Тарабарский язык Шоце
ТАРАБАРСКИЙ ЯЗЫК «ШОЦЕ»
В этой статье я намерен рассказать о тарабарском (тайном) языке (ТЯ), которым пользовались с детства моя мама, её сёстры и братья.
Моя мать, Александра Михайловна Ткачёва (1897 – 1983) родилась в г. РомнЫ, ныне Сумской области, а большую часть детства прожила в г. ЛубнЫ Полтавской губернии. Её мать родила десять детей, из которых никто не умер в младенчестве; девять из них дожили не менее чем до 80 лет. Отец моей матери был осмотрщиком вагонов. Родной язык детей был украинский, русскому они учились у отца и в школе, оба языка не смешивали, а употребляли по обстоятельствам.
ТЯ строился путём трансформации русского и/или украинского языка по следующим правилам.
1. В слове, начинающемся с согласного звука / согласной буквы, все согласные до первой гласной первого слога заменяются на «ш»; заменённые согласные переносятся в конец слова и к ним добавляется «це» (всегда безударное): дурак ; шурак-дуце, стол ; шол-стоце, встретила ; шетила-встреце, штука ; шука-штуце, щука ; шука-щуце.
2. В слове, начинающемся на «ш» с последующей гласной, это «ш» сохраняется, но повторяется в конце: шоколад ; шоколад-шоце.
3. В слове, начинающемся с гласной, перед ней ставится «ш»: арест ; шарест-аце.
4. Предлоги и односложные слова перед трансформацией в ТЯ присоединяются к последующему слову: на столе ; шастоле-наце; в рубашке ; шубашке-вруце.
5. Безударные «о» и «е» в первом слоге после трансформации становятся ударными и могут произноситься как «а» и «и»: в Москве ; Шоскве-маце, бельё ; шельё-бице.
6. Таким образом, все слова начинаются на «ш» и оканчиваются на «-це».
7. Ударения в ТЯ произносятся более отчётливо.
Рассмотрим примеры типичных и/или наиболее употребительных фраз на ТЯ.
Нетрудно представить, что посторонним людям этот ТЯ казался настоящей иноязычной речью, по шепелявости похожей на польскую, но я с детства понимал этот язык, охотно на нём говорил и даже недоумевал, почему окружающие его не понимают. Неписаные правила трансформации представлялись мне вполне однозначными и предельно ясными. Но сейчас, много десятилетий спустя, возникают разные вопросы.
1. Сами ли дети из семьи моей матери придумали этот язык или у кого-то заимствовали?
2. Усвоили ли они ТЯ до и/или независимо от обучения грамоте или вследствие приличного умения читать и писать?
3. Однозначность и строгость выявленных мною в детстве и впервые записанных только сегодня правил трансформации подозрительна. Сложились ли они стихийно или были чьим-то персональным изобретением?
4. Сыграли ли свою роль в возникновении данного ТЯ иные (кроме русского и украинского) языки, которые дети могли слышать в ЛубнАх, например, идиш и польский?
Примеры превращения украинского языка в ТЯ я не привожу, так как они по своим правилам совершенно аналогичны, но надо напомнить, что такой трансформации, в принципе, поддаются многие другие языки.
Опубликовано: academia.edu 2015
Подготовлено для «Проза.ру» 13 марта 2017 г.
С нарушением процессуальности
Для коррекции подобных нарушений имеет смысл использовать упражнения, создающие максимально безопасные условия для деятельности, не имеющей определенной цели и критериев правильности выполнения.
Упражнение «ТАРАБАРСКИЙ ЯЗЫК»
Лучше всего это упражнение проводить в группе, хотя возможен и вариант, при котором терапевт на том же «тарабарском языке» разговаривает с клиентом.
Варианты для индивидуальной работы. Вполне допустимо задать некое – достаточно долгое – время, в течение которого терапевт общается с клиентом на «тарабарском языке». Совершенно понятно, что у терапевта все проблемы, которые могли бы породить затруднения говорить таким образом, должны быть отработаны. Вполне возможно предложить клиенту на этом «языке» изложить все, что он хотел бы обсудить в течение этой сессии. Неплохо, если и терапевт в ходе «обсуждения» отвечать будет таким же образом.
