Упк содержит признаки словесного языка + видео обзор

Ответы на тесты. Общее языкознание. ОмГА.

Общее языкознание изучает
Выберите один ответ:
общие законы происхождения, развития, строения и функционирования языков
законы происхождения, развития, строения и функционирования конкретного языка

Укажите неверный вариант характеристики особенностей языка в сравнении с речью
Выберите один ответ:
средство общения, явление социальное, относительно стабильная система знаковых единиц, независимая от ситуации и обстановки общения;
процесс общения, явление физическое и физиологическое, вариантное, контекстно и ситуативно обусловленное

Язык по своей сущности явление
Выберите один ответ:
психическое
социальное
биологическое

Кем впервые была высказана мысль о влиянии языка на мышление
Выберите один ответ:
Ф. де Соссюром
В. фон Гумбольдтом
Э. Сепиром

Сравнительным изучением языков занимаются науки, входящие в раздел
Выберите один ответ:
интралингвистика
экстралингвистика
компаративистика

К системе условных сигналов относятся
Выберите один ответ:
светофор, химические формулы, сигнальные ракеты, язык цветов
жесты, мимика, физический контакт, паузы

По теории языковой относительности
Выберите один ответ:
каждому языку соответствует своя логика мышления
развитие языка определяется обществом

Сущность языка проявляется в его свойствах
Выберите один ответ:
осуществлять выражение мысли, называть объекты и явления действительности, накапливать знания в словесной форме, быть средством познания мира, средством получения новых знаний
выражать чувства и эмоции, влиять на психику людей, устанавливать контакт с собеседником, создавать художественных тексты

Укажите неверное утверждение
Выберите один ответ:
УПК имеет сенсорную природу
УПК содержит признаки словесного языка

Внутреннюю организацию языка изучают науки
Выберите один ответ:
когнитивная лингвистика, контрастивная лингвистика, социолингвистика
фонетика, морфология, синтаксис, лексикология

Основой для развития общей теории языкознания явилось
Выберите один ответ:
сопоставительное языкознание
когнитивная лингвистика
сравнительно-историческое языкознание

Согласно теории вербальности мышления
Выберите один ответ:
язык является материальной опорой мышления
мышление не связано с речедвигательным кодом

Искусственные языки создаются для того чтобы
Выберите один ответ:
обеспечить приспособление к окружающей среде
передавать ограниченную информацию в определенных условиях
дать людям простое, легко изучаемое средство международного общения

Совокупность психологических и физиологических условий, которые обеспечивают говорение и понимание, называется
Выберите один ответ:
речевой деятельность
языковой способностью
языковой компетенцией

Язык животных
Выберите один ответ:
передается по наследству, имеет ограниченный набор смыслов, однонаправленность коммуникации, закрытость
не передается по наследству, усваивается в результате обучения, передает любую информацию

Когнитивная лингвистика изучает
Выберите один ответ:
процессы порождения и восприятия речи
взаимодействие языка и культуры
процессы структурирования человеческого знания в языке

В каких основных аспектах проявляется языковая деятельность
Выберите один ответ:
в языковой системе, речи и тексте
в говорении и понимании
в языковой системе и речи

Укажите неверное утверждение: Мышление – это
Выберите один ответ:
объективная реальность
субъективная реальность
высшая форма отражения действительности

Укажите неверное утверждение
Выберите один ответ:
язык возникает и развивается только в коллективе людей
физические признаки человека не имеют отношения к языку
существование и развитие языка подчинено законам природы

Источник

Внутренняя речь. Универсальный предметный код (УПК)

Превращение мысли в слово совершается во внутренней речи. Учение о внутренней речи – одна из заслуг Л.С.Выготского. Он нашел путь к тайнам внутренней речи через исследование эгоцентрической (т.е. не направленной целиком к слушателям) речи ребенка в сопоставлении с речью ребенка более старшего возраста и с различными видами речи взрослых.

Внутренняя речь – результат длительной эволюции речевого сознания. Она развивается из внешней, эгоцентрической речи маленьких детей, которая все более сворачивается, делается сначала шепотной и лишь затем уходит внутрь языкового сознания. Такое превращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую речь носит название интериоризации речи. Обычно механизм внутренней речи завершает свое формирование к подростковому возрасту (10-11 лет).

Выготский пришел к выводу, что внутренняя речь есть особое явление и имеет структуру, отличную от структуры внешней речи. Прежде всего внутренняя речь имеет сокращенный, фрагментарный характер. Человек, мысля про себя, облекает в слово не все элементы мысли, а только основные, определяющие. Поскольку основным элементом мысли является предикат, то именно он оформляется словом во внутренней речи. Таким образом, внутренняя речь имеет предикативный характер. Кроме того, слово во внутренней речи приобретает особый, чисто субъективный смысл, отражая личный опыт человека и вбирая в себя те элементы мысли, которые не получают словесного выражения, расширяя тем самым свое значение.

