Управляющие структуры языка delphi + видео обзор

Теоретическая часть. Управляющие структуры языка Delphi

Содержание

1. Теоретическая часть. Управляющие структуры языка Delphi

3. Блок – схема алгоритма

4. Руководство пользователя

4.1 Системные требования

4.2 Структура программы

4.3 Инструкция пользователя

Список использованной литературы

Введение

Delphi – среда визуального программирования. Визуальное программирование базируется на объектно-ориентированной технологии. Структурной единицей визуального программирования, основным «строительным элементом» для программы является компонент.

Компонент – это разновидность класса, который представлен пиктограммой на палитре компонентов Delphi, может быть визуально перенесен в программу и имеет набор свойств, которые можно определять, не изменяя текста программ. В этом суть визуального программирования.

Как и любой класс, компонент характеризуется полями, свойствами и методами. В Delphi вместо полей обычно используются свойства. Свойство можно рассматривать как разновидность поля класса, обращение к которому автоматически приводит к вызову метода чтения / записи поля. (Напомним, что хорошим стилем в объектно-ориентированном программировании считается обращение к полям только через методы).

Кроме того, компонент имеет перечень событий, на которые он способен реагировать (например, нажатие клавиши, щелчок кнопкой мыши и др.). Задача программиста – написать обработчики событий, отвечающие за реакцию компонента на определенное событие.

Компоненты бывают визуальными и невизуальными. Первые предназначены для организации интерфейса с пользователем (кнопки, строки редактирования, переключатели, списки и т.д.). Они видны на экране во время выполнения программы. Невизуальные компоненты служат для доступа к системным ресурсам, например, драйверам баз данных. Во время работы приложения они, как правило, не видны.

Теоретическая часть. Управляющие структуры языка Delphi

На практике редко встречаются задачи, алгоритм решения которых является линейным. Часто оказывается, что алгоритм решения даже элементарной задачи не является линейным. Например, пусть надо вычислить по формуле ток в электрической цепи. Если предположить, что пользователь всегда будет вводить верные данные, то алгоритм решения этой задачи действительно является линейным. Однако полагаться на то, что пользователь будет вести себя так, как надо программе, не следует. Формула расчета предполагает, что величина сопротивления не равна нулю. А что будет, если пользователь введет 0? Ответ простой: возникнет ошибка «Деление на ноль», и программа аварийно завершит работу. Можно, конечно, возложить ответственность за это на пользователя, но лучше внести изменения в алгоритм решения (рис. 1), чтобы расчет выполнялся только в том случае, если введены верные данные.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 1. Два варианта алгоритма решения одной задачи

Точки алгоритма, в которых выполняется выбор дальнейшего хода программы, называются точками выбора. Выбор очередного шага решения задачи осуществляется в зависимости от выполнения некоторого условия.

В повседневной жизни условие обычно формулируется в виде вопроса, на который можно ответить Да или Нет. Например:

Величина сопротивления равна нулю?

Сумма покупки больше 300 рублей?

В программе условие – это выражение логического типа (Boolean), которое может принимать одно из двух значений: True (истина) или False (ложь).

Простое условие состоит из двух операндов и оператора сравнения. В общем виде условие записывается следующим образом: Оn1 Оператор On2

On1 и Оп2 – операнды условия, в качестве которых может выступать переменная, константа, функция или выражение;

Оператор – оператор сравнения.

В языке Delphi есть шесть операторов сравнения, которые приведены в табл. 1.

Таблица 2.1. Операторы сравнения

ОператорОписаниеРезультат сравнения
>БольшеTrue, если первый операнд больше второго, иначе False
Не равноTrue, если первый операнд не равен второму, иначе False
>=Больше или равноTrue, если первый операнд больше или равен второму, иначе False
= HBound Sim = Chr(13).

В первом примере операндами условия является переменная и константа. Значение этого условия зависит от значения переменной Summa. Условие будет верным и, следовательно, иметь значение True, если значение переменной Summa меньше, чем 1000. Если значение переменной Summa больше или равно 1000, то значение этого условия будет False.

Во втором примере в качестве операндов используются переменные. Значение этого условия будет True, если значение переменной Score больше или равно значению переменной HBound.

При записи условий следует обратить особое внимание на то, что операнды условия должны быть одного типа или, если тип операндов разный, то тип одного из операндов может быть приведен к типу другого операнда. Например, если переменная Key объявлена как integer, то условие Key = Chr(13) синтаксически неверное, т.к. значение возвращаемое функцией Chr имеет тип char (символьный).

Во время трансляции программы при обнаружении неверного условия компилятор выводит сообщение: incompatible types (несовместимые типы).

Из простых условий при помощи логических операторов: and – «логическое И», or – «логическое ИЛИ» и not – «отрицание» можно строить сложные условия.

В общем виде сложное условие записывается следующим образом: условие1 оператор условие2

условие1 и условие2 – простые условия (выражения логического типа);

оператор – оператор and или or.

