- Урок ФГОС общеметодологической направленности методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока русского языка общеметодологической направленности Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
- Урок общеметодологической направленности «Русский язык», 4 класс по теме «Части речи»
- Урок общеметодологической направленности
- Видео
Урок ФГОС общеметодологической направленности
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе :Герасимова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№2 г. Петровска Саратовской области»
Предмет: русский язык
Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составительА.Д Шмелев. Издательский центр «Вентана –Граф», 2012. В 2 частях
Тема урока: Содержание и форма. Рассказ. Композиция..
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о способности учащихся к новому способу действия
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Учащиеся внимательно слушают учителя, комментируют притчу и эпиграф урока,выработывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
«надо») – чтобы не было конфликтов
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности
Учащиеся заполняют кластер по теме «Осложненное простое предложение», выполняют синтаксический разбор предложений.
Поиск и выделение необходимой информации;
умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О).
Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).
Умение анализировать языковой материал (П).
Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).
Умение анализировать языковой материал (П).
Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами(Р).
Поиск и выделение необходимой информации (О).
Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).
III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности ;систематизировать и обобщить знания по композиции рассказа.
Учитель предлагает ещё один прием работы с информацией-составление сорбонок(небольших карточек).
Составление сорбонок (карточек).
Проверка теоретического материала.
Организует динамичную физкультминутку. См.приложение)
Музыкальная физминутка ( автор :Макеева Вера Николаевна
Тогучинского р-на Новосибирской обл.)
З человека выборочно проверяют класс.
Музыкальную физминутку проводят заранее подготовленные дети.
Формирование способности к новому способу действия
Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).
Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И). Умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).
IV. Этап включения изученного в систему знаний
Цель:. Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике
Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).
Подведение к выводу (Л).
Организует работу с упражнением №108 Проанализировать композицию рассказа,выделить все части.Крастко описать каждую часть.
Организует работу с упр.110
Организует проверку по эталону
Работают с упражнением №110,слушают аудиприложение, анализируют композицию,записывают трассказ.,делают вывод..
Проверяют по эталону.
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Личностный результат УУД:
— стремление к речевому самосовершенствованию.
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).
Заполнить кластер по теме урока.
Прием «Фантазёр». Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Заполняют кластер. Делают выводы.
Называют способы применения кластера,сорбонок в жизни, в других предметных областях.
Личностный результат УУД:
— способность к самооценк.
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Конспект урока русского языка общеметодологической направленности Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
Учитель русского языка и литературы
Кутырева Ольга Викторовна
Предмет русский язык
Тема урока Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
Тип урока Обобщение и систематизация знаний /урок общеметодологической направленности/
Деятельностная цель формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Содержательная цель выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий
Формирование УУД личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы), регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).
Образовательные: обобщить, систематизировать и структурировать знания об имени существительном как части речи
Развивающие: развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Мы с вами в очередной раз встретились на уроке русского языка. Давайте посмотрим в глаза друг другу и настроимся на плодотворную работу.
Задание: Урок я начну со стихотворения, а вы попытайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке.
Джинсы, майки и штиблеты
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Села, города, планеты –
Это тоже все …(предметы).
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они …(существительные).
? – Так о чем будем говорить на уроке?
Задание: составьте ассоциативный ряд к слову СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Учащиеся добавляют необходимые по смыслу слова: предметы, существительное.
Записываем тему урока: Имя существительное.
Учащиеся предлагают варианты: род, число, падеж, и т.д.
3. Постановка учебной задачи.
У: Сколько всего мы уже знаем об имени существительном. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?
Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок.
? – Для того чтобы обобщить и систематизировать сои знания, какие задачи мы перед собой поставим? (Что мы должны сделать? Что нам поможет очень емко, зрительно представить имя существительное как часть речи?)
Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль существительных.
Закрепить умение определять эти признаки у существительных в предложении.
Составить опорную схему (кластер) по теме.
(на доске вывешивается начало схемы: имя существительное)
Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать.
Повторить признаки имени существительного.
Закрепить умение определять эти признаки у существительных.
Составить опорную схему по теме.
Построение проекта выхода из затруднения
? – По каким признакам вы определили, что это существительные?
? – Чем мы дополним схему?
2. Игра «Мешок со словами». (Работа в парах).
Задание: Вам даны конверты со словами. Нужно разделить слова на группы, объяснить, по какому принципу разделили. Дать понятие об этих группах слов.
1 ряд: (на 2 группы) поляна, песня, город, здание, ребенок, щенок, соловей, муха.
2 ряд (на 2 группы): город, остров, озеро, книга, журнал, Ишим, Байкал, Сахалин, «Муму», Енисей.
3 ряд (на 4 группы): борщ, шампунь, курица, команда, гнездо, болото, грязнуля, рёва.
