Тренировочный вариант 201026 русский язык + видео обзор

ОГЭ по Русскому языку 9 класс 2021. Типовой тренировочный вариант №8 — №201026 (задания и ответы)

Тренировочный вариант 201026 русский языкЭкзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2021 год по русскому языку.

В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Скачать тренировочный вариант ОГЭ: Скачать

Решать работу: Онлайн

Интересные задания

2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1) По заключению учёных, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. (2)Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви. (3)Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций. (4)Чтобы уберечься от холода, люди стали надевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. (5)Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Предложение (1) сложноподчинённое с придаточным определительным, состоит из двух грамматических основ.
2) Сказуемое во второй части предложения (2) составное именное.
3) Грамматическая основа предложения (3) – начало положило.
4) В предложении (4) две грамматические основы.
5) Предложение (5) простое неопределённо-личное.

3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. Но пробило уже одиннадцать часов (1) а ему надо было идти со двора «по одному весьма важному делу» (2) а между тем он во всем доме оставался один и решительно как хранитель его (3) потому что так случилось (4) что все его старшие обитатели (5) по некоторому экстренному и оригинальному обстоятельству (6) отлучились из дома.

4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «мешочек из льна», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОПЛАВАЕМ – в корне чередующаяся гласная зависит от ударения.
2) БЕЗВЕТРЕННЫЙ – в имени прилагательном при наличии приставки пишутся две буквы Н.
3) ПОСТЕЛЕШЬ – в окончании глагола 1 спряжения пишется буква Е.
4) ПРИБЕЖАЛ – приставка определяется значением «приближение».
5) НЕ ПРИБРАНО – частица НЕ пишется раздельно с деепричастиями.

6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Запах кофе у Андрея ассоциировался с детством.
2) В детстве Андрюши были и кока-кола, и фанта, но он любил именно кофе.
3) Нина, тётя рассказчика, работала в овощном отделе гастронома на углу.
4) Андрей любил приезжать к бабушке на выходные, потому что никто его там не ругал.
5) Вкус разгрызенного кофейного зерна был горьким и не нравился маленькому герою.

7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, которое можно испытать
только тогда, когда лет тебе совсем мало.
2) Может быть, потому, что у бабушки ему действительно было хорошо?
3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.
4) Ни бабушки, ни Нины давно нет на свете, а воспоминания остались, да какие яркие и почти осязаемые!
5) Но ещё больше хочется, чтобы бабушка разрешила взять одно зёрнышко.

8. Лексический анализ.
Замените просторечное слово «подсовывала» из предложения 28 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Источник

Тренировочный вариант КИМ №201012 по русскому языку 11 класс задания с ответами ЕГЭ 2021

Сохраните:

Новый тренировочный вариант КИМ №201012 ЕГЭ 2021 по русскому языку 11 класс с ответами для подготовки к экзамену на 100 баллов от 12.10.2020 (12 октября 2020 года), вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ ЕГЭ 2021 года.

Ссылка для скачивания тренировочного варианта ЕГЭ 2021: скачать

Ссылка для скачивания ответов к варианту: скачать

Решать тренировочный КИМ 201012 по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2021 онлайн:

Ответы для варианта:

Сложные задания и ответы с тренировочного варианта ЕГЭ:

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

Ответ: 135

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Ответ: 345

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Ответ: 13

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Ответ: 235

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. У порога, прислонившись к двери, (НЕ)ЗАМЕЧАЕМАЯ никем, стояла бабушка. В его голосе и смехе чувствовалась (НЕ)ПРОХОДИМАЯ глупость. Некоторые слова были написаны (НЕ)ПО-РУССКИ. Письмо (НЕ)РАСПЕЧАТАНО и (НЕ)ПРОЧИТАНО. На всю жизнь запомнил пастушок этот дивный, ни с чем (НЕ)СРАВНИМЫЙ день.

Ответ: непроходимая

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам. Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам. (ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы Ты произнес свои слова так, (КАК)БУДТО ты не признаешь теней, а ТАК(ЖЕ) и зла.

