Теоретическая грамматика английского языка (Theoretical Grammar of the English language) Текст
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Моделирование учебной дисциплины Б1. В6 «Основы теории 1 ИЯ: «Теоретическая грамматика английского языка»
Общая трудоёмкость: 2 зачётные единицы
Общее количество часов: 72, из них аудиторных – 34
Самостоятельная работа: 38
Форма контроля: зачёт
Цели и задачи освоения дисциплины «Основы теории 1 ИЯ: теоретическая грамматика»
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата), профиль «Перевод и переводоведение».
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций бакалавра лингвистики, которые способствуют успешному решению профессиональных задач в различных сферах производственной деятельности. Курс дисциплины даёт студентам систематические и углубленные сведения о грамматическом строе современного английского языка, раскрывает наиболее важные и сложные проблемы, возникающие при его изучении, учитывая достижения отечественного и зарубежного языкознания. Основными задачами курса теоретической грамматики английского языка являются следующие:
– теоретически осветить основы грамматического строя английского языка в соответствии с современным состоянием лингвистических знаний;
– ввести студентов в наиболее важные проблемы современных исследований строя английского языка;
– способствовать развитию у студентов умения самостоятельно перерабатывать текущую научную информацию по грамматическим исследованиям языка, анализировать и сопоставлять языковые явления с учетом теоретических положений, усвоенных в ходе изучения курса теоретической грамматики.
Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина входит в вариативную часть профессионального блока и является составляющей дисциплины Б1.В6 «Основы теории 1 ИЯ», изучается в 7 семестре. Дисциплина «Теоретическая грамматика английского языка» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана подготовки бакалавра лингвистики по профилю «Перевод и переводоведение». К числу таких дисциплин относятся: языкознание, история языка, лексикология, стилистика, практические дисциплины: практический курс 1 ИЯ, практическая грамматика, практическая фонетика.
Приступая к изучению специальных языковых дисциплин, студент должен войти в курс лингвистических проблем, овладеть основами теоретических знаний о языке. Высокие требования, предъявляемые к уровню владения языком на современном этапе, обусловили стремление вуза обеспечить комплексный подход к изучению языка, сочетающий как практические навыки, так и глубокую теоретическую базу. Чётко выстраивается зависимость между практическими языковыми навыками и теми теоретическими основами, без которых эти знания не могут быть закреплены и применены на практике.
Теоретическая грамматика тесно связана с лексикологией (поскольку изучает грамматические свойства слов; теоретической фонетикой (поскольку та изучает особенности фонетического оформления грамматических единиц), стилистикой (так как описывает стилевые закономерности употребления грамматических форм в разных жанрах речи). Изучение дисциплины «Теоретическая грамматика» следует за изучением теоретической фонетики и лексикологии английского языка и предшествует изучению курса стилистики. Это связано с логикой изучения основ теории 1 иностранного языка.
По окончании изучения дисциплины студент должен показать знания грамматического строя английского языка, основных единиц морфологического уровня и синтаксиса, основных категорий и классификаций грамматических единиц, семантические, структурные и коммуникативные особенности текста. Студент должен обладать умениями анализировать грамматические явления, выявлять системные связи языковых единиц, проводить дискурсивный анализ текста. Необходимо проявлять навыки лингвистического анализа морфологических, синтаксических, текстовых единиц, распознавать грамматические явления и использовать теоретические положения на практике.
Требования к результатам освоения дисциплины Б1. В6 «Основы теории 1 ИЯ: теоретическая грамматика»
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы
Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «Основы теории 1 ИЯ: теоретическая грамматика» используется компетентностный подход, который помогает повысить мотивированность студентов, их ответственность за качество полученных знаний. При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии: активные и интерактивные формы проведения занятий, использование интерактивной доски с прямым выходом в Интернет (гиперссылки) на лекционных и семинарских занятиях; подготовка доклада-презентации, написание рефератов, оценивание ответов других студентов. Весь материал курса представлен на информационном сайте ЮФУ e-learning. Применяются современные методы контроля студентов (тесты, творческие задания, контроль с помощью технических средств). Используется рейтинговая система оценивания.
Занятия, проводимые в интерактивных формах составляют 100% аудиторных часов и 70% самостоятельной работы студентов.
Занятия лекционного типа составляют 30% аудиторных занятий.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Средствами текущего контроля являются устные опросы на семинарских занятиях, тесты, выполнение практических заданий, заданий для самостоятельной работы.
