- Части речи
- Схема частей речи
- Таблица частей речи
- Материалы для презентации
- Морфология
- Торетический материал по русскому языку в таблицах (морфология) консультация по русскому языку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Части речи русского языка и таблица морфологического разбора
- Самостоятельные части речи
- Служебные части речи
- Частями речи называют группы слов, имеющие:
- Морфологические признаки
- Синтаксическую роль в предложении.
- Первый — выучить таблицу признаков и использовать ее
- Второй — понять принцип и научиться «видеть» части речи целиком
- Таблицы по теме «Морфология»
- Видео
Части речи
В современном русском языке 12 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. Причастие и деепричастие являются особой формой глагола.
Части речи делятся на самостоятельные, служебные, и отдельно выделяют междометия. В русском языке существуют также слова, не относящиеся ни к одной части речи: слова «да» и «нет», модальные слова, звукоподражательные слова. Модальные слова выражают отношение высказывания к реальности: несомненно, правда, факт, безусловно, пожалуй, наверно, может быть, авось, чай, кажется, вероятно и другие. Они обычно выступают в роли вводных слов. Это неизменяемые слова, не связаны с другими словами в предложении, поэтому не являются членами предложения.
Примечание. Многие учёные не рассматривают причастие и деепричастие как отдельные части речи и относят к глагольной группе. По мнению таких учёных, в русском языке насчитывается 10 частей речи. В ряде школьных программ (например, в учебнике Т.А.Ладыженской) выделяют ещё одну часть речи: категория состояния. Используйте материал данной статьи с учётом вашей школьной программы.
Схема частей речи
Самостоятельные части речи делятся на изменяемые (склоняемые или спрягаемые) и неизменяемые. Покажем части речи русского языка на схеме:
Таблица частей речи
Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки, 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки могут быть постоянные и непостоянные. У неизменяемых самостоятельных частей речи, служебных частей речи, междометий есть только постоянные морфологические признаки. Самостоятельные части речи являются членами предложений, служебные части речи и междометия — не являются. С точки зрения этих характеристик рассмотрим части речи русского языка:
На страницах самостоятельных и служебных частей речи содержатся таблицы с подробным и сравнительным описанием значений, морфологических признаков и синтаксической ролью частей речи. Покажем обобщённую таблицу значений и морфологических признаков всех частей речи русского языка.
Морфологические признаки | Синтаксическая роль |
---|---|
Имя существительное — предмет (первичное значение) | |
Начальная форма — именительный падеж, единственное число. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение. Непостоянные признаки: падеж, число. | Подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого. |
Имя прилагательное — признак предмета | |
Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. Непостоянные признаки: сравнительная и превосходная степень (у качественных), полное или краткое (у качественных), падеж, число, род (в единственном числе). | Определение, именная часть составного сказуемого, сказуемое (в краткой форме). |
Имя числительное — количество или порядок предметов при счёте | |
Начальная форма — именительный падеж. Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, целое, дробное или собирательное. Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть) | Количественные — любой член предложения. Порядковые — определение, именная часть составного сказуемого. |
Местоимение — указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их | |
Начальная форма — именительный падеж, единственное число. Постоянные признаки: разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное), лицо (у личных местоимений). Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть). | Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство. |
Глагол — действие или состояние предмета | |
Начальная форма — неопределённая форма (инфинитив). Постоянные признаки: вид, спряжение переходность. Непостоянные признаки: наклонение, число, время, лицо, род. | Инфинитив — любой член предложения. Личные формы — сказуемое. |
Причастие — признак предмета по действию | |
Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род. Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид. Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (в полной форме), число, род. | Определение. Краткие страдательные — именная часть составного сказуемого. |
Деепричастие — добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом | |
Начальная форма — неопределённая форма глагола. Постоянные признаки: неизменяемая форма, совершенный и несовершенный вид, переходность*, возвратность*. * В ряде школьных программ признаки переходности и возвратности не рассматриваются. | Обстоятельство. |
Наречие — признак действия предмета или другого признака | |
Группы по значению: наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели. Степени сравнения: сравнительная и превосходная (если есть). Неизменяемость. | Обстоятельство. |
Предлог — выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов | |
Неизменяемость. Производные и непроизводные. | Не являются членами предложения. |
Союз — связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного | |
Неизменяемость. Сочинительные и подчинительные. | Не являются членами предложения. |
Частица — вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова | |
Неизменяемость. Формообразующие, отрицательные и модальные. | Не являются членами предложения. |
Междометие — выражает, но не называет различные чувства и побуждения | |
Неизменяемость. Производные и непроизводные. | Не являются членами предложения. |
Материалы для презентации
Материалы по частям речи для подготовки презентации учащимися 5-7 классов. Кликните по нужной картинке — она откроется в отдельной вкладке, нажмите CTRL+S на компьютере или выберите иконку сохранения на мобильном устройстве, чтобы сохранить картинку.
