Задания по русскому языку по теме: Словообразование
Задание №1. Найти основы в словах и выделить формообразующие суффиксы.
Прилететь, прилетели, лети, капля, капает, санаторий, вблизи, кино, птичий, смех, смешной, смешнее.
Задание №2. Образовать новые слова приставочным способом.
Задание №3. Образовать новые слова суффиксальным способом.
Задание №4. Образовать новые слова приставочно-суффиксальным способом.
Задание №5. Образовать новые слова бессуффиксным способом.
Дополнить словообразовательную цепочку, вставив пропущенное слово.
глаз ___________________________________________________ глазница
груз ____________________________________________________ грузовик
жара ____________________________________________________ жарко
16) звук ______________________ _______________________ отзвук
17) вода ______________________ _______________________наводнение
18) бросить ______________ ______________ ________________вразброс
19) верх _________________ ______________ ________________поверхностно
20) звать ________________ ______________ ________________отзывчивость
Указать производящее слово, определить способ словообразования.
напевать – 13) серебристый-
засолка – 22) гонение –
8. Определить способ словообразования.
1) Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моем лице, просьба матери вынести мусорное ведро – все воспринималось как посягательство на его достоинство. (ПОСЯГАТЕЛЬСТВО)
2) Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, пересмотр результатов своей деятельности. (ОБНОВЛЕНИЕ)
3) Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь!- кричали женщины и сердито качали головой. (СЕРДИТО)
4) Он отобрал у меня все. (ОТОБРАЛ)
9. Найти слово, образованное указанным способом.
1) Все время ошибки, накладки, просчеты, недоумения. (БЕССУФФИКСНЫЙ)
2) Как-то я был свидетелем его разговора с ответственным за раздел «Заметки
фенолога». Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки
— Борис Евгеньевич,- взывал он к редактору.- Я вас очень прошу, не правьте мою
заметку, она такая маленькая!
3) Всегда ли мы соблюдаем нравственные законы в отношении к природе? Увы, нет.
Недаром появились запреты, «суровые» наказания… (БЕССУФФИКСНЫЙ)
4) На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли
усталые созвездия. Я вышел из рубки на крыло мостика. (ПРИСТАВОЧНО-
5) То, что я видел вокруг себя, подсказывало мне, что крестьянин навряд ли так легко
расстанется с лошадью, он до конца будет пытаться спасти ее, удержать если не за
вожжи, то хотя бы за хвост. Подпись под этой картинкой тоже вызывала недоумение.
Я так до конца и не понял, что именно надо было страховать – лошадь или мост.
6) Поглощение пространства, «охота к перемене мест» стали нынче модой. Многим
кажется, что чем больше изъездит человек, тем культурней он будет, тем шире станет
7) Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться – от роста
культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего
отупения чувств, от обжорства этим самым техническим прогрессом. (СЛОЖЕНИЕ)
8) Останьтесь наедине со стихотворением – и вы почувствуете все остальное, что я не
сумел сказать о нем. Я же, когда читаю его, каждый раз возвращаюсь к траншеям под
Мгой, к брезентовым палаткам медсанбатов, и мне кажется, что Лермонтов не
гениальный поэт, а армейский офицер, на нем хлопчатобумажная гимнастерка, три
звезды на полевых погонах, у него усталые, красные от бессонницы глаза, и он только
что слышал последние слова фронтового друга. (ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ
9) Его надо любить ежеминутно…вот как меня любил дядя Миша…
10) Впервые этот тополь я увидел в 1937 году, но был таким же, как теперь, а наша
соседка Анна Васильевна рассказывала, что домику, где мы поселились, восемьдесят
лет, а когда его строили, тополь уже стоял. (ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ)
11) Я успела заметить взгляд, который он кинул сначала на меня, а потом на лужу.
— окончания изменяемых слов
— суффиксы инфинитива –ТЬ, ЧЬ, ТИ
— суффикс глагола прошедшего времени –Л-
— суффикс повелительного наклонения глагола И(Й)
-суффиксы, образующие степени сравнения прилагательных и причастий
(с помощью различных морфем) (без помощи морфем –
переходом из одной Ч.Р. в другую)
Помни об исторических чередованиях согласных в корнях с суффиксах!
Казак- казацкий- казачок
Ходить- хожу- хождение
Доска- дощечка- досточка
Закономерности образования некоторых частей речи.
Как найти слово, образованное бессуффиксным способом
1. Это существительное.
2. Это существительное образовано от глагола или прилагательного.
3. В этом существительном НЕТ НИКАКОГО суффикса.