Упражнение «ТАНЕЦ ТОЧКИ»
Процедура выполнения. Партнеры становятся друг напротив друга на расстоянии примерно одной вытянутой руки и закрывают глаза. Ведущий проходит между парами и соединяет партнерам руки единственной точкой – когда один палец одного человека самым крохотным своим участком соприкасается с одним пальцем другого (фото 54).
Инструкция для участников: «Будьте предельно внимательны к точке вашего контакта. Она обладает совершенно уникальными свойствами. Все прочие точки обоих ваших тел принадлежат только одному из вас, а она принадлежит одновременно вам обоим. Вполне естественно предположить, что законы ее существования окажутся совершенно особыми. В какой-то момент она, возможно, захочет начать двигаться. Внимание: вы не заставляете ее двигаться, а следуете ее желаниям! Но для этого вам необходимо сконцентрировать все свои чувства на ней. Как она будет двигаться, не знает никто – у нее своя внутренняя жизнь. Как, впрочем, и у любого настоящего контакта. Просто идите за ней – и все. Если ее движение потребует включения в движение ваших тел – на здоровье. Только не надо спешить! Предсказать, сколько продлится ваше взаимодействие, невозможно – да и не нужно. Любая истинная близость живет ровно столько, сколько ей суждено – не больше и не меньше.
Помните, ни при каких условиях вы не должны разрывать контакт и переставать чувствовать эту точку. Не можете вы ни увеличивать площадь контакта, ни разговаривать, ни открывать глаз. Все это может только помешать. Пусть точка танцует, сколько ей заблагорассудится. Постарайтесь почувствовать тот момент, когда ваш контакт приблизится к своему завершению. Не забывайте: прерывание и завершение – совершенно разные действия! Когда танец точки вашего контакта будет окончен, и вы найдете желанный для точки способ завершения контакта, можете открывать глаза».
Упражнение «ТРЕНИНГ ИНТУИЦИИ»
Упражнение в равной степени может использоваться в индивидуальной и в групповой работе в парном режиме.
Вполне могут быть моменты, когда первому вообще не захочется, чтобы к нему прикасались. Да и любое поначалу желанное прикосновение может в один миг стать не слишком приятным и даже докучливым. Все это тоже нужно постараться почувствовать. Второй может пытаться отслеживать самые малейшие проявления «да» и «нет»-реакций партнера на все, что он делает, а может целиком отдаться собственному чувствованию в каждый конкретный момент.
Упражнение «СПОНТАННЫЙ ТАНЕЦ»
Инструкция участнику (клиенту). Забудьте все танцевальные движения, которые вы видели и совершали в своей жизни. Пусть вас ведет только ваше тело и внутреннее состояние – именно они и подскажут, когда оставаться неподвижными, а когда двигаться – и как именно двигаться. Ваши движения могут оказаться неритмичными и на взгляд стороннего наблюдателя – совершенно неэстетичными. Это абсолютно не важно. Главное при выборе движений – желания вашего тела.
Скорее всего, вам не сразу это удастся. Может даже случиться так, что вам будет казаться: вот сейчас вы совершенно свободны. Но это будет обозначать лишь, что вы легко выполняете привычные танцевальные па. Однако когда вы сможете «поймать» веления собственного тела и им последовать, вы поймете, что это – совершенно разные вещи. Вы сами почувствуете момент, когда ваш танец должен быть завершен – это произойдет не раньше, чем ваше тело насытится своим свободным движением.
Упражнение «ГУБКА»
Упражнение имеет смысл применять только в индивидуальной работе, потому что оно требует значительных технических навыков и опыта телесной работы. Есть некоторые противопоказания для его применения: не стоит, например, использовать его по отношению к женщинам во второй половине беременности, а при гипертонусе матки – во все время беременности, к людям, страдающим эпилепсией или имеющим в анамнезе эпилептические припадки (даже при долгом периоде ремиссии), к эксплозивным психопатам и душевнобольным с психотическими расстройствами и т.д.
