Упражнения морфологические нормы русского языка + видео обзор

Интерактивный тренажер «Морфологические нормы русского языка»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Окончания сущ. в форме Тв. п., мн. числа

Имя существительное. МН. Ч., Р.П.

Имя существительное. Мн. ч., Р.п.

Правило: в косвенных падежах прибавляется суффикс –ЕН-

Имя существительное. Мн. ч., Им.п.

Грамматическая категория Рода

ВЛИЯНИЕ РОДОВОГО ПОНЯТИЯ: Бри (сыр)

ВЛИЯНИЕ РОДОВОГО ПОНЯТИЯ:

Род неизменяемых существительных

Род неизменяемых существительных

Склонение имен собственных

Самый, наиболее + Н.Ф. прилаг-го

Всех + срав. степень

Прыгнул выше всех (нар.)

Имя прилагательное и наречие. Сравнительная степень

Формы имен числительных. Склонение количественных числительных сорок, девяносто, сто, полтораста

Формы имен числительных

двое (неодуш.) двоих (одуш.)

четверо (неодуш.) четверых (одуш)

сколько (неодуш.) скольких (одуш.)

Формы имен числительных

Мужской и средний род

оба (неодуш.), обоих (одуш.)

обе (неодуш.), обеих (одуш.)

Формы имен числительных

Формы имен числительных

Формы имен числительных

ИХ (притяжательное местоимение 3 л., мн. ч.)

НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ФОРМА: ИХ книги

НЕЛЬЗЯ: ИХНИЕ книги

скучать, тосковать, грустить

ПРАВИЛЬНО: скучать, тосковать, грустить ПО ВАС, ПО НАС

НЕЛЬЗЯ: скучать, тосковать, грустить ПО НАМ, ПО ВАМ

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ (личные местоимения 3л., ед.ч. и

В сочетании с предлогами приобретают начальное Н: к НЕМУ, вокруг НЕГО

Нормативные формы местоимений

Не имеют формы 1 л., ед.ч. глаголы: Дерзить, затмить, очутиться, ощутить, переубедить, победить, разубедить, убедить, чудить, пылесосить Эти глаголы употребляются в Н.Ф. в сочетании со вспомогательным глаголом, который и образует личную форму: СМОГУ победить, ПОСТАРАЕШЬСЯ убедить, МОЖЕШЬ очутиться, НАДЕЕМСЯ затмить

Теоретический блок. Глагол

(НЕЛЬЗЯ: ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ)

Ты ПОЕЗЖАЙ (НЕЛЬЗЯ: ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ)

Вы ПОЕЗЖАЙТЕ (НЕЛЬЗЯ: ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)

Ты КЛАДИ (НЕЛЬЗЯ: ЛОЖИ)

НЕТ ФОРМЫ (НЕЛЬЗЯ: ЛАЗЬ)

Ты ЛЯГ (НЕЛЬЗЯ: ЛЯЖЬ)

Вы ЛЯГТЕ (НЕЛЬЗЯ: ЛЯЖЬТЕ)

Образование повелительного наклонения некоторых глаголов

Тренировочный КИМ № 6

Источник

Соблюдайте грамматические нормы!

Несколько упражнений

В современных экзаменационных тестах есть задания, при выполнении которых у выпускников возникают трудности. Они связаны с поиском и исправлением речевых недочетов и грамматических ошибок. Это и понятно; к сожалению, современные школьники мало читают, а если и читают, то часто оказывается, что это не высокохудожественные произведения, классика, которые не вызывают прежнего интереса, да и внимание к ним в действующих программах как-то неуловимо, но неуклонно снижается. В старших классах этот процесс прикрыт благими лозунгами: «Уменьшим нагрузку, лежащую на плечах наших детей! Уберем с уроков литературу для взрослых!». В младшем и среднем звене привлекается все больше произведений зарубежных авторов (см., например, программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой). Это, с одной стороны, интересно, с другой – вызывает недоумение, а порой и опасение, поскольку когда, как не в младших классах, мы можем привлечь детей к чтению и пониманию того, что по праву является гордостью нации? Или сегодня глагол является следует употреблять в форме прошедшего времени, дескать, все меняется?