Картинки со схемой: схема частей речи (белый фон), схема частей речи (прозрачный фон)
Картинки с таблицами: части речи, самостоятельные части речи, служебные части речи, междометие
Морфология
Морфология (от греч. «форма слова») — раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. Здесь важно, как то или иное слово грамматически оформлено в предложении, и какие грамматические значения в нем выражены.
Ниже приводится сводная таблица всех морфологических признаков с указанием значений. Части речи, которым свойственны те или иные морфологические признаки, перечислены в отдельном столбце.
Морфологический признак | Значения | Часть речи |
---|---|---|
Категория рода | мужской, женский, средний | Существительные, прилагательные, глаголы прошедшего времени, причастия; Притяжательные, определительные, указательные местоимения, некоторые отрицательные, вопросительные и относительные местоимения |
Категория числа | единственное, множественное | Существительные, прилагательные, глаголы, причастия; Притяжательные, определительные, указательные местоимения, некоторые отрицательные, вопросительные и относительные местоимения |
Категория падежа | именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный | Существительные, прилагательные, порядковые числительные, притяжательные, определительные, указательные местоимения, некоторые отрицательные, вопросительные и относительные местоимения, причастия в полной форме |
Склонение | Первое, второе, третье | Имена существительные |
Собственное или нарицательное | Имена существительные | |
Одушевленное или неодушевленное | Имена существительные | |
Степень сравнения | сравнительная, превосходная | Качественные прилагательные, наречия |
Полная или краткая форма | Имена прилагательные и страдательные причастия | |
Качественное, относительное, притяжательное | Имя прилагательное | |
Личное, относительное, неопределенное, определительное, относительное, отрицательное, притяжательное, указательное и возвратное «себя» | Местоимения количественное или порядковое; Числительные | |
Простое или составное | Числительные, предлоги, союзы | |
Лицо | 1, 2, 3 | Личные местоимения, глаголы настоящего времени. |
Вид | Совершенный, несовершенный | Глаголы, деепричастия, причастия |
Переходный или непереходный | Глаголы | |
Спряжение | I, II | Глаголы |
Время | прошедшее, настоящее, будущее | Глаголы в изъявительном наклонении и причастия |
Наклонение | изъявительное, повелительное, условное | Глагол |
Возвратные, невозвратные | Глагол, деепричастие | |
Действительные или страдательные | Причастия | |
Производные и непроизводные | Предлоги | |
Подчинительные и сочинительные | Союзы |
Переходность и непереходность иногда также рассматривается у деепричастий.
Торетический материал по русскому языку в таблицах (морфология)
консультация по русскому языку по теме
Таблицы по русскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ч.речи, нач. форма, грамматич. знач-е
1. Существительное (И.п.,ед.ч),
Собственное/ нарицательное (название единичного предмета /однородных предметов);
Подлежащее сказуемое определение (приложение) дополнение обстоятельство
признак предмета (какой?чей?)
Разряд. Качественные : имеют степени сравнения (простая сравнительная – добрее, шире – не изм-ся; составная сравнительная – более/менее добрая;
Простая превосходная – добрейший, широчайший, составная сравнительная – самый добрый);
Относительные : не имеют степени сравнения – городской, кожаный
Притяжательные : указывают на принадлежность (чей?)-мамин, лисий
Для кач-ых : степень сравнения, полная или краткая форма (каков?какова?каково?каковы?)
