Сообщил Петцольд своему государю и о причинах помилования: «Ея Величество Государыня Императрица, по свойственному ей великодушию и милосердию, снизошла к несчастному положению провинившихся и, вспомнив о том, что вступление ее на престол было совершено без пролития хотя бы одной капли крови, пощадила эту кровь и в несчастных осужденных и заменила смертную казнь вечною ссылкою».
Особо отметил дипломат, что собравшаяся публика была неприятно удивлена переменой участи приговоренных и солдатам пришлось даже принимать меры к наведению порядка.
«Некоторые из народа, недовольные тем, что никто из осужденных не был казнен смертью, были тотчас же приведены весьма энергическими средствами к совершенному молчанию».
Сами приговоренные по-разному восприняли все происходящее. Остерман, Левенвольде и Миних сохраняли видимую невозмутимость, тогда как Головкин и Менгден «выказали значительную долю малодушия».
Полтора года спустя в Петербурге случилась еще одна история, позволившая императрице проявить милосердие к приговоренным: то было знаменитое лопухинское дело, известное современной публике во многом по фильму «Гардемарины, вперед!» Лопухинское – по имени его главной героини статс-дамы Натальи Федоровны Лопухиной, дочери генеральши Балк, пострадавшей по делу Вилима Монса, но затем при новых властях вернувшейся в столицу.
Наталья Лопухина была одной из самых ярких персон своего времени. Историк Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский писал: «Толпа воздыхателей окружала всегда Лопухину: с кем танцевала она, кого удостаивала разговором, на кого бросала даже взгляд – тот считал себя счастливейшим из смертных… Молодые люди восхищались ея прелестями, любезностью, приятным разговором; старики также старались ей нравиться; красавицы замечали пристально, какое платье украшала она, чтобы хотя нарядом походить на нее».
Подвели Наталью Федоровну, впрочем, не красота и популярность, хотя и бытовала версия, что причиной немилости Елизаветы Петровны к ней стала обычная ревность. Камнем преткновения для Лопухиной стала высокая политика. При дворе тогда шло состязание партий, и влиятельный лейб-медик Иоганн Герман Лесток, искавший повода свалить не менее влиятельных братьев Бестужевых-Рюминых, нашел именно в деле Лопухиной шанс прорваться к цели. Когда стало известно, что Лопухина и ее муж Степан позволяли себе не вполне почтительно отзываться об императрице и даже говорили, что «будет-де чрез несколько месяцев перемена», дело быстро набрало обороты. Когда же Лопухин дал показания на Анну Гавриловну Бестужеву-Рюмину, супругу одного из братьев, Лесток был счастлив: императрице можно было предъявлять доказательства заговора против нее.
Наказание кнутом Н.Ф. Лопухиной.
Суд собрался 19 августа 1743 года в здании Сената, сразу восемь подсудимых (дело разрослось весьма серьезно) были приговорены к смерти: Степан, Иван и Наталья Лопухины и Анна Бестужева к урезанию языка и колесованию, вовлеченные в процесс поручик Иван Мошков и князь Иван Тимофеевич Путятин – к четвертованию, обер-штер-кригскомиссар Александр Зыбин и супруга камергера София Лилиенфельд – к обезглавлению.
Суровый приговор, но императрицей он утвержден не был. Всем осужденным она заменила смертную казнь на другие меры наказания: Лопухиных и Бестужеву высечь кнутом и, урезав язык, послать в ссылку, Мошкова и Путятина высечь кнутом, Зыбина плетьми и послать их троих также в ссылку; Софии же Лилиенфельд, в то время беременной, велено было объявить, что ее высекут плетьми и сошлют после родов.
Экзекуция состоялась 31 августа 1743 года на Васильевском острове, все перед теми же Двенадцатью коллегиями. Горожан, как водится, широко оповестили о предстоящей казни, в том числе и с помощью печатных объявлений, вывешенных «в пристойных местах» столицы, а потому зрителей и на сей раз собралось множество.
