Связи предложений в русском языке + видео обзор

Содержание
  1. Виды связи в предложении.
  2. Как определить вид связи в предложении?
  3. Виды подчинительной связи.
  4. Средства связи предложений в тексте
  5. Лексические средства связи предложений в тексте
  6. Грамматические средства связи слов в предложении
  7. Что мы узнали?
  8. Средства и способы связи предложений в тексте
  9. Способы связи предложений в тексте
  10. Цепная связь
  11. Параллельная связь
  12. Сочетание разных способов связи
  13. Средства связи предложений в тексте
  14. Лексические средства
  15. Морфологические средства
  16. Синтаксические средства
  17. «Средства связи предложений в тексте»
  18. Цепная связь предложений в тексте
  19. Характерные признаки цепной связи
  20. Параллельная связь предложений в тексте
  21. Характерные признаки параллельной связи
  22. Что является средствами связи предложений?
  23. Средства связи предложений в тексте
  24. Лексические средства :
  25. Морфологические средства
  26. Синтаксические средства
  27. Служебные части речи
  28. Самостоятельные части речи
  29. Средства связи предложений в тексте
  30. Видео

Виды связи в предложении.

Связь в предложении – это способ придания предложению осмысленности, законченности мысли, а также логической, лексической и синтаксической полноценности. Существует два вида связи в предложении – сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь в предложении – это соединение не зависящих друг от друга элементов в предложении: однородных членов в простом или простых предложений в составе сложносочинённого.

Подчинительная связь в предложении – это соединение зависящих друг от друга элементов: слов в словосочетании, предложении или простых предложений в составе сложноподчинённого.

Как определить вид связи в предложении?

Прежде всего, необходимо отбросить грамматическую основу, так как подлежащее всегда связано со сказуемым, также стоит исключить вводные слова.

Пример. Мне хотелось выйти наружу, но дверь была заперта.

Сложное предложение с двумя независимыми частями, сложносочиненное. Исходя из этого, в данном предложении используется сочинительный вид связи.

Мне хотелось выйти наружу, потому что в комнате был очень спёртый воздух.

Сложное предложение, в котором наблюдается подчинительная связь – одно предложение указывает на причину того, о чём говорится в другом. Предложение сложноподчинённое.

Виды подчинительной связи.

Существует три вида подчинительной связи:

Согласование – это такой вид связи, когда зависимое и главное слово (существительное или другая часть речи в роли существительного) уподобляются друг другу в роде, числе и падеже. Самые простые примеры согласования – в словосочетаниях: мерзкий дождь, весёлая я, невидимый кто-то, случайный прохожий, гулкое «зй».

В качестве зависимых слов при согласовании могут выступать любые изменяемые части речи: прилагательные, местоимения (притяжательные, определительные, указательные, отрицательные, неопределённые) и порядковые числительные.

Никаких денег, веселому рассказчику, вашей сестры, первому встречному.

Управление – вид связи, при котором главное слово требует особой формы падежа зависимого слова. Падежная форма при этом обусловлена определенными морфологическими нормами в русском языке. Главным признаком наличия управления в словосочетании или предложении является использование предлога, хотя бывает и беспредложная форма управления. При наличии управления зависимое слово всегда будет отвечать на вопросы косвенных падежей.

Смотреть на луну, любоваться луной, расписаться в получении, подписать документы, забыть о проблемах, забыть формулу.

Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором отношения между зависимым и главным словом выражаются только смысловым признаком, интонацией или порядком слов. Зависимым словом при примыкании может быть инфинитив, причастие, деепричастие, притяжательное местоимение их, её, его, неизменяемое прилагательное (цвет индиго) и простая степень сравнения прилагательного.

Страсть путешествовать, бежать спотыкаясь, желающий выйти, её юбка, девочка постарше.

