Связующие буквы в русском языке + видео обзор

Орфограммы. № 30. Соединительные гласные О и Е в сложных словах.

№ 30. Соединительные гласные О и Е в сложных словах.

Связующие буквы в русском языке

после основ на твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: газопровод, вольнолюбивый.

После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц, например: пешеход, мореплаватель, птицеводство.

Трудные случаи.

· В некоторых словах в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление.

· В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, кровообращение.

· Слова на ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с буквой и.

Сложные слова с числительными.

· Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: семилетка, десятиметровый, сорокаминутный.

· Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие.

· С буквой о пишется и слово сороконожка.

· Числительное тысяча, входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е, например: тысячелетие.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Землетрясение.

После основы на мягкий согласный пишется Е.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Железобетон.

После основы на твёрдый согласный пишется О.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Классификация.

Слово на -ификация, нет соединительной гласной.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Соединительные гласные

Безударные беглые и соединительные гласные

При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.

Ср. образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о: кровеносный и кровоподтёк, коне водство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение, шерстеобрабатывающий и шерстопрядильный, камне дробилка и камено ломня.

Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея, напр.: бактерионоситель (ср. бактерия), историография (история), религиоведение (религия), химиотерапия (химия), елеопомазание и елеосвящение (елей), трахео бронхит (трахея), музеология (музей), но: музееведение, музеефикация.

Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа (авиабаза, авианосец, авианесущий), аква (акванавт, акватехника), мега (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа (медиакомпания, медиахолдинг), макси (макси юбка), миди (миди платье), милли (миллиметр, миллиграмм), мини (мини турнир), санти (сантиметр), деци (дециметр), поли (поливитамины, политехнический), квази (квазиизлучение, квазинаучный ); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия (планиметрия, дозиметрия ; но ср. сейсмометрия, спектрометрия), -фикация и -фицировать (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация ; но ср. теплофикация, радиофикация ); в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан ); в словах центрифуга, агрикультура (но ср. агрокультура с другим значением).

Примечание 1. Проверкой написания букв на месте соединительных гласных могут служить только сложные существительные с ударными соединительными о, и перед -лог (тексто́лог, вулкано́лог), -граф (лексико́граф, карто́граф, сейсмо́граф), -метр (рентгено́метр, таксо́метр, калори́метр, дози́метр), -лиз (электро́лиз, гидро́лиз).

Примечание 2. В словах минерало́г (из первоначального «минералоло́г ») и минерало́гия перед -лог пишется буква а; то же в словах генеало́г, генеало́гия.

Источник

Соединительные гласные О и Е в сложных словах

В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый.

Соединительная гласная О

После основ на твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: мировоззрение, вольнолюбивый.

В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, кровообращение.

Соединительная гласная Е

После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е, например: мореплаватель, краеведение, пешеход, птицеводство, синеглазый, большекрылый.

В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление.

Примечание

Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с буквой и.

Сложные слова с числительными

Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пятилетка (пяти лет), одиннадцатиметровый (одиннадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).

Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие.

С буквой о пишется и слово сороконожка.

Числительное тысяча, входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е, например: тысячелетие.

Источник

2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов, то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб о глаз ый, тепл о люб ивый, бел о- красн о- голуб ой.

Пар о ход, тысяч е летие, бел о лицый, син е глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

Мал о симпатичный, вечн о зелёный.

Пят и этажный, дв ух дневный, дв у стволка.

Связующие буквы в русском языке

а) путём сращения группы слов в одно слово;

Cум а сшедший, ум а лишённый.

б) с использованием первой части – начальной формы слова;

Врем я препровождение, сем я почка.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Ави а база, кин о фильм, авт о база, мот о гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

Вод о ворот, син е глазый, свеж е выбритый.

В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

Врем я исчисление, врем я препровождение, сем я доля, сем я ножка, сем я почка.

Ср.: семен о хранилище, семен о водство.

Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:

о и е : авто- (авт о база), агро- (агр о химия), био- (би о стимулятор), гео- (ге о политика), гидро- (гидр о узел), зоо- (зо о техник), кино- (кин о альманах), макро- (макр о элемент), метео- (мете о сводка), мото- (мот о спорт), радио- (ради о механика), теле- (тел е очерк), фото- (фот о ателье), электро- (электр о мотор).
Исключение: кин е скоп;

а : авиа- (ави а почта, ави а линия);

Ср.: центр о бежный, агр о школа, электр о бритва, газ о обмен.

Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

ум а лишённый, сум а сшедший, себ я любие, себ я любец.

Пят и кратный, пят и этажный, сем и летка, сорок а дневный, полутор а процентный.

Исключения:

Одн о дневный, девян о столетие, ст о летие, тысяч е летие.

Сорок о ножка, сорок о уст.

Тр е нога, тр е угольник, тр е угольный, тр е уголка.

Источник

Способы словообразования

Соединительные О и Е в сложных словах — тема простая. И здесь достаточно понять принцип. Образуется новое понятие из двух не связанных между собой слов. Два понятия — это два корня. Соединяет их гласная (морфема) О или Е.

Однако не следует путать сочетание основ с другими приемами словообразования, которые более сложные и запутанные. Существует 4 основных способа словообразования в русском языке. Их нужно уметь различать.

В 5 классе рассматриваются все эти виды словообразования. И соединение основ — это самый простой способ. С него всегда и начинается изучение темы.

Корни существительного просто складываются. Буквы О или Е в этих случаях не несут смысловой нагрузки. Они только добавляют звук. Иначе слово неудобно читать и произносить. Такое выражение на письме будет выделяться своим неорганичным видом, а в речи мешает восприятию информации.

Соединительные гласные О и Е

Называются сложными те слова, которые состоят из 2 корней. Соединительные морфемы позволяют создать из двух отдельных слов одно. Причем звучит новообразованное существительное при этом более гармонично.

Примеры сложных существительных:

Понятие «пешеход» заменяет длинное словосочетание — пеший ход. В речи можно образовать новые конструкции. Сочетание основ не имеет границ. Совершение словообразования — это сложная тема. И здесь нужно упомянуть, что есть множество исключений из правил. Следует запомнить — агротехника, экстракласс, постскриптум пишутся без соединительной гласной.

Когда пишем О, а когда Е

Сложение полных основ с помощью соединительных гласных происходит согласно одному правилу. После мягких согласных пишется Е, а после твердых — О. После твердых звуков Ж, Ш, Ц писать необходимо Е — птицелов.

Подберем иные простые примеры:

Выбор морфемы зависит именно от звучания стоящей впереди буквы. И в одних случаях может писаться Е, тогда как в других — О. Совершение слияния основ должно происходить гармонично, не нарушая общей динамики и благозвучности речи.

Если имеется два корня, и сложное существительное не является исключением, то используется одна из соединительных гласных.

Но бывает, что понятие только на первый взгляд состоит из двух корней. Иногда О является не вставным соединительным элементом, а частью иностранной приставки. Тогда это правило, естественно, выполняться не будет. Примеры таких приставок — авто-, психо-, аудио-, мото-, стерео-. Их много. Слова с этими приставками пишутся слитно. Без исключений.

Реже встречаются сложные слова, имеющие в своем составе 3 основы. Например: автомотоклуб, библиотековедение, хронобиология, вертолетостроение. Соединительные гласные в сложных словах с тремя основами пишутся по тем же правилам.

Встречаются существительные с двумя или тремя корнями, которые соединены без всякой гласной. Например, ветсанэкспертиза. Это нужно запомнить.

Чтобы точно знать, какие корни используются, школьнику можно заглядывать в орфографический словарь. Ведь его лексический запас еще мал.

Тренировка правописания

Чтобы выучить урок, касающийся слов с соединительной гласной, примеры можно взять в любой книге или стихотворении. В первых трех абзацах любого учебника хороший ученик быстро найдёт предложения со сложными существительными или прилагательными и сможет объяснить их правописание.

Однако работа по изучению этой темы будет еще более эффективной после выполнения упражнений по самостоятельному сложению простых слов в сложные.

Желательно выполнить такие упражнения:

Двухкорневую основу могут иметь как существительные, так и прилагательные. Такими прилагательными являются: солнцеликий, светлоглазый, слабохарактерный.