(ch >= ‘0’) and (ch ‘ ‘) or (Forml. Edit2. Text «)

Forml. CheckBoxl. Checked and (Forml. Editl. Text «)

Результат выполнения логических операторов and, or и not представлен в табл. 2.

Таблица 2. Выполнение логических операций

Op1Op2Opt and Op2Op1 or Op2not Op1
FalseFalseFalseFalseTrue
FalseTrueFalseTrueTrue
TrueFalseFalseTrueFalse
TrueTrueTrueTrueFalse

При записи сложных условий важно учитывать то, что логические операторы имеют более высокий приоритет, чем операторы сравнения, и поэтому простые условия следует заключать в скобки.

Например, пусть условие предоставления скидки сформулировано следующим образом: «Скидка предоставляется, если сумма покупки превышает 100 руб. и день покупки – воскресенье», Если день недели обозначен как переменная Day целого типа, и равенство ее значения семи соответствует воскресенью, то условие предоставления скидки можно записать: (Summa > 100) and (Day = 7).

Если условие предоставления скидки дополнить тем, что скидка предоставляется в любой день, если сумма покупки превышает 500 руб., то условие можно записать: ((Summa > 100) and (Day =7)) or (Summa > 500).

Выбор в точке разветвления алгоритма очередного шага программы может быть реализован при помощи инструкций if и case. Инструкция if позволяет выбрать один из двух возможных вариантов, инструкция case – один из нескольких.

Инструкция if позволяет выбрать один из двух возможных вариантов развития программы. Выбор осуществляется в зависимости от выполнения условия.

В общем виде инструкция if записывается так:

// здесь инструкции, которые надо выполнить,

// если условие истинно.

// здесь инструкции, которые надо выполнить, // если условие ложно. end;

Обратите внимание, что перед else (после end) точка с запятой не ставится.

Выполняется инструкция if следующим образом:

1. Вычисляется значение условия (условие – выражение логического типа, значение которого может быть равно True или False).

2. Если условие истинно (значение выражения условие равно True), то выполняются инструкции, следующие за словом then (между begin и end). На этом выполнение операции if заканчивается, то есть инструкции, следующие за else, не будут выполнены.

Если условие ложно (значение выражения условие равно False), то выполняются инструкции, следующие за словом else (между begin и end).

На рис. 2 представлен алгоритм, соответствующий инструкции if–tnen–else.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2. Алгоритм, реализуемый инструкцией if–then–else

Например, если переменная t обозначает тип соединения сопротивлений в электрической цепи (t=1 соответствует последовательному соединению, t=2 – параллельному), a r1 и r2 – величины сопротивлений, то приведенная ниже инструкция if осуществляет выбор формулы, по которой будет выполнен расчет.

Если в инструкции if между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.

Источник

Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для начинающих

Выбор. Инструкция if.

Увеличивает значение переменной с только в том случае, если значения переменных n и m равны.

В качестве примера использования инструкции if рассмотрим программу вычисления стоимости междугородного телефонного разговора.

Как известно, стоимость междугородного разговора по телефону в выходные дни ниже, чем в обычные. Программа, текст которой приведен в листинге 2.1, запрашивает длительность разговора и день недели, а затем вычисляет стоимость разговора. Если день недели – суббота или воскресенье, то стоимость уменьшается на величину скидки. Цена минуты разговора и величина скидки задаются в тексте программы как константы. Вид диалогового окна программы приведен на рис. 2.4.

Для ввода исходных данных (длительность разговора, номер дня недели) используются поля редактирования, для вывода результата и пояснительного текста – поля меток. В табл. 2.3 перечислены компоненты и указано их назначение, а в табл. 2.4 приведены значения свойств этих компонентов.

Управляющие структуры языка delphi
Рис. 2.4. Диалоговое окно программы Стоимость разговора

Примечание
Здесь и далее при описании формы приложения приводятся значения только тех свойств компонентов, которые используются в программе. Значения остальных свойств, в частности определяющих размер и положение компонентов, могут быть.оставлены без изменения или изменены произвольным образом, естественно, в разумных пределах (очевидно, что положение командной кнопки или поля редактирования может быть выбрано в пределах формы произвольным образом)
.

Таблица 2.3. Компоненты формы приложения Стоимость разговора.

КомпонентНазначение
Edit1Для ввода длительности разговора в минутах
Edit2Для ввода номера дня недели 2
Label1, Label2Для вывода пояснительного текста о назначении полей ввода
Label3Для вывода результата вычисления – стоимости разговора
Button1Для активизации процедуры вычисления стоимости разговора

Примечание
В таблицах, содержащих описание значений свойств компонентов формы, указывается имя компонента и через точку – имя свойства. Например, строка таблицы Form1.Caption Стоимость разговора обозначает, что во время создания формы приложения свойству Caption формы приложения надо присвоить указанное значение – текст «Стоимость разговора»
.

