Связь речи языка и мышления + видео обзор

Связь языка, речи, и мышления.

Вопрос 39:Характеристика видов воображения.
Виды воображения по степени активности:

2. активное воображение – создание образов, которые позже реализуются в реальной деятельности, повышая ее творческое содержание.
по произвольности:

1. непроизвольное воображение – создание образов при ослабленной деятельности сознания (в полудремоте, сне, расстройствах психики);

2. произвольное воображение – осознанное, направленное создание образов с конкретными мотивами, целями и задачами.
по связи с прошлым опытом:

1. воссоздающее воображение – создание образов (по словесному или схематическому описанию), которое ранее в законченном виде не воспринимались, но уже подобные объекты или их элементы знаком.

2. Творческое воображение – создание новых образов как оригинальных продуктов без опоры на прошлый опыт.
по возможности реализации:реалистическое воображение – человек верит в реальность создаваемых образов и возможность их воплощения, если нет – фантастическое воображение. Особый вид воображения – мечта: создание образов сильно желаемых объектов или событий.

40. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШИХ ЧУВСТВ.
ЭМОЦИИ – психологический процесс, содержанием которого является переживание. ЧУВСТВО – устойчивое эмоциональное отношение к чему-либо. Является свойством личности. Эмоции переживаются непрерывно под воздействием внешних и внутренних факторов. Эмоции ситуативны. Эмоции переживаются на психологическом и физиологическом уровнях (слёзы, смех, тремор, высокая температура, пульс, давление, расширение/сужение зрачков). Чувства возникают с появлением личности, т.е. в дошкольном, младшем школьном возрасте. Чувства связаны с речью и языком. Чувства бывают высшими и низшими. Высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные (Нового, ясности мысли, языка и др.), проксические (Ритма, силы, пластики и др.) Все чувства можно воспитать.

41. СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ.
1) АМБИВАЛЕНТНОСТЬ/ПОЛЯРНОСТЬ: т.е. объединение противоположных свойств в целостном явлении → каждое переживание основано на другом, ему противоположном.
2) СТЕНИЧНОСТЬ/АСТЕНИЧНОСТЬ: характер протекания реакции, т.е. толкает ли она человека на действия. 3) СИЛА И ГЛУБИНА: интенсивность и субъективная значимость.
4) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: адаптация чувства – привыкание к чувству, ощущение, что оно ушло. Чувство имеет содержание, может быть сложным или простым.
5) ЭКСПРЕССИЯ: выражение переживания во внешнем мире.

Источник

Язык и мышление

Связь речи языка и мышленияНевозможно представить жизнь без мышления и речи, но мало кто задумывается, что собой представляет каждое из этих понятий. Какую роль играет язык? Какова функция мышления? Что первично, а что является производной? Соотношение языка и мышления волновало великие умы человечества сотни лет назад, и сейчас является темой, которая интересует многих психологов, философов, лингвистов и других ученых. Давайте разберемся, какова взаимосвязь между мышлением и языком. Одна из наших программ, «Когнитивистика», научит вас разным способам мышления. Вы будете смотреть на ситуации шире и находить нестандартные решения задач.

Язык и речь

Язык и речь являются, хоть и близкими понятиями, но не идентичными, и следует их различать.

Язык – это сложная знаковая система, которая служит средством хранения и передачи информации. Язык является специфическим социальным средством коммуникации, единым для всех представителей конкретного общества и постоянной переменной для взятого периода времени.

Большинство ученых выделяют следующие функции языка:

Речь – это непосредственно процесс общения, проявление языка в различных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Речь – это язык в действии. Если язык – постоянная переменная, то речь каждого человека индивидуальна и меняется в зависимости от особенностей личности, образованности, контекста, ситуации, настроения и т.д. Язык един для отдельной группы людей, а речь – индивидуальна и неповторима.

Лингвист Роман Якобсон выделяет следующие функции речи:

Можно сделать вывод, что язык и речь – две стороны одной медали, где язык – орудие, а речь – деятельность человека по использованию языкового кода. Так что теперь давайте разберем, что понимается под понятием «мышление» и какие виды мышления выделяют ученые.

