Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
материал
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ№ 1 с. Средняя Елюзань
Выступление на районном МО учителей английского языка по теме:
«МЕТОДИЧЕСКИЕ аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку»
Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по английскому языку.
Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам заключается в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью отбора при поступлении в учебные заведения системы высшего и среднего профессионального образования. ГИА и ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. В отличие от традиционного экзамена по иностранному языку ГИА и ЕГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений во всех видах речевой деятельности и способности учиться в учебном заведении системы высшего или среднего профессионального образования.
Контрольные измерительные материалы по иностранным языкам носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют, не что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Содержание КИМ, требования, предъявляемые выпускникам школы в рамках ГИА и ЕГЭ, уже оказали значительное влияние на содержание обучения иностранным языкам в школе.
Учебно-методический аспект подготовки учащихся к ЕГЭ предполагает наличие : программ подготовки учащихся, учитывающих особенности образовательного учреждения, потребности учащихся в соответствии с выбранными направлениями получения профессионального образования; КИМ для выявления уровня подготовленности учащихся с целью организации дифференцированной подготовки; комплектов рекомендованных пособий и Цифровых Образовательных Ресурсов по подготовке к ГИА иЕГЭ по английскому языку; методических пособий для учителя английского языка.
Особое внимание уделяется на методическую готовность тех педагогов, которые ведут подготовку учащихся к ЕГЭ по английскому языку. С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителям следует:
• провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников 9-11-х классов общеобразовательных учреждений (единая по английскому, немецкому, французскому языкам); кодификаторы элементов содержания (отдельно по английскому, немецкому, французскому языкам) для составления КИМ ОГЭ и ЕГЭ, демонстрационные варианты КИМ по английскому, немецкому, французскому языкам (с особым вниманием к критериям оценивания);
• следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;
• анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ОГЭ и ЕГЭ;
• использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;
• перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;
• анализировать с учащимися работы участников ОГЭ и ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;
• проводить специальные уроки по обучению написания письменных высказываний с элементами рассуждений в формате ЕГЭ;
• систематически включать в уроки задания на аудирование в формте ОГЭ и ЕГЭ;
• задействовать ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка;
• обращать больше внимания на:
– внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;
– использование в учебном процессе проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ОГЭ и ЕГЭ;
– применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
– игнорирование незнакомых слов в читаемом или звуковом тексте и развитие языковой догадки;
– ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;
– развитие умений обосновывать и аргументировать свою точку зрения;
– формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;
– совершенствование лексико-грамматических навыков во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;
– развитие общеучебных умений, таких, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнений, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;
– заполнение учащимися бланков.
Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку может быть организована в разных вариантах.
В образовательных учреждениях реализующих программы базового уровня обучения английскому языку подготовка к ОГЭ и ЕГЭ предполагает обеспечение готовности к выполнению заданий базового уровня. Подготовка к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности может осуществляться во внеурочной деятельности в таких формах как факультатив, элективный курс, курс дистанционной подготовки и т.д. Подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ при помощи различных видов УМК.
На сегодняшний день в распоряжении, как учителей, так и самих учеников есть целый арсенал различных средств для формирования необходимых навыков и подготовки к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. К ним относятся всевозможные пособия с тестами (КИМами) для самоподготовки, различные онлайн тренажеры, обучающие компьютерные программы и конечно нельзя списывать со счетов традиционные УМК.
И, тем не менее, при всем разнообразии средств для подготовки к сдаче ЕГЭ какими бы хорошими они ни были, они не способны заменить учебник.
Задача тестов – измерить, а задача учебника – научить (в том числе и как выполнять тесты). Учебники, точнее УМК не только обучают, но и развивают и воспитывают учащихся.
Несмотря на то, что большинство приемов обучения могут быть использованы и как приемы контроля, нельзя ставить знак равенства между упражнениями и тестами.