О том, что читают современные подростки, много раз писали на страницах приложений к газете «Первое сентября», не раз звучали сетования, что сегодняшние авторы произведений для детей и молодежи и сами зачастую грешат неумением соблюдать грамматические нормы. Таким образом, даже если в семье ребенку привили интерес к чтению и он с удовольствием читает (как правило) «страшилки» и «детские детективы», речевых ошибок и трудностей в соблюдении грамматических норм не становится меньше.

Тот, кто хоть раз в качестве эксперта участвовал в проверке задания С, не мог не заметить, насколько серьезно положение: обычное количество грамматических ошибок – 6–8 (это при допустимых в 2007 году 2!). В тестах ЕГЭ можно обнаружить немало примеров, когда лексическое значение слов детям непонятно, а правила произношения неизвестны, потому что слова эти редко встречаются в обыденной жизни, ребята не слышат их от окружающих (вспомните факсимиле, иконопись, еретик, откупоривать, кровоточить и согласитесь: не так часто они звучат в речи молодых людей). Вот почему необходимы задания, расширяющие словарный запас учеников, обогащающие их речь, а также тренировочные материалы, позволяющие научить детей грамотно использовать новую для них лексику.

Предлагаемые вашему вниманию упражнения составлены на основании материалов Е.А.Окунцовой «Трудности устной речи. Словарь-справочник», опубликованных в газете «Русский язык» (№ 21/2005, стр. 41–47). Они могут быть использованы на занятиях в старших классах при подготовке к итоговому контролю и просто с целью развития речи учеников, а также на уроках обобщения и повторения такой темы, как «Род имен существительных».

При выполнении заданий следует уделить время рассмотрению лексических значений, поскольку в упражнения намеренно включены малознакомые и неизвестные ученикам слова. Было бы целесообразно и полезно привлечь детей к работе со словарями разных типов, используя как индивидуальные. Так и групповые виды деятельности. Можно организовать поиск данных слов в указанных учителем художественных и публицистических текстах. Так ученики узнают, в каких контекстах они встречаются, и быстрее освоят их.

Если упражнения использовались при подготовке к ЕГЭ, в частности, на занятиях, отведенных нахождению и устранению грамматических ошибок и речевых недочетов, завершить тему можно контрольной работой тестового характера.

Упражнения

1. Согласуйте определения с главными словами.

А) Широк_ авеню, интересн_ интервью, горяч_ бигуди, дедушкин_ галифе, с солнцезащитн_ жалюзи, троллейбусн_ депо, спел_ киви, вкусно приготовленн_ кольраби, горяч_ кофе, колумбийск_ мокко, незабываем_ пенальти, тонко порезанн_ салями, дующ_ сирокко, политическ_ статус-кво, великолепн_ сопрано, выложенн_ на блюдо спагетти, неизвестн_ нам хинди, удобн_ купе, висящ_ на стене бра, шелков_ кашне, стоящ_ на полке кашпо.

* Какие из существительных в указанных словосочетаниях чаще употребляются во множественном числе, но могут выступать и как существительные среднего рода?

Б) Изящн_ фламинго, велик_ Пуччини, маленьк_ шимпанзе, слабосолен_ иваси, ярк_ колибри, ядовит_ цеце, известн_ конферансье, всеми уважаем_ леди, состоятельн_ рантье, великолепн_ травести, учтив_ кабальеро, предприимчив_ импресарио, опытн_ крупье, постаревш_ кюре, остановивш_ поединок рефери, суров_ миссис, простодушн_ инженю, военн_ атташе, таинствен_ инкогнито, авторитетн_ жюри, надежн_ протеже.

* Какие из существительных в указанных словосочетаниях могут быть как мужского, так и женского рода, какие имеют только один род?