Мышление

Чтобы иметь более полную картину, для начала давайте определим, что такое сознание.

Сознание – это высший уровень отражения окружающей действительности, присущий только человеку, который выражается в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира, формировании отчета об этих событиях и ответной реакции.

В свою очередь, мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом сознания.

Принято выделять следующие виды мышления:

Проблему взаимосвязи языка и мышления в психологии можно представить двумя полюсами: на одном – отождествление этих понятий, их слияние воедино, на другом – их отделение, независимость друг от друга. Но мышление и язык представляют собой сложную структуру, которую нельзя разделить или приравнять. Находясь в противоречивом единстве, язык и мышление влияют друг на друга и не могут существовать раздельно.

Взаимосвязь языка и мышления

Дискуссионность проблемы обусловлена как сложностью и двойственностью природы мышления и языка, так и недостаточностью наших знаний об этих понятиях. Существуют различные теории и взгляды на этот счет. Вот некоторые из них.

Выдающийся лингвист 20 века Эмиль Бенвенист говорил: «Неверно думать, что язык – это одежда мыслей. Одежду можно снять, слова же – неотъемлемая часть мысли. Следовательно, вопрос о том, может ли мышление протекать без языка или обойти его, словно какую-то помеху, оказывается лишенным смысла».

Советский психолог Лев Семенович Выготский говорил, что слово также относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой мельчайшую частицу, которая содержит в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не название отдельного предмета, а его обобщенная характеристика, целый комплекс понятий, т.е. слово является одновременно и процессом мышления, и средством общения, поэтому оно входит в состав речи. Лев Семенович полагал, что именно значение слова является тем связующим звеном, которое называют речевым мышлением.

Ноам Хомский – американский лингвист и философ проблеме взаимосвязи языка и мышления в своих работах уделял основное внимание. Он предположил, что язык является такой же способностью человека, как зрительная и слуховая сенсорная система, система кровообращения и др. Приравняв языковую способность к другим модулям мозга, он тем самым обосновал ее врожденный характер.

Уиллард Куайн – американский философ, логик и математик, напротив, считает опыт единственно возможной связью человека с внешним миром – предметы воздействуют на наши органы чувств, которые затем оформляют полученную информацию и посылают сигналы в мозг. По его мнению, познание окружающей действительности, так же, как и научение языку, происходит по схеме «стимул – реакция – подкрепление». Таким образом, каждое используемое нами слово – это результат целенаправленного воздействия социального мира на индивида.

Как видите, в вопросе взаимосвязи языка и мышления мнения философов, лингвистов и психологов расходятся, но можно выделить некоторые принципы, с которыми согласится большинство ученых.

Общность языка и мышления

Язык и мышление представляют собой единство, основанное на двух ключевых аспектах:

Рассуждения о связи этих двух понятий строятся на основе философии развития мышления. Язык обеспечивает мыслям человека реальное существование, доступное другим людям. В то же время он не только позволяет выражать мысль, но и формирует ее, что говорит об их тесной связи. Вместе с тем язык и мысль не равнозначны. Каждая составляющая развивается и функционирует по своим особым правилам и является относительно самостоятельной. Так, в зависимости от вида мышления, целей мыслительной деятельности и т.д. характер взаимоотношений языка и мышления в процессе общения и познания может варьироваться, и тогда мы можем наблюдать отличительные особенности этих двух систем.

Философия нетождественности языка и мышления

Язык и мышление представляют собой две отдельные системы, наполненные собственным содержанием и существующие по своим самостоятельным законам развития и функционирования. Исходя из этого, выделяют следующие отличия этих систем:

Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления каждого из нас. Когда вы проговариваете свою точку зрения, доносите свою мысль до окружающих в словесной форме, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием. Поэтому когда вам сложно что-то объяснить человеку, но вы стараетесь найти нужные слова и правильно сформулировать мысль, знайте, что в этот момент вы развиваете речевые навыки, а соответственно улучшаете свое собственное мышление.

Всегда есть выбор: развиваться или нет, поэтому давайте стремиться вверх, а не катиться вниз. Больше читайте, изучайте свой родной язык, старайтесь говорить правильно и красиво. Вы явно станете более интересным собеседником, но гораздо важнее, что таким образом вы будете развивать свое мышление, а соответственно себя.

