- Урок на тему: «Наурыз»
- Праздник Наурыз
- Просмотр содержимого документа «Праздник Наурыз»
- Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему «С праздником Наурыз!»
- Конспект по русскому языку на тему «Что такое Наурыз?»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Разработка урока русского языка и литературы по теме «Как отмечают Наурыз»
- Видео
Урок на тему: «Наурыз»
НАУРЫЗ-ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ДОБРОТЫ
Алмаева Жадыра Нуркужаевна
Учитель русского языка и литературы
Казалинского аграрно – технический колледж
Цель: урока повторение раздела «Лексика и фрозеология,развитие
Речи, мышление внимание,выполнение словарного запаса, расширение кругозор
Тип : повторение пройденного материала
Межпредметная связь : с казахским языком
Лексическая тема: Наурыз
І. Организационный момент.
Проверка посещаемости учащихся;
Проверка их готовности к уроку.
ІІ. Беседа с учащимися.
— Здравствуйте уважаемые ребята. Поздравляю вас с наступающим
— Кто мне скажет, что обозначает слово равноденствие?
— Это явления придоды, когда день равняется ночи. День пробуждения природы.
Слов, то повторять мы будем раздел «Лексика и Фразеология».
В Праздник молодежь играет в различные национальные игры, проводятся конные состязания.
Прочитайте и перескажите текст.
Итак, ребята все задании к тексту вы выполните то теме «Лексика и Фразеология»
Лексика – изучает значение слов.
Объясните, пожалуйста, значение слова обычай.
ОБЫЧАЙ — укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие. Основной способ управления поведением в догосударственном обществе в условиях родовых отношений.
А теперь новое задание.
Давайте, ребята, приготовим Наурыз – коже. Составьте словарик к этой теме.
вода, мясо, соль, кукуруза, пшеница, овес, перловка, рис, пшено, гречка, курт, айран
Молодцы. Вы правильно написали на доске эти слова.
А теперь, чтобы праздник был полным, оденем человека в национальную казахскую одежду.
Объясните значение слов, которое обозначает одежду:
Саукеле — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов,бытовавший у казахов до самого конца 19 века.
Камзол – легкая распашная одежда, сшитая по фигуре сверху, а снизу пола расширятся. Камзол без рукавов назывался женсиз кемзал, с рукавами – женди кемзал или шолак жен кемзал. Молодые девушки носили камзолы ярких цветов.
носит на голове небольшую накидку.»Саукеле» (головной убор невесты) может надевать на тоях, на сборищах.(Казашки саукеле носят только до свадьбы, а после свадьбы снимают). После рождения первого ребенка женщины аула специально приходят в дом к невестке и надевают ей на голову «кимешек». В северных областях это называют «жаулык салды».
Девушки из состоятельных семей имели полный набор серебряных украшений. Девочки носили простые по форме серьги и браслеты. С возрастом украшения девушки менялись, ювелирные изделия становились наряднее. Практически все казахские ювелирные изделия связаны с определенными видами одежды.
Ребята, следующее задание проверит ваш словарный запас и называется он подбери синонимы.
— Что такое синонимы?
Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
— Следующее задание называется « казахские национальные игры.
— Найдите в предложении омонимы.
Каждый человек верит в добро.
Тётя убрала своё добро в сундук.
У казахской девушки длинная коса.
Косарь наточил косу для косьбы.
Баурсаки готовят из белой муки.
Муки жажды человек испытывает без воды.
— Объясните значение фразеологизмов.
Фразеолог ия – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Казахи издавна просыпаются ни свет ни заря (рано). Им нельзя бить баклуши (бездельничать)
Ведь они пасут домашних животных. В двух шагах (недалеко) о т юрты расположен джайляу (пастбище для выпаса скота).
— Найдите слова переносного значения.
Ребенок просыпается поздно.
Весной природа просыпается
Наурыз – коже кипит в казане.
Работа в это время кипит вовсю.
— Ребята, вы сегодня хорошо поработали и повторили темы раздела «Лексика и Фразеология».
— Что изучает этот раздел?
— сегодня на уроке вы узнали много слов и объяснили их значения. И надеюсь расширили свой кругозор.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
У него семь пятниц на неделе
Семеро одного не ждут.
