Своеобразие языка в реализме + видео обзор

Литература и язык — реализм

Своеобразие языка в реализме Своеобразие языка в реализме Своеобразие языка в реализме Своеобразие языка в реализме

Представители

У истоков реализма в русской литературе стоят И. А. Крылов со своими многочисленными баснями и А. С. Грибоедов со своей комедией «Горе от ума».

А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь – яркие представители реализма 19 века. Творчество этих писателей многогранно: от романтизма, царствующего в то время, они постепенно переходили к реализму, чтобы достоверно отразить насущные проблемы.

А. С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Среди реалистических произведений А. С. Пушкина можно выделить повесть «Капитанская дочка», роман «Дубровский», историческую драму «Борис Годунов». Черты реализма можно увидеть в романе в стихах «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник».

Черты романтизма соединены с чертами реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Своеобразие языка в реализме

Рис. 1. Реализм в литературе

Н. В. Гоголь, продолжая традиции реалистического изображения, пишет комедию «Ревизор» и поэму «Мертвые души».

Яркими представителя реализма как литературного течения являются И. А. Гончаров («Обломов»), И. С. Тургенев («Отцы и дети», «Рудин»), Ф. М. Достоевский («Преступление и наказание», «Бедные люди»).

Когда начинает зарождаться модернизм (конец 19 века), реалистическое направление все еще занимает особое место. Выделяется творчество Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А. П. Чехова («Вишневый сад», «Человек в футляре»), А. И. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»), М. Горького («На дне», «Мать»).

Реализм в литературе

Реализм возник в европейской культуре в 1830-е годы как ответная реакция не только на изменения в общественной жизни, но и как противовес романтизму.

Фредерик Стендаль – знаковая фигура во французской литературе, именно он заложил основы реализма в своей стране. Писатель доказал, что обыкновенные ситуации, быт людей и их переживания могут быть интересными и увлекательными. Его известные романы «Красное и черное» и «Красное и белое» построены именно так: они рассказывают обычные истории из жизни обычных людей. В них нет фантастики, невероятных событий. А есть повседневность, хорошо знакомая каждому человеку.

Гюстав Флобер отличается стремлением передать самые маленькие детали повседневной жизни, которые складываются в целостную картину и отображают реальность такой, какая она есть. Также писатель отмечает, что людские переживания одинаковы как в городе, так и в провинции. Его понимание реализма можно проследить на примере романа «Госпожа Бовари».

В английской литературе огромную роль в развитии реализма сыграл Даниэль Дэфо. В своих произведениях, в частности в романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», писатель свое внимание обращает на противоречивость перемен в обществе и на те изменения, которые происходят в самом человеке.

В России первые яркие черты реализма можно заметить в творчестве И. Крылова. Успех его басен заключается в том, что из какого-то определенного факта рождается ситуация. Столкновения героев показывают противоречивость общества.

Также А. Грибоедов развивал реализм в русской литературе. Особенность его стиля – типизация характеров и обстоятельств. Именно так построена комедия «Горе от ума». Героев этого произведения можно назвать «вечными», так как подобные характеры людей встречаются в обычной жизни вне зависимости от эпохи.

Стоит отметить и творчество А.С. Пушкина как реалиста. В своих поздних произведениях (например, в романе «Евгений Онегин») писатель изображает особенности эпохи, быт и нравы людей, а также обращается к фольклору, интересуясь культурой простого народа.

Реализм как литературное направление: общая характеристика

Кратко:

Название произошло от позднелатинского realis — вещественный, действительный.

Произведения реалистов характеризуются правдивым и объективным отражением действительности. Мерой реалистичности произведения становится глубина проникновения в действительность, полнота ее художественного понимания. Реализм в широком понимании этого слова присущ любому большому произведению искусства. Поэтому говорят о реализме в античной, древней и средневековой литературе, литературе эпохи Просвещения.

Основные принципы реализма XIX—XX веков:

— объективное отражение жизни в соответствии с авторским идеалом;

— произведения показывают типические характеры в типических обстоятельствах, не отказываясь от их индивидуальности;

— жизненная достоверность отображения действительности, т. е. в «формах самой жизни»;

— интерес произведения заключается в отражении конфликта личности и общества.

