
же образом, как и произношение их твердых пар, но может оста­
ваться и правильным.

Слова для проверки произношения свистящих звуков:

[с] — сад, сон, усы, оса, паста, басма, самса, клипсы, икс, лис [с’] — сено, осина, осень, овсянка, кисть (произносится кис’ть). моська, пенсия

[з] — завод, зуд, коза, Лиза, гильза, азбука, вздох, клизма, узник

[з’] — Зина, зяблик, физика. Азия, вензель, Пльзень

[ц] — цапля, циновка, птица, пальцы, унция, акцент, ацтек, опция

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш, Ж]

Произношение звука [ш]: Зубы сближены, верхние резцы нахо­дятся прямо над нижними, губы округлены и выдвинуты вперед. Язык своими боками прижат к верхним коренным зубам. Расширенный, сплю­щенный кончик языка прикасается чуть спереди к альвеолам, средняя часть языка прогибается вниз, то есть язык имеет форму «ковша». Воздушная струя проходит между кончиком языка и альвеолами. Если кончик языка будет прикасаться к самой макушке альвеол, звук будет жестковатым (рис. 16).

Свистящие буквы в русском языке

Звонкий [ж]образуется так же, только добавляется звук голоса. Произношение звука [ж]не должно быть слишком жестким, а чуть-чуть смягченным, так, чтобы звук звучал приятно на слух, густо и бархатно. Если слышится жесткое произношение — значит, язык, ско­рее всего, находится слишком глубоко во рту. То же самое относится к звуку [ш].Он должен мягко «шуршать» и иметь чуть заметный свистя­щий оттенок, а не произноситься глухо и жестко.

При произнесении звонкого звука [ж]дефектное произношение за­метнее, поэтому шипящие часто бывает удобнее проверять по звуку [ж].

Виды неправильного произношения звуков [ш, ж]:

• Язык может быть отодвинут в глубь рта и не участвовать в произ­
ношении. Тогда воздух с шумом проходит между сжатыми зуба­
ми (и резцами, и коренными). Способ постановки — любой.

• Иногда в подобном произношении, так или иначе, участвуют губы.
Они могут прижиматься к передним зубам, тогда возникает до­
полнительный призвук звука [ф](или [в]при произнесении звука
[ж]).Способ постановки — любой.

• Губы могут быть выставлены вперед, в этом случае возможны 2 ва­
рианта произношения:

1. Воздух может «бить» в обе щеки (иногда сильнее в одну), так,
что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются.
Впрочем, легкий «удар» воздуха в щеки можно почувствовать и
при обычном произнесении, если прислонить к ним ладони. Звук
получается неряшливый, «хлюпающий». Способ постановки —
любой.

Свистящие буквы в русском языке

2. Пытаясь улучшить произношение, ребенок может прижимать
щеки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Зву­
ки [ш, ж] тогда похожи на нормально произносимые. Это достига­
ется, в том числе за счет излишне вытянутых вперед губ. Попро­
сите ребенка показать, где у него находится язык. Способ поста­
новки — любой.

• Кончик языка может быть прижат за нижними зубами, а спин­
ка— выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между
самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче,
чем нужно. При этом нижняя губа (а иногда и нижняя челюсть)
выдается вперед сильнее верхней. Способ постановки — любой.
Некоторые дети очень хорошо «подделывают» в таком положе­
нии правильное произношение шипящих звуков, так что отли­
чить их от «настоящих» бывает сложно. Нужно проверить про­
изношение звуков в стечениях согласных и посмотреть, где на­
ходится язык.

• Звуки могут произноситься «боковым» образом. Воздушная струя
со «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными

зубами. Ладонью можно почувствовать движение воздуха у одно­го из углов рта. Губы могут занимать асимметричное положение. Способы постановки — I, III, IV.

• Задняя часть языка может подниматься к твердому нёбу, тогда
воздух проходит по создавшейся там щели. Звук [ш] звучит как
неотчетливый шипящий звук в то же время напоминающий [х].
Звук [ж] напоминает южнорусский или украинский звук [г]). В
редких случаях шипящие могут полностью заменяться на эти зву­
ки. Способы постановки — I, III, V, VI.