1) определи часть речи
3) вспомни продуктивные способы образования этой части речи
4) вспомни закономерности образования этой части речи
5) найди мотивирующее слово
6) определи способ словообразования.
Неморфологический способ образования слов
При неморфологическом способе образования слова изменяется ТОЛЬКО ЧАСТЬ РЕЧИ, а не его внешний вид: слово будет отвечать на другой вопрос и иметь другое грамматическое значение.
Мороженое (какое?) мясо – сливочное мороженое (что?)
Образованная (что сделанная?) часть речи – образованная (какая?) девушка
Благодаря (что делая?) за помощь – благодаря помощи
Номер материала: ДБ-1453013
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Упражнения по теме «Основные способы словообразования»
Словообразование- процесс образования слов с новым лексическим значением; раздел лингвистики, в котором изучается состав слова и способы его образования от производящих основ.
Наречие-лингв. Неизменяемая часть речи.
Наречие- местный говор, диалект.
Мороженое (мясо)- (вкусное) мороженое.
Столовую (ложку)- (пойти в) столовую.
Тот+час-тотчас; сего+дня-сегодня; быстро+растворимый-быстрорастворимый.
1) префиксальный (приставочный): пере-+ходить-переходить; не-+хороший-нехороший;
2) суффиксальный: город+-ск(ой)-городской; мам(а)+-ин-мамин;
3) префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный): при-+гора+-ок-пригорок;
4) с помощью постфикса: задумать-ся; женить-ся;
5) безаффиксный (без суффиксов и приставок): искать-иск; выходить-выход; физика-
а) соединение слов (сложносоставные слова): диван-кровать; генерал-майор; кресло-кровать;
б) сложение основ слов с соединительной гласной (интерфиксом) о-е или без (сложные слова): спортплощадка; физкультура; пол-Европы; снегопад; землепашец; языковед;
в) сложение части слова с целым словом при помощи соединительных гласных (интерфиксов): новостройка;
г) сложение основ с присоединением суффикса: головокружительный; легкоатлетический; землечерпалка;
Этимология – 1. Отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. 2. Результат раскрытия происхождения слова. Например: напёрсток – от сущ. с предлогом «на перст, т.е. палец»
Задание №1. Укажите слово, от которого образовано данное, и способ образования.
Задание №2. Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга. Последнее слово цепочки разберите по составу.
Образец: Маслить – намаслить – намасливать – намасливаться.
Человек, человечность, человечный;
следовать, след, последовать, непоследовательный, последовательный, непоследовательность; размораживать, мороз, морозить, размораживание, разморозить;
преподнести, нести, поднести, преподнесение;
ускорение, ускорить, скорый;
рассыпчатость, сыпать, рассыпчатый, рассыпать;
продуманный, думать, непродуманность, непродуманный, продумать.
Тесты и упражнения по теме «Словообразование»
Укажите неверные утверждения:
а) Морфемика изучает состав и строение слова;
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
в) Окончание является формообразующей морфемой;
г) В русском языке существует один тип основы: производная.
д) Приставки могут быть синонимичными.
2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) ведущий, осведомлённый, товаровед б) водитель, вождь, газопровод
в) кора, корить, укор г) накормить, кормчий, (над) кормой
3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) возведённый б) сверкают в) издалека г) увидевший
4. Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по профессии?
5. Какое слово неправильно разобрано по составу?
а) с-прав-а б) стрел-к-ов-ый в) вежлив-ость- г) об-дум-ыва-я
6. Какое слово образовано суффиксальным способом?
а) подготовкаб) одноклассник в) подписать г) неожиданный
7. Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?
а) скоропортящийся б) старшеклассник в) электромонтёр г) быстроходность
8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?
а) симм..трично, стро..вой, перел..вать, орг..нический
б) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический
в) л..петать, зар..зительно, распор..жение, ч..столюбивый
г)заст..влять, предпоч..тать, просв..щение, посв..щённый
9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Стоять на полу было нельзя, потому что из-под двери дуло, а все болезни начинаются, если застудить ноги. Балансируя, я старался не упасть, а бабушка меня вытирала. Сначала голову. Её она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился. Потом она вытирала всё остальное.
10. Выпишите два слова с нулевым окончанием.
11. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
12. Определите способ словообразования: лесостепной,читка,собеседник,уехать , нагрудный , немосквич , тотчас , ход , травля , ученый (сущ.) , нефтепродукты
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. Укажите верные утверждения:
а) Морфемика изучает состав и строение слова;
б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;
в) Окончание является формообразующей морфемой;
г) Суффиксы могут быть синонимичными;
д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная.
2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?
а) инспектор, испечь, пекарь б) сбор, прибор, борная (кислота)
в) летний, летать, полёт г) сток, течение, текущий
3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?