Произвести прилагательное просто — нужно только поменять окончание. Например, берем существительное «трудолюбие». Производим из него прилагательное. Какой человек — трудолюбивый. Чем больше основ входит, тем сложнее определить правописание.

Но если запомнить написание слова вибростойкий, к примеру, то и более сложное — ударовибростойкий — уже не пугает. Здесь ведь все то же самое, только добавлена еще одна основа.

Проверка основ

Для облегчения понимания сложения основ учителя помогают учащимся освоить разбор сложного слова. Они учат находить буквы между 2 основами и анализировать причины — почему стоит О, а не Е, или наоборот.

К сложному существительному иногда ставят приставки. При разборе такого сложносочинённого слова желательно подбирать проверочные слова. Подбирая однокоренные слова, определяют, сколько корней в слове и какие они. Тогда ясно — где первый корень, второй; где окончание и приставка.

Разбирая слово, необходимо выделить все основы, затем найти соединительную морфему. И только потом иные словообразующие компоненты — префиксы, суффиксы и другое. Соединительная гласная будет обозначаться квадратом при разборе.

Исключения из правил

Чтобы охарактеризовать личность, предмет или явление, всегда можно подыскать правильное сложное понятие в лексике. При этом используется либо слитное написание (с использованием морфем или без), либо дефисное.

Дефисное написание используется при таком приеме, как повторение основ. Морфемы О и Е уже понятно, как использовать. Но бывают случаи, когда правильно оценить написание сложно. В языке есть множество исключений.

Вот несколько таких примеров.

Есть в русском лексиконе несколько исключений, которые пишутся без использования указанных морфем.

Так как первый корень не сокращается, а в нем остается его собственная гласная, то дополнительная морфема не пишется. Все производные прилагательные из перечисленных существительных также будут иметь такое же написание.

Существительные «вертихвостка» и «сорвиголова» пишутся только с буквой И. Разбираем почему. Сорвиголова образуют два понятия — голова — существительное, а сорви — это глагол. Глагольная часть остается без изменений. Присоединяем вторую основу и более ничего не пишем.

Также в прилагательном «умалишенный» никаких дополнительных согласных нет. Поставить звук О или Е даже не получится. Там уже есть гласная а, и дополнительных букв не надо, это неправильно. Иначе слово неудобно даже произносить.

Если имеется приставка квази- или контр-, то все существительные с такими приставками пишутся слитно и без О или Е.

Мы не можем вписать дополнительный звук, это неверно. Контр — это не отдельный корень, а приставка. Поэтому учитель такие ошибки должен править.

Другое важное исключение. Те слова с двумя основами, в которых первым компонентом является числительное, пишутся слитно и без морфем: трехдневный, пятичасовый.

При написании сложных имен существительных с иностранными приставками или суффиксами в русском языке необходимо пользоваться несколько иным правилом.

Источник

Видео

Русский язык для иностранцев. Урок 2. Произношение русских букв

Русский язык для иностранцев. Урок 2. Произношение русских букв

Послание предков в славянской азбуке 1 часть

Послание предков в славянской азбуке 1 часть

Самая сложная русская буква

Самая сложная русская буква

АЛФАВИТ для малышей от А до Я. Мультик для малышей. Мульт АЗБУКА.

АЛФАВИТ для малышей от  А до Я. Мультик для малышей. Мульт АЗБУКА.

📖Древнеславянская БУКВИЦА.☀Все 49 буквиц☀Полная версия.

📖Древнеславянская БУКВИЦА.☀Все 49 буквиц☀Полная версия.

КВН День Русского языка / Сборник

КВН День Русского языка / Сборник

Танго или Сваты, которые ошиблись (узбекфильм на русском языке) 2010

Танго или Сваты, которые ошиблись (узбекфильм на русском языке) 2010

Говорящие буквы: учим звуки букв. Развивающий мультик для малышей

Говорящие буквы: учим звуки букв. Развивающий мультик для малышей

Изначальный вид Алфавита // Славянская Буквица // сакральный смысл открывается в матрице Мироздани

Изначальный вид Алфавита // Славянская Буквица // сакральный смысл открывается в матрице Мироздани

Уроки русского Звуки и буквы

Уроки русского Звуки и буквы
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.