В России основы реализма были заложены еще в произведениях А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»), А. С. Грибоедова («Горе от ума»). В произведениях И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского сильно социально-направленное критическое начало, поэтому М. Горький назвал его «критическим реализмом». Своих высот реализм достиг в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Отражение жизни и человеческих характеров с точки зрения социалистического идеала создало социалистический реализм. Это направление возникло задолго до появления социалистического государства. Первым произведением соцреализма в русской литературе принято считать роман М. Горького «Мать». Соцреализм достиг высокой художественности в произведениях лучших представителей этого течения — Д. Фурманова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. — Мн.: Современный литератор, 2002

Подробнее:

В обыденном смысле читатели называют реализмом правдивое и объективное изображение жизни, которое легко сопоставить с реальностью. Впервые литературоведческий термин «реализм» употребил П.В. Анненков в 1849 году в статье «Заметки о русской литературе 1818 года».

В литературоведении реализмом называют литературное направление, которое создает у читателя иллюзию реальности. В основе его лежат следующие принципы:

Предполагается, что реализм лучше и глубже предшествовавших направлений разбирался в общественных проблемах и социальных противоречиях, а также показывал общество и человека в динамике, в развитии. Возможно, исходя из этих особенностей реализма, М. Горький называл реализм XIX века «критическим реализмом», так как он часто «разоблачал» несправедливое устройство буржуазного общества и критиковал складывавшиеся буржуазные отношения. Даже психологический анализ реалисты часто связывали с анализом социальным, пытаясь найти в общественном устройстве объяснение психологическим особенностям персонажей. На этом построены многие романы О. де Бальзака. Их персонажи были людьми самых разных профессий. Заурядным личностям наконец-то нашлось в литературе вполне престижное место: над ними больше никто не смеялся, они больше никому не прислуживали; посредственности стали главными героями, как персонажи чеховских рассказов.

Реализм выдвинул на место фантазии и эмоций, важнейших для романтизма, логический анализ и научное познание жизни. В реалистической литературе факты не только исследуются: между ними устанавливается взаимосвязь. Только так можно было разобраться в той прозе жизни, в том океане повседневных мелочей, которые теперь проявились в реалистической литературе.

Важнейшая особенность реализма в том, что в нём сохраняются все достижения литературных направлений, которые ему предшествовали. Хотя фантазии и эмоции отходят на второй план, они никуда не исчезают, на них, естественно, «нет запрета», и только авторским замыслом и авторским стилем обусловливается, как и когда ими пользоваться.

Сопоставляя реализм и романтизм, Л.Н. Толстой как-то подметил, что реализм «…это рассказ изнутри о борьбе человеческой личности в окружающей её материальной среде. В то время как романтизм берёт человека вне материальной среды, заставляет его бороться с абстракцией, как Дон Кихот с ветряными мельницами…».

Существует множество развёрнутых определений реализма. Большинство произведений, которые вы изучаете в 10 классе, — реалистические. По мере изучения этих произведений вы будете всё больше узнавать о реалистическом направлении, которое и сегодня развивается и обогащается.

Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. — М.: Вентана-Граф, 2016

Реализм в литературе. Характерные черты и представители направления

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Своеобразие языка в реализме
Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

Источник

Язык произведений реализма. Индивидуальный стиль.

Своеобразие языка в реализме

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». 2.Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер. 3.Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов. 4.Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.

Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм. Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.

просветительский реализм критический реализм социалистический реализм

РЕАЛИЗМ В РОССИИ Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Особенности русского реализма: Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; Выраженный жизнеутверждающий характер; Особый динамизм; Синтетичность( более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

Своеобразие языка в реализме

Своеобразие языка в реализме

Своеобразие языка в реализме

Своеобразие языка в реализме

Своеобразие языка в реализме

Своеобразие языка в реализме

Номер материала: ДБ-1093527

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Своеобразие языка в реализме

Что такое реализм?