В современных отечественных УМК заложена система объективного контроля, соотносящаяся с ОГЭ и ЕГЭ и целенаправленно готовящая, но не натаскивающая на него. Одним из хороших примеров таких УМК может быть серия учебников «Happy English.ru 5-11» под редакцией Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.»Enjoy English» под редакцией М.З. Бибалетова, «Rainbow English» под редакцией О.В.Афанасиева И.В.Михеева
Использование компьютерных технологий при подготовке к единому государственному экзамену
Тем не менее, при всех очевидных плюсах использования традиционных УМК для подготовки к сдаче ЕГЭ, налицо один очевидный недостаток: все эти задания невозможно в полном объеме обхватить, используя их во время урока. На один тип задания один учитель уделит больше внимания, на другой – меньше. Это зависит от ряда причин, например, от общего уровня способностей учеников, не всегда задания пообобраны идеально, учителю зачастую приходится использовать дополнительный материал на уроке, чтобы закрепить определенный материал. Приходится обращаться к дополнительным источникам. Поэтому не удивительно, что компьютерные программы при обучении иностранному языку находят все большее применение в организации учебного процесса в средних учебных заведениях. Уникальность дидактических свойств компьютерных технологий состоит в продуктивном рассмотрении всех возможных аспектов (от лингвистического до культуроведческого), в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствования иноязычной речевой деятельности.
При постоянной и систематической работе (начиная с простого и постепенно переходя к сложному) реализуются следующие концептуальные дидактические возможности:
· возможность систематической работы с учебной информацией;
· предоставление учителю надежной обратной связи с учеником и непосредственно связанной с этим возможности оперативного управления процессом обучения;
· возможность интенсивной коммуникации с компьютером.
В целом обучение иностранному языку посредством компьютерных технологий характеризуется следующими особенностями:
· возможность индивидуального двустороннего общения ученика с учителем, партнерами по обучению;
· широким доступом к колоссальным по объему и разнообразию источникам языковой информации.
Что касается методических аспектов обучения иностранному языку с компьютерной поддержкой, то можно отметить следующие моменты:
· большая информационная емкость учебного материала;
· интенсификация самостоятельной работы каждого ученика;
· создание коммуникативной ситуации в таких видах деятельности как аудирование, проговаривание, чтение, письмо;
· овладение различными языковыми моделями и структурами;
· повышение познавательной активности ученика, а также усиление мотивации учения.
Одной из самых заметных новинок, которая часто используется в преподавательской практике при подготовке к ЕГЭ – это курс иноязычного компьютерного обучения «Professor Higgins» (Профессор Хиггинс).
При работе с данной программой можно добиться успеха в решении и освоении тех видов работ, которые вызывают наибольшую сложность при изучении английского языка, например, употребление грамматического материала.
Программа «Professor Higgins» состоит из двух независимых частей: курсов фонетики и грамматики.
Грамматический курс напоминает книгу, снабженную элементами гипертекста. Упражнения оригинальны, составлены носителями языка по учебнику Murphy «English Grammar in Use» Кембриджского издания.
Уроки построены по классической схеме: теоретический аспект, объясняющий на примерах тему, и практический аспект, предназначенный для проверки усвоения грамматики. Грамматический материал представлен на примерах современного разговорного английского языка. Обилие примеров и иллюстраций также помогает лучшему восприятию, закреплению грамматических конструкций. Здесь же заложены грамматические задания разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с учениками.
Используя данную программу, можно способствовать развитию грамматических навыков учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену по английскому языку в 9-11 классах общеобразовательной школы.
Список полезных книг и любопытных Интернет-ресурсов тем, кто готовится к олимпиадам по английскому языку.
English Grammar in use by Raymond Murphy. Теория и практика по грамматике.
Выступления
Выступления на Методическом Объединении
1. Использование ИКТ на уроках английского языка и во внеклассной деятельности
Школьники средних классов имеют стойкий интерес к определенному предмету. Повышение интереса к одному предмету, как у многих подростков, так и у учащихся моей школы протекает на фоне общего снижения мотивации учения, из-за чего они нарушают дисциплину, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Учащиеся посещают школу не потому что хочется, а потому что надо. У школьников появляется равнодушие к тому, что они изучают, не вырабатывается правильного взгляда на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля. Знания получаются отрывочные и поверхностные.
С одной стороны, учащиеся думают о перспективах получения образования. С другой стороны, дети устали от однообразия. Школьники, владеющие лучше педагогов компьютером, пейджером, сотовым телефоном, видят в школе только доски и мел.
Поэтому одной из основных задач учителя является возможность учителя сделать процесс обучения легким и интересным.
