Разговорная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
Книжный и разговорный стили речи
Разговорная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
Форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Например, в булочной не кажется странной фраза: «Пожалуйста, с отрубями, один».
Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово).
В разговорном стиле речи, особенно при быстром её темпе, возможна большая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения и упрощения групп согласных. Словообразовательные особенности: широко употребляются суффиксы субъективной оценки. Для усиления экспрессивности употребляется удвоение слов.
Ограничены: абстрактная лексика, иноязычные слова, книжные слова.
Лексические средства:
Книжный стиль — стиль, свойственный книжно-письменной речи. В рамках литературного языка постепенно формируются функциональные стили, становление которых начинается в конце XVIII в. – начале XIX в. Сама теория функциональных стилей складывается в ХХ в. К.с. реализуется вусловиях групповой и массовой коммуникации. Сферы массовой коммуникации: печать, радио,телевидение.
1) научный функциональный стиль;
4) язык художественной литературы.
Различия в речи москвичей и петербуржцев
Различия в речи москвичей и петербуржцев — совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых орфоэпических, лексических и интонационных расхождений речи жителей двух столичных городов России — Москвы и Санкт-Петербурга. Оба варианта являются в русском языке нормативными, они понятны подавляющему большинству носителей русского языка вне зависимости от местонахождения и проживания, но отличаются в немногих частностях. Не все языковеды считают корректным называть совокупности особенностей речи жителей Москвы и Санкт-Петербурга говорами. Они отмечают, что для такого однозначного выделения всё же не настолько много оснований, разница с общерусской языковой нормой в настоящее время у них невелика и во многом ситуативна.
Различие петербургского и московского вариантов литературной произносительной нормы было давно осознано и с разной степенью полноты описано. Применительно к настоящему моменту можно сказать, что прежние существенные различия свелись к минимуму. Об этом легко судить по речи людей, выступающих на телевидении, где отличить «москвичей» от «петербуржцев» практически невозможно. Поэтому проблема соотношения двух вариантов представляет интерес главным образом в историческом плане.
Исторически литературная произносительная норма сложилась на основе говора Москвы. Однако с основанием Петербурга и превращения его в столицу там стало складываться произношение, отличное от московского. Во-первых, Петербург находится в окружении севернорусских говоров, имеющих специфику в системе безударного вокализма и в произношении некоторых согласных. Во-вторых, в Петербурге было заметно влияние речи иностранцев, в большом количестве живших в новой столице. Из этого сложилась такая особенность петербургского произношения, как его близость к орфографии. В частности, в нем долго сохранялось е́кающее произношение типа р[э]ка, постепенно уступавшее место иканью. Характерными чертами петербургского произношения были: произношение сочетаний /чн/ и /чт/ на месте соответствующих написаний (булочная, что); произношение до[шт’], и[шч] и вместо «московского» до[ш’]; и[ш’:]и, мягкое /с’/ в возвратной частице и ряд других. В Петербурге сложились и несколько манерные особенности речи типа произношения твердых губных перед е: ц[вэ]т вместо ц[в’э]т. Специфическими чертами московского (и теперь уже просто старомосковского) произношения были: смягчение губных перед /к’/ (ла[ф’к’]и — лавки); твердое /с/ в возвратных формах (мыл[са] — мылся); широкое распространение ассимилятивного смягчения переднеязычных согласных перед мягкими ([д’в]ерь, о[с’л]ик); произношение заударного /у/ в глагольных окончаниях II спряжения (слыш[ут], хо[д’ут]).
