- 1. Представление информации, языки, кодирование
- Теория:
- Представление информации, языки, кодирование. презентация к уроку по информатике и икт (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока «Представление информации, языки, кодирование»
- Представление информации. Языки. Кодирование
- Урок 2. Информатика 10 класс (ФГОС)
- Конспект урока «Представление информации. Языки. Кодирование»
- Видео
1. Представление информации, языки, кодирование
Теория:
Из базового курса известно:
— Историческое развитие человека, формирование человеческого общества связано с развитием речи, с появлением и распространением языков. Язык — это знаковая система для представления и передачи информации.
— Люди сохраняют свои знания в записях на различных носителях. Благодаря этому знания передаются не только в пространстве, но и во времени — от поколения к поколению.
— Языки бывают естественными , например, русский, китайский, английский, и формальные , например, математическая символика, нотная грамота, языки программирования. Естественные языки развивались веками и служат для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специальных применений.
— Каждый язык имеет свой алфавит . Под алфавитом языка понимают набор используемых символов. Под мощностью алфавита понимают количество составляющих алфавит символов.
Под словом « кодирование » понимают процесс представления информации, удобный для её хранения и/или передачи. Следовательно, запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом , заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию.
Код — система условных знаков (символов), предназначенных для представления информации в соответствии с определенными правилами.
Кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки.
Декодирование — процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию.
При кодировании ставятся разные цели и, соответственно, применяются различные способы кодирования.
Наиболее распространенные цели кодирования:
1) экономность (сократить запись);
2) надежность (засекретить информацию);
Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.).
Существуют три основных способа кодирования текста:
1) графический — с помощью специальных рисунков или значков;
2) числовой — с помощью чисел;
3) символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Процесс чтения текста — это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста.
А теперь обратим внимание на то, что может существовать много способов кодирования одного и того же текста на одном и том же языке.
Русский текст мы привыкли записывать с помощью русского ал фавита. Но то же самое можно сделать, используя латинский алфавит. Иногда так приходится поступать, отправляя SMS по мобильному телефону, на котором нет русских букв, или электронное письмо на русском языке за границу, если у адресата нет русифицированного программного обеспечения. Например, фразу «Здравствуй, дорогой Саша!» приходится писать так: «Zdravstvui, dorogoi Sasha! ».
Существует множество способов кодирования. Например, стенография — быстрый способ записи устной речи. Ею владеют лишь немногие специально обученные люди — стенографисты. Они успевают записывать текст синхронно с речью выступающего человека. В стенограмме один значок обозначает целое слово или сочетание букв. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз. Р асшифровать (декодировать) стенограмму может только сам стенографист.
Пример стенографии, в которой написано следущее: «Говорить умеют все люди на свете. Даже у са мых примитивных племен есть речь. Язык — это нечто всеобщее и самое человеческое, что есть на свете»:
Приведённые примеры иллюстрируют следующее важное правило:
Для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств.
Если надо записать текст в темпе речи, делаем это с помощью стенографии; если надо передать текст за границу, пользуемся латинским алфавитом; если надо представить текст в виде, понятном для грамотного русского человека, записываем его по правилам грамматики русского языка.
Еще одно важное обстоятельство:
Выбор способа кодирования информации может быть связан с предполагаемым способом её обработки.
Обсудим это на примере представления чисел — количественной информации. Используя русский алфавит, можно записать число «тридцать пять». Используя же алфавит арабской десятичной системы счисления, пишем: \(35\). Пусть нам надо произвести вычисления. Скажи, какая запись удобнее для выполнения расчётов: «тридцать пять умножить на сто двадцать семь» или «\(35 х 127\)»? Очевидно, что для перемножения многозначных чисел вы будете пользоваться второй записью.