Источник

Язык: Язык и мышление

Связь языка и мышления

Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.

Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.

Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.

Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».

Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.

С другой стороны многим удается скрывать скудость своих мыслей за обилием слов.

«Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». (Гёте) Связь речи языка и мышления

Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.

Речь и мозг

Органом мышления считается головной мозг. Поскольку мышление связано с языком, «география» мозга представляет немалый интерес для выяснения того, какие зоны отвечают за речь человека.

Функциональная асимметрия коры головного мозга

Левое и правое полушария головного мозга имеют различную специализацию, то есть разные функции, что можно определить как функциональную асимметрию коры головного мозга.

Связь речи языка и мышления

Повреждение левого полушария более серьезно и приводит к патологии, а при повреждении правого заметных отклонений меньше. Например, композитор М. Равель после аварии в 1937 году, когда его левое полушарие было повреждено, мог слушать музыку, но писать её уже не мог.

Следует отметить, что у женщин оба полушария менее разнятся, чем у мужчин. Заболевания левого полушария вызывают у них меньше нарушений.

Зоны левого полушария и афазия

Исследователи выяснили, что различные речевые способности человека связаны с определенными зонами коры головного мозга преимущественно левого полушария, поскольку поражения этих зон приводят к афазиям.

Связь речи языка и мышления

Гомункулюс

Связь речи языка и мышления

Зона Брока носит имя открывшего эту зону французского ученого XIX века, которого звали Поль Брока. Она расположена в заднем отделе нижней (третьей) лобной извилины. Эта зона управляет устной речью человека.

При афазии Брока имеют место затруднения в двигательных актах произнесения слов (моторная афазия), но понимание речи, чтение и письмо не нарушены. Больной осознает свой дефект.

Зона Вернике носит имя открывшего эту зону немецкого ученого XIX века, которого звали Карл Вернике. Она расположена в первой височной извилине. Эта зона управляет пониманием устной речи человека.

При афазии Вернике понимание речи сильно нарушено, звуки больной произносит нормально, речь беглая, но странная и бессмысленная; в ней много несуществующих слов. Грамматические формы сохранены, но чтение и письмо нарушены (аграфия и алексия). Обычно больной не осознает бессмысленности своей речи.

Теменно-затылочная зона отвечает за логико-грамматические связи и грамматическую правильность предложения. При афазии вследствие поражения других зон больной одинаково воспринимает, например, слова точка и тучка.

Необходимо отметить, что зоны мозга и их функции не абсолютны. У некоторых людей могут быть вполне нормальные отклонения, а при болезнях и повреждениях иногда роли пораженных зон выполняют другие резервные зоны мозга.

Логика и язык

Существуют различные мнения о соотношении языковых (прежде всего грамматических) и логических категорий.

Древнегреческий философ Аристотель (IV век до н.э.) полагал, что в основе грамматики лежит логика. Недаром у древних греков слово logos означало одновременно слово, мышление, разум и речь.

Согласно грамматике Пор-Рояля суждение совпадает с предложением. Например, в основе предложения человек бежит лежит суждение:

Человек (предикат) есть (связка) бегущий (атрибут, т.е. предикат).

Следовательно, в языке все должно быть подчинено логике.

Остатки подобных взглядов сказываются и на современной грамматической терминологии многих западноевропейских языков (напр., для слов, обозначающих подлежащее и сказуемое, применяются логические термины субъект (анг. subject, нем. Subjekt, фр. sujet) и предикат (анг. predicate, нем. Prädikat, фр. prédicat).

Противоположная точка зрения о несовпадении языковых и логических категорий поддерживается почти всеми современными лингвистами. Еще Герман Штейнталь, немецкий лингвист XIX века, выразил это в крайней форме:

«Категории языка и логики несовместимы и так же мало могут соотноситься друг с другом, как понятия круга и красного».

Логические и грамматические категории не совпадают, так как:

Гипотеза лингвистической относительности

Основой этой теории послужили взгляды великого немецкого лингвиста Вильгельма Гумбольдта, а ее сторонниками в XX веке были немецкий языковед Лео Вайсгербер и американские этнолингвисты и специалисты по индейским языкам Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф.

