Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС
статья на тему
Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС.
(Работа над развитием речи. Сравнительный анализ учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и В.В. Бабайцевой).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заверено руководителем ГМО
учителей русского языка и литературы
_____________ Марталер А.Ю.
Протокол №____от 5 ноября 2013 года
Тема: Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС.
(Работа над развитием речи. Сравнительный анализ учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и В.В. Бабайцевой).
Выступила Толстова Р.Ф.
языка и литературы
МОБУ СОШ № 21 г. Белорецк
Тема: Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС.
(Работа над развитием речи. Сравнительный анализ учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и В.В. Бабайцевой).
что его не зазорно добывать
из любого источника.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Среди широкого разнообразия современных УМК учителю порой трудно выбрать тот, который в полной мере позволит обеспечить достижение необходимого образовательного уровня общего развития учащихся по предметам.
Идеальных учебников, наверное, нет. У каждого есть свои минусы и плюсы. Второй год преподаю русский язык по УМК Р.Н. Бунеева. Учебники данного автора входят в образовательную систему «Школа 2100».
Задания учебников по русскому языку построены и сформулированы таким образом, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности. Учебники учат ребенка сознательно ставить цель, формируют мотивацию к активной позиции на уроке, предоставляют возможность находить пути и средства к достижению поставленной цели, помогают ребенку формировать собственные умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
С помощью упражнений в учебнике, дидактическом материале, в тетрадях для проверочных и контрольных работ ребенок не только «тренируется» выполнять операции (приемы), т.е. учится предметно-практическим действиям, но и постигает способы и приемы учебной деятельности (техника разных видов разбора), деятельности познавательной (способы работы со словарем), учится самостоятельно выбирать наиболее подходящий прием решения задач (в том числе и орфографических), искать свои собственные, не встречавшиеся в его опыте приемы решения, выходящие за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений.
Таким образом, многие задания учебника творческого характера, что позволяет, опираясь на предшествующее (спонтанное развитие), самостоятельное «житейское» развитие, углубить и расширить потенциал ребенка. Используя материал учебника, учитель без труда может организовать на уроке совместную учебно-познавательную деятельность, где сам будет выступать в роли «дирижера». Через систему подобных упражнений в учебниках реализуются принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, поэтому ученик сможет применять полученные на уроке знания, умения и навыки в жизни.
Рассмотрим, какая работа проводится по развитию речи в данном учебнике. Развитие речи учащихся – одна из важнейших задач учителя. Я стараюсь заниматься этим каждодневно. Для того, чтобы наглядно убедиться в том, что учебники данных авторов действительно способствуют развивающему обучению, сравним календарно-тематическое планирование двух УМК (В.В.Бабайцевой и Р.Н.Бунеева) и посмотрим, сколько часов отводится на такие проверочные работы, как контрольный диктант, изложения, сочинения в 5 классе.
Учебник Диктанты Излож. Сочин. Свобод. дик. Твор.спис
Р.Н.Бунеева 6 3 5 8 2
Если в учебнике В.В.Бабайцевой на развитие речи в 5 классе отводится более 20 часов, а остальное время идет на отработку орфограмм и пунктограмм, то в учебнике Р.Н.Бунеева практически каждый урок носит развивающий характер.
Учебник Р.Н.Бунеева после прочтения отрывка из книги Л.В.Успенского «Слово о словах» предоставляет учащимся продолжить мысль автора и предлагает сформулировать тему первого урока русского языка (упр.1), знакомит с основами сопоставительного анализа на примере трех произведений (И.С.Тургенев «Русский язык», стих. И.А.Бунина «Слово», стих. А.А.Ахматовой «Мужество». (Заметил ли ты, что все три произведения в чем-то созвучны друг другу? В чем именно? Попытайся объяснить. Прочитай определения, которые находят авторы к словам русский язык, русская речь, русское слово. Сравни их. Что ты заметил? (упр.4)
Сравнение двух первых уроков показывает, что материал в учебнике Р.Н.Бунеева имеет более сложный, развивающий характер.
