Трудные согласования в русском языке + видео обзор

Трудные случаи согласования

Согласование подлежащего и сказуемого

Согласованием называется приобретение зависимым словом грамматических значений главного слова (т. е. того же рода, падежа, числа и т. д.). Особый тип (координацию) представляет собой согласование подлежащего и сказуемого.

1. Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (двадцать один студент, сотня спортсменов, десять книг и т. д.) или наречием, существительным, местоимением с количественным значением (много, несколько, часть, большинство и т. д.), то

сказуемое имеет форму единственного числа в следующих случаях:

– составное числительное оканчивается на один: Договор подписала тридцать одна страна;

– в состав подлежащего входит нумерализованное существительное (пара, десяток, сотня, тысяча, миллион и т. д.) или слова масса, уйма, пропасть и т. д.: Тысяча паломников отправилась в Мекку. Уйма жалоб поступила от пенсионеров;

– подлежащее содержит числительное пол-: Полгорода вышло на демонстрацию;

– подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного (наречия, местоимения) с количественным значением и неодушевленногосуществительного: Большинство писем уже отправлено. Часть книг стояла на полке;

– подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного (наречия, местоимения) с количественным значением иодушевленного существительного и нет указания на активное действие или сказуемое выражено страдательным причастием:Несколько человек стояло в коридоре. Ряд студентов был отправленна практику.

Сказуемое имеет форму множественного числа, если:

– нужно подчеркнуть активность действия: Большинство участников заседания ужевысказались. Несколько аспирантов защитили диссертации досрочно;

– подлежащее выражено сочетанием две, три, четыре т. д. с существительными женского рода: На участке росли две березы.

2. Уточняющие обороты и присоединительные конструкции, относящиеся к подлежащему, на согласование его со сказуемым не влияют: Никто, даже самые сильные студенты, не смог решить эту задачу.

3. Наличие при подлежащемприложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование со сказуемым: Цветок лилия вырос у самой калитки. Газета «Известия» увеличила свой тираж (но: «Известия» увеличили свой тираж).

Согласование определения с определяемым словом

Падеж прилагательного при сочетании числительных два, три, четыре с существительным определяется следующим образом:

– если прилагательное стоит после числительного, то при существительных мужского и среднего рода оно имеет форму родительного падежа множественного числа: два новых дома, три больших окна, а при существительных женского рода – форму именительного падежа множественного числа: две открытые двери;

– если прилагательное стоит перед числительным, то независимо от рода оно имеет форму именительного падежа множественного числа: последние четыре года.

Источник

4.1. Трудные случаи согласования

Сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, если:

2) подлежащее выражено собирательным существитель­ным (ряд, большинство, меньшинство, часть, множество, масса) в сочетании с существительным в родительном падеже, когда речь идет о предмете одушевленном или подчеркивается активность действия: Большинство студентов сдали экзамены на «хорошо» и «отлично»;

3) в состав подлежащего входят числительные два, три, четыре.

4) сказуемое выражено именем прилагательным: Большая частъ домов в новом районе кирпичные.

5) сказуемое стоит после однородных подлежащих при прямом порядке слов: Его работоспособность и высокая от­ветственность за порученное дело поразили коллег;

6) подлежащее выражено сочетанием типа брат с сестрой (сущ. в им. п. + сущ. в твор. п.) и речь идет о двух равноправ­ных активных участниках действия: Механик с помощником тщательно осмотрели автомобиль.

Сказуемое обычно ставится в форме единственного чис­ла, если:

3) присутствуют составные числительные, оканчиваю­щиеся на один. В технический вуз поступил восемьдесят один выпускник математической школы;

4) используются слова:

— тысяча, миллион, миллиард. Выделен миллион рублей на благоустройство детских площадок;

-лет, месяцев, дней, часов и т. и.: Прошло две недели;

— всего, только, лишь: На межвузовскую олимпиаду от­правилось студентов только трое;

— много, мало, немного, немало, сколько: В мастерской на полке лежало много инструментов;

5) сказуемое стоит перед однородными подлежащими при обратном порядке слов: Из комнаты отдыха доносился веселый смех и громкие голоса менеджеров;

6) подлежащее выражено сочетанием типа брат с сест­рой (сущ.