Источник

Средства связи предложений в тексте

Связи предложений в русском языке

Связи предложений в русском языке

Лексические средства связи предложений в тексте

Основных средств связи слов лексического характера несколько. Прежде всего это повторы – одного и того же слова или однокоренных слов: Прочитанный рассказ поразил их. В этом рассказе как будто описывалась жизнь их деревни.

Также к таким средствам относится использование синонимов и антонимов: Противник наставляет. Союзник поддерживает или Лось шел по лесу спокойно. Сохатый не чуял охотников.

Описательные обороты также служат для того, чтобы связь предложений в тексте была крепкой: Дорога убегала вдаль. Стремительная река жизни не позволяла деревням вдоль тракта захиреть.

Особым средством связи слов в предложении выступает синтаксический параллелизм, то есть такой прием, когда в двух предложениях соблюдается совершенно одинаковый порядок членов предложения и частей речи. Например: Умение говорить – искусство. Умение молчать – дар.

Грамматические средства связи слов в предложении

Существуют разные способы для того, чтобы связать слова в предложении грамматически. Прежде всего для этого используются личные местоимения. Например: Я слушаю сейчас пение ручья. Он заливается подобно соловью.

Указательные местоимения также могут выступать в связующей роли и выполнять соответствующую функцию очень эффективно: Соловьи пели где-то вдалеке. Это пение было незабываемым.

Следующий вариант, как можно грамматически связать между собой предложения, – это местоименные наречия. Вот пример их использования: Он знал, что его рассказ поможет матери пережить горе, а значит, нужно просто продолжать говорить. Так он и делал.

Союзы, которые ставятся не между частями предложения, а между двумя предложениями, также служат грамматическим средством их связи: Гремел победоносно июль. И вся природа склонялась перед ним в почтительном уважении.

Вводные слова и конструкции, такие, как одним словом, короче говоря и им подобные – еще один вариант связи предложений в тексте. Наши взаимоотношения улучшились. Короче говоря, мы расстались лучшими друзьями.. Для той же цели можно использовать и частицы: Он пришел в гости с букетом и коробкой пирожных. Неужели просто так?

Неполные предложения – это также хороший способ связать между собой части текста: Ни за что не угадаешь, о чем мы говорили! О фильмах и музыке, которые мы любим!

Глаголы, которые использованы в одной грамматической форме, очень гармонично связывают предложения между собой: Наступила ночь. Появились звезды. Луна прятала от людей свою красоту.

Наконец, для этой же цели используют риторические вопросы: Мы должны вернуться. Можно ли забыть свою малую родину?

Что мы узнали?

Кроме способов связи слов внутри предложения, есть еще те, которые помогают связывать предложения между собой, чтобы в итоге получилось цельное высказывание или текст. Все эти способы делятся на две большие группы – лексические и грамматические. В первую входят и повторы слов, и использование синонимов или антонимов, и описательные обороты. Грамматические способы – это использование неполных предложений, личных и указательных местоимений, союзов, вводных слов (конструкций) и местоименных наречий, которые позволяют создать завершенную мысль.

Источник

Средства и способы связи предложений в тексте

Связи предложений в русском языкеТекст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Связи предложений в русском языкеЭто самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

Связи предложений в русском языкеПри использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Связи предложений в русском языкеЦепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

Источник

«Средства связи предложений в тексте»

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.

Цепная связь предложений в тексте

Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

Вывод: связь между предложениями — цепная.

Параллельная связь предложений в тексте

Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

Характерные признаки параллельной связи

(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

Конспект урока «Средства связи предложений в тексте».

Источник

Что является средствами связи предложений?

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Средства связи предложений в текстеСвязи предложений в русском языке

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

Лексические средства :

Морфологические средства

Синтаксические средства

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные.

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

Самостоятельные части речи

Местоимения:

Наречия

Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета:

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Средства связи предложений в тексте

Отдельные предложения связываются в текст на нескольких уровнях – грамматическом и смысловом. Грамматический уровень говорит о том, что связь существует на уровне форм слов (они зависят от форм лексических единиц из соседнего предложения), а смысловой – что они связаны между собой лексически. Данная тема считается достаточно сложной, и поэтому она изучается уже в 5 классе.