Дальше задания к упражнениям становятся глубже, сложнее, требуют больше осмысления, «говорения». Например, упр. 245, задание: напиши небольшой текст-повествование по данному началу, озаглавь текст, начни так: «Однажды днём я увидел ласточку…», подчеркни дополнения. Данное упражнение нацелено на повторение дополнения, а также на развитие речи учащихся.
Хотелось бы отметить, что данная работа проводится на каждом уроке, что позволяет планомерно развивать речь учащихся.
Умк бунеева русский язык
Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель курса русского языка в начальной школе определяется как развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык».
Задания учебников по русскому языку построены и сформулированы таким образом, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности (алгоритм нахождения орфограмм по опознавательному признаку, открытие новых знаний с использованием проблемно-диалогической технологии, работа с текстами упражнений, правил и определений в технологии продуктивного чтения и т.д.). Учебники учат ребенка сознательно ставить цель, формируют мотивацию к активной позиции на уроке, предоставляют возможность находить пути и средства к достижению поставленной цели, помогают ребенку формировать собственные умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
С помощью упражнений в учебнике, дидактическом материале, в тетрадях для проверочных и контрольных работ ребенок не только «тренируется» выполнять операции (приемы), т.е. учится предметно-практическим действиям, но и постигает способы и приемы учебной деятельности (техника разных видов разбора), деятельности познавательной (способы работы со словарем), учится самостоятельно выбирать наиболее подходящий прием решения задач (в том числе и орфографических), искать свои собственные, не встречавшиеся в его опыте приемы решения, выходящие за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений.
Таким образом, многие задания учебника творческого характера, что позволяет, опираясь на предшествующее (спонтанное развитие), самостоятельное «житейское» развитие, углубить и расширить потенциал ребенка. Используя материал учебника, учитель без труда может организовать на уроке совместную учебно-познавательную деятельность, где сам будет выступать в роли «дирижера». Через систему подобных упражнений в учебниках реализуются принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, поэтому ученик сможет применять полученные на уроке знания, умения и навыки в жизни.
Органическое единство развивающей и контролирующей функции УМК и использование так называемого обучающего контроля обеспечивается специальными проверочными и контрольными работами, где каждому заданию, например, предшествует указание на то, какое именно умение проверяется (т.е. требуется для выполнения данного задания).
2. Каждая новая тема в учебнике русского языка начинается с иллюстрации, сюжет которой задает проблемную ситуацию для открытия новых знаний. В методических рекомендациях учителям предложен материал как для использования проблемной ситуации, изображенной в учебнике, так и другие возможные варианты предъявления проблемы (в том числе и выходящей из этапа чистописания, этапа работы со словами с непроверяемыми написаниями, проверки домашнего задания и т.д.). Вопросы для создания проблемной ситуации содержатся и в упражнениях учебника, где организованы наблюдения детей за языковыми явлениями, а система развертывания упражнений позволяет детям самостоятельно делать выводы, открывать новые знания.
3. Формирование функционально грамотной личности через группы универсальных учебных действий (общеучебных умений). У УМК большой воспитательный потенциал.
4. Работая в проблемно-диалогической технологии и технологии продуктивного чтения, учитель может использовать задания учебника по русскому языку для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Сформулированные в учебнике задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, поиске решения проблемы, закреплении знаний, а также во время организации тренинговых упражнений, равно как и в проектной деятельности.
Например, задание к упр. 173 (4 класс), выполняя которое можно организовать открытие новых знаний в ходе работы в группе, причем пошагово («Прочитайте имена существительные. Что у них общего? На какие две группы их можно разделить? Спишите в два столбика … Какую закономерность ты заметил в написании этих существительных? Сформулируй правило самостоятельно. Как ты обозначишь эту орфограмму. Можно ли дописать в один столбик …? Почему? Объясни»). Задание к упр. 158 (4 класс) позволяет учителю организовать подводящий диалог в ходе фронтальной работы («Предлагаем тебе провести наблюдение и вывести один из законов русского языка. … Вспомни … Напиши … Сделай вывод … Выпиши … Сравни …Что общего…? Чем отличаются…? Теперь сравни падежные окончания … Какой вывод можно сделать? … Проверь … Продолжим наблюдения. Измени …») и т.д.
