Урок общеметодологической направленности русский язык + видео обзор

Урок ФГОС общеметодологической направленности
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе :Герасимова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№2 г. Петровска Саратовской области»

Предмет: русский язык

Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составительА.Д Шмелев. Издательский центр «Вентана –Граф», 2012. В 2 частях

Тема урока: Содержание и форма. Рассказ. Композиция..

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о способности учащихся к новому способу действия

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Учащиеся внимательно слушают учителя, комментируют притчу и эпиграф урока,выработывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

«надо») – чтобы не было конфликтов

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности

Учащиеся заполняют кластер по теме «Осложненное простое предложение», выполняют синтаксический разбор предложений.

Поиск и выделение необходимой информации;

умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

Умение анализировать языковой материал (П).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение анализировать языковой материал (П).

Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами(Р).

Поиск и выделение необходимой информации (О).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности ;систематизировать и обобщить знания по композиции рассказа.

Учитель предлагает ещё один прием работы с информацией-составление сорбонок(небольших карточек).

Составление сорбонок (карточек).

Проверка теоретического материала.

Организует динамичную физкультминутку. См.приложение)

Музыкальная физминутка ( автор :Макеева Вера Николаевна

Тогучинского р-на Новосибирской обл.)

З человека выборочно проверяют класс.

Музыкальную физминутку проводят заранее подготовленные дети.

Формирование способности к новому способу действия

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).

Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И). Умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).

IV. Этап включения изученного в систему знаний

Цель:. Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).

Организует работу с упражнением №108 Проанализировать композицию рассказа,выделить все части.Крастко описать каждую часть.

Организует работу с упр.110

Организует проверку по эталону

Работают с упражнением №110,слушают аудиприложение, анализируют композицию,записывают трассказ.,делают вывод..

Проверяют по эталону.

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Личностный результат УУД:

— стремление к речевому самосовершенствованию.

Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).

Заполнить кластер по теме урока.

Прием «Фантазёр». Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Заполняют кластер. Делают выводы.

Называют способы применения кластера,сорбонок в жизни, в других предметных областях.

Личностный результат УУД:

— способность к самооценк.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Источник

Конспект урока русского языка общеметодологической направленности Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Урок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский языкУрок общеметодологической направленности русский язык

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Учитель русского языка и литературы

Кутырева Ольга Викторовна

Предмет русский язык

Тема урока Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Тип урока Обобщение и систематизация знаний /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Содержательная цель выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

Формирование УУД личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы), регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).

Образовательные: обобщить, систематизировать и структурировать знания об имени существительном как части речи

Развивающие: развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Мы с вами в очередной раз встретились на уроке русского языка. Давайте посмотрим в глаза друг другу и настроимся на плодотворную работу.

Задание: Урок я начну со стихотворения, а вы попытайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке.

Джинсы, майки и штиблеты

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Села, города, планеты –

Это тоже все …(предметы).

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они …(существительные).

? – Так о чем будем говорить на уроке?

Задание: составьте ассоциативный ряд к слову СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Учащиеся добавляют необходимые по смыслу слова: предметы, существительное.

Записываем тему урока: Имя существительное.

Учащиеся предлагают варианты: род, число, падеж, и т.д.

3. Постановка учебной задачи.

У: Сколько всего мы уже знаем об имени существительном. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?

Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок.

? – Для того чтобы обобщить и систематизировать сои знания, какие задачи мы перед собой поставим? (Что мы должны сделать? Что нам поможет очень емко, зрительно представить имя существительное как часть речи?)

Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль существительных.

Закрепить умение определять эти признаки у существительных в предложении.

Составить опорную схему (кластер) по теме.

(на доске вывешивается начало схемы: имя существительное)

Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать.

Повторить признаки имени существительного.

Закрепить умение определять эти признаки у существительных.

Составить опорную схему по теме.

Построение проекта выхода из затруднения

? – По каким признакам вы определили, что это существительные?

? – Чем мы дополним схему?

2. Игра «Мешок со словами». (Работа в парах).

Задание: Вам даны конверты со словами. Нужно разделить слова на группы, объяснить, по какому принципу разделили. Дать понятие об этих группах слов.

1 ряд: (на 2 группы) поляна, песня, город, здание, ребенок, щенок, соловей, муха.

2 ряд (на 2 группы): город, остров, озеро, книга, журнал, Ишим, Байкал, Сахалин, «Муму», Енисей.

3 ряд (на 4 группы): борщ, шампунь, курица, команда, гнездо, болото, грязнуля, рёва.

(1 пара с каждого ряда отвечает).

3. Работа с текстом.

Задание: Списать текст, вставить пропущенные орфограммы.