а) избегая б) прибежавшийв) сближениег) устланный
4. Какой суффикс отличается от остальных по значению?
5. Какое слово неправильно разобрано по составу?
а) по-человеч-еск-и б) проч-н-ее в) до-вер-ие г) рас-тер-я-вши-сь
6. Какое слово образовано приставочным способом?
а) направо б) направить в) направлять г) направиться
7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
а) размышление б) расколоть в) раздумывать (о чём) г) развернуться
8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?
а)изм..нённый, сув..нир, отг..лосок, разгор..чённый
б)ог..рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать
в)безнаказ..нно, объ..снение, ласк..во, т..жёлый
г)прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец
9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.
а)вЕсть– извЕстие б)свежЕсть–жЕсть
в)бИзнесмен– бИзнес г)олИмпиада–ОлИмп
Прочитайте текст и выполните следующие задания.
Надо было придумать клесту имя. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста – Капитан Клюквин.
11. В тексте есть глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выпишите любые 2.
12. Определите способ словообразования: колхозник, шариковый, безденежье, подстанция, по-осеннему, прибежать, сейчас, пуск, брань, дежурный (сущ.), железобетон
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Бессроч. ный кредит, побывать вез. де, большая прос. ба, бор. ба за чистоту, малярные кис. ти, хороший подсолнеч. ник, воз. мем с собой, общ. ность интересов, выпустить бюллетен. оден. те ребенка, искусная рез. ба, получить ден. ги, мен. ше спорить, длител. ная болез. нь, тон. чайшая работа, закон. чить в срок, искрен. няя привязанность.
Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание.
Обжеч. кирпич. подстрич. акацию, береч. горючее, подбереш. факты, достан. багаж. отреж. хлеба, дверь настеж. гореч. микстуры, следы пожарищ. крыши дач. созревает рож. жду новых встреч. юноша горяч. выходиш. замуж. малыш. похож. на отца, стрич. овец, наш выигрыш. ненужная вещ. хороший товарищ. булатный меч. будеш. печ. пироги.
Вставьте, где это необходимо, ь. Почему слова сгруппированы таким образом? Сформулируйте правила.
петел(?) молот(?)ба мил(?)лион жес(?)т(?)
щавел(?) тон(?)ше кол(?)лекция новос(?)т(?)
связ(?)издат пис(?)мо бел(?)летрист т(?)вёрдый
л(?)стец вос(?)меро тис(?)нение пач(?)ка
скал(?)пел(?) Куз(?)мич бин(?)тик соч(?)ный
анал(?)гин воз(?)ми уяз(?)вим мощ(?)ный
бел(?)мо о прос(?)бе вин(?)тик набор(?)щик
пил(?)щик в тюр(?)ме мос(?)тик бан(?)щик
Замените звуки буквами. Напишите слова.
Ня[н’]кА, до[ч’]кА, пе[с’]ня, пе[н’]сия, ня[н’]чи[т’], мы[с’л’], жи[з’н’], фа[н’]тик, го[н’]щик, зо[н’]тик, ко[с’]ти, ба[н’]щик, ба[с’]ня, ле[н’]тяй, бли[н’]чик, вско[л’с’], [з’]де[с’], [с’]ти[л’], тро[с’т’], ба[л’]истика.
Образуйте от слов, данных в скобках, слова, называющие исполнителя работы, — у вас получится рекламное объявление.
Мастер-профессионал предлагает услуги (плитка), (стекло), (паркет), (штукатурка), (установка) дверей, (сборка) подвесных потолков и т. п.
Тел.: 111-11-11. Владимир.
Вставьте, где это необходимо, ь; определите грамматическую форму слова.
Танцуеш(?), упряж(?), виш(?), смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), бич(?), лиш(?), певуч(?), клещ(?), точ(?)-в-точ(?), тягуч(?), маж(?), биш(?), брош(?), могуч(?), видиш(?)ся, реж(?).
Вставьте, где это необходимо, ь. Пользуясь словарём, объясните значение фразеологизмов.
Ан(?)нибалова клятва, ахил(?)лесова пята, боч(?)ка Диогена, золотая молодёж(?), ал(?)фа и омега, краеугол(?)ный камен(?), питат(?)ся манной небесной, камен(?) преткновения, золотой дожд(?).
Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости.