По своей структуре внутренняя речь напоминает разговорное ситуативное общение. Представим себе ситуацию: на автобусной остановке пассажиры ожидают прибытие опаздывающего автобуса. Вдруг один из пассажиров произносит: ”Идет”. Этого одного слова вполне достаточно, чтобы окружающие поняли смысл высказывания.

Внутренняя речь – это речь свернутая, сжатая, часто деграмматикализованная. Она несет в себе конспект будущего высказывания и разворачивается в считанные доли секунды.

Именно во внутренней речи слова переходят из замысла в значение. Здесь возникают первые словесные обозначения элементов смысла, которые разворачиваются впоследствии в связную, наполненную общепонятными значениями грамматически оформленную речь.

Тезис Выготского о сокращенности и предикативности внутренней речи впоследствии был полностью подтвержден экспериментально рядом психологов. Исследования проводились различными методами, среди которых главную роль сыграли метод артикуляционных помех и регистрация микродвижений языка и электротоков действия речевой мускулатуры при внутренней речи. Первый состоит в том, что испытуемому предлагается решить какую-нибудь умственную задачу, и в то же время произносить что-либо вслух автоматически (например, считать по порядку или произносить заученное стихотворение). При этом изучается влияние создаваемых таким образом помех на работу мысли. Второй метод основан на том, что при внутренней речи происходят некоторые незначительные движения мускулов речевых органов, которым предшествуют слабые электротоки в них (Соколов).

Таким образом, внутренняя речь представляет собой своеобразное, неполное и нечеткое оформление мыслей. Полное оформление мыслей, придание им отчетливой структуры возможно только во внешней речи, т.е. в общении. Человек, размышляющий про себя, делая вывод, который хочет ясно осознать и удержать в памяти, переходит к внешней речи и либо записывает свой вывод, либо произносит его вслух и старается запомнить, т.е. вступает тем самым в общение с собой.

Перевод внутренней речи во внешнюю делает ее не только доступной восприятию других, но и более ясной, четкой, совершенной для самого мыслящего, потому что для этого требуется четкое и правильное расчленение мысли на составные элементы и установление логических отношений между ними.

Одно из базовых положений концепции Выготского заключается в следующем утверждении: “Мысль не воплощается, а совершается в слове”. В процессе появления высказывания на свет идет “борьба” индивидуально-личностного смысла, понятного только самому говорящему, и языковых форм, несущих в себе принятые коллективом значения. В процессе говорения происходит трансформация замысла (“Мысль изреченная есть ложь”). Мы часто испытываем острое неудовлетворение по поводу словесного воплощения задуманного. И наоборот, часто мы убеждаемся, что за красивыми, вполне связными высказываниями не скрывается никакого содержания.

С.Л.Рубинштейн заметил, что в речи мы формулируеммысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем.

Единицы мысли и единицы речи, по Выготскому, не совпадают.

Соединение со звуковыми символами происходит путем перекодирования с языка мозга на естественный язык /Жинкин/. Н.И.Жинкин отмечает наличие кодовых переходов во внутренней речи.

Мышление реализуется не на каком-то национальном языке, а на особом языке, вырабатываемом каждым мыслящим человеком. Этот код получил название предметно-схемного кода, универсального предметного кода (УПК). Это субъективный код, непроизносимый, универсальный, свободный от избыточности. Между элементами этого кода устанавливаются отношения, которые отражают предметные связи в объективной действительности.

Универсальный предметный код связывает мозговые процессы с речевыми. Через него осуществляется перекодирование с кодов мозга на коды естественного языка.

УПК – это банк знаний индивида. В УПК есть обобщения разной степени.

Механизм человеческого мышления, по Жинкину, реализуется в двух противостоящих динамических звеньях – предметно-изобразительном коде (внутренняя речь) и речедвигательном коде (экспрессивная речь). В первом звене речь задается, во втором передается и снова задается для первого звена.

Источник

Упк содержит признаки словесного языка

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Второй тип – собственно искусственные языки, которые бывают двух видов. В одних словарный состав и грамматика конструируются по собственным правилам. Это, например, язык сольресоль (Ж. Сюдр), составленный из комбинации музыкальных нот и их буквенных символов; язык длякосмической связи линкос, использующий вспышки света, радио-бип и алгебраические символы. В других искусственных языках словарный состав заимствуется, видоизменяясь, а грамматика конструируется.

Это, например, волапюк, бейсик инглиш – на основе видоизменения лексики английского языка, интерлингва – латынь без падежей и окончаний, эсперанто – на основе интернационализмов романского происхождения с добавлением германских и славянских корней. Язык эсперанто, созданный варшавским врачом и полиглотом Л. Заменгофом в 1887 году, стал наиболее признанным и распространенным во всем мире искусственным языком.