2. Определив род имен существительных, согласуйте их с определениями и сказуемыми, вставив в предложения вместо пропусков окончания в единствнном числе имен существительных, прилагательных, глаголов. Отметьте существительные, имеющие несколько допустимых норм.

1) На столе лежал_ нов_ банкнот_.

2) В вольере зоопарка мы увидели молод_ жираф_.

3) У обувницы стоял_ только лев_ кед_.

4) В договор нужно внести незначительн_ корректив_.

5) В легких обнаружен_ небольш_ метастаз_.

6) Вокруг разнесся резкий запах нашатыр_.

7) Салат, сдобренный провансал_ (соус), вкуснее.

8) Жителей собрали на площади ударами в обломок железнодорожн_ рельс_.

Упражнения морфологические нормы русского языка9) На окнах повешен_ узорчат_ тюль.

10) Пораскинь своим умишк_!

11) В ванной комнате остался запах душист_ шампун_.

12) Совместн_ коммюнике глав государств будет опубликован_ в прессе.

13) На обед был_ подан_ великолепно приготовлен_ овощн_ рагу.

14) Следователь вынул из сейфа толст_ досье.

15) Трудно пережить так_ сокрушительн_ фиаско.

3. Данные в скобках существительные поставьте в единственном числе и включите в предложения, выбрав нужную форму.

1) На стене гостиной висел_ (акварели) _________ известного художника.

2) После работы зайдите на почту за ценн_ (бандероли) __________.

3) Лицо дамы скрывал_ мелк_ (вуали) ___________.

4) Мышца прав_ (голени) ______________ побаливала от напряжения.

5) В парке установлен_ нов_ (карусели) ___________. Дети полюбили кататься на нов_ (карусели) __________.

6) От частого письма на пальце руки образовал_ небольш_ (мозоли).

7) Я зажмурил левый глаз, прицелился, выстрелил, но в дальн_ (мишени) ___________ не попал.

8) На тарелку мама выложила пышн_ (оладьи) _________.

9) Нищий стоял у (паперти) ___________.

10) Примерьте прав_ (туфли) ___________.

11) Плакат написан разноцветн_ (туши) __________.

12) Лев_ (сандалии) __________ стоял_ в стороне.

13) Хорошо обученный пес принес сначала одн_ (тапки) ________, потом друг_.

14) Отец расписался в принесенн_ сыном (табели) ___________.

15) В доклад следует внести небольш_ (коррективы) _____________.

* Проведите исследование, какие из существительных в процессе развития языка изменили свой род.

4. Включите данные в скобках существительные в предложения, согласуйте их с определениями.

1) По кухне плыл знакомый запах (ваниль) ____________ – значит, мама печет свое печенье.

2) На обед был подан суп из молод_ (фасоль) _________.

3) Из мягк_ (фланель) _________ получаются удобные костюмы.

4) Он лишился сво_ (спесь) ___________.

5) Открыв плотн_ (ставень) ____________, он пустил свет в комнату.

6) Хорошо бы помыть голову травян_ (шампунь) __________.

7) Крыша дома покрыта ветх_ (толь) _________.

8) Лекарство поможет избавиться от сильн_ (боль) __________.

10) Протри стекло как_-нибудь (ветошь) __________.

12) Я осматривал укрепления и был поражен (цитадель) ___________, выстроен_ на неприступной скале.

13) Правой рукой раненый опирался на сделан_ из дерева (костыль) ___________.

14) Мама остановила кровь и залепила рану на коленке бактерицидн_ (пластырь) ___________.

15) Старая фотография была с едва заметн_ (ретушь) ________.

Контрольная работа.
Морфологические нормы

(Количество правильных ответов может быть различным.)

1. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

2) до двухтысячи седьмого года;

4) несколько песней;

2. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

1) более естественное;

2) десять апельсинов;

4) принятые на работу бухгалтера;

5) опытные директора.

3. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

1) у старых сапогов;

2) сливовое повидло;

3) из разных деревень;

4) на шестисот восьмой странице;

5) овощная консерва.

4. Отметьте предложения с нарушением морфологических норм.

1) Далекое Онтарио привлекает любителей романтики.

2) Мое визави оказалось интересной собеседницей.

3) Забавное пони быстро привлекло внимание детворы.

4) Суетливый невежда раздражает и мешает работать.

5) В известном ТЮЗе открылся новый сезон.

5. Отметьте предложения с нарушением морфологических норм.

1) Маэстро взмахнуло дирижерской палочкой, и концерт начался.

2) Хватит играться, пора приниматься за уроки!

3) Прием больных в поликлинике ведет опытный доктор Сергеева.

4) Солнечное Сочи гостеприимно встретило приехавших на фестиваль.

5) У обоих старушек были неотложные дела.

Максимальное количество баллов – 25 (по 5 баллов за каждое правильно выполненное задание). Оценка «5» ставится при отсутствии ошибок. Для получения оценки «4» допустимо не более 1–2 ошибок, оценки «3» – не более 3–4 ошибок в тесте.

Источник

Подготовка к ЕГЭ. Грамматические нормы. Упражнения

Грамматические нормы Морфологические нормы

Морфологические нормы — это нормы правильного употребле­ния частей речи и их грамматических форм. Ошибки, связанные с нарушением морфологических норм, возникают в словообразовании, а также в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. Может быть нарушена морфологическая норма и при употреблении словосочетания с зависимым существи­тельным, при образовании падежной формы существительного или местоимения.

В устной и письменной речи часто допускаются ошибки, свя­занные с употреблением числительных, а также ошибки при образо­вании глагольных, причастных форм, форм имен существительных.

1. Образуйте простую и составную формы сравнительной степень прилагательных.

2. Образуйте простую и составную формы превосходной степени прилагательных.

3. Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосход­ной степени прилагательных и наречий.

1.Постарайтесь выражать мысли более точнее и короче.

Наиболее быстрейший способ передвижения — авиаперелет.

Русский легкоатлет достиг финиша быстрее всего.

4.Есть путь более ближе, чем предложенный вами.

5. Надо искать менее затратнее проекты реформирования обра­зования.

4. Выберите существительные или местоимения в нужной форме и составьте предложения с полученными словосочетаниями.

1. Много (мест, местов)

2. Корзина (помидор, помидоров)

4. Пара (чулок, чулков)

5. Несколько (кур, курей)

5. Найдите ошибки в употреблении формы местоимений и числи­тельных, замените их нормативными. Запишите предложения.

1. У ней и снегу зимой не выпросишь.

2. По обеим берегам реки растут ивы.

3. Все трое сестер очень похожи.

4. Добирался я до дому около полтора суток.

5. В лесу мы встретили двоих медведей.

6. Запишите, заменяя цифровые обозначения буквенными.

1.С 2007 года он учится в университете.

2.Более 20% избирателей проголосовали в первой половине Дня.

3. В 58 случаях из 100 причиной аварий становится человече­ский фактор.

4. Более 300 пассажиров задержались в аэропорту на 2 суток.

5. Это здание построено более 85 лет назад.

7. Образуйте словосочетания и запишите их.

8. Образуйте только с помощью приставок глаголы от данных ниже слов.

1.Класть — 2. Положить —

9. Среди данных существительных найдите те, которые употребля­ются только во множественном числе, выпишите их и образуйте форму родительного падежа.

Брызги, брюки, строчки, сумерки, крошки, каникулы, сани, носки, хлопоты, ноги, бусы, шахматы.

10. Образуйте от существительных форму именительного падежа единственного числа, определите род.

Банкноты, каскады, оладьи, мозоли, шампуни, перчатки, мла­денцы, пельмени, туфли, ладони, браслеты.

11. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите в исправ­ленном варианте.

1. Учебники можно покласть на место.

2. В этом поединке я его победю.