Источник

Управляющие структуры языка delphi

Управляющие структуры языка Delphi

На практике редко встречаются задачи, алгоритм решения которых является линейным. Часто оказывается, что алгоритм решения даже элементарной задачи не является линейным. Например, пусть надо вычислить по формулеток в электрической цепи. Если предположить, что пользователь всегда будет вводить верные данные, то алгоритм решения этой задачи действительно является линейным. Однако полагаться на то, что пользователь будет вести себя так, как надо программе, не следует. Формула расчета предполагает, что величина сопротивления не равна нулю. А что будет, если пользователь введет 0?

Ответ простой: возникнет ошибка «Деление на ноль», и программа аварийно завершит работу. Можно, конечно, возложить ответственность за это на пользователя, но лучше внести изменения в алгоритм решения (рис.), чтобы расчет выполнялся только в том случае, если введены верные данные.Точки алгоритма, в которых выполняется выбор дальнейшего хода программы, называются точками выбора. Выбор очередного шага решения задачи осуществляется в зависимости от выполнения некоторого условия.

Управляющие структуры языка delphi

Простое условие состоит из двух операндов и оператора сравнения. В общем виде условие записывается следующим образом:

Ortl Оператор Оп2где:

П on1 и Оп2 — операнды условия, в качестве которых может выступать пе-ременная, константа, функция или выражение;

П оператор — оператор сравнения.

В языке Delphi есть шесть операторов сравнения, которые приведены в табл

Управляющие структуры языка delphi

Управляющие структуры языка delphi

Ниже приведены примеры условий:

В первом примере операндами условия является переменная и константа. Значение этого условия зависит от значения переменной Summa. Условие будет верным и, следовательно, иметь значение True, если значение переменной summa меньше, чем юоо. Если значение переменной Summa больше или равно 1000, то значение этого условия будет False.

Во втором примере в качестве операндов используются переменные. Значение этого условия будет True, если значение переменной Score больше или равно значению переменной HBound.

При записи условий следует обратить особое внимание на то, что операнды условия должны быть одного типа или, если тип операндов разный, то тип одного из операндов может быть приведен к типу другого операнда. Например, если переменная кеу объявлена как integer, то условие

синтаксически неверное, т. к. значение возвращаемое функцией Chr имеет ТИП char (СИМВОЛЬНЫЙ).

Во время трансляции программы при обнаружении неверного условия компилятор выводит сообщение; incompatible types (несовместимые типы).

В общем виде сложное условие записывается следующим образом:

условие1 оператор условие2

Источник

Управляющие структуры языка delphi

True, если первый операнд не равен второму, иначе False

True, если первый операнд больше или равен второму, иначе False

True, если первый операнд меньше или равен второму, иначе False

Ниже приведены примеры условий:

Summa = HBound Sim = Chr(13)

В первом примере операндами условия является переменная и константа. Значение этого условия зависит от значения переменной Summa. Условие будет верным и, следовательно, иметь значение True, если значение переменной Summa меньше, чем 1000. Если значение переменной Summa больше или равно юоо, то значение этого условия будет False.

Во втором примере в качестве операндов используются переменные. Значение этого условия будет True, если значение переменной Score больше или равно значению переменной HBound.

При записи условий следует обратить особое внимание на то, что операнды условия должны быть одного типа или, если тип операндов разный, то тип одного из операндов может быть приведен к типу другого операнда. Например, если переменная Key объявлена как integer, то условие

синтаксически неверное, т. к. значение возвращаемое функцией Chr имеет тип char (символьный).

Во время трансляции программы при обнаружении неверного условия компилятор выводит сообщение: incompatible types (несовместимые типы).

В общем виде сложное условие записывается следующим образом:

условие1 оператор условие2

(Forml.Editl.Text ‘ ‘ ) or (Forml.Edit2.Text » )

Forml.CheckBoxl.Checked and (Forml.Editl.Text » )

Результат выполнения логических операторов and, or и not представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Выполнение логических операций

При записи сложных условий важно учитывать то, что логические операторы имеют более высокий приоритет, чем операторы сравнения, и поэтому простые условия следует заключать в скобки.

Например, пусть условие предоставления скидки сформулировано следующим образом: «Скидка предоставляется, если сумма покупки превышает 100 руб. и день покупки — воскресенье», Если день недели обозначен как переменная Day целого типа, и равенство ее значения семи соответствует воскресенью, то условие предоставления скидки можно записать:

(Summa > 100) and (Day = 7)

Если условие предоставления скидки дополнить тем, что скидка предоставляется в любой день, если сумма покупки превышает 500 руб., то условие можно записать:

((Summa > 100) and (Day =7)) or (Summa > 500)

Выбор в точке разветвления алгоритма очередного шага программы может быть реализован при помощи инструкций if и case. Инструкция if позволяет выбрать один из двух возможных вариантов, инструкция case — один из нескольких.

Инструкция if позволяет выбрать один из двух возможных вариантов развития программы. Выбор осуществляется в зависимости от выполнения условия.

В общем виде инструкция if записывается так:

// здесь инструкции, которые надо выполнить,

// если условие истинно.