(два определения при одном существительном)

Множественное число существительного используется, если подчеркивается наличие нескольких предметов: немецкий и французский языки, золотая и серебряная медали.

Единственное число существительного используется в случае, если:

1) существительное имеет во множественном числе иное значение, чем в единственном: железнодорожный и водный транспорт (в значении «средство сообщения», тогда как транспорты (с продовольствием) обозначают «поезда или мор­ские суда, предназначенные для перевозки чего-либо»;

2) форма множественного числа данного существительно­го вообще не употребляется: легкая и тяжелая атлетика, на­учный и технический прогресс;

3) перечисленные разновидности предметов тесно связаны между собой по смыслу, образуя сочетания терминологическо­го характера: в правой и левой руке, существительные мужско­го и среднего рода.

Примечание. Если подлежащее выражено собирательным числительным в именительном падеже в сочетании с существи­тельным в родительном падеже, то сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе: Зашли четверо друзей; Зашло четверо друзей.

Задание 1. Выберите правильную форму сказуемого.

1) Большинство группы выполнил. задание полностью.

2) На собрании большинство голосовал. за предложен­ную резолюцию.

3) Большинство студентов уже успешно написал. ди­пломные проекты.

4) Большинство инженеров и рабочих этого предприятия прошл. квалификационную аттестацию.

6) Несколько многодетных семей в этом году получ. т новые квартиры.

7) Ряд банков сумел. адаптироваться к послекризисной экономике.

8) Еще в начале XX века ряд ученых, например, Сакулин и Ушаков, выдвигал. идею упрощения русской орфографии.

9) К началу экзамена явил. сь десять студентов.

10) Миллион зрителей посетил. художественную вы­ставку в Манеже.

11) Ряд новых железобетонных конструкций был. испы­тан. на новостройках.

12) Архитектор Громова победил. в конкурсе проектов.

13) Музей-квартира А. Ахматовой открыл. сь/ся в Санкт- Петербурге.

14) В аудиторию вошла миловидная девушка, это был. наш староста.

15) Свыше 200 мостов и тоннелей уже отработал. свой долгий срок.

16) Полка-прилавок был. заставлен. книгами.

17) Немало выпускников нашей группы после окончания вуза пошл. работать на предприятия города.

19) На совещание прибыл. пятьдесят один делегат.

20) Перед экзаменом пятеро студентов пришл. к препо­давателю экономики на консультацию.

21) Много вузовской молодежи посетил. эту выставку.

23) Его справедливость и четкость позиции вызывал. не­вольное уважение окружающих.

24) Бригада из трех человек выполнил. работу досрочно.

25) Только несколько зданий в этом районе признан. па­мятниками архитектуры.

26) Директор с заместителем проверил. работу механи­ческого цеха.

Задание 2. Согласуйте определение с определяемыми словами, допишите окончания.

1) Изучение одновременно немецкого и английского язык. давалось ему с большим трудом.

2) Коллекция картин была размещена в болыл. зале и коридоре.

3) Жильцы нашего и соседнего дом. дружно вышли на уборку территории.

4) В правой и левой половин. дома полным ходом шел ремонт.

5) Отреставрированны. музей и галерея открыты для по­сетителей.

6) В Томской и Кемеровской облает. прошла конферен­ция, посвященная инновациям в строительстве.

7) Технический и гуманитарный вуз. города проводят для старшеклассников день открытых дверей.

8) Знание возрастной и социальной педагогик. особенно необходимо работникам образования.

Источник

Презентация к уроку родного русского языка 8 класс «Трудные случаи согласования слов»

Трудные согласования в русском языке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Двенадцатое ноября. Классная работа. Трудные случаи согласования слов в русском языке.

Волосат. шимпанзе Маленьк… пони

Бел…. какаду Быстр… кенгуру

Воздушн. бизе Нежн. желе

Спел. киви Свеж. кольраби

Сладк. кофе Купленн. салями

Курортн. Туапсе Глубок. озеро Абрау

Исправьте грамматические ошибки. Мы проснулись, и на кухне нас ждало горячее кофе. Кто-то играл на пианине, стоящей в большой комнате. А вы любите жареный кольраби? Дом, который нам нужен, находится на пятом авеню. Исход игры решило досадное пенальти. В гостях мне предложили вкусный какао. Мне в зоопарке очень понравилось розовое фламинго.