Приговоренных на место казни привели под конвоем из Петропавловской крепости. Вначале секретарь Правительствующего Сената Гаврила Замятнин громогласно зачитал приговор – и в первоначальном его варианте, и смягченный императрицей. Потом подвергли наказанию Наталью Федоровну Лопухину. Историк Михаил Иванович Семевский живописал подробности: «Лопухина поддалась обаянию ужаса; твердая до произнесения приговора, она не в силах была владеть собою, отваживаясь в то же время на напрасное сопротивление палачам. Один из них, сорвав с ее плеч платье, обнажил ее спину; другой – схватил Лопухину за руки, вскинул ее себе на плечи и кнут засвистал в воздухе, исполосовывая тело несчастной кровавыми бороздами. Отчаянно билась истязуемая; вопли ее оглашали площадь, залитую народом… Полумертвую, обеспамятевшую от боли, Лопухину палач спустил с плеч на помост, и над нею исполнили вторую часть приговора, бывшую, может быть, еще мучительнее первой. Сдавив ей горло, палач принудил несчастную высунуть язык: захватив его конец пальцами, он урезал его почти наполовину. Тогда захлебывающуюся кровью Лопухину свели с эшафота. Палач, показывая народу отрезок языка, крикнул шутки ради: „Не нужен ли кому язык? Дешево продам!“»
Затем пришла очередь Анны Бестужевой. По легенде, она оказалась более удачлива в тот день: пока палач снимал с нее верхнее платье, она успела передать ему свой золотой, осыпанный бриллиантами крест. Заплечных дел мастер оказался понятлив и покладист: бил кнутом Бестужеву гораздо слабее, чем Лопухину, а урезание языка «ограничилось небольшим его кончиком».
После этого наступил черед Степана и Ивана Лопухиных и остальных приговоренных. По окончании казни все осужденные были отправлены в простых повозках в деревню «за десять верст от столицы» – для прощания с родными перед ссылкой.
Что примечательно, политической своей цели все эти экзекуции не достигли: свалить братьев Бестужевых Лесток не сумел, а несколькими годами позже сам был арестован и отправлен в ссылку.
- Противникам церкви на Руси вырывали языки и отрезали руки
- «Звероядивый» Жидята
- Раскаленный котел для раскольника
- Лучше уж сжечь себя самому
- В каменных мешках
- Государство шло навстречу
- Костер по боярыне плакал
- К православному кресту — и мусульман, и униатов
- maryawa
- моя жизнь
- прошлое, настоящее и. секретное
- Урезать/ урезать язык
- Смотреть что такое «Урезать/ урезать язык» в других словарях:
- Укоротить язык
- Смотреть что такое «Укоротить язык» в других словарях:
- Видео
Противникам церкви на Руси вырывали языки и отрезали руки
Костры инквизиции пылали не только в католической Европе. Исправно распаляли их и на православной Руси. В борьбе с ослушниками все методы были хороши, а главное — почти всегда действенны.
«Звероядивый» Жидята
Так, живший в XI веке летописец за жестокое обращение с иноверцами называет новгородского архиерея Луку Жидяту «звероядивым». «Сей мучитель резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям». В XIII веке там же связали и бросили в огонь четырех волхвов, испросив на то согласия у архиепископа.
С магами и предсказателями тоже не церемонились. Жители Пскова сожгли 12 колдуний за то, что те якобы наслали на город мор. «За волшебство» можайский князь предал костру боярыню Марью Мамонову. При этом жестокие расправы вовсе не были попустительством на местах — на них благословляли, можно сказать, официально. В сборнике религиозных и светских законов XIII века «Кормчая книга» за еретическое писание и волхование было велено проклинать, а вредные книги на головах сжигать. Предписания исправно исполнялись. Все в том же Новгороде архиепископ Геннадий приказал сжечь на головах нескольких еретиков берестяные шлемы, после чего двое из приговоренных к такому мучению сошли с ума. А инициатора сего наказания, как бы это ни было абсурдно, причислили потом к лику святых. Кстати, Геннадий жил в одно время со знаменитым Торквемадой, знал об испанской инквизиции и восхищался ею. В этом смысле католическая Европа была примером для православного архиепископа.
Еще один дикий пример: неких московских плотников Неупокоя, Данилу и Михаила сожгли за то, что те съели запрещенную церковными предписаниями телятину.