в краткой форме–число, род (в ед.ч.); для всех разрядов – падеж, число, род (в ед.ч.)
и в прост. сравн. форме – сказуемое
количество, число ((сколько?)
(м.р., им.п., ед.ч.) порядок при счете (который?)
П ростое/составное (сто/ сто пятьдесят), количественное (семь) порядковое (седьмой)
Для количественных : разряд : целое (пять, пятнадцать)
дробное (5,6; полтора, полтораста)
2 Склоняются обе части числ.
Ип пятьсот пятьдесят;
Для порядковых –число, род (в ед.ч.) падеж (в составных при склонении изм-ся последнее слово)
Колич-ые: любой член предложения;
4. Местоимение (им.п. или м.р, им.п., ед.ч) указывает на предмет, признак, количество, но не называет (вопросы сущ., прилаг., числит)
Тип – м.-сущ, м-.прлаг, м-числит. Разряды:
3. притяжательные – мой-наш, твой-ваш, свой, его, ее их
5. относительные – кто, что, какой,чей, каков, который, сколько – служат для связи простых предложений в [ ],( )
6.отрицатеьные – ни + вопрос. м.никого, некого, нечего
7. неопределенные – не, кое, то, либо, нибудь + вопр. мест кто-то
Те же члены предложения, что и части речи, которые заменяют местоимения
ифинитив = неопре деленная форма глагола(что делать? что сделать?)
Вид (несовершенный- что делать?// совершенный – что сделать?);
переходность (переходные – употребляются с сущ. в В.п без предлога- писать (кого?что?)// непереходные)
спряжение (1,2, разноспрягаемые – хотеть, бежать)
Инфинитив – не имеет непост.пр
в повелительном –имеют лицо (2,3) число ( беги, бегите, пусть бегут ) в условном изм. по числам и родам (в ед) бежал бы, бежали бы
Инфинитив – подлежащее сказуемое определение дополнение обстоятельство
6.Причастие (м.р., ед.ч., им.п.)
признак предмета по действию (какой?)
Действительное – суффиксы – ащ(ящ), ущ(ющ), ш, вш // страдательное – суффиксы – ом,ем,им, т, нн, енн ( видевший/ видимый )
Время : настоящее – суффиксы ащ(ящ),ущ(ющ), ом, ем,им
прошедшее – суффиксы ш, вш, нн, енн, т нн, енн.
В полной форме определение, в краткой –сказуемое
добавочное действие (что делая? Что сделав?)
Разряд по значению : времени – когда?; места – где? цели – зачем?С какой целью?; причины- почему?
образа действия – как? каким образом?
меры и степени – в какой мере? В какой степени?
Степень сравнения (если есть) – простая сравнительная – красивее, более красиво; превосходная – красивее всех
Обстоятельст редко определение, сказуемое
9.Категория состо- яния – состояние человека, природы окружающей среды
Степень сравнения (если есть)
Сказуемое в безличном предлож. (На улице тихо)
Служебные части речи
1.Предлоги выражают зависимость слов в сло/соч и предл.ожении
Простые/составные. Непроизводные – по, в на через, между, из-за, из-под, по-за, по-над
Не являются чл. Предлож., но входят в их состав вместе с сам. Ч. Речи
Не являются членами предложения
Не явл-ся чл.предл., но могут входить в их состав.
Части речи русского языка и таблица морфологического разбора
Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками.
В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.
На основании этих признаков в морфологической системе русского языка можно выделить следующие части речи:
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Частями речи называют группы слов, имеющие:
В школе ученик должен
1 ) Уметь распознавать части речи
2 ) Анализировать и определять:
Морфологические признаки
Синтаксическую роль в предложении.
Части речи в школе изучаются с первого класса. С каждым годом каждая часть речи для ребенка раскрывается все больше и больше, и уже к концу четвертого класса дети могут делать фактически полный морфологический разбор.
Однако, не все так просто и радужно.
Дело в том, что последовательное углубление в материал по каждой части речи имеет один минус. Ребенок не успевает вникать и понимать, а так же видеть полную картину.