// здесь инструкции, которые надо выполнить, // если условие ложно. end;

Обратите внимание, что перед else (после end) точка с запятой не ставится.

Выполняется инструкция if следующим образом:

1. Вычисляется значение условия (условие — выражение логического типа, значение которого может быть равно True или False).

2. Если условие истинно (значение выражения условие равно True), то выполняются инструкции, следующие за словом then (между begin и end). На этом выполнение операции if заканчивается, то есть инструкции, следующие за else, не будут выполнены.

Если условие ложно (значение выражения условие равно False), то выполняются инструкции, следующие за словом else (между begin и end).

На рис. 2.2 представлен алгоритм, соответствующий инструкции if-tnen- else.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.2. Алгоритм, реализуемый инструкцией if-then-else

Например, если переменная t обозначает тип соединения сопротивлений в электрической цепи (t=1 соответствует последовательному соединению, t=2 — параллельному), a r1 и r2 — величины сопротивлений, то приведенная ниже инструкция if осуществляет выбор формулы, по которой будет выполнен расчет.

Если в инструкции if между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.

можно переписать так:

Если какое-либо действие должно быть выполнено только при выполнении определенного условия и пропущено, если это условие не выполняется, то инструкция if может быть записана так:

На рис. 2.3 представлен алгоритм, соответствующий инструкции if-then.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.3. Алгоритм, реализуемый инструкцией if-then Например, инструкция

увеличивает значение переменной с только в том случае, если значения переменных n и m равны.

В качестве примера использования инструкции if рассмотрим программу вычисления стоимости междугородного телефонного разговора.

Как известно, стоимость междугородного разговора по телефону в выходные дни ниже, чем в обычные. Программа, текст которой приведен в листинге 2.1, запрашивает длительность разговора и день недели, а затем вычисляет стоимость разговора. Если день недели — суббота или воскресенье, то стоимость уменьшается на величину скидки. Цена минуты разговора и величина скидки задаются в тексте программы как константы. Вид диалогового окна программы приведен на рис. 2.4.

Для ввода исходных данных (длительность разговора, номер дня недели) используются поля редактирования, для вывода результата и пояснительного текста — поля меток. В табл. 2.3 перечислены компоненты и указано их назначение, а в табл. 2.4 приведены значения свойств этих компонентов.

Управляющие структуры языка delphi

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.4. Диалоговое окно программы Стоимость разговора

Таблица 2.3. Компоненты формы приложения Стоимость разговора

Для ввода длительности разговора в минутах

Для ввода номера дня недели 2

Для вывода пояснительного текста о назначении полей ввода

Для вывода результата вычисления — стоимости разговора

Для активизации процедуры вычисления стоимости разговора

Таблица 2.4. Значения свойств компонентов

Программа производит вычисления в результате щелчка на командной кнопке Вычислить. При этом возникает событие onclick, которое обрабатывается процедурой TForm1.Button1Click.

Листинг 2.1. Вычисление стоимости телефонного разговора

Windows, Messages, SysUtils, Classes,

Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

TForm1 = class (TForm)

Editl: TEdit; // поле ввода длительности разговора

Edit2: TEdit; // поле ввода номера дня недели

Button1: TButton; // кнопка Вычислить

procedure ButtonlClick(Sender: TObject); private

/ Private declarations > public

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

PAY =0.15; // цена одной минуты разговора 0.15 рубля

DISCOUNT = 0.2; // скидка 20 процентов

Time:Real; // длительность разговора

Day:integer; // день недели

Summa:real; // стоимость разговора

// получить исходные данные

// Вычислить стоимость разговора

// Если день суббота или воскресенье, то уменьшить

// стоимость на величину скидки

if (Day = 6) OR (Day = 7)

// вывод результата вычисления

+ FloatToStr(Summa) + ‘руб.’; end;

Часто в программе необходимо реализовать выбор более чем из двух вариантов. Например, известно, что для каждого человека существует оптимальное значение веса, которое может быть вычислено по формуле:

Реальный вес может отличаться от оптимального: вес может быть меньше оптимального, равняться ему или превышать оптимальное значение.

Следующая программа, диалоговое окно которой приведено на рис. 2.5, запрашивает вес и рост, вычисляет оптимальное значение, сравнивает его с реальным весом и выводит соответствующее сообщение.

Управляющие структуры языка delphi

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.5. Окно программы Контроль веса

Алгоритм программы Контроль веса изображен на рис. 2.6.

Как и в предыдущей программе, вычисления выполняются при щелчке на кнопке Вычислить (ее имя Buttoni). В листинге 2.2 приведен текст программы.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.6. Алгоритм программы Контроль веса

Листинг 2.2.Контроль веса

Windows, Messages, SysUtils, Classes,

Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

TForm1 = class(TForm) Label1: TLabel;

Edit1: TEdit; // поле ввода веса

Edit2: TEdit; // поле ввода роста

Button1: TButton; // кнопка Вычислить

Label3: TLabel; // поле вывода сообщения —результата работы

procedure ButtonlClick(Sender: TObject);

procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject);

Label3.caption:=’Bu в хорошей форме!’