Полный текст можно найти по этой ссылке икт на английском.doc
Заметки «непутевого» учителя
Собираясь в США в первый раз, вспоминаешь хорошо известную всем фразу «Америка – американцам!»
«Куда же я собираюсь?» Многие задаются таким вопросом даже если уже точно знают куда они едут. Так было и со мной. Работая учителем английского языка, необходимо побывать в стране носителей данного языка пусть даже в кино, а уж если представляется такая возможность в реальной жизни, упускать ее не каждый решится.
Полный текст можно найти по этой ссылке Выступление на кафедре английского языка.doc
3. Олимпиадное движение, как один из аспектов повышения уровня мотивации к предмету
Предметные олимпиады являются неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Они способствуют углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяют кругозор. Кроме того, олимпиады, как одна из форм внеклассной работы, имеют большое воспитательное значение, так как цель их не только в том, чтобы осветить какие-либо вопросы, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу, заложить навыки исследовательской деятельности.
Полный текст можно найти по этой ссылке Предметные олимпиады являются неотъемлемой частью учебно.doc
4. Приемы, которые помогают учащимся изучать английский язык легко. Роль памяток в изучении английского языка
Предметом познавательной деятельности при изучении иностранного языка является сам язык. Поэтому, в процессе работы над языком подразумевается, прежде всего, активное изучение самого языка, активное овладение языком как средством общения, получение и передача информации.
Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя.
Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.
Полный текст можно найти по этой ссылке Приемы.doc
5. Применение регионального компонента на уроках английского языка и во внеклассной деятельности
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды. Отбор содержания регионального компонента образования предопределяется природным, культурно-историческим, социально-экономическим своеобразием региона. Усвоение материала о своем регионе позволяет учащимся лучше узнать свой край, проникнуться любовью к родной земле. Кроме того, целенаправленное использование регионального компонента на уроках английского языка и во внеклассной деятельности стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.
УМК Кузовлева В.П. и др. «English» позволяют учителю использовать дополнительные материалы по региональному компоненту для формирования коммуникативных навыков учащихся.
Выступления на педагогических советах
1. Активные методы обучения на уроке и во внеклассной деятельности
Сделать урок или мероприятие интересным, позволить учащемуся самому «добывать» знания, рассуждать, делать выводы и учиться легко и непринужденно помогают активные методы обучения (АМО).
Полный текст можно найти по этой ссылке Активные методы обучения.doc
Выступления на региональных конференциях
1. Английский с ИКТ
(Выступление на н аучно-практической конференции «Личностный и профессиональный рост педагога как необходимое условие современного образования»).
Презентацию по этой теме можно посмотреть здесь.
2. Видеоконференция учителей английского языка, организованная порталом Дистанционного обучения Ивановской области
Обощение педагогического опыта по работе с УМК «English 8» Кузовлева В.П. и др.Презентацию по работе с учебником и основными моментами работы со словообразованием с учащимися 8 классов можно посмотреть здесь.
3. Дистанционное обучение. Возможности дистанта во внеклассной деятельности
(Выступление на конференции «Дистанционное обучение»).
В связи с переходом на ФГОС однин из пунктов закона «Об образовании» гласит, что школа обязана включить в образовательный и воспитательный процессы различные формы дистанционного обучения. Познакомиться с выступлением и посмотреть презентацию можно здесь.
Выступление на всероссийских конференциях
1. Аттестация учителя
(Выступление на конференции «Подготовка учителя к аттестации. От теории к практике»).
Аттестация для учителя всегда волнительна! Даже те, кто проходил ее не раз, не могут быть уверены на 100 процентов в удачном исходе процедуры. Ознакомиться с выступлением по данной теме можно здесь.
2. Технология критического мышления при обучении английскому языку
(Выступление на конференции «Актуальные проблемы образования в условиях реализации ФГОС»).
Во всем мире знания английского языка воспринимается сегодня как необходимое условие общения. Все большую важность имеет не только свободное владение языком, но и умение быстро и квалифицированно делать перевод с английского языка и наоборот. Познакомиться с выступлением можно по ссылке Технология критического мышления при обучении английскому языку.doc
3. Раздел «говорение» в ЕГЭ 2015: нововведения
(Выступление на международном семинаре по обмену опытом по теме: «Итоговая аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ в вашем регионе»).
