- Типы отношений языковых единиц
- 24. Типы отношений между языковыми единицами
- 25. Диахрония и синхрония
- Типы отношений между языковыми единицами
- Сильные и слабые позиции фонем
- Типы фонологических оппозиций
- 9. Структура языка. Типы отношений между языковыми единицами.
- ITandLife.ru
- Статьи об IT, программировании, политике, экономике, жизни и изучении научных дисциплин
- Единицы языка и отношения между ними
- Структура и классификация единиц языка
- Отношения между единицами языка
- Парадигматические отношения
- Синтагматические (сочетаемые) отношения
- Иерархические отношения
- Видео
Типы отношений языковых единиц
Систему нельзя свести только к сумме составляющих ее элементов. О существовании системы можно говорить тогда, когда элементы вступают в те или иные отношения с другими элементами не каждый сам по себе, а в составе организованного целого. Например, каждый игрок команды «относится» к игрокам другой команды, к зрителям прежде всего не как индивидуум, а как часть организованного целого — своей команды, которая в этом смысле является системой; можно сказать, что «на одном уровне» команда вступает в определенные отношения с другой командой, а не с отдельными ее игроками. Связи и отношения – это способ организации элементов в систему. Он-то и представляет собой то, что называют структурой. Таким образом, структура – это одна из сторон системы, сеть, схема отношений между элементами за вычетом самих элементов.
Наиболее важный тип систем — это функциональные системы. Элементы, составляющие такую систему, объединяются в организованное целое для определенной цели, и для достижения цели каждый элемент выполняет ту или иную функцию. Иначе говоря, фактором, объединяющим элементы в систему, выступает результат, цель, которые должны быть достигнуты системой; деятельность системы всегда направляется этой целью. Например, целью объединения игроков-спортсменов в команду, т. е. в систему, является игра с другими командами, где каждый из игроков выполняет определенные функции.
В системе, отношения, связывающие ее элементы, неоднородны: одни из них более тесные, другие — менее. Отличаются эти отношения и качественно. Соответственно в системе выделяются определенные группировки элементов, или подсистемы. Одни подсистемы соотносятся иерархически, т. е. подчиняются друг другу, другие функционируют «параллельно». Подобно тому как вся функциональная система нацелена на достижение некоторого общего результата, каждая ее подсистема должна обеспечить получение более частного результата, без которого невозможно в конечном счете выполнение задачи, стоящей перед всей системой в целом. Например, цеха являются подсистемами по отношению к заводу как системе.
Язык, принадлежит к числу сложных функциональных систем. Основная задача этой системы состоит в том, чтобы сделать возможным общение между людьми. Все в языке подчинено одной глобальной цели — обеспечению обмена информацией. Подсистемами языковой системы выступают система фонем, система морфологических категорий и т. п., которые, в свою очередь, обладают собственными подсистемами.
Большинство языковедов понимает под системой тип целостности как закономерно организованное множество языковых единиц, связанных устойчивыми инвариантными отношениями. Говоря другими словами, системе присущи: 1) целостность, 2) наличие элементов (единиц), 3) наличие связей и отношений между ними.
Поскольку совокупность элементов и структура являются компонентами системы, понятие системы является более широким по объему, чем понятие структуры.
Таким образом, система представляет собой организованное иерархическое целое, обладающее структурой и воплощающее ее в субстанцию, присущую конкретному языку для выполнения определенных целей. Главные причины, отличающие языки друг от друга, коренятся в различиях структур – в разных способах организации элементов в пределах целого.
Структура конкретного яруса (уровня), подуровня создается органическим единством синтагматических и парадигматических связей и отношений между единицами соответствующего уровня.
Синтагматические отношения можно определить как отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи, т.е. сочетание фонем с фонемами, морфем с морфемами и т.п. Логической формулой синтагматических отношений является формула «И – И», т.е. и один элемент и другой элемент вместе, рядом, один за другим, образуя ленту, цепь однопорядковых элементов определенной протяженности.