Наиболее известные примеры лексических различий в речи жителей двух российских столиц (Москва/Санкт-Петербург) представлены в следующей таблице
Характерно для речи москвичей | Характерно для речи петербуржцев | Значения, источники сведений, примечания |
---|---|---|
Город, дома | ||
подъезд | пара́дная | Общий вход с улицы в многоквартирный дом; часть многоквартирного дома, объединённая одной лестницей. Пример: «. Я выхожу из парадной, раскрываю свой зонт. Я выхожу под поток атмосферных осадков. » (Виктор Цой. «Транквилизатор». Альбом «46». 1983 г.) |
в нашем подъезде | на нашей лестнице | |
чёрный ход | чёрная лестница | Непарадный доступ в дом, квартиру (изначально — для прислуги). Пример: «…Когда мы ходим с чёрной лестницы в свой дом…» (А. Розенбаум, «Мы все поймем») |
(о жилом здании) башня | точечный дом, точка | Многоэтажный жилой дом с одним подъездом. |
мусорный контейнер, мусорный бак | (иногда) пухто́, пухта́ | Уличный контейнер для мусора. Слово «пухто» произошло от «пункт утилизации и хранения твёрдых отходов». |
Парк (в т. ч. зоопарк) | Сад (в т. ч. зоосад (редко)) | . Городской парк, сквер (в Москве «сад» только в составе топонимов: Александровский сад) |
Сквер | (иногда) Садик | . В Москве «садик» только в составе топонимов: Милютинский садик |
Дороги, городской транспорт | ||
бордюр | поре́брик | Бортовой камень, ступенька, отделяющая проезжую часть от тротуара. |
тротуар | (редк.) панель | Пример: «На панели перед домом стол и стулья, и кровать. Отправляются к знакомым Лена с мамой ночевать…» (С. Я. Маршак) |
боковая дорога | карман | Полоса движения для местного подъезда, отделённая от основной дороги и идущая параллельно ей. |
(о развороте общ. транспорта на конце маршрута) круг | кольцо | Пример: «Остановки расположены на разных углах перекрестка, и приходится покупателям метаться между остановками, усмотрев выезжающий с кольца автобус.» («Мой район». Василеостровский район, Санкт-Петербург; 19.01.2007) |
Проездной | Карточка | . Абонементный билет для проезда в общественном транспорте |
Эстакада | Виадук | Надземный путепровод. Но: виадук — мост не над водой; эстакада — дорога, поднятая над уровнем земли. Слово «виадук» образовано от латинских корней via (путь) + ducere (вести). |
Загородные реалии | ||
Сезонка | Проездной | Абонементный билет для проезда в пригородных поездах |
Ирга | (часто) Каринка (не коринка) | Плодовый кустарник рода Amelanchier со съедобными ягодами |
Участок | Садоводство | Индивидуальный надел в садово-огородном товариществе, дача |
База | Точка | Опорный пункт, пункт сбора объединённой совместной деятельностью группы людей |
Автомобиль | ||
Занос | (часто) Вынос | Отклонение задней части транспортного средства при повороте |
Такси | Мотор (редко, уст.) | Таксомотор (уст.) |
Подкрылки | Локеры | Защитные кожухи колёсных арок автомобиля. От названия фирмы-производителя Lokari. |
Сидушка | Пендаль, пендель | Мягкая подкладка для сидения автомобиля |
Сход-развал | Развал-схождение | Услуга автосервиса по корректировке углов установки колёс автомобиля |
Шиномонтаж | Ремонт колёс | Услуги автосервиса по замене камер и покрышек колёс автомобиля |
Торговля | ||
Палатка, (редко) киоск | Ларёк (встречаются и надписи «Ларь от магазина №»), киоск | Небольшой продовольственный магазин |
Пакет | (иногда) Мешок, мешочек, кулёк | Одноразовая полиэтиленовая сумка. В Москве кулёк ассоциируется с чем-то бумажным. |
В (реже — на) разли́в | В (реже — на) ро́злив | Торговля пищевыми жидкостями без предварительной расфасовки |
Букинистический магазин | Магазин старой книги | «Старая книга» употребляется только в ед. ч. |
Учёт | Переучёт | Инвентаризация в магазине, на время которой он закрывается |
Пища | ||
Батон | Булка | Буханка несдобного белого хлеба |