Главная идея создателей искусственных языков – дать людям простое, легко изучаемое средство международного общения, поэтому в своих проектах они стремились преодолеть неправильности естественных языков, их противоречивость, сложность устройства и употребления.

Особое место в системе средств общения занимают языки жестов, в которых один жест в сочетании с мимикой может обозначать целое высказывание или его фрагмент. Среди языков жестов различают профессиональные языки (биржевой, артистический – в индийском танце, в японских театрах «но» и «кабуки») и компенсаторные языки дляглухонемых.

Четвертый тип средств коммуникации – системы условных сигналов для передачи ограниченной информации. Это, например, светофор, дорожные знаки, сигнальные ракеты и флажки, символический язык химии, физики, математики и другие.

Искусственные системы передачи информации вторичны по отношению к естественному языку. Они ограничены (по объему, характеру информации, по своему распространению, сфере применения), выполняют вспомогательную роль в общении. Все средства коммуникаций, кроме языка человека могут передавать информацию в определенных условиях, а язык – в любых условиях и любую информацию, поэтому он является универсальным средством общения.

Вопросы длясамопроверки 1. В чем отличия языка животных от языка человека 2. Какие типы знаковых систем существуют в обществе 3. Каким образом создаются искусственные языки Какие искусственные языки вы знаете 4. В чем особенность языка жестов 5. Какие системы условных сигналов вы знаете 6. Почему звуковой язык являетсяуниверсальным средством общения Задание. Прочитайтетексты о языке жестов и телодвижений.

Что нового вы узнали о способах передачи информации при помощи жестов Профессиональные языки жестов Их можно подразделить на две категории: открытые и тайные. Открытые предназначены дляоблегчения общения в трудных условиях (шум и т.д.).

Например, И.А. Соболевский в тридцатые годы описал профессиональный язык жестов на ткацком и прядильном производствах. Фраза «Мальчик болен гриппом» передается так:

1. Рука на уровень бедра (маленький);

4. Ладонь к поднятому указательному пальцу, что означает «гриб» (грипп).

Послепоявления менее шумных машин этот язык исчез.

Биржевой язык жестов Этот язык изобрели чикагские брокеры во второй половине XIX века, чтобы объяснитьсяспартнерами, так как шум, который создавали биржевики, пытаясь перекричать друг друга, мешал им слышать и передавать важную информацию. Этот язык жестов используется до сих пор.

Тайные языки предназначены только дляпосвященных. Такие жестовые системы существуют у букмекеров на скачках, крупье в казино, у аукционеров, на радио и телевидении в «прямом эфире».

Артистические жестовые языки Используются в пантомимах и танцах, где языком телодвижений выражаются разнообразнейшие чувства и понятия. Индийский танец использовался в пьесах, где отсутствие декораций и скупой реквизит возмещались мимическим языком танца, который часто исполнялся самостоятельно, представляясобой настоящий танец-театр. Особенно известна школа танца катхакали, возникшая в штате Керала (Южная Индия). В ее основе девять основных эмоций, которые называются «navarasa» (девять вкусов): любовь, презрение, грусть, гнев, гордость, страх, отвращение, удивление, умиротворение. Например, любовь (sringara) выражается так: быстрое движение бровей, глаза щурят, рот закрыт, шеяслегка покачивается.

Ключевые понятия: язык животных, искусственные знаковые системы, языки жестов, системы условных сигналов, вспомогательная роль в общении.

Тема Язык и мышление 1. Из истории изучения соотношения языка и мышления 2. Теория невербальности мышления 3. Национальный язык и национальное мышление 1. Проблема соотношения языка и мышления – одна из самых сложных и дискуссионных в теории языкознания. В разные периоды истории науки о языке она решалась по-разному. Представители логического направления отождествляли эти понятия (слово приравнивали к понятию, предложение приравнивали к суждению, считали, что в основе грамматики лежит логика). Среди сторонников психологического направления одни утверждали, что мышление и язык независимые сущности, а язык лишь искажает мысли (младограмматики, Б. Рассел), другие считали, что язык определяет характер мышления (В. Гумбольдт). Представители американского структурализма (Л. Блумфильд) отрицали мышление как особый феномен, а язык рассматривали как набор сигналов-реакций на потребности организма.

Согласно материалистическому мировоззрению (К. Маркс, Ф. Энгельс), язык и мышление находятсяв диалектическом единстве, между ними усматриваются отношения формы (язык) и содержания (мышление). Язык – средство формирования и выражения мысли, материальная опора мышления.

Трудность решения вопроса о взаимосвязи языка и мышления связана с их двойственной сущностью. В языке и мышлении есть диалектическое единство идеального и материального, субъективного и объективного.