Полный комплект контрольно-оценочных материалов (Фонд оценочных средств) оформлен в виде приложения к рабочей программе дисциплины.
Темы курсовых работ
1. Категория определённости/неопределённости в английском языке.
2. Принципы классификации английских глаголов.
3. Особенности управления фразовых глаголов в английском языке.
4. Особенности функционирования наречий в предложении и тексте.
5. Способы выражения будущего времени в современном английском языке.
6. Срества выражения языковой модальности.
7. Средства выражения отрицания в английском языке.
8. Экспрессивность отрицания в современном английском языке.
9. Особенности глагола ‘to get’ как компонента пассивной конструкции в британском варианте анлийского языка.
10. Категория аспекта глагола, её роль в создании временного континуума текста.
11. Прагмалингвистические особенности английских междометий.
12. Проблема классификации бессоюзных сложных предложений.
13. Особенности сочинительной связи в предложении.
14. Семантические типы сочинительной связи.
15. Способы выражения коммуникативной интенции предложения.
16. Тема-рематическая композиция предложения.
17. Функционирование грамматических антонимов в тексте.
18. Способы выражения сравнительных отношений в английском языке.
19. Сложные предложения с разными типами связей.
20. Языковые средства выражения концептуального поля “семья”.
21. Гендерные особенности использования обращений в английском языке.
22. Гендерные особенности использования междометий в английском языке.
23. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики.
24. Средства выражения сатиры и юмора в политическом дискурсе.
25. Категория состояния в английском языке.
26. Особенности проявления категории времени в английском языке.
27. Проблема лексического и грамматического значений союзов.
28. Особенности эллиптических и односоставных предложений.
29. Функционально-семантическое поле темпоральности.
30. Функционально-семантическое поле кондициональности.
31. Функционально-семантическое поле залоговости.
32. Особенности функционирования неличных форм глагола в различных стилях.
33. Синонимичность синтаксических конструкций с временным компонентом.
34. Многозначные синтаксические конструкции, их отличие от синонимичных, антонимичных, омономичных.
35. Межъязыковые синонимы.
36. Текст как объект лингвистического исследования.
38. Особенности политического дискурса.
39. Средства реализации текстовой когезии.
40. Синонимия средств выражения категории завершённости.
41. Особенности диалогической речи как самостоятельной языковой подсистемы.
42. Инверсия как стилистическая особенности художественного текста.
43. Функционирование предложений с вводным ‘it’ и ‘there’ в английском языке.
44. Антонимичность в системе сложносочинённых предложения в современном английском языке.
45. Средства выражения побуждения в английском языке.
46. Грамматические свойства выражения эмфазы в современном английском языке.
Дисциплина состоит из 4 модулей.
Модуль 1. Грамматика как наука. Язык как система. Морфемная структура слова. Грамматические формы и категории.
Модуль 2. Существительное. Грамматические категории. Другие части речи. Классификация частей речи.
Модуль 3. Глагол. Грамматические категории. Неличные формы глагола.
Модуль 4. Синтаксис простого предложения и словосочетания. Сложное предложение и текст. Текстовые категории.
Дополнительная информация
В процессе преподавания дисциплины «Основы теории 1 ИЯ: теоретическая грамматика» используется компетентностный подход, который помогает повысить мотивированность студентов, их ответственность за качество полученных знаний. При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии: активные и интерактивные формы проведения занятий, мультимедийное обучение, сетевые компьютерные технологии. Текущий контроль включает в себя устные опросы, тесты. Рубежный подготовка доклада-презентации, оценивание ответов других студентов.
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы теории 1 ИЯ: Теоретическая грамматика»
2 зач. ед.; ак.ч. всего: 34, в т.ч.10 лекционных., 24 практических
Преподаватель Науменко М.Г.
Кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации
Направление подготовки: Лингвистика, профиль «Перевод и переводоведение»
«зачтено» – выполнено 60–100 % модуля
«не зачтено» – выполнено менее 60 % модуля.
Оглавление
1. Методические рекомендации для студентов по курсу «Теоретическая грамматика
2.3 Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы ……..9
2.4 Требованию к уровню освоения содержания курса ………………………………………..9
2.6 Форма итогового контроля ………………………………………………………………….14
Theme 1. The Aim of Theoretical Grammar ……………………………………………………. 15
Theme 2. Units of Linguistic Analysis …………………………………………………………. 19
Theme 3. Morphology and Syntax ………………………………………………………………..23
Theme 4. Grammatical Oppositions and Grammatical Categories ……………………………….26
Theme 6. Parts of Speech. Part I ………………………………………………………………….37
Theme 7. The Noun: General. The Category of Number …………………………………………46
Theme 8. The Noun: The Category of Case ……………………………………………………. 51
Theme 10. The Verb: The Finite Forms of the Verb.
