- Использование таксономии Блума на уроках русского языка и литературы как способ активизации мыслительной деятельности учащихся.
- Использование таксономии Блума на уроках русского языка
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Проектная работа : Использование разноуровневых заданий по таксономии Б. Блума на уроках русского языка и русской словесности как способ оценки успешности обучения
- Видео
Использование таксономии Блума на уроках русского языка и литературы как способ активизации мыслительной деятельности учащихся.
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №4 имени К. Макпалеева»
учитель начальных классов Акшабаева Саян Амантаевна
Использование таксономии Блума на уроках русского языка и литературы как способ активизации мыслительной деятельности учащихся.
Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобными.
С 1 сентября 2013 года организации образования РК приступили к освоению нового Государственного общеобязательного стандарта образования, учебных программ. Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность- это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Таксономия Бенджамина Блума определяет способы классификации, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Каждое задание начинается с глагола. Это связано с тем, что Б. Блум исходил в своей таксономии из того, что деятельность любого рода ассоциируется с определенными действиями.
Для каждого уровня заданий дается перечень глаголов, а также вопросы и мыслительные операции, которые необходимо выявить у обучаемого.
Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Её можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
Данная классификация уровней усвоения учебного материала на основе Матрицы Блума как метод оценки успешности обучения, позволяет четко формулировать дидактические цели при разработке разноуровневых заданий, показывает качество владения обучаемым учебным материалом.
Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках
Возможны два варианта:
по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании.
Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».
Задания первых трех уровней должны быть под силу всем учащимся, если хоть один учащийся не выполнил задания трех уровней, то урок можно считать неудовлетворительным. Обязательно следует к уроку разработать задания всех уровней. Если никто из учеников не выполнил задания шестого уровня, то, возможно, объем предыдущих пяти заданий был велик. Если кто-то из учеников выполнил задание всех шести уровней, а урок еще не закончился, то надо иметь в резерве учебные задания шестого уровня.
После ознакомления с информацией учащиеся приступают к выполнению учебных заданий. Вся работа в классе осуществляется самостоятельно, придерживаясь следующих рекомендации:
1. При этом все ученики находятся в равном положении – одни и те же задания в одно и то же время.
2. При работе на уроке учащиеся не должны мешать друг другу.
3. При появлении вопроса, учащийся поднимает руку, и учитель подходит к нему.
4. Выслушав вопрос не спешите дать ученику ответ, а укажите ему, на что следует обратить внимание и где можно найти ответ на вопрос. Такая деятельность на уроке дает возможность ученику научиться «добывать» знания самому.
5. Каждый ученик начинает с первого задания, работает на протяжении всего урока. Чтобы перейти к следующему заданию ученик поднимает руку, учитель подходит и определяет верно ли выполнено задание, и только потом ученик приступает к выполнению следующего задания. Можно использовать приемы взаимопроверки,
использование «контролера» в малой группе и т.п.
Спорить о ценности классификации педагогических целей Блума можно бесконечно. Но налицо очевидный результат – таксономия явно не теряет своей актуальности. Более того, ей находится применение не только в рамках традиционного образования, но и в совершенно новых моделях, которые предполагают интерактивность обучения и его открытость новым технологиям.
1.Каждая группа составляет свои вопросы по таксономии Блума.
2. Предложен список разнообразных вопросов, каждая группа должна найти среди них свои вопросы, а остальные вычеркнут.
Какие вопросы вы оставили?
Примерные задания по обучению грамоте
3. После повторения классификации вопросов согласно таксономии Блума, классифицировать вопросы по тексту.
Примерные вопросы по Блуму обучение грамоте 1 класс
В. Карасёва «Старый друг»
Назовите автора рассказа.
Перечислите главных героев рассказа.
Каким был зайчик? Каким он стал?
Объясните название рассказа.
Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
Почему зайчик износился?
Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с подобной ситуацией?
Проанализируйте причины, которые привели к тому, что заяц износился. Можно ли было, по вашему мнению, не допустить подобной ситуации.
Какова главная мысль рассказа?
Вспомните пословицы о дружбе?
Как бы вы поступили на месте Светланы?
Чтобы вы порекомендовали бы Вите, Юре, Гале?