(1 пара с каждого ряда отвечает).
3. Работа с текстом.
Задание: Списать текст, вставить пропущенные орфограммы.
Тишь в сосновом лесу. Пахнет смолой и землей. Сказочными великанами стоят сосны среди молодого подрастающего леса. Одна к другой тесно жмутся покрытые зеленой хвоей молодые сосенки.
? – О чем текст? (Тема текста)
? – Как можно озаглавить текст, опираясь на тему текста?
? – Чем отличаются существительные первых двух предложений?
1 ряд – найти существительные 1 скл., определить у них падеж, подчеркнуть так, каким членом предложения они являются.
2 ряд – найти существительные 2 скл., определить у них падеж, подчеркнуть так, каким членом предложения они являются.
3 ряд – найти существительные 2 скл., определить у них падеж, подчеркнуть так, каким членом предложения они являются.
? – как определяли склонение существительных? Падеж?
? – Какую грамматическую категорию существительного еще не назвали? Что мы знаем о числе имен существительных?
? – Каким членом предложения может быть существительное?
Дополняют схему: вопросы Кто? Что? Предмет.
1 ряд : существительные одушевленные – неодушевленные.
3 ряд: существительное женского, мужского, среднего и общего рода (дополняем схему).
Предполагаемый ответ: склонением и падежами. Дополняют схему.
1 ряд – смолой, землей, сосны, хвоей, сосенки.
2 ряд – великанами, леса.
Учащиеся делают вывод.
Категорию числа. Дополняем схему.
Существительные изменяются по числам или употребляются только в единственном или во множественном числе.
Первичное закрепление во внешней речи.
Рассказать об имени существительном по опорной схеме.
1 ученик начинает, другой продолжает, и т.д.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Выполнить морфологический разбор имени существительного. ( одного по выбору).
Оценить сою работу.
? – Где нам пригодится составленная схема и знания, которые мы обобщили?
Морфологический разбор существительных и проверка по эталону. Самооценка.
На предстоящем экзамене.
Предлагаю вам приготовить вопрос по теме «Имя существительное» и задать одноклассникам. (По цепочке: отвечающий задает свой вопрос)
? – Какие задачи ставили на уроке? Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока)
В справочной тетради восстановить опорную схему и приготовиться рассказать об имени существительном.
Составить текст(4-5 предложений) на тему «Звуки весны». Определить падеж существительных.
Творческое задание (по желанию):
Составить текст на тему «Звуки весны», состоящий преимущественно из существительных.
? – Может ли текст состоять в основном из существительных?
Шепот, робкое дыханье,
Серебро и колыханье
Свет ночной. Ночные тени.
Ряд волшебных изменений
? – Чем интересно это стихотворение?
Учащиеся задают вопросы и отвечают на них.
1 – 2 учащихся оценивают свою деятельность на уроке.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Урок общеметодологической направленности «Русский язык», 4 класс по теме «Части речи»
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта УОМН русский язык 4 класс (2).docx
Учитель: __Утробина О.И
Технологическая карта урока (русский язык)
Цель: Систематизация (обобщение) знаний о частях речи.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способы деятельности по структурированию и систематизации знаний и умений по теме.
Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по изучаемой теме и включение их в общую систему знаний.
Тип урока УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ (ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
-познакомить с названием раздела русского языка;
— распознавать изученные части речи,
-указывать грамматические признаки частей речи,
-использовать специальную терминологию при определении части речи;
— ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость полученных знаний ;
— делать выводы на основе обобщения;
-использовать знаково-символические средства представления информации;
— сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
— осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,
— сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;
— подтверждать аргументы фактами;
— слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;
— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
— о формлять свои мысли в устной форме.
— признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
— проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками
Межпредметные связи: литературное чтение
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
1.Мотивации (самоопределения) деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.
Учитель мотивирует на учебную деятельность.
«Знаешь- говори, не знаешь- слушай и запоминай»
Объясняют значение выражения
Цель: актуализация используемых способов
1.Чтение сказки. Отработка навыков чтения.
-О чем прочитали текст?
3.Работа со словами из словаря. Запись под диктовку.
Черный, аппетит, сверкать, тарелка, инженер, расстояние, еще, четыре, издалека.
Критерии оценивания: 1 ош.-4, 2ош-3,4 ош-2
Отрабатывают навыки чтения разными способами.
-Записывают слова под диктовку
-Взаимопроверка тетрадей по словарю
3.Постановка учебной задачи Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока.
По первым буквам слов составить слова.
-Что такое «Части речи»? (слова, которые имеют какие-то признаки)
-В русском языке раздел, который изучает части речи, их морфологические и грамматические признаки называется «Морфология»
Части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные
-Что знаем по этой теме?
— Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?
Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок.