Заметим, что две эти записи, эквивалентные по смыслу, используют разные языки: первая — естественный русский язык, вторая — формальный язык математики, не имеющий национальной принадлежности. Переход от представления на естественном языке к представлению на формальном языке можно также рассматривать как кодирование. Человеку удобно использовать для кодирования чисел десятичную систему счисления, а компьютеру — двоичную систему.
В некоторых случаях возникает потребность засекречивания текста сообщения или документа для того, чтобы его не смогли прочитать те, кому не положено. Это называется защитой от несанкционированного доступа. В таком случае секретный текст шифруется. В давние времена шифрование называлось тайнописью.
Для осуществления шифрования используются специальные математические алгоритмы (криптоалгоритмы). Шифрование гарантирует защиту секретной информации от несанкционированного доступа со стороны третьих лиц. Для восстановления зашифрованной информации осуществляется обратное преобразование — расшифровка . Для расшифровки информации необходимо наличие соответствующего секретного ключа .
Подробнее об основных алгоритмах шифрования можно узнать здесь.
Шифрование — метод защиты любой информации от несанкционированного доступа, просмотра, а также её использования, основанный на преобразовании данных в зашифрованный формат.
Ключ — секретная информация, используемая криптографическим алгоритмом при шифровании/расшифровке сообщений.
Представление информации, языки, кодирование.
презентация к уроку по информатике и икт (10 класс) на тему
Презентация к уроку информатики 10 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Представление информации. Языки. Кодирование. 10 класс
Какими формами может быть представлена информация о погоде? Текст в газете Сообщение по радио Условная картинка в календаре или на экране телевизора Условные жесты и звуки…
Система основных понятий Язык – это знаковая форма представления информации. Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.
Представьте информацию Информация Естественный язык Формальный язык Нахождение площади треугольника Правило дорожного движения Призыв о помощи
Письменность и кодирование информации Кодирование – процесс представления информации, удобный для ее хранения и/или передачи. Декодирование – это процесс, обратный кодированию (расшифровка)
Цели и способы кодирования Цель Способ Запись текста в темпе речи Стенография Передача текста за границу Латинский алфавит Передача тексту грамотному русскому человеку Русский алфавит
Способ кодирования информации зависит от: цели кодирования; условий; средств для кодирования; способа обработки информации
Способ кодирования Здравствуй, дорогой Саша! Zdrevstvui, dorogoi Sasha!
Способ кодирования «Говорить умеют все люди на свете. Даже у самых примитивных племен есть речь. Язык – это нечто всеобщее и человеческое, что есть на свете». Стенограмма
Способ кодирования информации и способ ее обработки Способ обработки Способ кодирования Русский язык Тридцать пять Математика 35 Компьютерная техника 00100011
Какая запись удобнее для выполнения расчетов? Тридцать пять умножить на двести сорок восемь 35*248 Естественный русский язык Формальный язык математики кодирование
История технических способов кодирования
1837 г. Электрический телеграф Изобретатель – Самуэль Морзе (США) Три вида сигналов для передачи информации: «точка», «тире», «пауза» Аппарат Морзе
Азбука Морзе Самуэль Морзе – создатель азбуки Морзе
Конец XIX в. Код Бодо. Клавишный телеграфный аппарат Изобретатель – Жан Морис Эмиль Бодо (Франция) Два вида сигналов для передачи информации Первый в истории способ двоичного кодирования
А Д К Н О С 01 100 101 10 111 000 Валя шифрует русские слова (последовательности букв), записывая вместо каждой буквы её код: Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может означать не только СКА, но и СНК. Даны три кодовые цепочки: 10111101 1010110 10111000 Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе расшифрованное слово.
А Г М К Ю •– ––• –– –•– ••–– От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе: ––•–––––•••–––•–•– При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы: Расшифруйте радиограмму. Запишите в ответе расшифрованную радиограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку «Представление информации, языки, кодирование». Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина.
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак.
Презентация к уроку по учебнику Семакина » Информатика 10″ ФГОС базовый уровень.