Уже несколько лет подряд в ЕГЭ по английскому языку в 11 классе отсутсвует раздел «говорение», в то время как учащиеся 9 класса сдавая ГИА по языку выполняют устную часть. Что же ждет учащихся в 2014-2015 учебном году? Познакомиться с выступлением можно здесь Раздел говорение в ЕГЭ 2015.doc
Выступление на ШМО учителей английского языка
Выступление на ШМО учител ей иностранного языка
Подготовила: учитель английского языка Трубиленко А.Ю.
Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения
Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.
ФГОС требует формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка.
На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию, возможно введение проблемного диалога. Учащимся дается проблемная ситуация, в которой они определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок. Учитель задает вопрос: «Для чего нам это нужно?» Здесь может прозвучать несколько вариантов: «Чтобы правильно говорить», «Чтобы нас правильно понимали». Так, проблемная ситуация подвела детей к теме урока и к формулированию цели.
На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. Также возможно использовать иллюстрации, схемы, модели.
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также нужно предлагать более сложные задания для сильных учеников.
Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. На уроке английского языка очень часто используется работа в парах: дети составляют разного рода диалоги (диалог-расспрос, диалог-знакомство, диалог-побуждение к действию). Но для того, чтобы эта форма работы была максимально эффективной, необходимо предлагать детям ситуации, близкие им по интересам и по возрасту, чтобы они понимали значимость знания языка. Также при организации парной работы необходимо, чтобы дети следовали определенным правилам общения: говорить по очереди, не перебивать друг друга, слушать внимательно собеседника, не мешать другим парам, говорить вполголоса.
Работа в группах не менее важна на уроке английского языка. Она требует большей подготовки, но при этом дает значимый результат. Детей в группы стоит объединять так, чтобы в каждой группе были и «сильные», и «слабые» ученики. Так, «сильные» учащиеся могут занять позицию лидера, организовать деятельность группы, помогать другим и представлять конечный результат, а «слабые» учащиеся будут тянуться за остальными, выполнять посильную для них работу, тем самым ощущая собственную значимость для группы. Здесь важно, чтобы такие ученики не отстранились от работы и не переложили всю работу на остальных участников группы. Учителю необходимо следить за этим и иногда ненавязчиво вмешиваться в их деятельность.
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, предлагаю ребятам 5 класса использовать ромашки разного цвета («зеленая» – у меня все получилось, я справился с заданием без ошибок; «желтая» – у меня получилось выполнить задание, но были некоторые трудности, я допустил от 1 до 3 ошибок; «красная» – SOS, я не смог выполнить задание, допустил слишком много ошибок). Показ определенной ромашки сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран.
При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного диалога или прочитанного рассказа по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий.
Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. С детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы. Начать можно с взаимопроверки буквенных или словарных диктантов. При этом учитель должен представить образец выполнения задания. Также с детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы учителя. Начать можно с вопросов: Чему научились на уроке? Что нового узнали? Достигнута ли цель урока? Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей: Понравилось ли на уроке? Что понравилось больше? Что вызвало трудности? Почему не получилось? Здесь замечательно использовать смайлики, которые дети размещают в листах обратной связи или раскрашивают тот смайлик, который наиболее точно описывает их состояние.
Также важно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы.
При систематическом применении описанных выше приемов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребенка к себе и другим, что важно, когда речь идет и о формировании группы личностных результатов.
Проектируя любой урок, направленный на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, необходимо максимально использовать главное средство обучения – учебник. Сейчас большинство используемых в практике учебников английского языка прошли экспертизу на соответствии ФГОС. Планируя урок, нужно внимательно изучить предлагаемые авторами учебника задания, определить, на формирование каких УУД они направлены, какие из них выбрать, учитывая индивидуальные особенности учеников.
Итак, в условиях введения в практику работы ФГОС, учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:
1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, использую для этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
8. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
9. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, дети не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергать. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
Видео
Тюляева - Мастер-класс, конкурс Учитель Года Москвы -2017Скачать
Дистанционные онлайн-курсы для учителей английского языкаСкачать
Урок английского языка, Колесникова Е. А., 2018Скачать
Методический семинар для учителей английского языкаСкачать