Согласно этой теории, люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному, следовательно, каждому языку соответствует своя логика мышления.

Если попробовать заменить слова языков знаками наподобие математических, то это будет просто сокращенный перевод, охватывающий только незначительную часть всего мыслимого.

В своих экспедициях по изучению индейских языков Уорф обратил внимание на языковые особенности индейцев племени хопи. В частности, если в европейских языках различаются форма и содержание (ведро воды, кусок мяса), то у хопи такого различия нет: в подобных случаях они используют только одно слово, где заключены оба понятия (вода и ведро). Аналогичным образом они не абстрагируют числа от фактов и предметов.

Из подобных наблюдений ученый заключил, что понятия времени и материи не даны из опыта всем людям в одной и той же форме. Они зависят от природы языка. Грамматика и логика не отражают действительности, а видоизменяются от языка к языку. Уорф выразил эту крайнюю мысль в следующем высказывании: законы Ньютона и его взгляд на строение вселенной были бы иными, если бы он пользовался не английским языком Связь речи языка и мышления, а языком хопи.

Считается, что у эскимосов имеется до 100 названий снега, а у арабов до 500 названий для лошадей и для верблюда. В настоящее время многие лингвисты считают, что это большое преувеличение.

Во многих случаях такое разнообразие связано с тем, в основу наименования объекта может быть положен любой из признаков объекта в зависимости от значимости его в обществе.

Сторонники гипотезы лингвистической относительности абсолютизируют языковое своеобразие разных народов и проистекающее из этого своеобразие национального мышления (например, стереотипные представления о русских о немцах, французах, англичанах, китайцах и т.д. в некоторой степени верны), а приверженцы тождества логических и языковых категорий абсолютизируют единство логики мышления, лежащей в основе национальных грамматик. Истина, очевидно, посередине.

Особенности многоязычия

Если ты меня не любишь,
То Уфа-река пойдем,
Камень на шею посадим,
И как рыбка поплывем.

Термин «билингв» не следует путать со словом «билингва», означающим памятник письменности на двух языках (обычно с параллельными текстами).

Полиглоты

Справедливо замечено: кто не знает хотя бы одного иностранного языка, тот ничего не понимает в своем собственном.

Связь речи языка и мышления

Первым известным в истории полиглотом был Митридат VI Евпатор, царь Понта. Со своей многонациональной армией, он долго и успешно сражался с Римской империей. Говорят, Митридат знал 22 языка, на которых он вершил суд над своими подданными. Поэтому издания с параллельными текстами на многих языках (особенно Библии Связь речи языка и мышления) называют «митридатами».

Ах, что свет!
Все в нем тленно,
Все пременно,
Мира нет.

Любя Российских Муз, я голос их внимаю,
И некие слова их часто повторяю,
Как дальний отзыв, я не ясно говорю:
Кто ж может мне сказать, что я стихи творю?

Полиглоты, знающие десятки языков, были не редкостью сотни лет назад, да и в наше время их немало. Правда, говорят, в Финляндии XVII века к смертной казни был приговорен «заколдованный дьяволом» студент за то, что «с быстротой неимоверной изучал иностранные языки, что немыслимо без содействия нечистой силы».

Но у полиглотов есть один «секрет»: чем больше языков они осваивают, тем легче даются им последующие. Обычно полиглот не может знать в совершенстве более 25 языков, причем ему приходится все время освежать свои знания: языки забываются.

Источник

Связь мышления и речи в психологии

Поскольку мышление и речь в психологии взаимосвязаны, при изучении одного понятия, нужно обращать внимание на второе. Связь проявляется во влиянии на развитие друг друга. Любой индивид сначала проговаривает мысль вслух, затем обдумывает ее и переходит к активным действиям. Чтобы понимать, как мышление связано с речью, нужно рассмотреть эти понятия отдельно друг от друга.

Взаимосвязь понятий

Связь речи языка и мышленияПсихология мышления и речи рассматривает эти понятия в комплексе. Именно благодаря им человек отличается от животных. Животные мыслят просто, элементарно. Они не отвлекаются от процесса размышления опосредованным сознанием. Из-за этого они обращают внимание только на видимые объекты.