Материал УМК по русскому языку соответствует реальности: правильность русского языка, описываемого в учебнике, осмысленный и компетентный отбор произведений, научность. Тексты упражнений познавательные, современные, по форме высокохудожественные. Например, использованы фрагменты из произведений А. Пушкина, С. Есенина, Л. Толстого, А. Шибаева, Б. Заходера, Н. Сладкова и др., фрагменты из научно-познавательных статей Л.Успенского, А. Сусловой и др., что соответствует возрастным и психологическим особенностям младших школьников.
Современное оформление учебника (в т.ч. иллюстрации).
6. В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям образования;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Основными составляющими технологии оценивания являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований, дифференциация оценки по специальной шкале успешности.
Для успешной реализации технологии в настоящий момент созданы «Дневники школьника» (в первом классе « Личный еженедельник первоклассника»). В них дети ставят цели на неделю, год, учатся планировать свои дела в школе и дома, оценивать достигнутое, целенаправленно работают над формированием общеучебных умений (универсальных учебных действий).
7. Данный УМК обеспечивает следующие учебные действия:
1. Регулятивные – выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат:
Система упражнений, помогающая открывать новые знания:
Упр.344. Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину 7? Почему? Чем похожи эти слова?»
Упр. 345. Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
Упр. 346. Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».
Упр. 347. … Умение находить глаголы в речи. «Найди глаголы. Как будешь действовать? … Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова.»
«?» Обобщение знаний. «Расскажи все, что ты уже знаешь о глаголах, по плану: …».
Прочитай определение в рамке. (Умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.) «Все ли было верно в твоем рассказе?» (Дети читают правило).
2. Коммуникативные – вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, уметь формулировать высказывание:
Система работы по развитию речи четко выстроена во всех учебниках по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи.
3. Познавательные – извлекать информацию, использовать различные виды чтения и фиксации информации, делать логические выводы и т.п.
8. Учебники УМК учат самостоятельно открывать знания, извлекать и фиксировать информацию, пользоваться справочной литературой при выполнении любой письменной работы, создавать тексты-повествования и тексты-описания в разговорном стиле (устно и письменно), создавать тексты-повествования в учебно-научном стиле (устно), исправлять тексты по условным обозначениям учителя.
9. Учебники УМК предполагают органическое единство обучающей и контролирующей функций, использование обучающего контроля. Он реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь», так и через задания в тетрадях «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», входящих в УМК. Задания для учащихся в них предлагаются на необходимом, программном и максимальном уровнях.
Предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Контрольные диктанты проводятся для проверки уровня развития правописных умений и навыков. Дополнительные задания во время диктанта не предлагаются. Оставшееся время дети проводят самопроверку: графически обозначают изученные орфограммы, находят и исправляют ошибки.
10. Постановка проблемы и формулировка ее самими учащимися позволяет сформировать у ребенка потребность, мотив и цель работы на уроке. На протяжении всех лет обучения учебники возбуждают и поддерживают у учащихся интерес к предмету, обеспечивают у них возникновение и стабильное существование внутренней мотивации.
По своему содержанию и оформлению учебники русского языка связаны с учебником по литературному чтению. Так, в 4 классе в рисунках на страницах «В океане света» «живут» близнецы-четвероклассники Игорь и Оля; с помощью текстов учебника по литературному чтению ученики путешествуют в историю русского языка. Например, тексты о звуках и буквах, о слогах в древнерусском языке, о глаголице – 4 класс, упр. 7, 15, 23; об изменениях в составе слова в процессе развития языка – упр.33, о происхождении русских слов – упр.221, 230; о неопределенной форме глагола – упр.235; о группах славянских языков – упр.259 и др.