The Categories of Person, Number, Tense. Part I …………………………………. 61
The Verb: The Finite Forms of the Verb.
The Categories of Person, Number, Tense. Part II ……………………………………66
Theme 11. The Verb: The Non-Finite Forms of the Verb (The Verbids) ………………………. 69
Theme 13. The Verb: Time Correlation …………………………………………………………..78
Theme 14. The Verb: The Category of Voice …………………………………………………….82
Theme 15. The Verb: The Category of Mood …………………………………………………….86
Theme 16. The Problem of the Subjunctive Mood in English ……………………………………91
Theme 19. The Main Principles of Syntactic Modeling the Sentence …………………………..107
Theme 20. The Functional Sentence Perspective ………………………………………………..112
Theme 21. The Case Grammar ………………………………………………………………….115
Theme 22. Pragmatics of the Sentence ………………………………………………………….118
Theme 23. Text and Discourse …………………………………………………………………..121
4. Темы для самостоятельного изучения ………………………………………………….124
4.1 Перечень примерных вопросов и заданий ………………………………………………..124
4.2 Примерная тематика курсовых и дипломных работ …………………………………….125
Seminar 1. The Categorial Structure of the Word ……………………………………………….126
Seminar 3. The Noun as Part of Speech. The Category of Number …………………………….128
Seminar 4. The Noun: The Category of Case. The Category of Gender ………………………..130
Seminar 5. The Verb: General …………………………………………………………………. 131
Seminar 6. The Verb: The Categories of Person, Number and Tense …………………………..132
Seminar 7. The Verb: The Categories of Aspect and Time Correlation ………………………. 134
Seminar 8. The Verb: The Category of Voice …………………………………………………..135
Seminar 9. The Verb: The Category of Mood …………………………………………………..136
Seminar 10. The Adjective and the Adverb ……………………………………………………..137
Seminar 11. The Phrase: General ………………………………………………………………..139
Seminar 12. Part I. The Simple Sentence ………………………………………………………..140
Part II. The Simple Sentence: Constituent Structure ………………………………140
Part III. The Simple Sentence: Paradigmatic Structure ……………………………142
Seminar 13. The Composite Sentence …………………………………………………………..143
Seminar 14. The Functional Sentence Perspective (FSP) ………………………………………144
Seminar 15. Pragmatics of the Sentence ………………………………………………………. 145
Seminar 16. Text and Discourse ………………………………………………………………. 146
6. Контрольные вопросы и задания по курсу …………………………………………….147
6.2 Перечень тем к зачету ……………………………………………………………………. 149
6.2.1 Предложения для анализа (к зачету) ……………………………………………………150
6.3 Перечень вопросов к экзамену по теоретической грамматике ………………………. 151
6.3.1 Предложения для синтаксического анализа по членам предложения (к экзамену) …152
The Category of Number ………………………………………………………………. 160
7.2 Синтаксис. Анализ простых, сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений ……………………………………………………………………………………176
9. Список рекомендуемой литературы ……………………………………………………196
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Я. Н. КАЗАНЦЕВА, Н. В. НЕМЧИНОВА, Е. В. СЕМЕНОВА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Учебное пособие Красноярск, Лесосибирск 2015
2 УДК 811 ББК 81.2 К 30 Рецензенты: С. А.. Добричев, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии Лингвистического института Алтайского государственного педагогического университета И. А. Битнер, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева K 30 Казанцева Я. Н., Немчинова Н.В., Семенова Е.В. Теоретическая грамматика английского языка: учеб. пособие / Я. Н. Казанцева, Н. В. Немчинова, Е. В. Семенова. Красноярск: Сибирский федеральный унт, с. ISBN Пособие содержит материалы, вопросы и задания по курсу «Теоретическая грамматика» для студентов педагогических вузов. Методологичесой основой представленных материалов является системный подход, обеспечивающий формирование основ филологического мышления у будущих учителей иностранного языка. Для студентов и преподавателей гуманитарных вузов, направление «педагогическое образование», профиль «иностранный язык», для учителей английского языка, а также для широкого круга лиц, изучающих английский язык. УДК 811 Сибирский федеральный ISBN университет, 2015 ББК 81.2 Я. Н. Казанцева, 2015 Н. В. Немчинова, 2015 Е. В. Семенова,
3 ВВЕДЕНИЕ Известно, что грамматика английского языка выступает для носителей русского языка одним из самых сложных аспектов иноязычного образования, что объясняется, в первую очередь, приниципиальным отличием грамматических основ двух языков. Также не является открытием и тот факт, что современный учитель иностранного языка должен иметь широкий круг знаний и компетентностей, позволяющих ему действовать адекватно в любых, как стандартных, так и нестандартных, ситуациях. При этом необходимо четко различать систему знаний, носящих фундаментальный характер и знаний, которые зачастую имеют прагматический смысл. Предлагаемое учебное пособие ориетировано в большей степени на фундаментальное знание основ английской грамматики. В то