Теоретический материал + практика по азбуке Морзе. Материал к учебнику «Информатика 10» ФГОС.
Рассматриваются способы представления информации, история кодирования информации.
Презентация для урока информатики 10 класса на тему «Язык, кодирование как способы представления информации".
Конспект урока для 10 класса ( базовый уровень) Семакин И.Г.
Конспект урока «Представление информации, языки, кодирование»
Глава 1 :. Информация
Вид занятия: Занятие теоретического обучения
Тип занятия: Лекция
Форма проведения занятия: Индивидуальная и групповая
Место проведения занятия: Кабинет информатики и ИКТ
Цель занятия: Изучить понятие и представление информации
Учебная – создать условия для обобщения и систематизации знаний, проверка ЗУН. Формирование мотивации и опыта учебно познавательной и практической деятельности.
Оборудование: Интерактивная доска и портреты Жан Морис Эмиль Бодо (1845-1903), Франция и Сэмюэль Финли Бриз Морзе (1791-1872), США
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4 Система основных понятий
6. Итог и задание для самостоятельной работы
Преподаватель и студенты, здороваются, проводится инструктаж по безопасной работе за компьютерами, студент расписывается за рабочее место за которое он несет ответственность в течении всей пары.
Обучение будет проходить по книге Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ», вами буде выполнено: 44ч. лекций, 64ч. практик и 55ч. самостоятельных работ.
Историческое развитие человека, формирование человеческого общества связано с развитием речи, с появлением и распространением языков. Язык — это знаковая система для представления и передачи информации.
Люди сохраняют свои знания в записях на различных носителях. Благодаря этому знания передаются не только в пространстве, но и во времени — от поколения к поколению.
Языки бывают естественные, например русский, китайский, английский, и формальные, например математическая символика, нотная грамота, языки программирования.
2. Актуализация знаний:
Какие языки программирования вам известны?
3. Изучение нового материала
Наверное, самый сложный вопрос в информатике — это «Что такое информация?». На него нет однозначного ответа. Смысл этого понятия зависит от контекста (содержания разговора, текста), в котором оно употребляется.
Рассказывая о компьютере, мы говорили, что компьютер — это универсальный программно управляемый автомат для работы с информацией. В таком контексте не обсуждается смысл информации. Смысл — это значение, которое придает информации человек. Компьютер же работает с битами, с двоичными кодами. Вникать в их «смысл» компьютер не в состоянии. Поэтому правильнее называть информацию, циркулирующую в устройствах компьютера, данными. Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят о том, что компьютер хранит, обрабатывает, передает и принимает информацию. Ничего страшного в этом нет. Надо лишь понимать, что в «компьютерном контексте» понятие «информация» отождествляется с понятием «данные».
В Толковом словаре В. И. Даля нет слова «информация». Термин «информация» начал широко употребляться с середины XX века. В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике. Автор теории связи Клод Шеннон, анализируя технические системы связи: телеграф, телефон, радио, — рассматривал их как системы передачи информации. В таких системах информация передается в виде последовательностей сигналов: электрических
и ли электромагнитных. Развитие теории связи послужило созданию тео рии информации, решающей проблему измерения информации.
Основатель кибернетики Норберт Винер анализировал разнообразные процессы управления в живых организмах и в технических системах. Процессы управления рассматриваются в кибернетике как информационные процессы. Информация в системах управления циркулирует в виде сигналов, передаваемых по информационным каналам.
В XX веке понятие информации повсеместно проникает в науку. Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н. Винера.
В другой биологической науке — генетике используется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.
Понятие информации относится к числу фундаментальных, т. е. является основополагающим для науки и не объясняется через другие понятия. В этом смысле информация встает в один ряд с такими фундаментальными научными понятиями, как вещество, энергия, пространство, время. Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия.
Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация — атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. С такой предельно широкой точки зрения, информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к которым такие воздействия приводят
Другую философскую концепцию информации называют функциональной. Согласно функциональному подходу, информация появилась лишь с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация — это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.