Если дети занимаются по учебнику «В океане света» (4 класс), учителю будет легко организовать наблюдение за особенностями языка текстов раздела 2 «У истоков русской детской литературы»: обратить внимание детей на устаревшие слова, на особенности неопределенной формы глагола (например, в стихотворениях С. Полоцкого, К. Истомина), на то, как выглядел древнерусский текст, на буквы и т.д. Такая работа, несомненно, вызывает дополнительный интерес к изучению русского языка.
Учебники по русскому языку строятся как часть непрерывного курса на основе психолого-педагогических принципов непрерывности и преемственности, адаптивности, психологической комфортности и минимакса. В соответствии с этим в них предложена единая система, обеспечивающая ориентировку учащихся в учебной книге, общая структура материала по каждой теме, которая позволяет организовать исследовательскую работу над языковым материалом, проводить уроки открытия нового знания в технологии проблемного диалога, содержание предлагается на двух уровнях – необходимом и программном. В учебниках дифференцирован материал для изучения и ознакомления. Система контроля умений и знаний организована на трех уровнях: необходимом, программном и максимальном, дается возможность свободного выбора упражнений.
Так, в учебниках для 3 и 4 классов в отдельный подраздел каждой темы вынесены упражнения для самостоятельной работы дома. Учащиеся могут выбрать упражнения, которые наиболее актуальны для них и развивают определенные умения; могут варьировать последовательность выполнения домашних упражнений. Авторы рекомендуют учителям не задавать каждый раз упражнение «на завтра», а предложить учащимся за определенный отрезок времени составить индивидуальную программу самостоятельной домашней работы и выполнять ее в удобное для них время. Такая программа может быть дополнена упражнениями из сборников «Дидактический материал», входящих в УМК по русскому языку.
11. В данном УМК определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «Русский язык»: овладение функциональной грамотностью, расширение активного и пассивного, включая потенциальный, словарного запаса, овладение грамматическим строем языка, овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи, овладение орфографией и пунктуацией, овладение рецептивными навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, систематизация языковых, прежде всего, грамматических знаний о родном языке, раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка, формирование общелингвистической компетенции, языкового чутья.
Учебники построены в форме диалога авторов с учениками на принципах уважения и сотрудничества. Работа по этим учебникам (в отношении учителя с учениками) предполагает уважение к самобытности личности, понимание того, что обучающийся является субъектом собственной жизни, имеет собственное « Я», свой собственный мир. Совместное открытие новых знаний в проблемно-диалогической технологии, а не «передача» их детям в готовом виде – одно из условий успешной работы по учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. В учебниках есть задания, для выполнения которых привлекаются родители. Например, письменные творческие работы, проекты.
Системы упражнений и подводящих вопросов формируют у ребенка навыки самостоятельной работы как с книгой, так и при выполнении заданий учебника.
Большое внимание уделяется языку как хранителю истории и духовной культуры народа, как средству личностного и профессионального самоопределения. Учебники вводят младших школьников в проблематику общего языкознания на материале родного и иностранного языков, т.е. русский язык связывается с параллельно изучаемым иностранным языком, чтобы помочь детям лучше осознать, что такое языковая система, уловить ряд закономерностей в языке русском и, например, английском; чтобы вызвать дополнительный интерес к изучению русского языка и культуры нашего народа и других народов, культуры общения на русском и иностранном языках. Связи устанавливаются там, где это уместно, на доступном уровне. Делается это с помощью текстов упражнений: 4 класс, упр.78, о языке жестов и повседневного поведения людей; 4 класс, упр.7,9,11, об особенностях ударения в разных языках; 4 класс, упр. 16, о свойствах звуков английского языка и значении транскрипции; 4 класс, упр. 27,61, 130, о словах, заимствованных из других языков и т.д.
12. Уже в первом учебнике по русскому языку в ОС «Школа 2100» «Букварь» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной дифференцируются тексты для читающих и нечитающих детей (средствами различных шрифтов и расположением на различных страницах).
По принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Какой объем «осилят» конкретные дети конкретного класса определяет учитель.
На различных этапах урока (например, развития умений) ребенку предоставляется возможность выбора тренировочных упражнений, исходя из его индивидуальных возможностей и интересов. Оформление учебника и содержание позволяют учитывать особенности детей по типам восприятия информации (зрительное или слуховое). Таким образом, учебники дают возможность педагогу выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося.