Большинство учеников класса хорошо сдал… все экзамены. СДАЛО СДАЛИ

Упражнение 97. Допишите окончания, согласовывая подлежащее и сказуемое. Молодежь города принимал.. Активное участие в восстановлении храма. Установлен.. три новых олимпийских рекорда. На совещание прибыл.. тридцать один сотрудник. Множество бабочек, пчёл и стрекоз слетел..сь на цветущий луг. Несколько моих одноклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. Большинство этих картин написан.. в прошлом году. Большинство проголосовал.. за утверждение бюджета. Часть документов хран..тся в архиве. Несколько тетрадей лежал.. на столе.

Домашняя работа Упражнение 100. Запишите имена числительные словами. Более 60 книг; около 1,5 литров; свыше 200 лет; состоит из 365 лет; 80 гигабайтами; к 2020 году; на 256 строке; равен 596 метрам; с 287 экскурсантами; смешать со 150 граммами; гордиться 888 экспонатами.

Трудные согласования в русском языке

Трудные согласования в русском языке

Трудные согласования в русском языке

Трудные согласования в русском языке

Презентация к уроку родного русского языка в 8 классе. Урок 2 по теме «Трудные случаи согласования слов в русском языке»

Номер материала: ДБ-1504968

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

В интернете часто можно видеть тексты и предложения, в которых сказуемое не согласуется с подлежащем либо по падежу, либо по роду.

Правила согласования подлежащего со сказуемым

Определить, когда предложение построено правильно, можно по следующим признакам:

С числительным в роли подлежащего с окончанием «один» используется существительное единственного числа.

Форма сказуемого не зависит от обособленного оборота.

Местоимение «кто» употребляется с глаголами в единственном числе, мужском роде.

Во многих случаях неправильно используется падежная форма. Чтобы построение было правильным, поможет таблица падежей.

Часто предлог помогает понять, как связаны в предложении слова.

Примеры нарушения связи между подлежащим и сказуемым

Рассмотрим несколько примеров, выявим ошибки и объясним как правильно писать.

Пример 1

«Те, кто не придут завтра в школу, получат замечания».

В данном случае допущена ошибка. Придаточная часть подчиняется главной, но сказуемое придаточной части зависит от слова, к которому относится.

«Те, кто не придет завтра в школу, получат замечания».

Пример 2

«Соревнования – это важная часть жизни спортсменов, при которых каждый из участников претендуют на победу».

Произошло нарушение связи между главным и придаточным предложением.

Главные члены придаточного предложения: «каждый» и «претендует», ошибка произошла именно в последнем слове.

Пример 3

«Коллектив рабочих не были распущены».

Это простое предложение не согласовано, в нем упоминается о рабочих, но действие совершается в отношении коллектива.

Поэтому правильно будет так:

«Коллектив рабочих не был распущен».

Пример 4

«Сорок один человек работали на ферме».

Очень частый случай написания. Предложение несогласованное, правильный вариант:

«Сорок один человек работал на ферме».

Пример 5

«Тема произведений были интересны».

Это частая ошибка многих студентов. В предложении говорится об интересной теме, а не о произведениях.

Написать следует так:

«Тема произведений была интересна».

Теперь между членами предложения проявляется связь.

Пример 6

«Журналисты, в частности городская газета, привлекает много внимания к той проблеме».

Вопрос нужно ставить от существительного в главной части, а не от слова, которое выделено запятыми.

Правильно будет так:

«Журналисты, в частности городская газета, привлекают много внимания к той проблеме».



Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Трудные случаи согласования и управления» (11 класс)

Урок №16 Дата____________

Трудные случаи согласования и управления

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Типы связи

слов в словосочетании»

А) повторение и закрепление материала по теме «типы связи слов в словосочетании»;

Б) формирование умений правильно определять связь слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;

В) познакомить учащихся с трудными случаями управления;

Г) развивать мыслительную деятельность учащихся путем использования в речи словосочетаний.