Примеры синтагматических отношений:
1) в=о=д=а, во=да (фонетико-фонологический уровень);
2) вод=а, ид=у, син=ий (морфологический уровень);
3) учи=тель, при=ехать (словообразовательный подуровень);
4) высокий человек, высокий тополь (лексический уровень);
5) Гора – высокая (синтаксическийуровень).
Парадигматические отношения – это отношения противопоставленности и функционального тождества языковых элементов. Нужно различать два типа парадигматических отношений: оппозитивный и эквивалентностный. Оппозитивный тип – это отношение между инвариантами (разными функциональными единицами одного уровня языка); эквивалентностный тип парадигматических отношений – это отношения между вариантами одного инварианта.
Примеры парадигматических отношений оппозитивного типа:
2. гор — морфологический уровень
Примеры парадигматических отношений эквивалентностного типа:
[Υ]осподи!
2. волн[ой] — морфологический уровень
волн[ою]
3. чита[льня] — словообразовательный подуровень
чита[лка]
Успешно сдав экзамены,
студенты разъехались
на каникулы.
Примеры иерархических отношений между единицами разных ярусов:
Таковы основные характеристики внутреннего устройства языка как системно-структурного образования.
Изучение языка как системно-структурного образования – главная задача лингвистики, ибо все, чем отличаются языки друг от друга, обусловлено в конечном счете специфическими особенностями системно-структурной организации элементов, присущих конкретным языкам.
24. Типы отношений между языковыми единицами
4 типа: парадигматические, синтагматические, иерархические и деривационные.
Синтагматика – это сочетаемость единиц одного уровня друг с другом и последовательность единиц одного уровня в речи. Сочетание двух слов образует словосочетание. Словосочетания могут входить в состав предложения, сочетаясь друг с другом по определенным правилам. Синтагматические отношения сравниваются часто с логическими отношениями конъюнкции (отношения «и – и»).
Ф. де Соссюр: парадигматические отношения (отношение выбора)-например, парадигма «стол» по падежам, синтагматические отношения (отношение следования)-например, выбираем слово в правильном парадигмат. отношении: я сижу за столом, а я не я сидит за столом. Иерархические отношения.
Отношения между единицами разных уровней. Менее сложные единицы низших уровней входят в единицы высших. Это отношения между неоднородными элементами разных уровней языковой системы их подчинения друг другу как частного и общего, родового и видового, низшего и высшего.
из фонем складывается морфема, из морфем – слова, из слов – предложения.
Деривация – образование языковых единиц всех уровней. Дериват – производное.
например: о6ъявлять – объявление (словообразовательная деривация); медведь – медведь (о человеке) (лексическая деривация).
Деривационная единица представляет собой процесс преобразования языковой единицы, принимаемой за исходную, с помощью существующего в языке средства; например, существительное лес является исходной единицей для образования слова лесник с помощью суффикса.
25. Диахрония и синхрония
Диахрония – изучение развития языка, отдельных языковых фактов и системы языка в целом в историческом аспекте.
По Соссюру, синхрония – состояние языка, диахрония – фаза эволюции. Синхрония имеет дело с отношением элементов, данных одновременно, диахрония – с заменой одного элемента другим во времени. Основной упор Соссюром делался на синхронном изучении языка.
Будуэн де Куртэне (статика и динамика-синхрония и диахрония). Синхрония-состояние языка, диахрония-история языка. Язык-система. Системные отношения характерны только для синхронии.
Пражцы выдвигают тезис о равноправности синхронического и диахронического подхода к языку, полагая, что системный, структурный анализ необходим и в области диахронии. Синхрония и диахрония в Пражском структурализме не представляют собой независимых областей и аспектов изучения языка, но взаимопроникают друг в друга.