В «Святых правилах святых апостолов» XV века еретиков прямым текстом предписывалось жечь и закапывать. Популярностью пользовался особый способ — сожжение в срубах. Особой активностью в навешивании обвинений отличались церковные соборы. Участники этих заседаний наиболее влиятельных иерархов частенько приклеивали ярлык еретика неугодным коллегам, дабы завладеть их имуществом и землями.
Раскаленный котел для раскольника
Пик православной «инквизиции» пришелся на ХVII век. Мишенью для пыток и гонений стали раскольники, или старообрядцы, выступившие против реформы патриарха Никона. Тут православная «инквизиция» разгулялась: с одобрения патриарха несогласным резали языки, руки и ноги, сжигали на кострах, возили с позором по городу, а затем бросали в тюрьмы, где содержали до самой смерти. На одном из церковных соборов всех непокорных предали анафеме и обещали казнить. Летописи пестрят историями о пытках. Много сведений о казни раскольников сохранилось в сочинениях протопопа Аввакума. Из них можно узнать, что стрелец Иларион сожжен в Киеве, священник Полиект, а с ним еще 14 человек — в Боровске, в Холмогорах на костер отправили Ивана Юродивого, в Казани сожгли тридцать человек, столько же в Сибири, во Владимире — шестерых, в Боровске — четырнадцать.
Самого Аввакума бросили в монастырскую тюрьму, где с ним сидело еще человек шестьдесят. И всех их постоянно били и проклинали. А сожгли протопопа на площади в Пустозерске в срубе вместе с еще двумя учителями-раскольниками.
Мучили церковных противников также в раскаленных железных котлах. Так образом довели до смерти раскольников Петра и Евдокима. Многие, не вытерпев мучений, переходили в православие. Но и это не всегда спасало от кары. Так, новгородский раскольник Михайлов под пытками отказался от своего исповедания, но все равно был сожжен.
На старообрядцев организовывали облавы, в которых представителей церкви сопровождали стрельцы. В кровавых походах уничтожались целые деревни. Спасение раскольники искали в бегстве за границу, на Дон, за Урал. Но и туда добирались карательные отряды.
Сказать точно, сколько людей было загублено в борьбе с раскольничеством лишь за XVII век, невозможно, — архивов на этот счет не сохранилось. Историки говорят о нескольких тысячах.
Упоминания о единичных случаях жестоких гонений раскольников можно найти даже в середине XIX века. Но в целом, начиная с 1840‑х годов, к старообрядцам стали относиться терпимей, их перестали преследовать. Окончательно ограничения в отношении староверов были сняты в 1905 году Указом «Об укреплении начал веротерпимости».
С конца XVII и до XIX века десятки тысяч старообрядцев массово предавали себя смерти, организуя самосожжения. Григорий Мясоедов «Самосжигатели» (1882, 1884)
Лучше уж сжечь себя самому
У старообрядцев был действенный, хотя и несколько своеобразный способ избежать мучений со стороны церковных служителей — самосожжение. Среди раскольников в XVII веке оно достигло небывалого размаха.
Один из первых массовых случаев произошел в Пошехоновской волости Белосельского уезда, когда смерти себя предали почти две тысячи человек. На реке Березовке в Тобольском крае по инициативе раскольнического чернеца Иванища и попа Домициана сгорели около 1700 раскольников. По дошедшим до нашего времени сведениям, только за 1667–1700 годы такой мученической смерти предали себя почти девять тысяч человек.
Впрочем, случаи самосожжения часто были связаны и с убеждениями самих старообрядцев, которые верили, что таким образом они проходят новое крещение для достижения царства небесного.
В каменных мешках
Не сожженных сразу еретиков да раскольников бросали в тюрьмы при монастырях. Они были разной конструкции. Одни из самых популярных — земляные. Они представляли собой ямы, в которые опускались деревянные срубы. Наверху настилали кровлю с небольшой дыркой для передачи пищи. В таком заключении томился уже упомянутый протопоп Аввакум.
Во многих монастырях узников помещали в узкие каменные мешки, больше напоминавшие шкафы. Возводили их в несколько этажей внутри монастырских башен. Были они изолированными друг от друга, очень тесными и без окон и дверей.