3. Ляжьте поудобнее и не вылазьте из-под одеяла.

4. Бежите быстро сюда, будем играться вместе.

5. Ты не ездий быстро, а едь потихоньку.

12. Запишите предложения, ставя глагол в нужную форму.

1.Мы не (хотеть) здесь оставаться.

2.На кухне бабушка (печь) оладьи.

3.Река с холма (течь) в долину.

4.Парикмахер (стричь) очень аккуратно.

5.Собака (глодать) кость, лежа у двери

13. Образуйте от данных глаголов возвратную форму. Укажите, в каких случаях это невозможно.

14. Укажите, какие возвратные глаголы могут иметь невозвратную форму, запишите их.

Передвигаться, улыбаться, слушаться, надеяться, строиться, приблизиться, спрятаться, бороться, остановиться, упражняться.

15. Исправьте ошибки, связанные с нарушением словообразова­тельной нормы. Запишите правильные варианты.

1. Я с трудом разбираю твой подчерк. _.

2. В гололед можно подскользнуться и упасть.

3. Хотелось бы прийдти пораньше.

4. Не надо надсмехаться над чужими недостатками.

5. Не нужно ложить деньги в карман.

Упражнения морфологические нормы русского языка

Упражнения морфологические нормы русского языка

Упражнения морфологические нормы русского языка

Упражнения морфологические нормы русского языка

Номер материала: ДБ-1548128

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Система упражнений по усвоению морфологических норм
материал по русскому языку по теме

Упражнения морфологические нормы русского языка

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорене­нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных рас­сказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

(Данный материал взят из моей дипломной работы, которая была защищена на «отлично» в АГПА в 2013году)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Система упражнений по усвоению морфологических норм.

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорен е нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных ра с сказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

1)Чернила. Слово чернила употребляется только во множественном числе, поэтому надо говорить: красные, фиолетовые, синие, черные черкала; нет чернил, пишу чернилами.

Читая стихотворения, вместо точек назовите нужное слово.

Умывался без конца.

Придумайте предложения со словами чернила, чернил, о чернилах.

2) Прочтите несколько раз следующие слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

попять — понял — поняли — поняла

спять — снял — сняли — сняла

спать — спал — спали — спала

Запомните ударение в этих словах!

4) Прочтите вслух слова, правильно произносите звук ф: Футбол, флаг, фабрика, фотография, фарфор, фильм.

5) Прочтите вслух слова:

Хворост, фарфор, хвоя, фасоль, хвост, форма, хвалить, фамилия.

Отчетливо произнесите первый звук каждого слова.

Назовите вместо точек пропущенные слова:

7)Занять — занял — заняли — заняла

Составьте предложения с этими словами.

8) Запомните ударение в этих глаголах:

брать — брал — брала

гнать — гнал — гнала

ждать — ждал — ждала

Прочтите несколько раз данные слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным к а рандашом.

10) Лениться — ленится. В формах слова лениться учащиеся нередко делают ошибку в ударении. Запомните: ленишься — ленимся.

Придумайте предложения со словами ленитесь, ленятся.

11) Прочтите несколько раз следующие слова, перепишите их. Гласную, на которую падает ударение, выделите цветным карандашом.

звать — звал — звала

Запомните ударение в этих словах. Составьте предложения со словами жила, звала.

12) Звонит, звонишь, звоните

Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит! А. Барто

Вместо точек вставьте нужные по смыслу слова.

Подумайте, изменяется ли ударение в словах позвонит, позвонишь, позвоните.

13) ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО! Дрем о та — зев о та — лом о та

14) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в словах.

Бродили по дороге Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота.

Есть душистое втиранье

Есть микстура от чиханья, —

Проглотил — и ты здоров!

Клейкий пластырь от мозолей

И настойка на траве

От ломоты и от болей

В животе и в голове.

15) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы произносите слово квартал.