Ответ: в тайне в пол голоса

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Покраше(1)ая в зеле(2)ый цвет лавка была сдела(3)а на совесть: деревя(4)ая спинка и кова(5)ые подлокотники отличались особым удобством.

Ответ: 235

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Ответ: 15

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Возвращаясь из путешествий (1) он продолжал страдать от душевного одиночества (2) и (3) мучая себя мыслями (4) о погубленной им самим (5) первой любви (6) видел в снах утерянную невесту.

Ответ: 136

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Всё течёт, но ничто измениться (1) не может (2) Дорогая (3) сама посмотри, До каких мелочей друг на друга похожи Все апрели и все сентябри. Дорогая (4) ты (5) верно (6) заметила (7) тоже, Как (8) по-прежнему (9) бел этот свет…

Ответ: 23456

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он подошёл к даме (1) лицо (2) которой (3) показалось ему знакомым (4) и задал ей несколько вопросов.

Ответ: 14

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Вы называете себя женой моего старшего сына (1) но (2) если это верно (3) и (4) если вы представите тому доказательства (5) то закон на вашей стороне.

Ответ: 15

21)Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В чистом удобном помещении работали опрятные, хорошо одетые люди.(2)Совсем другой представлял себе доктор штаб-квартиру беспартийного военспеца, ставшего в короткое время славой и грозой целой области. (3)Вот отчего тут было покойно, как в коридорах горячих морских купален, устланных пробкою и ковриками, по которым неслышно ступают служащие в мягких туфлях.(4)Среднее отделение вагона представляло бывший обеденный зал, покрытый ковром и превращённым в экспедиторскую.(5)В нём стояло несколько столов.(6)«Сейчас», – сказал молодой военный, сидевший всего ближе ко входу. (7)Этот же военный рассеянным наклоном головы отпустил часового, тот удалился, гремя ружейным прикладом по металлическим поперечинам коридора.

Ответ: 2346

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Можно ссылаться на «немодно», нельзя на: «неблагородно». 2) Увидя на дороге камень – обойдите его, а не то расшибёте себе нос. 3) Не отличайте себя от других – в материальном, потому что другие – это тоже вы, тот же вы. 4) Нельзя иронически отзываться о близком при других, даже о любимом животном, потому другие уйдут, а близкие останутся рядом. 5) Необязательно после победы над врагом протягивать ему руку.

Ответ: 34

26)«Обращаясь в своём письме к детям, Марина Ивановна Цветаева пишет в 1938 году послание, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Акцентируя своё внимание на том, как поступают настоящие люди, русская поэтесса Серебряного века, прозаик, сквозь столетие доносит до нас свои наставления. Она словно призывает нас: «Бойтесь быть нелюдями». Для того чтобы ярче донести до читателей свои мысли, М. И. Цветаева использует такой приёмы, как __________(А) (предложения 12- 13) и __________(Б) (предложения 20-21 и 25-26). Делает текст более доступным для восприятия использование таких синтаксических средств, как __________(В) (предложения 30-31) и __________(Г) (предложение 34)».

Источник

Новый тренировочный вариант КИМ 210208 по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2021 с ответами

Сохраните:

Новый тренировочный вариант КИМ №210208 ЕГЭ 2021 по русскому языку для 11 класса с ответами от 08.02.2021 (8 февраля 2021 года).

Вариант составлен из 27 новых тренировочных заданий для проведения пробного ЕГЭ и для самостоятельной подготовки к экзамену на 100 баллов.