Мышление является свойством высокоорганизованной материи. Оно возникаетна определенной стадии развития живых существ и представляетсобой форму отражения ими окружающей среды. Мышление имеетпсихическую, идеальную природу. Мышление – это субъективная реальность. Процессы мышления и их результаты скрыты в голове мыслящего человека. Эти процессы реальны лишь длясамого говорящего. Однако длякаждого человека мышление другого является объективным фактом. О мышлении мы судим опосредованно, то есть по языку. Язык – знаковая реальность мышления.

2. Современная наука исходит из того, что язык и мышление едины, но не тождественны, неразрывны, но неслиты, взаимосвязаны и относительно автономны.

В лингвистике обсуждаетсявопрос о природе и качестве связи языка и мышления. Традиционно считалось, что мышление совершается только на базе языка. Язык как знаковая система является материальной опорой мышления, он материализует мысли, без языка неможет быть мышления. Это вербальная, то есть речеваяконцепция языка.

Теория невербальности прошла длительный путь становления. Еще в работах известного советского психолога Л.С. Выготского в 30-е годы 20-го века говорилось о возможности речевого и неречевого мышления. Крупнейший лингвист, академик Б.А. Серебренников пришел к выводу, что мышление должно было появиться раньше, чем речь. Как это возможно По Энгельсу, труд возник раньше речи, а труд без мышления невозможен. Ученый указал также на существование разных форм мышления и возможность их различной связи сязыком. Мышление человека многоступенчато, оно представляетсобой совокупность разных уровней, соединяет абстрактное, чувственно-образное, эмоциональное, интуитивное отражение действительности, опирается на информационные процессы протекающие на бессознательном уровне. В работах Б.А. Серебренникова кроме словесного выделяются разные формы несловесного мышления: образное (дословесное), практическое (бытовое), техническое, символическое, авербально-понятийное (например, у шахматистов) и некоторые другие. Язык же является материальной опорой мышления только в его словесной форме.

Важнейшую роль в исследовании механизмов мышления сыграли работы выдающегося советского психолога Н.И. Жинкина. Ученый доказал, что мышление не связано с речедвигательным кодом и осуществляется на несловесном предметно-схемном коде. Этот код непроизносим, в нем отсутствуют материальные признаки словесного языка. В дальнейшем код получил название «универсально-предметный код», УПК.

Универсально-предметный код – посредник между интеллектом человека и языком. УПК имеет сенсорную (наглядно-чувственную) природу, конкретно-образный характер. Единицы УПК – это чувственные образы, при помощи которых и осуществляется мышление. Единицы УПК являютсянейрофизиологическими по своей природе, они в биоэлектрической форме кодируют все знания человека и хранят их в долговременной памяти. УПК универсален, потому что «свойствен человеческому мозгу и обладает общностью дляразных человеческих языков» (Н. Жинкин). Возникнув в универсально-предметном коде, мысль по мере своего оформления переходит в речедвигательный код, если человек решает ее сообщить кому-либо.

3. Мысль о том, что язык влияет на мышление, впервые высказана В.

Гумбольдтом. Ученый сравнил язык с сеткой, котораянабрасывается на познаваемую действительность. Отсюда вытекаетвывод: разнообразие языков, определяющих мышление, означает многообразие типов мышления.

Теория определяющей роли языка нашла свое крайнее выражение в гипотезеСепира-Уорфа, известной также под названием теории лингвистической относительности.

Согласно этой теории, люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному, следовательно, каждому языку соответствует своя логика мышления.

Американские этнолингвисты и специалисты по индейским языкам Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф аргументировали идеи В. Гумбольдта, обратившись к лингвистическим фактам.

Б. Уорф сравнил европейские языки с языком американских индейцев хопи и обнаружил значительные расхождения. В частности, если в европейских языках различаются форма и содержание (ведро воды, кусок мяса), то у хопи такого различия нет: в подобных случаях они используют только одно слово, в котором заключены оба понятия (вода и ведро). Точно так же они не абстрагируют числа от фактов и предметов. Из подобных наблюдений ученый заключил, что понятия времени и материи, пространства неданы из опыта всем людям в одной и той же форме. Они зависят от природы языка. Б. Уорф ярко выразил свою позицию в таком высказывании: законы Ньютона и его взгляд на строение вселенной были бы иными, если бы он пользовался не английским языком, а языком хопи.

Сторонники гипотезы Сепира-Уорфа обычно аргументируют еефактами расхождения номинаций в разных языках. Например, в одном языке есть слово, обозначающее то или иное понятие, а в другом его нет, или: одно и то же понятие по-разному представлено в разных языках. Так, в английском языке есть два слова дляпонятия, обозначаемого в русском языкеодним словом: stairs – «лестница внутри» и ladder – «лестница наружная». Наоборот, в русском три глагола приносить, привозить, приводить равны одному английскому слову bring. Особенно часто для доказательств используют слова, обозначающие цвета спектра. В ряде языков нет отдельных слов дляголубого и синего цвета, синего и зеленого. Означает ли это, что носители данных языков невоспринимают соответствующих цветов Нет, конечно.

