Умк канакина горецкий русский язык + видео обзор

Учебно-методический комплект по русскому языку классической системы обучения, УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Ажогина Н.А.

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗНАЧЕНИИ ЧАСТЕЙ СЛОВА

Аннотация: статья посвящена вопросам формирования у младших школьников представлений о значении слова, представлен анализ трех учебно-методических комплектов по русскому языку, выявлены особенности подачи материала каждого УМК по разделу «Словообразование (морфемика)».

Ключевые слова: значение частей слова, современные УМК по русскому языку, формирование у младших школьников представления о значении частей слова.

Умения, которые приобретает младший школьник в ходе изучения морфемики, тесно связаны с орфографией и культурой речи. Изучение значения частей слова способствует расширению словарного запаса, развитию внимания и мышления, углубленному пониманию лексического значения слов, развивает умение правильно определять понятия.

В примерной образовательной программе начального образования в разделе «Состав слова (морфемика)» приведены умения, которыми должен овладеть выпускник начальной школы.

1) различать изменяемые и неизменяемые слова;

2) различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

3) находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

1) выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

2) использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

В примерной образовательной программе начального образования отсутствует пункт, предполагающий изучение значения морфем, однако, по мнению методистов (С.И. Львовой, Л.С. Трегубовой, Е.Г. Шашковой) при изучении морфемного состава слова необходимо уделять особое внимание формированию у младших школьников представления о значении частей слова.

Исследование проблемы формирования у младших школьников представления о значении частей слова потребовало изучения возможностей современных учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку для организации соответствующей работы.

Мы провели сопоставительный анализ следующих УМК:

1. «Русский язык» УМК «Школа России» (авторы – В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);

2. Русский язык УМК «Планета знаний» (авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина);

3. Русский язык» УМК «Начальная школа XXI века» (авторы – С.В. Иванов, А.О. Евдокимова).

Анализ проводился по следующим направлениям:

1) выявление возможностей учебно-методических комплектов для организации работы, направленной на изучение состава слова;

2) выявление возможностей учебно-методических комплектов, направленных на формирование представления о значении частей слова.

Учебно-методический комплект по русскому языку классической системы обучения, УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Проанализировав комплект учебников по русскому языку В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого по теме «Словообразование (морфемика)», мы выяснили, что изучение данного раздела начинается со второго класса в теме «Однокоренные слова», где младшие школьники знакомятся с понятием «корень», как общей частью слова. Основной материал изучения данного раздела приходится на 3 класс в теме «Состав слова». В третьем классе ученики знакомятся с понятием «корень слова», «окончание», «приставка», «суффикс», «основа слова», а также в теме «правописание частей слова» учатся грамотно писать суффиксы и приставки в тех или иных словах. Каждая морфемы изучается отдельной темой; на странице учебника даются правила, которые объясняют значение морфемы в слове. В 4 классе учащиеся повторяют изученный материал в предыдущих классах, отрабатывают умения находить морфемы в слове, образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, разбирать слово по составу. Понятия сопровождаются разнообразными упражнениями, которые помогают сформировать у младших школьников представление о составе слова, но, к сожалению, заданий, направленных на формирование у учеников представления о значении частей слова, недостаточно.

В данном УМК можно выделить следующие виды упражнений, которые помогают достичь предметных результатов:

1) формирование представления о значении корня – поиск однокоренных слов в тексте, разделение однокоренных слов по группам, подбор однокоренных слов к заданному слову;

2) формирование представлений о значении приставки – выделение приставки слове, образование новых слов при помощи заданных приставок, нахождение слов с приставками в тексте, распределение слов с приставками по группам;

3) формирование представления о значении суффикса – выделение суффикса в слове, образование новых слов при помощи заданных суффиксов, образование однокоренных слов при помощи суффиксов;

4) формирование представления о значении основы слова – выделить основу слова в словах;

5) формирование представления о значении окончания – выделение в ряде слов изменяемой части слова; поиск формы слова, выделение окончания в слове, преобразование пары слов в словосочетание;

6) умение разбирать слово по составу – соотнесение схемы слова со словами,нарисовать схему состава слова, подобрать слово к данной схеме.

Приведем примеры упражнений из УМК:

1) Упр. 131. Прочитайте.

1. В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2. Мы вышли в светлый березовый лесок. (Г. Скребицкий) 3. Лесные владенья лесник бережет – листка не сорвет и зверька не спугнет. (Л. Яхнин) 4. Долину окружали лесистые горы.

· Найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех слов? / Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.

2) Упр. 157. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Предпраз…ничный день, перекрасить пол в комн…те, перер…совать к…ртинку, отплыть от бер…га, поуж…натьвмест…, обм…розить щеки, доехать до ст…лицы, запустить р…кету, вырастить пш…ницу и …вес, перекопать ог…род, подпрыгнуть выс…ко, прокатить на тракт…ре, переч…тать расска…

· Найдите слова с приставками. Выделите приставки. / В каком слове и какая приставка имеет значение: а) повторить действие заново;б) направление действия снизу вверх?

3) Упр. 170. Прочитайте.

М…дведица, з…йчата, л…сенок, скв…рчиха, т…гренок, гр…чата, м…дв…жонок, л…сица, з…йчонок, т…грята, скв…рченок, гр…чиха, л…сята, з…йчиха, м…дв…жата, т…грица, гр…чонок, скв…рчата.

4) Упр. 179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у нее маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

· Найдите с тексте слова с корнем -ящер-.Запишите эти слова группами: в одну – однокоренные слова, в другую – формы одного и того же слова. / Выделите в словах все значимые части слова.

Учебно-методический комплект по русскому языку классической системы обучения, УМК «Планета знаний» (авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)

Проанализировав комплект учебников по русскому языку Л.Я. Желтовской и О.Б. Калининой, мы выяснили, что основной материал по теме «Словообразование (морфемика)» предлагается к изучению во 2 классе. Данная тема представлена в виде большого раздела «Слова и его значимые части», содержащего такие темы, как «Корень слова. Однокоренные слова», «Суффиксы и приставки в слове», «Окончание слова». Для начала младшие школьники знакомятся с понятием «родственные слова», а затем переходят к понятию «корень». В разделе отсутствуют отдельные темы, посвященные значению суффиксов и приставок – этот материал включен в общие темы раздела. Понятие «основа слова» также не вынесено из материала учебника в отдельную тему, но объяснение понятия дается в учебнике в рубрике «Запомните!». Каждое понятие сопровождается упражнениями, направленными на отработку полученных знаний, однако упражнений на формирование представления о значении слова недостаточно. Так как все основные понятия вынесены во второй класс, то в 3 и 4 классе идет повторение пройденного материала, что способствует целостному представлению младших школьников о разделе «Словообразование (морфемика)».

В данном УМК можно выделить следующие виды упражнений, которые помогают достичь предметных результатов:

1) формирование представления о значении корня – подбор однокоренных слов, выделение корня в словах, подбор однокоренных слов на определенный корень, поиск однокоренных слов в тексте;

2) формирование представлений о значении приставки – выделение приставки в слове, образование новых слов с помощью определенных приставок, распределение слов по группам с разным значением приставок;

3) формирование представления о значении суффикса – образование однокоренных слов с определенным значением, выделение суффикса в словах, подбор слов с заданным суффиксом;

4) формирование представления о значении основы слова – выделение значимых частей слова, выделение основы слова;

5) формирование представления о значении окончания – выделение окончания в словах, поиск форм слова в тексте;

6) умение разбирать слово по составу – разбор слова по составу, подбор слов к графическим схемам.

Приведем примеры упражнений из УМК:

1) Упр. 11. Являются ли слова в предложениях однокоренными? Выпиши глаголы. Подбери к ним однокоренные имена существительные. Запиши.

Коля колет. Поля полет. Паша пашет. Варя варит. Валя валит. Света светит.

2) Упр. 5. Почему суффиксы называют значимой частью слова? Образуй названия детенышей животных с помощью суффиксов и запиши. Обозначь в словах суффиксы.

3) Упр. 12. Прочитай и спиши предложения. Определи, где приставка, а где предлог.

Лодка отплыла от берега. Дети скатились с горы. Ребята пошли по тропинке.

4) Упр. 15. Запиши слова. Укажи, из каких значимых частей (морфем) состоят выделенные основы слов.

Шоколадная (глазурь), попутчик, пуховой (платок), кормушка, ножища, подножный (корм), рассвет, заеду, местный (говор).

Источник

Рабочая программа по русскому языку для 1- 4 класса Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа по русскому языку для 1- 4 класса Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Скачать:

Предварительный просмотр:

Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 92 г.Воронежа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 92 с учётом Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку (Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2014. — 354 с. )

Рабочая программа ориентирована на УМК системы «Школа России».