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Своеобразие языка в реализмеАлександр Дейнека. Стахановцы https://img.anews.com/media/gallery/122030092/983121271.jpg

Реализм в живописи

Своеобразие языка в реализмеАдольф фон Менцель. В Белом зале https://img.anews.com/media/gallery/122030092/365084570.jpg

Источник

Реализм и развитие русского литературного языка

Вопрос о связи литературного реализма с развитием литературного языка и языка художественной литературы до сих пор еще не был предметом пристального и всестороннего исследования. Между тем этот вопрос далеко не безразличен для выяснения общих исторических условий и времени формирования реализма как метода словесно-художественного творчества, а также его национальной специфики и стилистических своеобразий его отношения к языку как материалу и «первоэлементу» художественной литературы. Если даже оставить в стороне представление о реализме как об извечной, чуждой специфических народных и исторических примет категории искусства, противостоящей антиреализму или ирреализму (а иногда идеализму), то все же проблема реализма в литературе, изучаемая в исторической плоскости и исторической перспективе, окажется окутанной скоплением противоречий и притом прежде всего теоретического, а затем исторического или хронологического и стилистического характера. Так, многим историкам и филологам представляется несомненным, что народно-словесному творчеству, во всяком случае тем его жанрам, которые к эпохе образования народностей освободились от мифотворческих тенденций и не восприняли религиозно-книжных влияний, реализм присущ как непосредственная жизненная сила, как субстанциональное начало народной исторической правды и художественной правдивости. Отсюда возникает желание, например, найти реализм в тех произведениях древнерусской литературы, которые носят отпечаток влияния народной поэзии (в «Слове о полку Игореве», в летописных фольклорных легендах, в повести о разорении Рязани Батыем, в «Задонщине», в сказании о Мамаевом побоище и т. п.).

Так же прямолинейно, с предвзятой идеологической позиции, прежде приписывал или предписывал реализм некоторым видам народного творчества Д. Лихачев. В своей работе «Изображение людей в летописи XII-XIII веков», характеризуя летописца как средневекового «службиста», который «пишет то, что ему следует писать по своему служебному положению», Д. Лихачев так определяет систему русского средневекового литературно-художественного воспроизведения и изображения персонажа. Созданный феодальным классом светский идеал феодала был вполне оригинален, точно разработан и по-своему впечатляющ. Рядом с ним заметны следы и другого идеала человеческого поведения – идеала народного, подлинно гуманистического и подлинно самобытного. Однако подчиненная феодалам литература с трудом позволяет судить о нем. Изыскания фольклористов позволят, очевидно, ближе подойти к этому идеалу.

Так обстоит дело с системой, которую применяют к изображению людей авторы средневековья; если же приглядеться к исключениям из этой системы, то в них всюду заметно стихийное проникновение в литературу элементов реалистичности, точное следование натуре, действительности, появление в литературе любовно наблюденного и любовно переданного. Система – идеалистична, исключения из нее- стихийно материалистичны. Последним принадлежит будущее. Жизнь побеждает схему, элементы реалистичности – идеалистическую систему.

Позднее Д. Лихачев стремился освободиться от смешения понятий реализма с материализмом, антиреализма с идеализмом. Самое отношение к развитию «реалистичности», «реалистических элементов» и «реалистических тенденций», «реализма» принимает в его работах несколько более исторический характер. Однако и в этих работах тяготение к «реалистичности», «реалистические тенденции» и «реалистические элементы» в древнерусских произведениях непременно появляются в связи с указаниями на проникновение мотивов и стилистических форм народной поэзии в письменную литературу.

Этот общий принцип кладется даже в основу вообще изучения процессов формирования письменной литературы на базе устной народной поэзии. Вопрос о «реалистических тенденциях» и «реалистических элементах» фольклора обычно выдвигается при изображении процессов образования письменной литературы на фольклорной базе, а этот путь от фольклора к письменной литературе прошли в Советском Союзе более сорока народов, которые до революции или вовсе не имели письменности или имели ее в зачаточных, неразвитых формах. М. Богданова в статье «От фольклора к письменной литературе (из наблюдений над киргизской акынской поэзией)» утверждает, что киргизская устная и акынская поэзия, развивая реалистические тенденции, стала той художественно-поэтической основой, на которой выросла письменная литература киргизского народа.