Основных средств связи слов лексического характера несколько. Прежде всего это повторы – одного и того же слова или однокоренных слов: Прочитанный рассказ поразил их. В этом рассказе как будто описывалась жизнь их деревни.

Также к таким средствам относится использование синонимов и антонимов: Противник наставляет. Союзник поддерживает или Лось шел по лесу спокойно. Сохатый не чуял охотников.

Описательные обороты также служат для того, чтобы связь предложений в тексте была крепкой: Дорога убегала вдаль. Стремительная река жизни не позволяла деревням вдоль тракта захиреть.

Особым средством связи слов в предложении выступает синтаксический параллелизм, то есть такой прием, когда в двух предложениях соблюдается совершенно одинаковый порядок членов предложения и частей речи. Например: Умение говорить – искусство. Умение молчать – дар.

Существуют разные способы для того, чтобы связать слова в предложении грамматически. Прежде всего для этого используются личные местоимения. Например: Я слушаю сейчас пение ручья. Он заливается подобно соловью.

Указательные местоимения также могут выступать в связующей роли и выполнять соответствующую функцию очень эффективно: Соловьи пели где-то вдалеке. Это пение было незабываемым.

Следующий вариант, как можно грамматически связать между собой предложения – это местоименные наречия. Вот пример их использования: Он знал, что его рассказ поможет матери пережить горе, а значит, нужно просто продолжать говорить. Так он и делал.

Союзы, которые ставятся не между частями предложения, а между двумя предложениями, также служат грамматическим средством их связи: Гремел победоносно июль. И вся природа склонялась перед ним в почтительном уважении.

Вводные слова и конструкции, такие как однако, одним словом и им подобные – еще один вариант построения связи. Ему было нехорошо. Однако обращаться в больницу он в любом случае не собирался. Для той же цели можно использовать и частицы: Он пришел в гости с букетом и коробкой пирожных. Неужели просто так?

Неполные предложения – это также хороший способ связать между собой части текста: Ни за что не угадаешь, о чем мы говорили! О фильмах и музыке, которые мы любим!

Глаголы, которые использованы в одной грамматической форме, очень гармонично связывают предложения между собой: Наступила ночь. Появились звезды. Луна прятала от людей свою красоту.

Наконец, для этой же цели используют риторические вопросы: Мы должны вернуться. Можно ли забыть свою малую родину?

Кроме способов связи слов внутри предложения, есть еще те, которые помогают связывать предложения между собой, чтобы в итоге получилось цельное высказывание или текст. Все эти способы делятся на две большие группы – лексические и грамматические.

В первую входят и повторы слов, и использование синонимов или антонимов, и описательные обороты.

Грамматические способы – это использование неполных предложений, личные и указательные местоимения, союзы, вводные слова (конструкции) и местоименные наречия, которые позволяют создать завершенную мысль.

Источник

Видео

Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1

Русский язык | Средства связи предложений в тексте.  Часть 1

способы связи предложений

способы связи предложений

Решаем вместе 25 задание ЕГЭ (средства связи предложений в тексте)

Решаем вместе 25 задание ЕГЭ (средства связи предложений в тексте)

ЕГЭ задание 2: Средства связи предложений в тексте

ЕГЭ задание 2: Средства связи предложений в тексте

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 2

Русский язык | Средства связи предложений в тексте.  Часть 2

6 класс - Русский язык - Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

6 класс - Русский язык - Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Способы и средства связи предложений и частей текста

Способы и средства связи предложений и частей текста

Задание 25. ЕГЭ по русскому языку 2020. Средства связи предложений в тексте.

Задание 25. ЕГЭ по русскому языку 2020. Средства связи предложений в тексте.

ЕГЭ по русскому языку. Средства связи предложений в тексте

ЕГЭ по русскому языку. Средства связи предложений в тексте
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.