Labels.caption:=’Вам надо поправиться, на ‘

Labels.caption:=’Haдo немного похудеть, на ‘

В приведенном примере множественный выбор реализован при помощи

двух инструкций if, одна из которых «вложена» в другую.

В предыдущем примере, в программе контроля веса, множественный выбор был реализован при помощи вложенных одна в другую инструкций if. Такой подход не всегда удобен, особенно в том случае, если количество вариантов хода программы велико.

В языке Delphi есть инструкция case, которая позволяет эффективно реализовать множественный выбор. В общем виде она записывается следующим образом:

case Селектор of список1:

Выполняется инструкция case следующим образом:

1. Сначала вычисляется значение выражения-селектора.

2. Значение выражения-селектора последовательно сравнивается с константами из списков констант.

3. Если значение выражения совпадает с константой из списка, то выполняется соответствующая этому списку группа инструкций. На этом выполнение инструкции саsе завершается.

4. Если значение выражения-селектора не совпадает ни с одной константой из всех списков, то выполняется последовательность инструкций, следующая за else.

Синтаксис инструкции case позволяет не писать else и соответствующую последовательность инструкций. В этом случае, если значение выражения не совпадает ни с одной константой из всех списков, то выполняется следующая за case инструкция программы.

На рис. 2.7 приведен алгоритм, реализуемый инструкцией case.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.7. Алгоритм, реализуемый инструкцией case Ниже приведены примеры инструкции case.

1,2,3,4,5: day:=’Рабочий день. ‘ ;

else day:=’Рабочий день.’;

В качестве примера использования инструкции case рассмотрим программу, которая пересчитывает вес из фунтов в килограммы. Программа учитывает, что в разных странах фунт «весит» по-разному. Например, в России фунт равен 409,5 граммов, в Англии — 453,592 грамма, а в Германии, Дании и Исландии фунт весит 500 граммов.

В диалоговом окне программы, изображенном на рис. 2.8, для выбора страны используется список Страна.

Управляющие структуры языка delphi

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.8. Диалоговое окно программы Пример использования case

Для выбора названия страны используется список — компонент ListBox. Значок компонента ListBox находится на вкладке Standard (рис. 2.9). Добавляется список к форме приложения точно так же, как и другие компоненты, например, командная кнопка или поле редактирования. В табл. 2.5 приведены свойства компонента ListBox.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.9. Компонент ListBox

Таблица2.5. Свойства компонента ListBox

Имя компонента. В программе используется для доступа к свойствам компонента

Номер выбранного элемента списка. Номер первого элемента списка равен нулю

Расстояние от левой границы списка до левой границы формы

Расстояние от верхней границы списка до верхней границы формы

Высоту поля списка

Ширину поля списка

Шрифт, используемый для отображения элементов списка

Признак наследования свойств шрифта родительской формы

Наибольший интерес представляют свойства Items и Itemindex. Свойство items содержит элементы списка.

Свойство itemindex задает номер выбранного элемента списка. Если ни один из элементов не выбран, то значение свойства равно минус единице.

Список может быть сформирован во время создания формы или во время работы программы.

Для формирования списка во время создания формы надо в окне Object Inspector выбрать свойство items и щелкнуть на кнопке запуска редактора списка строк (рис. 2.10).

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.10. Кнопка запуска редактора списка

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.11. Редактор списка

В табл. 2.6 перечислены компоненты формы приложения, а в табл. 2.7 приведены значения свойств компонентов.

Таблица 2.6. Компоненты формы

Для выбора страны, для которой надо выполнить пересчет

Для ввода веса в фунтах

Label1, Label2, Label3

Для вывода пояснительного текста о назначении полей ввода

Для вывода результата пересчета

Для активизации процедуры пересчета веса из фунтов в килограммы

Таблица 2.7. Значения свойств компонентов

Пример использования case

Выберите страну, введите количество фунтов и щелкните на кнопке Вычислить

Процедура пересчета, которая выполняется в результате щелчка на командной кнопке Вычислить, умножает вес в фунтах на коэффициент, равный количеству килограммов в одном фунте. Значение коэффициента определяется по номеру выбранного из списка элемента.

В листинге 2.3 приведен текст программы пересчета веса из фунтов в килограммы.