же время, как показывает многолетний отечественный опыт иноязычного образования, именно знание теоретических основ служит основой для качественного использования английской грамматики в практических целях. Пособие включает в себя три раздела: общие вопросы теоретической грамматики, морфологию как отрасль грамматики и синтаксис как раздел грамматики. Все три раздела призваны сформировать филологическое мышление будущих учителей английского языка. Задания и вопросы в конце каждой темы обеспечивают практическое овладение материалом и отработку наиболее сложных вопросов разделов и подразделов. Авторы не претендуют на полное и исчерпывающее освещение сущности и проблем теоретической грамматики английского языка, их задача заключалась в систематизации основных положений курса, что несет в себе особую актуализацию в условиях двухступенчатого образования, где приоритет отдан компетентностному подходу, не исключающему в то же время овалдение глубинными знаниями в осваеваемой области. 3
4 РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ ГРАММАТИКА КАК НАУКА Определение языка Язык это сложное, многогранное явление, изучать и описывать его можно с разных сторон: как психический или когнитивный феномен, как явление социальное, с точки зрения исторических изменений и т.д. Язык входит в область научных интересов лингвистов, философов, антропологов, культурологов, психологов. Определение языка зависит от аспекта исследования. Язык рассматривается лингвистами с трех основных позиций: 1) язык как текст (результат речевой деятельности говорящих, представленный в виде разнообразных речевых продуктах: литературных текстах, газетах, интервью, различных документах и т.д.); 2) язык как система (результат лингвистических исследований, отраженный в словарях, монографиях, диссертациях, посвященных разнообразным аспектам языка и имеющих целью установить их системные закономерности); 3) язык как компетенция (язык в сознании говорящего, т.е. знание языка и готовность это знание реализовать). Прежде всего, язык рассматривается как особая знаковая система. Система есть структурированная совокупность элементов, объединенных некоторой общей функцией. Язык это система специфических, взаимосвязанных и взаимозависимых языковых знаков, объединенных функцией формирования, хранения и передачи информации. Будучи неразрывно связанным в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное, является средством коммуникации. 4
6 представляют собой фонемные цепочки (морфемы, слова, предложения и т.д.). Сверхсегментные языковые единицы не существуют сами по себе, их форма реализуется вместе с формой сегментных единиц. К сверхсегментным единицам относятся: интонационный рисунок, ударение, паузация, модели порядка слов и т.д. Например, изменение порядка слов и интонационной модели в следующем примере: He is at home (сообщение). Is he at home? (вопрос). Сверхсегментные языковые единицы образуют вторичную, дополнительную линию речи, которая осуществляется параллельно первичной фонемной линии. Уровни языка Сегментные единицы образуют иерархию уровней языка, которые представляют собой подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы. Термин «иерархия» означает структуру, в которой единицы вышележащего уровня образуются из единиц нижележащего уровня. Выделяют 6 уровней языка: 1. Фонетический (фонемный). 2. Морфемный. 3. Лексический. 4. Фразовый (фраземный). 5. Уровень предложения (синтаксический). 6. Уровень текста. Первый уровень образован фонемами, мельчайшими материальными языковыми элементами. Они обладают формой, но не обладают значением. Фонемы выполняют функцию дифференциации значений слов и морфем. Например: man men. 6
8 реальное событие, имевшее место в прошлом, сообщается как факт. Предложение часто определяется как предикативная языковая единица. Минимальное предложение может состоять из одного слова, например: Fire! Шестой уровень образуется предложениями, функционирующими в тексте. Текстовые единицы традиционно называются сверхфразовыми единствами; мы будем называть такие находящиеся выше уровня предложения конструкции, которые образуются в речи, диктемами (от лат. dicto «я говорю»). Диктемы характеризуются рядом признаков, главным из которых является общность темы. Как и все остальные языковые единицы, диктемы могут быть выражены одной единицей нижележащего уровня; например, текст рекламного лозунга может состоять из всего лишь одного предложения: Just do it!; или абзац письменного текста может быть образован одним независимым предложением, которое приобретает тематическую значимость. Подсистемы языка Язык как система разбивается на три основные подсистемы, каждая из которых, в свою очередь, тоже является системой. Это фонетическая (фонологическая), лексическая и грамматическая системы. Фонетическая система (фонетический строй языка) включает все языковые единицы, составляющие материальную сторону языка: звуки, фонемы, интонационные модели, акцентуальные модели. Фонетический строй языка изучается отдельной лингвистической дисциплиной фонетикой (фонологией). Лексическая система (лексический строй языка) включает все номинативные (назывные) языковые единицы слова и устойчивые словосочетания. Лексическая система изучается в курсе лексикологии. Грамматическая система (грамматический строй языка) включает правила и закономерности употребления языковых единиц в построении 8