В четвертом классе дети знакомятся с новой частью речи — наречие.
В пятом-шестом классах с причастием и деепричастием. Только к окончанию школы у ребенка формируется полная картина.
Часть информации забывается, и ребенок не успевает сделать обобщение и видеть все части речи русского языка целиком.
Дети путают что нужно в какой части речи определять, забывают постоянные и непостоянные признаки, путают виды разборов. Не знают, какие части речи служебные, а какие самостоятельные и чем они отличаются.
И если взрослому человеку кажется, что это возможно, не важно и не мешает жить и писать грамотно, то для учащихся — это критично.
Из-за незнания частей речи и непонимая принципов организации структуры языка, дети ошибаются в контрольных и экзаменах. Имеют низкие оценки.
Многие выпускники к моменту ЕГЭ не знают, чем причастие отличается от деепричастия и не могут правильно ответить на вопросы теста.
Первый — выучить таблицу признаков и использовать ее
Части речи | Постоянные признаки | Непостоянные признаки |
Имя существительное | 1)одушевлённое – неодушевлённое |
2)падеж
2)полное или краткое (у качественных)
3)степень сравнения (у качественных)
3)падеж
2)количественное или порядковое
3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)
3)число (у порядковых)
2)лицо (у личных)
1)число, род (имеют не все местоимения)
4) переходность
2) время (в изъявительном наклонении)
3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении)
4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения)
5)число
4)возвратность
4)падеж
3)возвратность
2)значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины)
3) степень сравнения
Второй — понять принцип и научиться «видеть» части речи целиком
Сегодня мы получаем столько информации в неделю, сколько двести лет назад человек получал за всю свою жизнь.
Потому что запомнить большой поток информации так же, как это делали люди раньше невозможно. Старые методы не работают.
Используйте техники эффективного обучения. Можно «разложить» части речи в интеллект-карту, объединив их и визуализируя признаки.
Используя склонность мозга функционировать в духе гештальта, т. е. целостного восприятия, можно попросту пририсовывать пустые ветви к ключевым словам, и рано или поздно мозг найдет способ заполнить зияющие пустоты.
Ребенок услышит в классе новую информацию про существительное — и она сразу же «запишется» к уже имеющейся, а не просто так где-то «просядет».
Такой подход позволяет добиться главного — понимания и полного запоминания информации для ее дальнейшего использования.
Так как не все из нас учителя русского языка и не каждый умеет составлять интеллект-карты правильно, в это воскресенье мы проведем тренинг, на котором разберем всю морфологию русского языка за один день и запомним ее!
Пройти программу могут как взрослые для повышения своей эрудиции и помощи детям, так и учащиеся старших классов для успешной подготовки и сдачи экзаменов.
Программа будет полезна преподавателям и репетиторам для повышения эффективности своей работы.
Для занятия вам понадобятся листы А4 и фломастеры.
Немного чувства юмора и отличное настроение. Занятие будет носить практический характер.
Записывайтесь на однодневный тренинг, который пройдет 9 апреля в 12:00 «Речьландия. Все части речи русского языка за день»
Сделайте инвестицию в обучение Ваших детей и она уже до конца этого учебного года окупиться хорошими оценками и сокращением времени на уроки
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Таблицы по теме «Морфология»
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
Какой? Чей? Признак предмета
Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их
Количество, порядок при счёте
Что делать? Что сделать? Действие предмета
Что делая? Что сделав? Добавочное действие
Какой? Признак предмета по действию
Не зависит от других слов, явл-ся сказуемыми в предложениях, где нет подлежащего. Не изменяется
Признак действия или признак признака
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Состояние окружающей среды
Уютно, шумно, пустынно
Состояние необходимости, возможности
Нельзя, можно, нужно, необходимо
Больно, лень, боязно
для связи предло-жений и однород-ных членов предло-жения (и,а,но,что, где, или, то…то, когда)
для связи слов в словосочетании (в, на, у, возле, около, согласно)
вносят дополни-тельные смысловые оттенки
служат для выражения чувств (ай, ой, ах, ну, а…)
(ха-ха, ку-ку, тик-так, пиф-паф…)
Грустно, весело, жаль, стыдно, радостно
Дом, солнце, синева, поле, сестра, доброта
Может быть любым членом предложения:
Я люблю свой город Губкин.