Делая выбор между различными точками зрения, надо помнить, что всякая научная теория — лишь модель бесконечно сложного мира, поэтому она не может отражать его точно и в полной мере.
Можно сказать, что употребление понятия «информация» в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас
естественно воспринимать информ ацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, СМИ — средства массовой информации предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.
Письменность и кодирование информации
Под словом «кодирование» понимают процесс представления информации, удобный для ее хранения и/или передачи. Следовательно, запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию.
Процесс чтения текста — это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста. Схематически эти два процесса изображены на рис. 1.1.
Схема на рис. 1.1 типична для всех процессов, связанных с передачей информации.
Цели и способы кодирования
С уществ ует много способов кодирования одного и того же текста на одном и том же языке. Например, русский текст мы привыкли записывать с помощью русского алфавита. Но то же самое можно сделать, используя латинский алфавит. Иногда так приходится поступать, отправляя SMS по мобильному телефону, на котором нет русских букв, или электронное письмо на русском языке за границу, если у адресата нет русифицированного программного обеспечения.
Существует множество способов кодирования. Например, стенография — быстрый способ записи устной речи. Ею владеют лишь немногие специально обученные люди — стенографисты. Они успевают записывать текст синхронно с речью выступающего человека. В стенограмме один значок обозначает целое слово или сочетание букв. Расшифровать (декодировать) стенограмму может только сам стенографист.
В ажное правило: для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств. Если надо записать текст в темпе речи, делаем это с помощью стенографии; если надо передать текст за границу, пользуемся латинским алфавитом; если надо представить текст в виде, понятном для грамотного русского человека, записываем его по правилам грамматики русского языка.
Человеку удобно использовать для кодирования чисел десятичную систему счисления, а компьютеру — двоичную систему. Широко используемыми в информатике формальными языками являются языки программирования. В некоторых случаях возникает потребность засекречивания текста сообщения или документа, для того чтобы его не смогли прочитать те, кому не положено. Это называется защитой от несанкционированного доступа. В таком случае секретный текст шифруется. В давние времена шифрование называлось тайнописью. Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование — процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст. Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография.
История технических способов кодирования информации
С появлением технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и приемы кодирования. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэ- лем Морзе. Телеграфное сообщение — это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства привели Морзе к идее использования всего двух видов сигналов — короткого и длинного — для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.
Такой способ кодирования получил название азбуки Морзе. В ней каждая буква алфавита кодируется последовательностью коротких сигналов (точек) и длинных сигналов (тире). Буквы отделяются друг от друга паузами — отсутствием сигналов.
В таблице на рис. 1.3 показана азбука Морзе применительно к русскому алфавиту. Специальных знаков препинания в ней нет. Их обычно записывают словами: «тчк» — точка, «зпт» — запятая и т. п.
Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал бедствия « SOS » ( Save Our Souls — спасите наши души). Вот как он выглядит в коде азбуки Морзе:
Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом. Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Например, код буквы «Е» — одна точка, а код буквы «Ъ» состоит из шести знаков. Зачем так сделано? Чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает пробле ма отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому приходится для разделения использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, так как в нем используется три знака: точка, тире, пропуск.
Представление информации. Языки. Кодирование
Урок 2. Информатика 10 класс (ФГОС)
Конспект урока «Представление информации. Языки. Кодирование»
В повседневной жизни мы воспринимаем информацию как обмен сообщениями между людьми. Обмениваться сообщениями человек может устно, письменно, с помощью технических средств, отправляя смс или электронные сообщения. Возможно, в будущем человек сможет обмениваться сообщениями с помощью телепатии.
Если вспомнить уроки истории и биологии, то вы поймёте, что своё развитие человек получил благодаря развитию речи, только когда появились и распространились языки.