Чёрный хлеб | Хлеб | Буханка (и любое количество) чёрного хлеба |
Пончик | Пышка | Обжаренное в кипящем масле сдобное изделие. Иногда в Москве подразумевается, что пончик должен быть колечком, с дыркой, а пышка — без дырки. В Петербурге подразумевается наоборот. |
Хлебобулочные изделия | Хлеб-булка (только ед. ч.) | |
Шаурма, (редко) шаорма, шварма | Шаверма | Начинка из кусочков жаренного на вертеле мяса с овощами, завёрнутая в лаваш или питу и заправленнаясоусом. Иногда считается, что имеются в виду родственные, но разные блюда. Встречаются мнения, что шаурма — арабскоеблюдо, а шаверма — еврейское. |
Вафельный рожок | Сахарная трубочка | Вафельный конус, заполненный мороженым |
Курица | Ку́ра | Тушка самки домашней птицы семейства фазановых и готовое блюдо из неё |
Гречка | Гре́ча | Гречневая крупа |
Подмокнуть, намокнуть | Подплыть (редко) | Пропитаться влагой |
Бу́тер | Бу́тик | Бутерброд (жарг.) |
(иногда) Жёлчь | Желчь | |
Квартира, предметы | ||
Утятница, гусятница | Латка | Род продолговатой толстостенной миски для тушения |
Половник | Поварёшка | Черпак для разливания супа по тарелкам |
Колонка | Пенал | Высокий кухонный шкаф от пола |
Колонка | (часто) Водогрей | Стационарное водонагревательное устройство |
Сушилка, сушка | Посудница | Кухонная секция с решёткой для сушки посуды |
Пульт | (иногда) Лентяйка, ленивчик | Устройство для дистанционного управления домашней электроникой. |
Личинка | Секретка | Часть замка́ |
Мобила, мобильный, мобильник, (иногда)сотовый, сотка, аппарат | Труба, трубка, сотовый, (иногда) сотка, сотик | Мобильный телефон |
(чаще) Штука | (чаще) Тонна | Тысяча дензнаков (жарг.) |
Бычок, (иногда, уст.) чинарик | Хабарик, хабец | Окурок. Иногда считается, что «бычок» — это «потухший хабарик». «Но механик только трясся и чинарики стрелял…» — Владимир Высоцкий. |
Одежда, обувь | ||
Водолазка | (часто) Бадлон, бодлон, (реже) банлон, бонлон | Трикотажный облегающий свитер с высоким воротом (искаж. Ban-Lon, торговая марка производителя трикотажа). Иногда считается, что бадлон — верхняя одежда, в отличие от водолазки» |
Молния | (иногда) Змейка | Вид застёжки |
Профилактика | Накат | Дополнительная подошва на обувь (жарг.) |
Дети, образование, соцкультбыт | ||
Салочки, салки | Пятнашки, питна | Детская игра в догонялки |
Прыгалки, прыгалка | Скакалка | Шнур, через который прыгают, вертя и перекидывая его через себя |
Ластик, (редко) стирательная резинка | Резинка, стёрка, стиралка, стиральная резинка | Кусочек резины для стирания написанного |
Ручка | Вставочка | Перьевая ручка со сменным пером (ист.) |
Штрих | Замазка | Жидкость для корректировки рукописного/печатного текста белого цвета, непрозрачная. |
Наука | ||
Уголовно-полицейское | ||
Висяк (только в 1-м знач.) | Глухарь | 1. Преступление с небольшими шансами на раскрытие (жарг.), 2. Безнадежное, лишенное перспектив дело |
Шпана | Гопники, гопаки, гопа (жарг.) | Совокупность, группа уличных хулиганов. ГОП — аббревиатура от названия Городского общежития пролетариата(Петроград, 1920-е годы) или Городского общества призрения (XIX век). Некоторые петербуржцы настаивают, что гопник не имеет прямого отношения к противоправным действиям, это лишь энергичный молодой человек из рабочей семьи с недостаточным образовательным уровнем. |
Жулик | (иногда, уст.) Мазурик | |
Обезьянник | Аквариум | Помещение для задержанных в отделении полиции (жарг.) |
Прочее | ||
финн | (устар.) чухо́нец | * по словарю В. Даля 1863—1866 гг. |
Полный и неполный стили произношения
При медленном темпе речи полный стиль характеризуется отчетливым произношением звуков, тщательностью артикуляции. В неполном стиле отмечается менее отчетливое произношение и сильное сокращение, или редукция звуков.