Существует много разных вариантов выполнения этого упражнения. Конечным итогом всех этих вариаций становится прохождение по телу той самой обозначенной В.Райхом оргонной энергии, выраженное в виде спонтанных, плохо контролируемых мышечных вибраций, охватывающих все тело. Мы предложим один из этих вариантов – самый сложный, но, на наш взгляд, и самый эффективный.
Процедура выполнения. Процедура включает в себя пять различных действий терапевта, каждое из которых имеет свой смысл. Все они объединены одной целью – помочь клиенту расслабиться и отпустить себя в процесс свободного пропускания оргонной энергии по всему телу.
Клиент ложится на спину и ставит ноги на пол. Терапевту необходимо проследить за правильным их положением: ноги должны быть согнуты не менее, чем под прямым углом, ступни должны стоять очень близко друг к другу, но не соприкасаться, колени разведены так, чтобы их положение было максимально НЕУДОБНЫМ для клиента (фото 55). Важно также, чтобы глаза клиента были закрыты, нижняя челюсть расслаблена (при необходимости во время упражнения клиенту об этом можно негромко напоминать). Совсем хорошо, если клиент постарается звучать на каждом своем выдохе.
Для грамотного его выполнения терапевту необходимо понимать, какой цели служит каждое из совершаемых действий, поэтому мы сначала опишем каждое из них, а затем постараемся сформулировать общие принципы их предъявления.
Первое. Терапевт располагается за головой клиента, очень аккуратно кладет руки на виски (не забудьте позаботиться о том, чтобы ваши руки были достаточно теплыми!) и начинает чрезвычайно осторожно, с минимальной амплитудой покачивать его голову справа налево и обратно (фото 58). Очень важно, во-первых, чтобы голова покачивалась совсем чуть-чуть, во-вторых, чтобы направления движений терапевта все время варьировались, не давая клиенту возможности «просчитать» последовательность предлагаемых ему движений. Вполне можно прекращать покачивания на какое-то время, изредка значительно увеличивать амплитуду одного из покачиваний, делать несколько движений в одну сторону и т.д.
Смысл этого действия состоит в том, чтобы максимально утомить сверхконтроль клиента и в конечном итоге довести его до запредельного торможения. Из-за непредсказуемости действий терапевта клиент вынужден будет все свое внимание направлять именно на собственную голову, прочие части тела останутся «без надзора», что позволит значительно облегчить расслабление тела. А поскольку ноги клиента, и без того очень уставшие, в этот момент находятся в весьма неудобном положении, то в них легко может возникнуть дрожь, которая в дальнейшем спровоцирует появление спонтанных вибраций всего тела.
Смысл этого действия состоит в том, чтобы «заземлить» область чувств клиента – в данном случае подразумевается чисто физическое понятие заземления. Это дает клиенту возможность обратить внимание на собственные чувства, не теряя при этом контакта с реальностью.
Третье. Оставаясь в прежнем положении, терапевт подкладывает ладони под плечи клиента – опять-таки в режиме контакта «земля» (фото 60).
Смысл этого прикосновения состоит в том, чтобы обратить внимание клиента на область, где «живет» очень много привычных мышечных напряжений. Именно они обычно мешают прохождению оргонной энергии в руки. Чаще всего наибольшие сложности вызывает необходимость включить руки в процесс спонтанных мышечных сокращений.
Четвертое. Терапевт садится сбоку от клиента на уровне его таза и кладет ладони на его подвздошные кости. Здесь тоже используется контакт «земля», причем прикосновение должно быть очень легким, чтобы не причинить боли клиенту (фото 61).
Смысл этого действия – в том, чтобы сымитировать сопротивление дрожи в теле клиента, воспроизводя таким образом типичную «янскую» стратегию усиления некоего действия через сопротивление ему.