Типы отношений между языковыми единицами
Отношения подчинения и включениямежду языковыми единицами разных уровней
Отношения взаимосвязи, противопоставления и обусловленностимежду единицами одного уровня, объединяющие эти единицы в определенные классы (парадигмы)
Отношения сочетаемости между последовательно расположенными языковыми единицами одного уровня
Сильные и слабые позиции фонем
(произносительные условия, в которых проявляются все дифференциальные признаки фонемы)
(произносительные условия, в которых проявляются не все дифференциальные признаки фонемы)
Перед гласными или сонорными согласными
Перед глухими согласными
П р и м е ч а н и е. Качество сильных и слабых позиций специфично в разных языках.
Типы фонологических оппозиций
1. По количеству противопоставленных дифференциальных признаков:
2. По наличию повторяющихся фонологических противопоставлений по идентичным признакам:
— представлены в повторяющихся пропорциях (напр., противопоставление по твердости/мягкости: т:т’ = д:д’ = м:м’ = л:л’ и т.д. в рус.)
— противопоставление представлено один раз в данном языке (напр., противопоставление по способу образованияr – lв нем.)
ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ РЕЧИ
КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ
Комбинаторные изменения вызваны влиянием артикуляций близко расположенных звуков друг на друга
по направлению влияния:
Частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного звуков в потоке речи
Приспособление в результате влияния рекурсии¹ предыдущего звука на экскурсию² последующего
Приспособление в результате влияния экскурсии последующего звука на рекурсию предыдущего
люк, ряд, лёд (рус.) – гласныеу, а, о после мягких согласных становятся более передними по месту образованию
стол, стул (рус.) – согласные перед лабиализованными гласными становятся огубленными
а) по направлению влияния:
Артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи (между гласными – вокалическая А.; между согласными –консонантная А.)
Уподобление в результате влияния рекурсии предыдущего звука на экскурсию последующего
Уподобление в результате влияния экскурсии последующего звука на рекурсию предыдущего
уподобление по мягкости/твердости: Ванькя (рус. диал.); уподобление по глухости/звонкости:books [ks],dogs [gz] (англ.)
¹Рекурсия (отступ) – последняя фраза артикуляции, состоящая в возвращении органов речи в исходное положение.
²Экскурсия (приступ) – первая фраза артикуляции, состоящая в переходе органов речи от предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука.
9. Структура языка. Типы отношений между языковыми единицами.
Структура – совокупность устойчивых взаимоотношений между входящими в систему элементами.
С изменением структуры меняется и качество самой системы. Пример: графит – алмаз, атом углерода. Изменилась структура – различные свойства – различные системы.
Типы отношений между языковыми единицами:
Парадигматические – отношения взаимосвязи, противопоставления и обусловленности между единицами 1 языкового уровня, объединяющие эти единицы в определённые классы. Пример: красивый – красивая – красивое.
Синтагматические – отношения сочетаемости между последовательно, линейно расположенными единицами одного языкового уровня. Пример: очень интересный – интересный.
Иерархические – отношения подчинения и включения между единицами языка. Пример: фонемы «в», «о», «д», «а» входят в морфемы «вод» и «а», морфемы «вод» и «а» входят в слово «вода»,слово «вода» входит в предложение «Вода течёт»
10. Акустический аспект звуков речи. Акустические классификации звуков.
Акустика – раздел физики, изучающий общую теорию звука.
Акустический аспект звуков речи определяется по тем же качествам, что и звуки в природе.
Акустические классификации звуков:
В акустической фонетике звуки классифицируются по форме спектра (у каждого звука своя «картинка»).
Базовая акустическая классификация: тон и шум (основные состояние звука, результат колебания разного типа).
Периодические (тон). Пример: колебание струны.
Непериодические (шум). Пример: колебание флага на ветру.
Согласные (есть шум):
сонорные (тон преобладает над шумом)
звонкие (есть тон, шум преобладает над тоном)
По акустической классификации:
по соотношению шума и тона
по силе : сильные (громкие) и слабые (тихие)
по длительности: долгие, краткие
по высоте: высокие, средние, низкие
11. Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации звуков.