12 3. Прямой порядок слов в предложении. Схема следующая: подлежащее (subject) сказуемое (verb) дополнение (object). В русском языке порядок слов относительно свободный. Для изучающих английский язык эта особенность является сложной для понимания, особенно на начальном этапе изучения. The hunter killed the bear. The bear killed the hunter. Еще одной трудностью можно назвать наличие предложений, оканчивающихся на предлог. Например, What are you interested in? 4. Все предложения должны иметь подлежащее (subject). It is never too late to learn. При этом подлежащее на русский язык никак не переводится. 5. Поскольку английский язык относится к аналитическому типу, то в качестве следующей особенности отметим отсутствие окончаний у слов. 6. Преимущественное употребление существительных в предложениях. Например, Make a guess! Угадай! 7. В английском языке изобилуют неличные формы глагола, особенно в тех случаях, когда возможно сократить предложение. На русский язык простые предложения переводятся сложными предложениями. Например, I have never seen her playing the piano. Я никогда не видел, как она играет на пианино. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое «язык», «речь»? 2. Какие виды языковых единиц существуют? 3. Назовите уровни языка, определите их структурные и функциональные признаки. Приведите примеры. 4. Назовите три составные части, или подсистемы языка, дайте им характеристику. 5. Что изучает морфология? 6. Что изучает синтаксис? 7. Что такое «грамматическая норма»? 12
13 8. Чем отличается грамматическая норма от узуса? 9. Каковы особенности грамматической структуры языка? Приведите примеры. Задания 1. Определите справедливость следующих утверждений. Отметьте T true, F false. Переведите предложения на русский язык. (1) The definition of language depends largely upon which aspect comes into the focus of the researcher, upon what becomes the subject matter of research. (2) The mortheme is the smallest unit of language whose function is to defferentiatee meanings. (3) The boundaries between the levels of the language are not hard and fast, but rather fuzzy. (4) The grammar of any language reflects the mentality of a nation that speaks that language. (5) English has a predominately synthetical character and a great number of inflexions. (6) The segmental units are pauses, accent, word order. (7) The sentence may contain only one word. (8) The plane of content comprises all the meaningful, semantic elements contained in the language, while the plane of expression comprises all the material, formal units of the language. 2. Определите, к каким уровням языка относятся следующие языковые единицы: (1) a wonderful girl, (2) un-, (3) /t/, (4) bachelor, (5) this is my husband, (6) if he were here now, he would help us, (7) hood, (8) language, (9) a blue sky, (10) /ei/. Ключевые слова: язык, речь, языковая единица, фонема, морфема, лексема, фразема, пропозема, диктема, грамматика, уровень языка, морфология, синтаксис, грамматическая норма, узус. 13
14 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА Грамматическое значение Грамматическое значение обобщенное значение группы слов, абстрагированное от конкретного, индивидуального значения отдельных слов, входящих в эту группу. Для того чтобы понять сущность грамматического значения, необходимо сравнить его с лексическим значением. Грамматическое значение противопоставляется лексическому значению, как более абстрактное более конкретному. Лексическая подсистема языка состоит из лексических единиц с конкретной семантикой, а также включает в себя ряд абстрактных существительных и других частей речи, которые в силу своего непредметного значения могут быть причислены к абстрактным лексическим единицам. Существенные различия между лексическим и грамматическим значением заключаются в следующем: 1) лексические значения намного более многочисленные, т.к. привязаны к конкретным единицам лексикона; грамматические значения являются результатом обобщения больших групп лексических единиц. Например, a table, a house, a bird (лексические единицы) каждое имеет свое лексическое значение, но они объединены общим грамматическим значением «предметность». 2) Лексические значения индивидуальны, а грамматические надындивидуальны. 3) Грамматическое значение в диахроническом плане является более поздним образованием, чем лексическое значение. 4) Грамматическое значение является обязательным, лексическое может быть полностью утраченным, либо быть размытым и нечетким (к примеру, артикли, частицы, предлоги, союзы). 14