Л. В. Щерба писал о том, что в обычной речи никогда не встречается полный тип произнесения: лишь некоторые участки произносятся в полном типе, остальные же — в неполном, в результате чего возникают такие звуковые отрезки, фонемная интерпретация которых невозможна без обращения к более высоким уровням языка, т. е. без определения, что же это за слово или что же это за форма слова. Подчеркнем, что это — нормальное явление, свойство всякой речи. Рассмотрим один конкретный пример. В окончании существительных ж. рода им. падежа под ударением экспонентом морфемы является фонема /A/ — /krAsa/, /dušA/ и т. д. Что же происходит, если этому окончанию предшествует мягкий согласный, а само оно не несет ударения? Ведь для системы русских гласных обязателен закон чередования ударной /A/ после мягкого согласного с безударной /i/. Тогда в словах дыня, няня, пуля, буря должна появляться фонема /i/, которая является экспонентом окончания другого падежа — дыни, няни и т. д.
Неполный (нейтральный) стиль встречается в разговорной речи, в полуофициальном общении, в непринужденной, дружеской беседе и представляет собой более естественную для носителей речевую форму.
Небрежная, плохо оформленная речь, речь со скользящей артикуляцией характерна для просторечия.
14.02.2016, 13770 просмотров.
Стили произношения и типы произнесения
Нормативная речь — обязательный признак образованного, интеллигентного человека, а культура звучащей речи — такой же важный аспект национальной культуры, как и культура письменного слова, культура общения, культура социальной жизни. Все рекомендации, касающиеся произносительной нормы, можно разделить на две неравные части: абсолютное большинство их касается того, как нужно произносить отдельные слова, и только очень незначительная часть касается особенностей высказывания или непрерывной речи. Между тем наблюдения показывают, что тип речи имеет очень большое значение для создания фонетического облика высказывания.
Можно выделить следующие типы речи:
монологическая — диалогическая,
подготовленная — спонтанная,
тщательная — непринужденная.
Монологическая речь предполагает, что говорящий в течение достаточно долгого отрезка времени произносит определенные высказывания. Любая монологическая речь отличается от диалогической, суть которой — обмен сообщениями между двумя или более собеседниками. Подготовленная речь отличается от спонтанной тем, что говорящий уже до акта речевой коммуникации знает не только чт/о, но и к/ак он должен говорить. Примеры подготовленной речи — сценическая речь, чтение заранее написанного текста; спонтанная речь порождается в момент коммуникации, форма ее не готовится заранее. Тщательная речь предполагает, что говорящий обращает особое внимание на звуковую сторону, — например, при диктовке текста, непринужденная речь отличается от тщательной меньшим вниманием к собственно звуковой стороне.
Каждый из перечисленных типов речи может сочетаться с другими типами.
Монологическая речь может быть подготовленной и неподготовленной, тщательной и непринужденной.
Подготовленная речь может быть монологической и диалогической, она является чаще тщательной, чем непринужденной.
Тщательная речь может быть и монологической, и диалогической, подготовленной или спонтанной.
Диалогическая речь чаще спонтанная и непринужденная, но может быть подготовленной и тщательной.
Спонтанная речь может быть монологической и диалогической, тщательной и непринужденной.
Непринужденная речь может быть монологической и диалогической, подготовленной или спонтанной.