В мартенах плавится металл

Уже не только за квартал —

Стране свою работу сдал

Прославленный завод. А. Барто

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрестке,

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартал. А. Барто

Какие слова в этих отрывках подсказывают ударение в слове квартал? Какое значение имеет слово квартал в первом отрывке и какое — во втором? Как называются такие слова?

Из искры возгорится пламя. Ф. Одоевский

Солнца луч золотой

Бросил искру свою. С. Есенин

Придумайте несколько предложений со словами искра и документ.

Мы из школы номер восемь,

Там, где верба у крыльца.

Мы вам птицу преподносим,

Облака бегут быстрей,

Все чернее с каждым днем

И на вербах серебром

Найдите в тексте синоним к слову дорожки.

За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

В них пилюли и облатки,

Капли, мази, порошки.

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице

Рыбий жир таблетки хины

И, конечно, витамины —

19) Прочтите, вместо точек вставьте слова коклюш, коклюшем, коклюша. Следите за ударением.

20) Говорите правильно!

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус.

Все в арбузном соке.

— На какой слог падает ударение в слове арбуз? Составьте предложениес этим словом.

У меня печальный вид —

Голова с утра болит,

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

Младший брат чихнул спросонок,

— Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый.

— На какой слог падает ударение в словах чихаю, чихнул?

22) Говорите правильно!

прижить — прожил — прожили — прожила

принять— принял — приняли — приняла

задать — задал — задали — задала

отдать — отдал — отдали — отдала

23) Прочтите. В выделенных словах поставьте ударение.

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла —

И вопрос свой задала.

24) Баловать, баловаться, балованный

Мишка топал, баловался,

Легкий мостик зашатался,

По воде идут круги.

Шарик, Шарик, помоги!

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

-Какая разница в значении слов баловать и баловство? Вставьте в предложения нужные по смыслу слова: не балуйся, балованный, баловаться, балуется. Следите за ударением.

25) Класть – положить

Бригадир Сергей Кузьмич

Лучше всех кладет кирпич. А.Барто

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовет матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: «Поможем!

Положить заплату можем…» С. Маршак

Придумайте и запишите предложения со словами класть, кладите, клади.

Слова тюль, толь мужского рода: тюль – тюля – тюлю – тюлем – о тюле; толь – толя – толю – толем – о толе.

— Прочитайте, вставьте слова толь тюль

Принесли рулон …, пять метров …, пришли в магазин за … для крыши и … для занавесок.

26) Слесарь – слесари, шофер – шоферы, инженер – инженеры.

Закончите предложения: За рулем сидят … На заводе работают …

О скольких килограммах?

— Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек? Следите за ударением в этих словах.

1. … ребят пришло на соревнование? 2. … товарищам ты помог?

Слово мозоль женского рода: водяная мозоль, сухая мозоль.

Стоит девочкам начать,

Дай им только волю —

Будут целый день качать

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

— Придумайте предложения со словами начала, началась, начали.

30) Говорите правильно!

Запомните, что предлог в противоположен по значению пре д логу из, а предлог на — предлогу с. Сравните: идти в кино — возвращаться из кино, идет в школу — возвращается из шк о лы, иду на вокзал —возвращаюсь с вокзала.

Прочтите четверостишия. Поставьте ударение в словах в о ротами, предметы.

При употреблении разных форм от глагола бежать происходит чередование г//ж: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим …

Выучите стихотворение наизусть:

Я бегу к твоей волне,

А волна бежит ко мне!

А в доме за воротами

С утра играют гаммы,

Смешной мальчишка с нотами

Всегда приходит с мамой.

Он в воздух бросает

Прочтите, раскрывая скобки.

1. Пришли (оба, обе) ученицы. 2. Учитель спросил (обеих, обоих) мальчиков.

34) Составьте сочетания с предложенными словами, выберите нужный по смыслу предлог :

1. Иду (в, на) (школа, завод, фабрика, класс).

2. Возвращаюсь (из, с) (школа, завод, фабрика, класс).