15 5) Система лексических значений идиоэтнична (специфична для каждого языка), система грамматических значений более или менее универсальна. 6. Понятие «лексическое значение» применимо только к единицам лексического уровня, а «грамматическое значение» охватывает также и область синтаксиса. 7. Лексическое значение является самостоятельным, в то время как грамматическое значение несамостоятельно, при этом грамматическое значение находит свое выражение только в сочетании с лексическим значением. Грамматическое значение носит регулярный характер в языке. Мы не можем использовать слово без обозначения его грамматического значения или значений. Например, слово hands, помимо непосредственного лексического значения (референта, обозначаемого словом), несет определенные грамматические значения, в частности, значение «предметности» (категориальное грамматическое значение существительных), «множественности» (более чем одни объект). Когда мы говорим It has been raining for hours, глагол rain выражает одно лексическое значение («идет дождь») и 7 грамматических значений (лицо, число, время, залог, наклонение, вид, продолжительность действия во времени). Парадигматические и синтагматические отношения Следуя идеям Ф. де Соссюра о системном описании языка, лингвисты выделяют два основных типа отношений между языковыми единицами: парадигматические и синтагматические. Термин «парадигматические отношения» является производным от слова «парадигма» и обозначает отношения между языковыми единицами в системе языка. Классическими грамматическими парадигмами считаются грамматические категории слов, морфологические парадигмы, например, категории числа или падежа существительных: toy toys; tooth 15
16 teeth; children children s. Парадигма в наиболее общем виде есть система вариантов одной и той же единицы, называемой «инвариант»; парадигматические отношения это отношения между вариантами языковой единицы внутри парадигмы. Не только слова, но и все остальные языковые единицы организованы парадигматически в системе языка в соответствии со своими собственными категориями, например, предложения объединяются в парадигмы по категории «цель коммуникации»; в таких парадигмах противопоставляются повествовательные, вопросительные и побудительные модели предложений, например: He laughed. Did he laugh? Let him laugh. Синтагматические отношения (от слова «синтагма») это отношения между языковыми единицами в речи. Языковые единицы образуют различные цепочки, последовательности, иными словами, они сочленяются в реальных последовательностях. Например: He started laughing. В этом предложении можно выделить синтагматические, или линейные отношения между звуками: [h+i:] = [hi:]; [s+t+a:+t+i+d] = [sta:tid]; морфемы также синтагматически объединены в словах: star+ed= started; laugh+ing= laughing; слова синтагматически объединяются в словосочетаниях и предложениях: He + started; started + laughing. Кроме того, предложение может быть объединено синтагматическими отношениями с другими предложениями в процессе общения, в речи, например: He started laughing. Everybody thought it was rather odd. Грамматическая форма и грамматическая категория Понятие грамматической формы тесно связано с грамматическим значением. Грамматическая форма есть средство выражения грамматического значения. Необходимо различать грамматическую и морфологическую форму: с одной стороны, внимание может быть сосредоточено на морфологической структуре слова, т.е. на механике соединения 16
18 Существуют несколько типов грамматических категорий: 1. Именные и глагольные. Именные характеризуют именные части речи (падеж, род, число), глагольные глагольные (вид, наклонение, залог, лицо время). Одни и те же грамматические категории могут характеризовать как имя, так и глагол (например, число). 2. Общие и частные. Общие это категории, которые не имеют конкретной языковой привязки (категория времени в целом). Частная категория рассматривается как категория, реализуемая в конкретном языке (категория времени в английском языке). Общая категория категория, присущая конкретному языку, частная субкатегория, которая в совокупности с категориями того же уровня составляют общую грамматическую категорию. Общая категория числа включает две субкатегории единственное и множественное число. 3. Словоизменительные и классификационные. Словоизменительные реализуются путем противопоставления двух, а иногда более языковых форм на уровне парадигмы. Словоизменительная грамматическая категория не закреплена постоянно за словоформой и не является ее постоянным классификационным признаком (категория числа, времени глагола). Классификационные грамматические категории являются постоянными, они не варьируют в пределах лексемы (слова), словарно закреплены как постоянный признак. Эти грамматические категории выявляются через противопоставление данной лексемы другим лексемам со схожей грамматической природой (переходность непереходность глаголов, одушевленность неодушевленность существительных). 4. Морфологические и синтаксические. Морфологические характеризуют набор содержательных грамматических признаков слов как частей речи (категория числа, рода, наклонения, залога). Синтаксические относятся к области синтаксиса и включают 18