Русский язык.. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [Канакина, В. Г. Горецкий. ] — М. : Просвещение, 2014. — 354 с.

1.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учеб.1 кл. В 2ч.Издательство: Просвещение

2.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учеб. 2кл. В 2 ч. Издательство: Просвещение

Прописи (Обучение грамоте)

1.Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи в 4 ч. — М.: Просвещение, Русский язык

Методические пособия для учителя

1. Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. 1 класс.

Методическое пособие с поурочными разработками. — М.: Просвещение, 2016.

1. Канакина В. П. Русский язык. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. — М.: Просвещение, 2014.

3. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2014.

4. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. — М.: Просвещение, 2014.

5. Русский язык. 1, 3 классы. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. — М.; СПб.: Просвещение, 2014

7. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2014.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний (по возможности).

Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е. Обучение грамоте. 1 класс.

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. — М.: Просвещение, 2015.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс. — М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. — М.: Просвещение, 2017

Бондаренко А. А. Рабочий словарик. 1 класс. — М.: Просвещение, 2017.

Бондаренко А. А. Рабочий словарик. 2 класс. — М.: Просвещение, 2017

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:

Азбука. 1 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 1 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану на изучение русского языка в каждом классе начальной школы отводится по 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 675 ч: в 1 классе — 165 ч (33 учебные недели), во 2 – 4 классах — по 170 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Административные контрольные диктанты

Изменения, внесенные в авторскую программу

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностными результатами являются следующие умения:

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

Обучающиеся получат возможность научиться:

У обучающегося будут сформированы:

Различать и сравнивать:

Решать практические учебные задачи:

Обучающийся может научиться:

У выпускника будут сформированы:

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Система языка Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся получит возможность научиться:

Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Состав слова (морфемика)

Обучающийся получит возможность научиться:

Обучающийся получит возможность научиться:

Обучающийся получит возможность научиться:

Орфография и пунктуация

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний ться и тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС, УМК «ШКОЛА РОССИИ» (В. П.КАНАКИНА, В. Г. ГОРЕЦКИЙ).
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Умк канакина горецкий русский язык

Рабочая прогамма по русскому языку, 2 класс, УМК «Школа России» (Канакина, Горецкий), полностью соответствует ФГОС. В КТП указана работа с одарёнными детьми, и детьми, испытывающими трудности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык» для учащихся 2 класса общеобразовательных школ В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной 2011 года издания.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Цели данного курса:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи данного курса:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса «Русский язык»

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Учебный предмет относится к обязательной части учебного плана образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.

Целевая ориентация программы

Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Для учащихся, испытывающих трудности в обучении, на уроках предусматриваются карточки-помощницы, алгоритмы действий, инструкции, зрительные опоры. Также для таких детей предусмотрены дополнительные индивидуальные занятия один раз в неделю, которые направлены на решение конкретных проблем. Для одарённых детей – задания, требующие осуществления поиска необходимой информации в дополнительных источниках, задания повышенного уровня сложности, опережающие задания Кроме того, одарённые ученики будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам.

Программой предусмотрен мониторинг качества образования, который будет проводиться администрацией 2 раза в год, учителем – 8 раз в год. Педагогическая диагностика проводится на протяжении всего учебного года и является структурной частью урока.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Планируемые и предполагаемые результаты курса «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты обучения

Раздел учебного курса

Универсальные учебные действия

Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. Делать выводы о значении речи в жизни человека. Различать диалог и монолог. Использовать знания по теме в новых условиях.

Оценивать свои результатов. Обнаруживать и формулировать учебную проблему. Аргументировать свою позицию. Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Уметь договариваться и приходить к общему решению.

Анализировать и делать выводы. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Делать выводы о значении речи в жизни человека. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Различать предложение и группу предложений. Определять тему, главную мысль текста. Выделять части текста. Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.

Аргументировать свою позицию. Уметь договариваться и приходить к общему решению. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Умение слушать и понимать речь других.

Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение. Списывать текст, проговаривать его по слогам. Находить основу и второстепенные члены предложения. Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. Находить главные члены предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного к зависимому. Научиться правильно строить предложения, излагая свои мысли. Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Видеть и правильно записывать слова с орфограммами.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Анализировать, делать выводы, сравнивать. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Делать выводы, сравнивать. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других. Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение аргументировать своё предположение.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Слова, слова, слова… (22 ч).