Листинг 2.3. Пересчет веса из фунтов в килограммы

Windows, Messages, SysUtils, Classes,

Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

Editl: TEdit; // поле ввода веса в фунтах

Button1: TButton; // кнопка Вычислить

ListBox1: TListBox; // список стран

Label4: TLabel; // поле вывода рез-та — веса в килограммах

procedure FqrmCreate(Sender: TObject);

procedure ButtonlClick(Sender: TObject); private

procedure TForml.FormCreate(Sender: TObject);

procedure TForm1.ButtonlClick(Sender: TObject);

funt:real; // вес в фунтах

kg:real; // вес в килограммах

k:real; // коэффициент пересчета

case ListBoxl.Itemindex of

1: k:=0.453592; // Англия

2: k:=0.56001; // Австрия

3..5,7:k:=0.5; // Германия, Дания, Исландия, Нидерланды

+ FloatToStrF(kg,ffFixed, 6,3) + ‘кг.’;

Следует обратить внимание на процедуру обработки события FormCreate, которое происходит в момент создания формы (форма создается автоматически при запуске программы). Эту процедуру можно использовать для инициализации переменных программы, в том числе и для добавления элементов в список. В приведенном тексте программы инструкции создания списка закомментированы, т. к. список был создан при помощи редактора строк во время создания формы.

Рассмотрим еще один пример использования инструкции case. При выводе числовой информации с поясняющим текстом возникает проблема согласования выводимого значения и окончания поясняющего текста.

Например, в зависимости от числового значения поясняющий текст к денежной величине может быть: «рубль», «рублей» или «рубля» (123 рубля, 120 рублей, 121 рубль). Очевидно, что окончание поясняющего слова определяется последней цифрой числа, что отражено в табл. 2.8.

Таблица 2.8. Зависимость окончания текста от последней цифры числа

Приведенное в таблице правило имеет исключение для чисел, оканчивающихся на 11, 12, 13, 14. Для них поясняющий текст должен быть «рублей».

Диалоговое окно программы приведено на рис. 2.12, а текст — в листинге 2.4. Поясняющий текст формирует процедура обработки события onKeyPress.

Управляющие структуры языка delphi

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.12. Диалоговое окно программы

Листинг 2.4. Формирование поясняющего текста

unit. rub_l; interface

Windows, Messages, SysUtils,

Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

TForm1 = class(TForm) Label1: TLabel;

Editl: TEdit; Label2: TLabel;

procedure EditlKeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);

procedure TForm1.Edit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char) var

r : integer; // остаток от деления n на 10

text: string [10]; // формируемый поясняющий текст

if Key = chr(VK_RETURN) then

n := StrToInt(Editl.Text); if n > 100

text:=’ рублей’ else begin

r:= n mod 10; case r of

Label2.Caption := IntToStr(n)+ text; end;

Рассмотрим фрагмент программы (листинг 2.5), которая вычисляет дату следующего дня, используя сегодняшнюю дату, представленную тремя переменными: day (день), month (месяц) и year (год).

Сначала с помощью инструкции сазе проверяется, является ли текущий день последним днем месяца. Если текущий месяц — февраль и если текущее число — 28, то дополнительно выполняется проверка, является ли год високосным. Для этого вычисляется остаток от деления года на 4. Если остаток равен нулю, то год високосный, и число 28 не является последним днем месяца.

Если выясняется, что текущий день — последний день месяца, то следующее число — первое. Затем проверяется, не является ли текущий месяц декабрем. Если нет, то увеличивается номер месяца, а если да, то увеличивается номер года, а номеру месяца присваивается значение 1.

Листинг 2.5. Вычисление даты следующего дня (фрагмент)

// вычисление даты следующего дня

month: integer; // месяц

last:boolean; // если день — последний день месяца,

r:integer; // если год не високосный, то остаток

// от деления year на 4 не равен нулю

last := False; // пусть день — не последний день месяца

case month of 4,6,9,11:

if day = 30 then last:= True; 2:

if day = 28 then begin

r:= year mod 4; if r 0 then last:= True;

else: if day=31 then last:= True;

begin // последний день месяца day:= 1;

begin // последний месяц

else month:= month + 1;

// переменные day, month и year // содержат завтрашнюю дату

Алгоритмы решения многих задач являются циклическими, т. е. для достижения результата определенная последовательность действий должна быть выполнена несколько раз.

Например, программа контроля знаний выводит вопрос, принимает ответ, добавляет оценку за ответ к сумме баллов, затем повторяет это действие еще и еще раз, и так до тех пор, пока испытуемый не ответит на все вопросы.

Другой пример. Для того чтобы найти фамилию человека в списке, надо проверить первую фамилию списка, затем вторую, третью и т. д. до тех пор, пока не будет найдена нужная фамилия или не будет достигнут конец списка.

Алгоритм, в котором есть последовательность операций (группа инструкций), которая должна быть выполнена несколько раз, называется циклическим, а сама последовательность операций именуется циклом.

В программе цикл может быть реализован при помощи инструкций for,

(таблица должна быть выведена в поле метки формы приложения). Процедура, обеспечивающая решение поставленной задачи, может выглядеть так:

procedure TForm1.ButtonlClick(Sender: TObject); var

у: real; // значение функции

x: real; // аргумент функции

dx: real; // приращение аргумента

st: string; // изображение таблицы

st := st+ FloatToStr(x)+’ ‘+ FloatToStr(y)+chr(13);

st := st+ FloatToStr(x)+* ‘+ FloatToStr(y)+chr(13);

st := st+ FloatToStr(x)+* ‘+ FloatToStr(y)+chr(13);

st := st+ FloatToStr(x)+’ ‘ + FloatToStr(y)+chr(13);

st := st+ FloatToStr(x)+’ ‘+ FloatToStr(y)+chr(13);

Из текста процедуры видно, что группа инструкций

st := st+ FloatToStr(x)+’ ‘+ FloatToStr(y)+chr(13);

обеспечивающая вычисление значения функции, формирование строки таблицы и увеличение аргумента, выполняется 5 раз.

