Тетрадь самообразования учителя русского языка + видео обзор

План по самообразованию учителя русского языка и литературы
материал

Тетрадь самообразования учителя русского языка

План по самообразованию учителя русского языка и литературы на 3 года

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Родомановская средняя школа»

«Благодарю тебя, создатель, что я в житейской кутерьме

учителя русского языка и литературы

Тихоновой Любови Викторовны

на 2019 – 2022 учебный год

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

Ф. И. О. учителя: Тихонова Любовь Викторовна

Дата рождения: 05.04.1974

Образование (когда и какое учебное заведение окончил): 1996 г. Смоленский государственный педагогический институт имени К.Маркса

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 23 года

Квалификационная категория: 1

Тема самообразования: «Современные технологии как средство повышения качества образования».

Основные направления деятельности:

Перечень вопросов по самообразования:

обстановки, здорового нравственно-психологического климата.

учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.

наглядностей, создание электронных комплектов педагогических

информационной технологии на уроках русского языка и литературы;

Форма отчета по проделанной работе: творческий отчет

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (на 3 года)

1.Изучение психолого-педагогической литературы.

3. Изучение статьи «Содержание предмета «Русский язык» в современной школе»

4. Изучение статьи Е.Г.Юдиной « Элементы проектной деятельности на уроках русского языка»

6. Изучение новинок: «Русский язык и литература».

7. Обзор в интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.

2.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

4.Участие в системе школьной методической работы.

2019 – 2020 учебный год

«Имя существительное как часть речи» 5 кл.

Открытые внеклассные мероприятия по предмету:

Устный журнал «Стихи и песни, опалённые войной» для 7 – 8 классов.

Выступления на педсоветах, МО, РМО

2020 – 2021 учебный год

Открытые уроки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Открытые внеклассные мероприятия по предмету:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выступления на педсоветах, МО, РМО_______________________________________________________________________

2021 – 2022 учебный год

Открытые уроки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Открытые внеклассные мероприятия по предмету:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выступления на педсоветах, МО, РМО____________________________________________

ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Учителя русского языка и литературы _________________________________

а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.

б) выступления на методических объединениях по темам: __________________________

в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ______________________________________________________________

3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темысамообразования __________________________________________________________

4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________

а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________________________

б) какой результат достигнут? ______________________________________________________________

5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:

а) составление каталога литературы ______________________________________________________________

б) обобщение диагностического материала _____________________________________________________________

в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________________________

г) обобщение опыта ___________________________________________

Источник

Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы
материал

Тетрадь самообразования учителя русского языка

Индивидуальный план профессионального развития учителя

на 2017-2022 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

учителя русского языка и литературы

Индивидуальный план профессионального развития учителя

Общие сведения об учителе:

Специальность по диплому

Занимаемая должность (указывается преподаваемый предмет)

«Учитель русского языка и литературы»

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

«Средняя школа № 6 города Когалыма»

с 13 декабря 2001 года

Стаж (по специальности)

Квалификационная категория (имеющаяся)

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения)

1. Курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по теме «Методы и технологии в преподавании учебных дисциплин «Родной язык» и «Родная литература» в соответствии с ФГОС». 108 часов, 20.09. 2019 год

2.Технология подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку с использованием модульного курса «Я сдам ЕГЭ!» 24 часа, 24.08.2018

3.Инновационные технологии обучения русскому языку в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС» 72 часа, 19.10.2017 год

Тема самообразования педагога

«Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях ФГОС”

Цели профессионального развития

Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС

-изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

-изучить опыт педагогов школы, района, края, страны;

-овладеть новыми технологиями путём внедрения их в учебно – воспитательный процесс;

-обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. На 2017-2022 учебные годы я определила для себя следующую тему самообразования: «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС». Считаю, что применение новых образовательных технологий способствует формированию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции обучающихся; самореализации и успешной социализации личности ребенка. Тема ориентирована на ФГОС второго поколения.

Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства. Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для учителя. Для того чтобы учить других, нужен хороший запас определенных знаний, нужен профессионал, который будет готов совершенствоваться в процессе своей деятельности.

Основные направления моей деятельности:

1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;

2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;

3) изучение теоретических основ системно – деятельностного (компетентностного) подхода в обучении;

5) применение полученных теоретических знаний на практике.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Источник

План самообразования учителя
учебно-методический материал по русскому языку

Тетрадь самообразования учителя русского языка

Тема самообразования «Совершенствование орфографических умений и навыков учащихся на уроках русского языка»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр образования «Школа – сад №7»

Папка по самообразованию

учителя русского языка и литературы

Кабиевой Айгерим Бейсембаевны

«Совершенствование орфографических умений и навыков учащихся на уроках русского языка»

Цели : изучить все доступные возможности использования новых технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования лингвистической компетенции обучающихся.

1. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.

2. В преподавании русского языка:

3. В преподавании литературы:

4. Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.

5. Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.

6. Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, которые позволяют достигать планируемые результаты на метапредметном и предметном уровнях.

7. Учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный и факультативный, в подготовке учащихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и факультативные занятия.

8.Использовать внеурочную деятельность как один из механизмов реализации основных образовательных программ общего образования.

Предполагаемый результат : использование активных методов обучения

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

План работы по самообразованию

Выбор темы, её теоретическое изучение, изучение теоретического опыта

Использование теоретических знаний на практике

Работа с выходом на положительные результаты: открытые уроки, мероприятия, подготовка разработок

В течение учебного года

Методическая работа в рамках творческих групп, методического объединения

По плану деятельности МО школы

Подготовка к прохождению аттестации

Изучение «Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

Системный анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования

Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории

Обобщение опыта по системе на школьном уровне

Использование современных технологий для повышения эффективности школьного обучения

Проведение открытых уроков с приглашением членов аттестационной комиссии, коллег

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

Наиболее актуальной задачей в современном образовании является повышение качества школьного обучения. На любом этапе развития школьного образования постоянно возникают препятствия и проблемы, которые требуют оперативного вмешательства и положительного решения. Для того чтобы оно устойчиво, динамично и эффективно развивалось, необходимо постоянно организационно изменяться и двигаться вперед. В частности, возникает весьма серьезный вопрос: как, обучая, тем не менее, гарантировать обучающемуся возможность свободного и конструктивно-интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия склада его ума. Ведь как бы там ни было, но, формируя у обучающегося «систему глубоких и прочных знаний», «способность решать задачи», «умственные действия с наперед заданными качествами», «научные понятия» и т. д., мы (педагоги) тем самым вольно или невольно предопределяем границы его личной интеллектуальной свободы. С другой стороны, предоставляя обучающемуся полную свободу действий и произвольно варьируя содержание его учебных занятий, мы рискуем превратить ученика в интеллектуального иждивенца, не способного к напряженной и продуктивной интеллектуальной работе.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку показывает, что наиболее низкие результаты достигнуты в формировании лингвистической компетенции. Это происходит потому, что учителя недостаточно понимают специфику учебного предмета «Русский язык», которая заключается в его особой теоретико-практической направленности. Стратегическая задача школьного образования – формирование у школьников ключевых предметных компетенций – невозможна без опоры на понятийную основу курса, так как обучение русскому языку состоит не только в развитии и совершенствовании уже сложившейся речевой практики, но и в осмыслении учащимися своего речевого опыта при помощи соответствующих понятий. Для овладения языком нужны осознанные знания, опосредованные в лингвистических понятиях. Поэтому особое внимание должно уделяться изучению тем теоретико-практической направленности.

В частности, важными для формирования лингвистической компетенции являются темы: «Русский язык – национальный язык русского народа», «Русский язык в жизни человека», «Русский язык – язык художественной литературы», «Лингвистика как наука», «Система частей речи в русском языке», «Способы связи между словами», «Культура речи», «Языковая норма», «Орфография», «Пунктуация».

Для формирования лингвистической компетенции значимым является усвоение таких понятий как звук, морфема (корень, приставка, суффикс, окончание), слово, предложение и словосочетание, текст, лексико-грамматические классы слов, лексическое и грамматическое значение слова, общекатегориальное значение слов разных частей речи. «Принципиальное значение для изучения системы языка имеет понятие слова как универсальной по характеру и уникальной по объему единицы языка и понятие текста как «произведения речетворческого процесса» (И.Р. Гальперин), единицы коммуникации и феномена культуры» (И.П. Цыбулько).

Анализ результатов государственной итоговой аттестации позволяет выявить уровень сформированности ведущих умений языкового образования, причины его несоответствия ожидаемым результатам и внести необходимую корректировку в изучение соответствующих тем, трудных для учащихся, выявив причины несоответствия.

Наибольшее затруднение у учащихся вызывает выполнение следующих учебных действий:

Необходимо обучать школьников сопоставлять языковые явления. Группировка программного материала по определенным признакам позволяет:

Необходимо контролировать уровень владения орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими и пунктуационными нормами литературного языка, повысить внимание к формированию навыков языковой компетенции, способствовать установлению в школе единого речевого режима. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметам, и в системе внеклассных занятий.

Коммуникативная компетенция учащихся сформирована. Однако, нужно шире использовать работу с текстом, на протяжении всего школьного курса родного языка отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Для улучшения результатов языкового образования следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный и факультативный. Такая дифференциация содержится в программах, учебниках, что значительно облегчает работу учителя. Однако в учебном процессе каждый учитель должен решать проблему дифференцированного подхода индивидуально, применительно к каждому ученику.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе указывает на необходимость совершенствования важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса. К ним относятся, прежде всего, навыки анализа и интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умения, позволяющие устанавливать и внутритекстовые, и межтекстовые связи, рассматривать конкретные произведения в широком историко-литературном контексте. Не менее важна степень усвоения учащимися комплекса теоретико-литературных понятий, а главное, умение использовать их в анализе литературного материала, в самостоятельном письменном рассуждении на литературную тему.