Выставление оценок за урок: 1-2 мин
Домашнее задание: 1- 2 мин
Напишите небольшое эссе на тему: «Как мы встречаем праздник –Наурыз»
Праздник Наурыз
Открытый урок по теме «Праздник Наурыз»
Просмотр содержимого документа
«Праздник Наурыз»
Урок повторения в 4 классе.
Учитель русского языка и литературы
Оспанова Шарипа Кошбаевна
Какая сегодня тема урока?
Открыта дверь для всех гостей Для взрослых и для детей. Весна навстречу нам идет, Весна на праздник всех зовет, Народы самых разных стран Шлют поздравленья в Казахстан! Играй, баян, звени, домбра: Желаю счастья и добра, Здоровья и терпения, Отличного настроения, Чтобы мечты у всех сбылись – Здравствуй, праздник Наурыз!
*праздник весеннего возрождения — табиғаттың жандану мерекесі
1-я группа. Подготовить бата на казахском языке.
2- я группа. Выучить и прочитать выразительно стихотворение о Наурызе.
3-я группа. Подготовить и прочитать пословицы о труде, о дружбе, объяснить их смысл.
Традиционно казахи большое внимание уделяли обучению и воспитанию своих детей. Особое место при этом занимало игровое воспитание. Такие игры как «Тоғыз құмалақ», «Балапан»,»Тақия тастамақ» и др. позволяли развивать память, смекалку, интеллект. Поэтому, следуя традициям предков мы на нашем уроке выполним ряд заданий в игровой форме.
Весной, когда степь расцветала, дети выходили играть в «Асыки». Они состязались в ловкости и смекалке. Давайте сыграем в эту замечательную игру, при этом покажем свои знания о частях речи.
Условия игры: по два представителя из каждого аула (группы) вынимают из мешка асыки с номерами, на интерактивной доске высвечиваются вопросы, на которые надо дать устные ответы, а также привести примеры.
Что изображено на картинке?
Какое у них настроение?
Какой это праздник?
Текст «Праздник Наурыз».
Найдите в тексте предложения, в которых встречаются новые слова. Н-р: Наурыз- праздник весеннего возрождения природы.
Условия игры: ученики одной группы задают вопросы к тексту своим оппонентам. Победит тот, кто даст полный и верный ответ на вопрос к тексту
Упражнение 3. стр.177.
Составьте словарь на данную тему, слова должны соответствовать ингредиентам блюда: вода, соль, рис, пшено, перловка, мясо, кефир.(на доске показаны с изображением продуктов их надо сложить в казан).
— На какой вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи они являются?
А теперь, чтобы праздник был полным, оденем человека в национальную казахскую одежду.
Мальчик (какой?) ………………. Платье (какое?) …………………. Камзол (какой?) …………………….. Чапан (какой?) …………………… Ичиги (какие?) ……………………..
А теперь, чтобы праздник был полным, оденем человека в национальную казахскую одежду.
Девочка (какая?) красивая (ж.р., ед.ч.)
Мальчик (какой?) красивый ( м.р., ед.ч.) Платье (какое?) белое (ср.р., ед.ч.) Шаровары ( какие?) (мн.ч.) Камзол (какой?) новый (м.р., ед.ч.) Чапан (какой?) зеленый (м.р., ед.ч.) Ичиги (какие?) черные (мн.ч.)
Прочитайте и запомните праздники в нашей республике. стр. 178. учебника.
Как называются первые весенние цветы?
Когда празднуется Международный женский день?
Укажи слово, которое пишется с большой буквы:
Наступающий год – чей год?:
С какого года стали отмечать Наурыз? а) с 1991 г б) с 2017 г в) с 1988 г
Долог день до вечера, если делать нечего.
Делу- время, потехе- час.
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Первым вылез из земли
Он мороза не боится,
1.Что обозначает имя существительное?
а) действие предмета; б) предмет; в) признак предмета.
2. Найди имя существительное : а) летать; б) зимний; в) книга. 3. Укажи неверно записанное слово : а) шишка
в) жираф 4.Подбери слово, противоположное слову горячий: а) теплый
5. Укажи существительное женского рода а) каша
6. Укажи слово, которое отвечает на вопрос Кто?
7. Укажи имя прилагательное:
10. Укажи существительное мужского рода а) село
11. Укажи слово, отвечающее на вопрос : Что делали?