Человек с помощью речи называет предмет специальным словом. Словесная оболочка позволяет сделать мысль материальной, чтобы продолжить ее изучение без видимых объектов.

Мышление без знания речи невозможно. При этом чем глубже продумывать мысль, тем больше слов понадобится для ее устного или письменного описания.

Исторический очерк

Исследователи, занимающиеся изучением, развитием психологической науки, не отрицают прямых связей между речью, мышлением, но их мнение по поводу их генетического происхождения различаются.

Первым ученым, который внес большой вклад в изучение взаимосвязи между этими двумя понятиями, был Л.С Выготский. Он доказал, что речь, мышление должны изучаться с позиции разных корней.

Одновременно с этим ему противоречили лингвисты. Они утверждали, что нельзя связывать человеческое поведение с его речью.

Другая теория, доказывающая взаимосвязь между мышлением, речью — учение Сепира-Уорфа. С помощью этой концепции исследователи доказали, что благодаря структуре языка формируется мышление, различные способы познания реальности.

Классификация

Связь речи языка и мышления

По характеру решаемых задач, мышление делится на две группы:

Характеристики

Связь речи языка и мышления

Функции и свойства

Современные психологи выделяют две функции речи:

Первая функция делится на две подгруппы:

Вторая функция делится на 7 подгрупп:

Связь речи языка и мышления

Нарушения

Речевые нарушения называются афазией. Выделяется 7 видов заболевания:

Нарушения мыслительных процессов:

Нарушение мышления вызывают соматические и психологические заболевания.

Методы исследования

Существует несколько методик, которые используются для исследования речи, мышления:

Связь речи языка и мышления

Существует несколько наук, которые занимаются углубленным изучением речи:

Каждая из них изучает отдельные проявления речи, почерк, письменное, устное выражение.

Методы развития

Для этого психологи создают новые методики, упражнения, многие из которых являются эффективными как для взрослых, так и для детей.

Методы развития речевых навыков:

Связь речи языка и мышления

Люди, у которых плохо развито мышление, не могут активно развиваться в творческом плане, с трудом описывают предметы, явления, выстраивают между ними логические связи.

Группы упражнений для развития мышления:

Они помогут не уставать ребенку в процессе обучения, с упоением поглощать новую информацию, развивать навыки.

Мышление и речь являются неразрывными. Только с помощью речевых навыков индивид может определять отдельные свойства предметов, для их дальнейшего углубленного изучения. Нарушения мыслительных процессов отразятся на человеческой речи и наоборот. Для развития мышления, речевых навыков применяются упражнения.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, как быстро научиться правильно и красиво говорить.

Источник

Мышление, язык и речь

Иллюзии памяти, вызванные оживлением представлений под влиянием рассказов о событии.

Обычно человек способен довольно отчетливо различать представления, полученные в прошлом через восприятие и созданные словесными описаниями. Однако при определенном стечении обстоятельств, оживляющих фантазии (эмоциональное перевозбуждение, особенности мышления детей и подростков, старческое изменение мышления), яркие словесные описания могут вызвать столь чувственно насыщенные образы, что у человека появляется иллюзия реального воспоминания. Старое правило юстиции гласит, что дети и молодые девушки — самые надежные свидетели, поскольку у них очень легко появляются иллюзии памяти за счет сильно развитой и мало контролируемой фантазии.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение памяти, назовите ее виды.

2. Долговременная, кратковременная и оперативная память.

3. Воспоминание. Ассоциации при воспоминании.

4. Забывание — процесс и закономерности забывания.

5. Узнавание и виды узнавания.

6. Забывание — процесс памяти.

7. Каковы психологические особенности искажения памяти в деятельности юриста?

Мышление— это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существующих связей и отношений предметов, явлений объективного мира, осуществляющейся с помощью речи.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер, который выражается в том, что человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мыслительная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, направленных на выявление свойств и отношений объектов реального мира. Мыслительные операции — это анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация:

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — мысленное или реальное соединение сторон объекта в единое целое.