20 члена нет данного признака, поэтому он называется слабым, немаркированным (обычно обозначается значком «-»). Например, lion (слабый) lioness (сильный), do (слабый) does (сильный). Эквиполентные члены оппозиции логически равноправны, одинаково сильно проявляют признак той грамматической категории, в рамках которой они противопоставлены. Например, оппозиция по категории числа (единственное и множественное): оба члена данной оппозиции с одинаковой силой реализуют свой субкатегориальный статус. В морфологии английского языка эквиполентные оппозиции могут быть выделены лишь в плане выражения в парадигмах с супплетивными формами (противопоставление разных корней в одной парадигме), например, в соотношении форм числа и лица глагола be: am are is (was were). Члены градуальных оппозиций отличаются друг от друга разной степенью одного и того же признака. Их специфика заключается в том, что они всегда более, чем двучленны, противопоставления внутри оппозиции основаны на интенсивности выражения данного содержательного признака, который, в свою очередь, способен к градации в определенном диапазоне. Например, степени сравнения прилагательных и наречий: big bigger biggest, well better best. Грамматические способы Приемы выражения содержательной стороны языка, его грамматических аспектов называются грамматическими способами. Существуют два основных способа, с помощью которых образуются грамматические формы: синтетический и аналитический. Синтетические грамматические формы образуются за счет морфемного состава слова. Данный способ включает следующие грамматические средства: 20
23 Вопросы для обсуждения: 1. В чем заключается отличие грамматического и лексического значений? 2. Как взаимосвязаны грамматическая форма и грамматическое значение? 3. В каком случае формы языка образуют грамматическую категорию? 4. Какие типы грамматических категорий существуют в теоретической грамматике? 5. Назовите типы оппозиций. Какие оппозиции наиболее популярны в английском языке? 6. Какие типы отношений между языковыми единицами выделяются лингвистами? В чем особенности этих отношений? 7. Какие грамматические средства включают синтетические и аналитические грамматические способы? Приведите примеры. Задания 1. Определите справедливость утверждений. Отметьте T true, F false. Переведите предложения на русский язык. (1) The paradigm expresses various grammatical categories. The minimal paradigm consists of 2 form stages, ex. Boy boys. (2) The use of transpositions is one of the means of using the language creatively. (3) The term binary means, that the opposition consists of three members, or forms. (4) In the category of number the strong, marked member is the singular form. (5) Analytical grammatical forms are prevalent in English. 2. Назовите грамматическое значение, объединяющее следующие группы слов. В каждой группе есть одно лишнее слово. 23
24 a) jump, cry, tent, speak, sing, read; b) red, blue, nice, desk, brown; c) table, horse, animal, wild, forest, snow. 3. Определите грамматическую форму следующих языковых единиц: is reading, children, decided, Anna`s, was having. 4. Назовите типы оппозиций, найдите маркированного члена оппозиции. Среди примеров есть пары единиц без оппозиции. a) speak spoke; b) speak speaks; c) speak have spoken; d) has spoken had spoken; e) speak let us speak; f) speak are speaking; g) to speak to have spoken; h) speak was speaking; i) girl cry; j) they we; k) he she; l) am are. 5. Какой процесс (нейтрализации или транспозиции) используется в предложениях. Объясните, в чем особенность употребления этих процессов: (1) She was very happy while the fortnight lasted. (2) The giraffe is the tallest animal in the world. (3) I went into the biggest shop on the main street. Mama always shopped there. (Note: from the context we know that the girl`s mother is dead). Ключевые слова: грамматическое значение, грамматическая форма, категория, грамматическая категория, 24
25 оппозиция, нейтрализация, транспозиция, маркер, грамматический способ, супплетивизм, редупликация, парадигматические отношения, синтагматические отношения, парадигма, 25