В целях совершенствования преподавания курса литературы и повышения уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется:

Под современными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения и являются инновационными в школьном образовании.

Задачи современных технологий заключаются в:

Отличительными признаками технологического подхода в обучении является те, при которых основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых:

Отвечающие новым целям технологии обязательно должны включать следующие действия самих обучающихся:

Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников. Этого можно достичь, внедряя здоровьесбрегающие технологии в работу школ. Их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии отвечают за физическое, психическое социальное, нравственное и духовное здоровье школьников. Они реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия их жизни, воздействующие на здоровье.

К психолого-педагогическим основаниям технологии здоровьесбережения относятся:

— снятие эмоционального напряжения у обучающихся;

— создание благоприятного психологического климата на уроке;

— охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

— комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

К образовательным технологиям здоровьесберегающей направленности относятся:

Информационно-коммуникативные технологии — средство развития мотивации учебной деятельности.

Для достижения эффективности образовательного процесса, в частности в плане развития мотивации, могут использоваться различные средства. Одним из таких средств могут служить образовательные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Современные ИКТ дают новые возможности в реализации традиционного комплекса дидактических принципов обучения. Кроме того, ИКТ позволяют в более полной мере осуществлять учет принципов личностно-ориентированного образования, такие как:

— принцип самоценности индивидуума;

— принцип определения обучаемого как активного субъекта познания;

— принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого; социализации обучаемого;

— принцип опоры на субъективный опыт обучаемого;

— принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;

— принцип развития коммуникативных способностей личности.

Влияние ИКТ на мотивацию учебной деятельности рассматривает отдельные условия повышения эффективности усвоения учебного материала за счет стимулирования познавательных потребностей при помощи ИКТ, формирование позитивной эмоциональной атмосферы на занятиях с использованием ИКТ, использование информационных ресурсов сети Интернет как средства усиления познавательных мотивов школьников.

Технология исследовательской и проектной деятельности.

сроков воплощения идеи.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность.

Преимущества данной технологии заключаются в:

Основным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся по формулировке темы работы, определению решаемых задач, разработке плана работы, контроля этапов выполнения работы и оценке полученного результата.

Б) Технология исследовательской деятельности учащихся связана с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Механизмы развития исследовательской деятельности в образовательном учреждении включают в себя:

Цель технологии исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, которые являются личностно значимыми для конкретного учащегося.

В результате от исследовательской деятельности обучающиеся получают творческий импульс или желание расширять свои горизонты.

Применение учебного портфолио предполагает:

При этом «портфолио» преследует следующие цели:

Технология портфолио предполагает самостоятельность работы, при этом обучающийся превращаются из объекта образовательной деятельности в его субъект. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов

Игра – это свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядочено, по определенным правилам и с определенным набором ролей.

Психолого-педагогические основы игровой технологии заключаются в:

1. личностном включении в процесс обучения и социализации обучающегося;

2. проживание ситуации успеха именно сегодня, а не завтра;

3. позиции реального, а не словесного равенства с взрослым;

4. апробации различных стилей деятельности и взаимоотношений;

5. возможности оказания и получения практической помощи;

6. участии в коллективной (групповой) деятельности;

7. тренировке навыков рефлексии.

Все это основы способствуют формированию образовательных компетентностей и рефлексивных способностей обучающихся.

Игра реализует потребность обучающихся в активном действии, в стремлении проявить себя, стимулирует потребность в общении. Игровые технологии формируют навыки всех видов речевой деятельности, дает возможности для имитации. Данные технологии дают возможность обучающимся творческой реализации, учится, активизирует речемыслительную деятельность. При этом на уроке царит благоприятная психологическая атмосфера, что отвечает требованиям здоровьесбережения обучающихся.

Технология перспективно-опережающего обучения.

Процесс обучения иногда строится на использовании опорных конспектов, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. На уроках используются стенды, схемы, рисунки, таблицы. Схемы и таблицы (опорные конспекты) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.

В модульной технологии сочетаются современные подходы к обучению и традиционная система обучения. Она предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой обучающийся сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к его самостоятельности, самоорганизации, самоконтролю и осознанности самого образовательного процесса. Таким образом, происходит внутреннее саморазвитие обучающегося. Главная цель данной технологии заключается в развитии самостоятельности обучающихся, его индивидуальных способностей и возможного потенциала. Модульная технология дает возможность для формирования мобильности знаний, гибкость метода и развития критического мышления обучаемых. Сокращение учебного времени и дифференциации содержания учебного материала. Обеспечивает мотивацию обучающихся в этом заключается эффективность модульной технологии.

Таким образом, основная задача интеллектуального воспитания — помочь ребенку сформировать свой собственный ментальный мир. Имея же необходимые интеллектуальные ресурсы, ребенок впоследствии самостоятельно сможет решить, над, чем и как он будет думать, а это главная задача современного образования, которая достигается благодаря использованию современных технологий.

Учебная исследовательская работа:

1. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

2. Участие в системе школьной методической работы:

Предполагаемые результаты самообразования :

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.