Пятое. Терапевт снова садится за головой клиента и все так же аккуратно кладет подушечки у оснований своих больших пальцев на глаза клиенту. Нужно быть очень внимательным, чтобы у клиента не возникло при этом неприятных ощущений (фото 62).
Упражнение начинается с первого действия терапевта. Терапевт все время внимательно наблюдает за коленями клиента, ловя в них малейшие признаки появляющейся дрожи. Как только эта дрожь возникнет, стоит попросить клиента постараться провести эту дрожь по всему телу. Когда этот процесс станет хоть сколько-нибудь устойчивым, необходимо будет заземлить чувства, которые могут при этом возникнуть у клиента, и перейти ко второму действию. Если на протяжении упражнения в какой-то момент дрожь пропадет – имеет смысл вернуться к первому или второму действию. При этом все время необходимо наблюдать за положением нижней челюсти и коленей клиента. Если их положение станет более удобным для клиента, стоит негромко попросить его сдвинуть или, наоборот, раздвинуть их, возвращая к исходному положению.
Если терапевт замечает, что в мышечные сокращения (они могут быть самой разной амплитуды – от очень крупных, напоминающих судороги, до едва заметного тремора) включено все тело за исключением рук – следует перейти к третьему действию.
Когда дрожь уже достаточно сильна, можно постараться еще усилить ее за счет выполнения четвертого действия. Если на этом этапе дрожь начинает затихать, то имеет смысл не возвращаться к первому, а перейти к пятому действию. В некоторых случаях, когда клиент к моменту начала четвертого действия полностью включен в процесс, пятое вообще оказывается излишним.
Во время упражнения очень важно позаботиться о физическом комфорте и безопасности клиента. Иногда мышечные сокращения оказываются настолько сильными, что его голова начинает ударяться об пол. На этот случай нужно иметь под рукой небольшую подушку или свернутое одеяло, чтобы подложить ему под голову.
Когда процесс уже «запущен», и все тело клиента включено в спонтанные вибрации, терапевту стоит довериться собственной интуиции. Не стоит в это время настойчиво добиваться правильного положения ног или нижней челюсти – тело клиента уже само безошибочно найдет нужные варианты поведения.
Иногда по движениям тела клиента становится очевидной необходимость каких-то дополнительных действий – и тогда можно, например, положить руку ему на руку, на голову, подложить руку под спину, поправить волосы и т.д. Если терапевт действительно находится в хорошем контакте с клиентом, не стоит бояться совершить нечто «несанкционированное»: в крайнем случае, всегда можно очень быстро понять или почувствовать по «нет»-реакциям клиента, что какое-то действие оказалось излишним или нежелательным.
Когда процесс продолжается уже достаточно длительное время, стоит тихо сказать клиенту, что, когда он устанет, он сможет просто вытянуть ноги, и дрожь постепенно успокоится.
Нередко, несмотря на все усилия терапевта, дрожь в теле клиента так и не возникает или, едва появившись, безвозвратно угасает. Не стоит тревожиться или полагать, что вы сделали что-то не так. Вполне возможно, что сейчас еще просто не время. Вам ничто не мешает повторить упражнение на следующей сессии или спустя некоторое время.
Стоит иметь в виду, что обычно в этом упражнении возникают очень сильные чувства, бурные вегетативные реакции и весьма неожиданные поведенческие реакции. Этого также не стоит пугаться – просто нужно быть к этому готовым.
Другой тип упражнений для работы с нарушениями процессуальности может иметь очень яркую сюжетную организацию или использовать возможности ролевого замещения, когда их участнику предлагается побыть как бы не собой, а кем-то другим, кому позволительно вести себя свободно и естественно.
Упражнение «РЫЧАЛКИ»
Упражнение может быть использовано в любом формате работы, но следует учесть, что в индивидуальном режиме оно потребует от терапевта полной естественности и убедительности – ведь он окажется единственным примером для клиента.
Упражнение «КОШАЧИЙ БОЙ»
Упражнение выполняется в парах и может быть использовано в групповом и индивидуальном режиме.