Видные современные ученые З.Д. Попова и И.А. Стернин обосновали необходимость разграничения таких понятий, как непосредственная (когнитивная) картина мира и языковаякартина мира.

Непосредственная (когнитивная, от когниция, то есть познание) картина мира – это картина, получаемая в результате прямого познания окружающей действительности. Даннаякартина исторически обусловлена, она отражает достигнутый к тому или иному моменту уровень познания. Когда русские говорят:

«солнцевстает» или «солнцесадится», это не значит, что они незнают, что Земля вращается вокруг Солнца. Так в русском языке запечатлена ограниченная, наивная картина мира, возникшая в период первичного означивания. Когнитивная картина мира выступает в виде совокупности упорядоченных знаний (концептосферы) и совокупности ментальных стереотипов. Национальная когнитивнаякартина мира представляет собой общее, устойчивое, повторяющееся в картинах мира отдельных людей.

Языковая картина мира – это совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития этого народа. Данная картина же когнитивной, так как в ней отражено то, что обсуждается народом, является коммуникативно значимым. Языковые единицы ограничены в своей семантике, они могут передать не все, что люди чувствуют и понимают. Содержание мышления не равно содержанию значений слов. Мышление имеет неограниченные возможности для познания действительности, но ограниченный набор языковых средств. Национальная специфика мышления не зависит от языка, она зависит от отражаемой действительности и субъекта отражения.

Вопросы длясамопроверки 1. Какие подходы к проблеме язык и мышление были в истории языкознания 2. Какова сущность мышления 3. В чем состоит теория вербального характера мышления 4. Как формировалась теория невербальности мышления 5. Что такое универсально-предметный код 6. В чем заключается суть теории лингвистической относительности На каких языковых фактах она основывается 7. В чем ошибочность теории Сепира-Уорфа 8. Как соотносятся когнитивная и языковаякартина мира Задание. Прочитайтевысказывания известных ученых и скажите, какое понимание соотношения языка и мышления отражено в каждом из них.

• Мысли умирают в ту минуту, когда воплощаются в слова.

А. Шопенгауэр • Категории языка и логики… так же мало могут соотноситься друг с другом, как понятия круга и красного.

Г. Штейнталь • Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из которого можно выйти, только если вступить в другой круг.

В. Гумбольдт • Язык – лист бумаги, мысль – его лицевая сторона, а звук оборотная.

Нельзяразрезать лицевую сторону, неразрезав оборотную.

Ф. де Соссюр • Мысль не выражается, но совершается в слове.

Источник

Упк содержит признаки словесного языка

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

3. На основании каких признаков можно определить части речи, к которым принадлежат следующие слова: крыло, прошло, назло, кислы, росла, бела.

Тема Слово как основная единица языка Вопросы для обсуждения 1. С чем связана трудность определения слова 2. Какие особенности слова изучаются в разных разделах языкознания 3. Каковы основные признаки слова 4. Что такое лексема и семема 5. Дайте определение слову.

6. Как образуется название предметов и явлений 7. Что такое внутренняя форма слова Чем отличается внутренняя форма слова от значения слова 8. Назовите основные мегакомпоненты значения.

9. Перечислите макрокомпоненты значения и дайте им определения.

10. Что такое микрокомпоненты значения Охарактеризуйте их типы.

Задания 1. Определите денотативную и коннотативную часть в семемах следующих лексем.

Береза – березонька, бездарный – бездарь, убегать – удирать, сотоварищ – соучастник, работник – работничек, идет – тащится.

2. Определите архисему в семемах следующих лексем:

март, академия, глаз, ящик, потолок, облако, квартира.

3. Определите дифференциальные семы в следующих рядах семем:

Кружка – стакан – чашка; картина – фотография – рисунок;

войти – вбежать – въехать.

4. Каково соотношение лексем и семем в следующих рядах слов 1) черный карандаш – черная смородина – черный ход, 2) мех (животного) – мех (кузнечный), лихой (злой) – лихой (удалой), есть (имеется) – есть(принимать пищу).

Тема Лексическая система языка Вопросы для обсуждения 1. Какие объективные факторы затрудняют моделирование лексической подсистемы 2. Назовите основные особенности лексической системности.

3. Какими отношениями объединены слова в лексической системе 4. В чем проявляется системность лексики 5. Что такое ЛСГ, ЛСП, ТГ, АГ 6. Какова системная организация лексики в целом Задания 1. Определите, в какой из групп слова связаны парадигматическими отношениями. Объясните свой выбор:

а) совесть, честность, чистая, судья, гложет, правда, должна быть, бывает не у всех, покоя не дает;

б) совесть, стыд, ответственность, честность, нравственные принципы, чувство вины, страдание;

в) совесть спокойная, чистая, гражданская, профессиональная; заговорила, проснулась, мучает, терзает, грызет.