Вообще же в настоящее время у нас, например, вся история русского народно-поэтического творчества представляется как последовательное и прямолинейное движение его по пути реализма или на пути к реализму. Достаточно отметить хотя бы некоторые вехи этого пути, пользуясь указаниями авторов обобщающего труда «Русское народное поэтическое творчество», изданного Институтом русской литературы (Пушкинским домом) Академии наук СССР.

В современном изображении развития народно-поэтического творчества XVI века («периода укрепления централизованного русского государства») «реалистичность» выступает гораздо более широко, ярко и определенно.

В заключение М. Скрипиль и Б. Путилов приходят к следующим выводам:

С XVII века реалистическое изображение действительности – согласно принятой характеристике народно-поэтического творчества – становится основным признаком русской народной поэзии.

В былине XVII века, по сравнению с позднейшей, больше реалистических моментов в описаниях, которые со временем становятся изображением не столько реального, сколько желаемого высшего качества (стр. 427).

Необходимо в этой же связи отметить еще одно обстоятельство, подчеркиваемое некоторыми нашими фольклористами.

Однако нигде прямо не говорится, когда и как происходит в русском фольклоре превращение или качественное преобразование этих «реалистических тенденций» или «реалистичности» в реализм в собственном смысле и каковы специфические качества или особенности этого фольклорного или народно-поэтического реализма – в его отношении к реализму письменной художественной литературы.

Легко заметить, что так называемое «движение народно-поэтического творчества к реализму» определяется степенью и характером охвата «действительности». Таким образом, здесь в самое понятие реализма вкладываются очень широкие и стилистически неопределенные признаки «отражения действительности» то в более или менее условных, то в конкретных формах, но всегда с помощью приемов народного словесного искусства. Между тем словесное искусство, ориентирующееся на действительность, может быть очень разнородным по своему методу, по своим внутренним качествам, по своей поэтике и стилистике. И. Конрад предложил для такого типа литературных направлений и произведений термин «литература действительности». Но этот термин мало применим к продуктам устнопоэтического творчества. Вместе с тем едва ли можно выводить реалистическое искусство, например Пушкина в «Пиковой даме» или Толстого в «Войне и мире» и в «Анне Карениной», из приемов и форм народной словесности. Следовательно, необходимо точное определение содержания терминов «реалистические тенденции», «реалистические элементы», «реалистичность» и «реализм», когда они применяются к произведениям устной народной словесности XIII-XIX веков.

Однако эта неопределенность, неясность понимания сущности «реалистичности», «реалистических элементов» или «реалистических тенденций» в разных формах и жанрах фольклора не мешает историкам русской литературы связывать «становление» и «рост реализма» в творчестве русских писателей XIX и, XX веков с обращением их к источникам народной поэзии. Такие связующие нити отыскиваются в литературной деятельности Пушкина, Гоголя, даже Лермонтова, а позднее редко по отношению к какому-нибудь крупному писателю середины и второй половины XIX века (кроме, быть может, Достоевского – до каторги) не ставился вопрос о «реалистической» живительности интереса к фольклору.

Фольклор, народная словесность считается для всех эпох развития литературы могучим источником распространения или рассадником «реалистических тенденций», а иногда и прямо реализма. К этому резервуару или «кладезю» реализма припадают все писатели, истощенные антиреалистическими увлечениями.

Таким образом, вопрос о «реалистических тенденциях» в истории жанров народной поэзии, о приложимости понятия реализм к фольклору разных эпох и о содержании этого понятия в стилистике и поэтике народного поэтического творчества, а также вопрос о фольклоре как источнике реализма в литературе XIX и XX веков – нуждается в глубоких конкретно-исторических литературоведческих и лингвистических исследованиях. В настоящее же время происходит мнимое объяснение одного неизвестного посредством другого, тоже неизвестного.

Есть и другой стилистический предрассудок, довольно крепко припаянный к рассуждениям о русском литературном реализме. Этот предрассудок в обобщенной форме сводится к убеждению, что основные признаки и характерные свойства реализма заключены в народно-разговорной речи. Эта речь реалистична по своей природе, а потому и в тех произведениях литературы, в которых основным формирующим фактором является народно-разговорная речь или ее элементы, реализм всегда бывает налицо как «вечный спутник» или как метафизическое «субстанциональное начало» живой народной речи. С этой точки зрения, например, реалистическими признаются те части древнерусской летописи, которые в народно-сказовой форме повествуют о происшествиях или фиксируют случившиеся события.