Упражнение «ШЕСТЬ ШАГОВ»
Упражнение может быть использовано как в индивидуальной, так и в групповой работе в парах. Для выполнения необходимо не менее часа и довольно много пространства.
Главное – «ребенок» не должен забывать, что ничего этого делать он абсолютно не умеет! Каждое движение нужно еще научиться делать. Поскольку все мы в соответствующем возрасте думать решительно не умели, соображало за нас тело. Вот ему «ребенок» и должен довериться – пусть оно само находит способы сделать то, чего оно хочет. Но важно помнить: телу «ребенка» всего от роду – сначала примерно полтора месяца, потом оно становится старше – но совсем чуть-чуть… Нужно быть очень внимательным в отслеживании и пресечении попыток сделать хоть что-то, опираясь на «взрослые» знания и умения.
Упражнение «СТРАНА НЕМЫХ»
Это упражнение может быть использовано только в группе и требует очень много времени для проведения – не менее четырех часов непрерывной работы.
У каждого участника есть право на совершение любых действий – за исключением причиняющих физическую боль другому человеку. Каждый может проявлять инициативу в телесном и любом другом доступном в данном режиме работы общении, может отвечать на чужую инициативу или игнорировать ее, быть активным или пассивным – словом, быть полностью свободным в своем поведении.
Чаще всего ведущий принимает участие в упражнении на равных с членами группы. Перед ним в этом случае стоит задача почти запредельной сложности – точно отслеживать и пытаться понять состояние каждого из членов группы, находить нужные действия для поддержки и помощи каждому. Чаще всего это самые что ни на есть простые, «точечные» способы взаимодействия – вовремя дотронуться, просто посидеть рядом, придумать какое-то занятие… В некоторых случаях наилучшей стратегией может оказаться отказ терапевта от какой бы то ни было собственной активности. Однако независимо от планов терапевта его активность не должна превышать активность других участников группы, а в первые полчаса-час – и вовсе отсутствовать.
Вообще говоря, это не столько упражнение, сколько отдельный режим работы – назовем его режимом «активного молчания». Полное описание терапевтических стратегий при такой работе заслуживает отдельной книги.
Для работы с процессуальными нарушениями вполне пригодно также упражнение «ЗООПАРК» в любых его вариантах. Он прекрасно воплощает идею ролевого замещения.
Тутто-Продутто или волшебный путь
В новом году вдруг резко захотелось перемен. Человек я любопытный и легкий на подъем, тем более появилась возможность посетить занятия известного тренера Сергея Тамаева! Решено, еду в Екатеринбург, благо город по соседству, подумаешь, 200 километров!
Если вы вдруг увидите человека, бегающего вокруг дома со шваброй, или группу людей, прикрепляющих нижнее белье к поручням в троллейбусе, не удивляйтесь. Это не сбежавшие пациенты психиатрической больницы. Это симоронисты.
Если вы никак не соберетесь обновить мебель и сделать в своей квартире ремонт, имеет смысл проделать следующее. Заходите в мебельный магазин и спрашиваете: «Есть ли у вас диван с вертикальным взлетом?» Получив отрицательный ответ, вздохните: «Ну что ж, пойду искать в другое место». Обойдя все мебельные магазины, зайдите в пункт приема бесплатных объявлений. Напишите на купоне: «Сделаю ремонт в своей квартире за ваши деньги», — и укажите телефон. Не исключено, что вам поступят вполне реальные предложения, и вы рассмотрите некоторые из них.
Важно помнить, что чем серьезнее и масштабнее намерение, тем больше энергии вы должны потратить на ваше симоронское действие! Самое главное — четко обозначить свои намерения, и Вселенная вас услышит. Чем больше вы хотите получить от жизни, тем сложнее должен быть ритуал. Вы можете не верить, что у вас получится, но делайте! Чтобы что-то получить, надо что-то сделать! Главное, делать это в состоянии куража и расслабления! Это главное правило!
Твои комплексы, которые мешают получить желаемое, достигнуть цели –это внутренний барьер, избавиться от него можно играя, валяя дурака, ослабив контроль строгого критика –разума.