Ссылка для скачивания тренировочного варианта: скачать задания, скачать ответы

Решу КИМ 210208 ЕГЭ 2021 по русскому языку 11 класс с ответами:

Ответы для КИМ 210208 по русскому языку:

Сложные задания и ответы из тренировочного варианта ЕГЭ:

(1)Медведь является самым крупным хищником на планете, превосходя по габаритам (…) льва и тигра. (2)Зверь гуляет по Земле уже практически 5 миллионов лет и за это время успел закрепиться в статусе одного из самых опасных. (3)Медведи обладают массивным телом, толстой шеей и большой круглой головой.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Медведь обладает массивным телом, невероятно толстой шеей и большой головой. 2) Медведь – самый крупный и очень опасный хищник с массивным телом и большой головой, обитает на Земле уже 5 миллионов лет. 3) Опасность медведя подтверждена ещё древними людьми, ведь это мощное животное обитает на земле более 5 миллиардов лет. 4) Медведь, обитающий на планете 5 миллионов лет, является одним из самых опасных и крупных животных и обладает массивным телом, толстой шеей и большой круглой головой. 5) Более 5 миллионов лет живет на нашей планете медведь, по габаритам уступающий только льву и тигру.

Правильный ответ: 24

2)Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите эту частицу.

Правильный ответ: ДАЖЕ

Правильный ответ: 3

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Правильный ответ: моизаичный

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Лён – это продукт, давно ПРИЗНАННЫЙ и распространённый в России. Молодой автор создавал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы. Воронин казался полным НЕВЕЖДОЙ в поэзии. В издательстве за несколько лет сложился дружный коллектив, и в этом году он ЗАПОЛНИЛСЯ новыми кадрами. Гражданин долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие работы.

Правильный ответ: пополнился

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В ответ на мою просьбу Иван молча кивнул головой, и это означало, что он согласен мне помочь.

Правильный ответ: головой

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Правильный ответ: макарон

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) зажигает, черчение, коллекционный 2) заболевание, ухватиться, расплатиться 3) расстилать, заросли, словосочетание 4) религиозный, очарование, задрожать 5) чернорабочий, трафарет, мавзолей

Правильный ответ: 24

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) под..езд, под..ём, транс..японский 2) без..мянный, по..скал, спорт..нвентарь 3) об..грел, з..бросил, нед..варил 4) и..пытать, ра..писание, и..пуганный 5) пр..язык, пр..бабушка, пр..чувствовать

Правильный ответ: 14

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) вкрадч..вый, худ..нький 2) переноч..вать, врач..вать 3) алюмини..вый, солдат..к 4) марл..вый, тюлен..вый 5) парч..вый, дириж..р

Правильный ответ: 24

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) надыш..шься, раскол..тся (орех) 2) утрач..нный, стел..шь 3) пропущ..нный, встреча..мый 4) знач..мый, он поспе..т 5) слыш..мый, цен..шь

Правильный ответ: 235

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Это (НЕ)ПРИЯТЕЛЬ ли твой к нам пришёл? Костя, (НЕ)РАСТЕРЯВШИЙСЯ от испуга, быстро подскочил к полыхающему камину. Отец (НЕ)ЗАЖИГАЛ на ночь огня, чтобы избежать пожара. Сквозь плотные шторы было (НЕ)ПОНЯТНО, день сейчас или ночь. Домашнее задание было (НЕ)ЗАКОНЧЕНО.

Правильный ответ: непонятно

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Щенок побежал (НА)ВСТРЕЧУ нам, однако ТУТ(ЖЕ) остановился, увидев овчарку. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего пути Вася молчал, (ПО)ТОМУ ЧТО ему было стыдно. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы вспоминали этот случай с улыбкой, (ОТ)ТОГО что всем было тогда весело. (ПО)МИМО меня, в походе участвовали ещё мои одноклассники, ТАК(ЧТО) мы очень сдружились за эту неделю в горах. (НЕ)СМОТРЯ на меня, он всё говорил и говорил, пытаясь убедить в том, что КАК(РАЗ) утро – самое подходящее время для рыбалки.

Правильный ответ: впоследствииоттого

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Стра(1)ик в оборва(2)ой одежде и стопта(3)ых башмаках одиноко брёл по пропылё(4)ой дороге.