Составляют слова «Части речи»
Определяют тему урока
Предлагают варианты формулирования цели урока.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.
-Как имеющуюся информацию сделать компактной?
-С помощью чего мы можем систематизировать знания по теме
Учащиеся предлагают варианты (схема, таблица)
Удобно, легко запомнить, пригодится при изучении материала в дальнейшем
5.Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности
Что вы можете рассказать о частях речи, используя схему?
Рассказывают с опорой на схему о частях речи
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Определить, какой частью речи являются слова из словаря
Для чего мы с вами систематизировали знания в виде таблицы? Где могут пригодиться эти знания?
В тетради указывают части речи
7.Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике
Самостоятельная работа.Запись предложения под диктовку
На чёрном небе сверкали лишь звезды, но луны не было. Незнайка на Луне (Н. Н. Носов )
Выполняют морфологический разбор слов: на черном (небе), сверкали, луны
Цель : самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия
Чему учились на уроке?
Какой новый способ помог при выполнении заданий?
Самооценка. Продолжить предложения:
«Я понял….» «Я смогу объяснить…»
«Я испытывал трудности…»
Подводят итоги. Анализируют собственную деятельность на уроке.
Лингвистическая сказка по русскому языку
В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол, Числительное, Наречие и другие. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное на это восклицает: Нет, я важнее, потому что красивее. Возражает всем Глагол: А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом?
И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Все части речи вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? – спросили разом все. И ответил бородач: Я – Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Проговорил Глагол: Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты? Все вы важны, все вы нужны, Нет среди вас ни главного, нет и второстепенного,- промолвил старец. Задумались части речи. И перестали спорить.
Стали они жить дружно и счастливо одной большой дружной, неразлучной семьей.
Лингвистическая сказка по русскому языку
В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол, Числительное, Наречие и другие. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное на это восклицает: Нет, я важнее, потому что красивее. Возражает всем Глагол: А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом?
И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Все части речи вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? – спросили разом все. И ответил бородач: Я – Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Проговорил Глагол: Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты? Все вы важны, все вы нужны, Нет среди вас ни главного, нет и второстепенного,- промолвил старец. Задумались части речи. И перестали спорить.
Стали они жить дружно и счастливо одной большой дружной, неразлучной семьей.
Урок общеметодологической направленности
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний об имени прилагательном
Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по теме имя прилагательное и включение их в общую систему знаний
Задачи
Предметные:
— формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
— познакомить с существенными признаками этой части речи;
— формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте и в речи;
Метапредметные:
— показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;
— развивать познавательные УУД: обработка и систематизация информации, сравнение, анализ, ;
— развивать регулятивные УУД: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность, самооценка, взаимооценка.
— развивать коммуникативные УУД: точное выражение мысли, взаимодействие, сотрудничество
1.Мотивация (самоопределения) деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке
Всем известно мы – способные ученики!
Любая тема нам по плечу,
С проблемой справимся с любой –
Ведь мы – исследователи, друг мой!
— Отгадайте мою загадку
— Почему вы её не поняли?
— К какой части речи относятся слова?
— Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?
-Послушайте ещё раз:
Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитки)
— Какие слова помогли отгадать загадку?
— Что они обозначают? (признак предмета )
— О каких словах пойдёт речь на уроке?
— Как бы вы сформулировали тему урока?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить. (О. Головко)
Формулировка темы урока
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин
— Приведите примеры имен прилагательных.
Вспоминают, что знают о прилагательном
Приводят примеры прилагательных
3.Постановка учебной задачи
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока
— Кому было трудно? Как вы думаете почему? (проходили в первом классе, забыли)
— Что предстоит сделать на уроке?
— Что будем отрабатывать?
Формулируют задачи собственной деятельности
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез
— Предлагаю вам перенести имеющуюся информацию в схему. Работаем в паре. На работу 3 мин.
— Сравните свою таблицу с образцом.
— Где возникли трудности?
— Почему получились свободные места?
— Расскажите, что мы знаем о прилагательном
— Сегодня на уроке эта схема – подсказка, помощник
Переводят материалы рисунка в схему
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия. Разным формам организации деятельности
1. Значение прилагательных в речи
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце.
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце.
— О чём первый текст? О чём второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Докажите.
— Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее).
— Для чего нужны прилагательные? (Для красоты описания).
2. Упр. в нахождении прилагательных
— Подчеркните прилагательные. Докажите что вы выполнили задание правильно
— Что объединяет слова каждой строки? ( однокоренные)
3. Согласование прилагательных в речи
— Что нужно сделать в упражнении?
— Как подбирали слова?
4. Упражнение в определении значения имени прилагательных
— Какие могут быть признаки прилагательных?
— Распределите их по корзинам. 1 ряд – запахи,