Бесчеловечным содержанием узников славилась тюрьма Соловецкого монастыря. Каменные мешки там достигали 1,4 метра в длину и метра в ширину и высоту. Заключенные могли спать только в полусогнутом состоянии.
Чаще всего сидели в монастырских тюрьмах в ручных и ножных кандалах, прикованными к стене или к деревянной громадной колоде. На особо опасных для церкви узников надевали еще и «рогатки» — железный обруч вокруг головы, закрывавшийся под подбородком на замок при помощи двух цепей. К нему перпендикулярно прикрепляли несколько длинных железных щитов. Конструкция не позволяла узнику лечь, и он вынужден был спать сидя.
Заключенных нередко пытали. Один из епископов так описывал «воспитательные» методы: «Казни сии были — колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая — вешать и головы рубить». В ходу было и поднятие на дыбу: жертвам этого метода «привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела».
Государство шло навстречу
Церковь расправлялась со своими противниками руками светских властей. Священники требовали предать того или иного отступника пыткам и сожжению, а правители исполняли такие просьбы.
Сами мирские владыки тоже проявляли порой лютую ненависть к «неверным». Иван Грозный ненавидел евреев. При взятии русскими войсками Полоцка всех представителей этого народа в «воду пометали», щадили только тех, кто принимал православие. В Смоленске же иудеев сжигали.
Смертью грозил переход из православия в иудаизм. Таких случаев было немного. Но наказание сохранилось даже в XVIII веке. В 1738 году в Петербурге был сожжен морской офицер Александр Возницын вместе с евреем, склонившим его к иудейской вере.
Старался избавить русскую землю от этой «скверны» и еще один соратник царя — новгородский архиерей Иов. Проявлял он такое усердие, что управляющий Олонецкими заводами де Геннин просил Петра I освободить из заточения опытного мастера Семена Денисова и остановить преследования раскольников-рабочих, чтобы на заводе было кому работать. Просьба осталась неуслышанной.
В борьбе за чистоту веры православные деятели не знали меры. Причем самым суровым гонениям подвергались не представители других религий или конфессий, а православные, но ушедшие в раскол.
И все же вряд ли православную «инквизицию» можно сравнить, например, с испанской, которая только с 1481 по 1498 год отправила на костер 9 тысяч еретиков. При этом три миллиона иноверцев — евреев и мавров‑мусульман — отправились в изгнание. А чего стоит смертный приговор всем (!) жителям Нидерландов.
За колдовство, по разным исследованиям, в Европе с XIV по XVIII век сожгли от 20 до 60 тысяч человек. В «охоте на ведьм» усердствовали как католики, так и протестанты. Последняя в Европе казнь за колдовство случилась в 1782 году, причем в протестантской просвещенной Швейцарии.
А последняя в мировой истории ведьма была сожжена в католической Мексике вообще в XIX веке, в 1860 году.
В России ведьм и колдуний оставили в покое гораздо раньше. Да и до этого мы не могли похвастаться «европейскими масштабами» в борьбе с ними.
Костер по боярыне плакал
Известной мученицей-раскольницей была боярыня Феодосия Морозова. Подруга первой супруги царя Алексея Михайловича, представительница знатнейшего рода, она превратила свой московский дом в центр старообрядчества.
Долгое время благодаря авторитету и связям ей удавалось избегать жерновов инквизиции. Но в одну из ночей архимандрит Чудова монастыря Иоаким ворвался в дом к боярыне со своими людьми и велел надеть на нее кандалы.
Морозову вместе с сестрой и подругой бросили в монастырскую тюрьму. Женщин уговаривали отказаться от старообрядчества, но они стойко держались своей веры.
Заступником влиятельной боярыни выступил даже патриарх Питирим. Но Иоаким был непреклонен. Староверок пытали плетьми и дыбой. В конце концов их приговорили к сожжению. Но на защиту знатных узниц поднялось московское боярство — и костер отменили. Однако спасти женщин все равно не смогли — всех трех уморили в тюрьме голодом.
Сподвижница протопопа Аввакума Феодосия Морозова (1632–1675) за приверженность к «старой вере» была лишена имения и заточена в монастырскую тюрьму. Василий Суриков «Боярыня Морозова» (1884-1887)
К православному кресту — и мусульман, и униатов
Были попытки обратить в православие и мусульман. В XVII–XVIII веках известны случаи, когда на месте татарских мечетей воздвигали церкви. Особо рьяные церковники могли даже заключать непокорных в тюрьмы, насильно крестить их в купели со связанными руками или отбирать детей у «неверных» и передавать их на воспитание «новокрещенным».