1. Руководство для учителей. Третий (базовый) уровень. 3-е издание – АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.
3. Дайана Халпер, Психология критического мышления.
4. Ильюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся
Использование таксономии Блума на уроках русского языка
Использование таксономии Блума на уроках русского языка
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
— конструирование педагогом-мастером перед участниками мастер-класса авторской модели использования таксономии Блума на уроках русского языка.
— обучение участников мастер-класса навыкам составления вопросов по каждому уровню развития познавательных способностей и способам достижения намеченных результатов;
— демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;
— популяризация его инновационных идей, авторских находок;
— оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.
Ожидаемыми результатами может быть:
— понимание участниками сути использования таксономии Блума на уроках русского языка
— практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
— активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
— повышение уровня их профессиональной компетентности по таксономии Блума;
— рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера.
Актуализация опыта присутствующих по теме мастер-класса.
Что вы знаете о таксономии Блума?
— Вы используете таксономию Блума на уроке?
— Если да, то с какой целью?
— Если нет, то почему?
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой слушателем, группой слушателей.
— Что нам дает таксономия Блума?
Даем определение таксономии Блума.
Таксономия Блума – иерархия уровней развития познавательных способностей. В «основании пирамиды» находятся знания, на вершине оценка.
Краткая характеристика результативности используемой технологии.
1)Ребенок учится находить аргументы для обоснования своей точки зрения.
2)Учится применять знания, анализировать свою работу, оценивать важность полученной информации в жизни.
3) Формирует в своем сознании метапредметные навыки.
Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
Рассказ педагога о применении таксономии Блума на уроках русского языка.
— Мы хотим представить вам фрагмент урока во 2 классе
Цель урока: создавать короткий текст- описание игрушки/ животного/объектов природы (по выбору), текст-повествование на заданную тему; участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других.
Олег и Миша были друзьями.
Они везде были вместе. Оба учились на пятёрки. На олимпиаде по математике Олег занял первое место. Все поздравили Олега, только Миша ничего не сказал. На другой день Миша пересел на другую парту. Олегу он сказал, что ему плохо видно то, что пишут на классной доске.
Олег не понял, что произошло с другом.
— Как вы объясните поступок Миши? (Почему он не поздравил Олега?)
— Как бы вы поступили на месте Миши?
— Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой? ( Мишу другом)
— Как должны поступать друзья? Составьте свод правил для друзей
— Будете ли вы следовать этим правилам?
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками).
Смотреть ниже, после мастер-класса
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока/части урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
Обсуждение авторских моделей урока/части урока (занятия) слушателями.
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) и информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.
Постановка цели и задач мастер-класса, активизация деятельности его участников (тренинг, разминка и т.п.).
Таблицы, рисунки, схемы и другие материалы иллюстративного, вспомогательного или справочного характера
Использованные в работе литературные и другие источники оформляются общим пронумерованным списком в строгом алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 или ГОСТ Р 7.0.11–2011
Разработка урока для мастер-класса
Все смогут: прочитать текст и передать содержание текста, отличит рассказ от др. произведении;
Большинство смогут: рассказть о друге опираясь на опорные слова
Некоторые смогут: составить правила дружбы или рассказ о дружбе
Форма работы, ресурсы
Учитель предлагает рассмотреть серию картинок «Мой
школьный день» и исправить ошибки в хронологии.
Учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма
о школе назвать его героев по-разному:
Высказать, что больше всего в этой истории п онравилось.
Кем являются друг для друга дети, которые учатся в одном классе?
Как называют ребят одного возраста?
Объявление темы, постановка цели
Исправляют ошибки в хронологии
Смотрят мультфильм, выполняют задание.
Д ети, школьники, одноклассники (ожидаемый ответ)
Сверстники (один –два ученика возможно ответят)
Учитель предлагает познакомиться с новыми
Одноклассники – сверстники – друзья. Объяснить их
лексическое значение, что их объединяет. Учитель предлагает послушать текст-ситуацию.
Олег и Миша были друзьями.