Воспользовавшись инструкцией for, приведенную процедуру можно переписать следующим образом:

procedure TForm1.ButtonlClick(Sender: TObject);

у: real; // значение функции

x: real; // аргумент функции

dx: real; // приращение аргумента

st : string; // изображение таблицы

i : integer; // счетчик циклов

for i:=l to 5 do begin

st := st+ FloatToStr(x)+’ ‘+ FloatToStr(y)+chr(13); x :=x + dx; end;

Второй вариант процедуры, во-первых, требует меньше усилий при наборе, во-вторых, процедура более гибкая: для того чтобы увеличить количество строк в выводимой таблице, например до десяти, достаточно в строке for i:=1 to 5 do число 5 заменить на 10.

Инструкция for используется в том случае, если некоторую последовательность действий (инструкций программы) надо выполнить несколько раз, причем число повторений заранее известно.

В общем виде инструкция for записывается следующим образом: for счетчик := нач_знач to кон_знач do begin

// здесь инструкции, которые надо выполнить несколько раз end

Переменная счетчик, выражения нач_знач и кон_знач должны быть целого типа.

Количество повторений инструкций цикла можно вычислить по формуле

(кон_знач — нач_знач + l).

for i:=l to 10 do begin

for i: =1 to n do s := s+i;

Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.13. Алгоритм инструкции for

Алгоритм, соответствующий инструкции for, представлен на рис. 2.13. Обратите внимание, что если начальное значение счетчика больше конечного значения, то последовательность операторов между begin и end не будет выполнена ни разу.

Кроме того, после каждого выполнения инструкций тела цикла счетчик циклов увеличивается автоматически.

Переменную-счетчик можно использовать внутри цикла (но ни в коем случае не изменять). Например, в результате выполнения следующих инструкций:

переменная tabl будет содержать изображения таблицы квадратов чисел.

Вычисление суммы ряда и вывод результата выполняет процедура обработки события Onclick, текст которой приведен ниже. После вычисления очередного элемента ряда процедура выводит в поле Labell номер элемента и его значение в поле метки формы, предназначенное для вывода результата.

procedure TForm1.ButtonlClick(Sender: TObject);

for i:=l to 10 do begin

IntToStr(i)+’ ‘+FloatToStr(elem)+#13; sunrn: =summ+elem;

Если в инструкции for вместо слова to записать downto, то после очередного выполнения инструкций тела цикла значение счетчика будет не увеличиваться, а уменьшаться.

Инструкция (цикл) while используется в том случае, если некоторую последовательность действий (инструкций программы) надо выполнить несколько раз, причем необходимое число повторений во время разработки программы неизвестно и может быть определено только во время работы программы.

Типичными примерами использования цикла while являются вычисления с заданной точностью, поиск в массиве или в файле.

В общем виде инструкция while записывается следующим образом:

while условие do begin

// здесь инструкции, которые надо выполнить несколько раз

где условие — выражение логического типа, определяющее условие выполнения инструкций цикла.

1. Инструкция while выполняется следующим образом:

2. Сначала вычисляется значение выражения условие.

3. Если значение выражения условие равно False (условие не выполняется), то на этом выполнение инструкции while завершается.

4. Если значение выражения условие равно True (условие выполняется), то выполняются расположенные между begin и end инструкции тела цикла. После этого снова проверяется выполнение условия. Если условие выполняется, то инструкции цикла выполняются еще раз. И так до тех пор, пока условие не станет ложным (False).

Алгоритм, соответствующий инструкции while, представлен на рис. 2.14.

Для того чтобы инструкции цикла while, которые находятся между begin и end, были выполнены хотя бы один раз, необходимо, чтобы перед выполнением инструкции while значение выражения условие было истинно.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.14. Алгоритм инструкции while

Для того чтобы цикл завершился, нужно, чтобы последовательность инструкций между begin и end влияла на значение выражения условие (изменяла значения переменных, входящих в выражение условие).

Вид диалогового окна программы во время ее работы приведен на рис. 2.15. Пользователь вводит точность вычисления в поле ввода (Editi). После щелчка на командной кнопке Вычислить (Buttonl) программа вычисляет значение числа л и выводит результат в поле метки (Labeii).