3. Приехал (в, на) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

4. Уехал (из, с) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

35) Слова пальто, метро, ситро неизменяемые.

36) Назовите вначале существительные мужского, затем же н ского и среднего рода. Георгины, туфли, ботинки, ведерки, лебеди, полотенца, рельсы.

Горяч. кофе. Прозрачн. тюль. Черн. толь. Бел. лебедь.

38) В русском языке есть слова мужского и женского рода:

Но есть слова, которые могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду:

он невежа — она невежа

он растеря — она растеря

К таким словам прилагательные ставятся в мужском роде, если говорится о мальчике, и в женском, если речь идет о девочке.

Миша — большой соня. Нина — большая соня.

Этот ученик — удивительный растеря. Девочка — удив и тельная растеря.

Найдите в стихотворении, данном ниже, подобное слово.

Придумайте с ним предложения.

Март хоть чуть и плакса,

Глаз один в слезинках,

Март в дубраве рвет,

Март искусно вьет. М. Мревлишвили

39) Не смешивайте сочетания: беспокоиться о ком-нибудь и тревожиться за кого-нибудь. Например: Мать беспокоилась о сыне. Мать тревожилась за сына. Придумайте предложения со сл о вили беспокоюсь, тревожусь, беспокоится, тревожится.

40) Говорите правильно!

Нельзя смешивать слова надеть и одеть.

Надеть (что?) — тубу, пальто, носки, ботинки.

Одеть (кого?) — брата, сеcmpy, куклу.

Прочтите предложения, раскрывая скобки. 1. Мальчик (надел, одел) пальто, шарф, ботинки. 2. Сестра ( надела, одела) брата. 3. Девочка (надела, одела) куклу. 4. Уч е ник (надел, одел) очки.

Взяли ребята Лопаты и санки,

Шубы надели И шапки-ушанки.

41) Говорите правильно!

Скучать. Нужно говорить: скучать по кому-нибудь, скучать о ком-нибудь, например: скучать по отцу, об отце

Придумайте примеры со словами скучаю, скучает, скуч а ем. Следите за правильностью вашей речи.

42) Говорите правильно!

Сыплю — сыплешь — сыплет

Сыплем — сыплете — сыплют

Придумайте предложения с этими словами.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам.

Ходят грачи в полосе.

43) Различайте ударения в словах.

Объясните, почему в одном случае в стихотворении yпотреблен глагол одеть, а в другом — надеть.

Мама песню напевала,

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

А брату Саше третий год —

Уходит мама на завод —

Сиди с ним целый день.

Объясните, какая разница в выражениях я кушаю, я ем. Какое из них когда употребляется.

45) Слово обратно имеет значение «назад»: возвратиться обра т но — возвратиться назад; пойти обратно — пойти назад. Слово опять означает «снова, еще раз»: опять подпрыгнул — еще раз подпрыгнул; опять запел — снова, еще раз запел. Надо говорить: он опять опоздал; он опять не выучил урока.

Придумайте предложения со словами опять, обратно, о б ращая внимание на различное значение этих слов.

46) Надо спрашивать: Который час?, если вы хотите узнать время. Надо говорить: Сколько времени я вас жду?, если речь идет о длительности времени. Составьте небольшой рассказ с этими предложениями.

47) Говорите правильно!

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки, —

Оказалось, это брюки!

Вот какой рассеянный

Надевать он стал пальто —

Стал натягивать гамаши —

Говорят ему: не ваши!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

В каких случаях говорят надевать — надеть, а в каких одевать — одеть? Придумайте предложения с этими словами.

48) Говорите правильно!

Кроить — крою — кроит — кроишь

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроит и ставит латку.

Придумайте предложения со словом крою.

49) Внимательно прочтите и проследите, правильно ли вы пр о износите слова: я лягу — ты ляжешь — он ляжет — мы ляжем — вы ляжете — они лягут — ляг — лягте!