Они везде были вместе. Оба учились на пятёрки. На олимпиаде по математике Олег занял первое место. Все поздравили Олега, только Миша ничего не сказал. На другой день Миша пересел на другую парту. Олегу он сказал, что ему плохо видно то, что пишут на классной доске.
Олег не понял, что произошло с другом
— Как вы объясните поступок Миши? (Почему он не поздравил Олега?)
— Как бы вы поступили на месте Миши?
— Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой? ( Мишу другом)
— Как должны поступать друзья? Составьте свод правил для друзей
— Будете ли вы следовать этим правилам?
Работа по учебнику.
Прочитайте определение слова дружба.
Читают и оценивают свом ответы, сравнивая с объяснениями данными в учебнике.
Отвечают на вопросы, правила составляют в группах. Каждая группа предоставляет свои правила.
Читают по учебнику. Принимают участие в диалоге.
Составляют рассказ о дружбе или про друга используя опроные слова.
Отвечают друг другу и производят взаимопроверку по учебнику.
Работа в малых группах
Прием «Корзина идей»
Номер материала: ДБ-901788
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проектная работа : Использование разноуровневых заданий по таксономии Б. Блума на уроках русского языка и русской словесности как способ оценки успешности обучения
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Филиал акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации « Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников
по Западно-Казахстанской области»
Использование разноуровневых заданий по таксономии Б. Блума на уроках русского языка и русской словесности как способ оценки успешности обучения
Подготовили: Хусаинова А.М.
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждой личности в отдельности.
К педагогической оценке предъявляются обычно два основных требования.
С одной стороны, требование объективности – оценка должна строго и точно показывать соотношение между реально достигнутыми результатами в обучении и теми, которых требовалось достичь согласно программам.
С другой стороны, требование быть справедливой по отношению к обучающимся, учитывать труд, старания, настойчивость, вложенные ими в достигнутый результат
Педагоги на практике постоянно ощущают внутреннее противоречие требований, предъявляемых к оценочной деятельности, и, несмотря на стремление удовлетворить им обоим, невольно нарушают то требование объективности, предпочитая интересы ученика, то требование справедливости в угоду объективности. Оценочные суждения в виде вербальных оценок не позволяет оценивать все многообразие учебного труда обучающихся, степень усвоения ими учебного материала, уровень сформированности у них умений и навыков, их усердие, настойчивость, активность, прилежание, одаренность, нестандартность мышления и т.п.
Как выход из сложившейся ситуации Н.М.Зверева видится использование уровневого подхода в обучении учащихся, а также и в оценивании их достижений
Актуальность. Сегодня актуальной является разработка такого подхода к оцениванию образовательных результатов учащихся, который позволил бы устранить противоречия между функцией оценки и существующей системой оценивания, сумел бы связать оценку с индивидуальным накоплением образовательных ресурсов (знаний, умений, компетенций). На наш взгляд, эту проблему наиболее полно решает таксономия Б.Блума, так как одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках учителя-практика при оценке результатов обучения.
Проблема проектной работы заключается в выявлении вопроса, каким образом разноуровневые задания по таксономии Б.Блума способствуют выявлению оценки успешности обучения.
Цель: разработать систему разноуровневых заданий по таксономии Б.Блума с использованием техник учения по руссскому языку и русской словесности.
*систематизировать теоретический материал по теме.
*разработать наиболее эффективные разноуровневые задания для оценки успешности обучения.
*отобрать наиболее оптимальные техники учения при изучении темы.
Объект исследования: разноуровневые задания
Предмет исследования: методики разноуровневых заданий
Гипотеза: Если разноуровневые задания, то объективно оценены результаты обучения.
Таксономия образовательных целей Б.Блума
В зарубежной педагогике наиболее активно на современном этапе пропагандируется таксономия 6 уровней усвоения знаний Б.Блума и соответствующая методика задавания продуктивных вопросов.
Бенжамин Блум (1913-1999) – американский психолог и педагог. Окончил Пенсильванский университет, получил здесь степени бакалавра и магистра. В 1942 году получил степень доктора в Чикагском университете. В 1965-66 г. Был президентом объединения исследователей просвещения вСША.