В городе много цветов
Имеет морфологические признаки
Стул, конь, горе, село, океан
Рожь, ночь, печь, тушь
Семя, темя, вымя, бремя, время, знамя, имя, стремя, пламя, племя.
Город Орел, орел, река Оскол
Плакса
—
если прилагательное имеет краткую форму
резкий – резок
— если прилагательное образовано от сущ-х с основой на к, ц, ч
кузне ц – кузнецкий
— в остальных случаях –СК-
Киргиз – киргизский
Июнь – июньский
(но: январь – январский)
ленивый
строптивый
соевый
краевой
есчаный
серебряный
гусиный
стеклянный
оловянный
Искл. милостивый
всегда пишется –И-
усидчивый
завистливый
(день, человек)
соломенный
клюквенный
под ударением без ударения
пунцовый
грошовый
грушевый
Н + Н
Н + Н
каменный
старинный
сохраняется при склонении
столик – столика
Д
летчик
пильщик
в осталь- кровельщик
случаях фонарщик
Если перед –ЧИК- стоят К, Ц, Ч, то они заменяются буквой Т
—ЕК- при склонении выпадает
без ударения орешек – орешка
внучек – внучка
Если ударение стоит после суффикса –ЕЦ-
Если ударение предшествует суффиксу
—ОК- при склонении выпадает
под ударением дружок – дружка
бычок – бычка
Пишется всегда с буквой И
После мягких согл. шипящих
заря – зоренька
После твердых согласн.
шуба – шубонька
—ИНА
соломина – соломинка
—
от сущ. на –НЯ, НА
—
от сущ. ж.р.
француженка
умный, высокий, узкий, железных, синий, хитрый, медвежий, лисий.
Имеет морфологические признаки
1. Имеют краткую форму
неумный, недобрый, нехрабрый
3. Имеют степени сравнения
умнее, умнейший, добрее, добрейший
4. Сочетаются с наречиями очень, совсем, довольно
очень умный, совсем узкий
6. Могут иметь ласкательные
7. Модно образовать наречия
1. Отношение к времени
Зимний, ночной, утренний
вареный, копчёный, отопительный
5. Весовая характеристика
Принадлежность лицу или животному
отцов, дядин, медвежий, волчий, журавлиный
Семью семь – сорок девять.
Изложение написали за двадцать минут.
Обозначает количество предметов СКОЛЬКО? Порядок при счете КАКОЙ?
Двое, трое, оба, четверо, обе, семеро
С сущ., которые употребляются только во мн.ч.
Т. шестью двадцатью
П. о шести о двадцати
И. три пятых одна вторая
Р. трех пятых одной второй
Д. трем пятым одной второй
В. три пятых одну вторую
Т. тремя пятыми одной второй
П. о трех пятых об одной второй
И. полтора метра полторы тонны
Р. полутора метров полутора тонн
Д. полутора метрам полутора тоннам
В. полтора метра полторы тонны
Т. полутора метрами полутора тоннами
П. полутора метрах о полутора тоннах
И.В. сорок девяносто сто
Р.Д.Т.П. сорока девяноста ста
И. шестой двадцать пятый
Р. шестого двадцать пятого
Д. шестому двадцать пятому
В. шестой двадцать пятый
Т. шестым двадцать пятым
П. о шестом о двадцать пятом
От 50 до 80 от 500 до 800
И. пятьдесят пятьсот
Р. пят и десят и пят и сот
Д. пят и десят и пят и ст ам
В. пятьдесят пятьсот
Т. пять ю десять ю пять ю ст ами
П. о пят и десят и о пят и ст ах
Р. двоих обоих обеих
Д. двоим обоим обеим
В. двоих обоих обеих
Т. двоими обоими обеими
П. о двоих об обоих об обеих
И. семьсот шестьдесят три
Р. семисот шестидесяти трех
Д. семистам шестидесяти трем
В. семьсот шестьдесят три
Т. семьюстами шестьюдесятью тремя
П. о семистах шестидесяти трех
С помощью приставок
Прыг а ть – прыг ну ть
Замена суффиксов + чередование звуков
Отвеч а ть – ответить
Прощ а ть – простить
Поправл я ть – поправить
Переходными называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе сущ. в винительном падеже без предлога
Провожать (кого?) сестру.