26 РАЗДЕЛ II. МОРФОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ГРАММАТИКИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ Предмет и задачи изучения морфологии Морфология английского языка представляет собой раздел грамматики, изучающий структуру слова, компоненты слова и их функции, правила построения и изменения слова в пределах предложения. Объём понятия «морфология» трактуется в различных концепциях по-разному. Согласно одной из наиболее распространённых точек зрения, морфология изучает структуру значимых единиц языка, по протяжённости не превышающих синтагматического слова (или словоформы). Максимальная единица морфологии словоформа является вместе с тем минимальной единицей синтаксиса. Главное основание для выделения морфологии в качестве особого раздела грамматики членимость словоформы на меньшие знаковые единицы, называемые морфемами: означаемое словоформы членится на меньшие означаемые, а её означающее на меньшие означающие. Морфология, таким образом, обеспечивает «поморфемное» соотнесение компонентов внутренней (содержательной) стороны словоформы с компонентами её внешней (звуковой) стороны, причём нацеленность морфологии на передачу значений именно служебными элементами (а не корнями) отличает морфологию от лексикологии (в центре внимания которой, напротив, значения корней и целых слов. Определение морфемы Морфема это минимальная значимая языковая единица, образуемая фонемами и входящая в состав слова. Морфема обладает значением, но значение это размытое, отвлеченное, 26
32 Moumtains, oxen, grandfather`s tie, overhear, unseen, argument, childhood. 2. Определите значение «S» в каждом случае и скажите, является ли это алломорфом множественного числа существительного или словообразующей морфемой: Part parts, spade- spades, water waters, ship ships, air airs, art arts, custom customs, spectacle spectacles, wage wages, work works, sand sands, fish fishes, tea teas, colour colours. 3. Приведите примеры словообразовательных и словоизменительных аффиксов в английском языке. 4. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце предложений, так чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Используйте необходимые аффиксы. Where did basketball come from? Basketball is now a major sport in the USA. Basketball (1) by Dr. James Naismith at Springfield, Massachusetts, in Basketball is a game played between two teams of five players, in which each team tries to win points by throwing a ball through a net. INVENT Basketball is a very spectator-oriented sport. It is the (2) most popular game in the USA. People enjoy both watching and playing it. THREE There (3) many basketball centers in cities and towns of every state. They do not often produce sportsmen or sportswomen who are successful in world basketball championships but they help young people to keep fit and look athletic. BE Basketball (4) by men and women at all levels, from the professional level to high schools and clubs. PLAY One of the (5) and the most famous basketball teams is the Harlem Globetrotters, formed in It has a lot of fans in the USA, Canada, Great Britain, Australia, and New 32
33 Zealand. OLD This team (6) crowds of fans especially for final or championship matches. One can see photos of its members in newspapers and magazines all over the USA. ATTRACT The name of the team (7) a symbol of a fast and furious play. BECOME 5. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце предложений, так чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. The Opening Night The Phantom of the Opera, Cats, Mama Mia They are all stage musicals. The opening night of a new musical is always a (1) event. MARVEL After years of (2) and weeks of rehearsals the production has to be ready for the public and the critics. PREPARE First nights usually start earlier than the regular (3) so that the critics can write their reviews in time to include them in the next morning s newspapers. PERFORM The critics are the most (4) people on the first night because their opinions will either help make the show a hit or force it to close. FRIGHT The rest of the audience on the first night is usually made up of friends of the cast and famous celebrities. The celebrities attract newspaper (5) and help give the musical maximum publicity. PHOTOGRAPH There will also be some angels there who will (6) be more nervous than the performers. And then after the curtain has come down and the show is over, there s the opening night party. PROBABLE Ключевые слова: морфология, морфема, алломорф, аффикс, префикс, флексия, инфикс, корневая морфема, аффиксальная морфема, лексический аффикс, грамматический аффикс, полуморфема. 33
Видео
Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 9. Синтаксис: текстСкачать
Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 1. Предмет, методы, терминологияСкачать
Английская фонетика - Ударение и ритм №1Скачать
Школа Английского Языка в Пушкино _ Урок (Ученица 11 класса / в Школе Английского 5 лет)Скачать
ОГЭ Английский! ВСЯ ГРАММАТИКА - алгоритм для выполнения заданий 17-25!Скачать
В США наступило будущееСкачать