В 60-е годы он выпустил две книги с известной таксономией Б.Блума: «Стабильность и изменение человеческих характеристик» и «Классификация образовательных целей». Изложение его теории в советский период было приведено в учебнике В.Окония «Введение в общую дидактику».
Традиционная таксономия образовательных целей Б.Блума
Определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.
Понимать значение, перефразировать главную мысль.
Обобщать, преобразовывать, защищать, префразировать, интерпретировать, давать примеры.
Использовать информацию или концепцию в новой ситуации
Выстраивать, воздавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить.
Разделять информацию или концепции на части для лучшего понимания
Сравнить/противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить
Соединить идеи для создания чего-то нового
Группировать, обобщать, реконструировать.
Делать суждения относительно ценности
Оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать
Приведем описание уровней и методику задавания вопросов данного уровня (клише начала вопроса).
— Знание – подразумевает запоминание и воспроизведение материала любой сложности (факты, понятия, правила и т.п.). В случае, если ученик воспроизводит термины, конкретные факты, правила, то цель считается достигнутой.
Вопросы: Назовите… В каком году…? Где происходило…? Перечислите…
— Понимание – означает усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпретации. В данном случае студент понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики; на основе данных предположительно характеризует будущие последствия. Объясняет значение информации.
Вопросы: Закончите фразу… Что вы узнали…? Почему…? Преобразуйте выражение… Объясните взаимосвязь… Расскажите своими словами…
— Применение – умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и новых условиях. Ученик использует ранее изученную информацию в стандартных и новых ситуациях, демонстрирует их правильное применение. Важным является использование знаний, получаемых на практике.
Вопросы: Объясните цель применения… Решите задачу несколькими способами… Какая теория объясняет данное явление…? Проверьте предположение, гипотезу… Проверьте выводы…
— Анализ – умение выделять отдельные элементы структуры материала, определять взаимосвязь элементов и логику взаимосвязи.
Вопросы: Какова структура…? Классифицируйте… Что является следствием…? Сравните… проанализируйте причины….
— синтез – умение объединить элементы в целое. Ученик пишет творческую работу, предлагает план проведение эксперимента, использует знание из разных областей. Уровень предполагает творческую переработку информации таким образом, что создается новое целое. Соединяет части, чтобы сформировать новые итегрированное целое.
Вопросы: найдите решение… предложите алгоритм… найдите альтернативу… составьте из элементов… каковы возможные обьяснения…? Сделайте выводы… систематизируйте…
— оценка – умение оценить качество и значение материала на основе критериев(заданных педагогом или выработонных самим учеником). Ученик выделяет критерии и следует им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, приводит различия между фактами и оценочными суждениями. Формулирует суждения о достоинствах идей.
Вопросы: оцените логику… опешите достоинства… выделите критерии… соответсвуют ли…? Что вы думаете о…? на сколько верны выводы…
Уточненная таксономия Б.Блума
В 1999 году Лори Андерсон и его коллеги разработали обновленную версию таксономии Б. Блума. По скольку уточненный вариант таксономии вызовет интерес у педагогов, приведем выдержку с сайта проекта «разработка эффективных проектов» в незначительно сокращенном варианте.
В соответствие с этой таксономии каждый уровень знания может соотносится с каждым уровнем когнитивного процесса, так что учащийся может помнить фактическое и процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактические знания. Осмысленное обучение предоставляет учащимся как само знание, так и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем.
Изменение когнитивных процессов
Помнить – извлекоть необжодимую информацию из памяти
Узнавать лягушек на рисунках с различными видами амфибий.
Найдите примеры, имеющие форму ровнобедренного треугольника, вокруг вас
Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.
Назвать трех ученых девятнадцатого века в области биологии.
Написать по памяти таблицу умножения.
Воспроизвести химическую форму четырех хлористого углерода
Понимать – создавать значения на базе учебных материалов или опыта
— представить задачу в виде алгебраического уравнения
— нарисовать схему процесса пищеварения
-пересказать второе иннаугурационное обращение Линкольна.
— Найти пример текста, написанного по принципу потока сознания.
— Назвать млекопитающее, которое живет в вашей местности.
— Назвать четные и нечетные числа.
— Перечислить типы правления в современных африканских странах.