Винительный падеж заменяется Родительным, если
— действие переходит на часть предмета
Выпить (чего?) молока.
[ср. Выпить (что?)] молоко
— если у глагола есть частица НЕ
Все остальные глаголы:
Горные породы разрушаются ветром и водой
Что делать? Что сделать?
Учить, выучить, читать, прочитать
Расскажу я вам сказку.
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною.
Несов.в что делать? Действие не закончено
Читать, знать, бежать
Прочитать, узнать, добежать
Изменение по лицам и числам
Возможность иметь дополнение в Винительном падеже
Умножь, умножьте, неси, несите
Изменяются по числам
(реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить)
Действие возможно при определённом условии
Вырос бы, выросла бы, выросли бы.
Изменяются по числам, а в ед.числе по родам
1л. Мы идем смотрим
2л. Вы идете смотрите
3л. Они идут смотрят
Остальные все глаголы на
— все глаголы на –ИТЬ
(кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
гнать, дышать, слышать, держать
видеть, обидеть, смотреть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть
В прошедшем времени глагола перед Л :
Та я ть – та я л
Кле и ть – кле и л
Слыш а ть – слыш а л
Командов а ть – командов а л
Воюю – воевать
Использую – использовать
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые
Зал и ть – зал и вать – заливаю
Преодол е ть – преодол е вать – преодолеваю
Искл.
Затм и ть – затм е вать-затмеваю
Продл и ть-продл е вать-продлеваю
Застр я ть-застр е вать-застреваю
Назр…вать, забол…вать, над…вать, ослаб…вать, позн…вать, усп…вать, отогр…вать, претерп…вать.
В условном наклонении
Почу я ть – почу я л бы
Постро и ть – постро и л бы
Завис е ть – завис е л бы
В
действительных причастиях прошедшего времени перед
Посе я ть – посе я вший
Обид е ть – обид е вший
Закле и ть – закле и вший
Усва иваю – усваивать
Послед…вать, приз…вать, участв…вать, заканч…вать, шефств…вать, завед…вать, испыт…вать, попроб…вать, приветств…вать, корч…вать, откус…вать, вздраг…вать, рад…ваться
В
полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени перед
Услыш а ть–услыш а нный–услыш а на
Постро и ть–постро е нный–постро е на
Увид е ть – увид е в, увид е вши
Почу я ть – почу я в, почу я вши
Закле и ть – закле и в, закле и вши
указывает на предмет, признак, количество, но не называет его.
Он ответил на мои вопросы.
Чей?
Чей?
ся в вопросительных предложениях
ся для связи простых предложений в составе сложного
Отличие личных местоимений ЕГО, ЕЁ, ИХ
Владимир слушал его и ничего не ответил.
Отвечает на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ? ЧЬИ?
В предложении является дополнением
2. В предложении является несогласованным определением.
3. С тем же предлогом начального Н нет
Спросил у его отца
от притяжательных местоимений ЕГО, ЕЁ,ИХ
Признак предмета по действию
читающий (который читает)
сидящий (который сидит)
летевший (который летел)
По заслугам потомками будет оценена дерзость тех, чья отвага водила полки.
умывающийся
стремившийся
Признак предмета, который сам что-то делает или делал
Признак предмета, с которым что-то делают или делали
Кукла, одеваемая девочкой
Имеют краткую форму
Летящий
глаг. 1 спр. + ущ., ющ.
таять – тающий
глаг. 2 спр. + ащ., ящ.
глаг. 1 спр. + ем., ом.
оберегать – оберегаемый
глаг. 2 спр. + им.,
— обозначает признак предмета
яйцо (какое?) всмятку
дом (какой?) напротив
— признак другого признака
началась (как?) неожиданно
ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?