Екатерина II, Николай I и даже Николай II не оставляли попыток сделать греко-католиков (униатов) православными. Весьма показательна история с Софийским собором в Полоцке, который с 1667 года принадлежал униатам. Во время Северной войны собор был закрыт российской армией. Петр I передал его православной общине, но она отказалась принять собор, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии.
Впрочем, из сохранившихся царских документов следует, что кровавый конфликт был «спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».
Софийский собор в Полоцке
Заглавное изображение: Вячеслав Назарук «Проводы Перуна» (1988). Государственный музей истории религии.
maryawa
моя жизнь
прошлое, настоящее и. секретное
Считалось одной из «легких» разновидностей пыток и применялась в основном к аристократии.
Битьё батогами:
битье батогами, как ни странно считалось более мягким наказанием нежели битье кнутом
Испанский сапог:
Это такое крепление на ноге с металлической пластинкой, которая с каждым вопросом и последующим отказом отвечать на него, как этого требовалось, затягивалась все сильнее, чтобы переломать человеку кости ног. Для усиления эффекта иногда к пытке подключался инквизитор, который ударял молотом по креплению. Часто после таких пыток все кости жертвы ниже колена были раздроблены, а израненная кожа выглядела, как мешочек для этих костей.
Пытка «грушей»
«В» «О» «Р» «Ъ» так с начала 18 в. по 1846 г. клеймили на щеках и на лбу преступников (после 1753 г. использовали только три первых буквы).
Орден за пьянство:
в царствование Петра I таким «орденом» (весом не менее одного пуда, т.е. 16 кг) принудительно «награждали» неисправимых алкоголиков. к сожалению, этот курьезный способ борьбы с пьянством в России не принес никаких результатов.
Вонзающиеся козлы («конь»):
жертву усаживали верхом на этот пыточный аппарат с привязанными к запястьям и лодыжкам гирями. острое ребро перекладины впивалось в промежности, вызывая нестерпимую боль.
«испанский паук»:
при пытках это орудие вонзали жертве в какую-либо часть тела. внешне оно напоминало ножницы с загнутыми острыми концами. когда «когти» впивались в плоть несчастного, веревка, пропущенная через кольца, а затем переброшенная через блок в потолке, позволяла поднимать и опускать жертву, что доставляло немало страданий.
тиски для больших пальцев или так называемый «ручной зажим»:
топорик-резак для отсечения пальцев:
Приспособления для урезания языка:
Гильотина:
— орудие для обезглавливания осужденных на казнь. Состояла из двух столбов, соединенных перекладиной, между которыми скользило по фальцам острое лезвие весом ок. 40 кг; в момент казни оно с силой падало на закрепленную под ним шею заключенного.
До старушки-гильотины палачи пользовались мечами и топорами:
Казнь через повешание:
Именно к XIX веку относятся самые массовые по зрителям повешения. Все они выпали на долю знаменитейшего английского палача Вильяма Калкрафта, занимавшего эту должность рекордный срок — в 1829-1874 гг.
На втором месте казнь Фредерика Джорджа Мэннинга и его жены Марии 13 ноября 1849 года. Супруги отвечали за то, что вдвоём зарезали бывшего возлюбленного Мэри, Патрика О’Коннора, чтобы забрать его деньги. Тот факт, что жёнушку и муженька вешали рядышком, привлёк огромную толпу — по подсчётам, от 30 000 до 50 000 зрителей.
На первом месте — казнь доктора Эдварда Вильяма Притчарда в Глазго 28 июля 1865 года за убийство жены и тёщи. Доктор собрал на свой последний танец аж 100 000 зрителей.
Платили, кстати, палачам очень даже хорошо, и ставки постоянно повышались. Форма оплаты — сдельная, по результату и загруженности из бюджета местного самоуправления. Так что на каждое свободное место образовывался конкурс человек в пятьдесят, а то и больше.