— Соотнесите животных с их видами.
— Придумать заголовок для короткого абзаца.
— Перечислить основные аргументы в защиту смертной казни, приводимые на данном вебсайте.
Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Правильно ли я понял.
Как можно применить.
Что можно сделать из.
В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Таксономия Блума определяет способы классификации, начиная от простейших учебных действий до самых сложных.
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.
1 уровень- 5-7 заданий
2 уровень-1-2 задания
3 уровень- 5 заданий
4 уровень- 1 задание
5 уровень- 1 задание
6 уровень- 1-2 задания
За первые три уровня(12-13 заданий)- оценка «3»
Примеры обобщенных типов учебных целей
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала— от конкретных фактов до целостной теории.
К целям этого уровня относятся специфические знания (даты, факты, числа, термины, названия; процедурные знания критерии, направления, категории, классы); абстрактные знания (принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры идр.).
Ученик
знает (запоминает и воспроизводит) термины и основные понятия, конкретные факты, методы и процедуры, правила и принципы.
Ученик способен преобразовывать (транслировать) материал из одной формы выражения в другую (например, из словесной— в числовую или образную), интерпретировать полученные сведения, строить предположения о дальнейшем ходе явлений.
Ученик
Понимает факты, правила, принципы.
Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы.
Преобразует материал в другие формы.
Описывает возможные последствия на основе имеющихся данных.
3.Применение
Эта категория обозначает способность использовать изученный материал в заданных условиях и новых ситуациях.
Ученик
Использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях.
Демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
4.Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.
Ученик
Выделяет скрытые (неявные) предположения.
Видит ошибки и упущения в логике рассуждений.
Проводит разграничения между фактами и следствиями.
5.Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее той или иной степенью новизны. Варианты:
синтез идеи (поиск решения проблемы);
синтез процедуры (разработка плана последовательности операций по решению задачи); синтез структуры (построение функции, классификация)
Ученик
Пишет сочинение, эссе.
Предлагает план проведения эксперимента.
На основе знаний из различных областей составляет план решения проблемы.
6.Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Суждения ученика должны основываться начетких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели), Критерии определяются самим учеником или предлагаются ему извне, например, учителем.
Ученик
Оценивает логику построения материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных).
Оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
Оценивает значение того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.
4.5. Анализ. Синтез
примерные задания по таксономии Блума.
Практическая часть
Разноуровневые задания
по теме «Обобщение по теме «Причастие.Причастный оборот» 7-й класс
1-й уровень.
2. Отвечает на вопросы.
4. Причастный оборот- это. Пример.
5. Синтаксическая роль причастия в предложении- ….
6. Причастный оборот обособляется, если.
1. Найдите словосочетания «сущ+ причастие», выпишите, выделите главное слово.
Черная ночь, желтым листом, чернеющая дыра, колосистая рожь, желтеющим листом, поседевшие волосы, покрашенный пол тающим снегом,свежие семена, светлеющее небо, заросший пруд, покинутый дом, горячая печь, мокрый снег,желтеющий лист, спелый крыжовник.
2. Образуйте причастия, от слов, данных в скобках, перепишите расставьте знаки препинания.
В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под (хмуриться) солнышком, не замело колеи листвой (шуршать) под ногами.
У ярко (осветить) подъезда было шумно и радостно: сновали торопливые ноги (заглушить) половиком в окно несся уличный шум.
На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные березы с макушками (уцелеть) в этой рубке.
3 уровень
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания.
Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути.
2. Укажите предложение со страдательным причастием:
Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы. Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Трава, обреченная на высыхание, оживала при первой поливке.
3. Раскройте скобки:
Небольшой вал и засека, (не)хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность.
Стояла (не)бывалая распутица. Зато тут же, среди еще(не) сошедшего снега, откуда-то взялась зелень.
Повеяло сыростью от (не)видимого пруда.
4. Подчеркните причастные обороты, расставьте знаки препинания.
И потом он видел его лежащего на жёсткой постели дома бедного соседа.
На голове Кунанбая была белая ермолка привезённая из Мекки.