50) Прочтите слова и придумайте с ними предложения: Инженер — инженеры, шофёр — шофёры, договор — договоры, торт —торты.

51) Говорите правильно!

Составьте устный рассказ «В магазине». Используйте слова апельсинов, мандаринов, лимонов, баклажанов, яблок.

И как отрадно было видеть нам,

Когда наш лен на всем своем массиве

Приподнятый, выравнивался сам

И день за днем все делался красивей.

Придумайте предложения со словом красивее. Следите за ударением.

53) Обратите внимание на родительный падеж множестве н ного числа существительных: носки — носков, сапоги — с а пог, чулки — чулок.

Придумайте рассказ на тему «В магазине». Используйте слова: три пары чулок, две пары носков, пара сапог, много валенок и ботинок.

54) Запыхаться — запыхаюсь — запыхаешься — запыха в шись.

Придумайте предложения со словом запыхаться.

55) Запомните слова : гектары — гектаров; килограммы — к и лограммов; граммы — граммов; очки — очков, но: места — мест; дела — дел.

Придумайте предложения с этими словами.

Прочтите вслух: спустилась петля, накинуть петлю, м е тать петли, несколько петель, вязать большими петлями.

Придумайте предложения со словами петля, петлю, п е тель, петлями.

С утра девчонки на посту,

Приносят гусениц кроту.

Он очень умный крот.

58) Каучук, комбайнер и комбайнёр

Придумайте предложения со словами каучук, комбайнер.

59) Позвонить — позвоню — позвонишь

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

60) А тлас — атл а с

Отца спросила дочка: —

Не знаю, как прочесть.

Есть слово «провол о чка»,

И «пр о волочка» есть.

Его приносят в класс?

Но есть ведь и «атлас».

Объясните, почему слова проволочка, атлас заинтерес о вали девочку. Какое значение имеют эти слова? От чего зав и сит их значение?

61) Столяр — столяры

Вот и стал я столяром,

62) Инструмент — инструменты

У Пети в школьной мастерской

Все инструменты под рукой.

Придумайте небольшой рассказ, используя слова столяр, инструменты.

63) Говорите правильно!

Сердиться — сержусь — сердишься

На брата сердится сестра:

А он стоит среди двора,

Кричит: «Ты где, Малина?»

Придумайте предложения со словами сердиться — сердится.

Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове ремень.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнем,-

В шерстяных перчатках руки,

Якоря блестят на нем.

Кондуктору хорошо, а шоферу — лучше,

Я б шофером пошел — Пусть меня научат,

Быть шофером хорошо, а летчиком — лучше.

66) Запер — заперли — заперла

В детский сад ребятам

67) Сыплет — сыплем — сыплют

Сыплет, сыплет снег охапками.

До бровей накрылись шапками

68) Сочините рассказ «Летом на базаре». Используйте слова щавель, помидоров, баклажанов, килограммов, лимонов, я б лок, сыплют, кладем. Следите за ударением.

69) Верблюд — верблюда — верблюды — верблюдица

Вот желтая страница —

Песок по ней кружится,

Бредут по ней верблюды,

На какой слог падает ударение в словах арбуз, верба, др е мота, начали? Прочтите стихотворение. Проверьте, правил ь но ли вы ответили на вопрос.

Ребята-станичники в кузов

Грузили а р б у з ы в жару,

Недаром погрузка а р б у з о в

Похожа скорей на игру.

В речке пошли подо льдом пузыри,

Начали снега искать снегири.

Глянула верба из почки тугой:

«Что это? Что это? Месяц какой?»

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

Придумайте предложения со словами кладет, сыплет, ляг, лягте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках для формирования навыка чтения целыми словами.

Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе.

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте.

Рекомендации по исправлению нарушений письменной речи.

Фонетико-графические упражнения, синтаксические упражнения, лексические упражнения, примеры ассоциативных образов, стихотворения-опоры и рифмы-подсказки, кроссворды со словарными словами, которые помо.

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения.

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.