ВСТРЕЧА С ПОСЛАННИКОМ.
— Что, если человек не примет список желаний? — робко поинтересовалась я.
— Значит, это не посланник Вселенной. Ищи другого!
Поиск посланника Вселенной оказался делом непростым. Эйфория от совместного дурачества прошла, и ум ощутил всю абсурдность ситуации. У большинства «Посланников» руки оказались занятыми — одна пивом, другая чипсами, кто-то не желал даже брать в руки безобидный предмет, но вот повезло. Группа молодых парней не только с интересом взяла бумажку, но и долго веселилась над «туто-продуто». Все, ура, ритуал выполнен!
На тренинге мы получили знание о том, почему и как это работает, а главное получили навыки, опыт применения простых, но эффективных техник, методик. Многие вещи предстают совершенно в другом ракурсе и участники вдруг обнаруживают, что все намного легче и проще. Многое объясняется элементарной практической психологией и тем как работает человеческий разум.
Симорон это разрешение, которое человек дает себе с помощью абсурдных нелогичных действий. Разрешение получить то, что по его представлению было невозможным, маловероятным, или труднодостижимым. Как сказал тренер, в жизни все страшно, пока ты не СДЕЛАЛ это! Всегда, перед тем, как получить то, что важно для тебя, тебе будет страшно! Вот для этого и есть волшебный путь по названию СИМОРОН.
BB-код для вставки: BB-код используется на форумах |
HTML-код для вставки: HTML код используется в блогах, например LiveJournal |
Как это будет выглядеть?
Отправить другу
Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.
учим тарабарский язык,( перевожу с русского на т
Саша Михайлович
запись закреплена
4. THIRB FO ETAD (EE/HH/RRRR): / /
5. PASSEPORTA DETAILLA DEUSSI
6. JABEN DISE SDIK MAYSIE?
7. KOM DEN NITIL ENKLAN SA?
MEFTIL PLANE HARAT EUROSTARA
8. YEFT DA ENKLAN FERITA IPLEEDI? ……………………………………………….
9. DELTAD ENKLAN DARINDI MAGLINDA? ………………………………………….
10. WAREI DAR FLOGET HARINDI LANDT? …………………………………………….
11. HAT DAR DOKUMENDEN JANGA HARI? ……………………………………………
12. WAREI DAR FESTENE GUL GARITA MER VI? ………………………………………
Иван Беляков запись закреплена
Елизавета Митина запись закреплена
Алёна Раменская запись закреплена
Анастасия Александрова запись закреплена
Данил Матвеев запись закреплена
Елена Волкова
запись закреплена
Всем привет!
На данный момент являюсь ученицей выпускного класса школы с уклоном в математику и естественные науки при университете имени Мэтью Флиндерса в Австралии
. За всё время пребывания в этой удивительной стране я подняла свой уровень английского языка с НУЛЕВОГО
до отличного
.
Показать полностью. Для постоянного совершенствования читаю книгина английском языке (которые всем сердцем не люблю и предпочитаю читать на русском, но все равно заставляю себя), откуда выписываю
все незнакомые слова и стараюсь выучить их в течении недели. Раз в месяц
я возвращаюсь к словам выученым ранее, чтобы держать их в постоянно используемом словарном запасе
.
Предоставляю услуги:
— Составление текстов разного типа и объема на английском
— Помощь с домашними заданиями по английскому языку
— Усовершенствование разговорного английского
— Перевод с русского на английский и обратно
— Улучшение восприятия английского на слух
— Улучшение навыков чтения на английском
— Проверка текстов на английском
— Консультация
Я занимаюсь этим БЕСПЛАТНО, просто потому что мне нравится это делать. Вместо этого лишь попрошу оставить отзыв
в соответствуеющей теме =)
Примеры моих работ Вы можете посмотреть в фотоальбомах, которые со временем будут пополняться.
Видео
Актёрское мастерство обучение - отработка этюда с "тарабарским языком"Скачать
Как легко сочинять тексты песен. Джиббериш (тарабарский язык)Скачать