Тишь в сосновом лесу. Пахнет смолой и землей. Сказочными великанами стоят сосны среди молодого подрастающего леса. Одна к другой тесно жмутся покрытые зеленой хвоей молодые сосенки.

? – О чем текст? (Тема текста)

? – Как можно озаглавить текст, опираясь на тему текста?

? – Чем отличаются существительные первых двух предложений?

1 ряд – найти существительные 1 скл., определить у них падеж, подчеркнуть так, каким членом предложения они являются.

2 ряд – найти существительные 2 скл., определить у них падеж, подчеркнуть так, каким членом предложения они являются.

3 ряд – найти существительные 2 скл., определить у них падеж, подчеркнуть так, каким членом предложения они являются.

? – как определяли склонение существительных? Падеж?

? – Какую грамматическую категорию существительного еще не назвали? Что мы знаем о числе имен существительных?

? – Каким членом предложения может быть существительное?

Дополняют схему: вопросы Кто? Что? Предмет.

1 ряд : существительные одушевленные – неодушевленные.

3 ряд: существительное женского, мужского, среднего и общего рода (дополняем схему).

Предполагаемый ответ: склонением и падежами. Дополняют схему.

1 ряд – смолой, землей, сосны, хвоей, сосенки.

2 ряд – великанами, леса.

Учащиеся делают вывод.

Категорию числа. Дополняем схему.

Существительные изменяются по числам или употребляются только в единственном или во множественном числе.

Первичное закрепление во внешней речи.

Рассказать об имени существительном по опорной схеме.

1 ученик начинает, другой продолжает, и т.д.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Выполнить морфологический разбор имени существительного. ( одного по выбору).

Оценить сою работу.

? – Где нам пригодится составленная схема и знания, которые мы обобщили?

Морфологический разбор существительных и проверка по эталону. Самооценка.

На предстоящем экзамене.

Предлагаю вам приготовить вопрос по теме «Имя существительное» и задать одноклассникам. (По цепочке: отвечающий задает свой вопрос)

? – Какие задачи ставили на уроке? Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока)

В справочной тетради восстановить опорную схему и приготовиться рассказать об имени существительном.

Составить текст(4-5 предложений) на тему «Звуки весны». Определить падеж существительных.

Творческое задание (по желанию):

Составить текст на тему «Звуки весны», состоящий преимущественно из существительных.

? – Может ли текст состоять в основном из существительных?

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной. Ночные тени.

Ряд волшебных изменений

? – Чем интересно это стихотворение?

Учащиеся задают вопросы и отвечают на них.

1 – 2 учащихся оценивают свою деятельность на уроке.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Источник

Урок общеметодологической направленности «Русский язык», 4 класс по теме «Части речи»

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта УОМН русский язык 4 класс (2).docx

Учитель: __Утробина О.И

Технологическая карта урока (русский язык)

Цель: Систематизация (обобщение) знаний о частях речи.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способы деятельности по структурированию и систематизации знаний и умений по теме.

Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по изучаемой теме и включение их в общую систему знаний.

Тип урока УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ (ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

-познакомить с названием раздела русского языка;

— распознавать изученные части речи,

-указывать грамматические признаки частей речи,

-использовать специальную терминологию при определении части речи;

— ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость полученных знаний ;

— делать выводы на основе обобщения;

-использовать знаково-символические средства представления информации;

— сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

— осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,

— сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

— подтверждать аргументы фактами;

— слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

— о формлять свои мысли в устной форме.

— признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

— проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками

Межпредметные связи: литературное чтение

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Мотивации (самоопределения) деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.

Учитель мотивирует на учебную деятельность.

«Знаешь- говори, не знаешь- слушай и запоминай»

Объясняют значение выражения

Цель: актуализация используемых способов

1.Чтение сказки. Отработка навыков чтения.

-О чем прочитали текст?

3.Работа со словами из словаря. Запись под диктовку.

Черный, аппетит, сверкать, тарелка, инженер, расстояние, еще, четыре, издалека.

Критерии оценивания: 1 ош.-4, 2ош-3,4 ош-2

Отрабатывают навыки чтения разными способами.

-Записывают слова под диктовку

-Взаимопроверка тетрадей по словарю

3.Постановка учебной задачи Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока.

По первым буквам слов составить слова.

-Что такое «Части речи»? (слова, которые имеют какие-то признаки)

-В русском языке раздел, который изучает части речи, их морфологические и грамматические признаки называется «Морфология»

Части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные

-Что знаем по этой теме?

— Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?

Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок.

Составляют слова «Части речи»

Определяют тему урока

Предлагают варианты формулирования цели урока.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.

-Как имеющуюся информацию сделать компактной?