Правильный ответ: 1234

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Моросило и наши лица покрылись мелкими каплями дождя. 2) Профессию нужно выбирать только сердцем так как выгода здесь не сыграет большой роли. 3) Изредка срывалась с вершины скалы летучая мышь и камнем бросалась на светящихся в темноте мотыльков. 4) Мы долго брели и плутали по лесной тропинке и между деревьями. 5) Вдали показались то ли огни деревни то ли фонари лесников то ли фары приближающейся машины.

Правильный ответ: 12

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Поднявшись с кровати (1) Иван (2) подпрыгивая на одной ноге (3) и размахивая руками в разные стороны (4) доскакал таким образом до умывальника и принялся (5) фыркая от холодной воды (6) умываться (7) полагая, что занятия физкультурой на сегодня выполнены.

Правильный ответ: 124567

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Опамятуйся, просветлей (1) душа! Вернись (2) былое (3) зренье! Земля (4) пошли мне исцеленье, Влей в тёмное моё смятенье Спокойствие твоих полей! (В. Тушнова)

Правильный ответ: 124

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ручей (1) вдоль (2) которого шли путники (3) в этом месте резко сворачивал влево (4) и затем впадал в реку.

Правильный ответ: 13

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мама обещала (1) что (2) если к полудню выглянет солнышко (3) то она непременно поведёт сына в парк (4) и Ваня всё утро с тоской и надеждой смотрел на моросящий за окном дождь.

Правильный ответ: 134

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Время, по мысли автора, никогда не бывает пустым. 2) Способности притупляются, когда человек тратит время впустую. 3) Если не выработать привычку думать, работать, изучать в зрелом возрасте, то в старости бытро наступит потеря памяти. 4) Молодёжь в современном мире относится к времени ответственно и рационально. 5) Кажется, будто время проходит очень быстро, когда проводишь свои дни впустую.

Правильный ответ: 12

26)«Рассуждая о скоротечности времени, М. Шагинян использует такие средства выразительности, как (А)________ (например, «не положено» в предложении 11, «наверстать» в предложении 12) и (Б)________ («пустое время» в предложении 18, «потерянное время» в предложении 22). Автор рекомендует молодым людям задуматься над рациональностью проведённого времени, прибегая к синтаксическим средствам выразительности: (В)________ (предложения 10, 20) и (Г)________ (предложения 2, 3, 21)».

Источник

Тренировочный вариант 201026 русский язык

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. (в связи). Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-н. С. теории и практики. Причинная с.

2. (в связи). Тесное общение между кем-чем-н. Дружеская с. Укреплять международные связи.

3. (в связи и в связи). Любовные отношения, сожительство. Любовная с. Быть в связи с кем-н.

4. мн. Близкое знакомство с кем-н., обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду. Иметь связи во влиятельных кругах. Большие связи.

5. (в связи). Сообщение с кем-чем-н., а также средства, к-рые дают возможность сноситься, сообщаться. Космическая с. Живая с. (через связных). Воздушная с. Междугородная телефонная с.

6. (в связи). Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам такого сообщения (почта, телеграф, телефон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях. Служба связи. Работники связи.

7. (в связи), обычно мн. Часть строительной конструкции, соединяющая её основные элементы (спец.).

(1)Строительство Транссибирской магистрали, начатое в 1891 г. одновременно из Челябинска и Владивостока, было закончено в 1916 г. (2)Транссиб резко улучшил стратегическое положение Сибири, Дальнего Востока России – теперь они были связаны с Европейской Россией постоянной устойчивой связью, что очень пригодилось в период Русско-японской войны (1904–1905). (3) cтроительство магистрали изменило и хозяйственную ситуацию в Сибири: теперь отсюда можно было вывозить не только меха и драгоценные металлы, но и многие другие товары, например масло и зерно.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения соответствуют нормативам по освещённости.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ способность населения зависит от многих факторов.

На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.

Истоки современного ГУМАНИЗМА восходят к эпохе Возрождения.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении сложного предложения

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Я очень любил маму, никакой обиды на неё не имел, просто я её отлично понимал, хорошо её знал: она уделяла внимание прежде всего на тех людях, которые в нём нуждались.