На сегодняшний момент существует несколько предположений о том, как появились языки, но ни одно из предположений не имеет подтверждения. В начале 21 века были получены данные, после которых ряд учёных предположил, что развитие языка произошло из-за мутации некоторых генов у человека, благодаря чему человек стал отличаться от близких ему приматов. Эта мутация, возможно, произошла от какого-то космического облучения. Конечно, это просто гипотеза и доверять ей беспрекословно нельзя.
Язык – это сложная знаковая система для представления и передачи информации.
Языки бывают естественные, которые развились на определённой территории и принадлежат определённой группе людей. Например, русский язык, английский, китайский, японский, немецкий и другие языки.
Так же выделяют формальные языки: к ним относится математическая символика, языки программирования, система дорожных знаков и другие.
И искусственно созданные языки, например, азбука Морзе и жестовый язык глухих людей.
Основная функция языка – передача информации и её хранение.
Чтобы сохранить информацию её необходимо записать на определённый носитель. Благодаря этому можно передать информацию следующему поколению.
Давайте подумаем, записав текст на русском языке на бумагу используя русский алфавит, что мы сделаем? Мы представим информацию в закодированном виде. Так как используя графические символы (буквы) мы представили текст в виде кода, заключающего в себе содержание речи, то есть информацию.
Таким образом, Кодирование – это процесс представления информации, удобный для её хранения и/или передачи.
Схематически эти два процесса можно представить следующим образом:
Данная схема будет свойственна для всех процессов, связанных с передачей информации.
Теперь давайте выделим некоторые способы и основные цели кодирования.
Способов кодирования существует огромное множество. Даже записав русский текст, используя латинский алфавит мы получим туже информацию, но закодированную иначе. Кстати, очень часто данный способ используют для отправки сообщения, если в данный момент на клавиатуре нет русских букв. Например, фразу: Добрался отлично! можно написать с помощью латинских букв Dobralsya otlichno.
Также есть такой способ кодирования как стенография – это быстрый способ записи устной речи. Данный способ кодирования был необходим во времена отсутствия звукозаписи. Стенографией владели лишь немногие специально обученные люди. Стенографисты успевали записывать текст синхронно с речью выступающего человека. В стенограмме один символ означает целое слово или сочетание букв. Но расшифровать (декодировать) стенограмму мог только сам стенографист.
Как вы уже поняли, закодировать одну и туже информацию можно используя различные способы. И выбор способа кодировки зависит от следующих причин:
· Способа обработки информации.
Остановимся подробнее на способе обработки информации.
Например, используя русский алфавит запишем число «сорок два». А теперь запишем это же число, используя алфавит арабской десятичной системы счисления – 42. Теперь представим, что вам необходимо произвести вычисления. Как будет удобнее? Сорок два умножить на триста восемьдесят шесть. Или используя арабские цифры и знаки действий?
Очевидно, что в данном случае, второй способ удобнее.
В программировании используются различные формальные языки, их называют языками программирования. Например, такие как Pascal, Java, С++, Visual Basic и другие.
Существуют ситуации, когда необходимо засекретить информацию, то есть защитить её от несанкционированного доступа. Тогда информация шифруется. В давние времена шифрование называлось тайнописью.
Шифрование – это процесс кодирования засекреченным способом открытого текса в зашифрованный, известный только отправителю и получателю сообщения.
Дешифрование – процесс обратного преобразования (восстановления) исходных данных. Наука, которая занимается методами шифрования, называется криптография.
Есть очень интересная книга, про способы шифрования. Она называется «Цифровая крепость», автор — Дэн Браун. Если у вас будет желание, обязательно прочтите её.
Теоретически можно разгадать любой шифр. Для успешной расшифровки необходимо научиться пользоваться логикой.
Простейшие примеры логических выводов могут выглядеть так.
Если текст засекречен с помощью подстановочного шифра.
Первые шесть букв послания стоят перед восклицательным знаком, логично предположить, что это обращение «Привет!». Или если в тексте есть слово из двух букв, то почти наверняка это будет предлог или местоимение. И так далее.