Сравнение — это операция, которая заключается в сопоставлении предметов и явлений, установлении сходства или различия между ними.

Абстракция — это отвлечение от определенных свойств признаков предмета для выделения ведущих его признаков и превращения их в самостоятельный объект рассмотрения.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего кчастному.

Основными формами мышленияявляются: понятие, суждение, умозаключение, аналогия:

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие никогда не совпадает с образом.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которого утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение — логическая форма мышления, при помощи которой из нескольких суждений выводится новое. Способность к умозаключению развивается у юриста в процессе обучения и практической деятельности.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Развитие мышления человека происходит в ходе предметной деятельности и общения. В связи с этим различают виды мышления: наглядно-действенное, образное, отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Оно характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощи реального преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Наглядно-действенное мышление проявляется, например, в действиях следователя, отыскивающего с помощью технических средств криминалистики следы на месте происшествия.

Образное мышление — это мышление, которое осуществляется на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Наглядно-образное мышление юриста связано с представлением ситуаций и изменений в них. Особенно велика его роль в процессе обучения.

Отвлеченное мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Различают определенные способы мышления: индукция, дедукция.

Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в порядке, обратном индукции.

Деятельность юриста требует развития всех мыслительных операций (анализа, синтеза и др.). Существенную роль (особенно в деятельности следователя) играет развитое прогностическое мышление, связанное с необходимостью предвидеть все этапы дела вплоть до судебного разбирательства. Особое значение имеет интуиция юриста. Однако умозаключения, которые базируются на интуиции, носят вероятностный характер и требуют обязательной проверки. Мышление работников правоохранительных органов связано с изучением обстоятельств событий, имевших место в прошлом. Особенность мышления юриста проявляется в постоянном сравнении собственных действий и поступков с поведением лиц, оказавшихся в орбите его деятельности. Поэтому его мышлению свойственны познавательная активность, глубина и широта, гибкость, подвижность, самостоятельность.

Язык система звуковых, словесных и грамматических средств как исторически сложившееся в определенной общности людей проявление их речи с помощью слов. Язык — предмет лингвистики[4].

Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится его реальным сознанием. Язык взаимодействует с неязыковыми (вспомогательными) средствами общения, в том числе с реакциями поведения человека: жестикуляционными, инонациональными, мимико-соматическими. Язык участвует в осуществлении практически всех психических функций, будучи наиболее тесно связанным, с мышлением. Основные языковые единицы — слово и предложение. Язык помогает человеку овладеть речью.

Речьюназывается процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь имеет свои свойства: содержательность, понятийность, выразительность, воздейственность.

Связь речи языка и мышления

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается благодаря правильному построению предложений, выделениям слов с помощью логического ударения, использованию пауз.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. Например, речь может быть яркой, энергичной, вялой, бедной и т.д.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет функции: выражения, воздействия, сообщения, обозначения.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, речь передает чувства, переживания, радость, печаль и т.д. человека, а, с другой стороны, речь показывает эмоциональные возможности общения.

Функция воздействия подчеркивает способность человека благодаря речи побуждать людей к действию.

Существуют две формы речевого воздействия — простая и невербальная (несловесная).

Простая форма речевого воздействия — словесное обозначение конкретного требования в виде приказа, просьбы, совета, пожелания. Невербальная (несловесная) форма воздействия — это чувства, сопровождающие речь и направленные на чувства слушателя, вызывающие у него аналогичное душевное состояния (жалость, любовь, восторг и др.), либо иное, но связанное с эмоциональным содержанием речи говорящего (страха, растерянности).

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством фраз, выражений, словосочетаний и т.д.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Люди одной профессии пользуются профессиональным языком, насыщенным специальной терминологией, для обозначения регламентированного круга явлений, что освобождает их от языковых затруднений. Юриспруденция также имеет свою терминологию, принятую для общения специалистов между собой, однако юристу постоянно приходится «переводить» бытовой язык участников процесса на специальную терминологию и объяснять им юридические термины при помощи бытового языка. В процессе общения, например, следователю приходится уточнять значение отдельных выражений и объяснять их смысл допрашиваемому.