2. Найдите в следующих группах наиболее общее по смыслу слово.

Назовите ЛСГ через её идентификатор. Докажите, что данная группа именно ЛСГ: истолкуйте все слова через идентификатор, например, синий – цвет, вишневый – цвет и т. п.

Платье, костюм, одежда, пальто, блузка, брюки, юбка, куртка, пижама, колготки, купальник.

Радоваться, печалиться, грустить, чувствовать, тосковать, жалеть, злиться, отчаиваться.

Директор, начальник, король, руководитель, министр, командир, бригадир, заведующий.

3. Составьте список слов, образующих следующие тематические группы: языкознание, времена года, город, праздник, образование.

Тема Аспекты изучения синтаксической подсистемы Вопросы для обсуждения 1. Дайте определение предложения.

2. Что изучает конструктивный синтаксис и коммуникативный синтаксис 3. Что такое структурная схема предложения 4. Что такое предикация и предикативность 5. Назовите типовые значения структурных схем.

6. Что представляет собой позиционная схема 7. Что называется пропозицией 8. Что такое актуальное членение Почему оно может не совпадать со структурным (грамматическим) членением предложения 9. В чём особенность организации синтаксической подсистемы Задания 1. Найдите предложения с одинаковой позиционной схемой.

1. На горы опускался туман. 2. Здесь весело. 3. Брат учится в институте. 4. Он работает с утра до ночи. 5. На улице тихо, тепло, сыро.

6. Не боюсь ничего. 7. Жизнь шла по-прежнему. 8. Люблю тебя, Петра творенье… 2. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений.

1. Когда Надя приехала домой – Надя приехала домой в полдень.

2. Куда Надя приехала в полдень – В полдень Надя приехала домой.

3. Кто приехал домой в полдень – В полдень домой приехала Надя.

Тема Национальная специфика языковых систем Вопросы для обсуждения 1. Чем отличаются фонетические подсистемы разных языков Приведите примеры из лекции.

2. К какому типу языков по соотношению гласных и согласных звуков относится ваш родной язык: консонантному или вокалическому Как вы это установили 3. Какие различия есть в грамматических категориях разных языков мира 4. В чём состоит своеобразие состава частей речи в разных языках 5. Какие различия в позиционных схемах предложений есть в языках мира 6. Назовите виды проявления национальной специфики значения слова.

7. В чем проявляется национальная специфика лексических групп Задания 1. Подберите самостоятельно примеры различия фонем по артикуляции в русском и в родном языках.

2. Сопоставьте грамматические категории вашего родного и русского языка. Найдите сходства и отличия.

3. Какова структурная схема простых предложений в вашем родном языке Составьте структурные и позиционные схемы следующих предложений:

1. Цветы на окне. 2. На улице холодно. 3. Снег идёт. 4. Зима долгая.

5. Я учусь в университете. 6. Мы из Китая. 7. У меня хорошее настроение.

8. По вечерам мы ходим гулять.

Переведите следующие предложения на родной язык. Найдите общее и различное в структурных и позиционных схемах русского и родного языков.

4. Выделите из следующего списка а) безэквивалентные слова, б) фоновую лексику:

Изба, пальто, университет, частушки, магазин, баян, театр, перестройка, холодильник, балалайка, страна, тройка (лошадей), фрукты, больница, Снегурочка, хоровод.

5. Сравните объем значения русских слов и слов родного языка:

а) нести портфель – нести ребенка – нести рюкзак; б) деревня – село;

в) серый – седой; г) учиться – заниматься – изучать.

6. Проверьте, совпадают ли переносные значения русских прилагательных и соотносительных с ними слов в вашем родном языке Одно или разные прилагательные используются при переводе следующих сочетаний Низкий забор – уровень, голос, оценка, поступок.

Легкий чемодан – человек, шум, запах, завтрак.

7. Сравните внутреннюю форму слов в русском и родном языках:

подушка (под ухо), очки (очи), ударник (удар), дедовщина (дед), взяточник (взять).

Тема Диахронический аспект изучения системы языка Вопросы для обсуждения 1. Как И.А. Бодуэн де Куртенэ определял различие между процессами развития языка и историей языка 2. Что предполагает изучение языка в диахроническом аспекте 3. Что такое звуковой закон Приведите примеры звуковых законов.

4. Охарактеризуйте типы звуковых переходов.