Урезать/ урезать язык
Смотреть что такое «Урезать/ урезать язык» в других словарях:
ЯЗЫК — Бабий язык. Арх. Растение алоэ. АОС 1, 78. Байковый язык. Жарг. угол. Воровской жаргон. СРВС 1, 31, 203. Балантресий язык у кого. Коми. О разговорчивом человеке. Кобелева, 83. Баской на язык. Яросл. Бойкий, несдержанный человек. ЯОС 1, 40. Бить… … Большой словарь русских поговорок
урезать — уменьшить, въехать, срезать, сократить, свертывать, поурезать, срезывать, отхватить, ограничить, сокращать, укоротить, уменьшать, исполнить, врезать, съездить, ударить, свести к минимуму, двинуть, подрезать, сбацать, подкоротить, сыграть,… … Словарь синонимов
Русский язык в Латвии — … Википедия
Рецессия — (Recession) Содержание >>>>>>>>> Рецессия это, определение это производительности, которое характеризует нулевой или отрицательный основной показатель внутренний валовый продукт, протекающий на протяжении полугода и более … Энциклопедия инвестора
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
сжать — сдавить, стиснуть, зажать; сократить, урезать; сцепить. Ant. разжать Словарь русских синонимов. сжать 1. сдавить, стиснуть, зажать / руку: пожать 2. см. сократить … Словарь синонимов
Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Италия — Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики>; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э … Географическая энциклопедия
СЛУЧАЙНОСТЬ, ИРОНИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ — ’СЛУЧАЙНОСТЬ, ИРОНИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ’ (‘Contingency, Irony and Solidarity’. Cambridge, Mass., 1989) работа Рорти, представляющая собой попытку философского осмысления проблемы соотношения личного и общественного модусов человеческого бытия.… … История Философии: Энциклопедия
Укоротить язык
Смотреть что такое «Укоротить язык» в других словарях:
укоротить язык — зажать рот, заткнуть рот, замазать рот, зажать глотку, заставить замолчать, заткнуть глотку, замазать глотку Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
укоротить язык — кому Заставить кого л. поменьше болтать, быть менее дерзким … Словарь многих выражений
Укорачивать/ укоротить язык — кому. Прост. Заставлять замолчать кого л. ФСРЯ, 540; БТС, 1532; Глухов 1988, 163; БМС 1998, 649 … Большой словарь русских поговорок
ЯЗЫК — Бабий язык. Арх. Растение алоэ. АОС 1, 78. Байковый язык. Жарг. угол. Воровской жаргон. СРВС 1, 31, 203. Балантресий язык у кого. Коми. О разговорчивом человеке. Кобелева, 83. Баской на язык. Яросл. Бойкий, несдержанный человек. ЯОС 1, 40. Бить… … Большой словарь русских поговорок
язык — а/; м. см. тж. язычок, язычище, языковый, языковой, язычный 1) а) Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства … Словарь многих выражений
укоротить — холодной водой окатить, укоротить хвост, указать место, окургузить, сбить спесь, поставить на свое место, холодной водой облить, привести к порядку, поставить на место, ушить, подрубить, подрезать, усечь, подшить, осадить, сократить, урезать,… … Словарь синонимов
укоротить — рочу/, ро/тишь; укоро/ченный; чен, а, о; св. см. тж. укорачивать, укорачиваться, укорачивание, укорочение что 1) а) … Словарь многих выражений
язык — а; м. 1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства. Розовый длинный я. собаки. Шершавый кошачий я. Облизать губы языком. Обжечь… … Энциклопедический словарь
укоротить — рочу, ротишь; укороченный; чен, а, о; св. что. 1. Сделать короче, меньше по длине. У. платье. У. палку. У. волосы. У. поля шляпы. У. на два сантиметра юбку. Сильно у. рукав. // Сократить протяжённость дороги, пути и т.п. У. путь через лес. У.… … Энциклопедический словарь
укороти́ть — рочу, ротишь и (устар.) ротишь; прич. страд. прош. укороченный, чен, а, о; сов., перех. (несов. укорачивать). 1. Сделать короче, меньше по длине, по протяженности. Укоротить платье. Укоротить палку. Укоротить путь. □ На ярмарке он постриг волосы … Малый академический словарь