Конкретное сочетание этих типов зависит от условий речевой коммуникации и характеризуется как произносительный стиль. Чаще всего выделяют три стиля произношения — торжественно-официальный, нейтральный и разговорный. Конечно, это только приблизительная классификация стилевых особенностей, поскольку каждый из трех стилей может выступать в нескольких разновидностях. Нейтральный стиль произношения — это такая комбинация типов речи, которая может быть охарактеризована как не несущая информации об особых условиях речевой коммуникации: этим нейтральный стиль отличается от торжественно-официального и от разговорного. Если говорить о выборе фонетических средств, то для нейтрального стиля, скорее всего, характерны те особенности артикуляции, фонетического оформления слов, интонационного оформления высказываний, о которых мы говорили в этой книге без особых упоминаний как о нормальных. В торжественно-официальном стиле артикуляции становятся более четкими, громкость речи повышается, темп замедляется, синтагматическое членение становится более ярким. Это, как правило, монологическая, подготовленная, тщательная речь (однажды мне довелось заглянуть в подготовленный текст выступления одного коллеги: там были красным карандашом поставлены все синтагматические границы, подчеркнуты главноударные слова — и выступление его было образцом официально-торжественного стиля). Разговорному стилю свойственны спонтанность и непринужденность, а в фонетическом плане — более быстрый темп, менее четкая артикуляция, более однообразные интонационные фигуры. Важная задача фонетики как науки о живой речи — выработка критериев, по которым определяются различия между литературным разговорным стилем и просторечием.
Одна из возможностей опираться на фонетические критерии для различения стилей произношения — использование понятия о типе произнесения. Тип произнесения — это способ реализации в речи фонемной модели слова (возможно, в дальнейшем можно будет включить сюда и способ реализации интонационной модели высказывания, но пока этот вопрос еще серьезно не разрабатывался). Тот тип произнесения, который достаточен для однозначного определения фонемной модели слова, будем называть полным типом произнесения. При неполном типе произнесения нужна еще дополнительная информация, позволяющая определить фонемную модель слова, т. е. интерпретировать его звуковой состав как определенную последовательность фонем.
Л. В. Щерба писал о том, что в обычной речи никогда не встречается полный тип произнесения: лишь некоторые участки произносятся в полном типе, остальные же — в неполном, в результате чего возникают такие звуковые отрезки, фонемная интерпретация которых невозможна без обращения к более высоким уровням языка, т. е. без определения, что же это за слово или что же это за форма слова. Подчеркнем, что это — нормальное явление, свойство всякой речи. Рассмотрим один конкретный пример. В окончании существительных ж. рода им. падежа под ударением экспонентом морфемы является фонема /A/ — /k r A s a/, /d u s( A/ и т. д. Что же происходит, если этому окончанию предшествует мягкий согласный, а само оно не несет ударения? Ведь для системы русских гласных обязателен закон чередования ударной /A/ после мягкого согласного с безударной /i/. Тогда в словах дыня, няня, пуля, буря должна появляться фонема /i/, которая является экспонентом окончания другого падежа — дыни, няни и т. д.
Если из записанных в нормативном произношении слов в именительном падеже при помощи специального прибора вычленить последний гласный и переписать его вне того контекста, в котором он был реализован, то практически каждый, кто прослушает этот гласный, определит его как гласный переднего ряда и верхнего или среднего подъема. Однако ни один специалист-русист не согласится с тем, что в этих словах последняя фонема /i/. При этом происходит своеобразная подмена — вместо того аллофона, который реализуется в неполном типе произнесения, обсуждается аллофон, характерный для сильной позиции и произносимый в полном типе. Мы уже знаем, что значительная вариативность аллофонов одной и той же фонемы определяется комбинаторными и позиционными условиями, так что появление отрезков неполного типа произнесения можно предсказать на основе этих знаний. Таким образом, существует как бы нормативная вероятность появления отрезков неполного типа, и если характеристики речевой последовательности соответствуют этой вероятности, то можно говорить о том, что эта последовательность принадлежит нейтральному стилю произношения. Если количество участков полного типа произнесения больше, чем можно ожидать, то такой стиль произношения должен быть определен как торжественно-официальный, а если меньше — то как разговорный. Дальнейшее увеличение участков неполного типа произнесения должно свидетельствовать о переходе речи в разряд ненормативной. Количественное описание процедуры, позволяющей определить стиль речи на основе типа произнесения, — дело дальнейших исследований, среди которых главное место должны занимать исследования фонетической организации связных текстов.