5. Каковы причины звуковых изменений 6. Как формировались части речи 7. Какие стадии развития прошло простое предложение 8. Что характерно для построения предложения в эргативных языках 9. Чем выражено подлежащее в языках с номинативным строем предложения 10. Какими способами осуществлялись связи между словами в древнем предложении 11. Что такое паратаксис и гипотаксис 12. Как развивалось сложное предложение Тема Язык и общество Вопросы для обсуждения 1. Как в лингвистической литературе решается вопрос о соотношении языка и общества 2. Каковы основные аспекты взаимодействия языка и общества 3. В чем проявляется социальная дифференциация языка 4. В каких формах существует общенародный язык Чем формы существования языка отличаются друг от друга 5. Каковы основные черты литературного языка как высшей формы языка 6. Охарактеризуйте нелитературные формы языка: территориальные диалекты, койне, социальные диалекты.

7. Дайте определение языковой политики. Каково содержание языковой политики в развитых и развивающихся странах 8. Какие обязательные компоненты определяют языковую ситуацию Задание 1. На основании данной информации сделайте вывод о том, является ли язык обязательным признаком этноса в современном мире.

На английском языке говорят англичане, американцы, канадцы, австралийцы, южноафриканцы; в 19 странах Африки английский признан официальным (в ряде случаев наряду с каким-нибудь другим языком); он также является вторым официальным языком Индии (после хинди). На немецком говорят немцы и австрийцы; на португальском – в Португалии, Бразилии; в 5 африканских государствах португальский является официальным языком. В Нигерии 80 млн жителей говорят на 200 языках, распространенных и в соседних государствах, на трех главных языках страны говорит только половина населения, в религии и культуре используется арабский язык, в художественной литературе – английский. Три южнославянских народа – сербы, черногорцы и боснийцы – говорят на сербскохорватском.

2. Как называется описанная ниже языковая ситуация В допетровской Руси книжно-письменным был церковнославянский язык (по происхождению южнославянский), а в обиходном и деловом общении использовался русский язык.

Тема Языковые контакты Вопросы для обсуждения 1. В каких формах могут осуществляться языковые контакты 2. Охарактеризуйте явления субстрата, суперстрата, адстрата.

3. Как образуется языковой союз Приведите примеры языковых союзов.

4. Как соотносится количество языков и народов в современном мире 5. Чем пиджин отличается от естественного языка Тема Динамизм языковой системы Вопросы для обсуждения 1. Каковы объективные и субъективные внешние факторы языкового развития Приведите примеры.

2. Какие общие внутренние законы действуют в системе языка Объясните действие каждого из них на примере.

3. Назовите антиномии развития языка и охарактеризуйте их.

4. Корректно ли говорить о прогрессе в развитии языка В чем заключается такой прогресс 5. В чем состоит совершенствование языка Задание Действием каких законов или антиномий языкового развития можно объяснить стремление говорящих произвести в речи следующие замены:

а) электропоезд – электричка, зачетная книжка – зачетка, гречневая крупа – гречка, оборонная промышленность – оборонка, читальный зал – читалка;

б) звонИт – звОнит, обеспЕчение – обеспечЕние, торты – торта, 200 граммов – 200 грамм, согласно приказу – согласно приказа;

в) хоккейная команда – ледовая дружина, Петербург – Северная Венеция, Китай – Поднебесная империя, женщины – прекрасный пол, врачи – люди в белых халатах.

Контрольные тесты Тест 1. Общее языкознание изучает:

а) законы происхождения, развития, строения и функционирования конкретного языка;

б) общие законы происхождения, развития, строения и функционирования языков.

2. Внутреннюю организацию языка изучают науки:

а) когнитивная лингвистика, контрастивная лингвистика, социолингвистика;

б) фонетика, морфология, синтаксис, лексикология.

3. Процессы порождения и восприятия речи изучает:

4. Когнитивная лингвистика изучает… а) процессы порождения и восприятия речи;

б) взаимодействие языка и культуры;

в) процессы структурирования человеческого знания в языке.

5. Сравнительным изучением языков занимаются науки, входящие в раздел а) интралингвистика;

6. Языкознание относится к числу… а) гуманитарных, общественных наук;

б) естественных наук.

7. Основой для развития общей теории языкознания явилось… а) сопоставительное языкознание;

б) сравнительно-историческое языкознание;

в) когнитивная лингвистика.

Тест 1. Язык по своей сущности явление… а) биологическое;

2. Укажите неверное утверждение:

а) физические признаки человека не имеют отношения к языку;

б) существование и развитие языка подчинено законам природы;

в) язык возникает и развивается только в коллективе людей.

3. Сущность языка проявляется в его свойствах:

а) выражать чувства и эмоции, влиять на психику людей, устанавливать контакт с собеседником, создавать художественных тексты;

б) осуществлять выражение мысли, называть объекты и явления действительности, накапливать знания в словесной форме, быть средством познания мира, средством получения новых знаний.