-С помощью чего мы можем систематизировать знания по теме

Учащиеся предлагают варианты (схема, таблица)

Удобно, легко запомнить, пригодится при изучении материала в дальнейшем

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности

Что вы можете рассказать о частях речи, используя схему?

Рассказывают с опорой на схему о частях речи

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Определить, какой частью речи являются слова из словаря

Для чего мы с вами систематизировали знания в виде таблицы? Где могут пригодиться эти знания?

В тетради указывают части речи

7.Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике

Самостоятельная работа.Запись предложения под диктовку

На чёрном небе сверкали лишь звезды, но луны не было. Незнайка на Луне (Н. Н. Носов )

Выполняют морфологический разбор слов: на черном (небе), сверкали, луны

Цель : самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия

Чему учились на уроке?

Какой новый способ помог при выполнении заданий?

Самооценка. Продолжить предложения:

«Я понял….» «Я смогу объяснить…»

«Я испытывал трудности…»

Подводят итоги. Анализируют собственную деятельность на уроке.

Лингвистическая сказка по русскому языку

В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол, Числительное, Наречие и другие. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное на это восклицает: Нет, я важнее, потому что красивее. Возражает всем Глагол: А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом?
И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Все части речи вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? – спросили разом все. И ответил бородач: Я – Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Проговорил Глагол: Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты? Все вы важны, все вы нужны, Нет среди вас ни главного, нет и второстепенного,- промолвил старец. Задумались части речи. И перестали спорить.
Стали они жить дружно и счастливо одной большой дружной, неразлучной семьей.

Лингвистическая сказка по русскому языку

В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол, Числительное, Наречие и другие. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное на это восклицает: Нет, я важнее, потому что красивее. Возражает всем Глагол: А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом?
И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Все части речи вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? – спросили разом все. И ответил бородач: Я – Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Проговорил Глагол: Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты? Все вы важны, все вы нужны, Нет среди вас ни главного, нет и второстепенного,- промолвил старец. Задумались части речи. И перестали спорить.
Стали они жить дружно и счастливо одной большой дружной, неразлучной семьей.

Источник

Урок общеметодологической направленности

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний об имени прилагательном

Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по теме имя прилагательное и включение их в общую систему знаний

Задачи

Предметные:

— формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;

— познакомить с существенными признаками этой части речи;

— формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте и в речи;

Метапредметные:

— показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;

— развивать познавательные УУД: обработка и систематизация информации, сравнение, анализ, ;

— развивать регулятивные УУД: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность, самооценка, взаимооценка.

— развивать коммуникативные УУД: точное выражение мысли, взаимодействие, сотрудничество

1.Мотивация (самоопределения) деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке

Всем известно мы – способные ученики!

Любая тема нам по плечу,

С проблемой справимся с любой –

Ведь мы – исследователи, друг мой!

— Отгадайте мою загадку

— Почему вы её не поняли?

— К какой части речи относятся слова?

— Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?

-Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитки)

— Какие слова помогли отгадать загадку?

— Что они обозначают? (признак предмета )

— О каких словах пойдёт речь на уроке?

— Как бы вы сформулировали тему урока?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная.

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить. (О. Головко)

Формулировка темы урока

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин

— Приведите примеры имен прилагательных.

Вспоминают, что знают о прилагательном

Приводят примеры прилагательных

3.Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока

— Кому было трудно? Как вы думаете почему? (проходили в первом классе, забыли)

— Что предстоит сделать на уроке?

— Что будем отрабатывать?

Формулируют задачи собственной деятельности

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез

— Предлагаю вам перенести имеющуюся информацию в схему. Работаем в паре. На работу 3 мин.

— Сравните свою таблицу с образцом.

— Где возникли трудности?

— Почему получились свободные места?

— Расскажите, что мы знаем о прилагательном

— Сегодня на уроке эта схема – подсказка, помощник

Переводят материалы рисунка в схему

5. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия. Разным формам организации деятельности

1. Значение прилагательных в речи

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце.

— О чём первый текст? О чём второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Докажите.

— Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее).

— Для чего нужны прилагательные? (Для красоты описания).

2. Упр. в нахождении прилагательных

— Подчеркните прилагательные. Докажите что вы выполнили задание правильно

— Что объединяет слова каждой строки? ( однокоренные)

3. Согласование прилагательных в речи

— Что нужно сделать в упражнении?

— Как подбирали слова?

4. Упражнение в определении значения имени прилагательных

— Какие могут быть признаки прилагательных?

— Распределите их по корзинам. 1 ряд – запахи,

Источник

Видео

Поделиться или сохранить к себе:
Технологии | AltArena.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.