12. Найди имя числительное :
13. Укажи слово, которое пишется с большой буквы:
14. Укажи местоимение :
16. Укажи неверно записанное слово : а) чашка б) щастье в) чаща
17. Укажи восклицательное предложение а) Как красиво в лесу! б) Когда придёт тётя? в) Котята спали в корзинке.
18. Укажи существительное во множественном числе
а) конфета б) лампа в) помидоры
19. Укажи прилагательные к слову бабушка (какая?) а) весёлый, синий б) добрая, умная в) белое, цветное
20. Укажи глагол в предложении: Разноцветные шары взлетели под потолок. а) взлетели
1.Что обозначает имя прилагательное?
а) действие предмета; б) предмет; в) признак предмета.
2. Найди глагол : а) летать; б) зимний; в) книга. 3. Укажи неверно записанное слово : а) шышка
в) жираф 4.Подбери слово, противоположное слову старый: а) теплый
5. Укажи существительное среднего рода а) каша
6. Укажи слово, которое отвечает на вопрос Кто?
8. Лампа висит …. столом.
Вставьте нужный предлог:
9. Найди лишнее слово:
а) курица б) петух в) корова
10. Укажи существительное женского рода а) село
11. Укажи слово, отвечающее на вопрос Что делают?
12. Найди порядковое имя числительное :
13. Укажи слово, которое пишется с большой буквы:
14. Укажи местоимение :
16. Укажи неверно записанное слово : а) щайник б) счастье в) чаща
17. Укажи повествовательное предложение а) Как красиво в лесу! б) Когда придёт тётя? в) Котята спали в корзинке.
18. Укажи существительное в единственном числе
а) конфеты б) лампа в) помидоры
19. Укажи прилагательные к слову мама (какая?) а) весёлый, синий б) добрая, нежная в) белое, цветное
20. Укажи имя прилагательное в предложении: Разноцветные шары взлетели под потолок. а) взлетели
Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему «С праздником Наурыз!»
Разработка урока по русскому языку школы с казахским языком обучения.
Тема: С праздником Наурыз!
-познакомить с новыми словами;
-ввести их в речь детей;
-развивать память, творческое воображение;
-воспитывать чувство прекрасного, уважения к народным обычаям и традициям.
-уметь составлять краткие рассказы по изученным темам, используя новые слова;
-использовать в речи новые слова и выражения.
Материальное обеспечение урока: цветные иллюстрации праздника Наурыз; карточки с новыми словами.
Межпредметные связи: казахский язык, познание мира.
І. Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания. Диалог по ролям. Вопросы по диалогу:
-Кто первый говорит в этом диалоге- Магжан или Айдос? (Айдос)
-Куда он зовёт друга? (Поиграть.)
-Что ответил Магжан? ( Не могу.)
-Почему? ( Надо помочь семье.)
-Какой это мальчик? (Хороший, любит свою семью.)
2. Сообщение темы и целей урока.
ІІ. Учебно-познавательная деятельность.
1. Работа по учебнику.
-Рассмотрим картинки в учебнике, упражнение 1.
-Что делают дети? (Качаются на качелях.)
-Да, дети качаются на качелях. Но эти качели необычные-это качели казахского народа. А называются они алтыба қан. Их ставят во время больших праздников, одним из которых является Наурыз.
— А что делают эти девочки на втором рисунке?-Танцуют.
— Как вы думаете какой танец они танцуют?- «Камажай».
— «Камажай»-это казахский народный танец. Почему вы думаете, что девочки танцуют казахский народный танец?- Потому что они в национальных костюмах.
-Запишем новые слова и выучим их.
ІІІ . Интеллектуальные преобразования.
2. Чтение. Упражнение 2. При отработке навыков чтения следим за изменением гласных и согласных
3.Работа по учебнику. Упражнение 3 б- записать предложение, подчеркнуть согласные.
4. Работа с рисунком. Упражнение 5. «Кончил дело-гуляй смело!»
-Что делает мальчик?- Копает в огороде, на даче землю.
-Как вы думаете, почему дедушка так говорит? Как вы понимаете эти слова?- Мальчик поработал, выполнил работу и теперь может поиграть.
— Правильно. Есть такая поговорка. Давайте хором проговорим её и запишем в тетрадь.
Учитель ( показывая на рисунок к заданию упражнение 5 б)
-Что делают люди?- Отдыхают, гуляют, празднуют.