4. Основная функция языка:

5. Функция использования языка как средства влияния на психику другого человека называется… а) символической;

Тест 1. Положение о том, что язык как система существует в сознании человека, а функционирует он в речи, обосновал… а) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

2. Система знаков, которая хранится в мозгу человека, называется… а) речь;

3. Л.В. Щерба предложил разграничить следующие аспекты языка:

а) речевая деятельность, языковая система, языковой материал;

б) языковая система, речевая деятельность, языковая способность.

4. Укажите неверный вариант характеристики особенностей языка в сравнении с речью:

а) средство общения, явление социальное, относительно стабильная система знаковых единиц, независимая от ситуации и обстановки общения;

б) процесс общения, явление физическое и физиологическое, вариантное, контекстно и ситуативно обусловленное.

5. Совокупность психологических и физиологических условий, которые обеспечивают говорение и понимание, называется… а) речевой деятельностью;

б) языковой способностью;

в) языковой компетенцией.

6. В каких основных аспектах проявляется языковая деятельность а) …в языковой системе и речи;

б) …в говорении и понимании;

в) …в языковой системе, речи и тексте.

Тест 1. Язык животных… а) передается по наследству, имеет ограниченный набор смыслов, однонаправленность коммуникации, закрытость;

б) не передается по наследству, усваивается в результате обучения, передает любую информацию.

2. Искусственные языки создаются для того чтобы… а) обеспечить приспособление к окружающей среде;

б) передавать ограниченную информацию в определенных условиях;

в) дать людям простое, легко изучаемое средство международного общения.

3. В искусственных языках волапюк, интерлингва, эсперанто… а) грамматика конструируется, а словарный состав заимствуется из естественных языков, частично видоизменяясь;

б) грамматика и словарный состав конструируются по собственным правилам.

4. Отметьте те языки / азбуки, которые выполняют компенсаторную функцию:

5. К системе условных сигналов относятся:

а) светофор, химические формулы, сигнальные ракеты, язык цветов;

б) жесты, мимика, физический контакт, паузы.

Тест 1. Укажите неверное утверждение: Мышление – это… а) высшая форма отражения действительности;

б) субъективная реальность;

в) объективная реальность.

2. Согласно теории вербальности мышления… а) язык является материальной опорой мышления;

б) мышление не связано с речедвигательным кодом.

3. Укажите неверное утверждение:

а) УПК имеет сенсорную природу;

б) УПК содержит признаки словесного языка.

4. Кем впервые была высказана мысль о влиянии языка на мышление а) Ф. де Соссюром;

б) В. фон Гумбольдтом;

5. По теории языковой относительности… а) каждому языку соответствует своя логика мышления;

б) развитие языка определяется обществом.

6. Каким термином обозначается совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития этого народа – а) когнитивная картина мира;

б) языковая картина мира.

Тест 1. Согласно лингвистической теории Ф. де Соссюра языковой знак – это… а) двусторонняя психическая сущность;

б) односторонняя сущность.

2.Семиотика – это наука… а) о знаковых системах в природе и обществе;

б) специфике языковых знаков.

3. Укажите, какой из признаков знака указан неверно:

а) имеет идеальный характер;

б) не связан с обозначаемым предметом причинной связьюв) обозначает нечто, находящееся вне него.

4. Согласно унилатеральной концепции знака а) значение не является составной частью звуковой оболочки слова;

б) значение входит в знак.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Видео

Что такое языкознание, или лингвистика, какие разделы науки о языке оно включает

Что такое языкознание, или лингвистика, какие разделы науки о языке оно включает

Лекция 5 Срав ист яз ние Философ языка В Гумбольдта 1

Лекция 5 Срав  ист  яз ние  Философ  языка В Гумбольдта 1

13 шагов Радикального Прощения

13 шагов Радикального Прощения

Методики изменения сознания. Шаг к успеху (Михаил Литвак) Аудиокнига

Методики изменения сознания. Шаг к успеху (Михаил Литвак) Аудиокнига

Введение в языкознание. Лекция 1. Язык и речь как основные объекты языкознания

Введение в языкознание. Лекция 1. Язык и речь как основные объекты языкознания

Общее языкознание - 10. Представления о сущности языка до Гумбольдта

Общее языкознание - 10. Представления о сущности языка до Гумбольдта

[Шесть лекций о лингвистике] Социолингвистика (Язык и общество)

[Шесть лекций о лингвистике] Социолингвистика (Язык и общество)

Введение в языкознание. Теория языка

Введение в языкознание.  Теория языка

Предмет «Русский родной язык»: что и как преподавать

Предмет «Русский родной язык»: что и как преподавать

Сегизбаева К. К. Общее языкознание. Языкознание древнего мира

Сегизбаева К. К. Общее языкознание. Языкознание древнего мира
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.