• Кончик языка может находиться за альвеолами. Звуки звучат
почти правильно. При этом губы ребенка бывают слишком широ­
ко открыты (видны и верхние и нижние зубы чуть ли не вместе с
деснами). Зубы также могут быть приоткрыты. Нужно попросить
ребенка показать, где у него находится язык. Способы постанов­
ки — I, III, IV, V.

• Язык может быть прижат или приближен к передним зубам. Та­
кое положение языка легко увидеть. Звуки звучат смягченно и
небрежно. Способ постановки — любой.

• Шипящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные
свистящие звуки ([ш] на [с], [ж] на [з]). Способы постановки — I,
III, V, VI.

Слова для проверки произношения звуков [ш] и [ж]: [ш] — шум, шаг, мыши, уши, каштан, кашне, мундштук, кашпо, пунш, душ

[ж] — жадина, жук, кожа, наждак, пижма, отжим, Фиджи, жаж­да, пиджак

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Щ, Ч]

Произношение звука [щ]: Органы речи расположены так же, как и при произнесении звука [ш], только спинка языка дополнительно приподнята и приближена к нёбу (рис. 17).

Звук [ч] складывается из слитно произнесенных звуков — мягко­го [т’] и [щ] ([т’щ]) <рис. 18).

Виды неправильного произношения звуков [ч, щ]:

• Язык может быть у нижних зубов. При произнесении звука [ч]
появляется призвук мягкого [т’], при произнесении [щ] — при­
звук мягкого [с’]. Способы постановки: для звука [ч] — любой,
для [щ] — I, III.

• С помощью сильно вытянутых губ ребенку удается улучшить про­
изношение, тогда звуки звучат почти нормально, только чересчур
жестко и отрывисто, с нажимом. Способ постановки для обоих
звуков — любой.

• Звуки могут иметь боковое произношение. Оно сопровождается
«хлюпающим» неблагозвучным оттенком и возможной асиммет­
рией губ. Воздушную струю можно почувствовать ладонью у од­
ного из углов рта. Способы постановки: для звука [ч] — любой,
для [щ] — I, III.

• Кончик языка может быть отодвинут глубоко в рот. Речевой вы­
дох при этом сильно нарушен. Звук [ч] имеет оттенок звука [к’]
мягкого, звук [щ] — оттенок звука [х’] мягкого. Редко встречает­
ся полная замена этих звуков на заднеязычные. Способ постанов­
ки для обоих звуков — любой.

• Язык может быть за альвеолами. Звуки [ч, щ] звучат очень жест­
ко и твердо. Может появляться придыхательный призвук. Губы
напряжены. Речевой выдох сильно нарушен. Способы постанов­
ки: для звука [ч] — любой, для [щ] — I, III.

• Язык может упираться в передние зубы или приближаться к ним.
Такое положение языка легко увидеть. Звуки получаются смяг­
ченными со свистящим оттенком. Способ постановки для обоих
звуков — любой.

• Звук [щ] может произноситься как сочетание [шч]. Способ поста­
новки — любой.

Слова для проверки произношения звуков [ч, щ]:

[ч] — чай, чуб, качели, бочонок, овчина, кочка, Камчатка, кон­чина, печь, ночь

Источник

Видео

Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц

Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц

Работа над шипяще-свистящими. Ставим звук С.

Работа над шипяще-свистящими. Ставим звук С.

Постановка свистящих звуков у взрослых

Постановка свистящих звуков у взрослых

10 лучших скороговорок на свистящие. Звуки с,з,ч,ш. Улучшаем произношение и дикцию!

10 лучших скороговорок на свистящие.  Звуки с,з,ч,ш. Улучшаем произношение и дикцию!

СВИСТЯЩИЕ БУКВЫ

СВИСТЯЩИЕ БУКВЫ

Русский язык (2 класс): шипящие и свистящие согласные

Русский язык (2 класс): шипящие и свистящие согласные

ПОСТАНОВКА ЗВУКА С - ЛЕГКО!

ПОСТАНОВКА ЗВУКА С - ЛЕГКО!

Свистящие звуки.

Свистящие звуки.

Постановка звуков С, З, Ц

Постановка звуков С, З, Ц

Артикуляционная гимнастика свистящих звуков (с, з, ц)

Артикуляционная гимнастика свистящих звуков (с, з, ц)
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.