Текст программы приведен в листинге 2.6. Как и в предыдущих примерах, основную работу выполняет процедура обработки события OnClick.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.15. Диалоговое окно программы Вычисление ПИ

Листинг 2. 6. Вычисление числа я

unit pi_; interface

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics,

Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

Edit1: TEdit; // точность вычисления

Button1: TButton; // кнопка Вычислить

Label2: TLabel; // поле вывода результата

procedure ButtonlClick(Sender: TObject); private

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

pi:real; // вычисляемое значение ПИ

t:real; // точность вычисления

n:integer; // номер члена ряда

elem:real; // значение члена ряда

elem := 1; // чтобы начать цикл

then pi := pi — elem else pi := pi + elem; n := n + 1;

pi: = pi * 4; labell.caption:= ‘ПИ равно ‘+ FloatToStr(pi) + #13

+ ‘Просуммировано ‘+IntTostr(n)+’ членов ряда.’; end;

Инструкция repeat, как и инструкция while, используется в программе в том случае, если необходимо выполнить повторные вычисления (организовать цикл), но число повторений во время разработки программы неизвестно и может быть определено только во время работы программы, т. е. определяется ходом вычислений.

В общем виде инструкция repeat записывается следующим образом:

// инструкции unti1 условие

где условие — выражение логического типа, определяющее условие завершения цикла.

Инструкция repeat выполняется следующим образом:

1. Сначала выполняются находящиеся между repeat и until инструкции тела цикла.

2. Затем вычисляется значение выражения условие. Если условие ложно (значение выражения условие равно False), то инструкции тела цикла выполняются еще раз.

3. Если условие истинно (значение выражения условие равно True), то выполнение цикла прекращается.

Таким образом, инструкции цикла, находящиеся между repeat и unti1, выполняются до тех пор, пока условие ложно (значение выражения условие
равно False).

Алгоритм, соответствующий инструкции repeat, представлен на рис. 2.16.

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.16. Алгоритм, соответствующий инструкции repeat

Инструкции цикла, находящиеся между repeat и until, выполняются как минимум один раз. Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы инструкции цикла, располагающиеся между repeat и until, изменяли значения переменных, входящих в выражение условие.

В качестве примера использования инструкции repeat рассмотрим программу, которая проверяет, является ли введенное пользователем число простым (как известно, число называется простым, если оно делится только на единицу и само на себя). Например, число 21 — обычное (делится на 3), а число 17 — простое (делится только на 1 и на 17).

Проверить, является ли число п простым, можно делением числа п на два, на три и т. д. до п и проверкой остатка после каждого деления. Если после очередного деления остаток равен нулю, то это означает, что найдено число, на которое п делится без остатка. Сравнив п и число, на которое п разделилось без остатка, можно определить, является ли п простым числом.

Форма приложения Простое число изображена на рис. 2.17, программа приведена в листинге 2.7.

Управляющие структуры языка delphi

Управляющие структуры языка delphi

Рис. 2.17. Форма приложения Простое число

Листинг 2.7. Простое число

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

Button1: TButton; // кнопка Проверить

Edit1: TEdit; // поле ввода числа

Label2: TLabe1; // поле вывода результата

procedure ButtonlClickfSender: TObject); private

procedure TForm1.ButtonlClick(Sender: TObject) ;

n: integer; // проверяемое число d: integer; // делитель

r: integer; // остаток от деления п на d

d := 2; // сначала будем делить на два

if r 0 // n не разделилось нацело на d

until r = 0; // найдено число, на которое п разделилось без остатка

then Iabel2.caption:=label2.caption + ‘ — простое число.’

else label2.caption:=label2.caption + ‘ — обычное число.’;

Инструкции if и case используются для перехода к последовательности инструкций программы в зависимости от некоторого условия. Поэтому их иногда называют инструкциями условного перехода. Помимо этих инструкций управления ходом выполнения программы существует еще одна — инструкция безусловного перехода goto.

В общем виде инструкция goto записывается следующим образом:

где метка — это идентификатор, находящийся перед инструкцией, которая должна быть выполнена после инструкции goto.

Метка, используемая в инструкции goto, должна быть объявлена в разделе меток, который начинается словом label и располагается перед разделом объявления переменных.

В программе метка ставится перед инструкцией, к которой должен быть выполнен переход в результате выполнения инструкции goto. Сразу после метки ставится двоеточие.

В листинге 2.8 приведен вариант процедуры проверки числа, в которой инструкция goto используется для завершения процедуры в том случае, если пользователь введет неверные данные.

Листинг 2.8. Простое число (использование инструкции goto)

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

label // раздел объявления меток

n: integer; // проверяемое число

d: integer; // делитель

r: integer; // остаток от деления п на d

MessageDlg(‘Число должно быть больше нуля.’,

// введено положительное число

d:= 2; // сначала будем делить на два

if r 0 // n не разделилось нацело на d

then l abel2.caption:=label2.caption

В литературе по программированию можно встретить суждения о недопустимости применения инструкции goto, поскольку она приводит к запутанности программ. Однако с категоричностью таких утверждений согласиться нельзя. В некоторых случаях применение инструкции goto вполне оправдано. Приведенный пример, где инструкция goto используется для аварийного завершения процедуры, относится именно к таким случаям.

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.