Определять лексическое значение слов. Различать однозначные и многозначные слова. Различать прямое и переносное значение слов. Различать оттенки значений синонимов. Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи. Находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи. Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. Делить слова на слоги. Находить в словах ударный слог. Переносить слова с одной строки на другую. Писать сочинения по серии картинок. Умение осознанно и произвольно строить своё речевое высказывание.

Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Волевая саморегуляция. Целеполагание как постановка учебной задачи. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Умение слушать и понимать речь других. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать в паре, группе. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение работать в паре, группе.

Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

Звуки и буквы (34 ч)

Различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов. Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке. Писать имена собственные с большой буквы. Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. Видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в коне слова. Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. Различать гласные и согласные звуки. Объяснять допущенные ошибки, исправлять их. Слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. Слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме. Составлять рассказ по картинке. Решать логические задачи по русскому языку. Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Прогнозирование результата Осознание качества и уровня усвоения материала. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Волевая саморегуляция. Целеполагание как постановка учебной задачи. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Контроль в форме сличения способа действия и его результата..

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)

Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами. Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой. Находить в словах изученные орфограммы на слух. Характеризовать парные звонкие и глухие согласные. Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. Определять орфограмму и правильное написание слов. Находить в словах изученные орфограммы на слух. Применять правила правописания. Сопоставлять произношение и написание слов. Писать и переносить слова с разделительным мягким знаком. Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. Соотносить произношение и написание слов.

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. Анализировать, делать выводы, сравни
вать. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценка результатов работы.

Работать в парах, группах;

участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

Использовать специальную терминологию. Распределять имена существительные в тематические группы предметов. Распознавать собственные имена существительные. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Изменять имена существительные по числам. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Распознавать в речи имена существительные. Применять правила правописания. Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. Определять число глаголов. Писать частицу НЕ раздельно с глаголами. Распознавать текст-повествование и выделять его характерные признаки. Находить прилагательные в тексте. Устанавливать связь между существительным и прилагательным. Подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Определять число имени прилагательного. Распознавать текст-описание и выделять его характерные признаки. Осознавать предлог как часть речи. Устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогов. Писать предлоги отдельно от других слов. Классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами. Осознавать местоимение как часть речи. Распознавать текст-рассуждение и выделять его характерные признаки. Писать местоимения отдельно от других слов.

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Волевая саморегуляция. Целеполагание как постановка учебной задачи. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работать в парах, группах;

участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение слушать и понимать речь других.

Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

Повторение за год (17 ч).

Отличать текст от предложения. Соотносить словесные и зрительные образы. Отличать предложение от группы слов. Распознавать однокоренные слова по двум признакам. Распознавать части речи. Проводить фонетический анализ слова. Применять правила правописания. Видеть орфограммы в слове. Применять правила правописания. Использовать полученные знания.

Анализировать, делать выводы, сравнивать. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценка результатов работы.

Умение слушать и понимать речь других. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работать в парах, группах;

участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.

Планируемые результаты освоения программы. К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

Специфические особенности предмета.

Для качественной реализации данной программы будут использоваться следующие педагогические технологии обучения: личностно-ориентированная, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, элементы критичного мышления через письмо и чтение, технология развивающего обучения, технология создания ситуации успеха на уроке, игровая технология.

Методы: объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.); репродуктивный; проблемного изложения; частично-поисковый (либо эвристический); исследовательский.

Содержание учебного предмета

Язык и речь, их значение в жизни. Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Заголовок. Красная строка в тексте.

Предложение как единица речи. Роль предложений в речи. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу.

Слова, слова, слова… (22 ч).

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление).

Слово, слог, ударение. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов. Правила переноса.

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы. Условное обозначение звуков речи. Алфавит, его значение. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными.

Повторение за год (17 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

Упражнения, но переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Программой предусмотрено проведение:

Проектных заданий – 4

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку

Проект «Пишем письмо». Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

Проект «Рифма». Формировать мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

Проект «В словари – за частями речи!» пользоваться словарями. Находить полезную информацию, придумывать собственные задания, участвовать в презентации подготовленных заданий.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирующих базовые компетентности и универсальные учебные действия, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.

Для учебного курса «Русский язык» характерными формами организации деятельности учащихся являются: групповая, работа в малых группах, парная, индивидуальная, проектная и игровая деятельность.

Качество реализации данной программы будут изучаться посредством мониторингового исследования (формы). Результаты фиксируются в свободной таблице, с помощью графика, диаграммы. Тексты КИМов прилагаются.

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.