-Делаем запись: » Все гуляют».
-Значит какие синонимы к слову «гулять» мы подобрали (учитель записывает на доске: гулять=отдыхать, гулять=праздновать).
І V .Контроль и оценка результатов деятельности.
1. Домашнее задание: упражнение 2- читать с переводом, выучить слова и поговорку; упражнение 3 а- записать новые слова, подчеркнуть гласные.
2. Подведение итогов. Контроль и выставление оценок.
Конспект по русскому языку на тему «Что такое Наурыз?»
«28» Марта __________________________________Методист_________________Тем і рова Н.Ш.
Конспект для младшей группы №2 «Ақсұңқар»
Образовательные области: Коммуникация, Познание.
Раздел: Развитие речи.
Тема: Что такое Наурыз?
Цель: Учить составлять рассказ из опыта.
ЗКР: формировать умение четко и внятно произносить слова, развивать дикцию.
Словарь: обогащать и активизировать лексикон.
ГСР : формировать умение грамматически правильно строить предложения.
Оборудование и материалы: персонаж Незнайка, иллюстрации о празднике Наурыз.
Словарная работа: Наурыз, Казахстан, казахстанцы, юрта.
Мотивационно-побудительный этап деятельности:
Сюрпризный момент : приходит в гости Незнайка.
Моделирование проблемной ситуации: Незнайка сообщает детям, что все вокруг радуются, веселятся, готовятся к встрече Наурыза, а он не знает, кто это такой и почему ему все радуются.
Цель: упражнять детей в ясном произношении слов и выполнении имитационных действий по тексту.
Организационно-поисковый этап деятельности:
Проводит беседу о Казахстане. Упр. «Расскажи».
Цель: учить детей отвечать на вопросы.
— В какой стране мы живем?
— Какие люди живут в Казахстане?
— Как живут люди в Казахстане?
— Как называется национальное жилище казахов?
Демонстрирует иллюстрации о празднике Наурыз. Предлагает составить рассказ о празднике.
Предлагает образец рассказа:
К празднику Наурыз люди убирают в домах и на улице, наряжаются, готовят еду. В праздничный день ходят друг к другу в гости, поют песни, играют в национальные игры.
Проводит индивидуальную работу.
Предлагает вспомнить стихи о Наурызе.
Незнайка благодарит детей за знакомство с праздником, прощается с детьми.
Рефлексивно-корригирующий этап деятельности:
— Что понравилось на занятии?
Воспроизводят: отвечают на вопросы, поддерживают беседу, размышляют, согласовывают слова в роде, числе, падеже.
Понимают : Что такое Наурыз и почему люди отмечают его.
Применяют: знания и умения, полученные ранее в течение педагогического процесса, в наблюдении из своего опыта.
Выполнила: специалист по русскому языку Бисенова К.Б.
Номер материала: ДБ-1395960
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка урока русского языка и литературы по теме «Как отмечают Наурыз»
Краткосрочный план урока по предмету:
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Раздел долгосрочного плана:
Раздел 5:Традиции и празднование Нового Года, Наурыза и Рождества
ФИО учителя: Мухамадиева К .Т
Количество присутствующих: 15
Как отмечают Наурыз?
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
П7.4.3.1 – представлять таблицу в виде информации, схемы, диаграммы, графика;
ИЯЕ7.5.2.2 – использовать сложные предложения, выражающие условные, уступительные, сравнительные, сопостпвительные отношения.
1. Учащийся определяет основную мысль текста, опираясь на содержание текста.
2. Прогнозирует содержание текста по заголовку, ключевым словам и по иллюстрациям к тексту.
3. Формулирует проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения и отвечает на вопросы, приводит аргументы, связывает информацию текста с другими фактами из реальной жизни.
Большинство учащихся смогут согласовывать имена прилагательные с именами существительными; производить морфологический разбор выделенных слов в тексте.
Некоторые учащиеся смогут составлять презентации по произведению; находить в тексте художественно-изобразительные средства.
Учащиеся могут строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи
Ключевые слова и фразы:
день весеннего равноденствия, праздник Единства, наурыз-коже, алтыбакан, певцы-импровизаторы, ритуальное блюдо.
Полезные фразы для диалога/ письма:
единение природы и человека, Великий день народа, возрождение природы, самые добрые пожелания, богатый стол, праздничный дастархан, семь компонентов, огромный котёл.