Он занимал облицованный мрамором особняк в самой аристократической и тихой части города утопавшей в липовых аллеях и садах.
Братья остановились заворожённые подбегающим чудом,-настолько красива была лиса на бегу, как лодка стремительно пущенная по течению.
5. Выполните морфологический разбор причастия.
Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев).
– Прочитайте предложения, найдите причастия, обозначающие цвет.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят. (А.К.Толстой)
Колеблющийся полет бабочек над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ. (С.Аксаков)
– Сравните слова «пожелтевшие» и «желтые», «зеленеющий» и «зеленый». Чем отличаются эти слова?
5 уровень
Составьте синквейн на тему «Причастие»
1 строка- название синквейна
2 строка- два прилагательных.
3 строка- три глагола
4 строка- фраза на тему синквейна
5 строка- существительное.
Творческая работа.
Подберите как можно больше определений к слову «снег», распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.)
Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.
Урок русского языка.
Тема: Имя прилагательное.
Первоначальная организация класса.
I V Этап «Анализ». На этом этапе мы закрепим умение определять род им. прилагательных. Распределите эти слова в три столбика: зеленый, веселая, первые, зимняя, праздничное, почерневший, черный, яркое, весеннее, перелетные, долгожданная, журчащие.
Какие слова лишние? Почему?
Самооценка. «5» бал. – все слова выписаны правильно
V Этап «Синтез». Мини – сочинение. В сочинении три части. К ним даны опорные слова – помощники.
1.Признаки весны в природе. месяц, весна, появились, проталины, ручьи, карниз
2. Признаки весны в животном мире. поют, трели, проснулись, грачи, спячка, гнездо 3. Мое настроение. Как можно озаглавить наше сочинение? Почему? Самостоятельная работа (10 мин.)
Тест ( Работа в парах, взаимооценка.)
1.Имя прилагательное обозначает: а) предмет б)признак предмета в) действие предмета
3. Выбери лишнее слово: а) определение б)глагол а)имя прилагательное
4. Определи падеж имени прилагательного в предложении: Птицы устроили настоящий концерт. а) Д.п. б) И. п. в) В. п.
Сосчитайте количество баллов.
Методика «Незаконченное предложение».
Мне нравится такая форма работы…
Я считаю, что я работал…
Моя оценка справедлива потому, что…
Урок литературы «Русские народные сказки»
— Кто написал эту сказку?
— Почему она называется русской народной сказкой?
— Перечислите главных героев сказки.
— Перескажите содержание сказки.
— В какой последовательности встречались герои сказки с Колобком?
— Как бы повел себя Колобок в современных условиях? (Например, если бы он попал в современный город)
— На сколько частей можно разделить сказку?
— Почему Колобок укатился?
— Почему Колобок попался на хитрость лисы?
— Какова главная мысль сказки?
Вспомните, какие ситуации из жизни приближены к содержанию этой сказки?
— Вспомните пословицы, подходящие к этой сказке?
— Предположите, что могло бы произойти с Колобком, если бы его не съела лиса?
Назовите главных героев этой сказки7 Что делает каждый герой
Почему каждый герой звал на помощь конкретного персонажа?
Расположите в правильной последовательности следующие иллюстрации
Какие ситуации в реальной жизни могут встретится
Объясните почему героям сказки удалось вытянуть репку
Назовите другие литературные произведения схожие по сюжету
Подберите пословицы к сказке
Оцените роль каждого героя
Все ли дело в мышке
Сказка «Курочка Ряба»
1. Назовите героев сказки.
2. Что сделала курочка Ряба?
3. Какое яичко она снесла?
1. Почему курочку называют ряба?
2. Почему плачут дед и баба?
3. Почему яичко разбилось?
1. Инсценирование сказки.
— Как плачут дед и баба?
— Как мышка пробежала и разбила яичко7
1. Как менялось настроение героев сказки?
2. Составь картинный план сказки.
3. Как герои нашли выход из создавшейся ситуации?
1. Пофантазируйте, чтобы произошло если бы мышка не разбила яичко?
2. А что бы вы сделали с золотым яичком?
1. С какой целью дед и баба били золотое яичко?
2. Выберите пословицы, выражающие главную мысль сказки.