Использование юристом образных сравнений, гипербол и жаргонных выражений затрудняет его общение с участниками судопроизводства, вызывает у них чувство недоумения и дискредитирует его как представителя государственной службы.

Существуют определенные виды речи: устная (монологическая, диалогическая), письменная, внутренняя.

Устная речь — основной вид речи. Общение осуществляется благодаря произношению слов вслух и воспроизведению их людьми на слух.

Устная речь может быть монологической и диалогической. Общие требования к монологической и диалогической речи одинаковые.

Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Например, речь прокурора, адвоката в суде.

Диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Например, допрос обвиняемого, свидетеля, потерпевшего. Диалогическая речь предполагает умение не только задавать вопросы, но и реагировать на высказывания участника допроса соответствующим образом.

Письменная речь воспроизводит на бумаге особенности речи устной и звуковой. Письменная речь имеет с устной много общего: прежде всего это средство общения, ктому же для своего функционирования и та и другая использует слово. Однако письменная речь применяет графику и подчиняется несколько иным синтаксическим и стилистическим правилам. Одной из особенностей письменной речи является расхождение в темпах с течением мыслей, для отражения набумаге необходима дисциплина мышления, не позволяющая отвлекаться от нужной мысли, пока она не будет зафиксирована.

Для профессиональной письменной речи характерны особые функциональные стили, которые юристы используют в первую очередь в судопроизводстве и при составлении различных документов. Последовательность письменного изложения, закрепляемая в форме протокола, требует от следователя не только фиксирующей, но и известной творческой работы. Речь свидетеля бывает неорганизованной: он может сбиваться, уклоняться, уходить в сторону, т.е. говорить много лишнего с точки зрения установления обстоятельств по делу. В лингвистическом отношении такая речь приближается кбытовой разговорной лексике и нуждается в грамматической обработке. Кроме того, если протокол ведется в процессе допроса, темп устной речи совпадает с темпом мышления и значительно обгоняет темп письма.

Поэтому необходимые навыки следователя — умение точно обозначить понятия, указывать связь между понятиями с помощью грамматических форм без лишних слов и вставочных предложений; рациональное использование терминологии, не имеющей разночтений и переносного смысла; скорость письма и культура использования документа.

Внутренняя речь— вид речи и форма мышления как более или менее четкое мысленное проговаривание слов и фраз; образы слов и фраз.

Речь может незаметно для собеседников превратиться в средство внушения даже в тех случаях, когда говорящий не ставит перед собой такой цели. В этом смысле следователь должен быть в известной степени насторожен, чтобы своевременно заметить потерю необходимой самостоятельности мышления допрашиваемого.

В заключение необходимо отметить, что на стиль речевого общения существенно влияет уровень развития интеллекта человека. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Интеллектуальные возможности человека зависят от его опыта, знаний, умений, умственного развития, общественно значимой активности (учение, производство, политика и др.).

Контрольные вопросы:

1. Что такое мышление?

2. Опишите мыслительные операции.

3. Что собой представляют формы мышления?

5. Способы мышления.

6. Охарактеризуйте речь как средство общения.

7. Язык и речь. Свойства и функции речи.

8. В чем состоят отличительные особенности устной, письменной и внутренней речи?

Источник

Видео

Связь языка и мышления | Лекции по лингвистике – лингвист Светлана Бурлак | Научпоп

Связь языка и мышления | Лекции по лингвистике – лингвист Светлана Бурлак | Научпоп

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

Чем русский язык отличается от западных. Дмитрий Петров

Чем русский язык отличается от западных. Дмитрий Петров

Как связаны язык и мышление

Как связаны язык и мышление

Как язык влияет на восприятие мира?

Как язык влияет на восприятие мира?

Язык определяет мышление?

Язык определяет мышление?

Язык это средство мышления. Татьяна Черниговская (08.02.2017)

Язык это средство мышления. Татьяна Черниговская (08.02.2017)

36 Язык и речь

36 Язык и речь

Введение в языкознание. Лекция 12. Язык и мышление

Введение в языкознание. Лекция 12. Язык и мышление

Лера Бородицки - Как язык, на котором мы говорим влияет на наше мышление

Лера Бородицки - Как язык, на котором мы говорим влияет на наше мышление
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.