Вопросы для обсуждения?
Что означало семь компонентов наурыз-коже?
Как ведут себя люди в день празднования Наурыза? Почему?
Можете ли вы сказать, почему…?
Что символизировал огромный котёл для наурыз-коже?
Письменные подсказки… я считаю, что…,по моему мнению, что…, следовательно, …, исходя из этого, я…, таким образом.
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретённом в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на оценку и восприятие аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.
Запланированная деятельность на уроке
2.Деление на группы по смайликам:
Учитель: Посмотрите друг на друга, мысленно пожелайте себе и другим оптимизма и позитива, креатива и удачи. Затем положите руку на сердце и повторяйте за мной.
Я есть воля! Я есть – Человек!
Я есть сила! Всё зависит от меня!
Я есть добро! Всё в моих руках!
КР. 4. Мозговой штурм. Вопрос:
Группам предлагаются ответить на вопрос, аргументируя свой ответ (один ученик из каждой группы):
Спикер от каждой группы предоставляет свой вариант ответана вопрос. (традиции, обычай, история, язык, народ, праздники)
1. Правильно отвечает на вопросы.
2. Аргументирует свой ответ.
5. Приём «Атака вопросами»
1 группа: Что такое прилагательное? Приведите примеры
2 группа: Назовите разряды прилагательных. Примеры.
1. Правильно и полно отвечает на вопросы.
2. Приводит примеры..
ФО. «Две звезды, одно желание»
ИР. 6. Приём « Разбросанные слова». Задание на повторение
КыдырАта, ёлка, 1 января, Дед Мороз, Санта Клаус, 22 марта,
Цветные стаканы, на партах в группе – листы оценива-ния, тексты, маркеры, постеры
Каждая группа по пройденной теме задают вопросы, в группе отвечают и приводят примеры
— Учащиеся вставляют слова в соответствующую колонку таблицы
1. Просмотр видео «Наурыз». Вопрос по просмотру видео:
— Чем отличается праздник Наурыз от других государственных праздников?
— Какова воспитательная роль праздника Наурыз?
2. Ключевые слова и словосочетания урока:
день весеннего равноденствия, праздник Единства, наурыз-коже, алтыбакан, певцы-импровизаторы, ритуальное блюдо.
— Вопрос: Какова тематика данных слов и словосочетаний?
— Можете ли вы сказать, над какой темой мы сегодня будем работать? ( Правильно, Наурыз)
— Что мы сегодня должны узнать? Каковы наши цели урока?
3. Запись числа и темы урока «Как отмечают Наурыз?»
4. Морфологический разбор слов:
1 группа: весеннего (равноденствия)
2 группа: ритуальное (блюдо)
1. Правильно и полно выполняет разбор.
2. Пишет грамотно, не нарушает последовательности.
ГР. 5. Работа с постерами: (каждой группе предлагаются разные тексты, по которым группы составляют постеры)
Текст «Празднование Наурыза».Стратегия
( чтение текста учащимися с пометой на полях )
II группа « Тюльпаны » по приёму «Ментальная карта»
По древним сказаниям казахов, накануне Нового Дня, днем и ночью по земле ходит старик Қыдыр (Қызыр) Ата, белобородый старик, одетый в белые одежды, который посылает людям счастье и благоденствие.
В народной забаве «Кыз-Куу» девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх.
6. Защита постеров по указанным приёмам:
1 группа – по приёму « Ментальная карта «
2 группа – по приёму «ПОПС»
2. Аргументирует свой ответ, делает выводы.
1.Учащийся соблюдает культуру устной речи;
2. Выступает с позиции названия группы;
3. Составляет и защищает постеры по указанным приёмам;
Учащиеся высказывают свои мнения и приводят аргументы.
(карточка с названием текста, ключевыми словами, иллюстрации к тексту);
Выполняют в группах морфологический разбор
Читают текст, делают пометки, работают над постерами
Видео
Что за праздник Наурыз?/Наурыз-праздник весны/Познавательный часСкачать
Песни для детей. Наурыз. сл.В.Юркиной, муз. С.АпасовойСкачать
Наурыз мейрамы кутты болсын! С Праздником Наурыз!Скачать
"Как отмечают Наурыз", урок русского языка и литературы(Я2) в 7 классе.Скачать