Приветствие учащихся, настрой на работу.

Проработка заданий из КИМов ЕГЭ. Необходимо выполнить задание, написание остальных слов объяснить согласно правилам.

1) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

2) Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

3) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

4) Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

— Что такое словосочетание?

( Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: голубое небо, решать задачу, вовремя приехать.)

— Какие вы знаете два типа словосочетаний?

( Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово ( горячий песок, летний день), и сочинительные, в которых соединяются равноправные слова ( день и ночь, быстро и незаметно)

— Какие соединения слов не будут являться словосочетаниями?

* подлежащее и сказуемое (Прилетают птицы.)

* сочетание самостоятельного слова и служебного (пусть пишет, около

* фразеологизмы (ни свет ни заря, сломя голову)

* составные словоформы ( менее приятный, будет петь)

— Какие три главных способа подчинительной связи вы знаете?

— Какой способ мы будем называть согласованием?

— Обратите внимание на доску, где спроецированы словосочетания. Выделите в них главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово.

Определите грамматическое значение словосочетаний

Главное слово: существительное.

Зависимое: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово.

Приведение к знаменателю

Призадуматься над задачей

Управление- такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.

Главное слово: глагол и его формы ( причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

Обратите внимание, что в сочетании слов типа две рябины ( с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа две дочери ( с одушевленными существительными) управление наблюдается только в им.падеже, а в остальных падежах- согласование).

Примыкание- такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Хочу вам напомнить, что притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его дом, ее тетрадь, их альбом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, спросил ее, взял их.

Подберите к существительным ЛЕКЦИЯ, РЕЧЬ, ОЦЕНКА прилагательные со значением «очень хороший» (Пример: блестящий, яркий, высокий). Составьте словосочетания, запишите, определите вид связи, их грамматическое значение.

На доске спроецировано предложение. Выпишите из него словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.

В течение своей жизни Гоголь много путешествовал.

Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.

На доске спроецировано предложение.

Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте.

Какое сочетание слов из предложения не является примером примыкания:

Где бы ни странствовал

Чувствовал себя лучше

А сейчас обратите внимание на доску.

Трудные случаи управления.

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции : * установить о причинах аварии (правильно: установить причины); * не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);

Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: * характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

Неправильный выбор предлога: * партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф).

Обратите внимание на следующие конструкции :

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

Какие пары слов не являются словосочетаниями?

Б. заревел неистово

В. Заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

Найдите словосочетание по его грамматическому признаку- «действие и его признак».

Б. плавание брассом

Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

Е. порядковыми числительными

Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

Г. местоимениями, сходными по форме с существительными

Данный материал необходим вам для верного выполнения задания 7 КИМов ЕГЭ по русскому языку. Сейчас мы проработаем несколько таких заданий.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.

2) Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.

3) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.

5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.

6) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.

7) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».

8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.

9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

По окончанию гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

Жизнь Пришвина- доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца.

Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке».

Выслеживая добычу, в душе охотника просыпаются чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания.

Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!

В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что я последний поэт деревни.

Эта проблема возникает при поиске информации в сети Интернет, которая стала всемирным хранилищем разнотипных информационных документов.

Алексей не мог подобрать слов, передававшие всю глубину его чувства.

9) Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго »мира природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Источник

Видео

Согласование глагольного сказуемого с подлежащим (8 класс, видеоурок-презентация)

Согласование глагольного сказуемого с подлежащим (8 класс, видеоурок-презентация)

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Правила согласования главных членов предложения.

Правила согласования главных членов предложения.

Согласование подлежащего и сказуемого. Урок 8. Русский язык 8 класс

Согласование подлежащего и сказуемого. Урок 8. Русский язык 8 класс

Согласование подлежащего и сказуемого. Взгляд преподавателя. Занятие 7.

Согласование подлежащего и сказуемого. Взгляд преподавателя. Занятие 7.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Согласуй! Управляй! Примыкай! Задание 4 ОГЭ [IrishU]

Согласуй! Управляй! Примыкай! Задание 4 ОГЭ [IrishU]

Типы определений: согласованные и несогласованные

Типы определений:  согласованные и несогласованные

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.