2) Была суббота, он отпустил рабочих раньше времени, сбежал с косогора, окунулся несколько раз в ледяную воду Алмаатинки и, фыркая и сопя, растёрся докрасна мохнатым полотенцем.

3) Я хотел сказать, что мечтаю о том, чтобы мои записи прочитали многие и чтобы мой опыт помог кому-то.

4) В нём совмещались те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда не только нашего солдата непобедимым, но и великомучеником.

5) В этом горном краю камней было много, но каждый из них как-то сам по себе устроился на подходящем для него месте, кроме одного, самого угрожающе огромного.

6) Сначала я долго гулял, а после возвращения домой, расположившись в беседке, страницы нового романа захватили меня до самого вечера.

7) Согласно предъявленным документам, лейтенант был занесён в штат секретной службы.

8) Публикация написанной Гоголем поэмы «Ганц Кюхельгартен» ещё в гимназии была встречена критикой Петербурга насмешками, после чего Гоголь сжёг все книги с этой поэмой, забрав их у книгопродавцев.

9) Услышав шум и подумав о том, что не начинается ли на площади что-то интересное, Николай собрался, сунул в карман клочок газеты и быстрыми шагами отправился к площади.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) неприкасаемый, ошеломлённый, ярмарочный

2) сказание, оснащение, росистая (поляна)

3) способный, повторять, умалять (значение)

4) кастрюля, лингвистический, преподавать

5) умножать, деревяшка, расстегнуть

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) не..держанный, бе..шумный, чере..страничный

2) с..митировать, сверх..дея, супер..нтеллектуальный

3) пр..сыщенный, беспр..кословно, пр..одолеть

4) раз..гнавшись, под..брать, пр..говорить (два часа)

5) от..явленный, с..ёжиться, нав..ючивать

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вкрадч..вый, отапл..вать

4) экзотич..ский, увес..стый

5) свидетельн..ца, задабр..ваемый

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) немысл..мый, застро..нный

2) та..щие (снега), (они) вид..тся

3) (вы) устан..те, колебл..мый

4) выскоч..м, (вы) вытерп..те

5) (они) обид..тся, пове..вший

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Эта комната только кажется большой, а так она ничуть (НЕ)ПРОСТОРНЕЕ нашей.

(НЕ)СУМЕВШИЙ справиться с эмоциями гость вёл себя грубо.

Оля что-то всё время (НЕ)ДОГОВАРИВАЛА нам, скрывала.

Он пытался меня убедить, что моя попытка уйти от разговора — это (НЕ)ЧТО иное, как боязнь смотреть правде в глаза.

Всё это я рассказал просто, спокойно, (НЕ)СПЕША.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса, всё время отклоняясь (В)БОК, мы то и дело вспугивали целые выводки уток, приютившихся здесь.

(В)ТЕЧЕНИЕ целого дня наш отряд с трудом шёл вперёд, двигаясь (НА)ОЩУПЬ.

В лесу (ПО)ОСЕННЕМУ пахло сыростью, было холодно и промозгло, и мы, ЧТО(БЫ) согреться, развели костёр.

(ПО)СРЕДИ комнаты стоял огромный дубовый стол, а ТАК(ЖЕ) крепкие, под стать столу, тяжёлые стулья.

Маруся долго не могла понять, (ПО)ЧЕМУ никто вот так прямо, (С)ХОДУ не может дать ответ на мучивший её вопрос.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и выронила золочё(3)ую пудре(4)ицу из рук.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не растерявшийся и в этой ситуации Остап (1) уклонился вправо (2) отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней (4) верным Ипполитом Матвеевичем.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разговаривая с тобою (1) милая моя (2) я (3) наконец (4) пришёл к одной-единственной мысли: если мы (5) нежный (6) друг мой (7) друг без друга дышать не можем (8) однако (9) воля родителей препятствует нашему

благополучию, нельзя ли нам будет обойтись без неё?