На улице было прохладно.
Издалека доносилась песня.
На завтрак яйцо всмятку
Неизменяемая часть речи
ПО ЗНАЧЕНИЮ НАРЕЧИЯ ДЕЛЯТСЯ НА РАЗРЯДЫ
Во сколько? Насколько?
Сегодня, утром, рано, накануне, сейчас, давно, вчера, зимой, когда, теперь, тогда
Вдали, наверху, домой, вниз, везде, направо, издали, позади, вблизи, слева
Очень, дважды, пополам, вполне, довольно, совершенно, чрезвычайно, слишком
Летом в Крыму жарко.
Образуется от прилагательных с помощью
1. Не зависит от других слов (этим отличается от наречий)
2. Являются сказуемым в предложениях, где нет подлежащего
У нас ночью светло от звёзд.
3. От слов к.с. могут зависеть глаголы в форме инфинитива:
Темно, светло, тихо, холодно,
морозно, дождливо, солнечно, ветрено, сыро, уютно, чисто,
просторно, тесно, свободно
Поздно, рано, время, пора, далеко, близко, низко, высоко, удобно, плохо, хорошо, трудно, легко, грех, ужас, стыд, позор, видно, слышно
УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА
Действие, обозначаемое деепричастным оборотом или деепричастием, является добавочным при основном действии и относится, как правило, к подлежащему данного предложения:
Сидя в лодке с удочкой, попался на крючок окунь.
Возможно употребление деепричастного оборота при инфинитиве в безличном предложении:
Редактируя рукопись, нужно учитывать не только содержание произведения, но и его общую стилистическую направленность.
Допускается употребление деепричастного оборота при краткой форме прилагательного:
Варвара Васильевна была права, оскорбившись его долгим молчанием по приезде в Петербург.
Нежелательно употребление деепричастного оборота, относящегося к страдательному причастию:
Убежав из дома, мальчик был найден родителями. [разные субъекты действия]
Если сказуемое в пассивной конструкции выражено возвратным глаголом со страдательным значением:
Идея строительства тоннеля обсуждалась специалистами, долго не приводя к конкретным решениям.
Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
— от глаголов на –ЧЬ : жечь, печь, стеречь, беречь, мочь, стричь.
— от глаголов на –НУТЬ- : киснуть, пахнуть, втянуть, тонуть, мокнуть, мёрзнуть.
— от глаголов, у которых в основе наст.вр. нет гласных:
Образуются от глаголов несов.в. наст.времени с помощью
Стуч-ат стуча
Назнача-ют назнача-я
Слуша-ют-ся слушая-сь
Быть – буд-ут будУЧИ
(идучи, едучи, глядючи, умеючи, крадучись
Образуются от глаголов сов.в. прош.вр. с помощью
Написа-л написав
Верну-л-ся верну вши сь
К
основе на согл. + ШИ
Принёс принёс ши
Испёк испек ши
Прищурятся прищур я сь
Читать лежа, спустя рукава, сложа руки, наслаждаясь молча, жить припеваючи
1. Придает отрицательное значение предложению без подлежащего.
Частица НИ употребляется при сущ. в род.п.
Ни шагу назад. Кругом ни деревца
2. Усиливает отрицание, выраженное частицей НЕ или словом НЕТ
Я не слышал НИ звука.
Кругом НЕТ НИ деревца.
3. Придает обобщающее значение относительным местоимениям и наречиям, с помощью которых одно предложение присоединяется к другому в сложном предложении.
Кто ни взглянет на Машино рукоделие, всякий залюбуется. залюбуется.
Куда ни поеду, везде встречаю друзей.
Как ни старался отучить Дика от этой привычки,
я ничего не мог с ним сделать.
4. Одиночное и двойное НИ входит в устойчивые обороты: откуда ни возьмись: как ни в чем не бывало; ни рыба ни мясо; во что бы то ни стало; ни жив ни мёртв, ни два, ни полтора; ни то ни сё; ни дать ни взять.
Ни один (=никто), не один (=много), ни разу (=никогда), не раз (=много раз).