Вскол..з. сел..д. клян..чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в. сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле, нян..ка, нян..читься, люд..ми, рез..ня, рез..ба, бояз..н. ос..миног, вес..ма, цер..ков. четыр..мя, пал..ба, вес..ма, гвоз..дик, бан..тик, умен..шить, бол..ше, тон..ше, тон..чайший, гон..щик, л..стец, туч..нее, каприз..ничать, бревен..чатый, бакен..щик, апел..син..чик, реч..ка, реч..ной, испор..ченный, зон..тик, вин..тик, почес..т. нояб..р. сен..тяб..р. пис..менный, воз..мёшь, гранил..щик, крюч..ки, в коробоч..ке, бетон..щик, жестян..щик, жен..щина, свар..щик, печ..ник, девят..надцат. восем..надцат. пят..десят. шест..десят. сем..сот, пор..ча, помощ..ник, ноч..ник, вен..чик, загон..щик, январ..ский, октябр..ский.
Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.
1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
1) не могу удержат. ся
4. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?
5. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?
6. В каком ряду во всех словах ь является показателем грамматических признаков?
1) Учить, увлечь, брать, мелочь.
2) Плачь, брошь, мелочь, едешь.
3) Стеречь, уделять, мощь, объявишь.
4) Спорь, сплошь, бить, тишь.
Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
1. В эту минуту раздались п. яные крики гостей. 2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего под. ячим. 3. Она села за фортеп. яно и сыграла несколько любимых его п. ес. 4. Лакей обез. янничает их манеры, замашки. 5. Высокий зеленый бур. ян рос на том месте, где когда-то был двор. 6. Обивка на креслах первых рядов и на бар. ерах лож. давно выцвела. 7. Раз. яренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной. 8. Порой выходила группа от. экзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно — о возможности провала. 9. Повар давал им [матросам] вываренное бул. онное мясо. 10. Среди большой чистой площадки на высоком п. едестале высился слепок могучей фигуры Давида. 11. Вот нам и еще один компан. он для пикника. 12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ. ятный лазурный простор. 13. При малейшем из. яне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр. 14. Мы уж с отцом от. ужинали. 15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными ар. ергардами. 16. Письма Андрея стали неот. емлемой част. ю моей жизни. 17. Аксинья с. узила глаза, шевел. нув черными бровями. 18. Настал день прем. еры, подготавливавшейся свыше полугода. 19. Мы пред. явили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы.
Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
1. В городке было сконцентрировано нескол. ко батал. онов пехоты. 2. Сначала производились натурные с. емки, затем работа была перенесена в павил. оны кинофабрики. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно найти в магазинах Глав. ювелирторга. 4. Во время ремонта театра были заменены меж. ярусные перекрытия. 5. В газете опубликовано интерв. ю с руководителем иностранной делегации. 6. Новые методы работы позволили с. экономить много времени и средств. 7. Активная контр. атака противника поставила в затруднител. ное положение молодого шахматиста. 8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трех. язычный словарь. 9. В такую в. южную ноч. нетрудно было сбит. ся с пути в незнакомых местах. 10. По ночам нередки были заморозки, и лист. я на дерев. ях с. ёжилис. от холода. 11. Для пересылки срочных и важных документов была испол. зована фельд. егерская связь. 12. Крестьяне неоднократно восставали, стремяс. избавит. ся от тяжести под. яремной жизни в условиях крепостничества. 13. Беряс. за какую-либо работу, нужно об. ективно оцениват. свои возможности. 14. Денежные знаки старого образца были из. яты из обращения. 15. На заре человеческой жизни поч. ти любое явление природы казалось людям сверх. естественным и необ. яснимым. 16. Химик производил опыты с какими-то четырех. элементными соединениями. 17. В основе таких теорий, как пан. тюркизм, пан. японизм, лежат не стол. ко религиозные, скол. ко политические цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет совершил транс. европейский перелет за нескол. ко часов.