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Неподалёку находилось поместье (1) владельцы (2) которого (3) мало что заслужили, кроме худой о себе славы по округе (4) где их не любили (5) несмотря на то что (6) никто уже даже не мог сказать (7) из-за чего (8) именно появилась такая ненависть.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он только чувствовал (1) что поза у него была неестественная, напряжённая (2) и (3) что (4) поэтому офицеры (5) которые умеют держаться в седле (6) должны нравиться Манюне больше, чем он.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Севернее города Одинцово раскинулся Подушкинский лесопарк — живописная лесная территория. (2)Этот лес получил своё название благодаря селу Подушкино и лично Ивану Владимировичу Подушке — помещику, которому принадлежали эти земли в XV веке.

(3)Село Подушкино и прилегающие к нему леса не раз меняли хозяев: так, одно время этими угодьями владел Илья Данилович Милославский, дед царевны Софьи и двух царей — Фёдора III и Ивана V. (4)А в XIX веке в Подушкино провели железную дорогу — здесь появились дачники.

(5)Сейчас, прогуливаясь по парку, можно увидеть двухсотлетние дубы, однако бóльшая часть сохранившихся на сегодня деревьев появилась 50−80 лет назад. (6)По оценкам биологов, в Подушкинском лесу обитает 73 вида животных, причём помимо привычных белок и зайцев в лесной глуши можно увидеть норы барсука и встретить орешниковую соню — небольшого грызуна, занесённого в Красную книгу. (7)Зелёные дятлы, глухари, рябчики, чёрные коршуны и сапсаны — эти редкие птицы также обитают на территории Подушкинского лесопарка.

(По материалам интернета)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Чем больше дерево, тем труднее его сломать.

2) Вся прожитая жизнь сохраняется в памяти человека.

3) Жизнь рассказчика далека от ясности.

4) Дерево не может делать ошибок.

5) Человек может достигнуть совершенства даже после совершения многочисленных ошибок.

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы. »

* Даниил Александрович Гранин (родился в 1919 году), русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема творчества — поэзия научно-технического творчества, поиск истинных ценностей человеческой жизни.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложения 4—11 содержат элементы описания.

2) В предложениях 15—16 перечислены последовательные события.

3) Преобладающий тип текста—описание.

4) Предложение 22 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 21.

5) В предложениях 17—22 представлено рассуждение.

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы. »

* Даниил Александрович Гранин (родился в 1919 году), русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема творчества — поэзия научно-технического творчества, поиск истинных ценностей человеческой жизни.

Из предложений 7—10 выпишите синоним к слову« мираж».

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы. »

* Даниил Александрович Гранин (родился в 1919 году), русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема творчества — поэзия научно-технического творчества, поиск истинных ценностей человеческой жизни.

(7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства.

Среди предложений 6—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы. »

* Даниил Александрович Гранин (родился в 1919 году), русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема творчества — поэзия научно-технического творчества, поиск истинных ценностей человеческой жизни.

(6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«(А)_____ (предложения 17—20) помогает автору передать основную мысль текста. Сравнивая человеческую жизнь с жизнью дерева, автор в 15-м предложении использует (Б)_____ («шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал. »). Жизнь дерева отличается от жизни человека. Такой троп, как (В)_____ («срез, словно картину» в предложении 19), наводит автора на вопрос: «Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях?» Отвечая на этот вопрос, Д. Гранин использует (Г)_____.

1) сравнительный оборот

4) ряд однородных членов

5) развёрнутая метафора

7) вопросно-ответная форма изложения

9) риторический вопрос

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы. »

* Даниил Александрович Гранин (родился в 1919 году), русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема творчества — поэзия научно-технического творчества, поиск истинных ценностей человеческой жизни.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы. »

* Даниил Александрович Гранин (родился в 1919 году), русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема творчества — поэзия научно-технического творчества, поиск истинных ценностей человеческой жизни.

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