Программа по русскому языку. 5-9 классы. По УМК авторов Бунеевых.
рабочая программа по русскому языку по теме
Программа и поурочное планирование уроков русского языка и литературы в 5-9 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку для 5 – 9 классов НОУ «Гуманитарный лицей»
Базовой программой по русскому языку в Гуманитарном лицее является Программа по русскому языку для основной школы авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучёва, издательство «Баласс», 2006 год. Программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования. Входит в образовательную систему «Школа 2100». Учащиеся работают по учебникам этих авторов.
Морфемика и орфография
2. Вводится понятие исторического анализа слова.
3. Вводятся понятия омофоны и омонимия корневых морфем, а также паронимы.
4. Расширен список изучаемых корней с чередованием гласных.
5. Правила о правописании О-Ё после шипящих в корне слова, об употреблении букв Ъ и Ь приведены в соответствие с академическими требованиями.
6. Даётся ещё два значения приставки ПРИ-, расширяется список слов с неясным значением приставок ПРИ- ПРЕ-, правописание слов с данными приставками объясняется с точки зрения исторического анализа слова.
Морфология и орфография
1. Особое внимание уделяется формам множественного числа имён существительных, а также формам родительного падежа.
2. Более подробно рассматривается дефисное, слитное и раздельное написание сложных слов.
3. Выделены в отдельное правило правописание личных окончаний глаголов с ударной приставкой ВЫ-, с приставками ОБЕС-, ОБЕЗ-, НЕДО-, а также гласных в глаголах перед ударным суффиксом ВА-.
4. Введено большее количество правил по темам:
1) слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и наречиями на –О и –Е;
2)слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений;
3) суффиксы существительных, прилагательных, глаголов;
4) правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных;
5) правописание предлогов и союзов.
Синтаксис и пунктуация
1. Особое внимание обращается на синтаксическую функцию инфинитива. Вводится понятие субъективного инфинитива и объективного инфинитива, что очень важно для различения составного глагольного сказуемого и дополнения и обстоятельства.
2. Даётся разграничение неполных предложений в зависимости от назначения и строения: контекстуальные, ситуативные, эллиптические. Обращается внимание на различение неполных двусоставных и неполных односоставных предложений.
3. Особо отмечается многообразие употребления союза И и сложность пунктуации при нём.
Обособление приложений : 1)обособление распространённого приложения, выраженного нарицательным существительным и относящегося к нарицательному существительному; 2) обособление, относящееся к имени собственному; 3)употребление тире при приложении.
Даётся представление о пояснительных и присоединительных членах предложения.
5. Обращается внимание на отсутствие обособления вводных слов, стоящих в начале или в конце обособленных оборотов.
6. Особое внимание уделяется замене прямой речи косвенной, пунктуации при косвенном вопросе и различным способам цитирования, пунктуационного оформления цитат.
1. Увеличена доля уроков по развитию связной письменной речи.
2. Тексты для изложений сопровождаются творческим заданием, приближенным к заданиям ГИА (9класс) и ЕГЭ.
3. Темы сочинений связываются с изучаемыми произведениями литературы, нравственными и этическими проблемами.
3. Более глубоко изучается текстология.
4. Большее внимание уделяется комплексному анализу текста.
В базовой программе в 6 классе тема «Причастие» изучается в конце учебного года, что вызывает много трудностей по её усвоению. В связи с этим в рабочую программу внесены следующие изменения: изменён порядок изучения тем «Причастие» и «Местоимения – прилагательные».
В учебной программе 8 класса обобщение знаний по морфологии и лексике перенесены в конец учебного года, что даёт возможность более глубокого повторения перед переводным экзаменом и более глубокого освоения тем, изучаемых в 8 классе.
Нормы оценок и требования
1. Работы оцениваются по принятой в НОУ «Гуманитарный лицей» десятибалльной шкале.
2. Триместровые и годовые оценки выставляются двойные: за теоретическую и практическую подготовленность учащихся.