Анализ агиографического книжно-славянского стиля дает И. Еремину «дополнительный материал для характеристики качественного своеобразия средневекового реализма». «Находясь еще в скованном и связанном виде, в стадии «документального» отражения действительности, чисто эмпирической фиксации отдельных фактов, средневековый реализм становился в литературе не только рядом с отражениями в ней устноэпических форм выражения, но он наталкивался и на сопротивление чрезвычайно сильных в ней в эпоху феодализма систем художественного отражения действительности – антиреалистических по своей природе; не имея еще возможности в силу своей ограниченности заменить собою эти системы, он становился рядом и с ними. Значение этого факта трудно переоценить: прорываясь на том или ином участке, он постепенно расшатывал эти системы в литературе, так же как в живописи отдельные «реалии» подрывали, расшатывали традиционное для средневековья антиреалистическое понимание формы и пространства».

По мнению И. Еремина, в русской литературе «процесс этот уже начался очень рано, – в XII в. во всяком случае…» 24

Таким образом, здесь принцип «документализма», изложение, опирающееся на народно-разговорную и деловую речь, – считаются структурной базой средневекового реализма.

В сущности, объединением теории фольклорного «реализма» и народно-разговорного «реализма» является точка зрения М. Сперанского на развитие русской повести в XVII веке.

Связь реализма с народно-разговорной речью не может и не должна быть представляема в отвлеченном, антиисторическом плане. Разговорность стиля «интермедий» XVII и начала XVIII в. не делает их явлением реалистического искусства. Степень использования элементов народно-разговорной речи не пропорциональна степени «реалистичности» произведения. Самые способы художественного применения народно-разговорной речи бывают очень разнообразны (ср., например, стиль Мельникова-Печерекого, Лескова и Н. Успенского). Относящиеся к простому слогу произведения литературы эпохи классицизма XVIII века не являются продуктами реалистического творчества.

Естественно возникает вопрос, можно ли непосредственно связывать реализм в литературе как художественный метод отражения и воспроизведения действительности с теми или иными разновидностями народно-поэтической и народно-разговорной речи; если же здесь есть глубокие связи и соотношения, то спрашивается, всегда ли они существовали, или же они развиваются в строго определенную историческую эпоху. Кроме того, если верно, что реалистическая литература (по крайней мере, у нас в России) с 30-х-40-х годов XIX века является основной движущей силой литературно-художественного развития, то следует признать, что она развивается не только на базе стилей народной словесности и не только на основе народно-разговорной речи во всем многообразии ее профессиональных, социально-групповых и территориальных разветвлений, а также жаргонных отслоений, но она захватывает в сферу своего развития все богатство разновидностей литературно-книжной и письменно-деловой речи. Достаточно указать на различия стилей таких представителей реализма в русской литературе, как Гоголь, Герцен, Тургенев, Чернышевский (в его беллетристических произведениях), Л. Толстой, Салтыков-Щедрин и Гл. Успенский. Поэтому нельзя обойти более общей проблемы: как реализм связан с развитием литературного языка и языка художественной литературы в целом? Распространяются ли принципы и приемы реалистического изображения жизни, присущие стилям фольклора и народно-разговорной речи, на другие стили и разновидности литературного языка и языка художественной литературы, или же народно-разговорный язык как речевой концентрат всей познавательной деятельности народа и его культуры, достигши высокой степени исторического развития, лишь в определенную эпоху становится пригодным для того, чтобы стать средством и «первоэлементом» образования и прогрессивного движения реалистической литературы? Как исторически определить и охарактеризовать ту ступень развития языка народа, когда он накапливает силы для обслуживания таких сложных высших форм словесного искусства, как литературно-реалистические произведения? Как самый язык художественной литературы, развиваясь и оказывая воздействие на историю общелитературного языка, достигает той сложной системы стилистических и характерологических форм и оттенков речевой экспрессии, которая присуща реалистическому искусству?