Авин..он, ад..юнктура, ад..ютант, ар..ергард, батал..он, без..абзацный, без..аварийный, без..ухий, без..ёмкостный, без..ядерный, без..языкий, бул..он, вз..обраться, вз..есться, в..есться, в..ехать, в..ёт, В..етнам, в..юн, двух..аршинный, двух..ярусный, дез..активация, дез..установка, дет..ясли, дос..е, друз..я, д..явол, из..обличить, из..украсить, из..евший, из..ездить, из..являть, из..ян, интерв..ю, ин..екция, ин..юрколлегия, ин..яз, кан..он, контр..атака, контр..угроза, контр..удар, контр..ярус, контр..экспозиция, кон..юнктивит, кон..юнктура, котил..он, лит..ё, медал..он, меж..американский, меж..европейский, меж..элементный, мин..он, нав..ючить, над..язычный, необ..ятный, неот..емлемый, об..учение, об..единение, об..ект, об..ектив, об..ективный, об..ехать, об..ятый, от..утюженный, от..учить, от..юлить, от..явленный, от..экзаменовать, пан..американский, пан..европейский, папил..отка, под..одеяльник, под..опытный, под..ельник, под..ём, под..язычный, под..ячий, пред..упредить, пред..юбилейный, пред..явитель, птич..и, раз..ахаться, раз..украсить, раз..единённый, раз..ярённый, р..яный, саф..ян, сверх..бтекаемый, сверх..ёмкий, сверх..естественный, сверх..экономный, син..ор, с..обез..янничать, с..ориентироваться, стул..я, суб..ект, суб..ективный, суб..ядерный, супер..агент, с..едобный, с..ёжиться, с..ехидничать, с..ябедничать, с..язвить, с..экономить, транс..океанский, транс..сибирский, транс..урановый, транс..европейский, трёх..осный, трёх..уровневый, трёх..ярусный, фельд..егерь, четырёх..ярусный, четырёх..этажный, шансон..е, ш..ют.
Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами.
1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)
Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.
Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами, объясните употребление ъ и ь в этих словах. Укажите различия в значениях этих слов.
Вьюга — метель, изъян — недостаток, объегорить — обмануть, объедала — обжора, объять — обнять, подъем — воодушевление, пьедестал — постамент, снадобье — лекарство.
Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2—3 примера (в предложениях) на каждое правило правописания ъ и ъ.
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?
1) раз..емный, без..ядерный, изголов..е
2) в..езжающий, из..ятый, меж..этажный
3) с..емный, об..ектив, двух..ярусный
4) необ..ятный, бул..онный, кон..юнктивит
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1) бьющий ключ. любимая вещ. глубоких луж. распростиш..ся с людьми
2) стало невмоч. голос певуч. громкий плач. оденеш..ся потеплее
3) промаж. клеем, удивительный товарищ. грозовых туч. печ.. рулет
4) разреж..те лист, достучиш..ся до соседа, бежать вскач. помощ.. преподавателя
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?
1) ад..ютант, под..ездной, под..ячий
2) об..ект, об..езженный, интер..ер
3) об..явленный, компан..он, прод..юсер
4) из..ян, неот..емлемый, ин..екция
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1) поздороваеш..ся с другом, двигаться вскач. быстро одеваеш..ся, стало невмоч..
2) лучший товарищ. заметная фальш. изнуряющая суш. длинный меч..
3) реж.. хлеб, игра не стоит свеч. несколько луж. встретиш..ся с братом
4) мятеж.. офицеров, попрощаеш..ся с матерью, назнач..те место встречи, щедрый богач.
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?
1) пан..европейский, ин..екция, протод..якон
2) сверх..естественный, кон..юнктура, транс..европейский
3) пред..юбилейный, интерв..ю, звен..евой
4) трех..язычный, кан..он, п..едестал
Старинное пр. дание, камень пр. ткновения, пр. чуды природы, пр. ступить (к делу), богатое пр. даное, пр. вратности судьбы, пр. одоление препятствий, не надо пр. рекаться, пр. знание в содеянном, пр. бывать в бездействии, беспр. кословно повиноваться, пр. верженец новых взглядов, пр. дать друга, пр. мирить врагов, пр. бытие поезда, непр. менное условие, полезное пр. обретение, жизнь без пр. крас, пр. забавный случай, пр. ломление лучей, пр. вышение полномочий, пр. остановить слушание дела, давать пр. сягу, искатели пр. ключений.
Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.
Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.
Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.
Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр. красной горной козы и, пр. следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра. стояние.
Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться.
Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.
Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при-, объясните их написание.
Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.
Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.
Тест по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-«
1. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.
2. В каком слове пишется приставка при-?
1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.
3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.
4. В каком слове пишется приставка пре-?
5. В каком слове пишется приставка при-?
4) пр…клонить колени
6. В каком слове пишется приставка пре-?
7. В каком слове пишется приставка при-?
8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?
9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?
10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?
1. Назовите формы одного и того же слова:
Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.
Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Упражнение 2.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Упражнение 3.
Запишите несколько примеров слов, образованных:
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Прочитайте текст и выполните задания.
Задания к упражнению 4
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Тест по теме «Словообразование»
1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.
8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
А) кожаный,
Б) отлет,
В) водолаз,
Г) напольный.
9. Какое слово образовано бессуффиксным способом
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный
11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
А) приставочный,
Б) суффиксальный,
В) бессуффиксный,
Г) переход
14. Укажите способ образования слова ВОСХОД
А) приставочный,
Б) бессуффиксный,
В) суффиксальный,
Г) переход
15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.