6. Сочетание НИКТО ИНОЙ (другой), НИЧТО ИНОЕ (другое) употребляется в отрицательных предложениях, усиливая отрицательное сказуемое (слово ИНОЙ можно опустить)
Никто иной не поможет в беде, кроме матери (=Никто не поможет в беде, кроме матери)
1. Частица НЕ придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
Со вчерашнего дня мой товарищ уже не редактор газеты.
Я не мог не поехать.
Вы не можете не посмотреть эту телепередачу.
3. В словосочетаниях ЕДВА НЕ, ЧУТЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ
Мы едва не проспали.
Она далеко не красавица.
4. В вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего характера. Часто в таких предложениях употребляется частица ТОЛЬКО:
Кто не пил березового сока!
Кто только не говорит о любви к березе!
5. Сочетание НЕ КТО ИНОЙ (ДРУГОЙ) и НЕ ЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ), КАК
Употребляется в утвердительных предложениях (возможна замена сочетания словами ТОЛЬКО, ИМЕННО )
Это был не кто иной, как Дубровский. (= Это был именно Дубровский).
Не является членом предложения.
ЧАСТИЦЫ ДЕЛЯТСЯ НА РАЗРЯДЫ
БЫ (Б), ДА, ДАВАЙ, ПУСТЬ
Отрицательные НЕ, НИ
Служат для образования условного и повелительного наклонений глаголов
Да здравствует (повел.)
Не маленькая, а большая. (отриц. значение)
Он не мог не помочь мне (полож.)
Что ни (=всё) делал, всё получалось.
Вопросительные : ли, разве, неужели
Указательные: вот, а вот, вон
Уточняющие: именно, как раз
Выделительные: только лишь, почти, исключительно
Восклицательные: что за, как
Усилительные: ведь, уж, всё, все-таки, даже(и), ни, и, же
Сомнение: вряд ли, едва ли
Вряд ли, испытал бы, давай поднимем, всё ж таки, не поздно ли.
Частица –ТАКИ пишется через дефис только после наречий и глаголов и наречий, в остальных случаях раздельно:
Опять-таки, пришел-таки, зайти-то, послушай-ка, ну-с, ну-тка, не найдут-с
Не являются членом предложения.
СОЮЗЫ ДЕЛЯТСЯ НА
Связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (ССП).
Связывают простые предложения в составе сложного с подчинительной связью (СПП).
1. Причинные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что,
благодаря тому что, вследствие того что, в
2. Целевые: чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы
3. Временные: когда, лишь, пока, едва, лишь, только
4. Условные: если, если бы, раз, ли, как, скоро, коли
5. Сравнительные: как, будто, словно, точно, как будто
6. Изъяснительные: что, чтобы, как, будто
7. Уступительные: несмотря на то, что; хотя, как ни
и, да, ни-ни, тоже, также, не только…, но и как…, так и
Или (иль), либо, то-то, не то… не то
События происходят одновременно или следуют друг за другом
Одно явление противопоставляется другому
Чередование событий, возможность одного из них.
Все народы мира хотят, чтобы не было войны.
Наш класс тоже пойдет в музей.
Я также буду учиться в школе.
Мал золотник, зато удал.
О людях не нужно судить по первому впечатлению, потому что оно бывает ошибочным.
Что бы мне почитать о космосе? [Что мне почитать о космосе?]
Мы обнаружили в горах то же озеро, что и геологи.
Я
сделал это так же, как и он.
Я спрятался за то дерево.
О людях нужно судить (по чему?) по тому, что они сделали в жизни полезного.
ПРЕДЛОГИ
Служебная часть речи.
Выражает зависимость сущ., числительных, местоимений от других слов в словосочетании и предложении
Не является членом предложения.
ПРЕДЛОГИ ДЕЛЯТСЯ НА
Употребление предлогов с несколькими падежами
Видео
Морфологическая норма| Русский языкСкачать
Русский язык 10 класс (Урок№11 - Морфология и морфологические нормы.)Скачать
Русский язык 5 класс. Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речиСкачать
Морфология и морфологические нормыСкачать