Конечно, это логика простейшего примера. При более сложных вариантах шифрования важна собственная интуиция, чтобы с помощью шестого чувства догадаться, какой же метод был применён.
Проблема в том, что алгоритмов шифрования существует бесчисленное множество, к тому же могут применяться комбинации подходов, что значительно усложняет задачу.
Тогда к основным целям кодирования информации относятся: засекречивание информации, быстрый способ записи, передача по техническим каналам связи, выполнение математических вычислений.
Рассмотрим примеры шифрования.
Возможно, самая известная история, основанная на расшифровке тайного послания с помощью логических размышлений и догадок, описана в рассказе «Пляшущие человечки» английского писателя Артура Конана Дойля о сыщике Шерлоке Холмсе.
Как вы помните, к Шерлоку Холмсу обращается за помощью некий мистер Хилтон Кьюбит. Год назад он женился на мисс Илси Патрик, а месяц назад его жена получила письмо из Америки и после прочтения, сразу уничтожила его.
Вскоре возле дома мистера Кьюбита стали появляться рисунки пляшущих человечков. Когда миссис Кьюбит увидела их впервые, она потеряла сознание. Не в силах разгадать загадку самостоятельно, Мистер Хилтон обращается за помощью к прославленному сыщику.
Конечно, Мистер Холмс сразу догадывается, что это не просто детские каракули, а не что иное, как шифр. Накопив достаточное количество пляшущих человечков, Холмс раскрывает их тайну и отправляет телеграмму.
Давайте посмотрим, как Шерлок Холмс расшифровал записку.
Холмс предположил, что во второй и в третьей записке, первое слово — это обращение к миссис Кьюбит, ИЛСИ. Таким образом он получил три буквы — И, Л, С.
Затем, обратил внимание на второе слово третьей записки. Оно состоит из семи букв, также в нём третья и последняя буквы — И. Из предположений о возможном смысле записи следовало, что это слово ПРИХОДИ. Так он получил еще пять букв: П, э, Х, О, Д.
По мнению Холмса, четвёртую записку написала миссис Кьюбит. Записка состояла из всего одного слова, включающего буквы И, О, Д. То есть это может быть слово НИКОГДА. Шерлок получил буквы: Н, К, Г, А.
Размышляя таким образом в руках у Холмса оказались 23 буквы, и он расшифровал все записки.
Или ещё один из самых простых и наиболее широко известных методов шифрования – это Шифр Цезаря, также известный как шифр сдвига, код Цезаря или сдвиг Цезаря.
Шифр Цезаря — это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на три, буква А была бы заменена на Г, буква Б станет Д, и так далее.
Этот шифр назван в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, использовавшего его для секретной переписки со своими генералами.
Различные системы безопасности на протяжении многих веков использовали идею Цезаря и её обобщение в виде аффинного шифра. В настоящее время любой шифр, в котором каждая буква исходного сообщения заменяется на другую букву, сдвинутую на фиксированное число позиций (не обязательно три), называется шифром Цезаря.
Язык – это сложная знаковая система для представления и передачи информации. Языки бывают естественные и искусственно созданные.
Основная функция любого языка – передача и хранение информации.
Существуют ситуации, когда необходимо засекретить информацию, то есть защитить её от несанкционированного доступа. Тогда информация шифруется.
Дешифрование – это процесс обратного преобразования исходного текста.
К основным целям кодирования информации относятся: засекречивание информации, быстрый способ записи, передача по техническим каналам связи, выполнение математических вычислений.
Видео
Представление информации, языки, кодирование | Информатика 10-11 класс #2 | ИнфоурокСкачать
Представление информации, кодированиеСкачать
Представление информации в компьютере. Единицы измерения информации. Видеоурок по информатике 6Скачать
Информатика 10 класс (Урок№17 - Кодирование графической и звуковой информации.)Скачать