Артикуляция – работа органов речи при произнесении звуков.
Речевой аппарат – совокупность органов, обеспечивающих производство звуков речи.
Органы дыхания (лёгкие, бронхи, трахея)
Гортань и голосвые связки
Надгортанные полости (рта, носа, глотки)
Органы произношения (активные: язык и губы, пассивные: неба, альвеолы, зубы)
Гласные – звуки, при образовании которых воздушная струя из лёгких не встречает преграды в полости рта. Состоят из голоса.
Согласные – звуки, при образовании которых звуковая струя встречает различные препятствия в полости рта.
По подъёму (степень подъёма языка)
По ряду (степень продвинутости языка)
По положению мягкого нёба
По положению губ (лабиализованный/нелабиализованный)
По месту образования шума: губные: п,б,м,ф,в; язычные: т,д,н,л,с,з,р,ч,ц; заязычные: к,г,х
По способу образования шума: смычные :ц, щелевые ч
ITandLife.ru
Статьи об IT, программировании, политике, экономике, жизни и изучении научных дисциплин
Единицы языка и отношения между ними
Лингвисты выяснили, что язык – это не нагромождение слов, звуков, правил, а упорядоченная система (от греч. systema – целое, составленное из частей).
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы:
Единицы языка неоднородны по своему строению. Есть единицы относительно простые, скажем фонемы, а есть и сложные – словосочетания, предложения. При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.
Поскольку система – это не случайный набор элементов, а их упорядоченная совокупность, для понимания того, как «устроена» система языка, все единицы необходимо сгруппировать по степени сложности их структуры.
Структура и классификация единиц языка
Самая простая единица языка – фонема, неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, слова пот – бот – мот – кот различаются звуками [п], [б], [м], [к], представляющими собой разные фонемы.
Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы уже имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться еще не могут. Например, в слове москвичка четыре морфемы: москв-, – ич-, – к-, – а. Морфема москв-(корень) содержит как бы указание на местность; – ич– (суффикс) обозначает лицо мужского пола – жителя Москвы; – к– (суффикс) означает лицо женского пола – жительницу Москвы; – а (окончание) указывает, что данное слово является существительным женского рода единственного числа именительного падежа.
Относительной самостоятельностью обладает слово – следующая по степени сложности и важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. Слова отличаются от морфем тем, что они не просто имеют какое-либо значение, но уже способны что-то называть, т. е. слово – это минимальная номинативная (назывная) единица языка. В структурном плане она состоит из морфем и представляет собой «строительный материал» для словосочетаний и предложений.
Словосочетание – соединение двух слов или более, между которыми имеется смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов: новая книга, ставить пьесу, каждый из нас (главные слова выделены курсивом).
Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно уже не только назвать какой-то предмет, но и что-то сообщить о нем, является предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. В отличие от слова – единицы номинативной (назывной) – предложение является единицей коммуникативной.
Очень важно четко себе представлять структуру языка, т.е. уровни языка.
Отношения между единицами языка
Единицы языка могут быть связаны между собой
Парадигматические отношения
Парадигматическими называются отношения между единицами одного и того же уровня, в силу которых эти единицы различаются и группируются. Единицы языка, находясь в парадигматических отношениях, являются взаимопротивопоставленными, взаимосвязанными и тем самым взаимообусловленными.
Синтагматические (сочетаемые) отношения
Синтагматическими (сочетаемостными) называются отношения между единицами одного уровня в речевой цепи, в силу которых эти единицы связываются друг с другом, – это отношения между фонемами при их связи в слоге, между морфемами при их связи в слова, между словами при их связи в словосочетания. Однако при этом единицы каждого уровня строятся из единиц более низкого уровня: морфемы строятся из фонем и функционируют в составе слов (т. е. служат для построения слов), слова строятся из морфем и функционируют в составе предложений.
Иерархические отношения
Отношения между единицами разных уровней признаются иерархическими.