Естественно, что самая постановка этих вопросов предполагает понимание реализма как метода словесно-художественного выражения и изображения, метода, связанного со строго определенными конкретно-историческими течениями и явлениями литературы. Между тем широко распространены и иные теории реализма в литературе, опирающиеся как на теоретический фундамент на априорное убеждение в неразрывной связи реализма с революционной идеологией, независимо от конкретно-исторических изменений в системе форм литературного выражения. Так как язык и идеология – вещи разные и на одном и том же языке могут найти выражение противоположные взгляды и системы мировоззрения, то при отношении к реализму только как к общественно-идеологическому течению вопрос о связи реализма с развитием литературного языка теряет смысл и целесообразность. В этом случае оказывается единственно целесообразным рассмотрение вопроса о связи или соотносительности реалистических «стилей» с определенными системами мировоззрений, общественных идеологий. Но само собой разумеется, прежде чем уходить в эту новую область уже не филологического, а историко-идеологического или общественно-исторического исследования, необходимо подробнее остановиться на этих социально-философских теориях русского реализма и на их отношении к вопросам реалистической стилистики и поэтики, к вопросам художественно-словесного своеобразия реалистического метода.

Наряду с теориями возникновения и развития реализма, так или иначе связывающими признаки реализма как художественного метода со своеобразием народно-разговорной речи и стилей фольклора, со специфическими качествами стилистики народно-разговорного или литературного языка, а также языка художественной литературы, – у нас имеют широкое распространение теории реализма как общественно-идеологического течения. При этом вопросы специфики литературы как сферы словесно-художественного творчества нередко совсем затушевываются или устраняются.

При такой характеристике реализм теряет все черты метода словесно-художественного изображения жизни и должен быть отнесен в историю общественной мысли как своеобразная реалистическая идеология.

Вообще же реализм или реалистический метод чаще всего связывается У. Фохтом с идеологией писателя.

Понятно, что реализм как общая категория искусства связан с развитием общества, с развитием наций, со всем развитием передовой культуры, прогрессивных социальных идей. Но реализм как художественный метод той или иной сферы искусства не может быть сведен к одним «воззрениям».

И рядом с такого рода заявлениями находятся диаметрально противоположные декларации:

А реализм Достоевского или реализм Л. Толстого? Реализм Тургенева? Реализм Бунина? Они тоже выросли из революционного взгляда на мир?

Таким образом, здесь термину «реализм» приписываются очень разнообразные значения. Неясен понятийный (то есть терминологический) смысл и таких выражений, которыми широко пользуется В. Днепров: «реалистическое художественное содержание» (стр. 194), «реалистическая социальная критика» (стр. 194), «художественный язык реализма» (стр. 192 и другие), «реалистическое преобразование формалистических (или формалистских) приемов» (стр. 187), «синтез художественных форм, призванных выразить различное жизненное содержание» (стр. 194), «историческая структура эмоций» (стр. 194), «строение основного нравственного и психологического тона литературы» (стр. 194), «язык эмоций» (стр. 194), «художественный язык классиков реализма XIX в.» («современное реалистическое искусство не может говорить на художественном «языке» классиков реализма XIX в.» – стр. 194); «двадцативековой художественный язык, сложившийся в современном буржуазном искусстве» (стр.

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Источник

Видео

Своеобразие реализма О де Бальзака

Своеобразие реализма О де Бальзака

Реализм в литературе - основные черты и жанры

Реализм в литературе - основные черты и жанры

Своеобразие реализма Г. Флобера

Своеобразие реализма Г. Флобера

Самая прозападная элита в истории России уходит в небытие. Что дальше? Олег Неменский

Самая прозападная элита в истории России уходит в небытие. Что дальше? Олег Неменский

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме

Жанр Реализм. Литературный жанр реализм (который совсем не жанр)

Жанр Реализм. Литературный жанр реализм (который совсем не жанр)

Дежуров. Модернизм в борьбе с реализмом.

Дежуров. Модернизм в борьбе с реализмом.

Реализм в литературе и искусстве XIX века (рус.) Новая история

Реализм в литературе и искусстве XIX века (рус.) Новая история

Реализм в литературе

Реализм в литературе

Реализм Гоголя

Реализм Гоголя
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.